Научная статья на тему 'Этический кодекс как механизм оптимизации деловых коммуникаций'

Этический кодекс как механизм оптимизации деловых коммуникаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
906
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС / КОДЕКС КОРПОРАТИВНОЙ ЭТИКИ / ЭТИКА БИЗНЕСА / ДЕЛОВОЕ СООБЩЕСТВО / ФУНКЦИИ ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА / РОССИЙСКАЯ ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА / ETHICAL CODE / CODE OF CORPORATE ETHICS / ETHICS OF BUSINESS / BUSINESS COMMUNITY / FUNCTIONS OF THE ETHICAL CODE / RUSSIAN BUSINESS CULTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карлова Елена Юрьевна

В статье представлены результаты исследования отношения российского делового сообщества к этическим кодексам. Определено, что современные российские кодексы способны выполнять управленческую, репутационную функции, функцию развития корпоративной культуры. Автором рассмотрены методы создания кодексов высокого качества, также даны рекомендации, разработанные на основе проведенного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHICAL CODE AS MECHANISM FOR OPTIMIZATION OF BUSINESS COMMUNICATIONS

In article results of research of the relation of the Russian business community to ethical codes are presented. It is defined that modern Russian codes are capable to carry out administrative, reputation functions, function of development of corporate culture. The author considered methods of creation of quality codes, the recommendations developed on the basis of carried-out research are also made.

Текст научной работы на тему «Этический кодекс как механизм оптимизации деловых коммуникаций»

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС КАК МЕХАНИЗМ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЛОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Е. Ю. КАРЛОВА

В статье представлены результаты исследования отношения российского делового сообщества к этическим кодексам. Определено, что современные российские кодексы способны выполнять управленческую, репутационную функции, функцию развития корпоративной культуры. Автором рассмотрены методы создания кодексов высокого качества, также даны рекомендации, разработанные на основе проведенного исследования.

Ключевые слова: этический кодекс, кодекс корпоративной этики, этика бизнеса, деловое сообщество, функции этического кодекса, российская деловая культура.

По мере интеграции России в современную рыночную экономику деловое сообщество все активнее приобретает новые черты и более современные ценностные ориентиры, ширится осознание выгоды соблюдения принципов деловой этики. Одним из механизмов внедрения этих принципов являются этические кодексы.

Наличие корпоративных кодексов постепенно становится общемировым стандартом. «Около 90 % зарубежных компаний внедряло этические принципы посредством кодексов» [1]. Этот процесс получил развитие и в деловой сфере российского предпринимательства.

Отношение делового сообщества к этическим кодексам, специфика и закономерности их влияния на эффективность деловых коммуникаций в условиях современного российского общества стали целью социологического исследования, проведенного в ноябре 2010-январе 2011 г. на базе лаборатории социально-политических исследований Тульского Государственного университета методом опроса экспертов как из сферы малого, среднего, крупного бизнеса, так и из государст-

Отношение к кодексу респондентов ра

венных структур и консалтинговых фирм, занимающихся непосредственно созданием этических кодексов.

В ходе исследования выяснилось, что 92,6 % респондентов («да» - 59,3 %; «скорее да, чем нет» -33,3 %;) считают актуальным создание этических кодексов. По мнению 77,7 % опрошенных («да» -29,6 %; «скорее да, чем нет» - 48,1 %), этические кодексы могут помочь контролировать поведение менеджеров, чиновников, сотрудников компании. Таким образом, кодексы могут обеспечить определенный уровень защиты как компании в целом, так и ее сотрудников. Подавляющее большинство респондентов (81,5 %) полагают, что кодекс дает общий ориентир, когда в противоречие приходят универсальная и профессиональная этика, обусловленная особенностями деятельности и целями данной организации.

Исследование показало, что отношение к этому вопросу у экспертов различно, зависит от сфер деятельности и вида бизнеса, о чем свидетельствуют данные ниже (табл. 1).

Таблица 1

шых сфер деятельности, вида бизнеса

Дает ли кодекс общий ориентир, когда в противоречие приходят универсальная и профессиональная этика? Сфера Вид бизнеса

