Научная статья на тему 'Факторы формирования развивающей музыкально-образовательной среды детских учреждений дополнительного образования'

Факторы формирования развивающей музыкально-образовательной среды детских учреждений дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
657
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Е. Н.

Статья посвящена определению роли музыки в духовно-нравственном развитии детей, раскрыта сущность музыкально-педагогической системы. Описана модель развивающей музыкально-образовательной среды как части образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы формирования развивающей музыкально-образовательной среды детских учреждений дополнительного образования»

ПЕДАГОГИКА

УДК 374.31

Е.Н. Александрова

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, enalex-29@mail.ru

The article is devoted to the role of music in cultural and moral development of children, the gist of musical-pedagogical system. The model of developing musical-educational milieu as a part of educational environment is described.

Ключевые слова: музыкально-образовательная среда, духовно-нравственное развитие

Одним из основных условий эффективной социализации и самореализации личности является гармоничное развитие человека. На протяжении всей истории образования существовала прекрасная традиция — сохранять воспитание и образование в системе культуры. Однако на рубеже ХХ-ХХ1 вв. образовательные компоненты отчуждаются от культуры и человека как носителя духовных ценностей, что приводит к кризису.

Философы и педагоги с древних времен обратили внимание на сильное формирующее воздействие музыки. Наиболее последовательный, целостный подход был представлен Платоном, который объединял слово, движение и музыку в единый комплекс «муси-ческого воспитания» [1]. Античные авторы связывали силу воздействия музыки с тем, что она по своей сути является «музыкой сфер». Пространственная структура музыки, тесная связь ее с точными науками привлекали внимание многих ученых. Так, Боэций рассматривал вопросы логики, математики и музыки. Ему принадлежит высказывание о том, что «музыкант — это тот, кто совершенен в рассуждении» [2].

Особое место музыка занимала в византийской цивилизации. «Христианство очень рано оценило возможности музыки как искусства универсального и в то же время обладающего силой массового и индивидуального психологического воздействия и включило ее в свой культовый ритуал» [3].

В современной педагогике особое место принадлежит музыкально-педагогическим системам, обращенным к самой широкой аудитории, которые были созданы выдающимися музыкантами — К.Орфом, З.Кодаи, Д.Б.Кабалевским. Эти системы положили начало массовому педагогическому обращению к возможностям музыкального искусства в деле развития и воспитания.

В основе системы Карла Орфа — сочинение детьми музыки в процессе вокально-инструментальной и двигательной импровизаций. Детская музыка генетически нераздельно связана с речью и движением [4]. Золтан Кодаи сконцентрировал свои усилия на разработке развивающих возможностей пения как самого полного, непосредственного и доступного

способа общения с музыкой [5]. В отечественной педагогике особое место занимает концепция Дмитрия Борисовича Кабалевского. Сущность ее заключается в необходимости массового воспитания школьников средствами музыки, с опорой на связь музыки как искусства с музыкой как учебным предметом, придавая первостепенное значение развитию восприятия детей, сближению их с искусством, неисчерпаемым источником духовного обогащения [6].

Устойчивая тенденция нашего времени — ухудшение физического и психического здоровья детей. Еще в 1909 г. В.М.Бехтерев указывал, что музыка самым благотворным образом действует на созревание мозга и личность ребенка со дня его рождения [7]. В современных условиях эту же идею развивает Е.И.Толчинская, утверждая, что позитивное восприятие музыки беременной женщиной положительно сказывается на развитии ребенка [8].

Какие бы сложные, противоречивые, а порой разрушительные процессы ни происходили в нашем обществе, всегда остается актуальной проблема формирования духовно-нравственной культуры детей. С нашей точки зрения, совершенствование процесса музыкального образования способствует формированию гармоничной личности. Еще Кабалевский настаивал на том, что на первом месте в системе воспитания должны стоять эмоции, переживания, вызванные определенным образом организованной средой, в которую погружаются дети [6].

В отечественной и зарубежной психологопедагогической литературе активно изучается сре-довой подход в реализации целей воспитания. Понятие «среда» трактуется многозначно. С точки зрения В.А.Ясвина, образовательной средой является система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [9]. По мнению Л.С.Выготского, «среда» выступает в отношении развития высших специфических для человека свойств и форм деятельности в качестве источника развития. Именно, взаимодействие со средой явля-

ется источником того, что у ребенка возникают эти свойства [10]. В западноевропейской психологопедагогической литературе наибольшую известность получила концепция американского ученого У.Бронфенбреннера, который определяет среду как сложную систему, находящуюся в постоянном развитии и охватывающую различные, близкие и далекие, жизненные сферы [11]. В.И.Слободчиков, с одной стороны, вписывает образовательную среду в механизмы развития ребенка, определяя тем самым ее целевое и функциональное назначение, а с другой, — выделяет ее истоки в предметности культуры общества. «Эти два полюса — предметности культуры и внутренний мир, сущностные силы человека — в их взаимополагании в образовательном процессе как раз и задают границы содержания образовательной среды и ее состав» [12]. В.П.Лебедева, В.А.Орлов и В.И.Панов также связывают оценку образовательной среды с ее развивающим эффектом, характеризуя среду как совокупность внешних условий, факторов и объектов, среди которых рождается, живет и развивается организм [13].

