Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОО / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / ENVIRONMENT / HEALTH SAVING / ORGANIZATION OF A HEALTH-SAVING ENVIRONMENT IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / HEALTH CULTURE / HEALTHY LIFESTYLE / PRESCHOOL CHILDREN / EXPERT ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евтушенко Ирина Николаевна, Иванова Ирина Юрьевна, Артеменко Борис Александрович, Терещенко Марина Николаевна, Пермякова Надежда Евгеньевна

Данная статья посвящена исследованию вопроса организации здоровьесберегающей среды в дошкольных образовательных организациях (ДОО). Авторы обосновывают актуальность данного исследования, ссылаясь на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В труде представлен теоретический обзор состояния изученности проблемы здоро-вьесбережения детей дошкольного возраста, представлены компоненты здоровьесберегающей среды в ДОО. Исследователи акцентируют внимание на многокомпонентности и комплексности здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации. Ее компонентами выступают: воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса, физическое развитие и оздоровление детей, лечебно-профилактическая работа, работа с родителями, обеспечение психологического благополучия. В статье представлены критерии, показатели, результаты экспертной оценки организации среды в ДОО с учетом реализации идеи сбережения здоровья детей. В данной публикации представлены примеры мероприятий, способствующих решению исследуемой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евтушенко Ирина Николаевна, Иванова Ирина Юрьевна, Артеменко Борис Александрович, Терещенко Марина Николаевна, Пермякова Надежда Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF ORGANIZING HEALTH-SAVING ENVIRONMENT IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

This article is devoted to the study of the organization of the health-saving environment in the early childhood care center. The authors substantiate the relevance of this study, citing the Federal State Educational Standard for Preschool Education. The article presents the theoretical review of the state of knowledge of the health problems of preschool children; the components of the health-saving environment in the early childhood care are presented. Researchers focus on the multi-component nature and complexity of the health-saving environment in the preschool educational institution. Its components are the following: the educational and health-improving orientation of the educational process, physical development and health of children, medical and preventive work, work with parents, ensuring psychological wellbeing.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

8. Nabi, G.R. Graduates' Perceptions of Transferable Personal Skills / G.R. Nabi, D. Bagley // Education Training. - 1999. - Vol. 41, № 4. - P. 4-10.

REFERENCES

1. Romanova, E.V., Lopatin, O.A., Dugnist P.Ya.. (2019), Active teaching methods in the classes on "Physical Culture and Sport", Barnaul, available at: http://elibrary.asu.ru/xmlui/bitstream/handle/asu/6557/book.pdf?sequence=1&isAllowed=y.

2. Basalin, P.D. and Belousova, I.I. (2014), "Interactive forms of learning in the educational process", Bulletin of the Nizhny Novgorod University N.I. Lobachevsky, No. 3, pp. 18-20.

3. Vvedensky, V.N. (2003), "Modeling the professional competence of a teacher", Pedagogy, No. 10, pp. 51-55.

4. Dorofeeva, A.V. (2017), "Interactive learning as a technology focused on increasing interest in learning", Organization of practice-oriented education in a professional educational organization: materials of the regional scientific and practical Internet conference, Livny, pp. 75-78.

5. Lebedeva, L.M. (2007), Competence-based approach in the formation of teachers' readiness to use educational technologies, dissertation, Samara.

6. Martynenko, A.N., Krivosheeva, O.R. and Kitaev, V.I. (2015), "The role of eastern health-improving systems in the system of continuous multilevel physical education of the population", The role of local self-government in the development of physical culture and sports: Materials of the VI All-Russian scientific-practical conference within the framework of the All-Russian forum, Omsk, pp. 126-129.

7. Podolskaya, M.N. (2011), Qualimetry and quality management: laboratory practices Part 1. Expert methods, Tambov.

8. Nabi, G.R. and Bagley, D. (1999), "Graduates' Perceptions of Transferable Personal Skills", Education Training, Vol. 41, No. 4, pp. 4-10.

