Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ'

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
59
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
деловая этика / этика деловых отношений / национальный менталитет / этичный бизнес / деловые коммуникации / business ethics / ethics of business relations / national mentality / ethical business / business communications

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Маргарита Сергеевна Фатеева

Статья посвящена анализу факторов формирования деловой этики в со-временном российском обществе. Затронуты исторические предпосылки к развитию современной ситуации в сфере деловой этики, основные причины нарушения предпринимателями этических норм, возможные пути решения существующих проблем в данном направлении. Нужно отметить, что специфика делового общения в России во многом определяется особенностями ее исторического пути и социально-экономического развития. В целом ситуация в сфере этики деловых отношений в России характеризуется сложным поиском новых эффективных форм делового взаимодействия, адекватных требованиям современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF FORMATION AND FEATURES OF BUSINESS ETHICS IN MODERN RUSSIAN SOCIETY

The question of business ethics as influencing factor for effectiveness of management activities has been attracted attention of researches for decades. Importance of this question can be seen in working process of any organization, joint venture activities, in scientific, technical and production cooperation, in business mergers and takeovers, and in transnational corporations’ work. Business ethics is extremely important in partnerships during periods of transitional economy. The goal of this article is a research of formation factors specialties of business ethics in modern Russian society. In this context we have following tasks: • Overview of specialized literature about business ethics; • Definition of historical context in formation process of features of business ethics in modern Russian entrepreneurship; • Highlighting the sum of reasons for violations of business ethics by entrepreneurs; • Researches of possible ways to solve the problems of modern business ethics in Russia. The significance of this work is adding new actual information in theoretical database, as well as inclusion new experience in previous researches and receiving new data on problem. The set of research methods: empiric (gathering information from different sources, observation), theoretical (analysis, synthesis, modeling, classification, generalization etc). The specifics of business communication in Russia is largely determined by the features of its historical path and socio-economic development. Post-soviet economy has factors, that providing negative influence on formation of business ethics: flaws in legislation, instabilities in economy and its transitional character, high level of corruption and criminality. However, thanks to gradual learning from western countries by entrepreneurs, there is a tendency for improving of social responsibility of Russian business. In general, situation in sphere of business ethics in Russia can be characterized as a difficult search of new effective forms in business cooperation that can be adequate to demands of modern society. According to results of work it’s possible to say that the future of business ethics and business culture in Russia can be decided by clue factors like: • Real state legal policy; • Self organization of business society; • Education system for entrepreneurs that can produce business societies. These elements form a development of business ethics on microand macrolevels. In this way, the efficient formation of high level culture in business relationships can be decided by: • Quality of the state machine – its competency, responsibility, efficiency and incorruptibility; • Level of culture in organization, as main factor of its profitable and qualitative activity. Economical growth and prosperity depends on intensiveness of innovation and entrepreneurship, on efficient motivation of people, which provides these processes, on their skills and creativity in business. It’s important to admit that realization of these tasks needs institutional and sociocultural background, that can stimulate innovative and creative behavior. Business rivalry also plays a key role in forming these factors, though market mechanisms are not necessary to be the only ones to be considered. And while rivalry can be marked as external stimulator, business cultural and ethics should be meant as much more important internal one.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ»

Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение.

2024. № 55. С. 98-108. Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2024. 55. pp. 98-108.

Научная статья УДК 174

doi: 10.17223/22220836/55/9

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Маргарита Сергеевна Фатеева

Томский лесотехнический техникум, Томск, Россия, [email protected]

Аннотация. Статья посвящена анализу факторов формирования деловой этики в современном российском обществе. Затронуты исторические предпосылки к развитию современной ситуации в сфере деловой этики, основные причины нарушения предпринимателями этических норм, возможные пути решения существующих проблем в данном направлении. Нужно отметить, что специфика делового общения в России во многом определяется особенностями ее исторического пути и социально-экономического развития. В целом ситуация в сфере этики деловых отношений в России характеризуется сложным поиском новых эффективных форм делового взаимодействия, адекватных требованиям современного общества.

