Научная статья на тему 'Деловая этика и экономические институты'

Деловая этика и экономические институты Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
668
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА БИЗНЕСА / ДЕЛОВАЯ ЭТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ / ПРЕДПРИЯТИЕ / BUSINESS ETHICS / ECONOMIC INSTITUTIONS / ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Новицкий Владислав Викторович, Никишина Анастасия Юрьевна

Деловая этика (этика бизнеса) это неотъемлемая составляющая часть ведения любой предпринимательской деятельности, которая нацелена на успех. Бизнес-этика имеет свои «правила игры», которые обязаны соблюдать все руководители и лидеры компаний, поскольку в нынешнее время очень важно уважительно, честно и открыто вести своё дело. Данная статья посвящена анализу понятия и роли деловой этики и её особенностей. Рассматриваются исторические и организационные аспекты деловой этики, а именно процесс согласования международной этики бизнеса. Также исследуется взаимодействие экономических институтов и этики бизнеса. В данной работе авторами выявляется, где именно возникает этика бизнеса, каково современное положение этики бизнеса и как проводится стимулирование деловой этики в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business ethics and economic institutes

Business ethics (business ethics) is an integral part of the conduct of any business activity, which is aimed at success. Business ethics has its own "rules of the game", which must be observed by all the leaders and leaders of companies, because at the present time it is very important to respectfully, honestly and openly conduct their business. This article is devoted to the analysis of the concept and role of business ethics and its features. The historical and organizational aspects of business ethics are considered, namely, the process of harmonizing the international ethics of business. Also, the interaction of economic institutions and business ethics is explored. In this paper, the authors identify where exactly the ethics of business arise, what is the current status of business ethics, and how to stimulate business ethics in our country.

Текст научной работы на тему «Деловая этика и экономические институты»

Деловая этика и экономические институты Business ethics and economic institutes

Новицкий Владислав Викторович

Магистрант 1 курса, Южный федеральный университет

Таганрог, Россия vladislav140494@mail.ru

Novitsky Vladislav Victorovich

Master of 1 course, Southern Federal University

Taganrog, Russia vladislav140494@mail. ru

Никишина Анастасия Юрьевна

Магистрант 1 курса, Южный федеральный университет

Таганрог, Россия nastya. nikishina@mail. ru

Nikishina Anastasia Yuryevna

Master of 1 course, Southern Federal University

Taganrog, Russia nastya. nikishina@mail. ru

Аннотация.

Деловая этика (этика бизнеса) - это неотъемлемая составляющая часть ведения любой предпринимательской деятельности, которая нацелена на успех. Бизнес-этика имеет свои «правила игры», которые обязаны соблюдать все руководители и лидеры компаний, поскольку в нынешнее время очень важно уважительно, честно и открыто вести своё дело. Данная статья посвящена анализу понятия и роли деловой этики и её особенностей. Рассматриваются исторические и организационные аспекты деловой этики, а именно процесс согласования международной этики бизнеса. Также исследуется взаимодействие экономических институтов и этики бизнеса. В данной работе авторами выявляется, где именно возникает этика бизнеса, каково современное положение этики бизнеса и как проводится стимулирование деловой этики в нашей стране.

Annotation.

Business ethics (business ethics) - is an integral part of the conduct of any business activity, which is aimed at success. Business ethics has its own "rules of the game", which must be observed by all the leaders and leaders of companies, because at the present time it is very important to respectfully, honestly and openly conduct their business. This article is devoted to the analysis of the concept and role of business ethics and its features. The historical and organizational aspects of business ethics are considered, namely, the process of harmonizing the international ethics of business. Also, the interaction of economic institutions and business ethics is explored. In this paper, the authors identify where exactly the ethics of business arise, what is the current status of business ethics, and how to stimulate business ethics in our country.

Ключевые слова: этика бизнеса, деловая этика, экономические институты, предприятие.

Key words: business ethics, business ethics, economic institutions, enterprise.

