Научная статья на тему 'Особенности «Социального я» чувашских и телеутских подростков, проживающих на территории Кемеровской области'

Особенности «Социального я» чувашских и телеутских подростков, проживающих на территории Кемеровской области Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
151
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
"СОЦИАЛЬНОЕ Я" / ЧУВАШСКИЕ / CHUVASH / ТЕЛЕУТСКИЕ ПОДРОСТКИ / TELEUT / ГРУППА / GROUP / ОСОБЕННОСТИ / FEATURES / ПОКАЗАТЕЛИ / INDICATORS / SOCIAL SELF / ADOLESCENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кригер Галина Николаевна

В статье представлены результаты исследования «социального Я» подростков разных этнических групп, проживающих в сельских поселениях. Выделенные особенности могут лечь в основу социокультурных исследований, программ. Делается вывод о преобладающем характере и сущности социального в становлении личности подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL FEATURES OF THE “SOCIAL SELF” OF THE CHUVASH AND TELEUT ADOLESCENTS LIVING ON THE TERRITORY OF KEMEROVO REGION

The paper presents the results of studying the “social self” of teenagers’ in different ethnic groups, living in rural settlements. The discovred features can form the basis of sociocultural researches. The conclusion about the prevailing social character and essence in teenagers’ identity formation is drawn.

Текст научной работы на тему «Особенности «Социального я» чувашских и телеутских подростков, проживающих на территории Кемеровской области»

УДК 316.61

ОСОБЕННОСТИ «СОЦИАЛЬНОГО Я» ЧУВАШСКИХ И ТЕЛЕУТСКИХ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Г. Н. Кригер

SPECIAL FEATURES OF THE "SOCIAL SELF" OF THE CHUVASH AND TELEUT ADOLESCENTS LIVING ON THE TERRITORY OF KEMEROVO REGION

G. N. Kriger

В статье представлены результаты исследования «социального Я» подростков разных этнических групп, проживающих в сельских поселениях. Выделенные особенности могут лечь в основу социокультурных исследований, программ. Делается вывод о преобладающем характере и сущности социального в становлении личности подростков.

The paper presents the results of studying the "social self' of teenagers' in different ethnic groups, living in rural settlements. The discovred features can form the basis of sociocultural researches. The conclusion about the prevailing social character and essence in teenagers' identity formation is drawn.

Ключевые слова: «социальное Я», чувашские, телеутские подростки, группа, особенности, показатели.

Keywords: social self, Chuvash, Teleut, adolescents, group, features, indicators.

Изменчивость мира и его образа в сознании людей разного возраста, образования, социальной принадлежности приводит к изменению в области социа-лизированности людей. Проблема развития «социального Я» становится актуальной в наше динамическое время.

Нам представляется важным обратить внимание на подростков, поскольку именно им предстоит не только адаптироваться к новым условиям жизни общества, но и активно влиять на них. Интерес обусловлен так же тем, что подростки проживают в сельской местности. И мы согласны с В. А. Барановой, что группы, выделяемые по территориально-поселенческому критерию (жители села) по разным причинам пользуются наименьшим вниманием социальных психологов и, что учет места проживания важен в исследованиях социализации [1, с. 75]. В настоящей работе мы остановимся на характеристике особенностей социального, проявляющихся в личности подростков разных этнических групп. В наших исследованиях ранее мы показали структурно-содержательные характеристики этнического самосознания телеутов, а также роль ритуалов в развитии детей дошкольного возраста и, прежде всего, в становлении личности ребенка [3; 4].