Ключевые слова: деловая этика, этика деловых отношений, национальный менталитет, этичный бизнес, деловые коммуникации

Для цитирования: Фатеева М.С. Факторы формирования и особенности деловой этики в современном российском обществе // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2024. № 55. С. 98-108. doi: 10.17223/22220836/55/9

Original article

FACTORS OF FORMATION AND FEATURES OF BUSINESS ETHICS IN MODERN RUSSIAN SOCIETY

Margarita S. Fateeva

Tomsk Forestry College, Tomsk, Russian Federation, [email protected]

Abstract. The question of business ethics as influencing factor for effectiveness of management activities has been attracted attention of researches for decades. Importance of this question can be seen in working process of any organization, joint venture activities, in scientific, technical and production cooperation, in business mergers and takeovers, and in transnational corporations' work. Business ethics is extremely important in partnerships during periods of transitional economy.

The goal of this article is a research of formation factors specialties of business ethics in

modern Russian society.

In this context we have following tasks:

• Overview of specialized literature about business ethics;

• Definition of historical context in formation process of features of business ethics in modern Russian entrepreneurship;

• Highlighting the sum of reasons for violations of business ethics by entrepreneurs;

• Researches of possible ways to solve the problems of modern business ethics in Russia. The significance of this work is adding new actual information in theoretical database, as well as inclusion new experience in previous researches and receiving new data on problem. The set of research methods: empiric (gathering information from different sources, observation), theoretical (analysis, synthesis, modeling, classification, generalization etc).

© М.С. Фатеева, 2024

The specifics of business communication in Russia is largely determined by the features of its historical path and socio-economic development. Post-soviet economy has factors, that providing negative influence on formation of business ethics: flaws in legislation, instabilities in economy and its transitional character, high level of corruption and criminality. However, thanks to gradual learning from western countries by entrepreneurs, there is a tendency for improving of social responsibility of Russian business. In general, situation in sphere of business ethics in Russia can be characterized as a difficult search of new effective forms in business cooperation that can be adequate to demands of modern society.

According to results of work it's possible to say that the future of business ethics and business culture in Russia can be decided by clue factors like:

• Real state legal policy;

• Self organization of business society;

• Education system for entrepreneurs that can produce business societies.

These elements form a development of business ethics on micro- and macro- levels. In this way, the efficient formation of high level culture in business relationships can be decided by:

• Quality of the state machine - its competency, responsibility, efficiency and incorruptibility;

• Level of culture in organization, as main factor of its profitable and qualitative activity. Economical growth and prosperity depends on intensiveness of innovation and entrepreneurship, on efficient motivation of people, which provides these processes, on their skills and creativity in business. It's important to admit that realization of these tasks needs institutional and sociocultural background, that can stimulate innovative and creative behavior. Business rivalry also plays a key role in forming these factors, though market mechanisms are not necessary to be the only ones to be considered. And while rivalry can be marked as external stimulator, business cultural and ethics should be meant as much more important internal one.

Keywords: business ethics, ethics of business relations, national mentality, ethical business, business communications

For citation: Fateeva, M.S. (2024) Factors of formation and features of business ethics in modern russian society. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul 'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 55. pp. 98-108. (In Russian). doi: 10.17223/22220836/55/9

Тема деловой этики как фактора, оказывающего непосредственное влияние на продуктивность управленческой деятельности, в течение многих десятилетий привлекает внимание исследователей. Значимость данного вопроса проявляется в работе любой организации, а также в совместной предпринимательской деятельности, научно-технических и производственных кооперациях, в процессах слияния и поглощения фирм, в работе транснациональных корпораций. Особенно важна деловая этика в отношениях между партнерами в условиях переходной экономики [1].

Цель данной статьи заключается в исследовании факторов формирования и особенностей деловой этики в современном российском обществе. В работе использованы эмпирические (сбор источников информации, наблюдение) и теоретические (анализ, синтез, моделирование, классификация, обобщение и др.) методы исследования.

Значимость статьи заключается в привнесении новой актуальной информации в теоретическую базу по исследуемому вопросу, дополнении опыта предыдущих исследователей, получении новых данных по рассматриваемой проблеме.

