Научная статья на тему 'Социокультурная идентичность представителей телеутского и русского этносов'

Социокультурная идентичность представителей телеутского и русского этносов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
204
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ / КУЛЬТУРНАЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ТЕЛЕУТСКИЙ / РУССКИЙ / ЭТНОС / СРЕДНИЕ ЗНАЧЕНИЯ / СОВРЕМЕННЫЙ МИР / SOCIAL / CULTURAL IDENTITY / REGIONAL / AND TERRITORIAL IDENTITY / TELEUT / RUSSIAN / ETHNOS / AVERAGE MEANING / MODERN WORLD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кригер Галина Николаевна

В работе рассматривается социокультурная идентичность представителей телеутского и русского этносов. Проводится анализ состояния проблемы в изменяющихся условиях современного мира. Представлены результаты выраженности показателей социальной, культурной, региональной, территориальной идентичности исследуемых групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кригер Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND CULTURAL IDENTITY OF TELEUT AND RUSSIAN ETHNOSES’ REPRESENTATIVES

The paper considers the social and cultural identity of Teleut and Russian ethnoses’ representatives. The state of this problem in the changing conditions of the modern world is analysed. The expressiveness of social, cultural, regional, and territorial identity parameters in the investigated groups is considered.

Текст научной работы на тему «Социокультурная идентичность представителей телеутского и русского этносов»

УДК

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ТЕЛЕУТСКОГО

И РУССКОГО ЭТНОСОВ Г. Н. Кригер

SOCIAL AND CULTURAL IDENTITY OF TELEUT AND RUSSIAN ETHNOSES’ REPRESENTATIVES

G. N. Kriger

В работе рассматривается социокультурная идентичность представителей телеутского и русского этносов Проводится анализ состояния проблемы в изменяющихся условиях современного мира Представлены резуль таты выраженности показателей социальной культурной региональной территориальной идентичности иссле дуемых групп

Ключевые слова: социальная культурная региональная территориальная идентичность телеутский рус ский этнос средние значения современный мир Keywords:

В отечественной психологической науке активно осуждается проблема идентичности Идентичность рассматривается как познавательная категория и со циообразующий фактор О С Анисимов Н Л Ива нова В Н Марков Исследуется роль идентичности в самопостроении и самоопределении индивида Е В Улыбина И Ю Запорожец Актуализируется проблема идентичности на дистанции взросления личности Д И Фельдштейн И Д Егорычева Д С Батарчук Ряд исследований посвященных изу чению этнокультурных и социокультурных факторов в идентификации личности Т Д Марцинковская Т Г Стефаненко Е П Белинская Значимыми рабо тами по данной проблематике являются разработки И С Кона В А Ядова исследующие социальные ус тановки Интерес к проблеме обусловлен теми реаль ными процессами которые имеют место в обществе Глобальные культуральные изменения эпохи постмо дерна не могут не отразиться на самосознании чело века формировании идентичности личности

Ц П Короленко и Н В Дмитриева используют понятие постмодернистский сэлф для описания не которых общих тенденций изменения идентичности постсовременного человека Авторы отмечают что в постмодернистской культуре сэлф идентичность становится нарративным ресурсом историей кото рую мы в зависимости от тех или иных обстоя тельств по разному рассказываем друг другу Пост современному человеку зачастую отчужденному и изолированному деиндивидуализированному в мега полисах присуще возникновение экзистенциального страха аннигиляции Появляется желание почувство вать себя внутренне интегрированным спаянным це лостным В качестве защитного механизма обостряет ся аффилиативная потребность появляется стрем ление слиться с толпой присоединиться к общему бессознательному При одновременном преобладании ценностей индивидуалистичности эта потребность реализуется в поведении в форме социальной мимик

