Научная статья на тему 'Практическая реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве ДОО в условиях внедрения ФГОС до'

Практическая реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве ДОО в условиях внедрения ФГОС до Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / СТАНДАРТ / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТРЕТЧИНГ / РЕЛАКСАЦИЯ / ПРОБЛЕМНО-ИГРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ / РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА / СТЕП-АЭРОБИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харламова Н.А., Фролова И.А.

В данной статье раскрывается тема использования здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО, создание условий для формирования основ здорового образа жизни, укрепление здоровья каждого ребенка, гармоничное физическое развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практическая реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве ДОО в условиях внедрения ФГОС до»

142

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

6. Голенкова И.В. Социально-педагогическая адаптация дошкольников в

группах кратковременного пребывания: дис...канд. пед. наук [Электрон-

ный ресурс] / И.В. Голенкова. - Волгоград, 2008. - 193 с.

7. Грицанов А.А. Новейший философский словарь / сост. А.А. Грица-нов. - Мн., 1998.

8. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А.А. Налчаджян. - М.: Эксмо, 2010. - 368 с.

9. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов - СПб.: Прайм-ЕВРО-Знак, 2006. -497 с.

10. Сидоркина ТЮ. Адаптация часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению: дис. ... канд. псих. наук [Электронный ресурс] / Т.Ю. Сидоркина. - Красноярск, 2012. - 273 с.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОО В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДО

© Харламова Н.А.*, Фролова И.А.*

Детский сад № 25 «Умка», г. Саяногорск

В данной статье раскрывается тема использования здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО, создание условий для формирования основ здорового образа жизни, укрепление здоровья каждого ребенка, гармоничное физическое развитие.

Ключевые слова: ФГОС, стандарт, здоровье, здоровьесберегающие технологии, стретчинг, релаксация, проблемно-игровые занятия, коммуникативные игры, ритмическая гимнастика, степ-аэробика.

Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...

В.А. Сухомлинский

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей в соответствии с определением Стандарта - это комплексная

* Старший воспитатель.

* Инструктор по физической культуре.

Теория и методика дошкольного образования

143

программа формирования их знаний, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы ДОО. И потому, одна из главных задач современного педагога - научить детей культуре здорового и безопасного образа жизни. Но для этого не достаточно таких мероприятий, как физминутки, игры, пальчиковая гимнастика, необходимы комплексные формы и методы работы.

Цель нашей работы: создание условий для формирования основ здорового образа жизни, укрепление здоровья каждого ребенка, гармоничное физическое развитие.

Для достижения поставленной цели решаем следующие задачи:

- создать условия для формирования жизненно необходимых двигательных навыков в соответствии с возрастными и индивидуальными способностями;

- создать условия для воспитания стремления к здоровому образу жизни; для обеспечения физического и психического благополучия;

- способствовать преемственности целей и задач и содержания образования реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) по вопросам физического развития;

Для наиболее эффективного решения поставленных целей и задач создаем условия:

Применение современных образовательных технологий

Творческая организация образовательного процесса

Взаимодействие с семьями воспитанников

Вариативность

использования

образовательно-

гоматериала

Рис. 1

Использование здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду осуществляется в следующих формах:

- технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация,

144

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика корригирующая, гимнастика, степ-аэробика.

- технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые занятия, коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», точечный самомассаж.

- коррекционные технологии: технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, аромотерапия.

Используемый комплекс здоровьесберегающих технологий дает возможность укрепить здоровье воспитанников, сформировать стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, сохранять стабильно высокую посещаемость детьми детского сада. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дети учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Процесс обучения носит дифференцированный, вариативный характер. Наряду с традиционными методами физического воспитания в нашем ДОО используются нетрадиционные формы и средства: ритмическая гимнастика, степ-аэробика, занятия с использованием тренажеров, нестандартного оборудования, профилактическая гимнастика, досуги и праздники, тематические недели, оздоровительный дозированный бег в теплое время года; «дорожки здоровья», интегрированные занятия, НОД с использованием пиктограмм, мультимедиа, свободная самостоятельная деятельность со спортивным оборудованием на основе накопленного опыта. Результатом является устойчивый интерес дошкольников к занятиям по физическому развитию. По результатам опроса у 84 % детей физкультура -любимое занятие.

Согласно ФГОС ДО педагоги активно используют интегрированный подход к педагогическому процессу в рамках интеграции образовательных областей «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» в содержание ОО «Физическое развитие», что обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, которые направлены на физическое развитие воспитанников.

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей важным условием в рамках внедрения ФГОС ДО является организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, в том числе и в спортивном зале. РППС спортивного зала при была реформирована, обновлена и отвечает современным требованиям: трансформируемость, полифункциональность, доступность, безопасность.