Понятие «этика» происходит от древнегреческого «ethika», термин введен Аристотелем как обозначение совокупности добродетелей, которые присущи совершенному человеку [2].

1. Понятие и основы деловой этики

В широком смысле, деловая этика представляет собой совокупность этических принципов и норм, которыми должны руководствоваться члены организаций в сфере управления и предпринимательства. Деловая этика включает такие элементы, как этическая оценка внутренней и внешней политики компании; морально-нравственные принципы сотрудников компании (профессиональную мораль); морально-нравственный климат в компании; правила делового этикета.

Основой деловой этики служит профессиональная этика, подразумевающая определенный профессионально-цивилизованный тип отношений между деловыми людьми в качестве подчиненных, партнеров, конкурентов, клиентов, исключающий противопоставление одних другим. Деловая этика базируется на общих принципах рабочего процесса в той или иной области [3].

Итак, основными принципами современной деловой этики, по мнению специалистов, являются:

- создание материальных ценностей рассматривается как изначально важный процесс;

- прибыль и иные доходы организации есть результат достижения различных общественно значимых целей;

- приоритет в решении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться не производству продукции, а интересам межличностных отношений [4].

Независимо от вида профессиональной деятельности и его конкретных подвидов нормы деловой этики должны учитывать национально-этнические традиции, сложившиеся в государстве [5]. Деловая этика тесно связана с характером человека, складом его ума, уровнем образования и социальной адаптированностью. Положительными понятиями в деловой этике являются: авторитет, гордость, честность, честолюбие, благородство, вежливость и др. [3].

Деловая этика на межорганизационном уровне затрагивает контрактную дисциплину, на внутриорганизационном уровне - стиль субординационных отношений, политику интеграции персонала в организацию. Во всех случаях речь идет о том, чтобы избежать как неудовлетворительного по местным меркам давления, так и действий, не имеющих продуктивного эффекта.

Предпринимательская деятельность протекает в конкретной общественной среде и требует от предпринимателя некоторых необходимых характеристик. К этой группе факторов относится также способность формировать социальный капитал - сети межличностных отношений и позиции в ней предпринимателя, прочные связи с деловым сообществом, создаваемые формальным или неформальным путем.

С вопросом деловой этики тесно связана тема культуры производства, подразумевающая в числе прочего и развитие бережного отношения к ресурсам, результатам труда, природной среде, ответственного отношения к организации, развитие деловитости, предприимчивости, творческого отношения к труду. Требования соблюдения культуры и этики бизнеса находят отражение в популярных сегодня идеях социальной ответственности предпринимателей, корпоративной гражданственности и т.д.

Практика показывает, что национальный менталитет является основой, на ценностях и традициях которой формируются главные этические нормы в организациях, и что таким образом она воздействует на корпоративную культуру, а принимая во внимание значительную близость понятий рабочего климата и корпоративной культуры, также весьма существенно влияет и на этический климат в компании.

Национальный менталитет, впитываемый с детства в течение всей жизни, играет роль источника определенных ожиданий относительно характеристик, ориентаций и поведения людей, являющихся своего рода ограничениями для других людей в обществе. Общие ценности и нормы диктуют и общность восприятия этического климата представителями единой культуры, таким образом, «национальный менталитет формирует ограничительные совокупности взглядов и ожиданий, в пределах которых существуют только определенные виды этического климата».

В период глобализации принятие деловых решений все в большей мере сталкивается с проблемами этики, различием этических норм и этического климата. Становится необходимым более глубокое понимание межнациональных различий в повседневных нормах, правилах поведения, социальных факторах и т.д. [1].

