Научная статья на тему 'Корпоративное поведение в представлениях бизнес-сообщества'

Корпоративное поведение в представлениях бизнес-сообщества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
678
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОДЕКС КОРПОРАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / КОДЕКС ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ / ТРЕНИНГИ ПО БИЗНЕС-ЭТИКЕ И КОРПОРАТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ / CORPORATE BEHAVIOR / CODE OF CORPORATE BEHAVIOR / CODE OF BUSINESS ETHICS / PROGRAMS AND TRAININGS OF CORPORATE BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родионова Марина Евгеньевна

В статье представлены некоторые результаты социологического исследования корпоративного поведения как инструмента антикризисного управления, анализируется степень востребованности кодексов корпоративного поведения и деловой этики бизнес-сообществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corporate behavior in business community social representations

Some results of the sociological poll of business community representatives about their attitude to the codes of corporate behavior and business ethics implementation are given. The role of Codes of corporate behavior and corporate ethics for Russian companies of different economic sectors especially in post-crisis period of economic development is shown. The necessity of business ethics education both in companies and in universities is substantiated.

Текст научной работы на тему «Корпоративное поведение в представлениях бизнес-сообщества»

НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ

j

М.Е. РОДИОНОВА, соискатель Финансовый университет при Правительстве РФ

Корпоративное поведение в представлениях бизнес-сообщества

В статье представлены некоторые результаты социологического исследования корпоративного поведения как инструмента антикризисного управления, анализируется степень востребованности кодексов корпоративного поведения и деловой этики бизнес-сообществом.

Ключевые слова: корпоративное поведение, Кодекс корпоративного поведения, Кодекс деловой этики, тренинги по бизнес-этике и корпоративному поведению.

Становление гражданского общества в современной России в значительной степени определяется потенциалом социального управления на всех уровнях социума. В этом контексте изучение становления и взаимодействия новых социальных институтов, организаций, объединений и групп в плане выявления особенностей взаимоотношений управляющих и управляемых представляет социологический интерес.

Объектом внимания автора являются крупнейшие российские компании различного отраслевого назначения, предметом -их внутрикорпоративная среда, организационное поведение, конфликты и возможности их урегулирования в условиях решения задач создания механизмов постиндустриальной экономики в целом и перестройки инструментов управления предприятием в частности [1].

Для прояснения отношения бизнеса к корпоративной культуре и деловой этике нами был проведен социологический экспертный опрос «Формирование корпоративного поведения в российских компани-яхв посткризисный период развития экономики» (октябрь 2010 г. - март 2011 г.). Респондентами выступали представители компаний: топ-менеджмент компаний крупного и среднего российского бизнеса, руководители высшего звена реального сектора экономики, участники программ MBA и Executive MBA Бизнес-школы при Фи-

нансовом университете при Правительстве РФ и экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (N=200). В исследовании участвовали около 120 компаний, среди них: ЗАО «Назымская нефтегазоразведочная экспедиция», ЗАО «Ханты-Мансийская нефтяная компания», ОАО «Мосэнергосбыт», ОАО «МХК “ЕвроХим”», ОАО «Промтехмонтаж», ООО «Моспромстрой Отель Менеджмент», ООО «Альфа-Страхование-Жизнь » и др. В опросе также приняли участие зарубежные специалисты; в частности, отдельные комментарии дали профессора школы бизнеса Уортон Университета Пенсильвании (США), члены Совета директоров Центра бизнес-этики и корпоративного управления.

Полученные ответы позволяют понять позиции экспертов по вопросам развития корпоративного поведения и его изменения в посткризисный период. В ходе опроса было выявлено отношение бизнес-сообщества к принятию кодексов корпоративного поведения, его оценки основных направлений процесса формирования корпоративной среды, эффективности корпоративного законодательства, направлений укрепления корпоративного поведения как антикризисного инструмента.

Остановимся на некоторых эмпирических результатах. Начнем с простого - с представления о том, что такое корпоративное поведение. Большинство респондентов

Научный дебют

141

(более 60%) придерживаются мнения, что корпоративное поведение - это разнообразные действия, связанные с управлением хозяйственными обществами, а именно акционерными обществами. Корпоративное поведение основано на уважении прав и закон-ныхинтересов его участников и способствует эффективной деятельности общества, в том числе по увеличению стоимости его активов, созданию рабочих мест и поддержанию его финансовой стабильности и прибыльности. Корпоративное поведение, безусловно, влияет на экономические показатели деятельности хозяйственных обществ и на их способность привлекать капитал, необходимый для экономического роста. Поэтому стандарты корпоративного поведения необходимы хозяйствующим субъектам всех видов, но в наибольшей степени они важны для акционерных обществ. Это обусловлено тем обстоятельством, что именно в акционерных обществах, где часто имеет место отделение собственности от управления, наиболее вероятно возникновение конфликтов, связанных с корпоративным поведением [2].