Консалтинг Госсектор Бизнесмены Матій Средний Крупный

да 66,7 % 22,2 % 33,3 % 16,7 %

скорее да, чем нет 83,3 % 33,3 % 54,6 % 100,0 % 33,3 % 66,7 %

скорее нет, чем да 12,1 % 22,3 %

нет 16,7 % 11,1 % 11,1 % 16,6 %

всего 100,0 % 100,0 % 100,0 % 100,0 % 100,0 % 100,0 %

Как видим, 83,3 % респондентов консалтинговой сферы считают, что кодекс дает общий ориентир, когда в противоречие приходят универсальная и профессиональная этика. «Да» и «скорее да, чем нет» мнение 100 % чиновников, но 76,8 % бизнесменов, а ведь именно они работают с кодексами. Среди представителей бизнеса «скорее да, чем нет» полагают 100 % представителей малого бизнеса, хотя у них чаще всего и кодексов нет, тем не менее такая оценка кодексов свидетельствует о стремлении использовать этот механизм, чтобы повысить уровень деловой коммуникации; поднять свой имидж; «да» и «скорее да, чем нет» считают 66,6 % респондентов среднего бизнеса и 83,4 % крупного, что является значимым фактором поскольку у них, как правило, есть опыт работы с кодексами.

Указанные результаты свидетельствуют о целесообразности применения этических кодексов. Проведенное исследование приводит к выводу, что этические кодексы, будучи востребованы бизнес-сообществом, содержат ресурсы для решения задач, выдвигаемых развитием этики деловых коммуникаций. Однако внедрение этических кодексов сопряжено с определенными трудностями, так как в настоящее время не существует единых требований при их выработке. В результате они очень не похожи друг на друга: могут иметь разный объем, структуру, стиль, выполнять разные задачи, иметь различную классификацию.

В настоящее время за рубежом и в России в основном применяются развернутые варианты кодексов корпоративной этики, которые могут выполнять три основные функции: репутационную, управленческую, развития корпоративной культуры.

Кодекс корпоративной этики - значимый фактор развития корпоративной культуры. Кодекс может транслировать ценности компании всем сотрудникам, ориентировать сотрудников на корпоративные цели и тем самым повышать корпоративную идентичность [2].

Чтобы определить, насколько современные российские кодексы корпоративной этики могут служить инструментом выполнения указанных функций, каким параметрам желательно их соответствие, был проведен анализ кодекса корпоративной этики ОАО «Квадра», работающей в области энергетики в Тульской области и имеющей ряд филиалов в ее районах.

В первой главе определены цели и задачи Кодекса, в результате которых можно реализовать все три функции: репутационную, управленческую и функцию развития корпоративной культу-

ры. Соблюдение положений кодекса способствует созданию в компании единой корпоративной культуры, налаживанию эффективного взаимодействия всех подразделений, гарантирует высокую этику ведения бизнеса. Любые нарушения норм и правил корпоративной этики могут привести к потере доверия к компании. В этой же главе в разделе «понятия и термины» раскрыта суть всех необходимых, по мнению создателей кодекса, понятий.

Кодекс ориентирован на всех работников компании. «Настоящий Кодекс содержит этические правила поведения, которые распространяются на всех работников компании, взявших на себя обязательство руководствоваться ими в своей работе независимо от уровня занимаемой должности и статуса. Ознакомление с настоящим кодексом новых работников проводится при приеме на работу. Кодекс связан с другими корпоративными документами, регламентами, стандартами.

Во второй главе описаны этические принципы и стандарты деятельности Компании, которые обязаны соблюдать все сотрудники компании, включая руководство. Эти принципы компании определяют отношения с работниками и профессиональным союзом, со сторонними организациями и общественностью, с акционерами и государственными организациями, предусмотрены принципы проведения ответственной социальной политики, выполнения требований по экологии и безопасности производства. Далее говорится об этических нормах поведения работников (гл. 3)

В силу значимости отдельной главой 4 выделен конфликт интересов, подробно разработаны превентивные меры, а также пути разрешения и урегулирования конфликта интересов. Ключевой язык кодекса - деловой, направлен на регламентацию конкретных действий.

Данный Кодекс не является просто статичным инструментом, в нем предусмотрен механизм пересмотра Кодекса, его дополнения, изменения с учетом появления новых тенденций, предложений от работников и заинтересованных лиц, учитывать соблюдение Кодекса при проведении итогов исполнения ключевых показателей эффективности и проведении оценки персонала.

В ходе проведенного исследования Кодекса этики ОАО «Квадра» можно сделать вывод, что он способен служить инструментом управления и играть важную роль в сложном процессе принятия эффективных, социально-ответственных решений. Как видим, кодексы могут оказывать значительное влияние на функционирование органи-

зации, хотя и не имеют юридической силы. Кодексы не подменяют и не противоречат другим законодательным и административным актам, действующим в организации. Кодексы разрабатываются как дополнение к законодательству, регулирующему их сферу деятельности, поскольку невозможно предусмотреть все возникающие нюансы отношений.

