^ЖауЧНО-ТеХНИЧе£КИеВеДОМ2£ТИ«СПбГПУ.4..2212;.ЭКОНОМИЧе£КИе.НаУКИ
УДК 338.2
И.С. Лукашов
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ
Рыночная система предъявляет все новые требования к уже действующим и вновь созданным предприятиям. При этом инновационная составляющая их развития является одним из основных источников экономического роста. При активной инновационной деятельности предприятие может занять лидирующие позиции на рынке и, соответственно, получать больше прибыли, что является одной из основных целей любой коммерческой деятельности.
Определение стратегии инновационного развития, формирование новых конкурентных преимуществ и управление текущей деятельностью предприятия тесно связаны с понятием инновационного потенциала (ИП), который, в свою очередь, является одним из необходимых элементов управления инновационной деятельностью.
Несмотря на значительное количество исследований и научных работ по управлению инновационными процессами, до сих пор отсутствует единое мнение в вопросе о сущности и содержании инновационного потенциала, не обоснован единый выбор критериев для его оценки, нет единой классификации факторов формирования инновационного потенциала. Этим обусловливается актуальность детального рассмотрения данного вопроса.
Именно поэтому необходимо решить задачи анализа сущности и содержания понятия «инновационный потенциал предприятия», введения классификации принципов системного подхода при оценке этой экономической категории, введения уточненного определения инновационного потенциала предприятия и представления структуры формирующих его факторов.
Потенциал в широком смысле этого слова понимается как способность хозяйствующего субъекта наиболее эффективно реализовывать ту или иную функциональную задачу при максимальном использовании имеющихся экономических ресурсов. Согласно такому определению инновационный потенциал - это не только
гипотетическая возможность создания новшеств, осуществления инноваций, но и готовность воспринять эти нововведения для последующего эффективного использования.
Понятие «инновация» ввел Й. Шумпетер. Согласно его определению - это не что иное, как изменения в технологии и управлении, как новые направления в использовании ресурсов, т. е. появляется понятие «инновационный потенциал». Инновационный потенциал предприятия -совокупность характеристик предприятия, определяющих способность компании к осуществлению деятельности по созданию и практическому использованию нововведений [1].
В отдельных случаях инновационный потенциал отождествляется с научно-техническим. Инновационный потенциал представляется как «накопленное определенное количество информации о результатах научно-технических работ, изобретений, проектно-конструкторских разработок, образцов новой техники и продукции» или толкуется как «система факторов и условий, необходимых для осуществления инновационного процесса», что значительно упрощает действительность, а также сужает сферу применения этой сложной категории [2].
В работе Г.И. Жица [3] под инновационным потенциалом понимается количество экономических ресурсов, которые в каждый конкретный момент предприятие может использовать для своего развития. Эти ресурсы распределяются между тремя основными секторами (сегментами, направлениями): научно-техническим, образовательным, инвестиционным. В результате этого распределения формируются научно-технический, образовательный и инвестиционный потенциалы.
Совокупность названных потенциалов и формирует инновационный потенциал предприятия. Данный подход позволяет считать инновационным потенциалом не все количество ресурсов, которые предприятие предполагает использовать для своего перспективного развития, а только ту
их часть, которая может быть использована для увеличения объемов или улучшения качества произведенной продукции.
Д.С. Андрианов трактует инновационный потенциал как способность предприятия к трансформации фактического порядка вещей в новое состояние с целью удовлетворения существующих или вновь возникающих потребностей (предприятия-новатора, потребителя, рынка и т. п.). При этом эффективное использование инновационного потенциала делает возможным переход от скрытой возможности к явной реальности, т. е. из одного состояния в другое (а именно, от традиционного к новому). Следовательно, инновационный потенциал - это своего рода характеристика способности предприятия к изменению, улучшению, прогрессу [4].
Аналогичной позиции придерживается и Р.А. Фатхутдинов, определяя инновационный потенциал предприятия как меру готовности выполнять задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т. е. как меру готовности к реализации инновационного проекта или программы инновационных преобразований и внедрения инноваций [5].
П.Н. Завлин определяет инновационный потенциал как совокупность различных видов ресурсов, включая материально-производственные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные, необходимые для осуществления инновационной деятельности [6].
