УДК 159.9
МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Горева М.В.
ФГБОУ ВО Костромской государственный университет
(г. Кострома, Россия)
Аннотация: В статье представлена авторская модель психолого-педагогического сопровождения дошкольников в период подготовки к школьному обучению, рассчитанная на реализацию в условиях современной государственной дошкольной образовательной организации в течение одного учебного года.
Ключевые слова: модель, психолого-педагогическое сопровождение, подготовка к школьному обучению, ребенок дошкольного возраста, дошкольное образовательное учреждение.
Одной из актуальных задач на современном этапе развития системы дошкольного образования является пересмотр программ подготовки воспитанников старшего дошкольного возраста к школьному обучению. Вследствие неблагополучной эпидемической обстановки в России и мире, в условиях введения возможного режима самоизоляции населения и перехода дошкольных образовательных организаций на дистанционный режим работы, требуется поиск инновационных методов содействия качественной подготовке воспитанников к школе. В современных реалиях актуальным становится сочетание различных методов психолого-педагогического сопровождения процесса подготовки к обучению в школе воспитанников подготовительных групп: традиционных, интерактивных, информационных, дистанционных.
В рамках содействия решению заявленной проблемы разработана модель психолого-педагогического сопровождения дошкольников в период подготовки к школьному обучению. Данная модель предназначена для государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, рассчитана на срок реализации в течение 1 учебного года.
Целью модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в период подготовки к школьному обучению является создание условий для интеллектуальной, мотивационной, коммуникативной и эмоциональной подготовки воспитанников государственной дошкольной образовательной организации к обучению в школе.
В основе разработки и реализации заявленной модели находятся следующие принципы: принцип междисциплинарного подхода; принцип сотрудничества и взаимодействия всех субъектов психолого-педагогического сопровождения процесса подготовки детей к школьному обучению; принцип системности, последовательности и поэтапности реализации деятельности; принцип вариативности; принцип преемственности между различными уровнями образования.
Эффективной реализации модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в период подготовки к школьному обучению служат следующие психолого-педагогические условия:
- Учет индивидуальных и половозрастных особенностей участников, выбор диагностических, коррекционных, профилактических, информационных форм и методов с учетом данных особенностей, а так же с учетом особенностей базы реализации модели исследования и социокультурных особенностей и возможностей региона.
- Уважительное отношение к личности ребенка дошкольного возраста вне зависимости от его мировоззрения, особенностей поведения и деятельности.
- Субъект-субъектное взаимодействие семьи, дошкольной образовательной организации, общеобразовательных школ в процессе реализации модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в период подготовки к школьному обучению.
- Программа реализации модели должна включать следующие направления психолого-педагогического сопровождения: диагностическое направление, консультационное направление, коррекционно-развивающее направление, работа с педагогическим коллективом дошкольной образовательной организации, работа с семьями воспитанников.
- В процессе реализации модели целесообразно сочетание различных форм и методов психолого-педагогического сопровождения.
Оценка эффективности реализации модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в период подготовки к школьному обучению осуществляется с помощью следующих критериев и показателей:
1. Интеллектуальный критерий (показатели: развитие психических познавательных процессов детей дошкольного возраста (восприятия, внимания, памяти, мышления); повышение уровня владения дошкольников элементарными учебными действиями; сформированность предпосылок учебной деятельности).
2. Мотивационный критерий (показатели: смена ведущего типа мотивации ребенка с игровой на учебную; положительная мотивация ребенка по отношению к предстоящему процессу обучения в школе; повышение уровня познавательной мотивации дошкольников).
3. Коммуникативный критерий (показатели: развитие коммуникативных способностей дошкольников; развитие у дошкольников навыков общения со сверстниками и взрослыми; повышение уровня понимания дошкольниками задач, предъявляемых по отношению к ним со стороны взрослых в различных ситуациях взаимодействия; повышение уровня понимания дошкольниками состояния сверстников в различных ситуациях взаимодействия с ними).
4. Эмоциональный критерий (показатели: повышение уровня самооценки детей дошкольного возраста; сформированность у дошкольников адекватной самооценки себя по отношению к будущей социальной роли «Ученик»; положительное эмоциональное отношение детей дошкольного возраста к предстоящему процессу обучения в школе).