Контактная информация: tomdoctor@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.07.2020

УДК 373.24

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Ирина Николаевна Евтушенко, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Юрьевна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Борис Александрович Артеменко,

кандидат биологических наук, доцент, Марина Николаевна Терещенко, кандидат педагогических наук, доцент, Надежда Евгеньевна Пермякова, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск

Аннотация

Данная статья посвящена исследованию вопроса организации здоровьесберегающей среды в дошкольных образовательных организациях (ДОО). Авторы обосновывают актуальность данного исследования, ссылаясь на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В труде представлен теоретический обзор состояния изученности проблемы здоро-вьесбережения детей дошкольного возраста, представлены компоненты здоровьесберегающей среды в ДОО. Исследователи акцентируют внимание на многокомпонентности и комплексности здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации. Ее компонентами выступают: воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса, физическое развитие и оздоровление детей, лечебно-профилактическая работа, работа с родителями, обеспечение психологического благополучия. В статье представлены критерии, показатели, результаты экспертной оценки организации среды в ДОО с учетом реализации идеи сбережения здоровья детей. В данной публикации представлены примеры мероприятий, способствующих решению исследуемой проблемы.

Ключевые слова: среда, здоровьесбережение, организация здоровьесберегающей среды в ДОО, дошкольная образовательная организация, культура здоровья, здоровый образ жизни, дети

дошкольного возраста, экспертная оценка. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p108-114

TO THE QUESTION OF ORGANIZING HEALTH-SAVING ENVIRONMENT IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION Irina Nikolaevna Evtushenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Yuryevna Ivanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Boris Alexandro-vich Artemenko, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Marina Nikolaevna Te-

reshchenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nadezhda Evgenievna Permyakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk

Abstract

This article is devoted to the study of the organization of the health-saving environment in the early childhood care center. The authors substantiate the relevance of this study, citing the Federal State Educational Standard for Preschool Education. The article presents the theoretical review of the state of knowledge of the health problems of preschool children; the components of the health-saving environment in the early childhood care are presented. Researchers focus on the multi-component nature and complexity of the health-saving environment in the preschool educational institution. Its components are the following: the educational and health-improving orientation of the educational process, physical development and health of children, medical and preventive work, work with parents, ensuring psychological well-being.

Keywords: environment, health saving, organization of a health-saving environment in a preschool educational institution, preschool educational organization, health culture, healthy lifestyle, preschool children, expert assessment.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема организации среды в дошкольной образовательной организации (далее -ДОО), ориентированной на сбережение здоровья детей дошкольного возраста выступает одним из актуальных направлений, активно реализуемых современной дошкольной педагогикой и психологией. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью создания в ДОО эффективной здоровьесберегающей среды, которая позволит сохранять здоровье и осуществлять профилактику нарушений состояния здоровья и развития детей.

Считаем значимым для нашего исследования отметить то, что по результатам статистических данных, представленных на сайте Федеральной службы государственной статистики - заболеваемость детей по основным классам болезней, (данные Минздрава России) в возрасте 0-14 лет на 2015 год - 54619374 человек. В 2019 году - 57027245 детей, на сегодняшний день отмечается тенденция ухудшения состояния здоровья детей и подростков, повышения уровня заболеваемости и увеличения числа детей, которых можно отнести к категории «часто болеющий ребенок». В этой связи проблема укрепления и сохранения здоровья воспитанников в ДОО является приоритетной. Этого требует и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 1 сентября 2013 г.

Общегосударственная политика в области сбережения здоровья детей ориентирована на обеспечение условий, способствующих этому, в том числе, средствами формирования основ ценностного отношения к собственному здоровью, потребностей в здоровом образе жизни и включения в данный процесс всех участников образовательных отношений. Противоречие заявленной проблемы определяется с одной стороны, объективной необходимостью создания условий здоровьесберегающей среды, а, с другой, наблюдается недостаточная методическая обеспеченность исследуемого нами вопроса, а также наблюдается проблема частичной включенности родителей в решение этой проблемы в рамках

образовательного процесса дошкольной организации.