рии что коренным образом изменяет субъективное восприятие себя своего сэлфа

Как отмечает М С Яницкий социальные и куль турные изменения обусловливающие трансформацию системы ценностей все больше становятся ценност но детерминированными что придает взаимосвязи между ними двусторонний характер Многие описан ные изменения свойственные постмодернистскому обществу уже сегодня представляют серьезную про блему другие имеют потенциально негативные сце нарии развития Очевидно что обозначенные тенден ции являются следствием закономерного развития человечества поскольку проистекают из предшест вующих этапов развития общества и имеют вполне объяснимые механизмы в основе которых лежат гло бальные изменения последнего времени ускоренное развитие науки и техники перенаселение изменение климата и т п с

Идентичность в рамках социокультурной харак теристики индивидов представлена разными ее вида ми личностной социальной этнической профессио нальной региональной и др При формировании любого вида идентичности важным фактором являет ся принятие положительное эмоциональное отноше ние Эта мысль отражается в трудах Г Г Шпета Осознание своей этнической принадлежности осуще ствляется не только через принятие этнических пред ставлений как групповых готовность к сходному об разу мыслей и разделению этнического чувства Это также построение системы отношений и действий в этноконтактных ситуациях различного характера Та ким образом этническая идентичность позволяет че ловеку определить свое место не только внутри соб ственной этнической группы но и внутри полиэт ничного общества в целом Чем больше членов этнической группы разделяют общую идентичность тем больше вероятность совместных действий в ее защиту

Исследуя процесс развития этнической идентич ности личности Г Г Шлет подчеркивал что культу

ра является одним из важнейших медиаторов в про цессе формирования типичных для данного этноса переживаний помогая вхождению человека в этот эт нос Социальные явления язык миф нравы наука религия просто всякий исторический момент вызы вают соответствующие переживания человека Как бы индивидуально ни были люди различны есть типиче ски общее в их переживаниях как откликах на про исходящее перед их глазами умами и сердцем С современной точки зрения Т Д Марцинковская об ращает внимание на два важных момента в теории Шпета с Во первых автор с самого на

чала говорил о двух вариантах развития этнического самосознания положительном и отрицательном ос нованных на двух разных видах эмоционального от ношения принятии отвержении Сложно говорить об отрицательном самосознании но отрицательная идентичность является вполне узаконенным понятием в современной науке Во вторых и это одно из зна чимых открытий Шпета он впервые начал говорить не только о необходимости принятия человеком своей группы но и о том что для нормального формирова ния чувства принадлежности к своей группе важно и ответное принятие положительное отношение груп пы к этому человеку То есть как подчеркивают со временные исследователи формирование этнической идентичности это всегда акт взаимного принятия Это положение в полной мере можно отнести и к дру гим видам идентичности И социальная и профессио нальная и другие группы должны принять нового че ловека который ее выбрал в качестве группы идеен тичности как своего Таким образом наш интерес к данной проблеме не случаен Ранее мы исследовали этническое самосознание представителей телеутского этноса Были проанализированы культурно истори ческие детерминанты и структурно содержательные характеристики самосознания этноконтактных групп телеутов русских татар

В данную статью включены результаты исследо вания отражающие характер социокультурной иден тичности представителей телеутского и русского эт носов проживающих в сельской местности в этноконтактной среде в условиях современной соци альной ситуации Целью исследования являлось вы явить выраженность социокультурной идентичности представителей телеутского и русского этносов

В настоящем исследовании приняли участие респондента из них представителя телеутского этноса и представителя русского этноса Выборки были уравнены по возрасту уровню образования и проживанию Для сбора и фиксации материала при менялся анкетный опрос который представляет собой набор из закрытых вопросов включающий четыре варианта ответов согласен скорее согласен чем не согласен скорее не согласен чем согласен не согласен Материал собран З К Хамадияровой в поселках Беково Шанда являющихся основными местами проживания телеутов

Социокультурная идентичность включает в себя характеристики социальной культурной региональ ной территориальной идентичности Большинство концепций признают идентичность личности с ее со циальными ролями понимаемыми в основном как

