Правовое регулирование служебной деятельности: на примере делового этикета в деятельности юристов
Задорожная Евгения Владимировна,
к.ю.н., доцент кафедры истории, теории, государства и права и международного права, АНОВО «Московский международный университет» E-mail: [email protected]
Задорожный Григорий Андреевич,
студент 3 курса Института международных транспортных коммуникаций РУТ (МИИТ) E-mail: [email protected]
В современном мире актуальны вопросы коммуникации в самых различных сферах, в том числе, в профессиональной деятельности юриста. В статье проанализированы вопросы совершенствования качества делового общения, как с точки зрения развития бизнеса и организации коммуникации с деловыми партнёрами, так и с точки зрения юридического сопровождения бизнеса. Отмечена важность изучения вопросов практического применения делового этикета в профессиональной деятельности юриста в качестве инструмента преодоления и профилактики потенциально возможных кризисных ситуаций. Сделан акцент на различиях понятий «этика» и «этикет». Деловой этикет является неотъемлемым и значимым элементом профессиональной деятельности юриста, но в отличие от этических норм, которые регулируют его поведение с точки зрения морально-нравственных принципов, в первую очередь обращен к внешней стороне поведения. Проанализированы функции делового этикета. Рассмотрены аспекты правового регулирования служебной деятельности юристов ОАО «РЖД».
Ключевые слова: правосознание, юрист, деловой этикет, этика, деловое общение, юридическая служба.
сч о см
В современном мире актуальны вопросы коммуникации в самых различных сферах, в том числе, в профессиональной деятельности юриста. Зачастую условия взаимодействия не совпадают с национально-культурными стереотипами мышления и поведения.
Для делового общения важны как соблюдение норм и ценностей трудообмена, так и учет форм взаимодействия людей. В основе лежат тактика и стратегия достижения целей, используемые способы убеждения и воздействия. Чрезвычайно актуальна задача совершенствования качества делового общения, как с точки зрения развития бизнеса и организации коммуникации с деловыми партнёрами, так и с точки зрения юридического сопровождения бизнеса.
Кризис в сфере нравственности способен породить любой из иных видов кризисов - социальных, политических, экономических. В то же время моральное обоснование поступков человека, в том числе занимающего определенную должность, именно в кризисный период способно стать инструментом к его преодолению.
Нельзя смешивать понятия «этика» и «этикет», т.к. может последовать их подмена. Между тем, перед нами слова однокоренные, родственные этимологически. «Этика» - учение о нравственности, теория нравственности и, одновременно, дублёр самого понятия «нравственность». «Этикет» - свод правил приличия, алгоритм поведения субъекта вида homo sapiens в человеческом же сообществе. Следовательно, поведение человека диктуется этическими правилами общества [4]. Этикет является одним из ярко выраженных феноменов культуры, вбирающим в себя всю гамму чувств эмоций, обогащающим человеческое общение.
Само слово «Этикет» пришло к нам из Франции (фр. Etiquette - этикет); оно означает совокупность правил, которые предполагают под собой оптимальные модели поведения при любых ситуациях в общении [1].
В современной научной литературе этикет связан с культурой общения. Синонимами, отражающими внешнее выражение данного понятия, являются «правила поведения», «формы общения», «стандарты поведения» и др. Однако такие определения не отражают глубокий смысл и нравственный компонент этикета. Совокупность норм этикета предполагает наличие в их основе духовных ценностей человека.
Рассматривая это понятие как особую форму связи между объектом и субъектом, можно сказать, что ценностное отношение субъекта к объек-
ту имеет двойственную основу. Эта двойственность является важным элементом анализа ценностей объектов, позволяя выявлять конкретный смысл их оценки с точки зрения субъекта.