2. Факторы формирования российской деловой этики и ее особенности в современном обществе

В России в период перехода к рыночной экономике кардинальные изменения в политической, социальной и экономической жизни общества отразились на состоянии культуры, обострился резкий дефицит культуры правовых и коммерческих отношений, культуры труда и производства. И.И. Зарецкая объясняет это явление следующими причинами: «Прежде всего разрыв связей между профессиональной, трудовой культурой и мировоззренческой, нравственной, духовной: представление о том, что экономика несовместима с нравственностью, что ради прибыли бизнесмен не будет считаться с моральными нормами. Вторая причина связана с тем, что развитие - процесс диалектический, связанный с отмиранием одних и возникновением других проявлений, не всегда позитивных. Третья причина заключается в том, что с началом перестройки произошла переоценка ценностей, когда разрушаются привычные установки, сложившиеся десятилетиями стереотипы, а вместо них возникают новые, подчас прямо противоположные». В процессе трансформации проявилась со всей силой роль культурного фактора в становлении рыночной экономики. Как справедливо отмечали авторы исследования «О духовно-культурных основах модернизации России», «без наличия культурных основ рынок может стать источником не обогащения народа, а его нищеты и обогащения уголовников» [1].

Особенность и полярность российской деловой культуры во многом объясняются учеными полярностью в русском национальном характере, выражающейся в проявлении как западных, так и восточных черт. «Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное» [6].

Российская деловая культура - это культура с высокой степенью избегания неопределенности, большой дистанцией власти, краткосрочной времен-

ной ориентацией и преобладанием коллективизма. Россия относится к высококонтекстуальным культурам, т.е. статус человека и его место в обществе зависят, прежде всего, от многочисленных внешних факторов, например, социальной среды, происхождения, принадлежности к определенной касте, элитному образованию, религии, расе и т.д. Высокая контекстуальность была характерна для СССР и сохранилась в России и странах СНГ. Для людей из такой культуры особое значение имеет то, как человек одет, какой институт окончил и т.п. По типу делового поведения российскую деловую культуру можно отнести к полиактивным и патерналистским культурам, ориентированным на эффективность, результат взаимодействия, на создание и сохранение межличностных отношений с партнером.

Для граждан РФ характерно применение политики двойных стандартов, таким образом, если для своих нормальными являются такие стандарты, как честность, надежность, взаимопомощь, то относительно всех остальных возможно существенное снижение «планки моральных принципов» [7].

Для деловой этики переходного периода стали характерными погоня за сиюминутной прибылью в ущерб долгосрочным перспективам, признание легитимности только собственных интересов, манипулирование партнерами, силовое решение конфликтов и другие негативные проявления. В распространенных сегодня в молодом российском бизнесе случаях мошенничества, обмана, рэкета и т.п. проявляются сформировавшаяся отрицательная мотивация, установка на мошенничество и другие противоправные действия ради достижения узкокорыстных, по преимуществу ложных целей. Отрицательная этическая установка может направить творческий, предпринимательский импульс человека по ложному пути, например, превратить его из стража порядка в «оборотня в погонах». Такая установка, как пишет А.Н. Тарасов, «является для представителей незаконного бизнеса смыслообразующей психологической, социально-психологической конструкцией. Мотивационная система взаимосвязана с мышлением, чувствами, мировосприятием, характером, способностями и темпераментом участников бизнес-процессов. Презрение к другим людям, отсутствие стыда за свою ложь и за ее разрушительные последствия, готовность к игнорированию любых моральных устоев, неукротимая жажда наживы и многое другое побуждают некомпетентных в организации законного и этичного бизнеса предпринимателей на мошенничество. Таким образом, здесь имеет место отсутствие культуры, этической установки, которые могли бы, по крайней мере, блокировать подобную мотивацию [1].

Среди этих культурных особенностей и влияний отмечаются, однако, и такие взаимосвязанные характеристики, как склонность к несоблюдению и обходу законов и норм регулирования, низкий уровень доверия в сделках вне рамок личных отношений, опора при решении проблем на личностные взаимосвязи.

Среди постоянно отмечаемых положительных черт российской деловой культуры - прежде всего склонность к коллективному труду и сотрудничеству, а также способность к обучению, творческому подходу и действиям в условиях нестабильности среды [1].