Цель статьи - теоретическое обоснование проблемы создания условий для реализации идеи сбережения здоровья детей и изучение возможностей организации здоро-вьесберегающей среды дошкольной образовательной организации.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведенный нами анализ исследований по вопросу здоровьесбережения детей показал, что их реализация осуществляется по нескольким направлениям. Одним из приоритетных направлений детской психологии и педагогики выступает проблема формирования ценностей здорового образа жизни у детей..

Текущие тренды распространения коронавирусной инфекции, наблюдаемые нами в настоящее время, обострили потребность сбережения здоровья детей и повысили требования к обеспечению данного процесса. Приоритетом дошкольного образования также выступает процесс формирования у детей, соответствующих возрастным нормам гигиенических навыков и привычек, осознанного отношения к здоровью, личной и общественной безопасности. В связи с этим необходимо искать современные технологии и методы к оздоровлению детей, которые опираются на многофакторный анализ внешних воздействий, на мониторинг состояния здоровья воспитанника, своевременный учет и использование особенностей организма дошкольника, а также умение оптимально использовать образовательное пространство для организации эффективной здоровьесберегающей среды. Компонентами здоровьесберегающей среды являются практически все направления

деятельности ДОО, которые представлены на рисунке._

Здоровьесберегающая среда в ДОО

Воспитательная и Физическое

оздоровительная развитие и

направленность оздоровле-образовательного ние детей процесса

Для того чтобы выявить проблемы создания здоровьесберегающей среды в ДОО, необходимо рассмотреть ряд понятий и условий, связанных с указанным вопросом. Нам импонирует мнение С. О. Климовой о том, что реализация ряда мер - социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных - обеспечивается принципами интегративно-сти и комплексности в организации здоровьесберегающей среды, создаваемой дошкольной образовательной организацией. Данный набор мер также создает условия каждому ребенку для нормального психического и физического благополучия, безопасную, комфортную, духовную и бытовую среду в семье и детском саду [8]. В пространство развития и социализации ребенка включается всё, с чем сталкиваются дети дошкольного возраста в течение дня: окружающая среда, взаимоотношения с родителями и сверстниками, образовательный процесс и деятельность в свободное время. Все выше перечисленные компоненты необходимо учитывать для успешного внедрения и функционирования здо-ровьесберегающей среды в ДОО, а также необходимо соблюдать ряд требований. В

Лечебно-профи-лактиче-ская работа

Работа с родителями

Обеспечение психологического благополучия

первую очередь необходима оптимизация санитарно-гигиенических условий и рациональная организация образовательной деятельности и режима учебной нагрузки.

МЕТОДИКА

Для изучения и анализа состояния здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации нами были выделены следующие критерии: режим дня; питание; состояние и оборудование участков для прогулки детей; предметно-развивающее пространство каждого помещения (групповые комнаты: спальни, музыкальный и физкультурный залы и пр.); взаимодействие ДОО с родителями воспитанников; методическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности всего коллектива сотрудников дошкольной образовательной организации г. Челябинска. На основании этих критериев, мы разработали оценочный лист, где по каждому критерию были определены показатели, отражающие качественную характеристику данного критерия.

Для оценивания каждого критерия мы использовали балльную систему оценивания: 1-3-5 баллов, где: 5 баллов - все показатели выполнены; 3 балла - недостаточно выражены или выполняются 1-2 показателя; 1 балл - отсутствуют 1 и более показателей. Максимальный балл: 30 баллов. В таблице представлены результаты экспертной оценки состояния здоровьесберегающей среды в старшей группе и в целом в дошкольной образовательной организации г. Челябинска.

