Научная статья на тему 'Особенности формирования этики деловой коммуникации в России'

Особенности формирования этики деловой коммуникации в России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
7966
1162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / ЭТОС / ДЕЛОВАЯ ЭТИКА / ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР / СПЕЦИФИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ПУТИ / ETHICS / ETHOS / BUSINESS ETHICS / BUSINESS COMMUNICATION / NATIONAL CHARACTER / NATIONAL TRADITIONS / RELIGIOUS FACTOR / SPECIFICS OF HISTORICAL WAY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Карлова Елена Юрьевна

В статье сделана попытка проанализировать факторы, которые определяют особенности формирования этики делового общения в России. Автор, используя собственные социологические исследования, рассматривает состояние этики делового общения в России, определяет методы ее улучшения и причины нарушения этических норм. Изучение исторических источников и философских основ деловой этики приводит к выводу, что формирование этики делового общения в России определяется спецификой ее исторического пути и социально-экономического развития, а также влиянием национальных, религиозных, территориальных факторов. В постсоветской России на формирование деловой этики негативно влияют несовершенное законодательство, экономическая нестабильность, переходный характер экономики, криминализация, коррупция. Как положительное явление можно отметить тенденцию роста социальной ответственности предпринимательства. Современный этап в развитии российской этики деловой коммуникации характеризуется сложным поиском новых жизнеспособных форм, основанных на отечественных традициях, западных приемах и складывающемся собственном опыте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF BUSINESS COMMUNICATION ETHICS IN RUSSIA

In article attempt to analyze factors which define features of formation of ethics of business communication in Russia is made. The author, using own sociological researches, considers a condition of ethics of business communication in Russia, defines methods of its improvement and a cause of infringement of ethical standards. Studying of historical sources and philosophical bases of business ethics leads to a conclusion that formation of ethics of business communication in Russia is defined by specifics of its historical way and social and economic development, and also influence of national, religious, territorial factors. In Post-Soviet Russia formation of business ethics is influenced negatively by the imperfect legislation, economic instability, transitional character of economy, criminalization, and corruption. As the positive phenomenon it is possible to note a tendency of growth of social responsibility of business. The present stage in development of the Russian ethics of business communication is characterized by difficult search of the new viable forms based on domestic traditions, the western method and own experience.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования этики деловой коммуникации в России»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИКИ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В РОССИИ

Е. Ю. КАРЛОВА

В статье сделана попытка проанализировать факторы, которые определяют особенности формирования этики делового общения в России. Автор, используя собственные социологические исследования, рассматривает состояние этики делового общения в России, определяет методы ее улучшения и причины нарушения этических норм. Изучение исторических источников и философских основ деловой этики приводит к выводу, что формирование этики делового общения в России определяется спецификой ее исторического пути и социально-экономического развития, а также влиянием национальных, религиозных, территориальных факторов. В постсоветской России на формирование деловой этики негативно влияют несовершенное законодательство, экономическая нестабильность, переходный характер экономики, криминализация, коррупция. Как положительное явление можно отметить тенденцию роста социальной ответственности предпринимательства. Современный этап в развитии российской этики деловой коммуникации характеризуется сложным поиском новых жизнеспособных форм, основанных на отечественных традициях, западных приемах и складывающемся собственном опыте.

Ключевые слова: этика, этос, деловая этика, деловая коммуникация, национальный характер, национальные традиции, религиозный фактор, специфика исторического пути.

В связи со становлением новых рыночных отношений вопрос об особенностях формирования этики деловой коммуникации России приобрел особую актуальность, так как для развития цивилизованного бизнеса нужна не только нормативно-правовая, но и этическая регуляция. Наряду с аспектами экономической и управленческой эффективности все более значимой становится способность компании выстроить с обществом (потребителями, сотрудниками, партнерами) и государством отношения, основанные на соблюдении законов и этических норм. Предприниматели любого уровня также начинают осознавать, что недооценка, незнание, игнорирование принципов этики негативно сказываются на развитии деловых отношений. В связи с этим современный человек должен владеть этикой деловой коммуникации. Проблемы экологической и социальной ответственности бизнеса, глобализация экономического и социального пространства показывают необходимость знания и учета особенностей формирования этики деловых коммуникаций.