Деловой этикой (этикой бизнеса) называется совокупность моральных требований, которые базируются на честности, открытости, верности данному слову, способности результативно работать на рынке согласно действующему законодательству, установленным правилам и традициям. Среди большего числа предпринимателей утвердилось понимание того, что если соблюдать эти требования, быть порядочным и уважать партнёра, то это является не только похвальным, но и выгодным, так как это укрепляет репутацию экономического субъекта и весомо расширяет перспективы его деятельности. В бизнесе часто в устной форме фиксируют сделки на товарных биржах и аукционах, согласовывают в иностранных банках крупные сделки валютных брокеров. Описывая этику бизнеса, необходимо обратить внимание на то, что она - это специфика деловых отношений, поскольку предпринимательством можно назвать социальное творчество, где востребованы одни ценностные ориентиры и личностные качества и отходят на второй план другие [1].

Некоторые иностранные бизнес-эксперты предпочитают полагать, что «правила игры» в области предпринимательства объективно несколько отличны от общепринятого понимания справедливости, так как сам бизнес, как и любая игра, построен на скрытых намерениях и умолчаниях, тактических уловках и стремлении к «обыгрыванию партнёра». В данной игре участниками являются разнообразные интеллектуальные силы и материальные ресурсы, применяются разные «хитрости» и неожиданные ходы. Декларируемую «честность» понимают, в первую очередь, в качестве верности обязательствам и недопущение обманов, но она не должна граничить с простодушием. Причём вместе с открытостью бизнесу неизбежным образом сопутствует конфиденциальность, которую должны уважать. Способность хранить тайну - это важное достоинство. Согласно кодексу концерна «Ройял Датч/Шелл», «широкомасштабные информационные программы» берут своё начало «из первостепенного понимания бизнес-конфиденциальности». Чувства владельца собственного положения, успеха, понимание свободы действий и, иногда, безнаказанности воздействуют на микросреду бизнеса, деформируют поведенческие оценки. Всё это способствует рождению потребности в «уточняющих» этических правилах, профессиональной взвешенности принимаемых решений и в механизмах контроля за соблюдением этики бизнеса.

С совершенствованием многообразия хозяйственных взаимодействий в социуме и расширением круга объектов отношений этики сформировалось ёмкое понятие этики бизнеса в качестве системы отношений, которые выражены в нормах, ценностях и знаниях, которая регулирует деловую активность в целях развития предпринимательского дела. К её основным объектам можно отнести предпринимательскую деятельность, людей, общество и природу. Большая часть оценок этики являются универсальными во всех государствах: все соглашаются с тем, что выполнение обязательств, здоровую конкуренцию и доверие можно считать обязательными, а отказ выплачивать долги, чёрный рынок и вымогательство являются недопустимыми [2].

На разных уровнях самоорганизации делового общества формировались механизмы стимулирования и массового контроля по поводу соблюдения этики, возникали купеческие и цеховые гильдии, ассоциации и союзы, стремящиеся самостоятельно наводить порядок в своей среде. С первых лет 20 века к таким механизмам можно отнести корпоративные кодексы, которые появились сначала в Америке и распространились к нынешнему моменту среди большинства монополий и транснациональных корпораций. Их, как правило, составляет руководство корпораций, они излагают идеологию организации, а также стандарты рабочего поведения и базу социальной политики. Кодекс рассматривают в качестве части трудового контракта, который обязаны соблюдать и за нарушения которого применяются административные меры, которые доходят вплоть до увольнения и даже до гражданско-правовых средств возмещения убытков. Большая часть организаций наказывает свой персонал за предложенные или полученные взятки, дорогие презенты, принятие решений,

которые отвечают личным интересам и т.д. К важным компонентам корпоративных кодексов относятся положения о честной конкурентной борьбе, экологической ответственности и социальной ответственности. Социальная составляющая становится всё более важной в функционировании не только на макроуровне, но и на микроуровне [4].

