Научная статья на тему 'Трансформация традиционного образа жизни автохтонных этносов Сибири'

Трансформация традиционного образа жизни автохтонных этносов Сибири Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
114
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРЬ / МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПРОЦЕССЫ АДАПТАЦИИ / ДЕМОГРАФИЯ / КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / SIBERIA / SMALL PEOPLES / WAY OF LIFE / ADAPTATION / DEMOGRAPHY / CULTURAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Нечипоренко Ольга Владимировна

Локальные автохтонные этносы сталкиваются с проблемой трансформации традиционного образа жизни в результате промышленного освоения территорий традиционного природопользования. Основной причиной продолжающейся культурной ассимиляции является в первую очередь исчезновение объективного материального базиса для сохранения этнических отличий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Transformation of the Traditional Way of Life of the Siberian Autochthonic Ethnic Entities

Local autochthonous ethnos confront the problem of transformation of their traditional ways of life in the course of the industrial development of the territories with traditional nature cultivation. The basic cause of the continuing cultural assimilation is the eradication of the objective material basis for preserving ethnic differences.

Текст научной работы на тему «Трансформация традиционного образа жизни автохтонных этносов Сибири»

О.В. Нечипоренко

ТРАНСФОРМАЦИЯ ТРАДИЦИОННОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ АВТОХТОННЫХ ЭТНОСОВ СИБИРИ1

Нечипоренко Ольга Владимировна - доктор социологических наук, старший научный сотрудник Института философии и права СО РАН, Новосибирск.

В процессе перехода к новой институциональной и социо-экономической организации интенсивно разрушается сложившаяся система суверенности государств, региональных, национальных и этнолокальных объединений. Нарастает тенденция детерриториализации, выражающаяся в сокращении удельного веса автохтонных этносов, особенно в интенсивно осваиваемых территориях традиционного природопользования. Вхождение малых этносов в современное индустриальное общество и попытка приспособиться к его правилам в большинстве случаев означают не только разрушение их традиционного образа жизни, но и исчезновение лежащих в его основе уникальных экономических, социальных и этнокультурных практик.

Особого исследовательского внимания требует проблема утилизации традиционными обществами социальных практик, выработанных в рамках стадиально различных укладов (традиционный архаический, советский и современный) и их роли в социальном развитии малых этносов.

Этнокультурные аспекты адаптации этнолокальных сообществ определяют три группы факторов: экологический фактор (прямое и косвенное воздействие на этнос кормящего ландшафта, особенности природной среды, обеспеченность биоресурсами и др.); фактор территориального расселения (моноэтничность или включенность в более крупные полиэтничные сообщества, рассеянное или компактное проживание и пр.); социально-экономические факторы (ситуация на рынке труда и наличие промышленных предприятий вблизи мест компактного проживания малых этносов);

1. Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 08-03-00474а.

культурно-этнические факторы (родственные связи, язык и культурная принадлежность этноса).

Анализ трансформации традиционного образа жизни автохтонных этносов в зависимости от социально-экономических, природно-географи-ческих и этнического факторов, взятых в контексте традиционных форм жизнеобеспечения, базируется на данных исследований коренных малочисленных народов Сибири - шорцев и телеутов. Были проведены обследования шорских поселений Чувашенской сельской администрации (далее с/а) Мысковского муниципального округа Кемеровской области (исследование 2004 г., - далее - «Чувашка 04») и Таштагольского района Кемеровской области (далее «Таштагол 06»), а также телеутских поселений Бековской с/а Беловского района Кемеровской области (далее - «Беково 06»).

Общая специфика поселений, расположенных в Чувашенской с/а, определяется тем, что этот район издавна является территорией традиционного природопользования и местом компактного проживания шорцев, что и предопределило его хозяйственную специализацию. Шорцы традиционно вели оседлый образ жизни. Основу экономики шорцев составляло комплексное промысловое хозяйство, в котором ведущее положение занимали охота и рыболовство, регламентирующие образ жизни и занятия другими хозяйственными отраслями, а также в меньшей степени таежный промысел: собирательство и заготовка кедровых орехов, ягод, грибов, папоротника-орляка и пр. Добывающие промыслы у шорцев одновременно являлись исторически сложившимися формами использования ресурсов окружающей среды и средством сбалансированности традиционной экономики, так как сложный горно-таежный рельеф территории ограничивал возможности роста производительности труда и не позволял им полностью обеспечивать себя земледельческой продукцией.