Таблица - Критерии и показатели анализа среды в дошкольной образовательной организации

Критерии Показатели Оценки (1-3-5)

Режим дня - наличие оздоровительных мероприятий; - выполнение гигиенические процедуры; - последовательность режимных моментов. 5

Питание - соответствие СанПин 2.4.1.3049-13; - сбалансированность рациона питания; - учет индивидуальных особенности детей. 5

Состояние и оборудование участков для прогулки детей - безопасность; - доступность; - наличие оборудования для развития движений детей. 5

Предметно-развивающее пространство каждого помещения (групповые комнаты: спальни, музыкальный и физкультурный залы и пр.) - функциональность; - доступность; - безопасность; - возможности двигательной активности детей. 3/5

Взаимодействие ДОО и семьи - информационные стенды; - проведение родительских собраний, консультаций; - информация для родителей на сайте. 1

Методическое сопровождение здоро-вьесберегающей деятельности всего коллектива сотрудников ДОО - тематические педагогические советы; - мастер-классы и другие формы методической работы по освоению здоровьесберегающих технологий; - методическое обеспечение образовательной здоровьесбере-гающей деятельности. 3

Общий балл: 24\22 балла

Результаты анализа оценочного листа, указывают нам на то, что состояние здоро-вьесберегающей среды детского сада, находится на среднем уровне. Для устранения основных несоответствий мы проанализировали физкультурный и спортивный инвентарь в базы исследования в спортивном зале. Данный анализ показал достаточно высокий уровень оснащения спортивного зала современным оборудованием, необходимым для формирования культуры здоровья детей: батуты, модули для прыжков, степ-платформы, под-лезания, равновесия; диски «Здоровья», набивные мячи, городки, массажные дорожки с разными наполнителями, мячи-батуты, мячи-массажеры, тренажеры-ролики, атрибуты для обучения игре в теннис (ракетки, мячики, теннисный стол), в хоккей (хоккейные ворота, клюшки, шайбы), в бадминтон, в футбол.

Далее мы также проанализировали условия в самой группе, необходимые для удо -влетворения потребности в движении, физической активности детей. Однако было бы несправедливо не отметить, что, для создания положительного эмоционально-комфортного состояния у детей физкультурно-оздоровительные мероприятия организуются не только в помещении, но и на свежем воздухе. Для этого в дошкольной образовательной организации спортивная площадка оснащена подходящим инвентарем и оборудованием: «полосой препятствий», турниками, площадкой для игры в городки, «классики», мини-футбол и хоккей (в зимнее время года). Для сочетания и реализации принципов полезности и рациональности в создании здоровьесберегающей среды особым образом организуется прогулочная территория детского сада, для этого используется метод терренкур, сочетающий в себе физкультуру, ландшафтотерапию и климатотерапию: «Тренирующая дорожка», «Тропа здоровья», «Игровая площадка». В качестве примера нестандартного физкультурного оборудования следует отметить «Тропу здоровья», которая представлена тропинками разного наполнения (песок, гравий, еловые шишки, трава, деревянная стружка, деревянные спилы и др.) и позволяет осуществлять оздоравливающие мероприятия, упражнения по профилактике плоскостопия. Для организации подвижных и спортивных игр в детском саду оборудована территория с натуральным зеленым газоном - «Игровая площадка». Данная площадка позволяет организовать процесс оздоровления детей в форме прохождения специально организованных маршрутов (в соответствии со временем года, климатическими и погодными условиями и проч.) с применением системы карточек с картинками. Например, зимой на «игровой площадке» организуется строительство снежных горок, туннелей, лабиринтов и крепостей, а также площадка выступает местом проведения зимних забав, развлечений и праздников.

Анализируя другие показатели, нужно, к сожалению, отметить, что взаимодействие ДОО и семьи по вопросам сохранения здоровья детей не соответствует допустимому уровню. Необходимо указать, что в настоящее время дошкольное образование, как и иные сферы общественной жизнедеятельности, подвержено трендам вариативности и изменчивости, что вызывает значительный интерес и активное участие детского сада в регулировании отношений с родителями дошкольников в процессе физического развития и воспитания детей, а также требует отбора и разработки новых форм, технологий и условий обеспечения качественно новой стратегии организации здоровьесберегающей среды в ДОО [6]. Следует также отметить, что анализ существующей образовательной практики показывает, что ДОО не всегда готовы и способны выполнять в полном объеме задачу повышения педагогической компетентности педагогов дошкольного образования в области физического развития [7].

