Научная статья на тему 'Особенности Я-концепции подростков с аддиктивным поведением в телеутском этносе'

Особенности Я-концепции подростков с аддиктивным поведением в телеутском этносе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
176
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колесникова С. С.

В статье поднимается проблема изучения особенностей Я-концепции подростков с аддиктивным поведением в телеутском этносе. Приводятся результаты исследования о существовании специфических транскультурных особенностей Я-концепции личности подростков с аддиктивным поведением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Myself-conception in teenagers with addictive behavior in Teleuts ethnos

The article raises issue of the day studying Myself-conception in teenagers with addictive behavior in Teleuts ethnos. Some results of existence of the specific characteristics of the conception are produced.

Текст научной работы на тему «Особенности Я-концепции подростков с аддиктивным поведением в телеутском этносе»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

УДК 316.52

С. С. КОЛЕСНИКОВА

Кемеровский государственный университет

ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКОВ С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В ТЕЛЕУТСКОМ ЭТНОСЕ

В статье поднимается проблема изучения особенностей Я-концепции подростков с аддиктивным поведением в телеутском этносе. Приводятся результаты исследования о существовании специфических транскультурных особенностей Я-концепции личности подростков с аддиктивным поведением.

Социально-экономический и политический кризис в стране привел к социальному напряжению в телеутском этносе. Разрушение привычных норм поведения увеличило риск развития аддиктивного поведения у беловских телеутов, следовательно, необходимость выявления базовых элементов Я-концепции, порождающих аддиктивные формы поведения в зависимости от этнокультурной принадлежности субъекта, является актуальной проблемой. Уровень заболеваемости наркоманией у телеутов достаточно высок. В последние два года наметилась тенденция роста больных. Так, в 2004 году уровень заболеваемости среди телеутов составил 11,3 %. В 2007 году этот показатель увеличился до 12,6 % [3, с.40]. У жителей Беловского района данный показатель выглядит несколько иначе. В 2004 г. он составлял 6,3 %, а в 2007 г. — 5,4 %. В группе телеутов отмечается рост больных наркоманией за последние три года на 1,3 % [2, с.36].

Внутренние условия развития заболевания отражаются на специфике всего спектра психических расстройств у телеутов и их структуре. Этнокульту-ральные особенности Я-концепции, отношение к психопатологическим проявлениям оказывают влияние на выявляемость и учет больных с психическими расстройствами.

Для комплексного изучения этнического аспекта Я-концепции аддиктивных подростков были использованы: «Методика исследования самоотношения» (МИС В.В. Столин, С.Р. Пантилеев); методики исследования самооценки личности С.А.Будасси, методика «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд), «Диагностика уровня субъективного контроля (УСК)» Дж. Роттера (в адаптации Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинда),методика Э.Хайма.

Выборку составила подростковая группа в количестве 239 человек, из них 115 — с аддиктивными формами поведения (ЭГ) и 124 — без аддиктивных отклонений (КГ).

С целью проверки гипотезы о транскультурном характере особенностей Я-концепции аддиктов выборка была структурирована с учетом этнокультурной принадлежности испытуемых: в ЭГ было включено 47 телеутов (подгруппа ЭГ-А) и 40 европейцев (подгруппа ЭГ-Е).

КГ формировалась по принципу соответствия ЭГ и была также дифференцирована в соответствии с этнокультурной принадлежностью: представителей теле-утской культуры 54 человека и европейской — 48.

Целью анализа данных ЭГ и КГ с учетом этнокультурной принадлежности испытуемых явилось обнаружение сходства в характеристиках Я-концеп-

ции у подростков с аддиктивным поведением вне зависимости от их этнической принадлежности.

По данным МИС между группами ЭГ-Т и ЭГ-Е значимых различий не обнаружено. Среднее значение коэффициента корреляции (гср =0,518) характеризует данные двух групп как близкие друг другу. Эмпирические показатели критерия X2 ни по одной из шкал не достигли критического значения 5% вероятности различий (х2кр.= 16,919). Это позволяет сделать вывод о достаточной сходства результатов испытуемых подгруппы телеутов и подгруппы европейцев в рамках ЭГ (табл.1).