Приведем пример ответов на вопросы, касающиеся Кодекса корпоративного поведения. На вопрос: «Считаете ли Вы необходимым внедрение и эффективное использование Кодекса корпоративного поведения в российских компаниях и следование его нормам? » - более 70% респондентов однозначно ответили «да», и только 26% ответили отрицательно или затруднились ответить. 47% респондентов засвидетельствовали отсутствие Кодекса корпоративного поведения в их компаниях, 26% подтвердили принятие Кодекса их компаниями, 27% выразили намерение принять Кодекс в ближайшее время. 63% респондентов отметили отсутствие Кодекса деловой этики в их компаниях, и только 16% подтвердили его принятие. 21% выразили твердое намерение принять Кодекс в ближайшее время. На вопрос: «Необходимо ли проводить тренинги и курсы по деловой и корпоративной этике в российских компаниях?»

- более 70% участников исследования ответили положительно; 24% убеждены в отсутствии такой необходимости и 6% респондентов затруднились ответить.

Из вышеприведенных ответов становится очевидным, что бизнес-сообщество готово кпринятию кодексов корпоративного поведения и деловой этики и к следованию их нормам.

В посткризисный период развития экономики необходимо внедрение стандартов эффективной бизнес-практики, которые позволят компаниям занять лидирующие позиции как на российском, так и на мировом рынке. Именно программа корпоративного поведения является основой системы коммуникаций и обратной связи внутри и вне компании и помогает ей придерживаться конкурентных стратегий развития. Ключевым инструментом этой программы являются Кодекс деловой этики и Кодекс корпоративного поведения, в которых прописаны основные правила взаимоотношений с заинтересованными лицами и нормы деловой этики компании. Приверженность каждого работника, начиная с первого руководителя, принятым нормам ведет к формированию корпоративной культуры компании, укреплению ее репутации на рынке. Более того, применение практики делового поведения способствует стабильному развитию компании и росту благосостояния ее учредителей/ акционеров.

Корпоративная программа деловой этики основана:

• на обучении всех работников компании правилам использования Кодекса деловой этики в повседневной деятельности и при принятии решений;

• на предоставлении каждому новому сотруднику доступа к тексту Кодекса деловой этики в период испытательного срока (адаптации), обучении правилам его использования в повседневной деятельности в привязке ко всем внутренним положениями и процедурам компании;

• на несении уполномоченными лица-

142

Высшее образование в России • № 6, 2011

ми ответственности за ежегодный мониторинг и проведение внутрикорпоративных исследований состояния корпоративной культуры и уровня деловой этики сотрудников компании, а также за внесение предложений по изменению положений Кодекса деловой этики или проведение специальных обучающих курсов.

Несомненная ценность кодексов состоит в том, что они дают практические рекомендации, как именно надо себя вести, а формирование этики бизнеса свидетельствует о том, что такие общечеловеческие ценности, как честность, доверие, справедливость, стали неотъемлемой частью корпоративной жизни каждой компании.

Внедрение программ деловой этики во внутреннюю среду компании, разработка стратегий их реализации, вовлечение заинтересованных сторон в процесс обсуждения и выполнения положений и требований кодекса этики и кодекса корпоративного поведения, распределение ответственности за решение этических вопросов и проблем между сотрудниками, руководителями и подразделениями организации -это наиболее сложные для российских компаний вопросы, связанные с корпоративной культурой.

Именно поэтому параллельно должна идти реализация не только программы деловой этики, но и целого ряда корпоративных программ, по сути своей имеющих ценностную природу, а потому влияющих на поведение сотрудников и целых подразделений и департаментов. Это программы менеджмента качества, бережливого производства, экологические, социальные, благотворительные проекты и т.д.

