Колодяжная Т.П.1, Маркарян И.А.2, Косачева А.А.3 ©
1Доцент кафедры коррекционной педагогики; 2доцент кафедры дошкольного образования,
1 2
, Южный федеральный университет;
3
заместитель заведующего БМДОО № 23 г. Батайск
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УСЛОВИЙ В ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация
В статье раскрывается вопрос охраны, укрепления здоровья и его сбережения детей, посещающих дошкольную образовательную организацию. Здоровье рассматривается - как процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций. Показаны особенности работы, направленной на воспитание культуры здоровья, которая позволяет повысить компетентность в педагогической деятельности, педагогов.
Ключевые слова: культура здоровья, безопасности жизнедеятельности, дошкольный возраст, здоровьесбережение.
Keywords: culture of health, safety, preschool age, health care.
В современных сложных социально-экономических условиях вопросам здоровья детей придается особое значение. Современная образовательная система характеризуется противопоставлением требований к обеспечению безопасности жизнедеятельности, охране физического и психологического здоровья воспитанников дошкольных образовательных организаций (ДОО) и необходимости организации педагогического процесса на основе принципов гуманистической педагогики и психологии, которые ориентированны на организацию свободы выбора ребенком способов деятельности и отношений, защиту прав и достоинств детей.
Современное социально философское знание рассматривает проблему здоровья через сохранение, воплощение в человеке огромного многовекового опыта народа, утвердившегося в многообразных формах и моделях безопасной жизнедеятельности (Ю.Н. Мотин, С.А. Проскурин). В качестве важнейшей социальной функции системы безопасности выделяется «функция социализации, заключающаяся в формировании у населения (через систему научно продуманных, организационно оформленных, материально и финансово обеспеченных мероприятий) определенных норм, ценностей, стереотипов поведения направленных на создание таких условий, при которых личность свободно ориентировалась бы в правилах и механизмах обеспечения безопасности».
Гуманистическая направленность педагогического процесса дает возможность помочь ребенку и дать ему средства защиты от внешних неблагоприятных условий бытия [10].
Процесс педагогической защиты предполагает создание в образовательном процессе систему мер обеспечивающих физическую, психологическую и социальную безопасность и направленную на формирование у детей способности к защите себя и других людей [8]. В настоящее время здоровье подрастающего поколения - является одним из приоритетных направлений работы дошкольной образовательной организации.
Современные авторы, В.А. Худик, И.В. Тельнюк выделяют три основных блока безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста: блок здоровьесбережения (организация здорового образа жизни, соблюдение норм и правил по уходу за ребенком в семье, дошкольной организации, формирование положительных привычек); блок моторно-сенсорной (двигательной) безопасности (создание условий организации быта детей, при которых риск угрозы травматизма был бы минимальным, а способы поведения ребенка в подобных ситуациях - адекватными и отражающими знания и опыт деятельности); блок коммуникативноинформационной безопасности (лучшее воспитательное воздействие - личный пример
© Колодяжная Т.П., Маркарян И.А., Косачева А.А., 2014 г.
родителей, воспитателей, окружающих взрослых, обязательное предупреждение формирования зависимости от технико-информационных источников - телевизора, компьютера и др.) [2]. Все выделенные блоки в совокупности отражают направленность воспитательных мероприятий в аспекте формирования защитных механизмов поведения детей в социуме, способствуя адаптации и готовности их к взаимодействию с постоянно меняющимися условиями жизни.
Дошкольный возраст - это период, когда происходит становление физических и психических важных функций организма, закладывается фундамент его здоровья и развития на долгие годы (Т.Л. Богина, Н.И. Бочарова, Е.Н. Вавилова, В.В. Зеньковский, Ю.Ф. Змановский,
Э.Я. Степаненкова и др.) [3;4;5,6]. О.А. Ахвердова, В.А. Машна в своих исследованиях дают определение культуры здоровья, которая рассматривается как интегративное личностное образование, являющееся выражением гармоничности, богатства и целостности личности, универсальности ее связей с окружающим миром и людьми, а также способности к активной творческой жизнедеятельности.
Понятие «культура здоровья» как осознание ребенком себя как части природы, своего уникального и совершенного создания, выполнение определенных правил, движений, действий, способствующих сохранению целостности системы «человек - природа» и сигнализирующих окружающим свою эмоциональную расположенность и открытость миру, рассматривается в исследованиях Л.В.Абдульмановой [1].
В.И. Ковалько [7] отмечает, что здоровье - это процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни. В современных исследованиях Л.Н. Иваницкой, Г.А. Кураева, М.И. Ледновой, Г.И. Морозовой большое значение придается психофизиологическим показателям здоровья.
Большинство современных исследований в сфере формирования культуры здоровья свидетельствуют о том, что «сегодняшние» дети в большинстве своём испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течении дня гораздо ниже возрастной нормы.
Дети дошкольного возраста очень много времени проводят в сидячем положении (за столами, у телевизора, компьютера и т.д., т.п.) и тем самым увеличивается статическая нагрузка на определенные группы мышц, что вызывает их утомление и снижение работоспособности скелетной мускулатуры. А это всё влечет за собой нарушения осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости,
выносливости, гибкости и физической силы.
По мнению академика Н. М. Амосова, ребенок сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия. Два последних обстоятельства ведут, по мнению ученых, к акселерации -ускоренному развитию организма ребенка и в первую очередь, к увеличению роста и веса тела. Внутренние же органы в своём развитии отстают от роста, поэтому возникают различные отклонения и заболевания. В связи с этим, основными задачами дошкольной образовательной организации выступают:
- охрана и укрепление здоровья детей;
- формирование жизненно необходимых умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- обеспечение физического и психического благополучия.