Социальное становление личности, согласно теориям Л. С. Выготского, Дж. Боулби, М. Эйнсворт и др., формируется уже на первом году жизни. В развитии личности важным моментом является осознание ребенком своего «Я». Л. С. Выготский связывал это с двумя моментами. Первый - природный (органический). Ребенок овладевает вертикальным положением, благодаря чему руки ребенка начинают выполнять орудийные, предметные действия. Второй - культурный. Ребенок овладевает речью, происходят изменения на уровне мышления, памяти и других функций. Автор считает, что понятие «Я» развивается у ребенка на основе представлений о других людях и, что «личность - есть социальное в нас» [2, с. 745]. Ребенок применяет по отношению к самому себе те приемы,

приспособления, которые он применял по отношению к другим. Между 12 - 14 годами возникает определенность, устойчивость, характер личности. Формирование «Я» завершается в подростковом возрасте, но не завершается развитие социального. Вступая в разнообразные отношения с другими людьми, человек ориентируется на определенные нормы, правила, обычаи. «Я - образ» на индивидуальном уровне отражает степень соответствия-несоответствия человека требованиям, предъявленным ему обществом. Осознавая себя как социального индивида, человек отождествляет себя с определенной группой людей - половой, возрастной, этнической, семейной, профессиональной и др. Идентифицируя себя с этими группами, индивид «смотрит» на себя глазами других, оценивая свои поступки с позиций той или иной группы. Понятие идентификации в психологическом смысле употребляется для обозначения механизма усвоения социальных ролей, стандартов поведения, основанных на их воспроизведении и копировании. Различными могут быть люди, с которыми отождествляет себя человек: родители, близкие, значимые другие, герои произведений литературы и искусства, а также представители животного мира. Идентификация может быть различной по полноте - сравнение по одному или нескольким признакам, качествам, может быть сознательной и неосознаваемой, иметь рациональный или эмоциональный характер [5, с. 153].

Основанием нашего исследования явилась теория Л. Г. Почебут о природе социального. Человек как биологическое, психическое и социальное существо, проявляет свою социальность в социальных инстинктах, во взаимодействии с окружающими и социальной категоризации окружающего мира с целью установления единого смыслового пространства. «Социальный инстинкт - это основанное на биологической природе человека проявления социального. Инстинкты лежат в основе социального поведения и передаются генетически от поколения к поколению. Социальные инстинкты видоизменяются, перевоплощают-

ся в систему социальных потребностей. В поведении людей социальные инстинкты проявляются как чувство принадлежности к группе и социальная фасили-тация. Социальное взаимодействие - это обмен между людьми различными представлениями, верованиями, чувствами, идеями, действиями. Оно имеет психическую природу и реализуется в сознании людей. Социальная категоризация - это один из видов категоризации, то есть способ познания мира с помощью процессов классификации и типизации окружающих людей. Социальная категоризация возникает только в отношении людей и самого себя. В целостном поведении человека присутствуют три варианта проявления социального» [6, с. 136 - 137].

Мы рассматриваем «социальное Я» в качестве одного из важных инструментов, который оказывает влияние на стратегию, ценности и поведение человека в обществе. В настоящем исследовании изучались особенности проявления «Я» в социальном поведении подростков, принадлежащих к разным этническим группам.

Цель эмпирического исследования заключалась в анализе «социального Я» чувашских и телеутских подростков, проживающих на территории Кемеровской области в сельской местности.

Кемеровская область является регионом поликультурного, полиэтнического состава. Среди 16 национальностей, проживающих на ее территории, коренные малочисленные народы, мигранты из стран ближнего зарубежья, а также те народы, которые проживают вдали от своей исторической родины.

