Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение.
2022. № 47. С. 139-150.
Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2022. 47. pp. 139-150.
Научная статья
УДК 174.7
doi: 10.17223/22220836/47/12
ОСНОВЫ ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Маргарита Сергеевна Фатеева
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия,
rit7941@yandex.ru
Аннотация. В статье рассматриваются первые проявления норм деловой этики на примере крупного сословия - купечества. Затронуты некоторые аспекты купеческой жизни, которые показывают, как и на чем держатся первые деловые связи, на что опираются и каких принципов придерживаются купцы в ведении дел. Приведены примеры, указывающие на нравственную составляющую предпринимательского дела, и примеры, выходящие за рамки этой составляющей. Также рассматривается роль деловой этики, влияние традиции в сфере предпринимательства современности. Ключевые слова: деловая этика, купечество, предпринимательство, деловые отношения, принципы ведения дел
Для цитирования: Фатеева М.С. Основы деловой этики в России: история и современность // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2022. № 47. С. 139-150. doi: 10.17223/22220836/47/12
Original article
THE BASICS OF BUSINESS ETHICS IN RUSSIA: HISTORY AND MODERNITY
Margarita S. Fateeva
National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation, rit7941@yandex.ru
Abstract. The article "Basics of Business Ethics in Russia: Past and Present" examines the first manifestations of the norms of business ethics, using the example of a large class, the merchants. Some aspects of merchant life are touched upon, which show how and how the first business contacts are held, what the merchants adhere to and what principles the merchants adhere to in conducting business. Examples are given that indicate the moral component of business and examples that go beyond the framework of this component. The author of the article considers the coexistence of ethical principles and norms with the sphere of entrepreneurship. The business ethics of Russia in the historical context is most probably seen in the example of merchants. Merchant life consisted of many aspects, each of which, in one way or another, influenced the formation of the ethics of entrepreneurship in this environment. Russia of that time was characterized by deep religiosity, which influenced business relations, and the backlog from Western countries, which gave impetus to the comprehension of the new and the search for ways of international cooperation. The views of foreign and domestic businessmen often differ, largely due to different cultural traditions, mentality, and attitude to business. The author also points to an interesting example of business ethics in the Old Believers business environment. Ethical principles form the core of entrepreneurial activity. Their significant significance is evidenced by the fact that in 1912, the Russian business community adopted its first ethical code, entitled "The Seven Principles of Business Management in Russia", which PN places in its book. Shikhirev.
© М.С. Фатеева, 2022
Modern business ethics, of course, differs from the previous one. New types of cooperation appeared at a distance - network technologies, a modern deal can no longer be imagined without various kinds of contracts and agreements, and the business itself consists of many business plans, tenders, meetings, meetings, etc. But, of course, echoes of history can be found today.
The picture of modern Russian business ethics, today, is viewed from different angles, in particular, an interesting example is the comparison of views from foreigners and from our compatriots.
In conclusion, the author makes the following conclusions:
The development of Russian entrepreneurship has gone a long and difficult path. Many traditions and ways of doing business have been formed, patronage and charity are the brightest traditions. Religious principles defined many aspects of entrepreneurship and helped to find moral guidelines.
Historical examples vividly reflected on the current state of Russian entrepreneurship, as many businessmen still do not conduct their business contrary to religious considerations, a high percentage of philanthropy is noteworthy.
Modern entrepreneurship is closely related to the concept of responsibility, social and corporate. So that this responsibility can be clearly understood by all business participants, various corporate codes and declarations are introduced and adopted, also at the global level. The development of business ethics has many perspectives, the achievement of many goals will allow our country to achieve a high level of development not only in the international arena, but within the country.
Keywords: business ethics, the merchant, entrepreneurship, business relations, principles of business management, business culture
For citation: Fateeva, M.S. (2022) The basics of business ethics in Russia: history and modernity. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i is-kusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 47. pp. 139-150. (In Russian). doi: 10.17223/22220836/47/12
Деловая этика позволяет рассматривать и оценивать деловые отношения предпринимателей с точки зрения соответствия общепринятым в деловом мире принципам поведения. Автор статьи опирается на следующее определение деловой этики - это совокупность норм требований, предъявляемых обществом к характеру общения с людьми, социальному облику делового человека. Реализуется деловая этика при помощи принципов деловых отношений, в которых основополагающие моральные ценности адаптируются непосредственно к профессиональным интересам людей. Таким образом, можно говорить о серьезной проблеме, касающейся исторического развития деловой этики и особенностей ее функционирования в современном мире. Обращаясь к данной актуальной проблеме, автор нацелен выявить основные истоки российской деловой этики. Для этого последовательно решаются следующие задачи. Во-первых, обозначаются общие черты дореволюционного и постсоветского периода развития деловой этики; во-вторых, демонстрируется сравнительный анализ принципов деловой этики указанных эпох.