По результатам проведенных исследований кодексов зарубежных и отечественных корпораций автором были предложены следующие рекомендации для подготовки кодекса корпоративной этики.

Содержание кодекса компании определяется прежде всего ее особенностями, структурой, задачами развития, функциональной направленностью, установками ее руководителей. Кодекс должен представлять собой четко сформулированный документ с наличием структуры, которая исключала бы дублирование или подмену основных понятий.

Можно рассмотреть такой вариант структуры:

Введение.

1. Общие положения кодекса (миссия, цели и задачи организации).

2. Цели и задачи, функции данного кодекса.

3. Сфера применения (кому адресован, взаимодействие с другими нормативными документами).

4. Понятия и термины.

1) Глава. Этические принципы и стандарты в деятельности компании:

1.1. в отношениях с работниками и профсоюзом;

1.2. в отношениях с внешними организациями и общественностью;

1.3. в отношениях с государственными органами.

2) Глава. Этические нормы поведения работников.

3) Глава. Конфликты интересов, пути их разрешения.

Заключительные положения.

Во введении рекомендуется рассказать о документах, правилах и законах, действующих в компании, о целях и задачах данного кодекса, кому адресован, каковы его целевые группы. В данном случае его следует адресовать всем сотрудникам компании; что касается функции кодекса, то можно поставить цель реализации всех трех его функций: репутационной, управленческой и функцию развития корпоративной культуры. Кодекс должен быть связан с другими корпоративными документами, регламентами, стандартами. Корпоративный этический Кодекс и другие локальные акты компании являются принципиально

разными, но взаимодополняющими инструментами компании. Далее следует раздел под названием «Термины», в котором нужно раскрыть суть всех необходимых понятий.

В первой главе следует описать этические принципы и стандарты деятельности компании, которые обязаны соблюдать все сотрудники компании, включая руководство, что рекомендуется включить в кодекс.

Эти принципы компании должны определять отношения с работниками и профсоюзом, с внешними организациями и общественностью, с акционерами и государственными организациями, предусмотреть проведение ответственной социальной политики, выполнение требований по экологии и безопасности производства. Главный параграф в главе - отношения между компанией и работниками. Этот раздел представляет особый интерес для работников, так как в нем рассматриваются такие вопросы, как равенство шансов, доверительность отношений, характер взаимоотношений руководителей и подчиненных, возможность профессионального роста, обязанности компании и работников. Не надо начинать этот раздел с запретов, организация в первую очередь должна сформулировать свои обязательства перед сотрудниками.

В следующей главе рекомендуется сформулировать этические нормы поведения работников. В силу значимости можно отдельной главой выделить конфликт интересов, в которой разработать превентивные меры, а также пути разрешения и урегулирования конфликта интересов, конфиденциальности информации, другие этические дилеммы, которые могут возникнуть.

Кодекс должен быть написан доступным для всех членов компании языком. Создание Кодекса не ограничивается только написанием текста документа. Чтобы он действительно работал, еще на этапе его создания необходимо предусмотреть процедуры, включающие в процесс разработки документа как можно больше сотрудников компании, механизм контроля за его соблюдением и механизм пересмотра Кодекса, внесения в него добавлений, изменений.

Вопросы создания качественных кодексов приобретают все большую актуальность и требуют активизации и совершенствования по их созданию и применению, чему могло бы способствовать принятие таких мер, как: создание единого методического центра по разработке этических кодексов; проведение практических семинаров-тренингов по вопросам их применения; стимулирование руководителей и организаций, которые

этично ведут дела; внедрение этического компла-енс: одного из направлений комплаенс, задачей которого является контроль за исполнением сотрудниками компании установленных этических правил и норм поведения: внутрикорпоративного кодекса.

Литература

1. Ботавина Р. Н. Этика деловых отношений. М., 2003. С. 192

2. Кодекс корпоративной этики: каждой компании свой кодекс. URL: http:// www.publications/ specia-lization_1597

3. Авдеева И. А. Нормативное содержание кодексов профессиональной этики PR // Проблемы этики: Философско-этический альманах. М., 2008. Вып. I. С. 125.

* * *

ETHICAL CODE AS MECHANISM FOR OPTIMIZATION OF BUSINESS COMMUNICATIONS

Ye. Yu. Karlova

In article results of research of the relation of the Russian business community to ethical codes are presented. It is defined that modern Russian codes are capable to carry out administrative, reputation functions, function of development of corporate culture. The author considered methods of creation of quality codes, the recommendations developed on the basis of carried-out research are also made.

Key words: ethical code, code of corporate ethics, ethics of business, business community, functions of the ethical code, Russian business culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.