Здоровьесберегающие технологии и проектная деятельность в дошкольном учреждении Фаузетдинова Л. В.
Фаузетдинова Людмила Валерьевна /Fauzetdinova Ljudmila Valer'evna - инструктор по физической культуре,
МБДОУ «Детский сад № 82», г. Иркутск
Аннотация: программа детского сада, в частности раздел физической культуры, не может в одиночку отвечать тем требованиям, которые предъявляются современными детьми, необходим тот элемент, которому будет принадлежать ведущая роль в укреплении здоровья ребенка, его физическом совершенствовании. Поэтому и возникла необходимость введения новых форм оздоровительных мероприятий в ДОУ и разработка проектов и программ по разделу «физическая культура».
Abstract: the kindergarten Program, in particular the section of physical culture, cannot alone meet the requirements of modern children, the necessary element that will own the leading role in the health of the child, his physical perfection. Therefore there was the need to introduce new forms of recreational activities within DOE, and the development ofprojects and programs on the topic of «physical culture».
Ключевые слова: дошкольники, физическое и психическое здоровье, спорт, фитнес, программа, проекты, родители, педагоги.
Keywords: preschool children, physical and mental health, sports, fitness, program, projects, parents and teachers.
Г лавной ценностью для человека является его здоровье. Быть здоровым - значит чувствовать себя хорошо и физически, и умственно. Самым главным в воспитании детей является то, чтобы они росли здоровыми. Ни полнота, ни богатырское сложение, ни румянец сами по себе не являются критериями здоровья. Суть его в гармонии физических и духовных сил, уравновешенности нервной системы, выносливости, способности противостоять различным вредным влияниям [8].
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «от здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Поэтому крайне важно правильно организовать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности [4].
В нашем учреждении построена система работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников, которая включает в себя профилактические, адаптационные и оздоровительные мероприятия, мероприятия по развитию физической культуры и формированию культурно-гигиенических навыков. Особое внимание уделяется созданию здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей, активному отдыху воспитанников, распределению нагрузки, организации работы с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей.
Работа по сохранению и укреплению физического и психического здоровья дошкольников проводится в рамках реализации проектов:
- «Я здоровым быть хочу» - воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье;
- «Мир движений» - приобщения к спорту, к здоровому образу жизни посредством фитнес-аэробики;
- «Гармония» - развитие гибкости, пластики, раскрепощение личности через занятия хореографией;
- «Колобок-нейройог».
Сказочные комплексы системы Нейройога, разработанные в Центре управления стрессом, способствуют максимальному улучшению состояния детей с трудностями в развитии.
Современные условия диктуют необходимость постоянного повышения уровня качества образования в ДОУ. В связи с этими требованиями мы осуществляем работу как многофункциональное учреждение, ориентированное на удовлетворение разнообразных образовательных потребностей как детей, так и родителей [1, 2].
Творческой группой педагогов была разработана программа физкультурно-оздоровительной направленности «Степ-аэробика для дошколят», целью которой является создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании через занятия степ-аэробикой.
Данная программа является модифицированной, так как в своей основе опирается на программу Муллахметовой М. Г «Аэробика» и учебно-методические пособия Фирилевой Ж. Е. и Сайкиной Е. Г. «Са-Фи-Дансе». Программа разработана с учетом исследований ряда ученых в области детской психологии, педагогики, медицины и физической культуры и дополнена опытом работы учреждения [6].
Программа реализуется нами поэтапно, через систему занятий, которые включают в себя элементы хореографии, гимнастики, аэробики, различных танцевальных направлений, упражнений на тренажерах.
Разработанная программа позволяет добиться оптимального уровня развития физических качеств: быстроты, гибкости, равновесия, координационных способностей, а также носит профилактический характер.
Под воздействием упражнений на степ-платформе улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляются мышцы опорно-двигательного аппарата, регулируется деятельность нервной системы и ряд других физиологических процессов.
Музыка используется как фон для снятия монотонности от однотипных многократно повторяемых движений, как лидер, задающий ритм и темп выполняемых упражнений. Музыкальное сопровождение увеличивает эмоциональность занятия, положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение энергичнее, что усиливает их воздействие на организм [7].
Несомненным плюсом детской степ-аэробики является то, что эта форма физических нагрузок менее травматична (т. е. более безопасна), чем профессиональные тренировки в секциях любого из «настоящих» видов спорта. В детской степ-аэробике нет такого физического и психологического напряжения, «гонки» на результат, как в спортивных секциях. На наших занятиях все дети находятся в равных условиях - каждый ребенок в равной степени может проявить себя.
Целенаправленная работа по программе «Степ-аэробика для дошколят» позволила нам достичь следующих результатов: развить двигательные способности детей и физические качества (быстроту, силу, гибкость, ловкость,); укрепить мышцы спины, голени, брюшного пресса; развить чувство ритма, темпа, согласованность движений с музыкой; сформировать мотивацию здорового образа жизни.
Система работы по физическому развитию дошкольников является одним из ключевых моментов деятельности ДОУ, который помогает сформировать у воспитанников здоровьесберегающую компетенцию, включающую в себя становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, становление саморегуляции в двигательной сфере [7].
Опыт показал, что дети, занимающиеся в спортивных секциях и кружках детского сада, в дальнейшем хорошо учатся в школе, успешно продолжают обучение в системе дополнительного образования, художественных, музыкальных, спортивных школах, становятся постоянными участниками, лауреатами городских смотров-конкурсов, выставок, фестивалей детского творчества.
Литература
1. Глушкова Г.В., Голубева Л.Г., Прилепина И.А. Физическое воспитание в семье и ДОУ: методические рекомендации, домашние задания. - М.: Школьная пресса, 2005. - 96 с.
2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: изд. 3-е переработанное. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. - 224 с.
3. Степ-аэробика в детском саду // Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал. - М.: «Воспитание дошкольника», 2008. - № 5.
4. «Степ-данс» - шаг навстречу здоровью // Дошкольная педагогика: ежемесячный научно-методический журнал. - М.: «Воспитание дошкольника», 2011. - № 1.
5. Степ-аэробика не просто мода // Обруч: иллюстрированный научно-популярный и методический журнал для руководителей всех уровней. - 2005. - № 1. - С. 40-42.
6. Фитнес-аэробика // Обруч: иллюстрированный научно-популярный и методический журнал для руководителей всех уровней. - 2005. - № 6. - С. 38-40.
7. Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки ОРУ с речью и музыкой // Пособие для воспитателей, муз. руководителей, инструкторов по ФК дошкольных учреждений. - СПб.: КАРО, 2006. - 144 с. Оздоровительная работа в дошкольных учреждениях: учебное пособие / под ред. В.И. Орлова и
С.Н. Агаджановой. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.