В исследованиях часто используется понятие «развивающая среда». В программах по дошкольному воспитанию встречаются понятия «развивающая среда» («Развитие»), «предметная среда» («Радуга»), «развивающая предметно-пространственная среда» («Истоки»). Мы рассматриваем развивающую среду как целесообразно организованную совокупность материальных объектов, предметов, находящихся в определенных пространственных взаимоотношениях и непосредственно включенных в контекст развития ребенка, а развивающую музыкально-образовательную среду — как часть специально организованного социокультурного и образовательного пространства, в котором происходит процесс творческого развития с последующим формированием универсальных качеств личности.

Наиболее оптимальные условия для становления развивающей музыкально-образовательной среды, на наш взгляд, имеются в детских учреждениях дополнительного образования. Выделим специфические возможности дополнительного образования в духовно-нравственном развитии детей: расширение предметных областей, с которыми могут познакомиться дети; возможность выбора круга общения, который соответствует интересам ребенка и способствует становлению социально успешной личности (свободной, творческой, саморазвивающейся); овладение специальными знаниями и практическими навыками в области музыки и прикладного искусства, способствующими формированию нравственных качеств, приобщению к общечеловеческим ценностям и обеспечению возрождения духовного образования.

Музыка развивает эмоциональную сферу, эмоциональную отзывчивость. Развитие эмоциональной отзывчивости связано с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Как отмечает О.П.Радынова, формирование музыкально-эстетического сознания не проходит бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления [14].

Музыкальное образование играет большую роль в формировании у детей эстетических чувств, так как, приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Разнообразные сведения о музыке, имеющие познавательное значение, способствуют эмоционально-образному восприятию содержания, словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии предполагает умственные операции — сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что также влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Развивающая музыкально-образовательная среда предполагает развитие социальных связей учреждения дополнительного образования детей с разными общественными институтами. Один из таких институтов — семья. Семейное воспитание — сложная и многогранная система. Влияние семьи отличается особой продолжительностью во времени. По своей природе семейное воспитание основано на чувствах. Влияние родителей на становление личности ребенка очень велико прежде всего потому, что они первыми вступают с ним в общение. Привычки, полученные в семье, остаются на всю жизнь. Взаимодействие с родителями как носителями культурных традиций обогащает детей знаниями, формирует потребности их применения и постоянного обновления.

Развитие личности дошкольника может обеспечивать педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализовать пространство музыкальной среды и управлять развитием творчества детей. Становление личности такого педагога предполагает: развитие его профессионального самосознания на основе формирования культуры эстетического мышления, чувств, системы нравственных убеждений; повышение мотивации педагога к творческой профессиональной деятельности; формирование индивидуально-творческого стиля и положительной Я-концепции на основе развитой рефлексии.

Важным фактором формирования развивающей музыкально-образовательной среды являются средства массовой информации, основной задачей которых является музыкальное просвещение. Любовь к прекрасному, уважение к серьезному искусству, хороший вкус, позволяющий безошибочно отличать настоящее от подделки, вечное — от сиюминутного, необходимо вырабатывать в детях с самых ранних лет. Музыка для них должна стать не только источником информации, но и средством общения, понимания другого человека, другой культуры. Создаваемое культурно-образовательное пространство не должно развиваться односторонне, когда культура — это только социальное окружение человека. В отношениях человека и культуры должна быть обратная связь, т. е. творческая самоотдача. Конечная цель — творческая реализация личности. Обобщение вышеизложенного позволяет построить модель развивающей музыкально-образовательной среды (см. схему).

Модель развивающей музыкально-образовательной среды

Мы полагаем, что реализация данной модели позволит сформировать музыкальную культуру детей, способствуя развитию мышления, воображения, эмоций, вкуса, представлений о красоте и творческому развитию.

1. Герцман Е.В. Музыка античной Греции и Рима. СПб., 1978. С.79.

2. Боэций А. Наставления к музыке // Антология педагогической мысли христианского Средневековья. М., 1994. Т.1. С.236-242.

3. Даркевич В.П. Культура Византии, вторая половина XII в. // Прикладное искусство. М., 1989. С.683.

4. Баренбойм Л.А. Элементарное музыкальное воспитание по системе К.Орфа. М.: Сов. композитор, 1978. С.21-29.

5. Кодаи З. Музыка в детском саду // Кодаи З. Избр. статьи. М.: Сов. композитор, 1982. С.148-149.

6. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1981. С.8-16.

7. Бехтерев В. М. // Музыкальная психология и психотерапия. 2008. №4. С.77-78.

8. Толчинская Е.А. Психологическая коррекция самочувствия беременных женщин средствами музыки // Музыкоте-рапия в музыкальном образовании. СПб., 2008. С.95-97.

9. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. 2-е изд. М.: Смысл, 2001. 366 с.: ил.

10. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т.4. М.: АПН РСФСР, 1956. С.376-386.

11. Бронфенбреннер У. Два мира детства — http://www.pravoslavie.ru/jurnal/86.htm.

12. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып.7. Инноватор — Bennet colledge. М., 1997. С.181.

13. Лебедева В.П.., Орлов В.А., Панов В.И. // Педагогика. 1996. №5. С.24-26.

14. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. М.: Academia, 1999. С.4-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.