Российская деловая этика складывалась под влиянием нескольких факторов, к которым относятся - природные (климат, обширная территория), цивилизационные (срединное положение между Востоком и Западом), социокультурные (организация хозяйства, отношение людей к власти, социальное неравенство), региональные (разный темп развития территорий).
Геополитическое положение России между двух цивилизаций имело свои социокультурные следствия. Упадок Киевской Руси, который был связан с нашествием монголов и восстановлением торговых путей из Европы в Азию через Средиземное море, повлиял на процесс формирования русской
нации. С середины XII в. в русском обществе формируются иные стереотипы поведения, устанавливаются другие ценности, утверждаются образцы восточной цивилизации, тогда как в домонгольский период развитие русского государства шло в русле западноевропейской цивилизации, а в экономике, социальной и культурной жизни проходили сходные процессы и возникали тенденции, аналогичные западным. Наиболее заметно эти изменения проявились в экономической жизни, в частности, в торговом деле: в торговых обрядах, обычаях, формах и способах ведения дела. «Типичной для Руси формой организации торговли становятся большие гостиные дворы, напоминавшие восточный караван-сарай, широко распространенный в Азии и на Востоке... Он напоминал улей, где сотами были мелкие лавки. Внизу велась торговля, а наверху жили купцы. По всему Золотому кольцу России до сих пор сохранились гостиные дворы этого типа, национальный русский костюм стал напоминать азиатский, в обиход вошли восточные слова. За 300 лет монгольского владычества на Русь перешли стандарты делового поведения, ценностные ориентации, образ мышления, идея примата государства над гражданским обществом. Деловая этика входила в зависимость от властей: торговля не шла без взяток. Деловые люди просили в 1564 г. Ивана IV «не давать их на расхищение», в 1642 г. посадские торговцы жаловались царю: «.. .обнищали и оскудели до конца от твоих государевых воевод». Такова была почва, на которой должны были появиться первые ростки торгового обмена и рынка» [1. С. 81].
Основы деловой этики зарождаются с появлением торговых отношений между людьми. Наиболее ярко это можно увидеть на примере такого обширного сословия, как купечество, которое имело множество своих правил ведения дел, руководствуясь различными качествами, например, честностью, щедростью или, напротив, жаждой наживы и обманом. Так, простых жителей могли довольно часто грабить. Грабили их собственные господа, иностранные захватчики или даже более сильные соседи. Поэтому и в сфере деловых отношений речь могла идти только о краткосрочных сделках, тем более что найти потребителей тоже было непросто, порой это приходилось делать в отдаленных районах страны или даже за ее пределами. В этой связи в деловой культуре и сформировалось отношение к сделке как к краткосрочному явлению. Все, что нужно было сделать, необходимо было делать быстро и безотлагательно.
Подобная идеология прослеживалась и в первых торговых уставах, в которых осуждалась только фальсификация товара, остальные уловки говорили только о хитрости и удачливости купца. Поэтому даже такие методы, как уговор, завышение цены, нажим, затягивание покупки, не считались недобросовестными.
Иногда купцы могли менять свою привычную специализацию и сами становились грабителями. Например, знаменитые новгородские ушкуйники, прозванные так по названию быстроходных лодок, на которых они плавали, кроме торговли, промышляли на Волге и обыкновенным пиратством.