Нравственные недостатки российских бизнесменов можно представить в следующих пунктах:

- отсутствие привычки и традиции услужить, обслужить, наиболее заметно проявляющееся у работников сферы сервиса;

- страх пойти до конца, оправданного риска; психология не победителя, а проигравшего до начала игры;

- упование на моментальное решение проблем без затрат собственных сил, энергии;

- агрессивность, нетерпимость, нездоровое желание растоптать, унизить, повышенная конфликтность в отношениях с партнерами и тем более конкурентами, нежелание искать компромиссы;

- психология рантье, объясняющаяся, с одной стороны, низким уровнем жизни, а с другой - неуверенностью в завтрашнем дне;

- стремление к ограничению конкуренции, монополизму, к успеху, основанному на особых условиях;

- отсутствие имиджа делового человека, предпринимателя, что проявляется в стиле мышления, манере одеваться, вести себя.

Все вышеприведенное свидетельствует о стремлении заметного большинства современных российских деловых кругов руководствоваться в бизнесе жаждой прибыли, не обязывающей к атмосфере честной рыночной конкуренции. Многие из них уподобляют последнюю игре, где ложь представляется естественно закономерным явлением [8].

Этический парадокс российского бизнеса состоит в том, что этичность или неэтичность тех или иных поступков часто определяется не личностным выбором, а диктуется необходимостью выживания предпринимателя в условиях несовершенства законов, зачастую аморального поведения государственных чиновников [9].

Состояние деловой этики во многом определяется отношением предпринимателей к правовым нормам. Большинство предпринимателей, не выходя в чисто криминальные области, действует в так называемых серых, полулегальных или внеправовых зонах. Большинство предпринимателей при этом скорее предпочитают соблюдать законы, но фактически вынуждены обходить их во множестве случаев, когда нормативные установления существенно ущемляют их интересы (наиболее распространенный случай - уклонение от уплаты многочисленных налогов и сборов).

По опросам, семеро из десяти руководителей предприятий стараются не нарушать закон «по возможности» (это означает, что если обстоятельства складываются не слишком благоприятно, приходится его обходить). Несовершенство и противоречивость самого хозяйственного законодательства дает массу возможностей для такого уклонения. А невозможность соблюсти все разноречивые законодательные положения служит для предпринимателя оправданием собственных нарушений.

Кроме того, специфический характер отношения предпринимателей к закону подтверждает еще одно существенное обстоятельство. По оценкам представителей российского бизнеса, они не рассматривают судебные и арбитражные органы в качестве эффективных средств разрешения конфликтных ситуаций (и не случайно, поскольку они зачастую и не являются таковыми). К этим органам предприниматели обращаются относительно редко, поскольку постановления этих инстанций выполняются с длительными задержками или не выполняются вовсе.

К факторам, затрудняющим становление этических норм предпринимательства, можно отнести отсутствие эффективного законодательства, а также

действенного государственного и судебного контроля. Письменные договоры (контракты) между партнерами фактически утрачивают безусловную силу и беспрепятственно нарушаются при первой возможности. Все это неизбежно приводит к существенному усилению роли и значения неформальных экономических отношений. Особое значение приобретают неформальные связи, «горизонтальные» формы контроля над выработкой соглашений и выполнением договорных обязательств, принимаемые непосредственными участниками экономических отношений. При этом чрезвычайно возрастает роль личных связей, разного рода обменов деловыми и личными услугами. В результате значительная часть экономики остается невидимой как для общественного мнения, так и для государственного контроля, хотя она покоится на далеко не эфемерных сплетениях неформальных связей [10].

Довольно часто современные российские бизнесмены нормы и правила этических кодексов рассматривают лишь как желаемые, в какой-то степени даже как модные, но необязательные рекомендации. Иногда они следуют им просто потому, что так делают другие предприниматели, бывает, чтобы произвести положительное впечатление на партнеров и клиентов, а частенько из-за боязни неприятных последствий и т.п. В случаях отсутствия опасности наказания за несоблюдение профессиональной этики такие люди забывают о моральных принципах. У них полностью отсутствует внутренняя убежденность в необходимости выполнения этих правил. Такая этическая незрелость в бизнесе может привести к негативным последствиям как для них лично, так и для всей организации в целом [11].

Этику бизнеса и деловую этику можно рассматривать также как один из инструментов управления фирмой. На первый взгляд, сложная проблема достижения взаимного доверия также решается весьма просто. Потребитель доверяет лишь тому посреднику и производителю, с деятельностью которого он уже хорошо знаком и в этичности которого он уверен.

