2. Безруких, М.М. Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет / М.М. Безруких. - М.: Владос, 2001. - 336 с.
3. Вильчковский, Э.С. Денисенко Н.Ф. Организация двигательного режима в дошкольном учебном заведении / Э.С. Вильчковский,- Тернополь: Мандривец, 2008. - 144 с.
4. Змановский, Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми / Ю.Ф. Змановский. - М.: Медицина, 1989. - 128 с.
5. Кудрявцев, В.Т., Б.Б. Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления / В.Т. Кудрявцев. - М.: Линка-Пресс, 2000. - 296 с.
6. Овчинникова, Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях: Монография. - СПб.: КАРО, 2006. - 176 с.
7. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2002. - 256 с.
8. Сварковская, Л.А., Пичурова К.С. Здоровьесберегающие технологи в физическом воспитании детей раннего и дошкольного возраста / Л.А. Сварковская // Обновление содержания, форм и методов обучения и воспитания в учреждениях образования: сборник научных трудов. Научные записки Ровенского государственного гуманитарного университета. Выпуск2(45). - Ровно: РГГУ, 2011. - С. 98-102
9. Швецов, А.Г. Формирование здоровья в дошкольных учреждениях / А.Г. Швецов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 174 с.
УДК 373.2
ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
старший воспитатель Себитева Эльвира Зуфаровна Муниципальное бюджетное детское образовательное -учреждение Детский сад № 304 городского округа город Уфа Республики Башкортостан (г. Уфа)
Постановка проблемы. Взаимодействие ДОО и школы в реализации условий предшкольной подготовки детей в рамках предшкольного образования является актуальной задачей педагогической науки, практики и управленческой деятельности.
Анализ доступных научных исследований и опыта педагогической деятельности показал, что полноценная психолого-педагогическая готовность ребёнка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой - как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности.
Изложение основного материала исследования. В нашем детском саду (МБДОУ Д/с № 304) функционируют две подготовительные к школе группы и вопросам предшкольной подготовки отводится далеко не последнее место. Каждый год мы приглашаем на родительские собрания учителей начальных классов из СОШ № 9, которые знакомят родителей с реализуемыми программами и рассказывают о важности всесторонней готовности детей к начальной школе. Непосредственная образовательная деятельность с детьми проводится по программам, активно используемым в начальной школе (Петерсон, Колесникова, Гоголева, Цыбирева). Отдельные занятия посвящаются знакомству со школой («Скоро в школу мы пойдем»), С детьми проводятся беседы о школе, важности обучения, сюжетно-ролевые игры «Школа».
Готовность ребёнка к обучению в школе в равной мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребёнка. При этом заметим, что это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. Музыкальный руководитель на своих занятиях проводит с ребятами развлекательные игры и конкурсы, посвященные дню знаний.
Неотъемлемой частью работы по преемственности школ и дошкольных учреждений является сотрудничество с семьей, что позволяет добиться высокого уровня общего развития ребёнка. Для решения этой проблемы у нас ведутся согласованные действия воспитателей и узких специалистов детского сада и семьи. Педагоги всегда рады проконсультировать родителей по вопросам воспитания детей и их подготовке к школе.
Одним из целевых ориентиров дошкольного образования согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, является знание произведений детской литературы. Поэтому, мы ведем активное сотрудничество с детской библиотекой № 22 и каждый год организуем экскурсии для детей подготовительных групп.
В конце декабря у нас запланированы целевые прогулки на пришкольный участок «Новогоднее украшение».
При этом мы уверены, что в современных условиях социального, природного и экологического неблагополучия, при планировании всех вышеперечисленных мероприятий, первостепенной задачей должно выступать обеспечение безопасности участников образовательного процесса. Детям дошкольного возраста свойственна огромная любознательность и активность, что порой становится для них небезопасным. В МБДОУ Д/с № 304 безопасность обеспечивается администрацией и работниками учреждения. Заведующий руководствуется общегосударственными и региональными законами, регламентирующими требования к детской безопасности.
На рисунке 1 представлена модель психологически безопасной образовательной среды МБДОУ Детский сад № 304.