Купец - человек, обладающий смекалкой, расчетливостью, самообладанием и энергией. Вместе с этим следует отметить и высокий уровень грамотности купцов, часто в свои странствия они брали с собой книги и собирали походные библиотеки. Вот что пишет П.Н. Шихирев в своем труде о типах деловых людей: «К началу Петровских реформ в России постепенно сложились четыре основных типа деловых людей: казенные - предприниматели,
работавшие, как и в Европе, на нужды царского двора; гости - представители русского купечества; немцы - иностранцы, действовавшие как в торговле, так и в промышленности; монастырские - представители монастырей, занимавшиеся самой разнообразной экономической деятельностью» [1. С. 83]. Причем среди них исследователь особое внимание уделяет последнему типу в связи с тем, что конфессиональной основой российской деловой культуры было православие. А согласно церковным канонам человек должен стремиться к миру духовному и избегать материальных соблазнов, что, как не стремление к прибыли, и является самым сильным из соблазнов. Поэтому купцы постоянно ощущали чувство вины и любыми способами старались эту вину искупить перед Богом, будь то искренняя и глубокая вера, милостыня, благотворительность или паломничество к святым местам. Тем самым мы видим некую двойственность жизни купцов: с одной стороны, Бог и вера, а с другой -материальная выгода. Это подтверждает тот факт, что в церквях проводились праздники, а также хранились товары и весы. Не избежали такой двойственности и монастыри, ведь православное монашество предполагает бескорыстный труд и отрицает частную собственность и наживу, но вместе с этим ведение дел монастыря принуждает заботиться об эффективном и прибыльном хозяйстве. А учитывая, что монастыри получали огромные пожертвования от аристократии и купцов, они неизбежно становились крупными собственниками, а значит, и полноправными участниками деловых отношений.
Интересен пример деловой этики в старообрядческой предпринимательской среде.
В начале XX в. большинство частных предприятий как в промышленности, так и в торговле создавалось старообрядцами. Значительная часть всех предпринимателей-миллионеров (Солдатенковы, Рябушинские, Морозовы, Третьяковы, Бугровы, Мамонтовы, Бахрушины и др.), которые сыграли немаловажную роль в развитии русской промышленности и торговли, были староверами. Внутри старообрядческого делового сообщества формировался определенный способ накопления капитала, складывалась своя деловая этика. В среде старообрядцев существовали особые отношения: необходимость противостоять гонениям за веру заставляла людей объединяться. «Старообрядчество развивало традиционную модель поведения, которая не подразумевала резкую смену ценностных ориентиров. Замкнутость хозяйственных отношений внутри общины приводила к тому, что именно в этой среде могли сложиться отношения, построенные на доверии, на уважении к данному слову, на взаимной выручке и поддержке. Купцы доверяли друг другу, и деловые отношения строились на „честном слове", исключавшем расписки и векселя... На первых порах большая часть предприятий создавалась на основе старообрядческой общины: ее глава автоматически становился главой дела, а все остальные - работниками. Именно старообрядцы создавали не только ремесленные училища, но и школы, библиотеки, читальные залы, специальные, в том числе и высшие учебные заведения, хоры, рабочие театры. Авторитет старообрядчества был настолько велик, что нередко предприниматели порывали с официальной церковью для того, чтобы заручиться поддержкой старообрядческих общин» [2. С. 142].
Кроме того, следует отметить, что твердое, неколебимое отношение к вере в купеческой среде способствовало упрочению деловой репутации того
или иного предпринимателя. В отсутствие письменных документов (которые входили в практику деловой жизни очень постепенно) «верность Богу» ассоциировалась с твердостью и надежностью слова при устном заключении контракта.
С религиозным чувством были напрямую связаны такие явления, как обязательность пожертвований, а для богатых эта обязательность усугублялась по причине греховности богатства, что не раз подчеркнуто в Библии. Порой щедрость русских купцов поражала окружающих своим размахом. «Русское купечество своей благотворительностью и меценатством явило образец высочайшей нравственной культуры, оно настолько глубоко заложило моральные основы всего русского экономического общества, что уничтожить их, как показала история нашей страны, оказалось просто невозможно» [3. С. 408].
Еще одной основой российской деловой этики стало отношение с властью, которая была непредсказуема и порой жестока. В противостоянии с ней деловой человек не имел поддержки ни со стороны других деловых людей, ни со стороны общества, где сложилось недоверительное отношение к богатству, нажитому собственным трудом. Поэтому деловые люди находили выход в неформальных отношениях с чиновниками.
Однако среди представителей крупного чиновничества можно было наблюдать достаточно презрительное отношение не только к торгово-промышленным деятелям, но и к промышленности и торговле в целом. Зачастую это объяснялось тем, что Россия была и должна была оставаться страной исключительно земледельческой. Даже бытовало мнение о том, что Петр Великий, начав создавать в России промышленность, свел страну с ее истинного пути. Кроме того, неприязненное отношение к промышленности демонстрировали и обычные люди. Материальный успех ассоциировался с такими чертами, как жадность, наглость, мотовство, склонность к обману и спекуляции, потребительское отношение к людям и природе, в народном фольклоре деловых людей часто называли пауками и кровососами. Вместе с этим следует упомянуть такой феномен российской экономики, как казнокрадство. Деловые люди были причастны к казнокрадству не меньше придворных и бюрократии. Однако эти отрицательные черты вполне могли сосуществовать и, собственно, сосуществовали со многими положительными чертами, как, например, меценатство и благотворительность.