Однако не стоит думать, что лишь от уровня развития нравственности работников, непосредственно взаимодействующих с клиентами, зависит уровень этической культуры всей компании. Этика должна проникать во все уровни организации, начиная от генерального директора и заканчивая сторожем на складе. Но начать нужно именно с вышестоящего руководства. Для многих сотрудников высшие руководители в некоторой степени являются образцом успешности. Подчиненные, желая добиться столь же высокого положения, как и их начальники, начинают копировать их поведение, подчас не задумываясь об этике, морали и нравственности. Кроме того, проводимую компанией политику определяют руководители. Их распоряжения выполняются, даже если они аморальны. Это, несомненно, наносит вред этической культуре всей компании. Поэтому абсолютно каждый работник должен в своей работе задумываться об этике выполняемых действий. И именно поэтому все должны принимать активное участие в составлении и претворении в жизнь кодексов этики сотрудников данной организации, данной отрасли [12].

Современный этап в развитии российской этики деловой коммуникации характеризуется сложным поиском новых жизнеспособных форм, основанных на отечественных традициях, западных приемах и складывающемся собственном опыте [13].

Эволюция систем корпоративного управления в России будет, по мнению специалистов, как заимствовать зарубежный опыт, так и постепенно все в большей мере отражать ее внутренние условия, институты, традиции и культуру. По мере эволюции системы в ней будут возникать собственные инициативы, обусловленные культурными особенностями страны.

Оптимизация этического регулирования области деловых отношений в России представляет собой насущную потребность деловой сферы, реализации которой будет способствовать проведение наряду с традиционными новых форм деловой коммуникации: пресс-конференций, презентаций, круглых столов, принятие таких мер, как введение государственного регулирования в сфере формирования этических деловых отношений, стимулирование руководителей, которые этично ведут дела; совершенствование законодательства, введение более жестких санкций за нарушение норм деловой этики, результативная борьба с криминалом, коррупцией как формами антиэтических отношений. Эффективное влияние на этику деловых взаимоотношений может оказать развитие в России этики образования, мониторинга, аудита, тренинга, комитетов по этике, создание единого методического центра по разработке этических кодексов; проведение практических семинаров-тренингов по вопросам их применения, внедрение этического комплаенс, задачей которого является контроль за исполнением сотрудниками компании установленных этических правил и норм поведения: внутрикорпоративного кодекса [13].

Ведущие российские компании, вставшие на путь внедрения у себя этических кодексов, преследуют тем самым сразу несколько целей, среди которых внутренние управленческие устремления превалируют над внешними репутационными задачами. Наиболее важной из них выступает задача формирования единых стандартов поведения, исключающих мошенничество и коррупционные схемы. Не менее важной обозначалась задача формулирования единых корпоративных ценностей, служащих фундаментом любого этического кодекса и формирующих стержень корпоративной культуры. Процесс создания этических кодексов в крупнейших российских компаниях носит поступательный характер или осуществляется одновременно с формулированием стратегии и миссии. Наиболее часто раскрываемыми темами в кодексах являются вопросы, связанные с конфиденциальностью информации, конфликтами интересов и злоупотреблениями корпоративной собственностью. Вместе с тем одновременное внедрение альтернативных этическому кодексу управленческих инструментов, таких как антикоррупционная политика, направленная на решение того же комплекса проблем, приводит к тому, что они зачастую вступают в конкуренцию друг с другом, распыляя ресурсы компаний [14].

Заключение

Рост и процветание любой экономики, как известно, зависят от интенсивности предпринимательства и инноваций, т.е. в конечном счете от эффективности мотивации людей, являющихся проводниками этих процессов, от применения их творческих способностей и созидательного предпринимательства. Важный вывод состоит в том, что для реализации этих условий необходима институциональная и социокультурная среда, стимулирующая предпринимательское и инновационное поведение. В этой системе факторов,

безусловно, важная роль принадлежит конкуренции, однако эти процессы не могут и не определяются исключительно действием рыночных сил. И если конкуренция играет скорее роль внешнего стимулятора, то предпринимательская культура и деловая этика - не менее важного - внутреннего [1].

