Научная статья на тему 'Факторы формирования и черты «Трудового потенциала» кадров предприятия'

Факторы формирования и черты «Трудового потенциала» кадров предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОЧАЯ СИЛА / LABOR FORCE / ПЕРСОНАЛ / STAFF / КАДРЫ / PERSONNEL / ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / LABOR POTENTIAL / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / PERSONAL CAPACITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чмырь Ю.Ю.

Человек или человеческий фактор является центральным в любой производственной или непроизводственной деятельности. Существующее многообразие трактовок таких категорий, как «рабочая сила», «персонал», «кадры», «трудовой потенциал» вносит путаницу и беспорядок. В статье представлен авторский подход к пониманию сущности трудового потенциала предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming Factors and Features of "Labor Potential" of Company Staff

А human being or the human factor is the central one to any production or non-production activity. The existing diversity of interpretations of such categories as "labor force", "personnel", "staff' and "labor potential" brings in confusion and disarray. The article presents the author's approach to understanding the nature of the labor potential of an enterprise.

Текст научной работы на тему «Факторы формирования и черты «Трудового потенциала» кадров предприятия»

качество

как экономическая

категория1

Аннотация

Ихсанова Л.Р.

аспирантка кафедры банковского дела Казанского государственного финансово-экономического института liliana19@mail.ru

Вопросам качества уделяется особое внимание, и до сих пор интерпретация категории «качество» вызывает полемику. В статье рассмотрено содержание данного понятия с социально-экономической точки зрения, а также значение премии за качество, которая является важным элементом в стратегиях совершенствования, повышения производительности и конкурентоспособности производства.

Ключевые слова: качество, социально-экономический аспект, требования потребителей, премии в области качества, конкурентоспособность, производительность, бизнес для потребителя

Во всем мире качество уже давно стало ключевым фактором достижения конкурентных преимуществ. К тому же назрела потребность решения комплекса сложных задач, связанных с модернизацией различных сфер и аспектов жизни общества. Все это обуславливает актуальность проблемы качества.

В экономической теории существует множество модификаций понятия качества. Данная категория возникла и наполнилась содержанием в процессе общественно-трудовой деятельности человека. Интерпретация понятия «качество» имеет особенности философского, логического, экономического и социологического содержания. Особый интерес в рамках данной статьи представляет интерпретация качества как категории социально-экономической науки.

1 Материал из серии «Аналитические обзоры» - прим. ред.

Двойственная природа качества _

В русском языке, как известно, понятие качества _

означает одновременно и свойство, признак, отли- _

чительную особенность предмета, и его достоинс- _

тво, пригодность к чему-либо [2]. Ряд специалистов _

в области теории управления сознательно заостря- _

ет внимание на том, что качество двойственно по _

своей природе. Более того, по их мнению, качест- _

во, как правило, выражает субъективное отноше- _

ние кого-то к чему-то или к кому-то. При этом под _

качеством понимается «целостная сцепка» свойств _

всего или его части [8]. _

На двойственную природу качества указывают _

и западные ученые, прежде всего специалисты в _

области социологии и менеджмента, которые вне- _

сли большой вклад в понимание качества как слож- _

ного по своей структуре социально-психического _

феномена. В частности, один из первых исследо- _

вателей качества в рамках экономической соци- _

ологии В. Шухарт в свое время обратил внимание _

на то, что существуют два аспекта качества. Один _

из них связан с представлением о качестве вещей _

как объективной реальности, не зависящей от вос- _

приятия ее человеком. Другой же аспект, наобо- _

рот, сопряжен с тем, что человек думает, чувствует, _

как ощущает эту самую объективную реальность. _

Заметим, что ученый, о котором идет речь, имел _

в виду не качество вообще, а качество вещей или _

продукции [1]. _

Д. Джуран также определяет качество с двух точек _

зрения. С объективной стороны, качество определя- _

ется как пригодность для использования, с субъек- _

тивной стороны - качество есть степень удовлетво- _

рения потребителя [4]. _

Согласно мнению Э. Деминга, качество может быть _

определено, но только в формулировках конкретно- _

го человека: руководителя завода, рабочего и тому _

подобное. И опять-таки заметим, что речь у него _

идет не о качестве вообще, а о качестве продукции - _

товара или услуги. _

Известный специалист по маркетингу А. Фей- _

генбаум прямо указывает, что качество вещи _

определяет потребитель, а не инженеры, служ- _

бы маркетинга или высшее руководство. С его ...качество

точки зрения, качество товара и услуги можно двойственно

определить как общую совокупность их харак- по своей природе

теристик, посредством которых товар и услуга при своем использовании отвечают ожиданиям потребителя [3].

_...качество вещи

_определяет

_потребитель,

_а не инженеры,

службы маркетинга _или высшее

руководство

Концепция B2C

Колоссальное внимание проблеме качества уделяется в современной Японии. Существуют два основных мнения, предложенных японскими авторитетными учеными. Согласно первому мнению, качеством называются потери в обществе, вызванные продукцией после того, как она была поставлена.

Второе мнение состоит в том, что качество непременно следует рассматривать в двух смыслах. В узком значении под качеством должно подразумеваться качество продукции. В широком смысле -ство всего, чего угодно: работы, услуги, информации, процесса, подразделения, его сотрудников, истемы, компании, целей и так далее. При этом К. Исикава определяет качество как свойство, реально удовлетворяющее потребителей [4]. Вообще, концепция В2С (business-to-consumer -бизнес для потребителя (клиента)) является самой современной концепцией и в соответствии с названием определяет приоритетными критериями качества требования потребителей продукции. Вместе с тем, согласно данной концепции успех организации зависит от понимания и удовлетворения потребностей не только конечных пользователей, но также и других заинтересованных сторон, к которым относятся государство, поставщики и партнеры, владельцы и инвесторы, а также сотрудники самой организации.