Философский подход предполагает рассматривать не саму по себе ценность или ценностную оценку, а целостное ценностное отношение, при этом любая ценностная ситуация, а значит и этикетная, выступает как форма субъектно-объектных отношений, где ценностное отношение со стороны субъекта реализуется всегда в единстве отнесения к ценности оцениваемого объекта и его осмысления субъектом. Такое понимание ценности позволит нам рассмотреть соотношение категорий «ценности» и «нормы».
Ценности и нормы имеют огромное отличие. Преподаватель Ленинградского университета М.С. Каган обосновал его следующим образом: «Норма является чисто рациональным и формализованным регулятором поведения людей, который они получают извне - из традиции, нравственного кодекса, религиозного установления, языковых правил, этикета поведения, юридического закона и т.п.; люди должны подчиняться ей, даже если не понимают ее смысла, целесообразности, соответствия собственным интересам; между тем, ценность - это внутренний, эмоционально освоенный субъектом ориентир его деятельности, и поэтому воспринимается им как его собственная духовная интенция, а не имперсональный, надличностный, отчужденный от него регулятор поведения» [2, С. 164].
Таким образом, ценности являются внутренним регулятором поведения, а нормы внешним. Ценности и нормы являются одним из объединяющим факторов всех видов этикета. Нормы этикета - это наставления по конкретным формам поведения в обществе. Общение при их соблюдении становится значительно более приятным, чем в случаях их нарушения или пренебрежения ими [5, С. 383].
Успешность человека сегодня зависит не только от его профессиональных навыков, но также и от умения выстраивать деловые контакты, эффективные и доброжелательные отношения, общаться с людьми, которые отличаются в различных областях по своей культуре, нормам и ценностям. В этом можно преуспеть, если развивать в себе качества обычного и делового общения.
Деловой этикет - это сложное системное знание, важный инструмент общения и адаптации личности в условиях деловой среды [3. С. 93.]. Дипломатический этикет и протокол являются фундаментом или стержнем, который обуславливает имиджевый и представительский характер делового этикета. Деловой протокол необходим, так как это прежде всего официальные формы общения, которые включают в себя: деловую переписку, переговоры, нормы телефонного разговора, официальные встречи и приёмы, а также деловой стиль одежды.
Служебный этикет юриста имеет свою специфику, т.к. ограничен жесткими рамками офици-
альных форм поведения. Под служебным этикетом юриста понимают устойчивый порядок поведения юриста при выполнении служебных полномочий (напр., решении юридического дела), выражающий внешнее содержание принципов морали и состоящий из правил вежливого обхождения в обществе (манеры, формы обращения и приветствия, одежда и др.) [7].
В юридической деятельности этикет выполняет определенные функции. Перечислим наиболее важные:
1. Функция установления контакта. Заключается в привлечении внимания, организации начала взаимодействия.
2. Функция поддержания контакта. За приветственными словами следует беседа. Важен выбор темы, соответствующей ситуации, интересам и статусу собеседников.
3. Функция создания атмосферы взаимного комфорта. Взаимная вежливость позволяет выстроить диалог и решить задачи каждого, одновременно создавая себе имидж человека, с которым легко и приятно общаться.
4. Регулятивная функция. Определяет поведение людей, варианты их поведения, что становится индикатором принадлежности человека к определенной социальной и культурной среде.
5. Функция профилактики конфликтов. Соблюдение норм этикета позволяет уменьшить вероятность конфликтов с окружающими.
Круг общения юриста многообразен. Предусмотреть нормы для каждого варианта взаимодействия невозможно. Обстоятельства постоянно варьируются. Выделяют две стороны этикета: этическую и эстетическую. Первая характеризует респондентов с точки зрения взаимного проявления уважения и заботы, а вторая позволяет оценить красоту поведения. В связи с этим важным для юриста является чувство такта. Именно оно способствует проявлению внимания к личности собеседника, минимизации возникновения ситуаций неловкости.