Приход советской власти ознаменовался вовлечением в тесные экономические связи с другими регионами и национальностями (в первую очередь, русским населением), что оказало влияние на экономические практики шорцев. Шорцы освоили огородничество, промысловая деятельность (как охота, так и собирательство) также приобрела товарный характер. В каждом поселке появились штатные охотники, занимавшиеся пушным промыслом и сдававшие его продукты в леспромхозы. С 70-х годов началось активное промышленное освоение района, ознаменовавшееся открытием угледобывающих разрезов.

Территория Бековской с/а является местом компактного проживания этнической группы бачатских телеутов, поселения которых находятся в зоне работ угледобывающих предприятий и испытывают серьезное техногенное воздействие как от всего Кузбасского промузла, так и от расположенных поблизости горнодобывающих предприятий. На экологической карте Кемеровской области сельские населенные пункты, где компактно проживают теле-уты, попадают в зоны с сильно выраженной дефляцией земель. Земли

загрязнены тяжелыми металлами, хлороорганикой и т.д. Доходы телеутских хозяйств от сельхозпроизводства на нарушенных землях постоянно падают, уменьшается число рабочих мест, снижается уровень жизни людей.

Деятельность предприятий-недропользователей помогает решить основные социально-экономические проблемы в местах проживания коренных народов - путем предоставления рабочих мест и оказания помощи в поддержании социальной инфраструктуры в местах компактного проживания. Одновременно интеграция в индустриальное общество влечет за собой распад традиционных систем жизнеобеспечения и социальной организации коренных малочисленных народов вследствие истощения возобновляемых природных ресурсов.

Взаимодействие отечественного варианта техногенной цивилизации и традиционного уклада жизни коренного населения порождает целые комплексы негативных явлений и острых проблем. Быстрое экстенсивное развитие добывающих отраслей промышленности, транспорта, строительства привели на грань экологической катастрофы природу на обширных территориях, что серьезным образом разрушило основу функционирования традиционных отраслей хозяйства народов Сибири. В то же время новые отрасли хозяйства практически не сочетаются с традиционными, что не только не способствует их развитию, но и ведет к их вытеснению. В сложившихся условиях единственно возможной представляется ориентация населения на угледобывающую промышленность, поскольку ни сельское хозяйство, ни традиционная промысловая деятельность не могут в полном объеме обеспечить занятость и выживание автохтонного населения.

Поэтому сегодня промысловая деятельность, ранее лежавшая в основе традиционных форм жизнеобеспечения этих народностей, представляет собой вспомогательный вид хозяйственной деятельности - это важное подспорье в хозяйстве, помогающее выжить, но не являющееся определяющим в структуре домохозяйств. В Чувашенской с/а доля занимающихся промыслами среди шорцев выше, чем доля русских, занимающихся промыслами (52% у шорцев и 31 - у русских). Среди телеутов Бековской с/а, в связи с масштабным промышленным освоением территории и деструктивным воздействием предприятий на природную среду, промысловая деятельность у телеутов играет еще менее значимую роль в жизнеобеспечении, и доля телеутов, занимающихся промыслами, даже меньше, хоть и незначительно, чем русских (15% у телеутов и 18 - у русских).

Промысловая активность автохтонных этносов представлена такими, не требующим специальных знаний и умений, видами деятельности, как рыболовство, сбор ягод и орехов (см.: рис. 1).

охота рыбная ловля 0% |6% Пэ%

| 32%

сбор папоротника орляка сбор ягод 0% |6% "114%

116%

сбор орехов 0%

114%

не занимаются

промыслами 148%

□ шорцы Чувашенской с/а птелеуты Бековской с/а

Рис. 1. Распространенность промысловой деятельности.