В2С - это концепция построения бизнес-процессов организации, а также комплекс технологий и инструментов, обеспечивающих повышение прозрачности организации и облегчающих его взаимодействие с клиентами. Стратегическая ориентация на потребителя чрезвычайно необходима каждой организации, функционирующей в условиях конкурентного рынка. Успешность бизнеса в этих условиях всецело определяется правильностью понимания потребностей рынка, поэтому любая организация должна соответствовать запросам потребителей. Известным инструментом реализации концепции В2С являются международные стандарты ISO серии

9000 (версия 2000 г.) [7]. Однако, на наш взгляд, в большей степени этот подход реализован в премиях в области качества, которые в настоящий момент в мире активно развиваются.

Награды в области качества

Сегодня можно выделить несколько основных направлений, по которым учреждаются награды в области качества.

Во-первых, это индивидуальные премии за вклад в развитие движения качества (премия Акайо, премии Американского общества качества, персональная премия Деминга).

Во-вторых, награды для компаний за построение лучших систем управления, за качественно организованный бизнес-процесс, позволяющий компании совершенствовать деятельность и обеспечивать свою конкурентоспособность. Национальные премии в области качества предоставляют механизм, использование которого помогает компаниям понять и принять философию качества. В истории национальных наград за качество ключевую роль играют три широко известные во всем мире премии:

- премия Деминга - японская награда за успехи в разработке и применении методов управления качеством в масштабах компании;

- национальная премия качества Малколма Болдриджа, критерии которой сформировали философию мирового бизнеса последних лет;

- Европейская премия качества, организатором и учредителем которой является Европейский фонд управления качеством, - самая престижная европейская награда в области качества [6].

Успех премий выражается в улучшении показателей деятельности и повышении конкурентоспособности компаний в странах, где проводятся конкурсы качества. Во многих странах были учреждены собственные программы качества на базе ведущих мировых премий. В России это премия Правительства Российской Федерации в области качества, построенная на базе Европейской премии качества. По принципу Российской премии качества во многих регионах России появляются городские и региональные премии по качеству (например, Республиканский конкурс на соиска-

...качество товара и услуги можно определить как общую совокупность их характеристик, посредством которых товар и услуга при своем использовании отвечают ожиданиям потребителя

применительно

_к экономике

качество - это отражение хозяйственного

_процесса, и его

следует толковать как качество всего процесса производства,

_обмена,

.распределения и потребления

ние премии Правительства Республики Татарстан за качество).

Для большинства организаций, участвующих в конкурсах качества, премии качества - это, прежде всего, модели совершенствования бизнеса, которые позволяют руководителям структурировать и систематизировать работу внутри компании и начать процесс совершенствования. Одна из основных целей всех участников конкурса

- освоение метода самооценки деятельности организации на соответствие критериям премии качества [5]. Это позволяет организациям получить всестороннюю картину своей деятельности, оценить степень удовлетворения потребители, персонала, поставщиков, общества, и на этой основе определить приоритетные направления

вершенствования повышения конкурентоспо-бности.

Заключение

Таким образом, интерпретации категории «качество» неоднократно менялись, вбирая в себя особенности разных эпох. Появление множества определений обусловлено сложным характером этого феномена. Применительно к экономике качество

- это отражение хозяйственного процесса, и его следует толковать как качество всего процесса производства, обмена, распределения и потребления продукта или услуги.

Современный подход к качеству приоритетной характеристикой определяет способность удовлетворять требования потребителей. В связи с этим модели мировых премий в области качества играют важную роль в развитии современного бизнеса. Они формируют философию качества и принципы совершенствования организаций, позволяют выстраивать стратегию управления компанией, нацеленную на постоянное совершенствование в целях более полного удовлетворения требований потребителей.

Литература

1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. -М: Москва, 1999.

2. Герасимов Б.И. Спиридонов С.П. Анализ качества.

- М.: Машиностроение, 2003 - 240 с.

3. Герасимова Е.Б. Анализ качества банковских услуг. // Банковское дело. - 2004. - № 16.

4. Марданов Р.Х. О развитии концептуальных подходов к стандартизации качества банковской деятельности. // Деньги и кредит. - 2008. - № 2.

5. Маслов Д., Белкоровин Э. Премии в области качества: награда за победу в конкурсе или инструмент управления. // Управление компанией. -2004. - № 6.

6. Маслов Д.В. Мировые премии по качеству: признание успеха. // Маркетинг в России и зарубежом. - 2005. - № 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Нугаев МА. Качество как категория философии и социально-экономической науки. // Экономический вестник Республики Татарстан. - 2008. - № 1.

8. Плущевский М. Стандартософия о качестве: теория, проверяемая практикой. // Стандарты и качество.- 2004. - № 6.

Ikhsanova L.R.

Postgraduate Student, Chair of Banking Kazan State Financial and Economic Institute

Quality as an Economic Category

_Abstract

The questions of quality are given special attention, but so far the interpretation of "quality" category is controversial. The article considers this concept from the social and economic viewpoint, as well as the importance of Quality Award, which is an important element of strategies aimed to enhance productivity and to improve competitiveness of production.

Keywords: quality, social and economic aspect, requirements of consumers, quality awards, competitiveness, productivity business to consumer

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.