Внутри купечества существовал свой бытовой уклад и свое мировоззрение. Именно в купеческой среде российская деловая этика приобретает свои основные черты и установки.
Немаловажным является тот факт, что многие купцы были хорошо образованны и стремились своим детям дать хорошее образование. Соответственно, это способствовало успешному ведению дел и грамотному сотрудничеству.
В семьях, принадлежавших к элитному слою, осознавалась самоценность образования. На образование и воспитание не щадились силы и средства. Считалось, что образование - главное в жизни. Эта мысль внушалась детям с ранних лет. Стремление к образованности было характерным не только для столичных купцов, но и для провинциалов. Осознание необходимости образования постепенно привело и к изменению воззрений на просвещение рабочих. Усложнение технического строя российских промышленных предприятий требовало от рабочего определенной сноровки и определенных знаний.
Среда предпринимательской элиты в начале ХХ в. давала образцы великолепных научных способностей, свидетельствующих о культурном уровне и полученном образовании.
Наряду с этим немалую роль в жизни купечества играла семья. Устойчивость купеческих династий была залогом благополучия торгового или промышленного дела, начатого представителями старшего поколения. Роль семейных традиций в жизненном укладе предпринимателей была очень велика. Значение семьи в материальном и нравственном благополучии человека признавалось очень высоко.
Наряду с примерами добросовестного и серьезного предпринимательства история купечества пестрит примерами бескомпромиссной погони за богатством и престижем.
Большие деньги порождали в среде купечества немало тщеславия и вседозволенности. Не только ряд лиц, но и целые династии были известны своими эпатажными выходками, порой на всю Россию. Самыми знаменитыми в этом плане оказались купцы Мамонтовы и Хлудовы. В. Гиляровский называл М. Хлудова удальцом и силачом, страстным охотником и искателем приключений, который, увлекшись охотой на тигров, держал у себя в имении одного вместо собаки [4. С. 100]. «Желание прославиться было неукротимым. Если получивший богатство от родителей купец не мог приобрести известность на торговом поприще, то он пытался удовлетворить свою гордыню, например, через крупное пожертвование, а когда в начале ХХ в. и крупным пожертвованием трудно стало поразить общественное мнение, то можно было использовать пожертвование, как повод обратиться к самому государю императору» [6. Т. 2. С. 441]. Таким образом, стремление к богатству скорее не самое благородное человеческое качество.
Прослеживая историю российской деловой этики, нельзя не заострить внимание на важнейшем событии истории в целом, а именно, отмене крепостного права в 1861 г. Данное событие свидетельствует об огромном прорыве России. Оно позволило говорить о русском народе не как о бескультурных невеждах, а как о народе цивилизованном, успешном, идущем в ногу со временем. Ведь крепостное право, которого уже не было в Европе, не давало России встать с ней на один уровень. Соответственно, деловые люди в глазах европейцев повысили свой статус и возможности сотрудничества.
Предпринимательский слой был многолик и неоднороден, он находился в постоянном движении. Наряду с династиями, насчитывавшими от четырех до семи поколений, в купеческую среду стремительно врывались удачливые новички - вчерашние крестьяне. Начиная с конца XIX в. этот процесс стал интенсивней за счет того, что торгово-промышленное дело перестало быть уделом купечества, им стали заниматься представители высоких слоев общества, прежде всего дворянства и чиновничества, а также интеллигентских профессий (к примеру, инженеры).
В начале ХХ в. культурные характеристики торгово-промышленного класса только начали приобретать свои устойчивые черты. Представителям стабильного элитного ядра были присущи цивилизованность и высокий культурный уровень. Купечество, перерастая рамки сословной организации, приобретает значение как общественный класс, в руках которого сосредоточивается весь капитал страны. Приниженное положение купца, столь типичное
для первой половины XIX в., в пореформенный период сменилось. Музыка, живопись, театр, просвещение, изобретения и техника - все теперь движется купечеством.
Происходило усвоение европейского образа жизни, повышение образовательного уровня, установление этических норм в предпринимательстве. В результате это привело к выработке новой системы групповых социокультурных ценностей при значительной роли религиозного фактора.