Среди шорцев Чувашенской с/а уровень товарности промыслов очень низок, несмотря на присутствие такого стимулирующего фактора, как город, который всегда является рынком сбыта орехов, ягод, грибов, рыбы и пр. По большей части продукты промысловой деятельности потребляются большинством населения (95%) в собственном хозяйстве. В этнолокальных сообществах телеутов Бековской с/а, по оценкам самих респондентов, промысловая деятельность вообще не является источником денежных средств, и ее продукты потребляются исключительно в хозяйствах населения.

Совершенно иная картина складывается в условиях отсутствия промышленного освоения территории (либо недостаточного промышленного развития), где основой адаптационных возможностей этнолокальных сообществ выступает натурализованная экономика хозяйств населения, ориентированная на промысловый и сельскохозяйственный комплексы. Отсутствие предприятий и крупных рынков труда, источников постоянной или временной занятости приводит к вытеснению трудовых ресурсов из сферы трудовой активности, осуществляемой на основе найма, в сферу промыслов и домашнего натурального хозяйства.

Подобная ситуация характерна для ареала компактного проживания шорцев в Таштагольском районе Кемеровской области (Чилису-Анзасская с/а и Усть-Колзасская с/а).

Чилису-Анзасская сельская администрация отличается моноэтничным составом населения, полностью состоящего из шорцев. Кроме этого, населенные пункты, входящие в состав Чилису-Анзасской с/а, находятся на территории Шорского национального природного парка (ШНПП). Статус особо охраняемой природной территории делает невозможным развитие на территории ШНПП промышленных недродобывающих (перерабатывающих), лесозаготовительных производств, а также туристического бизнеса. Удаленность и труднодоступность населенных пунктов Чилису-Анзасской с/а ведет к минимизации контактов проживающих здесь шорцев с внешним миром, что способствует сохранению традиционной системы жизнеобеспечения.

Являясь местом компактного проживания шорцев, Усть-Колзасская с/а выступает местом наиболее массовых и интенсивных контактов между основными этническими группами района: русскими и шорцами и характеризуется смешанным составом населения.

|б%

случайные приработки 0%

116%

предпринимательская и 0% коммерческая 0%

деятельность 0%

□ шорцы Усть-Колзасской с/а ■ шорцы Чилису-Анзасской с/а Прусские Усть-Колзасской с/а

Рис. 2. Основные источники денежных средств населения, Таштагольский район.

Общей характерной чертой обследованных ареалов Таштагольского района является четко выраженная ориентация населения на промысловую деятельность. Данные исследования показали, что около 80% домохозяйств Чи-

лису-Анзасской с/а и около 90% семей Усть-Колзасской с/а, так или иначе, практикуют занятия различными видами промыслов. Если для полиэтнично-го населения Усть-Колзасской с/а, независимо от национальности, основным источником доходов является заработная плата (что отметили 68% шорцев и 72% - русских), а на втором месте стоят различные социальные трансферты, пенсии и пособия, то для шорцев Чилису-Анзаса наиболее значимым источником денежных средств являются пенсии и пособия, что отметили 74%, вторым по значимости в структуре доходов выступают доходы от промысловой деятельности - 40%. По сравнению с этими показателями доля зарплат в структуре доходов представляется достаточно низкой - 21%. Небольшую значимость для населения обоих районов имеет доход от продажи продуктов личного подсобного хозяйства (см. рис. 2).

Стоит также отметить, что в структуре денежных доходов населения особо значимы доходы от охоты. По оценкам экспертов (поселок Эльбеза, Чилису-Анзасская с/а), основной промысловой деятельностью, обеспечивающей доход, является именно охота, доходы от которой составляют более 80% бюджета домохозяйств.

туристический бизнес

промышленное производство

сельское хозяйство

охотничий и рыбный промысел

заготовки и сбыт дикоросов

12С%

0%

10%

100%

□ эксперты Усть-Колзасской с/а □ эксперты Чилису-Анзасской с/а Рис. 3. Экспертная оценка деловой активности населения.

Выделение экспертами отраслей, в которых проявляется деловая активность населения, также является косвенным подтверждением важности различных источников денежных средств для жизнеобеспечения средней семьи (см. рис. 3). Наиболее распространенными видами промыслов шорцев Усть-Колзасской с/а являются заготовки кедрового ореха, сбор других дикоросов и 196

0%

0%

4С%

рыболовство. Ими занимаются в общей сложности до 90% населения, часто продукты этих промыслов, не выставляются на продажу, а потребляются исключительно внутри домохозяйства. Шорцы моноэтничных поселений Чили-су-Анзасской с/а наибольшую активность проявляют в охоте и рыболовстве.