Самые большие трудности, встречающиеся в российских компаниях при попытках ввести инфраструктуру корпоративной этики и наладить ее работу, связаны с кросскультурными различиями между Россией и западными странами (если речь идет об иностранном участии в капитале компании) и отсутствием специализирован-

ной базы: отделов по этике бизнеса, должностей уполномоченных по этике, омбудсменов; специальных защищенных сетей коммуникации, «горячих линий» телефонной связи, «горячей электронной почты», специального портала в Интернете, соответствующего программного обеспечения, электронных баз данных по острым проблемам - подобным тем, что действуют в европейских компаниях.

Российские консультанты пока весьма настороженно относятся к данной практике и для решения этических вопросов и проблем используют уже имеющиеся в компании структуры, должности, линии коммуникации (отделы управления персоналом, корпоративной культуры, юридический отдел, служба безопасности и их соответствующим образом обученные сотрудники). Настороженность консультантов и практиков объясняется целым рядом причин. Среди них: специфическое восприятие россиянами термина «этика» как понятия, отражающего в основном личностные, глубинные, духовные смыслы и не ассоциирующегося с «безопасностью», «правом», «контролем», «оценкой». Проблема для наших консультантов заключается в обратной связи с заинтересованными сторонами, особенно с сотрудниками компании, по вопросам стандартов, процедур, ожиданий и функционирования предприятия. Открытая, своевременная реакция сотрудников на все происходящие в компании события -это то, что может позволить компании выжить, и то, во что ее руководители готовы инвестировать средства и внимание, лишь бы это было сделано с наименьшими моральными потерями, без агрессии и недоверия. Основным ограничением внедрения этических норм в российские компании является также невозможность их прямого административного регулирования. Кодекс на сегодняшний день не предусматривает юридической ответственности за его неисполнение.

Тренинги по бизнес-этике в российских

Научный дебют

143

компаниях распространены пока слабо, в основном они практикуются в высших учебных заведениях, например, включены в программы МВА. При этом, как правило, не учитывается отраслевая принадлежность той или иной компании, её структура, региональное положение. Так, тренинги в материнской компании должны существенным образом отличаться от проводимых в её же филиалах. Большинство респондентов отметили, что проходили подобные тренинги в высших учебных заведениях, и высказали пожелания ввести их в практику в конкретных компаниях.

Итак, нормы бизнес-этики и корпоративного поведения становятся неотъемлемым элементом практики ведения бизнеса в российских компаниях. Вместе с тем нужно отметить отсутствие единого стандарта: у каждого человека и у каждой компании

- свое понимание этических норм, поэтому компании формируют собственные принципы этичности, которые должны быть со-

гласованы как с внешними, так и с внутренними заинтересованными группами путем введения и соблюдения норм кодексов бизнес-этики и корпоративного поведения.

На сегодняшний день кодексы деловой этики и корпоративного поведения становятся базисом организационного развития компании и ее успешного взаимодействия с заинтересованными сторонами. Они являются действенными антикризисными инструментами, обеспечивающими эффективное управление компанией.

Литература

1. Новиков А.М. Проблемы подготовки кад-

ров для постиндустриальной экономики // Высшее образование в России. 2010. №5. С. 12-20.

2. Кодекс корпоративного поведения // Сайт

Федеральной службы по финансовым рынкам. URL: http://www.fcsm.ru/ru/ legislation/corp_management_study/ corp_codex/

RODIONOVA M. CORPORATE BEHAVIOR IN BUSINESS COMMUNITY SOCIAL REPRESENTATIONS

Some results of the sociological poll of business community representatives about their attitude to the codes of corporate behavior and business ethics implementation are given. The role of Codes of corporate behavior and corporate ethics for Russian companies of different economic sectors especially in post-crisis period of economic development is shown. The necessity of business ethics education both in companies and in universities is substantiated.

Keywords: corporate behavior, Code of corporate behavior, Code of business ethics, programs and trainings of corporate behavior.

О.О. КОВАЛЕНКО, соискатель Инф°рматИзацИЯ

Московский государственный вузовской библиотеки

гуманитарный университет как образовательная

им. М.А. Шолохова

технология

Внедрение сетевых технологий в организацию работы вузовских библиотек, обеспечение доступа студентов, преподавателей и сотрудников вуза к распределенным информационным ресурсам рассматривается как одна из основных составляющих процесса информатизации образования, позволяющая включить высшее учебное заведение в российское и мировое информационное и научно-образовательное пространство.

Ключевые слова: информатизация, информационные ресурсы, электронная библиотека, информационно-библиографический центр, межбиблиотечный абонемент, справочно-информационная служба библиотеки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.