Как отмечает историк Д. И. Иловайский, предпринимательство было связано с исторически сложившимся характером российского народа -«деятельного, расчетливого, домовитого, способного к неуклонному преследованию своей цели, к

жесткому или мягкому образу действия, смотря по обстоятельствам» [6].

Существенное влияние на развитие деловой этики оказало и геополитическое положение Руси. «В течении многих веков Россия находилась на перекрестке торговых путей, идущих с севера на юг (от Балтийского моря к берегам Средиземноморья) и с запада на восток (из Европы в Китай и Индию). В результате русская культура уже по одному тому, что она включает в свой состав культуры десятков других народов, - культура универсальная и терпимая культурам других народов. Применительно к этике деловых коммуникаций, это означает способность достаточно легко вести дела с представителями различных национальностей, умение чувствовать партнера, быть открытым к его деловому стилю» [5].

Основы российских норм делового поведения складываются в период становления Московского царства (XV - начало XVI вв.), когда русские князья реально осознали роль предпринимательства для развития государства.

Предприниматели того периода были весьма разнородны. Это и русские купцы, и иностранцы, а также монастырские люди, участвовавшие в торговле. При такой разнородности трудно было бы требовать какой-то единой деловой этики. Можно сказать, что такая необходимость была

осознана позднее, по мере развития рыночных отношений, типизации деловых связей.

Более менее единые нормы деловой коммуникации, этические требования в России были известны и распространены в сфере деятельности купцов уже в середине XVII в. Так, в книге «Средневековый купец» А. Я. Гуревич рассказывает о купце А. Фомине из Архангельска: «Следует ему (купцу) быть трудолюбиву, ласкову, обхо-дительну, учтиву, честну, скромну... умеющу говорить красно и порядочно.. .но при том всем купец за самое главное правило почитать должен честность и непоколебимое держание своего слова» [2].

С середины XVII в. начинается быстрое расширение торговых связей Москвы. По мере включения в мировую торговлю происходит постепенное усвоение общих традиций, касающихся частной собственности, договоров, обмена, торговли, конкуренции, прибыли.

Первый толчок к правому оформлению западных традиций дали реформы Петра I, а именно, попытки осуществления государственного контроля за качеством ввозимых и вывозимых товаров, предоставление льгот и покровительства торговым людям.

Существенным регулятором деловых отношений была глубокая религиозность предпринимателей. В отсутствие письменных документов «верность Богу» ассоциировалась с твердостью и надежностью в «держании слова» при устном заключении контракта. Значительное влияние на создание идеологии российского предпринимательства оказало старообрядчество. Именно аскетизм и трудолюбие были их характерными чертами, а также склонность к взаимопомощи и солидарности. Купцы и промышленники доверяли друг другу, и деловая коммуникация строилась на честном слове, исключавшем расписки и векселя [1].

Основными чертами деловой этики XIX в. являлись честность, верность данному слову, надежность. Купцов уважали за соблюдение кодекса чести, честную конкуренцию. В каждом городе действовало купеческое общество, имевшее право рекомендовать или не рекомендовать предпринимателя в купеческую гильдию. Существовал Совестный суд, который навсегда мог лишить купца фактического права заниматься предпринимательской деятельностью. Благодаря этому вырабатывались, прочно входили в обиход такие понятия и правила, как «слово-вексель», «не оскудеет рука дающего», «торгую правдою, больше барыша будет». Создавались «товарищества на вере», которые объединяли людей без всяких учреди-

тельских договоров, одним только купеческим словом.