Данные исследований позволяют сделать вывод о равной распространенности такого вида промысловой деятельности, как сбор дикоросов и рыболовство, среди представителей различных национальностей Таштагольского района. Однако в более сложных видах промыслов (например, охота на пушных зверей и копытных животных), прослеживается четкая районная и этническая дифференциация (см. рис. 4).

100% 80%

60%

40% 20%

0%

Заготовки Заготовки др. Рыболовство Охота на пушных Охота на кедрового ореха дикоросов зверей копытных

—шорские семьиУсть-Колзасской с/а —русские семьи Усть-Колзасской с/а —смешанные семьи Усть-Колзасской с/а шорские семьиЧилису-Анзасской с/а

Рис. 4. Распространенность различных видов промысла.

По оценкам экспертов, наиболее важными разновидностями промысла для населения являются в Чилису-Анзасской с/а - охота на пушных зверей и сбор кедрача, в Усть-Колзасской с/а - заготовки кедрача и сбор различных дикоросов. Именно эти промыслы имеют наиболее высокую товарную значимость и являются доходными статьями в бюджетах домохозяйств.

Развитие традиционных практик природопользования как единственно возможной прибыльной деятельности при отсутствии других источников доходов предопределило более высокую товарность промысловой деятельности среди шорцев Чилису-Анзасской с/а. Если в Усть-Колзасской с/а большая часть продуктов промыслов потребляется непосредственно в хозяйствах населения (это характерно для 68% домохозяйств шорцев), то в Чилису-

Анзасской с/а промысловая деятельность осуществляется именно с целью дальнейшей продажи продуктов промысловой деятельности.

Изменение экономических практик шорцев привело и к изменению принципов использования угодий, принадлежавших шорским родам. Если ранее места промысла и исключительное право на их эксплуатацию были закреплены за родами, то постепенно система закрепления приоритетных мест промысла за определенным родом (частично в силу сложившейся в СССР системы хозяйствования, частично из-за массовой вырубки леса) сошла на нет. На сегодняшний день в обследованном районе нет семей, за которыми были бы закреплены родовые угодья. Между тем товарная значимость отдельных видов промыслов, прежде всего сбора кедрового ореха и охоты на пушных, ведет к борьбе за наиболее перспективные охотничье-промысловые участки - наиболее продуктивные кедровники и места охоты. При этом процесс раздела промысловых территорий осуществляется в скрытой форме, без всякого участия государства или Шорского национального природного парка. В этом процессе отчетливо проявляются как сложившиеся на данной территории этнические традиции поземельных отношений (часто распределение промысловых угодий и мест рыбной ловли основано на родовых (семейных) связях), так и современные методы захвата территорий, исходящие из соображений экономической целесообразности. Исследование показало, что чаще всего причиной конфликтов становятся охотничьи участки. Сторонами конфликта при этом могут выступать как соседи, жители других поселков, администрация ШНПП, так и приезжие или жители сопредельных территорий (например, у промысловиков Усть-Колзасской с/а наиболее остро протекают конфликты с хакасами, заходящими на те же самые территории, но со своей стороны). Учитывая уровень развития промысловой деятельности в обследованном районе, можно предположить, что закрепление родовых угодий за шорскими семьями будет способствовать бесконфликтному развитию традиционных форм природопользования как основы жизнеобеспечения коренного автохтонного населения и будет способствовать общему оздоровлению социальной ситуации.

Исчезновение объективного материального базиса со всей остротой ставит перед автохтонными этносами вопросы сохранения этнической идентичности, решение которых возможно практически только в сфере культуры. Этническая самобытность коренных малочисленных народов наиболее ярко проявляется в лингвистической и культурной сферах, так как промысловый комплекс сегодня крайне проблематично рассматривать в качестве исключительно традиционного.