БЕЗОПАСНАЯ
СРЕДА В ДОО
Законодательно норматнвног оосспсченнс:
* Закон «Об образование РФ**
* Конвенция ООН »О правах ребенка*
* СднПмк
* ФГОС ДО
* У«« ДОУ
* Программа развитии ДОУ
Отч етностъ;
• всоко
• Свр1»к> II ргиницин ПррГр'ЧЧЫ рлшнтнв
• 014(1 11Ш В
Основная цель педа тагов: совместный подход н иос п итзнию, приобщение родителей н обра процессу в ДОУ
Основа работы ДОУ:
укрепление и сохранение псин, и физ,здоровья детей,
развитие интеллектуальных и творческих нары коз
Обязанности родителей: закладка основ нравственного, личностного, интеллектуального и физического развития
УСЛОВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ
Рисунок 1. Модель психологически безопасной образовательной среды МБДОУ Детский сад № 304
В течение года мы проводим планомерную работу по обеспечению безопасности наших воспитанников: вся необходимая документация разрабатывается и утверждается заведующим детского сада, зам. зав. по АХЧ ведется постоянный контроль за соблюдением требований противопожарного, антитеррористического, контрольно-пропускного режима сотрудниками и родителями, старший воспитатель периодически размещает на стенде наглядную информацию и памятки по обеспечению безопасности как в стенах садика, так и за его пределами. Воспитатели проводят беседы с детьми на тему безопасности жизнедеятельности, консультируют родителей. Перед каждым запланированным с детьми мероприятием медсестра проводит с сотрудниками инструктажи по охране жизни и здоровья детей, при необходимости обеспечивает ответственных лиц выносной аптечкой. Заведующий и зам. зав. по АХЧ проводит инструктажи по охране труда, пожарной безопасности, ГО и ЧС. Медицинская сестра следит за здоровьем воспитанников и сотрудников,
своевременно направляя на обследование, очередные прививки и медосмотры. С сотрудниками и воспитанниками проводятся плановые и внеплановые учебные эвакуации. В старших и подготовительных группах проводятся сюжетно-ролевые игры, викторины, целевые прогулки и открытые занятия по ОБЖ, ПДД и т.д. Старшим воспитателем ведется работа по организации работы ЮИД.
Для бесед с детьми приглашаются представители полиции, пожарной части, ГИБДД. На родительских собраниях также освещаются вопросы обеспечения безопасности детей, даются рекомендации для родителей по совместной работе с детьми по изучению правил безопасности в быту и по дороге в детский сад и т.д. Воспитатели привлекают родителей и детей к участию в конкурсах поделок и рисунков на тему безопасности.
В группах оформляются стенды «Мои права» (дошкольникам о правах и обязанностях), «Экстренные службы», «Телефон доверия» и т.п.
Опираясь на нашу модель психологически безопасной образовательной среды, мы выделили следующие факторы риска для детей подготовительных групп - увеличение нагрузки на психику в связи с подготовкой к обучению в школе и приближающийся кризис 7 лет. В связи с этим основу работы ДОУ мы видим в укреплении и сохранении физического и психического здоровья детей, развитие интеллектуальных и творческих навыков воспитанников, а обязанности родителей в закладке основ нравственного, личностного, физического, интеллектуального развития. Отсюда вытекает основная цель педагогов ДОУ - совместный подход к воспитанию, приобщение родителей к образовательному процессу в ДОУ.
С целью оценить практическую значимость нашей модели в вопросах формирования психолого-педагогической готовности детей к школьному обучению, в начале учебного года мы провели диагностику на основе методики Н. Семаго, М. Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения».
В содержание диагностической работы было включено 5 заданий, в ходе выполнения которых проверялись:
• Оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания (удержание, как самой инструкции, так и двигательной программы), умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.
• Оценка сформированности навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры (графемы) и количества изображенных фигур. Оценка моторных навыков при изображении цифр. Определение сформированности понятия «больше-меньше» в ситуации «конфликтного» расположения элементов.
• Оценка сформированности у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, сформированность графической деятельности (в частности, написания графем), произвольная регуляция собственной деятельности.
• Выявление сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.
• Общая оценка сформированности графической деятельности, оценка топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений, общего уровня развития.
Формирование выше обозначенных показателей готовности предусмотрено всеми программами дошкольного и предшкольного образования. Результаты анализа полученных данных об итогах проведения психологической диагностики на начало года отображены в таблице 1.
Таблица 1
Уровень готовности детей к школе на этапе констатирующего эксперимента
I уровень II уровень III уровень IV уровень
Подг.группа № 6 22,58% 9,68% 64,52% 3,26%
Подг.группа № 2 46,43% 17,86% 35,71% 0%
На протяжении всего учебного года педагоги детского сада в работе с детьми решали следующие задачи:
- создавали благоприятный психологический климат в группах, поддерживали доброжелательную атмосферу;
- организовывали деятельность в зоне ближайшего развития интеллектуальной и эмоциональной сферы (соответствие требований возможностям ребенка);
- обучали социальным навыкам взаимодействия;
- развивали социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость и чувство сопереживания у детей;
- формировали готовность к совместной деятельности со сверстниками;
- планировали образовательные задачи с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;
- использовали вариативные формы и методы работы с дошкольниками, организовывали самостоятельную и совместную деятельность детей;
- положительно оценивали успехи ребенка (создание ситуации успеха).