В начале XX в. Россия обрела ранг крупнейшей западной державы, российский рубль был одной из двух валют в мире, которые обменивались на золото. Россия была одним из крупнейших экспортеров сельхозпродукции на мировом рынке, заметно снизилась коррупция при правительстве Витте, выросла репутация российских деловых людей за рубежом.
Этические принципы являются неотъемлемой составляющей предпринимательской деятельности. Об их существенном значении свидетельствует тот факт, что в 1912 г. российское деловое общество приняло свой первый этический кодекс под названием «Семь принципов ведения дел в России», который размещает в своей книге П.Н. Шихирев. Перечислим данные принципы: уважай власть, будь честен и правдив, уважай право частной собственности, люби и уважай человека, будь верен своему делу, живи по средствам, будь целеустремлен. Это подтверждает сказанные слова о росте репутации русских деловых людей, ведь с принятием данного кодекса дела, пусть и не повсеместно, стали вестись грамотнее и цивилизованнее.
Кроме того, в России развивается рынок товаров и услуг, а после реформы 1861 г. - рынок земли и труда. Законодательно стала защищаться частная собственность, заработанная своим трудом, вместе с иностранным капиталом в страну стали проникать новые нормы деловой культуры, массы людей низкого происхождения становились собственниками.
Противоположная картина этики предпринимательства сложилась после Октябрьской революции и во времена СССР. Как известно, В.И. Ленин полагал, что социализм может обойтись без рынка и денег, простым товарообменом, но вскоре он признал свою ошибку. Для того чтобы поднять экономику страны, была введена новая экономическая политика, которая быстро справилась с поставленной задачей.
С приходом к власти И.В. Сталина государство систематически уничтожало всяческие попытки хозяйственной самостоятельности через раскулачивание в сельском хозяйстве и беспощадные наказания, вплоть до расстрелов, за невыполнение планов в промышленности. Одновременно с этим настойчиво пропагандировался образ делового человека как преступника. Частная собственность, за исключением личной собственности, т.е. предметов обихода, была ликвидирована. «Коммунистическая идея привлекала своей простотой и ясностью: надо только отдать всю собственность на средства производства обществу в лице государства. Тем самым все будут трудиться на себя... В отличие от капитализма с его индивидуализмом и произволом в хозяйстве это общество должно следовать научно разработанному плану. Планы - годовые, пятилетние, пятнадцатилетние - до конца столетия и далее должны были стать нашим Законом Божьим: „Планы партии - планы народа". Для многих хозяйственников, руководителей учреждений до поры до времени так и было, особенно во времена Сталина... Выполнить план, отчитаться, хотя бы ценой обмана, приписки,
„липы" - вот в чем был смысл жизни в экономике. Главная неудача практического социализма в экономике состояла как раз в том, что он не смог интегрировать импульс предпринимательства, создать для него благоприятную социально-психологическую и экономическую среду» [1. С. 93].
Далее выделим основные типы предпринимателей, которые можно было встретить в советское время, это дисциплинированные управленцы, экспериментаторы, теневики, частники.
Дисциплинированные управленцы составляли абсолютное большинство, так как дисциплина их поддерживалась строгостью государства, которая зачастую вызывала лишь чувство страха. Главное наказание для руководителя - исключение из партии, а это означало конец карьеры и лишение многих материальных благ.
Экспериментаторы - единицы хозяйственных руководителей, которые проводили в жизнь те или иные нововведения, посягая при этом на казавшиеся незыблемыми догмы.
Теневик советского периода - организатор нелегального производства, работающего на сэкономленном сырье. Как ни странно, его деятельность напрямую зависела от уровня поддержки властей. Этот тип предпринимателей был далеко не самым малочисленным в советское время.
Частники - мелкие ремесленники, торговцы, реализующие продукцию личных подсобных хозяйств.
Таким образом, в советское время предпринимательство имело место, но оно составляло малую часть работающих людей. Некоторые исследователи считают, что в данный период говорить о деловой этике в России и вовсе не приходится. Развитие предпринимательства и предпринимателя в России шло почти всегда вопреки политике государства, массовой идеологии и общественной психологии. Но, несмотря на это, российское предпринимательство преодолевало и продолжает преодолевать все трудности. Прежде всего по причине того, что предприниматели - люди, которые готовы пойти на риск, люди инициативные, творческие, беспокойные и волевые, а это было и остается жизненной силой предпринимательства. Очень часто предприниматель должен принимать решение исходя из того, что подсказывают здравый смысл и совесть. Без опоры на совесть, моральные принципы и ценности он обрекает себя на личный крах, экономику на гибель, а общество на разруху.