Результаты исследований показали, что лингвистическая ситуация в местах компактного проживания автохтонных этносов характеризуется традиционно сильной позицией русского языка, который выступает средством межнациональной коммуникации. В то же время, в зависимости от моно- или

полиэтничности района, позиции национальных языков имеют существенные различия (табл. 1).

Таблица 1

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ (РОДНОЙ ЯЗЫК), %

Шорцы, Чувашенская с/а Телеуты, Бековская с/а Шорцы, Чилису-Анзасская с/а Шорцы, Усть-Колзасской с/а

Шорский 75 — 86 53

Телеутский — 86 — —

Русский 25 11 5 37

Другое — 3 9 10

В полиэтничных сообществах Чувашенской с/а позиции шорского языка нельзя однозначно охарактеризовать как сильные или слабые: среди шорцев своим языком свободно владеют 75% опрошенных и еще 14% владеют шорским языком с трудом. О позициях шорского языка свидетельствует тот факт, что среди русских и представителей других национальностей есть доля тех, кто также владеет шорским языком в той или иной степени. Так, среди русских шорским языком владеют в общей сложности 20%, в том числе 7% -свободно. Владение родным языком и степень этого владения среди шорцев напрямую зависит от возраста респондента (табл. 2).

Таблица 2

ЗНАНИЕ РОДНОГО ЯЗЫКА, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ВОЗРАСТУ, %

До 30 лет От 30 до 50 лет Более 50 лет

Шорцы, Чувашенская с/а

Свободно 20 55 100

С трудом 80 19 0

Не владеете 0 26 0

Телеуты, Бековская с/а

Свободно 38 89 97

С трудом 50 9 3

Не владеете 13 2 0

Шорцы, Таштагольский р-он

Свободно 18 47 77

С трудом 47 21 3

Не владеете 35 26 20

Данные табл. 2 позволяют сделать вывод, что молодое поколение оказалось в ситуации, когда свободное овладение родным языком затруднено в связи с его малой востребованностью.

Для оценки речевого поведения представителей малых этносов было проанализировано, сколько языков и с какой интенсивностью употребляются людьми в семейно-бытовой и производственной сферах. Анкетный опрос показал, что для шорцев Чувашенской с/а характерно все более интенсивное применение русского языка, масштабы функциональной нагрузки русского языка заметно выше, чем шорского языка. Речевое поведение шорцев характеризуется сужением использования родного языка и сокращением его коммуникативных функций. В семейно-бытовой и производственной сферах среди шорцев гораздо чаще звучит русская речь. Шорский язык находит в разговорной практике наибольшее употребление только у старшей возрастной группы, прежде всего в общении с родственниками.

Особенно серьезная ситуация наблюдается в сфере общения с детьми или с супругами, т.е. в наиболее важных бытовых сферах, которые непосредственно влияют на преемственность языковых традиций. Среди респондентов сел Чувашенской с/а средней возрастной группы общение с супругом на шорском языке происходит только в 3% случаев, а с детьми - только в 13%. А в младшей возрастной группе общение на шорском с детьми и с супругом полностью отсутствует (см. табл. 3).

Таблица 3

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ШОРЦАМИ ЧУВАШСКОЙ С/А РУССКОГО

И ШОРСКОГО ЯЗЫКОВ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ВОЗРАСТУ, X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все шорцы До 30 лет От 30 до 50 Более 50 лет

Русский Шорский Русский Шорский Русский Шорский Русский Шорский

Общаетесь 65 24 100 20 87 23 40 26

с родителями

Общаетесь 66 28 60 0 84 3 51 54

с супругом

Общаетесь 79 31 60 0 94 13 69 51

с детьми

Общаетесь 77 49 80 20 90 35 66 66

с родственниками

Общаетесь 89 25 80 20 97 16 83 34

с соседями, на работе

Для шорцев полиэтничных поселений (Усть-Колзасская с/а) жизнь в ситуации билингвизма и ежедневные контакты с русскими предопределили еще большее снижение интенсивности употребления шорского языка в бытовых сферах, в большинстве случаев общение в быту происходит на русском языке, в том числе - общение с детьми (рис. 5).

Общаетесь с Общаетесь с мужем Общаетесь с детьми Общаетесь с Общаетесь с

родителями (женой) другими соседями, на работе

родственниками

Рис. 5. Интенсивность употребления шорского и русского языков шорцами полиэтничных поселений (Усть-Колзасская с/а).