С 2006 в ДОО функционирует спортивно-оздоровительный кружок «Здоровячок», с целью обеспечения полноценного физического развития и развития у детей двигательного творчества. В соответствии с основными

Теория и методика дошкольного образования

145

принципами концепции физической культуры и спорта в РФ реализация стратегических задач предполагает активизацию мер по поиску, выявлению и сопровождению спортивно-одаренных детей и созданию оптимальных условий для их развития. Таким образом, возникла необходимость написания и внедрения программы по работе со спортивно одаренными детьми. Работа по данному проекту ведется в рамках дополнительного образования. Цель: выявление и сопровождение спортивной одаренности. Совместно с педагогом-психологом разработаны индивидуальные маршруты развития одаренных детей.

Одной из важных проблем является нарушение опорно-двигательного аппарата, широко распространенное в среде дошкольников. Поэтому в течение 5 лет ведется работа над проблемой профилактики и коррекции плоскостопия. Был разработан проект «Степ-аэробика для дошкольников». Цель: создание условий для укрепления и сохранения здоровья дошкольников; укрепления мышечного корсета, подвижности суставов, коррекции и профилактики плоскостопия.

Занятия степ-аэробикой обязательно сопровождаю бодрой, ритмичной музыкой, которая создает у детей хорошее настроение. В нашем ДОО степ-аэробика применяется в различных формах организации детской деятельности:

- в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительностью (25-30 мин.);

- как часть занятия продолжительность от 10 до 15 мин.);

- в форме утренней гимнастики;

- в показательных выступлениях детей на праздниках;

- как степ-развлечение.

Разработаны и используются комплексы степ-аэробики, картотека упражнений, разработан и внедрен в практику цикл коррекционных игр-упражнений для исправления осанки и плоскостопия.

В результате работы по профилактике и коррекции плоскостопия мы видим изменения свода стопы детей. При сравнении полученных показателей мы отметили положительную динамику у детей. Таким образом, при целенаправленном педагогическом воздействии возможна коррекция и улучшение физического состояния ребенка и эффективно использование данной технологии.

Активно ведется работа по разработке и внедрению методического материала по физкультурно-оздоровительной работе в ДОО. Разработаны, систематизированы и оформлены картотеки комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, бодрящей гимнастики после сна; подвижных игр и комплексов ОРУ для детей дошкольного возраста, нестандартное оборудование, которое вносит в каждое мероприятие с детьми элемент новизны. Подобрана фонотека: релаксирующая музыка, музыка для ОРУ, подвижных

146

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

игр, занятий, разминок. Весь материал активно используется среди педагогов ДОО. Сотрудничество с воспитателями и другими специалистами ДОО осуществляется в соответствии с планом совместной работы и на уровне творческого взаимодействия в разных формах: педагогические советы, консультации, тренинги, семинары-практикумы, психолого-медико-педагогические консилиумы, деловые игры, просмотр и анализ НОД и др. А также в организации культурно-досуговой деятельности воспитанников. Такая форма сотрудничества помогает скоординировать усилия и выбрать общие средства для максимального развития личности ребенка, сделать воспитательнообразовательный процесс более значимым и эффективным, обеспечить преемственность между всеми участниками образовательного процесса.

Особое внимание уделяем взаимодействию с родителями воспитанников. В начале года проводим анкетирование, на тему «Какое место занимает физкультура в вашей семье», автор Э.Я. Степаненкова. Обобщая результаты опроса, можно увидеть, что ценностные ориентации респондентов относительно значимости здоровья актуализированы и реализованы в повседневной жизнедеятельности слабо. Для решения данной проблемы ежегодно составляем перспективный план работы с родителями. Используем следующие формы работы с родителями: родительские собрания, анкетирование, фотовыставки, консультации, практикумы-семинары; спортивные праздники и развлечения, дни здоровья, дни открытых дверей и др. В родительских уголках регулярно размещается информация для родителей о способах сохранения и укрепления здоровья детей. Таким образом, в результате комплексной работы с родителями ежегодно возрастает интерес родителей к физическому развитию детей.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

Список литературы:

1. Азбука физкультминуток для дошкольников / В.И. Коваленко. - М.: Вако, 2006.

2. Двигательная активность ребенка в детском саду /М.А. Рунова. - М.: Мозаика-синтез, 2010.

3. Детский фитнес / Е.В. Сулим. - Сфера, 2012.

4. Занятия по физической культуре в детском саду / Е.В. Сулим. - Сфера, 2012.

5. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет / К.К. Утробина. - М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2008.

6. Оздоровительные игры для дошкольников / А.С. Галанова - СПб.: Речь, 2012.

Теория и методика дошкольного образования

147

7. Организация двигательной деятельности детей в детском саду / Т.Е. Харченко. - СПб.: ООО «Изд-во «Детство-пресс», 2010.

8. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении / Н.С. Голицына. - М.: Скрипторий, 2007.

9. Тематические дни и недели в детском саду / Е.А. Алябьева. -М.: Сфера, 2010.

10. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т.В. Хабарова. - Детство-пресс, 2011.

11. Подвижные игры / А.И. Русаков. - СПб., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.