Научная статья на тему 'Интеграция физкультурно - оздоровительных технологий как средство повышения уровня здоровья дошкольников'

Интеграция физкультурно - оздоровительных технологий как средство повышения уровня здоровья дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
279
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПРОЦЕСС / ИНТЕГРАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОГРАММА / HEALTH / INTEGRATION / COMPETENCE / PROGRAM / PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Денисова О. Б., Малозёмова И. И.

В статье освещены вопросы повышения уровня здоровья воспитанников через интеграцию известных технологий здоровьесбережения, адаптированных к возрастным и индивидуальным особенностям детей дошкольного возраста. Выявлена эффективность здоровьесберегающей деятельности в ДОО посредством использования физкультурно-оздоровительных технологии, способствующих повышению уровня здоровья и формированию основ культуры здоровьесбережения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Денисова О. Б., Малозёмова И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция физкультурно - оздоровительных технологий как средство повышения уровня здоровья дошкольников»

Денисова О.Б.

инструктор по физической культуре филиала МБДОУ - детского сада комбинированного вида «Надежда» детский сад комбинированного вида № 461, г.Екатеринбург

Малозёмова И.И.

кандидат педагогических наук, доцент Уральского государственного педагогического университета

ИНТЕГРАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В статье освещены вопросы повышения уровня здоровья воспитанников через интеграцию известных технологий здоровьесбережения, адаптированных к возрастным и индивидуальным особенностям детей дошкольного возраста. Выявлена эффективность здоровьесберегающей деятельности в ДОО посредством использования физкультурно-оздоровительных технологии, способствующих повышению уровня здоровья и формированию основ культуры здоровьесбережения.

Ключевые слова: здоровьесберегающий процесс, интеграция,

компетентность, программа.

Keywords: health, process, integration, competence, program.

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является укрепление и сохранение здоровья. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что формирование здоровья не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Здоровье человека - проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в условиях современной природно-социальной и экологической ситуации в Российской Федерации становится первостепенной. За последние годы сохраняется тенденция к ухудшению состояния здоровья детей.

Одним из главных условий успешности работы над повышением уровня здоровья дошкольников, является грамотная организация

здоровьсберегающего процесса в ДОО в целом, и педагогической деятельности специалиста, в частности.

Педагогическая деятельность инструктора по физической культуре в ДОУ должна быть направлена в первую очередь на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, на формирование у ребенка-дошкольника основ здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Одним из путей решения обозначенных задач стал поиск новых средств, методик и технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Проявляя заботу о здоровье детей средствами физической культуры, создана необходимая законодательная база, регламентирующая всю систему физического развития ребёнка, как в дошкольных организациях, так и в семье она обеспечивается нормативно-правовыми документами.

Здоровьесберегающая деятельность детского сада осуществляется в конкретных условиях, которые определяются множеством факторов: социокультурной средой, уровнем культуры здоровья данного педагогического коллектива и семей воспитанников, характером

взаимоотношений «дети-взрослые», «дети-дети», «педагоги-родители»,

медицинским обслуживанием, предметно-развивающей средой.

Анализ научной литературы показал, что вопросы здоровьесбережения глубоко изучены в сфере образования, активизирован поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей. Большую работу в этом направлении провели такие известные в сфере дошкольного образования ученые, как Л.Н. Волошина, В. А. Деркунская, М.А. Рунова, В.Г. Алямовская, и многие другие. Благодаря их исследованиям, создано программно-методическое обеспечение для дошкольных организаций, реализующих оздоровительные программы.

2

Лечебно-профилактическая работа в МБДОО № 461 г. Екатеринбурга осуществляется по модели, разработанной на основе трудов В. Алямовской. В использовании игровых технологий в физкультурной работе ориентируемся на труды Л.Н. Волошиной, В.Т.Кудрявцева. Актуальной задачей на современном этапе является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно-оздоровительной деятельности в детском саду.