В моноэтничных сообществах (Чилису-Анзаская с/а), позиции шорского языка прочнее: около 70% шорцев используют шорский язык при общении с супругами, около половины (53%) шорцев общаются на шорском с детьми.

Для телеутов, проживающих в поселениях Бековской с/а, характерно достаточно интенсивное применение обоих языков. Более чем в половине всех бытовых ситуаций телеуты говорят на родном языке. Интенсивность использования телеутского языка приблизительно одинакова и при общении со старшим поколением, и при общении с детьми. Применение русского языка доминирует при общении с соседями и на работе (см. рис. 6).

Таким образом, в большинстве районов, в которых компактно проживают представители коренного населения Сибири, масштабы функциональной нагрузки языков автохтонных этносов немногим уступают русскому. В то же время нельзя недооценивать процессы, происходящие в языковой сфере под влиянием инокуль-турного окружения: во-первых, происходит нивелирование диалектных различий, отступающих перед нормами литературного языка; во-вторых, наблюдается постепенное расширение сферы употребления русского языка и русской культуры и сужение сферы употребления языков автохтонных этносов. То есть в лингвистической сфере происходит постепенная ассимиляция этнических культур малых народов Сибири. С наибольшей вероятностью, сфера использования национальных языков сохранится в семейном общении и в мононациональных производственных коллективах, занятых традиционными способами хозяйствования.

Общаетесь с Общаетесь с Общаетесь с Общаетесь с Общаетесь с

родителями мужем (женой) детьми другими соседями, на

родственниками работе

^^"русский ^^^телеутский

Рис. 6. Интенсивность употребления телеутами телеутского и русского языков (Бековская с/а).

Неслучайно в числе актуальных проблем, по мнению представителей коренных малочисленных народов, ведущее положение занимают: утрата национального языка (об остроте этой проблемы заявили 75% телеутов в поселениях Беков-ской с/а и 48% шорцев в поселениях Чувашской с/а); утрата национальных традиций (эту проблему считают особо значимой 63% телеутов в поселениях Бе-ковской с/а и 71% - шорцев в сообществах Ташатагольского района); разрушение природной среды обитания и негативные демографические тенденции (табл. 4).

Таблица 4

КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТОЯТ ПЕРЕД ЛЮДЬМИ ВАШЕЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ?

Шорцы, Чува-шенская с/а Телеуты, Бековская с/а Шорцы, Ташта-гольский район

Нет проблем 11% 12% 56%

Утрата национальных традиций, обычаев 34% 63% 71%

Утрата национального языка 48% 75% 16%

Разрушение природной среды обитания 39% 18% 23%

Рост смертности и снижение рождаемости 11% 13% 35%

Ухудшение здоровья населения как следствие алкоголизма 10% 31% 8%

Ухудшение здоровья из-за тяжелых жизненных условий 4% 16% 6%

Широкое распространение межнациональных браков 6% 23% 5%

Другое 3% 5% 56%

Таким образом, исследования этнокультурных аспектов адаптации автохтонных этносов подтверждают вывод о трансформации их традиционного образа жизни. Результатом промышленного освоения территорий традиционного природопользования стало сокращение площади этнохозяйственных ареалов и исчезновение традиционных форм социальной и экономической организации, что позволяет говорить о вытеснении более эффективными экономическими системами «доминирующего» общества менее эффективных систем традиционного жизнеобеспечения коренных народов Сибири. Основной причиной продолжающейся культурной ассимиляции является в первую очередь исчезновение объективного материального базиса для сохранения этнических отличий. Локальная специфика трансформации традиционного образа жизни этнолокальных сообществ автохтонных этносов в условиях реформ соответствует типовым моделям взаимодействия этноса с большим индустриальным обществом. Каждой модели взаимодействия соответствует особая структура жизнеобеспечения, характеризуемая прежде всего ориентацией автохтонного населения на различные источники получения дохода. С практической точки зрения каждая из моделей взаимодействия порождает для коренного населения свои специфические проблемы и соответственно диктует местным и региональным органам власти необходимость выработки мер точечного и адресного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.