В 1997 г. Национальным фондом «Российская деловая культура» разработан текст «Двенадцать принципов ведения дел в России», который вбирает в себя лучшие традиции российского прошлого и наиболее перспективные тенденции развития международного делового взаимодействия. Это и является показателем того, что Россия в данной области не стоит на месте, а имеет положительную динамику в развитии. «Двенадцать принципов ведения дел в России» включают в себя принципы личности, принципы профессионала, принципы гражданина России, принципы гражданина Земли.
К сожалению, современность полна примеров, где данные этические принципы не только не соблюдаются, но и сами действия предпринимателей порой незаконны и аморальны. Нарушение принципов деловой этики приводит к ухудшению качества жизни и качества окружающей среды, экономическим кризисам, разрушению репутации и т.д. Такими нарушениями являются рей-дерство (поглощение предприятия против воли его собственника), коррупция
(деятельность, связанная с получением личной выгода за счет использования служебного положения), мошенничество (выгода путем обмана, злоупотребления доверием), дискриминация (нарушение прав человека), фаворитизм (коррупция на основе длительных связей), моббинг (психологическое преследование) и т.п. Бороться с такими нарушениями этики предпринимательства можно с помощью государства и при помощи морального воздействия, путем пропаганды «чистого» бизнеса и принятия различных кодексов деловой этики как на мировом уровне, так и на уровне отдельных организаций. Надо заметить, что такая практика уже очень активно внедряется в жизнь предпринимательства, возрастает потребность в нравственно-этических идеалах.
Ярким примером служит принятие Декларации ведения добросовестной деловой практики в Санкт-Петербурге, где провозглашены следующие принципы: открытое ведение дел, уважение договора, добросовестная конкуренция, отказ от подкупа в деловой практике и разрешение споров правовыми путями. В этических кодексах выражаются практические потребности в самоорганизации, кодекс - нормативная система, призванная упорядочивать совместную деятельность, его принятие говорит о приверженности организации нравственным принципам.
В продолжение темы этических кодексов приведем цитату Р.Т. Де Джорджа: «Кодекс может надлежащим образом и с большой пользой сослаться на принципы, лежащие в его основе, на принципы справедливости и честности. Он может также, сославшись на эти принципы, объективно охарактеризовать последствия поступков сотрудника для всех тех, кого они затронут, призвать уважать права других и т.д. Если кодекс не воспринимается в понятиях моральных принципов, он сведется просто к изложению механически выученных правил или, что еще хуже, к изложению недостижимых идеалов» [6. Т. 1. С. 356]. Де Джордж далее приходит к выводу, что кодекс корпорации может служить основанием для улаживания противоречия интересов. Если корпорация придерживается положений кодекса, он способствует созданию в ней нравственной атмосферы.
В современном мире едва ли крупная компания обходится без корпоративных кодексов, так как это значительно упрощает работу, каждый сотрудник, соблюдая закрепленные в таких кодексах нормы, работает на положительную репутацию всей компании. Проблема управления деловой репутацией является актуальной для российского бизнеса, так как все больше осознается неразрывность его экономической и нравственной составляющей. Причиной этому служит тот факт, что зачастую использование безнравственных методов в борьбе с конкурентами может обойтись предприятию намного дороже, чем этичное поведение. Приоритетным направлением в российской деловой этике является рынок потребителя, поскольку отношение покупателей напрямую влияет на успех компании. Формирование деловой репутации - сложно организованный и выверенный процесс, в ее основе должны лежать честные этические правила и отношения. В то же время репутация -не просто слова и красивый миф, это реальная позиция компании, которая обусловливает ее определенные действия. Как отмечают некоторые исследователи, с 2003 г. коррупция и неэтичный бизнес снизились по своим показателям, что, безусловно, говорит о положительном уровне репутации российских организаций. Вместе с тем знание об управлении деловой репутацией и
овладение его технологиями постепенно приведут организацию к финансово-экономической стабильности и деловому успеху.
Деловая этика развивается с течением времени, приобретает новые черты и аспекты. Появляются новые типы сотрудничества на расстоянии - сетевые технологии, также современную сделку уже нельзя представить без различного рода контрактов и договоров, а сам бизнес состоит из множества бизнес-планов, тендеров, встреч, совещаний и т.п.