План реализации модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в период подготовки к школьному обучению включает в себя подготовительный, диагностический, основной этапы, этап вторичной диагностики и заключительный этап. На подготовительном этапе осуществляется выбор и обоснование базы и участников исследования, а так же изучение особенностей профессиональной деятельности педагога-психолога выбранной базы исследования. На диагностическом этапе происходит организация изучения исходного уровня готовности детей к школьному обучению посредством следующих методик: методика фронтальной психолого-педагогической диагностики готовности детей к обучению Г.Ф. Кумариной; методика «Беседы о школе» Т.А. Нежновой; методика Е.Д. Поляковой «Светофор»; методика диагностики коммуникативных способностей ребенка Е.Е. Кравцовой; методика Р.С. Немова «Какой я»; тест Н.М. Ильиной «Веселый-грустный». На основном этапе реализации модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в период подготовки к школьному обучению организуется работа с дошкольниками, их родителями и педагогами посредством следующих методов: комплекс упражнений «Готовимся к школе»; интерактивная игра «Путешествие будущих первоклассников»; индивидуальные консультации, направленные на подготовку к обучению в школе; тренинг общения «Мои друзья»; конкурс рисунков «Я - будущий первоклассник»; экскурсия в МКОУ Чухломскую СОШ имени А.А. Яковлева; дистанционные игровые задания «Скоро в школу»; создание творческого продукта на тему «Я в школе»; выпускной праздник «Наша книга детства»; родительское собрание «Подготовка детей к школе»; интернет-марафон «Мой ребенок - будущий первоклассник»; индивидуальные консультации родителей по вопросам оказания помощи ребенку в подготовке к школе; информационный стенд для родителей «Первый раз в первый класс»; выступление на педагогическом совете «Подготовка детей к школе. Преемственность детского сада и семьи»; круглый стол для воспитателей «К школе готов»; индивидуальные консультации для воспитателей
подготовительной группы; участие в вебинаре на тему «Подготовка детей к обучению в школе с учетом требований ФГОС дошкольного образования и начального общего образования». На этапе вторичной диагностики осуществляется мониторинг изменения критериев и показателей готовности детей к обучению в школе. На заключительном этапе осуществляется анализ и оценка эффективности составленной и реализованной модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в период подготовки к школьному обучению.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что нами составлена и теоретически обоснована модель психолого-педагогического сопровождения дошкольников в период подготовки к школьному обучению. Следует отметить, что данная модель реализуется на базе МКДОУ Чухломского детского сада «Родничок» Чухломского муниципального района Костромской области в 2020-2021 учебном году. По состоянию на декабрь 2020 года осуществлен подготовительный и диагностический этапы реализации модели. В настоящее время организуются коррекционно-развивающие, информационно-просветительские, дистанционные и другие формы и методы работы с дошкольниками, родителями и педагогическим коллективом МКДОУ Чухломского детского сада «Родничок».
Библиографический список
1. Забровская О.В. Формирование образа «Я - будущий школьник» у детей 5-7 лет: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Волгоград, 2007. - 25 с.
2. Казанова А.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей в период подготовки к обучению в школе / А.А. Казанова // Цивилизация знаний: XX Международная научная конференция. - 2019. - С. 507-512.
3. Пашкова Я.В. Психологические условия формирования социально ориентированного поведения детей на этапе предшкольной подготовки: автореф. дисс. . канд. псих. наук: 19.00.07. -Ростов н/Д, 2015. - 25 с.
4. Тихоненко С.А. Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО на 2017-2018 учебный год / С.А. Тихоненко. - Белоярский: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Снегирек» г. Белоярский», 2017. - 66 с.
Горева Марина Вячеславовна, магистрант 2 курса ОП Психолого-педагогическое
сопровождение во всех уровнях образования, ФГБОУ ВО Костромской государственный университет (Россия, г.Кострома) e-mail: goreva.77@inbox.ru
Грушецкая Ирина Николаевна, научный руководитель, кандидат педагогических наук,
доцент кафедры психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО Костромской государственный университет (Россия, г.Кострома)
Дата поступления статьи: 06.12.2020
© М.В. Горева