Анализ состояния здоровья воспитанников посредством медикопедагогических наблюдений позволил выделить следующие проблемы:

• дети испытывают «двигательный дефицит»;

• несоответствие биологическому возрасту детей (18%);

• отклонение от нормы антропометрических показателей физического развития (14%);

• низкие показатели развития психофизических качеств (16,4%).

Анкетирование родителей воспитанников выявило следующую

проблему: 38% семей воспитанников не ориентированы на ЗОЖ, не являются союзниками педагогического коллектива в формировании компетентности здоровьесбережения у детей. А знания детей о гигиене, режиме, безопасного поведения часто не реализуются в практической деятельности, что свидетельствует об отсутствии мотивов и элементарных привычек ЗОЖ (31,3%).

Сделан вывод, многие воспитанники нуждаются в индивидуальных траекториях развития и укрепления здоровья ребенка, в особых средствах психофизического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти средства должны, в первую очередь, способствовать оптимизации физического, психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития.

3

Работа по осуществлению повышения уровня здоровья и формирования культуры здоровья для всех субъектов образовательного процесса ведется в ДОО на протяжении многих лет.

На первом этапе были изучены и апробированы:

- программа В.Г. Алямовской «Здоровье», направлена на воспитание здорового физически, разносторонне развитого, инициативного, раскрепощенного ребенка;

- оздоровительно-развивающая программа Ж.Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной «СА-ФИ-ДАНСЕ» по танцевально-игровой гимнастике. Данная программа направлена на совершенствование психомоторных и творческих способностей дошкольников, на формирование двигательно-эмоциональной сферы детей;

- программа Н.Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста», принципиально отличается от всех существующих традиционных программ своей всесторонней фундаментальной научностью и естественной природосообразностью.

Мы считаем, что любые попытки воздействовать на организм ребенка в обход сознания никогда не дадут оздоровительного эффекта, необходимо формировать у ребенка осознанное отношение и к своему здоровью, и к здоровью окружающих людей. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания самого себя, а именно от знаний правил гигиены и ухода за своим телом; наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни; о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите; о своем физическом развитии

Опираясь на изученный опыт, инструктором по физкультуре в соавторстве с педагогами были разработаны: базовая оздоровительная программа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников и пропаганды здорового образа жизни «Маячок-Здоровячок», которая стала

4

основой в здоровьесберегающей деятельности ДОО на период с 2011-2015 гг. В процессе реализации программы были разработаны: модель

организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду; определены алгоритмы здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса ДОУ; показатели компетентности здоровьесбережения воспитанников, выделены её компоненты в разных возрастных группах. Под компетентностью здоровьесбережения понимаем общую способность и готовность ребенка к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, здоровый стиль поведения (знает-умеет-выполняет).

Реализация программы педагогами ДОУ позволила вывести работу по сохранению и укреплению здоровья воспитанников на достаточный уровень, но, как показали результаты, была не полностью удовлетворена потребность ребенка в двигательной активности. В связи с этим стал актуален поиск эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению. Наиболее успешной в этом отношении стала работа над разработкой программы «Детский фитнес».

На втором этапе были изучены, апробированы и адаптированы к состоянию здоровья воспитанников ДОУ различные физкультурнооздоровительные технологии. Для изучения активно применялся проектный метод.

На третьем этапе были выделены самые эффективные и действенные, их объединили и скомбинировали в одну программу «Детский фитнес», направленную на формирование основ культуры здоровья через повышение устойчивого интереса воспитанников к занятиям физической культурой. Данная программа - социальный заказ родителей.

Все занятия проводятся под специально подобранную музыку с использованием разнообразного традиционного и нетрадиционного спортивного инвентаря. Каждое занятие объединяет в себе различные

5

средства и методики развития и оздоровления, которые дополняют друг друга и помогают сделать занятия более эффективными и продуктивными. Занятия построены с учетом высокой моторной плотности, положительного эмоционального настроя.

Программа состоит из разделов, которые ориентированы на формирование самостоятельности, самоконтроля, умения действовать в группе сверстников, заботиться о своем здоровье, а так же направлена на сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств воспитанников.