На профессиональную деятельность юриста влияют особенности его правового статуса. Во-первых, юрист является членом общества, участвуя как частное лицо в структуре гражданского общества, взаимодействуя с людьми как гражданин своей страны. Во-вторых, служебный статус юриста и уровень его профессионального правосознания определяют его особые права и обязанности как частнопрактикующего специалиста, представителя определенной организации или государственного учреждения.
Правительство Российской Федерации 02 апреля 2002 года Постановлением № 207 утвердило «Типовое положение о юридической службе феде- р рального органа исполнительной власти», которым Д определены ее функции - участие в законопроект- Ч
т
ной работе, визирование проектов правовых ак- К тов, обобщение практики применения законода- ё тельства, методическое руководство правовой ра- у ботой органов и организаций, входящих в систему А
см о см
федерального органа и др. В федеральных органах государственной власти созданы или реорганизованы правовые службы.
В настоящий момент в министерствах действуют соответствующие департаменты, в агентствах и службах - управления. Например, в Министерстве здравоохранения, в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации сформированы Правовые департаменты.
Следует подчеркнуть, что деятельность юридической службы современной организации регламентируется не только федеральными и региональными нормативными актами, но и внутренними локальными актами, принимаемыми непосредственно самими хозяйствующими субъектами. К ним относятся, в частности:
• Положение о юридической службе;
• Положение об организации договорно-правовой работы;
• Положение об организации претензионно-исковой работы;
• Должностные инструкции начальника отдела, старшего (ведущего) юрисконсульта, юрисконсульта;
• Утверждаются распоряжениями организации Методические рекомендации по вопросам делового общения.
Указанные акты, принятые в соответствии с законодательством уполномоченными органами управления организации, являются обязательными не только для сотрудников юридических служб, но и для других структурных подразделений и должностных лиц организации. Последние должны не препятствовать юридической службе в осуществлении возложенных функций и, более того, оказывать необходимое содействие в формах и порядке, закрепленных локальными актами, в том числе выполнять законные просьбы и требования юристов.
Любая компания - живой организм. Эффективность работы ее сотрудников (и юристов в том числе) зависит от степени взаимодействия с другими сотрудниками и подразделениями. Именно юристы сталкиваются с негативными сторонами работы компании: несвоевременными поставками, жалобами клиентов, исками. На первый взгляд, многие сложности работы компании от них не зависят. Но любое отклонение от условий договора - это вызов юристу. В случаях, когда требуется найти приемлемое решение проблемы, организовать процесс переговоров, следует придерживаться норм делового этикета, принятых в организации. Именно проявление такта и соблюдение этикета является стержнем духовной культуры юриста в различных формах делового общения.
Например, юристы ОАО «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») осуществляют профессиональную деятельность в соответствии с Положением ОАО «РЖД» от 20.04.2009 № 25 «О правовом департаменте открытого акционер-
ного общества «Российские железные дороги»», приказом ОАО «РЖД» от 14.02.2020 № 18 «О договорной и претензионной работе в ОАО «РЖД»», Кодексом деловой этики ОАО «Российские железные дороги», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 18.07.2023 № 1792р и Методическим пособием «Деловое общение в ОАО «РЖД»: поведение и стиль», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 19.07.2023 № 1809/р.
В процессе делового общения юристов ОАО «РЖД» регламентированы вопросы: устного общения; невербальных коммуникаций; проведения совещаний и переговоров; общения по телефону; цифрового делового общения; этикета времени; стандартов стиля деловой одежды.
Все вышеперечисленное напрямую влияет на формирование культуры компании и создание положительного имиджа ОАО «РЖД», подкрепленного соответствующим внешним обликом и стилем делового общения. Под корпоративным деловым этикетом понимаются принятые в компании порядок и форма общения с коллегами, а также дресс-код и внешний облик работников.
Рассмотрим некоторые правила делового этикета, которых следует придерживаться юристам ОАО «РЖД», с учетом деления способов коммуникации на две основные группы: вербальные (речевые) и невербальные (все остальные).