По результатам исследования можно сказать, что будущее этики российского бизнеса, как и российской деловой культуры, в основном определяется такими решающими факторами, как реальная правовая государственная политика, самоорганизация бизнес-сообществ и система бизнес-образования, воспроизводящая эти сообщества.

Именно данные элементы формируют развитие деловой культуры на макро- и микроуровне, таким образом, эффективность формирования высокого уровня культуры деловых отношений как фактора деловой активности определяется:

- качеством государственного аппарата - его компетентностью, ответственностью, оперативностью, честностью служащих;

- состоянием культуры организации, служащей основополагающим фактором ее гармоничной и эффективной деятельности [15].

Создание российской модели деловой этики предпринимательства должно учитывать национальные, культурные и религиозные традиции. Помимо этого, успешное будущее России напрямую зависит от активной роли государства в экономической и социальной сферах, где оно должно взять на себя ответственность за создание необходимых условий для формирования и укрепления предпринимательства России (избегать давления на бизнес - неограниченный контроль множества государственных структур над торговой и производственной деятельностью компаний; произвол правоохранительных органов в отношении бизнеса и др.), выгодных условий для благотворительной деятельности [16].

Список источников

1. Миневрин И.Г. Предпринимательская культура и деловая этика // Экономические и социальные проблемы России. 2008. № 1. С. 6-43.

2. Кочерина Н.И. Этика деловых отношений и предупреждение конфликтов // Труд и социальные отношения. 2010. № 10. С. 20-24.

3. Цвык В.А. Этика деловых отношений и служебная этика // Личность. Культура. Общество. 2012. Т. 14, № 1 (69-70). С. 247-252.

4. Цуканова Ж.А. Этика работы с персоналом и этика деловых отношений // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 1 (64). С. 384-387.

5. Галынская Ю.С., Звягинцев В.В., Коростелева Н.А. Управленческий аспект соблюдения делового этикета в образовательном пространстве // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 5. С. 32-40.

6. Мовсисян Н.К. Особенности становления и развития корпоративной культуры в экономике России // Теория и практика: совершенствование современного научного знания : сб. науч. тр. / под общ. ред. С.В. Кузьмина. Казань, 2018. С. 116-123.

7. Голдырева В.А. Особенности представлений о деловой этике в России // Альманах современной науки и образования. 2011. № 9. С. 54-56.

8. Медведь А.А., Медведь П.А. Деловая этика в современной России и этические представления одаренных школьников // Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики. 2012. № 1 (36). С. 77-85.

9. Фатеева М.С. Основы деловой этики в России: история и современность // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2022. № 47. С. 139-150.

10. Кантемирова Т.А. Факторы, определяющие деловую этику российского предпринимателя // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2004. № 1 (3). С. 158-163.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Матолыгина Н.В., Руглова Л.В. Профессиональная этика и закономерности ее развития в современном российском обществе // Мир науки. 2015. № 3. С. 30.

12. Сафонов К.В. Современная деловая этика как синтез прикладной и профессиональной этики // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2010. № 2 (73). С. 212-220.

13. Карлова ЕЮ. Особенности формирования этики деловой коммуникации в России // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 10 (56). С. 67-71.

14. Иванова Е.А. Корпоративные этические кодексы в управлении российскими компаниями // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2018. № 2. С. 164-190.

15. Кузеванова А.Л. Алгоритм формирования деловой этики в России // Вопросы культурологии. 2008. № 9. С. 60-63.

16. Харсеева Н.В. Духовно-нравственные основы российского предпринимательства: конец XIX - начало XXI века // Экономика. Право. Печать: Вестник КСЭИ. 2018. № 1 (61). С. 93102.

References

1. Minevrin, I.G. (2008) Predprinimatel'skaya kul'tura i delovaya etika [Business culture and business ethics]. Ekonomicheskie isotsial'nyeproblemyRossii. 1. pp. 6-43.

2. Kocherina, N.I. (2010) Etika delovykh otnosheniy i preduprezhdenie konfliktov [Business ethics and conflict prevention]. Trudi sotsial'nye otnosheniya. 10. pp. 20-24.