Многие физкультурные занятия начинаются не только с разогрева мышц и суставов, но и «с эмоционального настроя». В этом помогает объединение элементов психогимнастики, креативной гимнастики, игрогимнастики. Выполняя «эмоциональную разминку», воспитанники учатся «вслушиваться» в ощущения, возникающие в мышцах при выполнении физических упражнений, наслаждаться этими ощущениями, запоминать их. На всех занятиях, проводимых под музыку, используются красочное нестандартное оборудование, световые и цветовые эффекты, подчеркивающие сущность выполняемых упражнений и вызывающие эмоциональный подъем. В данной ситуации объединены элементы цветотерапии, игропластики, музыкально-подвижные игры, танцевальноритмическая гимнастика.

Для формирования двигательного воображения воспитанникам предлагаются игровые задания, основанные на элементах технологий: сказкотерапия, степ аэробика, гимнастика на фитболах, звероаэробика; выполняя которые ребенок преодолевает стереотип движения. В игре ребенок экспериментирует с воображаемыми позициями, придумывают новые способы применения физкультурного инвентаря, формируется способность к творческому освоению двигательных образцов, умение входить в образ, эмоционально переживать.

6

Опираясь на педагогическую систему П.Ф. Лесгафта о единстве физического и духовного развития личности, нами разработан и апробирован цикл физкультурных занятий «Двигайся и познавай», в котором скомбинированы различные средства: занятия на тренажерах, дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой, горизонтальный балет Н.Н. Ефименко, стретчинг. На таких занятиях перед воспитанниками ставятся познавательные или проблемные ситуации с различной степенью сложности, при этом дети учатся самостоятельно принимать решения, действуют активно и творчески. Данный цикл занятий направлен не только на освоение и совершенствование детьми физических навыков и умений, но и на приобретение и закрепление определенных знаний в познании своего тела и своих возможностей.

Вывод: по сравнению с 2011 г., к 2014 г. снизилась заболеваемость часто болеющих воспитанников на 20%, увеличился процент детей с легкой адаптацией на 30%, сняты ранее поставленные диагнозы у 5 % детей (дети переведены в другую группу здоровья), повысился уровень физической подготовленности у 18% воспитанников, индекс здоровья вырос на 9 %, двигательная активность детей соответствует возрастным нормам (100%), уровень компетентности в вопросах здоровьесбережения у воспитанников возрос на 40%, повысилась культура движения.

В результате внедрения в работу программы «Детский фитнес», используя системный подход к организации физкультурно-оздоровительной деятельности, у воспитанников повышается интерес к двигательной деятельности и физкультурным занятиям, увеличивается уровень их физической подготовленности и физического развития. Важно, что при этом у детей формируется понимание в необходимости постоянно заниматься физическими упражнениями, желание расти здоровыми, формируется культура здоровьесбережения, имеющая судьбоносное значение.

7

Список использованной литературы

1. Алямовская В.Г. Как воспитывать здорового ребёнка.- М., 2010.

2. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста.- СПб, 2007.

3. Волошин Л.Н. Играйте на здоровье: Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет . - М.: АРКТИ, 2004.

4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р)

5. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. - М.: Айрис - пресс, 2013.

6. Ефименко Н.Н. Физкультурные сказки или как подарить детям радость движения, познания, постижения. - М.: Айрис - пресс, 2013.

7. Казакевич Н.В. Сайкина Е.Г. , Фирилева Ж.Е. Ритмическая гимнастика. Методическое пособие. СПб , 2012.

8. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. /«Развивающая педагогика оздоровления». Программно-методическое пособие. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.

9. Кудрявцев В.Т, «Программа развития двигательной активности и

оздоровительной работы с детьми 4 -7 лет», 2000.

10. Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста // Лесгафт П. Ф. Избранные труды / Сост. И. Н.Решетень. - М.: ФиС, 1987. - 359 с.

11. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М.: Мозаика-синтез, 2004.

12. Фирилева Ж.Е. Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ» Танцевально - игровая гимнастика для детей. Учебное пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений.- СПб., «Детство-Пресс», 2011

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.