Первое впечатление о человеке складывается в процессе слушания. Обращаем внимание на то, как он излагает свои мысли, говорит. Устное деловое общение может осуществляться в различных формах: докладах, переговорах, выступлениях в суде и т.д. В этих случаях следует соблюдать официальный формат общения. В процессе совещания допустим полуофициальный тон, а в повседневном общении с коллегами - неофициальный.
Установлению контакта способствует развитый навык активного слушания, который следует комбинировать с умением деликатно остановить собеседника, когда тот отступает от обсуждаемой темы.
Многое зависит от правильного приветствия. В конкретной ситуации важно учитывать так называемый «вектор уважения». В процессе делового общения следует соблюдать правило, при котором первыми приветствуют:
• подчиненный - руководителя или работника,
который выше по должности;
• член делегации - ее руководителя;
• проходящий мимо - стоящего;
• входящий в комнату - находящихся в комнате;
• обгоняющий - идущего.
В процессе общения важно помнить об особенностях «Вы-общения», которое является единственно приемлемым в официальной обстановке, например, во время переговоров с контрагентом при обсуждении текста договора. Такой вариант используется для демонстрации взаимного уважения и определения дистанции между собеседниками. «Ты-общение» допустимо только в условиях неформальных повседневных ситуаций.
Отдельно стоит сказать том, как следует в процессе решения служебных задач выбирать стратегию ответа на наиболее сложные вопросы, когда ответ неочевиден. Приведем несколько советов, которые адресованы в том числе и юристам ОАО «РЖД».
Рекомендуется использовать паузу, примерно 5-7 секунд. За это время можно вспомнить информацию или обдумать формулировку оптимального ответа. Вопрос можно повторить в собственной интерпретации. Его можно перефразировать, уточнив, правильно ли Вы поняли собеседника. Длинный и сложносочиненный вопрос можно мысленно разделить на части, а затем последовательно ответить на короткие вопросы.
В крайнем случае, от ответа всегда можно вежливо отказаться, но при этом следует соблюдать все нормы делового этикета, принятого в компании.
Для эффективной коммуникации юристам требуется учитывать не только требования, предъявляемые к устному общению, но и уметь держаться в соответствии с ситуацией, а также адекватно «считывать» жесты, мимику, позы собеседника, т.е. владеть приемами невербального общения [6].
Именно эти индикаторы дополняют устную речь, т.к. при знакомстве способствуют установлению контакта, помогают создать образ делового человека, дополняют смысл словам, позволяют оценить реакцию собеседника, спрогнозировать его поведение.
Для решения служебных вопросов не имеют значения гендерные и возрастные различия не имеют значения. Все сотрудники компании воспринимаются как деловые партнеры. Между тем, галантность поощряется. Проявление вежливости и знаков уважения - признак хорошо воспитанного человека.
Деловой этикет является неотъемлемым и значимым элементом профессиональной деятельности юриста, но в отличие от этических норм, которые регулируют его поведение с точки зрения морально-нравственных принципов, в первую очередь обращен к внешней стороне поведения.
Главной задачей делового этикета является необходимость создания условий для сбалансированного сочетания эффективной деятельности юриста и представляемых ими лиц. От того, насколько хорошо юристы знают деловой этикет, правильно понимают этику поведения и соизмеряют свои действия с руководящими документами, зависит успех выполняемой работы. Умение правильно вести себя в профессиональной среде имеет большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает устойчивые взаимоотношения.
Литература
1. Житкевич Александр Викторович Этикет: исторические черты и современные метаморфозы // Социально-гуманитарные знания. 2013.
№ 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etiket-istoricheskie-cherty-i-sovremennye-metamorfozy (дата обращения: 26.05.2024).
2. Каган М.С. Философская теория ценностей. -СПб.: Петрополис, 1997.
3. Мамина Р..И. Деловой этикет: сущность, структура, функции (философско-культурологический анализ): дис. д-р фил. Наук Санкт-Петербург, 2005.