3. Tsvyk, V.A. (2012) Etika delovykh otnosheniy i sluzhebnaya etika [Business ethics and service ethics]. Lichnost'. Kul'tura. Obshchestvo. 14(1(69-70)). pp. 247-252.

4. Tsukanova, Zh.A. (2018) Etika raboty s personalom i etika delovykh otnosheniy [Ethics of Working with personnel and ethics of business relations]. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki. 1(64). pp. 384-387.

5. Galynskaya, Yu.S., Zvyagintsev, V.V. & Korosteleva, N.A. (2021) Upravlencheskiy aspekt soblyudeniya delovogo etiketa v obrazovatel'nom prostranstve [The managerial aspect of compliance with business etiquette in the educational space]. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika. 5. pp. 32-40.

6. Movsisyan, N.K. (2018) Osobennosti stanovleniya i razvitiya korporativnoy kul'tury v ekonomike Rossii [The formation and development of corporate culture in the Russian economy]. In: Kuzmin, S.V. (ed.) Teoriya ipraktika: sovershenstvovanie sovremennogo nauchnogo znaniya [Theory and Practice: Improvement of modern Scientific Knowledge]. Kazan: [s.n.]. pp. 116-123.

7. Goldyreva, V.A. (2011) Osobennosti predstavleniy o delovoy etike v Rossii [Ideas about business ethics in Russia]. Al'manakh sovremennoy nauki i obrazovaniya. 9. pp. 54-56.

8. Medved, A.A. & Medved, P.A. (2012) Delovaya etika v sovremennoy Rossii i eticheskie predstavleniya odarennykh shkol'nikov [Business ethics in modern Russia and moral views of talented students]. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo universiteta upravleniya i ekonomiki. 1(36). pp. 7785.

9. Fateeva, M.S. (2022) The basics of business ethics in Russia: history and modernity. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 47. pp. 139-150. (In Russian). DOI: 10.17223/22220836/47/12

10. Kantemirova, Т.А. (2004) Faktory, opredelyayushchie delovuyu etiku rossiyskogo predprinimatelya [Factors determining the business ethics of a Russian entrepreneur]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Sotsial'nye nauki. 1(3). pp. 158-163.

11. Matolygina, N.V. & Ruglova, L.V. (2015) Professional'naya etika i zakonomernosti ee razvitiya v sovremennom rossiyskom obshchestve [Professional ethics and regularities of its evolution in modern Russian society]. Mir nauki. 3. p. 30.

12. Safonov, K.V. (2010) Sovremennaya delovaya etika kak sintez prikladnoy i professional'noy etiki [Modern Business Ethics as a Synthesis of Applied and Professional Ethics]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo. 2(73). pp. 212220.

13. Karlova, E.Yu. (2013) Osobennosti formirovaniya etiki delovoy kommunikatsii v Rossii [Features of formation of business communication ethics in Russia]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya iprotsessy. 10(56). pp. 67-71.

14. Ivanova, E.A. (2018) Korporativnye eticheskie kodeksy v upravlenii rossiyskimi kompaniyami [Corporate codes of ethics in the management of Russian companies]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Menedzhment. 2. pp. 164-190.

15. Kuzevanova, A.L. (2008) Algoritm formirovaniya delovoy etiki v Rossii [The algorithm of business ethics formation in Russia]. Voprosy kul'turologii. 9. pp. 60-63.

16. Kharseeva, N.V. (2018) Dukhovano-nravstvennye osnovy rossiyskogo predprinimatel'stva: konets XIX - nachalo XXI veka [Spiritual and moral foundations of Russian entrepreneurship: the late 19th - early 21st century]. Ekonomika. Pravo. Pechat'. VestnikKSEI. 1(61). pp. 93-102.

Сведения об авторе:

Фатеева М.С. - преподаватель Томского лесотехнического техникума (Томск, Россия). E-mail: [email protected]

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Information about the author:

Fateeva M.S. - Tomsk Forestry College (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 13.10.2022; одобрена после рецензирования 10.04.2023; принята к публикации 15.08.2024.

The article was submitted 13.10.2022; approved after reviewing 10.04.2023; accepted for publication 15.08.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.