Согласно переписи населения, на территории Кемеровской области проживает 9301 чуваш. Это почти вдвое меньше, чем по данным переписи 2002 г., когда в области насчитывалось 15480 чувашей. Расселены чуваши практически на всей территории области, а в ряде районов достаточно компактными массивами. Сравнительно многочисленны чуваши в г. Кемерово (4354 человека), Новокузнецк (2027 человек), Прокопьевск (1549 человек), Киселевск (1125 человек), Белово (978 человек), Березовский (603 человека) и Ленинск-Кузнецкий (523 человека). Значительное число чувашей проживает также в ряде поселков - в Артыште (417 человек), Трудармейском (361 человек), Крапивинском (317 человек), Промышленной (273 человека), Промыш-ленновском (225 человек), Краснобродском (226 человек). Чувашское население в том или ином количестве имеется в Прокопьевском (2142 человека), Про-мышленновском (91209 человек), Кемеровском (1058 человек), Крапивинском (1038 человек), Топкин-ском (644 человека) и Ижморском (540 человек) районах. В области насчитывается 32 сельских населенных пункта с жителями чувашской национальности. Поселок Пушкино, в Прокопьевском районе - единственный, в котором проживают только чуваши. Во всех остальных селениях чуваши живут совместно с русскими, составляя 20 - 80 % их населения. Среди них: село Михайловка, поселок Чапаевский, село Сибирка, деревня Чуваш-Пай, село Андреевка, поселок Каменный, деревня Терехино. Основная масса телеутов проживает по рекам Большой и Малый Бачат в Белов-ском районе Кемеровской области в селах Беково (те-

леутское название Кресту), Челухоево (Ары Байат «по другую сторону р. Бачат»), Верховская (Сас), Шанда (Шаанды), Новобачаты (Таш Кбмир), Черта, Большой Улус. Отдельная группа телеутов живет в поселке Те-леут (Том), в черте г. Новокузнецка. Такой же поселок имеется в черте г. Белова. В Горном Алтае они населяют долину рек Маймы, Иши и правый берег реки Катуни Майминского района (в настоящее время большая часть телеутов живет за пределами ГорноАлтайской автономной области, в селах Беловского района Кемеровской области). В Алтайском крае те-леуты живут в Заринском (бывшем Сорокинском), Кытмановском и Чулышманском районах. По последним данным переписи, в Кемеровской области к концу 90-х гг. XX в. насчитывалось 2594 телеута [3, с. 61].

В исследовании приняли участие подростки чувашской национальности, проживающие в селе Ми-хайловка, Прокопьевского района (17 человек, в возрасте 13 - 14 лет, условно названная - 1 группа) и подростки телеутской национальности, проживающие в селе Беково, Беловского района (25 человек в возрасте 13 - 14 лет, условно названная - 2 группа). Использовались следующие методы и методики: анкета, разработанная Д. В. Ярцевым, включающая в себя 24 вопроса; методика «Незаконченные предложения», адаптированный вариант, состоящий из 18 предложений; методика Т. Котла «Я через 10 лет»; математические методы статистики.

С помощью методики «Незаконченные предложения» мы выявили особенности проявления Я на уровне социальных инстинктов: представления о будущем, скрытые желания, уровень субъективного контроля, потребности, мотивы, ценности, идеалы, отношения к себе, другим. Результаты представлены в таблице 1.

Полученные материалы исследований показывают, что у подростков обеих групп выраженное позитивное отношение к жизни, к другим, к самим себе и проявляется в особенностях просоциального поведения. «Будущее кажется: светлым; хорошим; стабильным; цивилизованным; мирным; далеким; веселым...», «Наступит день: мне дадут зарплату; закончу школу; родится ребенок; попаду в сборную России по хоккею; стану работать; все будут хорошими людьми; выйду замуж; Россия победит Америку... », «Надеюсь на /я мог бы стать счастливым: если бы друзья и семья всегда были рядом; побыстрее настало лето; умела бы все; на земле не было бы войны; мне улыбнулась бы удача; подарили бы ТвуоШ; не болела...», «Я всегда хотел / стремлением в жизни: научиться играть на гитаре; спорт; семью; мир во всем мире; попробовать жить самостоятельно; быть врачом; стать богатым; счастливым; съездить на теплые острова; продолжить род; чтобы меня уважали люди... », «Думаю, настоящий друг /люблю людей: не предаст; поможет всегда; поймет; ведут здоровый образ жизни; делают добро; это Алена; это Наташа... », «Люди, с которыми я учусь: самые лучшие; хорошо относятся друг к другу; знают, что в жизни надо пройти; не все плохие; мои друзья...», «Идеалом является: моя мама; друг; добрый, умный, работящий, заботящийся о других лю-

дях...». Однако есть и различия. Так, подростки 1 группы в ответах более открыты, доверчивее, влияние близких и значимых взрослых остается высоким в данной группе, менее прибегают к ответам: «не знаю, затрудняюсь, нет».