4. Некрасова Нина Андреевна, Тригубенко Фёдор Александрович Этика и этикет // Научный вестник МГТУ ГА. 2015. № 215 (5). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/etika-i-etiket (дата обращения: 26.05.2024).
5. Профессиональная этика и служебный этикет: учебник П84 для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / [В.Я. Кикоть и др.]; под ред. В.Я. Кикотя. - М.: ЮНИТИ- ДАНА: Закон и право, 2012. - 559 с.
6. Профессиональные коммуникации юриста: Практикум [Электронный ресурс]: учебное пособие - Эл. изд. - Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 103 с.). - З.В. Баишева. 2024. - Режим доступа: http://scipro.ru/conf/lawyer_com-munications3_24.pdf.
7. Седова Ксения Валерьевна, Усманова Елена Фанильевна Этикет в профессиональной деятельности юриста // Мир науки и образования. 2018. № 3 (15). URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/etiket-v-professionalnoy-deyatelnosti-yurista (дата обращения: 26.05.2024).
LEGAL REGULATION OF OFFICIAL ACTIVITIES: ON THE EXAMPLE OF BUSINESS ETIQUETTE IN THE ACTIVITIES OF LAWYERS
Zadorozhnaya E.V., Zadorozhny G.A.
Moscow International University, Russian Academy of Sciences (MIIT)
In the modern world, issues of communication in various fields are relevant, including in the professional activity of a lawyer. The article analyzes the issues of improving the quality of business communication, both from the point of view of business development and organization of communication with business partners, and from the point of view of legal business support. The importance of studying the practical application of business etiquette in the professional activity of a lawyer as a tool for overcoming and preventing potential crisis situations was noted. The emphasis is placed on the differences between the concepts of "ethics" and "etiquette". Business etiquette is an integral and significant element of a lawyer's professional activity, but unlike ethical norms that regulate his behavior from the point of view of moral principles, it is primarily addressed to the external side of behavior. The functions of business etiquette are analyzed. The aspects of legal regulation of the official activity of lawyers of JSC "Russian Railways" are considered.
Keywords: legal awareness, lawyer, business etiquette, ethics, business communication, legal service.
References
1. Zhitkevich Alexander Viktorovich Etiquette: historical features and modern metamorphoses // Social and humanitarian knowledge. 2013. No. 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7etiket-istoricheskie-cherty-i-sovremennye-metamorfozy (date of access: 05.26.2024).
2. Kagan M.S. Philosophical theory of values. - St. Petersburg: Petropolis, 1997.
5
"O
C3 ж
■с
3. Mamina R..I. Business etiquette: essence, structure, functions (philosophical and cultural analysis): dis. Dr. Phil. Sciences St. Petersburg, 2005.
4. Nekrasova Nina Andreevna, Trigubenko Fedor Aleksandrovich Ethics and etiquette // Scientific Bulletin of MSTU GA. 2015. No. 215 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etika-i-etiket (access date: 05/26/2024).
5. Professional ethics and official etiquette: textbook P84 for university students studying in the specialties "Jurisprudence", "Law Enforcement" / [V.Ya. Kikot and others]; edited by V. Ya. Kikot-ya. - M.: UNITIDANA: Law and Law, 2012. - 559 p.
6. Professional communications of a lawyer: Workshop [Electronic resource]: textbook - El. ed. - Electron. text data (1 pdf file: 103 pp.). - Z.V. Baisheva. 2024. - Access mode: http://scipro.ru/ conf/lawyer_communications3_24.pdf.
7. Sedova Ksenia Valerievna, Usmanova Elena Fanilievna Etiquette in the professional activities of a lawyer // World of Science and Education. 2018. No. 3 (15). URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/etiket-v-professionalnoy-deyatelnosti-yurista (date of access: 05.26.2024).
CM
o
CM