комплексы норм или комплексы ожиданий Личность в связи с этим понимается как совокупность взаимо связанных и влияющих друг на друга идентитентов т е определений себя через отнесение к разным общ ностям Между ними не исключены внутренние про тиворечия в большинстве случаев внешне обуслов ленные Г Брейкуэлл подчеркивает социальное про исхождение идентичности причем она считает личностную идентичность вторичной по отношению к социальной Во взаимодействии с социальным ми ром человек активно усваивает понятия с помощью которых познает себя Усвоенные им категории соци альной идентичности и социальных ролей обеспечи вают формирование содержательной структуры лич ностной идентичности набора характеристик используемых для самоописания и оценку элементов содержательной структуры моральные и социальные нормы задаваемые референтной группой Таким образом личностная идентичность является продук том социальной идентичности но сформировавшись активно влияет на социальную идентичность Содер жательное и оценочное измерение идентичности раз виваются в соответствии с особенностями социально го опыта индивида Если разнообразие опыта ограничено может сформироваться простая структу ра идентичности Самоотождествление индивида с какими либо идеями ценностями социальными группами и культурами отражает общее понятие со циальной идентичности Социальная идентичность обозначает единство и преемственность определенной системы социальных характеристик норм ролей и статусов позволяющих дифференцировать индиви дов по их общественному положению и групповой принадлежности Культурная идентичность - принад лежность индивида к какой либо культуре или куль турной группе формирующая ценностное отношение человека к самому себе другим людям обществу и миру в целом Как справедливо отмечает М С Яниц кий система ценностей любой общности является од новременно и фактором ее интеграции поддержания групповой идентичности условием сохранения и вос производства культуры с Региональная

идентичность это объективное состояние основы вающееся на рефлексивном чувстве личной самотож дественности и целостности непрерывности во вре мени и пространстве Т Ф Ляпкина исследуя проблему сибирского менталитета как одной из тер риториально географических форм отмечает что Си бирь территория на которой на протяжении более четырёхсот лет формировался специфический мента литет под влиянием географического пространства взаимодействия и взаимовлияния кочевой и оседлой культур различных религиозных мировоззрений В этом регионе живут люди называющие себя сибиря ками Сегодня по разному определяют что такое си биряк Сложилось две точки зрения С первой в ши роком смысле сибиряк это человек постоянно проживающий на территории Сибири Вторая точка зрения в узком смысле рассматривает сибиряка как этнографический тип или как его определили сибир ские областники народно областной тип сформиро вавшийся на основе смешанных браков славян русских с автохтонными народами Сибири Терри

ториальная идентичность представляет собой соци альное отождествление Я член территориальной общности осознание территориальной принадлеж ности Таким образом социокультурная идентичность это интегрированное многослойное многоаспект ное понятие Актуальность рассматриваемой проб лемы определяется теми изменениями которые про

исходят в современном постмодернистском обществе во всех сферах человеческой жизни

Анализ результатов проводился посредством ис пользования метода сравнения средних величин критерия Стьюдента В представленной ниже таб лице содержится сравнительный материал по иссле дуемым выборкам таблица

Таблица

Результаты сравнительного анализа средних показателей социокультурной идентичности в группах телеутов и русских

Показатели Телеуты Русские г

м т м т

Социальная идентичность

Культурная идентичность

Региональная идентичность

Территориальная идентичность

Среднее по группе

Средние значения показателей выраженности разных видов идентичности во многом схожи в двух группах Различия между средними значениями рас сматриваемых групп не являются статистически зна чимыми Полученная близость результатов объясня ется тем что между группами существуют дли тельные контакты все группы проживают на одной территории Сам факт совместного проживания по рождает у представителей исследуемых групп сход ные социальные черты отражающие в характеристи ках менталитета Ментальность понимается как совокупность эмоционально окрашенных социальных представлений членов этнической группы о социаль ном мире как умонастроение и склад ума как систе ма коллективных представлений верований и чувств общих для членов данного общества и не зависящая от бытия отдельной личности Ментальная структура включает архетипы социокультурной памяти симво лы ценности традиции сформировавшиеся в опреде ленных условиях Это подтверждается исследования ми М Мид что в формировании культурной иден тичности важно учитывать климатогеографические условия уклад жизни а также знание того в какой форме используются исконные традиции и обычаи и как люди осознают объективные факты своего бытия Нельзя не согласиться с утверждениями Р Бе недикт о необыкновенной податливости человеческой природы социальное и культурное окружение факти чески лепит из личности все что ей угодно личность становится как бы частью культуры Идентичность представителей телеутского и русского этносов мож но рассматривать как особенность сформированную региональной сибирской культурой включающую психологические духовные характеристики Её вы раженность во многом зависит от наличия и поддер жания коллективной памяти сложившихся ценностей и норм Социокультурная идентичность этноконтакт ных групп основана на тёплых чувствах к месту про живания и выражается в позитивном настрое к пред ставителям любой национальности осознании при надлежности к своему народу и в отсутствии расистских склонностей Согласно Г М Андреевой