В процессе развития интеграционных хозяйственных отношений и процессов глобализации родилась потребность в росте уровня системы стимулирования и контроля за соблюдением рассматриваемой этики вплоть до достижения международного согласования. Принципиально важный и масштабный шаг в международном согласовании ориентиров этики в бизнес-сфере - это принятие в 1980 году Генеральной Ассамблеей ООН документа под названием «Комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограниченной деловой практикой». Этот комплекс содержит универсальные принципы, содержащие обеспечение равенства и справедливости в торговле, свободу конкуренции, контроль за концентрацией капитала и т.д. Данный документ обозначил недопустимые действия, например, такие как соглашение о распределении рынков и покупателей, участия в торгах по тайному сговору, сговор об отказе ведения дел, а также применение цен ниже себестоимости в целях устранения конкурентов и так далее. Комплекс включает противодействующие меры, утверждает приоритет национальных и региональных законов.

Одна из спорных проблем в экономике - это проблема протекционизма и антидемпинговая практика, то есть одностороннее введение повышенных ввозных пошлин в ответ на действительное или кажущееся искусственное занижение цены. О большом масштабе подобных защитных мер говорит то, что в мире за 19952006 годы возбудили 3 тысяч антидемпинговых расследований, из которых меры ввели в 2 тысячах случаев, а почти 38% обвинений не подтвердились. В торгово-политических отношениях зарубежных стран принято напоминать о нормах этики бизнеса и справедливости тщательно выверенными ответными действиями, чтобы добиться равновесия интересов. В США, к примеру, такая функция выполняется специальным Аппаратом торгового представителя - своеобразным торгово-политическим мини-министерством. В общем, в 1990-х годах постановления, касающиеся сотрудничества в борьбе с нарушениями в международных коммерческих сделках, приняли Совет Европы, Организация американских государств, ОЭСР, ВТО [1,3]. Является характерным то, что кодексы некоторых транснациональных корпораций напрямик связаны с универсальными международными документами. Например, организацией «Юнилеверс» была подписана Всемирная Конвенция ООН по правам человека, трудовым отношениям и защите окружающей среды, включены была соответствующие положения в собственный кодекс.

Что касается частного капитала, то также были предприняты коллективные шаги. В 1964 году в Швейцарии лидеры бизнеса Западной Европы, Америки и Японии приняли Резолюцию «Принципы ведения бизнеса Круглого стола Ко», которая излагала системы этических стандартов, которые разделяет большинство бизнесменов мирового уровня и которые быстро получили широкое признание. Ключевые положения данной Резолюции включают социальную ответственность бизнеса, контроль за экономическим и социальным воздействием своего бизнеса, переход в бизнес-поведении от строгих законов к духу взаимного доверия, уважение предпринимательских правил, поддержку международного бизнеса и совершенствование всесторонних связей в экономике, заботу об окружающей среде и недопущение незаконных операций и коррупции. Резолюция выстраивает приоритеты отношений с объектами сотрудничества и ставил служащих впереди владельцев: клиенты, служащие, владельцы и вкладчики, конкуренты, общество. Она сформулирована предпринимательские обязательства: уважение прав человека и демократических институтов, способствование их распространению и действенности, признание государственных прав, которые ему передало общество,

помощь государственным действиям, направленные на развитие общества и установление рационального взаимодействия между бизнесом и другими областями жизни человека, сотрудничество с силами страны и регионов, стремящимися к повышению благосостояния людей и улучшению здоровья, уровня образования, увеличению числа рабочих мест, направление своего экономического развития с учётом ограниченных природных ресурсов, борьба за безвредный для людей и природы бизнес, защита мира, социального и этнического разнообразия, общественной безопасности и согласия, уважение прав и обычаев местных культур, стремление быть образцовым гражданином и т.д.

Пусть вопросы социально ответственного поведения бизнесменов и этики ведения бизнеса, без сомнений, принадлежат сфере теоретического и практического менеджмента, они представляют не меньший научный интерес и с позиции новой институциональной экономики - НИЭ. Это можно объяснить, с одной стороны, широкими возможностями анализа экономики с позиций НИЭ самых разных феноменов и процессов, которые происходят в социуме. С другой стороны, любую этическую проблему можно представить в качестве следствия или результата состояния институтов, взаимодействия или конфликта между их формальными и неформальными компонентами.