В реализации взаимодействия с родителями нами использовались коллективные и индивидуальные формы повышения родительской компетентности в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, в частности: составлен план взаимодействия ДОО с семьёй на учебный год; проведен день открытых дверей в ДОО с целью ознакомления с методикой валеологического воспитания и образования; проведены совместно-досуговые мероприятия (спортивные мероприятия и совместные мероприятия «День Защитника Отечества», «Мама, папа, я - дружная семья»); осуществлена организационно-просветительская работа (родительские собрания, семинар-практикум «Знакомство родителей с современными здоровьесберегающими технологиями, используемыми в детском саду»); реализованы информационно-наглядные средства (создан стенд «Уголок здоровья для родителей», стенд «Дорога к доброму здоровью», мини-стенд «Меры предосторожности в период пандемии» папка-передвижка, а также поднят вопрос о внесении информации для родителей о культуре здоровья детей на официальный сайт ДОО); осуществлена коллективная (игра-эксперимент «Путешествие в страну здоровья») и индивидуальная работа (консультации и беседы с родителями воспитанников) [3;5].

ВЫВОДЫ

Полученные нами результаты исследования позволили сделать вывод об актуальности проблемы организации здоровьесберегающей среды в ДОО в теории и практике дошкольного образования. Более того, проблема активизации участия родителей в решении указанной проблемы является одной из важных задач теории воспитания детей дошкольного возраста. Данное исследование не исчерпывает всех возможных способов решения анализируемой проблемы. Мы видим его продолжение в активизации родителей и других участников образовательного процесса в решении данной проблемы, использовании ресурсов и возможностей социальных партнеров в условиях сетевого взаимодействия детского сада.

ЛИТЕРАТУРА

1. Изучение готовности студентов к физическому воспитанию детей в группах кратковременного пребывания / И.Н. Евтушенко, И.Ю. Иванова, И.В. Колосова, Е.Н. Бехтерева, С. Д. Кириенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 9 (175). - С. 73-79.

2. Едакова, И.Б. Формирование гипоаллергенной развивающей предметно-пространственной среды в условиях дошкольной образовательной организации / И.Б. Едакова, Е.Б. Быстрай, Б.А. Артеменко, И.В. Колосова, И.Н. Евтушенко, Е.Н. Бехтерева // Перспективы науки и образования. - 2020. - № 3 (45). - С. 207-225.

3. Иванова, И.Ю. Актуальные вопросы организации просветительской деятельности в дошкольной организации / И.Ю. Иванова // Актуальные проблемы дошкольного образования: современные концепции и технологии дошкольного образования : материалы XV Международной научно-практической конференции. - Челябинск, 2017. - С. 210-213.

4. Иванова И.Ю. Становление профессионально-педагогической деятельности будущих педагогов в образовательном процессе / И.Ю. Иванова // Психологическое сопровождение профессионального образования : материалы международной научно-практической конференции. - Челябинск, 2006. - С. 98-100.

5. Иванова, И.Ю. Реализация компетентностного подхода в процессе подготовки студентов к просветительской деятельности в дошкольной образовательной организации / И.Ю. Иванова, И.Н. Евтушенко, Б.А. Артеменко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. -2019. - Т. 8, № 3 (28). - С. 111-114.

6. Иванова, И. Ю. Исследование процесса взаимодействия семьи и дошкольной организации в вопросах развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста / И.Ю. Иванова, И.Н. Евтушенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). - С. 111-115.

7. Иванова, И.Ю. К вопросу подготовки студентов педагогического вуза к просвещению родителей по развитию координационных способностей детей дошкольного возраста / И.Ю. Иванова, И.Н. Евтушенко, Б.А. Артеменко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. № 5 (171). - С. 131-137.

8. Климова, С.О. Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения в условиях школы-интерната / С.О. Климова // Актуальная наука. - 2017. - № 3. - С. 72-76.

9. Микерина, А.С. Педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания / А.С. Микерина, И.Н. Евтушенко, И.Ю. Иванова // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 4 (77). - С. 137-139.

10. Детерминанты процесса формирования здорового образа жизни у обучающихся / З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова, Е.Б. Быстрай, Б.А. Артеменко, Е.А. Челнокова // Самарский научный вестник. - 2018. - Т. 8, № 1. - С. 307-313.