А. Николаев под инновационным потенциалом понимает систему факторов и условий, необходимых для осуществления инновационного процесса. За основу оценки состояния инновационного потенциала принимаются возможности, которыми располагает предприятие для собственной инновационной деятельности [7].
Большинство ученых при оценке инновационного потенциала учитывают только внешние и внутренние факторы. Но в эпоху глобальной экономики невозможно игнорировать влияние сторонних институтов, напрямую не сопряженных с отраслью. В связи с этим было принято во внимание влияние так называемой национальной инновационной системы (НИС), которая является совокупностью институтов, относящихся к частному и государственному секторам, индивидуально и во взаимодействии друг с другом обусловливающих развитие и распространение
новых знаний и технологий в пределах конкретного государства. В России формированием и развитием НИС занимается целый ряд государственных структур (Комиссия по модернизации и технологическому развитию России при Президенте РФ, инноград «Сколково», различные госкорпорации и т. д.) [8].
В данной статье не рассматривается влияние глобальной инновационной системы (ГИС), так как оно менее значительно по сравнению с НИС. НИС - это во многом продукт работы государственных и совместных частно-государственных органов, т. е. это упорядоченная система, контролирующаяся из единого центра. Она решает комплексную задачу модернизации экономики государства. У ГИС нет конкретных целей и задач и отсутствует единый центр, ее формирующий и контролирующий.
Рассмотрение инновационного потенциала не просто как набора ресурсов, а с позиции системного подхода привело к пересмотру его принципов. Помимо всего прочего был сделан акцент на принципе системности, что позволило тщательнее разобраться в этом понятии и выявить его особенность - синергетический эффект, т. е. увеличение эффективности от взаимодействия элементов инновационного потенциала, как внутренних, так и внешних. Таким образом, можно прийти к выводу, что такой эффект достигается с помощью НИС, которая соединяет отдельные инновационные единицы между собой. Это общая объединяющая система, в рамках которой функционируют и предприятия, и научно-исследовательские центры, и вузы, и государственные органы, и т. д. Ее влияние крайне велико, так как она во многом создает возможности и лучшие условия для предприятий, стремящихся к инновационной деятельности. Например, на ЗАО «РЭПХ - Холдинг» установили многофункциональные центры с ЧПУ и привлекли высококвалифицированных программистов, пишущих программы механической обработки, и операторов данного оборудования, что позволило данным пяти обрабатывающих центров выполнять производственную программу целого цеха, оборудованного старыми узкоспециализированными механообрабатывающими станками.
Влияние внешних и внутренних факторов на инновационный потенциал достигает своего максимального значения только при активном
^жаучно»техниче£кие«ведом2£Ти«СПбГПУ.4..2012;иЭкономиче£кие.науки
взаимодействии с НИС, позволяя проявиться эффекту синергии. Это дает возможность предприятию быть не обособленной производственной единицей, а напротив, активным участником и рыночных отношений и инновационной деятельности в отрасли / государстве / мире.
Именно влияние НИС на предприятие придает системность инновационному потенциалу: доступность научных знаний, финансовых средств, налоговых льгот, маркетинговых решений (реклама предприятия как активного участника НИС, большой рынок сбыта в виде госзаказов) и т. д. В вышеупомянутых определениях нет упоминания НИС. А именно НИС является системообразующим фактором, который охватывает всю структуру ИП (кадровый потенциал, финансовый, научно-технический и т. д.). Именно поэтому развивающиеся в инновационном ключе государства (БРИК) делают столь сильный упор на развитие своих НИС. Поэтому и мы считаем, что в современном мире роль НИС является главной в формировании современной инновационной экономики и влияние НИС на конкретное предприятие (через его инновационный потенциал) трудно преувеличить.
Но точно также и предприятие влияет на НИС. Именно этим обеспечивается принцип «обратной связи». На рис. 1 можно видеть обоюдное влияние предприятия и НИС.
НИС влияет на сам инновационный потенциал предприятия, но также непосредственно и на внешние и внутренние факторы, его формирующие. А значит, НИС является фактором, формирующим инновационный потенциал предприятия. Схематично можно представить структуру факторов формирования НИС следующим образом (рис. 2).