Таблица 1

Результаты сравнительного анализа средних показателей особенностей социального в группах подростков (методика «Незаконченные предложения»)

Социальное проявляется в виде взаимодействий, интеракций, складывающихся отношений между людьми. В таблице 2 отражены результаты, полученные на основе анкеты Д. В. Ярцева.

Показатели Категории 1 группа 2 группа

М т М т

Представления о будущем позитивные 0,58 0,0016 0,64 0

негативные 0,41 0,0169 0,36 0,0784

Скрытые желания индивидуальные 0,52 0,0004 0,86 0,0484

общественные 0,35 0,0361 0,16 0,2304

Уровень субъективного контроля интернальный 0,58 0,0016 0,72 0,0064

экстернальный 0,41 0,0169 1,16 0,2704

Потребности, мотивы витальные 0,35 0,0361 0,48 0,0256

социальные 1,0 0,2116 1,36 0,5184

экзистенциальные 0,58 0,0016 0,48 0,0256

Ценности дружбы, любви, семьи и др. 1,0 0,2116 1,0 0,1296

Отношения к себе, другим отношения к себе 0,53 0,0001 0,52 0,0144

к другим 0,94 0,16 0,88 0,0576

Идеалы подростков реальные 0,23 0,0961 0,48 0,0256

герои книг, фильмов 0,05 0,2401 0,12 0,2704

положительные качества 0,76 0,16 0,36 0,0784

Таблица 2

Результаты сравнительного анализа средних показателей особенностей социального в группах подростков (анкета Д. В. Ярцева)

Категории 1 группа 2 группа

да нет затр. да нет затр.

Взаимодействие в семье 0,71 0,22 0,07 0,75 0,19 0,08

Отношение к деньгам 0,64 0,29 0,05 0,61 0,32 0,04

Отношение к школе, предметам, 0,66 0,22 0,11 0,68 0,21 0,12

учителям

Взаимодействие со сверстниками 0,82 0,09 0,08 0,65 0,17 0,16

Проявления симпатий, любви 0,64 0,17 0,17 0,51 0,31 0,16

В процессе взаимодействия усваиваются нормы, традиции, ценности. Социальные отношения реализуются в процессе общения подростков с семьей, в школе с учителями, сверстниками. Полученные данные на основе анкеты, свидетельствуют о благоприятных условиях развития социальных отношений в двух группах подростков. Подросткам нравится общаться в семье, однако они не всегда готовы открыто выражать свои чувства, эмоции, переживания. Это объясняется сложившимся опытом коммуникаций в семье, освоенных способов, средств общения взрослых между собой и с подростками. Анализируя данные, можно констатировать, что для подростков чувашской национальности важным аспектом социали-зированности выступают: тесные социальные связи со школой, сверстниками, желание сохранять отношения со старыми друзьями даже через 10 лет (средние значения 0,82; 0,38). Для телеутских подростков харак-

терно стремление принадлежать не только своей группе, семье, но и ориентация на улучшение ситуации в стране (среднее значение 0,52). Более выраженный интерес у телеутских подростков на внешнюю сторону социальной жизни («Больше всего я хотел бы в жизни мира между странами; справедливости; налаживания отношений с Украиной, Америкой; идеалом мужчины называют президента нашей страны В. В. Путина») (таблицы 2, 3).