В экономической модернизации страны активно участвовали представители различных национальных и религиозных групп, традиции этики российской деловой коммуникации переплетались с западноевропейской, старообрядческой, мусульманской и еврейской этикой предпринимательства. Деловая культура представляла собой сложное переплетение новых образцов делового поведения и старых стереотипов. Ощущалась потребность в самоорганизации предпринимателей, стали создаваться ассоциации, союзы и клубы деловых людей. В 1912 г., на 12 лет раньше, чем это произошло в США, российское деловое сообщество на национальном уровне приняло свой первый этический кодекс «Семь принципов ведения дел в России» - перечень основополагающих этических принципов предпринимательства в России.

К началу XX в. Россия смогла стать крупнейшей мировой державой. «Историки и эксперты в сфере деловой культуры утверждают, что Россия смогла догнать и превзойти экономически развитые страны во многом благодаря ускоренной эволюции деловой этики - принципов, на основе которых строятся деловые отношения» [3].

Концентрируя огромные финансовые средства, полученные в результате успешной торговой или промышленной деятельности, предприниматели использовали их не только на развитие своего дела, но немалую часть расходовали на благотворительные и культурные цели. «К 1900 г. только в Москве производилось больше пожертвований, чем в Париже, Берлине и Вене. В 1910 г. в России было зафиксировано 4762 благотворительных общества и 6278 благотворительных заведения различных типов. Лишь 25 % их общего бюджета финансировалось за счет средств казны и местных органов власти, остальное - за счет частных пожертвований, по большей части купечества. Только по Москве они ежегодно составляли от 1 до 4 млн рублей» [7]. Купечество воспринимало ответственность в служении обществу, народу, как патриотический долг, своей благотворительностью и меценатством оно явило образец высочайшей нравственной культуры.

С началом первой мировой войны, октябрьской революции и гражданской войны было прервано поступательное развитие России. Был ликвидирован класс предпринимателей, этика предпринимательства, будучи поставлена вне закона, оказалась утраченной. В период перестройки, при переходе к рынку, в ходе реформ 90-х гг. начался

активный процесс ее становления. В 2002 г. Российский союз промышленников и предпринимателей разработал Хартию корпоративной и деловой этики, начала внедряться концепция корпоративной социальной ответственности, приняты Декларация ведения добросовестной деловой практики в Санкт-Петербурге, Национальная Программа «Российская Деловая Культура».

Для анализа состояния этики деловой коммуникации в современной России, особенностей ее утверждения изучения отношения российских предпринимателей к этическим нормам и принципам, причин нарушения этических норм, выявления методов совершенствования этики деловых коммуникаций в ноябре 2010 - январе 2011 гг. мною было проведено социологическое исследование на базе лаборатории социально-политических исследований Тульского государственного университета методом опроса людей, занятых малым, средним и крупным бизнесом, а также государственных служащих и служащих консалтинговых фирм, занимающихся деловой этикой.

Результаты исследования показали, что среди факторов, определяющих особенности утверждения этики деловой коммуникации, ведущую роль играют несовершенное законодательство, криминализация экономики, коррупция, переходный характер экономики, незначительный опыт работы в условиях рынка.

Было выяснено, как деловые люди современной России определяют сущность этики деловой коммуникации. Узкоэкономический подход присущ всего 11 % респондентов, среди которых нет представителей консалтинга и госсектора. Этот подход представлен в основном респондентами малого бизнеса (33,3 %), имеющими стаж работы до 10 лет, что возможно и является причиной неосознания ими этики социально-ориентированной экономики. Этический подход разделяют 11,1 % респондентов-бизнесменов, 16,7 % - представителей консалтинга. Социально-этичного подхода придерживаются

77.8 % респондентов-бизнесменов, 66,7 % - представителей консалтинга, 33,3 % - госсектора. Таким образом, динамика соотношения различных подходов к определению этики деловой коммуникации убедительно свидетельствует, что все большее число российского делового сообщества подходит к определению роли этики деловой коммуникации как сбалансированному следованию интересам организации, стейкхолдеров и глобальным общественным интересам, и в первую очередь, это представители крупного и среднего бизнеса (77,8 % и

88.9 % соответственно), более опытные и квалифицированные, имеющие большой стаж работы.