Взаимодействие ДОУ и семьи заключалось в следующем:
- ориентация ДОУ на актуальные, значимые проблемы, влияющие на развитие детей;
- развитие родительской рефлексии;
- учет личного опыта родителей;
- подвижность образовательных программ, вариативность содержания форм и методов работы с детьми и родителями;
- отказ от нравоучительного тона;
- признание свободы родителей участвовать в образовательном процессе;
- развитие эстетических чувств воспитанников через организацию и стимулирование совместной деятельности детей и родителей.
Главным звеном для всех сотрудников нашего детского сада являются наши воспитанники, поэтому наша задача обеспечивать их безопасность и готовить к встрече с различными жизненными ситуациями. Качество работы в данном направление определяет осознание единой цели, начиная от руководителя до младшего обслуживающего персонала. Каждый сотрудник осознает свою значимость и ответственность за сохранение жизни, здоровья, физической и психологической безопасности.
В конце учебного года была проведена контрольная диагностика детей подготовительных групп. Результаты отображены в диаграмме.
Таблица 2
Уровень готовности детей к школе на этапе контрольного эксперимента
120% 100% 80% 60% 40% 20% 0%
Подг.группа №6 Подг.группа № 2
уровень
I уровень
II уровень IV уровень
Как мы видим, все 59 обследованных детей, выпускающиеся в школу, имеют - 1 уровень готовности - 100 %.
Выводы. Выводы по результатам исследования:
1. Повысился общий уровень готовности дошкольников к школьному обучению.
2. Уровень готовности дошкольников к школьному обучению по результатам психологической диагностики оценивается как достаточно высокий в обеих группах.
3. На высоком уровне у дошкольников сформированы умения произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности. Данные умения лежат в основе формирования регулятивных универсальных учебных действий, что позволяет нам говорить об эффективности нашей модели в формировании психолого-педагогической готовности детей к школьному обучению.
Таким образом, при построении системы образования дошкольника необходимо предусмотреть как обязательное условие возможность самореализации ребёнка на всех этапах его развития. Дошкольник всегда должен видеть и понимать применимость своих знаний и умений в значимой для него практической деятельности. А открытым сегодня вопросом, на наш взгляд, остается решение о том, чьей непосредствееной обязанностью является работа над развитием этого комплекса деятельности - педагогов ДОУ или начальной школы . Мы уверены, что в формировании психолого-педагогической готовности к школьному обучению и реализации условий преемственности должны активно участвовать все субъекты образовательного процесса (родители, воспитатели, учителя, сами дети).
Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы формирования психолого-педагогической готовности детей к школьному обучению в условиях психологически безопасной образовательной среды в детском саду. В статье раскрывается понятие «психолого-педагогическая готовность к школе», рассматривается модель психологически безопасной образовательной среды, представлены результаты исследования уровня психолого-педагогической готовности детей к школьному обучению.
Ключевые слова: психолого-педагогическая готовность к школе, профессиональное выгорание, психологически безопасная образовательная среда, педагогическая компетентность, эмоциональная культура.
Annotation. The article is devoted to the study of the problem of the formation of the psychological and pedagogical readiness of children for school education in a psychologically safe educational environment in kindergarten. The article reveals the concept of "psychological readiness for school", considers a model of a psychologically safe educational environment, presents the results of a study of the level of psychological and pedagogical readiness of children for schooling.
Keywords: psychological and pedagogical readiness for school, professional burnout, psychologically safe educational environment, pedagogical competence, emotional culture.
Литература:
1. Галашева О. И. Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №3. — С. 21-24. — URT https://moluch.rU/th/l/archive/92/3327
2. Долгова В. П., Аплеева И. А. Влияние психологически безопасной образовательной среды дошкольного учреждения на развитие ребенка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. - Т.7.- С. 81-85. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56094.htm
3. Дошкольное образование в XXI веке [Текст] // Сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием. Уфа, 26 апреля 2013. - Уфа: Изд-во БГПУ им. М. Акмуллы, 2013.-574 с.
4. Современные подходы к организации взаимодействия дошкольных образовательных организаций с семьями воспитанников в рамках формирования эффективного социально-педагогического партнёрства:
Сборник материалов межрегиональной конференции // сост. Ковалева Ю.А. - Томск: ТОИПКРО, 2017. - 143 с.