Интенсификация решения поставленных задач может осуществляться при условии использования всех средств физического воспитания. Это и рациональный режим, и закаливание и движение. На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребенка в дошкольной образовательной организации. Результаты физического развития детей зависят, прежде всего, от профессиональной подготовки педагога, а значит необходимо продумать систему методической работы по совершенствованию мастерства педагогов в сочетании с контролем за организацией воспитательно-образовательного процесса.
Проблема сохранения и укрепления здоровья человека является одной из актуальных не только в России, но и во всем мире. Крупномасштабные изменения в атмосфере создают неблагоприятные условия для жизнедеятельности людей. К ним относятся глобальные нравственно-экологический и экономический кризисы, стремительно растущая технологизация жизни, увеличивающийся поток информации, требующий самоосмысления, убыстряющийся темп развития, а также усиливающаяся отчужденность социальных отношений. Возрастает влияние стрессогенного фактора урбанистического образа жизни. От человека в современном обществе требуется способность к быстрой адаптации к меняющимся условиям жизни и кризисным ситуациям, что требуют повышенных физических, психических и интеллектуальных усилий, ясной ценностной ориентации, а, следовательно, и высокого уровня здоровья.
В целях физического воспитания и оздоровления детей и взрослых, применяются следующие группы средств: физические упражнения; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы. Основным специфическим средством являются физические упражнения, вспомогательными средствами - оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.
Комплексное использование этих средств позволяет специалистам по физической культуре и спорту и другим специалистам эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Учитывая необходимость активного использования здоровьесберегающих программ и технологий, стимулирующих приобретение опыта ценностного отношения к своему здоровью в дошкольном образовательной организации необходимо создание модели или проекта процесса сотрудничества педагогов ДОО и родителей с целью формирования культуры здоровья растущего ребенка на этапе дошкольного детства.
Формирование культуры здоровья детей дошкольного возраста будет идти успешно, если будет:
■У определена сущность феномена культуры здоровья дошкольника;
У организован процесс сотрудничества педагогов ДОО и родителей как воспитательная технология коллективного творческого дела;
У обеспечена компетентность педагогов ДОО и родителей в области культуры здоровья и их здоровьесозидающая позиция;
У создана здоровьесозидающая среда, направленная на формирование и воспитание культуры здоровья детей дошкольного возраста, и организована как игровая, адекватная возрастным особенностям.
Вся эта работа ориентирована на оздоровление детей, улучшение медико-социальных условий пребывания ребенка в детском саду, а также, обеспечит формирование культуры здоровья детей, их родителей и педагогов, работающих в ДОО.
Успешность реализации проекта или модели будет зависеть от выполнения определенного набора задач:
- определить педагогические условия, необходимые для формирования культуры здоровья дошкольников в процессе сотрудничества педагогов ДОО и родителей.
- разработать и апробировать содержание этапы и направления работы сотрудничества педагогов ДОО и родителей, направленное на организацию здоровьесозидающей жизнедеятельности дошкольников.
- разработать критерии, показатели диагностики культуры здоровья дошкольников.
- воспитать у субъектов воспитательно-образовательного процесса потребность в здоровом образе жизни.
- создать систему физкультурно-оздоровительного просвещения родителей.
- создать среду ДОО таким образом, чтобы все субъекты воспитательно -образовательного пространства имели возможность получения социально-эмоциональной поддержки.
- создать систему работы по сохранению и укреплению здоровья детей и взрослых.
Реализация такого подхода к здоровьесбережению детей основана на приоритете интеграции акмеологического, культорологического, синергетического и аксиологического подходов к образованию и использует идеи целостного развития растущего человека, саморазвития и самореализации, достижения ребенком вершин жизнедеятельности в дошкольный период детства применительно к проблемам ведения здорового образа жизни с учетом возрастного развития [9].
Исследование различных подходов к решению здоровьесберегающих,
здоровьеформирующих вопросов позволяют определить основные направления деятельности, охватывающие различные стороны работы сотрудников дошкольной образовательной организации:
- формирование основ здорового образа жизни детей и взрослых;
- комплексная стратегия улучшения здоровья и формирование культуры здоровья субъектов воспитательно-оздоровительного процесса;
- оздоровление детей.
В заключении можно отметить, что работа, направленная на воспитание культуры здоровья, позволит повысить компетентность в управленческой и педагогической деятельности администрации, педагогов, представителей общественных структур и родителей ДОО. Также повысится уровень культуры здоровья у субъектов воспитательно-образовательного процесса.
Литература
1. Абдульманова Л.В. Здоровый образ жизни как ценность культуры здоровья. Теоретические и прикладные проблемы детской антропологии. //Материалы межд. Науч.-практ. Конф., 3-4 декабря 2003 г. Ч.2. Ставрополь, 2003.
2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - М., 1998.
3. Аветисов Э.С. Физкультура при близорукости / Аветисов Э.С., Курпан Ю.И., Ливадо Е.И. - М.: Сов. спорт, 1993.
4. Богина Т.Л. Определение комплекса показателей физического развития и состояния здоровья детей 4-7 лет // Физическая подготовленность школьников.: -М., 1988.- С. 4-21
5. Бочарова Н.И. Воспитание у дошкольников привычки к здоровому образу жизни.// Современные проблемы дошкольного образования. Материалы междунар. науч. практ. конф., посвященной 100-летию А.В. Кенеман 10-11 апреля 1996.- М., 1996. с.145-147.
6. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. - М., 1986.
7. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2007.
8. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением.- М., 2008.
9. Колодяжная Т.П., Чекунова Е.А. Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада, М.Перспектива, 2010.
10. Чумичева Р.М. Управление качеством дошкольного образования. - Ростов н/Д, 2001.