Анализируя структуру факторов формирования инновационного потенциала предприятия, можно прийти к выводу, что НИС фактически дает возможность предприятию увеличивать свой инновационный потенциал посредствам
появления новых или улучшения уже имеющихся факторов. Так:
- доступность отраслевой информации дает возможность участвовать в отраслевых выставках, конференциях, научных объединениях (например, в «Сколково» вся научно-производственная информация участников находится в общем доступе);
- возможность привлечения сотрудников из вузов позволяет заключать договора с вузами о трудоустройстве выпускников, совмещенной работе научных кадров;
- совместная исследовательская деятельность со сторонними организациями дает возможность размещать заказы на НИОКР у сторонних организаций, работать с использованием их технических мощностей, ноу-хау и т. д.;
- привлечение стороннего капитала открывает возможность предприятиям получать финансирование по государственным программам, получать финансовую помощь от бизнес-ангелов и венчурных фондов, госзаказы;
- возможность получения налоговых льгот позволяет предприятию оптимизировать налоговую нагрузку (участники различных инновационных государственных проектов, например «Сколково», облагаются налогами по более лояльной схеме);
- маркетинговая возможность позволяет предприятию продвигать свой брэнд с помощью участия в той или иной программе или проекте.
Также есть более специфические бонусы, которые компания может получать будучи активным участником НИС. Например, участники ОЭЗ могут получать льготы в предоставлении недвижимого имущества, облегченный таможенный режим, пользоваться уже готовой инфраструктурой, иметь льготы по госпошлине, по привлечению иностранных граждан для занятия инновационной деятельностью.
Инновационный потенциал предприятия
Инновационная деятельность (создание инноваций, рынка потребления инноваций). Дополнительный субъект инновационной системы
Ресурсы (финансовые, кадровые, производственно-технологические, маркетинговые и т. д.). Интеграция предприятия в инновационную систему
НИС
Рис. 1. Обратная связь предприятия и НИС
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА Доступность отраслевой информации. Возможность привлечения сотрудников из вузов.
Совместная исследовательская деятельность со сторонними предприятиями. Возможность привлечения стороннего капитала. Возможность получения субсидий, налоговых льгот. Маркетинговая возможность
Рис. 2. Укрупненная структура факторов формирования инновационного потенциала предприятия
Таким образом, искомое определение получило следующую формулировку: инновационный потенциал - это система взаимодействующих и взаимосвязанных ресурсов предприятия, внешней среды и влияния национальной инновационной системы, необходимых в процессе осуществления инновационной деятельности с учетом их ограниченного характера и возможного влияния на конечный результат его деятельности. При таком определении инновационного потенциала
учитываются все формирующие его факторы - от стандартных, учитываемых большинством исследователей (материально-технических, кадровых, финансовых, рыночных ресурсов и т. д.), и до компонентов национальной инновационной системы, которые зачастую не учитываются, но имеют значительное влияние на инновационный потенциал и в настоящее время активно развиваются, получая государственную поддержку на самом высоком уровне.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шумпетер, Й. Теория экономического развития [Текст] / Й. Шумпетер, - М.: Директ-Медиа, 2007. - С. 63.
2. Кокурин, Д.И. Инновационная деятельность [Текст] / Д.И. Кокурин. - М.: Экзамен, 2001. - 78 с.
3. Жиц, Г.И. Инновационный потенциал [Текст] / Г.И. Жиц. - Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1999. - 24 с.
4. Сущность и структура инновационного потенциала организации [Текст] / Д.С. Андрианов; Академия управления «ТИСБИ» // Вестник ТИСБИ. - 2006.
5. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент [Текст] / Р.А. Фатхутдинов. - СПб.: Питер, 2008. - 448 с.
6. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика [Текст] / под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. - М.: Экономика, 2000. - 475 с.
7. Николаев, А. Инновационное развитие и инновационная культура [Текст] / А. Николаев // Проблемы теории и практики управления. - 2001. - № 5. -С. 75-79.
8. Фещенко, В.В. Проблемы и направления совершенствования процесса формирования национальной инновационной системы России [Текст] / В.В. Фещенко, Н.Ю. Щеликова // Научно-технические ведомости СПбГПУ - 2012. - № 1.