Одной из задач исследования являлось изучение отношения предпринимателей к этике деловой коммуникации. Для реализации поставленной цели им был задан вопрос о том, считают ли они, что в бизнесе «цель оправдывает средства». 66 % опрошенных считают, что в бизнесе «цель оправдывает средства». Действие этого принципа признают все респонденты госсектора («да» - 66,7 %, «скорее да, чем нет» - 33,3 %); консалтинга - 83,3 % (33,3 % и 50 % соответственно); бизнесмены - 55,6 % (27,8 % и 27,8 %). Тот факт, что принцип «цель оправдывает средства», почти половина бизнесменов (44 %) не признает - свидетельство растущей роли этики бизнеса в деловых коммуникациях. Причем важным является и то, что данные о его действии в различных видах бизнеса свидетельствуют: данный принцип уменьшает свою роль по мере роста бизнеса. Ответы «да» и «скорее да, чем нет» в малом бизнесе составляют 66,6 % (33,3 % и 33,3 % соответственно); в среднем 54,5 % (33,3 % и 22,2 %); в крупном 50 % (16,7 % и 33,3 %).

Исходя из анализа мнений респондентов различных сфер деятельности, можно сделать вывод о том, что более половины из них осознают и признают специфический характер деловой коммуникации, предполагающий нарушение одной из норм универсальной (индивидуальной) морали, в формулировке И. Канта - «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого так же, как цели, и никогда не относись к нему только как средству» [4]. В свою очередь, факт признания респондентами наличия угрозы нарушения данной этической нормы в рамках деловой коммуникации позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего развития в России этического образования, мониторинга, аудита в процессе осуществления деловых коммуникаций - в целях минимизации негативных последствий нарушения этической нормы.

Среди причин нарушения этических норм, приведенных в анкете, по степени значимости эксперты определили коррупцию, интересы дела, криминал, большое количество ограничений. Таким образом, по результатам исследования приходим к выводу: существование в обществе ложных этических ориентиров (коррупции, криминализации, принципов «цель оправдывает средства») оказывает соответствующее влияние на утверждение этики деловой коммуникации в современной России.

Как показали результаты опроса экспертов, этика деловых коммуникаций тесно связана со стилем руководства, это отмечают практически все (96,3 %) респонденты. По мнению 63 % из

них наиболее приемлемым является демократический стиль управления в деловой коммуникации, 33,3 % предпочитают авторитарный. Преобладание демократического стиля в деловых коммуникациях - это тенденция к развитию этики отношений сотрудничества и партнерства.

Все эксперты считают необходимой активизацию работы по совершенствованию этики деловой коммуникации в современной России, применяя методы и приемы, основанные на отечественных традициях (14,8 %), западных формах и технологиях (18,5 %), еще только складывающемся современном опыте (14,8 %), используя все перечисленное (51,9 %)

Для того, чтобы этические принципы были реализованы, деловое сообщество использует различные приемы, методы и формы. Наиболее часто применяемым механизмом внедрения в практику этических норм является этический кодекс. По определению 93 % экспертов создание этических кодексов актуально для современной России. По мнению 77 % опрошенных («да» -29,6 %; «скорее да, чем нет» - 48,1 %) этические кодексы могут помочь контролировать поведение менеджеров, чиновников, сотрудников компании. Таким образом, кодексы могут обеспечить определенный уровень защиты как компании в целом, так и ее сотрудников. Подавляющее большинство респондентов (81,5 %) полагают, что кодекс дает общий ориентир, когда в противоречие приходят универсальная и профессиональная этика. Этические кодексы востребованы деловым сообществом, содержат ресурсы для решения этических проблем. Однако, в настоящее время не существует единых требований при составлении кодексов.