5. Современный ребенок - какой он? Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (28 марта 2015 год) / 264 с.
6. Социализация ребенка в условиях современной дошкольной образовательной организации: сборник научных статей III Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 15-летию института педагогики и 50-летию ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы» (г. Уфа, г.Баймак Республики Башкортостан 17 мая 2017 года) / под ред. И.Г. Борониловой, Г.Ф. Шабаевой (отв. редактор): БГПУ им. М. Акмуллы. - Уфа, 2017. -454 с.
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" // https://xn-80abucjiibhv9a.xn— plai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%Dl%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%Dl%82%Dl%8B/6261/%Dl%84%D 0%B0%D0%B9%D0%BB/5230/%D0%9F%Dl%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7%20%E2%84%96%20 1155%20%D0%BE%D1%8217.10.2013%20%D0%B3. .pdf
8. Профессиональный стандарт и педагогическое мастерство педагога: проблемы и перспективы развития - Уфа: МБДОУ ДО «НИМЦ» ГО г. Уфа РБ, 2016 - 44 с.
9. «Психология образования: педагог-психолог в мире школы»», (Москва, 25-26 апреля 2017) Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции — М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2017- 180 с.
10. Психология развития. / Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. — М: ЧеРо, 2005, 524 с.
УДЮ378.2
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО
САДА И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
заместитель директора по УВР СмирноеаДаръя Викторовна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 69 с углубленным изучением отдельных предметов» городского округа город Уфа Республики Башкортостан (г. Уфа)
Постановка проблемы. Дошкольное учреждение и начальная школа - две ступени непрерывного образования, которые очень тесно связаны друг с другом. Их совместная деятельность является одной из приоритетных задач. И здесь очень важно иметь не только педагогическое образование, но и установить правильные взаимоотношения педагогов обоих подразделений системы образования.
Одной из главных задач, указанных в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012) по совершенствованию всех ступеней образования выступает преемственность дошкольного учреждения и начальной школы, как основы единства и целостности современного образования. Данная задача, обращена на модернизацию образовательных программ, технологий и введение инновационных форм в организацию образовательного процесса.
Для того чтобы создать положительную среду для гармоничного, современного, полноценного изменения личности, необходимо укрепление и развитие тесной связи между подразделением дошкольного образования и начальной школой.
Изложение основного материала исследования. Хочется отметить, что взаимосвязь в работе начальной школы и дошкольного учреждения, несет в себе применение всех форм преемственности: разработка образовательных программ, совместная работа с целью накопления опыта, постоянный отбор наиболее благоприятных путей преобразования педагогических идей, развитие у детей заинтересованности к образованию в целом.
Так, В.В. Давыдов по праву указывает, что обычно «принцип взаимодействия входит в основу обеспечения тесной работы между созданием учебных предметов для начальной школы и детским садом, интеграция форм научных и житейских понятий в программах и учебниках» Г5, С. 1341.
Одной из таких форм взаимодействия является проектная деятельность. Она как форма развития научно-педагогического, организационного оснащения системы образования в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012), изучается с точки зрения экспериментальной и инновационной деятельности, которая помогает решать ряд совокупных задач, обращенных на внедрение в профессиональную образовательную среду технологий проектного обучения (Концепция - 2020: развитие образования). Ее использование послужит поддержкой педагогической инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности и станет важным условием для приобретения знаний для выполнения учебно-познавательных и проектных задач в рамках преемственности (ФГОС НО).
Организация проектной деятельности в системе Центра образования: детский сад - начальная школа соответствует условиям обеспечения непрерывности образовательного процесса на всех его уровнях, сдвигает акцент на развитие объединенных качеств и нравственных характеристик индивидуальности педагога, готовности к саморазвитию в течение всей жизни как наиболее важный результат образования \2, С. 132; 6, С. 1201.
Чтобы разъяснить основу понятия «проектной деятельности» в первую очередь конкретизируем ее связь со следующими, отвечающими требованиям науке понятиями как «проект», «проектная деятельность» включающим в себя различное содержание, как со стороны разнообразных отраслевых знаний, так и разных уровней методологии науки.
Анализ литературы позволил выявить, что проект представляет собой план действий для достижения предполагаемого результата. Проектную деятельность рассматривают как метод развивающего обучения, благодаря которому дети учатся решать значимые для них проблемы, получать при этом конкретный осязаемый результат. О.В. Полозова [11, С. 78] считает проектную деятельность через призму системного подхода как эффективное средство для формирования социальной компетентности. Н.В. Матяш [8, С. 15] ставит проектную деятельность как выражение творчества, а учебный