REFERENCES

11. Evtushenko, I.N., Ivanova, I.Yu., Kolosova, I.V., Bekhtereva, E.N. and Kiriyenko, S.D. (2019), "Studying students' readiness for physical education of children in short-stay groups", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 9 (175), pp. 73-79.

12. Edakova, I.B., Bystray, Yu.E., Artemenko, B.A., Kolosova, I.V., Evtushenko, I.N. and Bekhtereva, E.N. (2020), "Formation of a hypo-allergenic developing subject-spatial environment in the conditions of a preschool educational organization", Perspectives of Science and Education, No. 3 (45),

pp. 207-225.

13. Ivanova I.Yu. (2017), "Actual issues of the organization of educational activities in preschool organizations", Actual problems of preschool education: modern concepts and technologies of preschool education, materials of the XVInternational Scientific and Practical Conference, Chelyabinsk, pp. 210-213.

14. Ivanova I.Yu. (2006), "The formation of professional and pedagogical activities of future teachers in the educational process", Psychological support of vocational education, materials of an international scientific and practical conference, Chelyabinsk, pp. 98-100.

15. Ivanova, I.Yu., Evtushenko, I.N. and Artemenko, B.A. (2019a), "The implementation of the competency-based approach in the process of preparing students for educational activities in a preschool educational organization", Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, Vol. 8., No. 3 (28), pp.111-114.

16. Ivanova, I.Yu. and Evtushenko I.N. (2019b), "Study of the process of interaction between family and preschool organization in the development of coordination abilities in children of senior preschool age", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 3 (169), pp. 111-115.

17. Ivanova, I.Yu., Evtushenko, I.N. and Artemenko, B.A. (2019c) "On the issue of preparing students of a pedagogical university to educate parents on the development of coordination abilities of preschool children", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 5 (171), pp. 131-137.

18. Klimova, S.O. (2017), "The use of health-saving technologies in the learning process in a boarding school", Actual science, Vol. 3, pp. 72-76.

19. Mikerina, A.S., Evtushenko, I.N. and Ivanova, I.Yu. (2019), "Pedagogical conditions of sensory development of young children in short stay groups", World of science, culture, education, Vol. 4 (77), pp. 137-139.

20. Tyumaseva, Z.I., Orekhova, I.L., Bistray, E.B. and Artemenko, B.A., Chelnokova, E.A. (2019) "Determinants of the process of formation of a healthy lifestyle in students", Samara Journal of Science, Vol. 8 (1), pp. 307-313.

Контактная информация: sovest74@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.07.2020

УДК 796.325

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 7-8 ЛЕТ С РАЗНЫМИ ТЕМПАМИ БИОЛОГИЧЕСКОГО

СОЗРЕВАНИЯ

Екатерина Юрьевна Емельянова, аспирант, Инесса Юрьевна Горская, доктор педагогических наук, профессор, Лариса Григорьевна Баймакова, кандидат биологических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,

Омск

Аннотация

В статье представлены результаты исследований, целью которых являлся сравнительный анализ морфофункциональных показателей волейболистов 7-8 лет с разными темпами биологического созревания. Исследование проведено с участием с участием 148 юных волейболистов (60 мальчиков, 88 девочек, возраст 7-8 лет). Выявлено несовпадение календарного и биологического возрастов у значительной части детей, занимающихся на спортивно-оздоровительном этапе в волейболе, в частности, более 50% детей имеют сниженные или ускоренные темпы биологического созревания. Определены количественные значения показателей морфофункционального статуса начинающих спортсменов, имеющих разные темпы биологического созревания. Выявлены достоверно значимые различия между показателями, характеризующими физическое развитие и функциональное состояние волейболистов 7-8 лет с разным уровнем биологической зрелости. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости применения дифференцированного подхода в процессе медико-биологического контроля и оценки физической подготовленности, дозирования физической нагрузки.

Ключевые слова: волейбол, морфофункциональные показатели, биологический возраст, спортивно-оздоровительный этап.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.