несомненную важность для личности имеет облада ние позитивной идентичностью ибо только это фор мирует определенное социальное самочувствие чело века и позволяет ему ощущать себя комфортно в окружающей его социальной реальности

Также с учетом всех приведенных выше резуль татов можно констатировать что представители теле утского этноса лучше осознают свою социокультур ную идентичность Средние значения показателей социальной культурной региональной территори альной идентичности в группе телеутов ниже чем в группе русских Из этого следует что степень выра женности социокультурной идентичности у предста вителей телеутского этноса более высокая чем в группе русских Сравнивая этнические группы и со держание всех видов идентичности можно увидеть что в группе телеутов показатели территориальной идентичности наиболее выраженные средние значе ния чем в группе русских Видимо подобные

результаты сравнительного анализа указанных этни ческих групп есть результат действия многих факто ров обусловливающих характер осознанности и ото ждествления с местом проживания

Полученные данные отражающие характер со циокультурной идентичности представителей телеут ского и русского этносов проживающих в этнокон тактной среде в условиях современной социальной ситуации позволяют сделать следующие выводы Не смотря на существующие проблемы в обществе свя занные с постмодернистской культурой социокуль турная идентичность представителей телеутского и русского этносов проживающих в этноконтактной сельской среде носит позитивный характер Устойчи вость социокультурной идентичности ее позитив ность являются центральными моментами для фор мирования группового чувства психологической безопасности и стабильности Исходя из особенно стей постнеклассической психологии многие соци ально психологические феномены связанные с со циокультурной идентичностью требуют дальнейшего изучения и осмысления

Литература

Андреева Г М Личность в поисках идентичности в глобальном мире Г М Андреева Социальная психология сегодня поиски и размышления М Изд во Моск психол соц ин та

Короленко Ц П Психологические и психические нарушения в постмодернистском

мире Ц П Короленко Н В Дмитриева Новосибирск Изд НГПУ с

Кригер Г Н Самосознание телеутского этноса культурно исторические детерминанты и структурно содержательные характеристики монография Г Н Кригер Кемерово КемГУ с

Ляпкина Т Ф Сибирский менталитет как одна из территориально географических форм Т Ф Ляпкина Ментальность этнических культур материалы Международной научной конференции Санкт Петербург июня г Балт гос техн ун т СПб с

Марцинковская Т Д Язык как основание социокультурной идентичности Т Д Марцинковская Мир психологии №

Стефаненко Т Г Этническая психология Т Г Стефаненко М Институт психологии РАН Академи ческий проект с

Шлет Г Г Введение в этническую психологию Г Г Шлет СПб

Яницкий М С Ценностная детерминация инновационного поведения молодежи в контексте культурно средовых различий М С Яницкий Сибирский психологический журнал №

Яницкий М С Ценностное измерение массового сознания М С Яницкий Новосибирск Издательст во СО РАН с

Яницкий М С Ценностно смысловая парадигма как основа постнеоклассической педагогической пси хологии М С Яницкий А В Серый Ю В Пелех Философия образования №

Информация об авторе:

Кригер Галина Николаевна кандидат психологических наук доцент кафедры общественных наук Белов

ского института филиала КемГУ ____________________

Galina N. Kriger

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.