Картина современной российской деловой этики сегодня рассматривается под разными углами. В частности, интересен пример сравнения взглядов иностранцев и наших соотечественников. Рассмотрим мнение иностранцев о российских бизнесменах, это позволяет наиболее объективно оценивать деловую культуру России нашего времени.
Вот как пишет о русских предпринимателях Р. Льюис в своей книге: русские гордые и эмоциональные люди, поэтому общение с ними, а тем более деловое, нужно выстраивать предельно осторожно. Они любят похвалу, любят поговорить на разные темы, порой не относящиеся к делу, но такие беседы для дальнейшего успеха лучше поддерживать и более того, можно невзначай рассказать им о своей жизни, семье, это вызовет доверительное отношение. Семья, личные взаимоотношения - главное для русских, а потом уже возможность заработать. Русские нелегко воспринимают резкие изменения, поэтому все новые идеи лучше высказывать им постепенно. Они любят отдыхать, принимать гостей и выпивать даже с деловыми партнерами, причем это легкий способ наладить с ними связи [7. С. 123].
Далее приведем собирательный образ иностранного предпринимателя глазами русских. Примером послужит мнение российских предпринимателей об американских. Американский бизнесмен - человек, обладающий рядом положительных качеств, таких как энергичность, практичность, деловитость, обязательность, организованность, умение находить компромиссы. Наряду с этими качествами выделяется ряд отрицательных: подозрительность, недоверие к русским, скупость.
Таким образом, мы видим, что люди разных стран во многом отличаются друг от друга, и в этом трудность международного делового сотрудничества. Выход в том, чтобы быть терпимее по отношению к другим культурам, быть готовыми учиться у других, легко воспринимать новую информацию, больше путешествовать, заниматься самообразованием, быть вежливыми, открытыми и уважать друг друга.
Любая совместная деятельность включает в себя ряд психологических компонентов, которые соблюдаются каждой из сторон. Это такие компоненты, как общий мотив, общая цель и общие пути ее достижения, совместные действия, движение к общему результату и четкое его представление. Если эта деятельность направлена на получение прибыли, т.е. является уже деловым взаимодействием, то здесь также стоит сказать о таких компонентах, как какие-либо договоренности, разделение обязанностей, выбор власти и подчинения, материальная выгода всех участников, степень ответственности каждого и множество других нюансов. Любой из компонентов может спровоцировать разногласия или даже конфликты, а если взаимодействуют представители разных культур, это может только усугубиться из-за различия мировоззрений, ценностей и других факторов. Разные
культуры содержат в себе разные понятия прибыли, ее разделения, сотрудничества и т.д. Но, несмотря на это, есть и похожие черты и примеры удачного делового взаимодействия.
Все приведенные выше факторы вместе с тем определяют и перспективы развития деловой этики России. Нравственно ориентированный бизнес всегда будет, так или иначе, содействовать реализации инновационной экономической политики, модернизации основных фондов и инфраструктуры, а также ускоренному развитию отраслей экономики и регионов страны.
Кроме того, важной целью развития и изучения деловой этики в России является совершенствование социального и организационного порядка и улучшение имиджа страны на международном уровне. Достижение этих целей позволит также повысить доверие общества к бизнесу, рационально использовать ресурсы, не позволять использовать недобросовестные методы ведения бизнеса, увеличить степень ответственности и справедливости в обществе. Совершенствование деловой этики в России необходимо для повышения морального статуса бизнесменов и улучшения качества жизни населения. Как упоминают некоторые исследователи, сегодня в России сфера бизнеса испытывает дефицит этики, но она может стать движущей силой по преобразованию всего общества и внедрению этических принципов. Предпринимательство состоит из наиболее прогрессивной части общества, которая может сделать очень многое, если осознает степень своей ответственности. А в условиях существующей тенденции кризиса общественной нравственности эта цель имеет огромное значение.
Таким образом, мы видим положительную динамику развития и внедрения деловой этики в российский бизнес, но в перспективах этого развития видится более масштабное ее распространение, понимание ответственности бизнеса, пресечение и окончательное искоренение неэтичных его форм (мошенничество, коррупция, рейдерство), введение новых законов, деклараций, соглашений и, конечно, более грамотное и успешное международное экономическое сотрудничество.
В заключение можно сделать следующие выводы. Развитие российского предпринимательства прошло огромный и сложный путь. Сформировалось множество традиций и способов успешного ведения дел. В дореволюционной России самой яркой традицией крупного купечества являются меценатство и благотворительность. Религиозные принципы определяли многие стороны предпринимательства и помогали находить нравственные ориентиры.
