Научная статья на тему 'Факторная структура этнического самосознания представителей телеутского, русского и татарского этносов, проживающих на одной территории'

Факторная структура этнического самосознания представителей телеутского, русского и татарского этносов, проживающих на одной территории Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
159
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ФАКТОР / СТРУКТУРА ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ / ETHNIC SELF-CONSCIOUSNESS / PERSON / FACTOR / STRUCTURE / TELEUTES / TATARS / RUSSIAN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кригер Г. Н.

В статье раскрывается факторная структура этнического самосознания представителей телеутского, русского, татарского этносов. Приведены основные результаты исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAKTOR ' S STRUCTURE OF ETHNIC SELF-CONSCIOUSNESS OF THE REPRESENTATIVES OF TELEUT, RUSSIAN AND TATAR ETHNOS, LIVING ON THE SAME TERRITORY

In the article the structure of ethnic self-consciousness is opened. The experimental researches are given.

Текст научной работы на тему «Факторная структура этнического самосознания представителей телеутского, русского и татарского этносов, проживающих на одной территории»

ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ТЕЛЕУТСКОГО, РУССКОГО И ТАТАРСКОГО ЭТНОСОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ

Г.Н. Кригер (Белово)

Аннотация. В статье раскрывается факторная структура этнического самосознания представителей телеутского, русского, татарского этносов. Приведены основные результаты исследования.

Ключевые слова: этническое самосознание, личность, фактор, структура этнического самосознания.

Тема этнического самосознания заняла в наши дни видное место в психологической науке [З-б]. Особый интерес представляет изучение этнического самосознания таких регионов России, где проживают русские и другие народы со своей традиционной культурой. Рассмотрение особенностей аккультурации сопряженных в одном гео-историческом пространстве этносов с мировым сообществом и друг с другом в условиях традиционного межэтнического взаимодействия - актуальная не только для психологии как науки, но для России и для мирового сообщества в целом проблема [3].

Повышенный интерес к рассматриваемому феномену определяется, прежде всего тем, что этническое самосознание является одним из признаков, без которых не может существовать ни один человек, ни одна общность. Этническое самосознание в отечественной психологии рассматривается в структуре личностного самосознания как более общего понятия. Согласно концепции В.С. Мухиной самосознание - универсальная, исторически сложившаяся и социально обусловленная психологическая структура, присущая каждому социализированному индивиду. Эта структура состоит из звеньев, которые составляют содержание ключевых переживаний личности и выступают внутренними факторами рефлексии, её отношения к самой себе и окружающему миру [3]. Исследователями признается трехаспектная структура этнического самосознания. Выделяют когнитивный, или содержательный, эмоциональный и поведенческий, или динамический, компоненты. K когнитивному (содержательному) компоненту относят этническую идентичность, или отождествление с этносом, проявляющуюся в этнониме (самоназвании); этностере-отипы - представления об особенностях своего (автостереотипы) и других (гетеростереотипы) этносов; отражение в самоназвании этноинтегрирующих, объединяющих с этносом и этнодифференцирующих, отличающих от других этносов признаков. K эмоциональному компоненту относят осознание значимости, ценностное отношение к членству в этнической группе. K поведенческому компоненту - аттитюды в отношении собственной и других этнических групп, стратегии межгруппового взаимодействия, ценностные ориентации как регуляторы социального поведения личности.

Личность «смотрит» на мир через призму самосознания, ценностных представлений, выработанных значений, смысловых структур, стереотипов. ^ждый человек, при-

надлежащий к какой-либо этнической группе, в той или иной степени ориентируется на весь набор признаков, которыми данная группа характеризуется. Очевидно, все принадлежащие к одной социокультурной среде обладают одними и теми же компонентами, определяющими структуру содержания этнического самосознания. Однако, как показытает наше исследование, значимость содержания структурных компонентов этнического самосознания групп - различная и определяется доминированием в нем тех или иных содержательных элементов.

Целью нашей работы было исследование факторной структуры этнического самосознания этнокон-тактных (проживающих на одной территории) групп.

В качестве методики исследования для факторного анализа использовалась корреляционная матрица 34 показателей, представленных количественными значениями ряда тестов (шкалы теста уровня субъективного контроля Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинд; итоговый коэффициент личностной самооценки; показатели по тесту «Личностный дифференциал» А.М. Эткинд; ранги ценностей на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов по методике Ш. Шварца) с использованием пакета прикладных программ «Statistica'99 Edition». Факторный анализ представляет собой множество математических методов, позволяющих выявить скрытые признаки, а также их связи на основе анализа матриц статистических связей между измеряемыми признаками. Основная задача факторного анализа - сведение множества тестовый измерений к небольшому числу базовых (редукция числа переменных). С целью оптимизации факторной структуры полученные факторы были подвергнуты вращению «Varimax».