На основе полученных материалов по методике «Я через 10 лет», можно констатировать схожесть во взглядах на будущее у подростков исследуемых групп. В качестве желательного в будущем места жительства подростки выбирают город (0,76 - 1 группа; 0,66 - 2 группа), это объясняется необходимостью получить профессиональное образование и иметь работу в городе. Предпочитают остаться в родном селе (соответственно 0,23 - 1 группа и 0,24 - 2 группа). Вы-

раженные различия в показателях «новых и старых друзей». Подростки чувашской группы ориентированы в будущем на сохранение дружеских отношений со школьными друзьями (среднее значение 0,38). Те-леутские подростки предпочитают не школьных, а новых друзей, мотивируя это переездом из села в город (среднее значение 0,67). Подростки этнических групп мыслят, думают, размышляют в аспекте катего-

Обобщая результаты проведенного исследования, можно отметить, что они отражают возрастные, культурные, территориальные особенности социального Я подростков. Сущность социального проявляется в трех видах: социальный инстинкт, социальное взаимодействие, социальная категоризация. Исследование выявило отсутствие принципиальных различий у подростков чувашской и телеутской национальностей в

ризации социального контекста. Нарративы, лежащие в основе объяснения будущего, подростков двух групп можно рассматривать как способ осознания ими социального. Современная социальная ситуация, безусловно, влияет на стиль жизни подростков, на их представления о будущем (подростки хотят в будущем: получить образование, иметь профессию, работу, жить в достатке, мире, иметь семью).

проявлениях социального на содержательном уровне. Категоризация социальной жизни подростков носит преобладающий позитивный характер, о чем свидетельствуют полученные и описанные результаты. Материалы исследования, имеющие отрицательные показатели (не представлены в описании), требуют дальнейшего изучения и подтверждения, в том числе и практических решений.

Таблица 3

Результаты сравнительного анализа средних показателей особенностей социального в группах подростков (методика «Я через 10 лет»)

Показатели 1 г руппа 2 группа

Род занятий Работать - 0,61 Учиться - 0,38 Работать - 0,71 Учиться - 0,28

Место проживания Город - 0,76 Село - 0,23 Город - 0,66 Село - 0,24

Друзья Школьные - 0,38, новые - 0,23, смешанные - 0,30 Школьные - 0, новые - 0,67, смешанные - 0,33

Родители С родителями жить - 0,61 Отдельно - 0,30 С родителями жить - 0,42 Отдельно - 0,57

Материальная ситуация Знают - 0,76 Не знают - 0,23 Знают - 0,90 Не знают - 0,09

Социокультурная ситуация в стране Улучшится - 0,38 Не улучшится - 0,38, затрудняются - 0,23 Улучшится - 0,52 Не улучшится -0,48

Будущая семья Будет - 0,61 Нет - 0,38 Будет - 0,67 Нет - 0,33

Литература

1. Баранова В. А. Социально-психологический подход к исследованию социально-территориальных общностей (на примере городского и сельского социумов) // Вестник МГУ. (Серия 14: Психология). 2012. № 1. С. 74 -83.

2. Выготский Л. С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.

3. Кригер Г. Н. Самосознание телеутского этноса: культурно-исторические детерминанты и структурно-содержательные характеристики. Кемерово, 2010. 126 с.

4. Кригер Г. Н. Ритуал как способ развития детей дошкольного возраста: региональный аспект. Кемерово, 2014. 100 с.

5. Кригер Г. Н. Социокультурная идентичность представителей телеутского и русского этносов // Вестник КемГУ. 2013. № 3(55). Т. 1. С. 152 - 155.

6. Почебут Л. Г., Мейжис И. А. Социальная психология. СПб.: Питер. 2010. 672 с.

Информация об авторе:

Кригер Галина Николаевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общественных наук Белов-ского института (филиала) КемГУ, [email protected].

Galina N. Kriger - Candidate of Psycology, Assistant Professor at the Department of Social Studies, Belovo Institute (branch) of Kemerovo State University.

Статья поступила в редколлегию 26.05.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.