Несовершенство законов, наличие в них многочисленных пробелов и коллизий является всего лишь одной из тех многочисленных причин, придающих любому хозяйственному решению российских предпринимателей характер сложной этической дилеммы: уплачивать или не уплачивать налоги в процессе тотального казнокрадства, брать или не брать к себе на работу квалифицированного работника, если на эта должность уже гарантирована полуграмотному родственнику местного чиновника, вкладывать ли деньги в новые технологии или оплачивать откаты в целях обеспечения своей компании выигрыш в тендерах и так далее. Вместе с тем, возможность институционального исследования этики ведения бизнеса пока что не в полной мере осуществлена российскими и иностранными экспертами. Помимо этого, необходимо обратить внимание ещё на один вопрос исследования проблемы социально ответственного поведения и этики бизнеса. Иностранные учёные уже довольно-таки давно разработали результативный исследовательский инструментарий, который достаточно успешно апробировался российскими психологами, но пока что недооценён с позиции перспектив его использования в институциональном анализе [5].

Хоть термин «этика» одинаково является эквивалентным и нравственности, и системе универсальных принципов жизнедеятельности человека в социуме, и конкретным моделям морального поведения людей в определённой сфере их профессиональной деятельности, всевозможные аспекты его трактовке в своей основе едины. Проблемы этики появляются там, где сталкиваются чьи-то интересы. Для разрешения этих проблем необходимо выработать конкретные принципы этики, которые определяют степени принятия в расчёт интересов других сторон, которые могут ощутить на себе последствия внедрения этих решений.

С позиции и в терминологии НИЭ это говорит о том, что хозяйственная деятельность акторов предопределяет необходимую оценку её экстерналий и не должна носить оппортунистического характера и о том, что обеспечение выполнения этих условий лежит на экономических институтах как регуляторах общественных отношений, которые складываются как непосредственно между участниками хозяйственной деятельности, так и в обществе в целом. Использование данных общих модельных представляет помогает не только оценивать с позиции НИЭ качественные особенности тех или иных теоретических концепций этики хозяйствования, но и анализировать причинно-следственные связи конкретных феноменов хозяйственной практики.

Современное понимание деловой этики и деловой культуры гласит, что эти явления обязаны соизмерять деловые интересы субъектов с интересами партнёров и социума, а также человеческую

деятельность - с задачами природной защиты. Вместе с тем, в процессе роста благополучия некоторых слоёв общества в мире, ослабления религиозного послушания и гипертрофированного понимания «прав человека» происходит усиление эгоцентрических тенденций, зачастую оказывающих деформирующее влияние на этику. Кроме того, там, где консервативное правовое регулирование отстаёт от потребностей социально-экономического развития, происходит неизбежное расширение поля этического регулирования общественного взаимодействия, которое уязвимо для произвола чиновников и криминального вторжения. Всё это способствует обострению насущности укрепления этических норм и механизмов их поддержания.

В нашей стране стимулирование этики бизнеса происходит под влиянием ведущих корпораций и отраслевых ассоциаций предпринимателей, которые объединяются торгово-Промышленной Палатой РФ - в формате Национального фонда «Российская деловая культура», поддерживаемого видными государственными и общественными деятелями, а также Комитетом по этике бизнеса и предпринимательству в культурной сфере. С расширением круга проблем, которые охватываются этикой бизнеса, при возрастании сложности и многопланового характера самих хозяйственных отношений, неуклонно растёт значимость деловой культуры, которая становится всё более важным ресурсом всеобщего развития экономики.

Список используемой литературы:

1. Горбатов А.В., Елескина О.В. Деловая этика. - Кемерово, 2007. 320 с.

2. Грановеттер М. Экономические институты как социальные конструкты // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. 7, № 1, с. 76-89.

3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - М.: «Гардарика», 1998. 340 с.

4. Джордж Р. Т. Деловая этика: в 2 т. СПб.: Экономическая школа. 2001. 520 с.

5. Карлова Е.Ю. Особенности формирования этики деловой коммуникации в России // Социально-экономические явления и процессы. №10. - 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.