В исследовании приняли участие 228 представителей телеутского этноса, в том числе 31,6% мужского и 68,4% женского пола, в возрасте от 18 до 70 лет, средний возраст 39,8 года. В качестве контрольных групп исследовались: русские - 131 человек, из них 21 % мужского и 79% женского пола, в возрасте от 18 до 63 лет, средний возраст испытуемых составил 32,5 года; татары - 70 человек, из них 31,4% мужского и 68,6% женского пола, в возрасте от 24 до 80 лет, средний возраст испытуемыгх - 41,3 года.

В исследовании факторной структуры самосознания телеутов выделено девять факторов, которые объясняют 69,66% дисперсии. Однако при этом боль-

шинство факторов имело незначительный вес и с трудом поддавалось четкой интерпретации. Для содержательного анализа нами было выбрано четыре основных фактора с весом соответственно 13,74; 11,25; 10,99 и 9,01%. В качестве критерия уровня значимости использовалась нагрузка на фактор 0,30, с учетом которой переменные объединились в следующие факторы. В первом факторе самосознания телеутов сосредоточены ценности личности на уровне индивидуальных приоритетов, наиболее часто проявляющиеся в социальном поведении личности. Первый фактор включает шесть показателей: стимуляция (нагрузка на фактор 0,91), гедонизм (0,89), власть (0,87), достижения (0,86), самостоятельность (0,61), традиции (0,32). Содержание этих параметров может быть интерпретировано как стремление телеутов выстраивать собственное поведение с учетом влияния внешней среды, прежде всего значимых других (семьи, группы, традиций), отношения при этом становятся личностнообразующими, поэтому данный фактор условно мы назвали «личностные ценности).

Во втором факторе самосознания телеутов сгруппированы признаки, характеризующие личностные особенности телеутов, проявляющиеся в деятельности, поведении и способствующие реализации своего Я. Данный фактор включает пять параметров, это общительность (0,83), волевая регуляция (0,83), самоуважение (0,78), достижения (0,36), итоговый коэффициент уровня самооценки (0,34). Содержание этих признаков может быть интерпретировано как свойственное самореализующейся личности стремление реализовывать собственные усилия, возможность развития Я в соответствии с социальными (культурными) стандартами. Поэтому данный фактор можно условно назвать «самореализация» или «развитие».

В третьем факторе самосознания телеутов сосредоточены социально одобряемые ценности личности. Третий фактор включает шесть параметров, это конформность (0,83), доброта (0,79), традиции (0,78), универсализм (0,67), безопасность (0,64), самостоятельность (0,40). Исходя из характеристики фактора, соответствующего значимости традиций, ориентации на групповые нормы и социальное одобрение, сохранение человека, природы и общества, данный фактор можно интерпретировать как «социальную норму».

В четвертом факторе самосознания телеутов шесть показателей: общая интернальность (0,89), интерналь-ность в области семейных отношений (0,81), интер-нальность в области неудач (0,73), интернальность в области достижений (0,72), интернальность в области межличностных отношений (0,34). Фактор получил название «ответственность».

В исследовании факторной структуры самосознания русских выделено одиннадцать факторов, которые объясняют 72,64% дисперсии. За исключением трех ведущих, большинство факторов имело незначитель-

ный вес. Соответственно, для содержательного анализа нами было выбрано три основных фактора с весом 15,13; 11,15 и 9,91%. В первом факторе самосознания русских сосредоточены ценности личности как на уровне нормативных идеалов, так и на уровне индивидуальных приоритетов: стимуляция (0,80), достижения (0,79), власть (0,76), гедонизм (0,73), власть (0,60), стимуляция (0,56), достижения, (0,45), гедонизм (0,40), самостоятельность (0,33). В целом значимость этих ценностей можно охарактеризовать как наиболее влияющую на личность, но не всегда проявляющуюся в реальном социальном поведении. В основе такого отношения лежит принцип противопоставления своей личности интересам других, стремление находить опору в себе. Данный фактор в группе русских мы обозначили как «индивидуалистические ценности».

Во втором факторе самосознания русских сгруппировались социально одобряемые ценности: традиции (0,78), доброта (0,73), универсализм (0,72), конформность (0,61), безопасность (0,41), традиции (0,37). В данном факторе больший вес имеют ценности, связанные с характером усвоения и активного воспроизведения социального опыта, поэтому этот фактор мы условно обозначили как «ценности социализации».

В третьем факторе самосознания русских объединились признаки, характеризующие степень выраженности локуса контроля: общая интернальность (0,95), интер-нальность в области неудач (0,76), интернальность в области достижений (0,72), интернальность в области производственных отношений (0,68), интернальность в области межличностных отношений (0,58). Этот фактор мы обозначили как «ответственность», контроль над деятельностью с позиций выполнения принятых норм и правил.

Таким образом, в группе русских были выделены факторы: «индивидуалистические ценности» (с преобладанием ориентации на себя, а не на группу), «ценности социализации» (больший вес имеют параметры, направленные на усвоение и сохранение социального опыта) и «ответственность» (признаки, характеризующие степень выраженности локуса контроля).