Исторические примеры ярко отразились на современном состоянии российского предпринимательства, так как многие бизнесмены и сейчас не ведут свой бизнес вопреки религиозным соображениям. Примечателен высокий процент благотворительности. Современное предпринимательство тесно связано с понятием ответственности (социальной и корпоративной). Чтобы эта ответственность могла четко осознаваться всеми участниками бизнеса, вводятся и принимаются различные корпоративные кодексы и декларации, включая мировой уровень. В развитии современной российской деловой этики прослеживается этап самоопределения, основанного на выборе между отечественными традициями и опытом западного ведения бизнеса.
Развитие деловой этики имеет множество перспектив, достижение которых позволит нашей стране достигнуть высокого уровня развития не только
на международной арене, но и внутри страны. Главный приоритет в подобном развитии - следование этическим принципам во всевозможных сферах.
Список источников
1. Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру. М. : Новости, 2000. 200 с.
2. Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений. М. : Проспект, 2008. 178 с.
3. Егоршин А.П., Распоров В.П., Шашкова Н.В. Этика деловых отношений : учеб. пособие для вузов. Н. Новгород : НИМБ, 2005. 408 с.
4. Гиляровский В. Москва и москвичи. М. : 1983. 390 с.
5. Ульянова Г.Н. Женщины - владелицы промышленных предприятий Москвы в XIX в. // Экономическая история. Ежегодник. 2007. М. : РОССПЭН, 2008. С. 32-58.
6. Де ДжорджР.Т. Деловая этика : в 2 т. / пер. с англ. Р.И. Столпера. М. : Прогресс, 2001. 1026 с.
7. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. М. : Дело, 1999. 439 с.
8. Русское предпринимательство. История и возрождение. М. : Русское деловое агентство. 1993. Т. 3. 379 с.
9. ГусейновА.А. Этика науки // Ведомости прикладной этики. 2017. № 50. С. 103-116.
10. Спивак В.А. Деловая этика: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2018. 522 с.
References
1. Shikhirev, P.N. (2000) Vvedenie v rossiyskuyu delovuyu kul'turu [Introduction to Russian Business Culture]. Moscow: Novosti.
2. Smirnov, G.N. (2008) Etika delovykh otnosheniy [Ethics of Business Relations]. Moscow: Prospekt.
3. Egorshin, A.P., Rasporov, V.P. & Shashkova, N.V. (2005) Etika delovykh otnosheniy [Ethics of business relations]. Nizhny Novgorod: NIMB.
4. Gilyarovskiy, V. (1983)Moskva i moskvichi [Moscow and Muscovites]. Moscow: [s.n.].
5. Ulyanova, G.N. (2008) Zhenshchiny - vladelitsy promyshlennykh predpriyatiy Moskvy v XIX v. [Women - owners of industrial enterprises in Moscow in the 19th century]. In: Epifanova, L.M. (ed.) Ekonomicheskaya istoriya. Ezhegodnik. 2007 [Economic History. Yearbook. 2007]. Moscow: ROSSPEN. pp. 32-58.
6. De George, R.T. (2001) Delovaya etika: v 2 t. [Business Ethics: in 2 vols]. Translated from English by R.I. Stolper. Moscow: Progress.
7. Lewis, R.D. (1999) Delovye kul'tury v mezhdunarodnom biznese. Ot stolknoveniya k vzaimoponi-maniyu [Business cultures in international business. From collision to mutual understanding].Translated from English. Moscow: Delo.
8. Volkov, Yu.V. (ed.) (1993) Russkoe predprinimatel'stvo. Istoriya i vozrozhdenie [Russian Entrepreneurship. History and Revival]. Moscow: Russkoe delovoe agentstvo.
9. Guseynov, A.A. (2017) Etika nauki [Ethics of Science]. Vedomosti prikladnoy etiki. 50. pp. 103-116.
10. Spivak, V.A. (2018) Delovaya etika [Business Ethics]. Moscow: Yurayt. Сведения об авторе:
Фатеева М.С. - аспирант кафедры культурологии и музеологии Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: rit7941@yandex. ru
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Information about the author:
Fateeva M.S. - National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: rit7941@yandex.ru
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 09.02.2019; одобрена после рецензирования 09.03.2019; принята к публикации 30.08.2022.
The article was submitted 09.02.2019; approved after reviewing 09.03.2019; accepted for publication 30.08.2022.