Оптимизация этического регулирования сферы деловых коммуникаций России является насущной потребностью делового общения, реализации которой будет способствовать проведение наряду с традиционными новых форм деловой коммуникации: пресс-конференций, презентаций, круглых столов, принятие таких мер, как введение государственного регулирования в сфере формирования этических деловых отношений, стимулирование руководителей, которые этично ведут дела; совершенствование законодательства, введение более жестких санкций за нарушение норм деловой этики, результативная борьба с криминалом, коррупцией как формами антиэтических отношений. Эффективное влияние на этику деловых взаимоотношений может оказать развитие в России этики образования, мониторинга, аудита, тренинга, комитетов по этике, создание

единого методического центра по разработке этических кодексов; проведение практических семинаров-тренингов по вопросам их применения, внедрение этического комплаенс, задачей которого является контроль за исполнением сотрудниками компании установленных этических правил и норм поведения: внутрикорпоративного кодекса.

Важно также, чтобы в обществе действовали какие-то независимые экспертные организации, способные оценивать результаты бизнес активности разных структур и привлекать общественное внимание к выявленным угрозам. Такой опыт в принципе уже имеет место в мировой практике. Здесь можно упомянуть хотя бы весьма успешный опыт деятельности института права публичной политики Джона Мейджора в Великобритании. Необходимо также чтобы общество имело противовесы частному интересу, было способным к его ограничению, и упорядочиванию.

По результатам исследования приходим к выводу: формирование этики деловой коммуникации в России имеет свои особенности, что объясняется спецификой исторического пути, социально-экономического развития, влиянием национальных, религиозных, территориальных факторов. Особенность России состоит и в том, что тот общий путь развития, который для других стран облегчался интенсивным обменом традиций, она часто проходила в одиночку.

В постсоветской России деловая этика складывается в обстановке высоких политических и экономических рисков. Негативно влияют на формирование этики деловой коммуникации несовершенное законодательство, экономическая нестабильность, переходный характер экономики, криминализация, коррупция.

Процесс перемен заставляет возрождать лучшие традиции прошлого и, хотя в современной России благотворительность и меценатство еще не в полной мере стали составной частью деятельности корпораций в отличие от дореволюционной России, но как положительное явление можно отметить тенденцию роста социальной ответственности предпринимательства перед всеми людьми и организациями, с которыми контактирует в процессе деятельности, и перед обществом в целом.

Современный этап в развитии российской этики деловой коммуникации характеризуется сложным поиском новых жизнеспособных форм, основанных на отечественных традициях, западных приемах и складывающемся собственном опыте.

Литература

1. Горбатов А. В., Елескина О. В. Деловая этика. Кемерово, 2007.

2. Гуревич А. Я. Средневековый купец // Личность и общество. М., 1990. С. 97.

3. Деловая этика. Методические рекомендации для российских компаний АНД и РиД. Москва, 2004.

4. Кант И. Основы метафизики нравственности. М., 1999.

5. Лихачев Д. С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. №4. С. 3

6. Солоницина А. А. Профессиональная этика и этикет. Владивосток, 2005.

7. Тазьмин Ю. Н. Меценатство и благотворительность в России. К вопросу о мотивациях // Социологические исследования. 2002. № 2. С. 35.

* * *

FEATURES OF FORMATION OF BUSINESS COMMUNICATION ETHICS IN RUSSIA

Ye. Yu. Karlova

In article attempt to analyze factors which define features of formation of ethics of business communication in Russia is made. The author, using own sociological researches, considers a condition of ethics of business communication in Russia, defines methods of its improvement and a cause of infringement of ethical standards. Studying of historical sources and philosophical bases of business ethics leads to a conclusion that formation of ethics of business communication in Russia is defined by specifics of its historical way and social and economic development, and also influence of national, religious, territorial factors. In Post-Soviet Russia formation of business ethics is influenced negatively by the imperfect legislation, economic instability, transitional character of economy, criminalization, and corruption. As the positive phenomenon it is possible to note a tendency of growth of social responsibility of business. The present stage in development of the Russian ethics of business communication is characterized by difficult search of the new viable forms based on domestic traditions, the western method and own experience.

Key words: ethics, ethos, business ethics, business communication, national character, national traditions, religious factor, specifics of historical way.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.