При исследовании факторной структуры самосознания татар выделено одиннадцать факторов, которые объясняют 77,47% дисперсии. Для содержательного анализа нами было выбрано четыре основных фактора с весом соответственно 18,94; 12,11; 10,20 и 8,70%. Первые три фактора в данной группе оказались аналогичными выделенным нами в группе русских, отличающимися только по факторным нагрузкам. В четвертом факторе самосознания в группе татар выделились признаки, характеризующие структуру ценностей на уровне убеждений и способности к самоконтролю: самостоятельность (0,85), достижения (0,75), доброта (0,52), конформность (0,39), волевая регуляция «личностный дифференциал» (0,39). Этот фактор мы условно обозначили как «нормативная регуляция».

Таким образом, проведённое нами исследование показало, что содержание компонентов этнического самосознания не является внутренне однородной структурой. Выделенные факторы самосознания, которые условно обозначили в группе телеутов как «личностные ценности», «самореализация», «социальные нормы», «ответственность», отличаются от факторов самосознания, обозначенных в контрольных группах. В группе русских это «индивидуалистические ценности», «ценности социализации», «ответственность». В группе татар - «индивидуалистические ценности), «ценности социализации», «ответственность» и «нормативная регуляция». Описанные нами факторы позволяют утверждать, что компоненты этнического самосознания характеризуются особенностями проявления.

Основу осознанных представлений о своей этнической общности у телеутов составляют «личностные ценности». Анализ самосознания телеутов свидетельствует, что телеуты в целом имеют выраженный интерес к своей этнокультурной среде, придерживаются традиционного способа поведения, их этническая осведомленность опосредована социальным опытом, в то время как в контрольных группах содержание когнитивного компонента составляет фактор «индивидуалистические ценности» с большей ориентацией не на группу, а на самого себя.

Второй фактор самосознания в группе телеутов, обозначенный как «самореализация», характеризует специфические особенности эмоционального компонента этнического самосознания. Развитие представлений о самореализации и ее особенности в значительной степени связаны с феноменальностью человеческого существования, с изменяющимися взаимодействиями индивида и рода в онтогенезе человека, поскольку «самореализация -это социально-индивидуальный процесс осознанного целеполагающего опредмечивания сущностных сил на основе жизнедеятельности данного конкретного человека» [2. С. 16]. К.А. Абульханова-Славская считает, что самореализация возможна лишь тогда, когда сформирован «образ Я» и имеется личностная готовность обеспечить всю совокупность внешних условий самореализации [1]. Уровень самосознания телеутов характеризу-

ется выпуклостью «образа Я», его субъективной значимостью. Мера самопринятия, отношение к себе, к членству в этнической группе определяют степень устойчивости «образа Я» телеутов.

Факторы «ответственность» и «социальные нормы» характеризуют специфику содержания поведенческой структуры этнического самосознания телеутов. В сравнении четвертого фактора самосознания теле-утов и третьего фактора самосознания русских и татар вес шкал интернальности различен. Начиная со второй позиции, в группе телеутов большую значимость имеет «интернальность в области семейных отношений», в то время как в группе русских - «интер-нальность в области неудач», а в группе татар - «ин-тернальность в области достижений». Данный факт подтверждает значимость семейной идентичности в формировании самосознания телеутов.

Итак, экспериментальные данные подтвердили положение о том, что компоненты этнического самосознания телеутов отличаются специфичностью их содержания. Параметры факторов этнического самосознания телеутов («личностные ценности), «самореализация», «социальные нормы», «ответственность») отличаются от параметров факторной структуры самосознания русских («индивидуалистические ценности», «ценности социализации», «ответственность») и параметров факторной структуры самосознания татар («индивидуалистические ценности», «ценности социализации», «ответственность», «нормативная регуляция»).

Структура этнического самосознания описанных этноконтактных групп неодинакова и может быть представлена в виде факторных моделей, включающих, соответственно, четыре, три и четыре однополярных фактора, имеющих различное содержание.

Изложенная в настоящей работе факторная структура этнического самосознания телеутов представляет не только теоретико-исследовательский, но и практический интерес. По нашему собственному опыту ее использования при проведении индивидуальных консультаций для практических психологов, она позволяет консультируемому осознать, какие именно личностные особенности являются ключевыми в зависимости от этничности.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

2. Исаев И.А. Самореализация личности как проблема социальной философии. М., 1993.

3. Мухина В.С. Личность и этносы в условиях столкновения цивилизаций // Мир психологии. 2001. № 4. С. 112-126.

4. Налчаджян А.А. Этнопсихология. СПб.: Питер, 2004. С. 381.

5. Стефаненко Т.Г. Этническая психология. М.: Институт психологии РАН, 1999. 295 с.

6. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000.

7. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2000. 204 с.

FAKTOR' S STRUCTURE OF ETHNIC SELF-CONSCIOUSNESS OF THE REPRESENTATIVES OF TELEUT, RUSSIAN AND TATAR ETHNOS, LIVING ON THE SAME TERRITORY G.N. Kriger (Belovo)

Summary. In the article the structure of ethnic self-consciousness is opened. The experimental researches are given.

Key words: ethnic self-consciousness, person, factor, structure, teleutes, tatars, russian.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.