По шкалам методики МИС имеются значимые (с<0,01) различия между подгруппами КГ и ЭГ по шкалам «Самоуверенность», «Самопривязанность» и «Внутренняя конфликтность». Менее значимые статистические различия (с<0,05) обнаружены по шкалам «Самоценность», «Самопринятие» и «Самообвинение». Основные различия подгрупп ЭГ и КГ относятся к двум таким факторам как «Аутосимпатия» («Самоценность», «Самопринятие» и «Самопри-вязанность») и «Самоуничижение» («Внутренняя конфликтность» и «Самообвинение»).

На наличие конфликтов во внутриличностной сфере аддиктов указывает тенденция к разнонаправ-ленности содержательных аспектов Я-концепции, выявленных соответствующими шкалами МИС. Так, по шкале «Самопринятие» выявлено эмоциональное, безусловное принятие субъектом себя таким, каким он является, пусть даже с некоторыми недостатками. Низкие баллы по шкале «Самопривязанность» являются показателем неудовлетворенности собой и желания изменить что-либо в себе.

Подобная тенденция обнаруживается и при сопоставлении высоких показателей по шкалам «Самопринятие», «Самоценность», входящим в фактор «Аутосимпатия», с высокими же показателями по шкалам противоположной направленности: «Внутренняя конфликтность», «Самообвинение» (фактор «Самоуничижение»).

Таким образом, основной тенденцией в ЭГ являются противоречивость, несогласованность показателей самоотношения.

Результаты по двум рядам корреляционных исследований (внутри ЭГ и внутри КГ), показывают, что культурные различия более выражены в просо-циальной группе, тогда как в ЭГ различия между подгруппами телеутов и европейцев выражены слабее.

По данным методики УСК, между подгруппами ЭГ-Т и ЭГ-Е статистически значимые различия обнаружены только по двум шкалам: по шкале интер-

По»

подгрупп, выделении! по □ равцвпу прниадлеж по шкалам нстодн нп М Ш’

■осп к культуре.

Сравниваемые группы

№ Шкзта ЭГ-Т . ЭГ£ КГ-Т нКГ-Е

г г Xі—

1. ОттфЕстигть 0; 612 13326 0.425 16.432

2. Саио\ъгрекЕсхпь 0.454 9347 0.302 17535*

3. Саморук-СЕСДСТЕС 0,576 11,013 0.201 13247*

4. 3 дікатькое Я 0:363 9333 0240 17,196*

5. Саыщенжклъ 0;521 10366 0.307 16.543

6. Саиспрннятк= 0.342 9275 0266 15.963

7. СамспрнЕЯіінн-с ль 0.433 9.732 0.465 10264

3. Внутренняя хсн$і:нктность 0.620 12.653 0;363 17253*

9. Саыоо&ннение 0.594 12311 0.399 14564

Ср. знлч. 0.433 10.729 0.335 15.451

1 рсЕ^нь статистической шшмоан: *р<0.05;

нальности в сфере семейных отношений и по шкале интернальности в сфере межличностных отношений. Среднее значение коэффициента корреляции и средний показатель критерия Пирсона характеризуют данные двух групп как близкие друг другу.

Аддиктивные отклонения в поведении положительно коррелируют с формированием экстерналь-ной ориентации контроля, как в отдельных сферах деятельности, так и в целом на уровне базовых отношений личности. Процент испытуемых с экстерналь-ным локусом контроля в два раза больше в группе аддиктов (41% и 16% соответственно), тогда как процент интерналов, напротив, значительно выше в КГ (36 против 22 в ЭГ). У испытуемых аддиктов значительно снижена интернальность в области неудач (3,59 против 4,95 в КГ), тогда как интернальность в области достижений наиболее выражена (6,89).

Сравнение культурноразличных групп внутри КГ показало, что среднее значение коэффициента корреляции характеризует данные группы как мало близкие друг другу. Эмпирические показатели по четырем шкалам («Общая интернальность», «Интернальность в сфере неудач», «Интернальность в семейных отношениях», «Интернальность межличностных отношений») превысили 5-процентный порог достоверности различий. По шкале «Интернальность в отношении здоровья» значения приблизились к критическому. Данные показывают, что в подгруппах азиатов и европейцев в рамках КГ существуют статистически значимые различия по параметрам локуса контроля.

Результаты по двум рядам корреляционных исследований показывают, что различия между подгруппами телеутов и европейцев по параметрам локуса контроля более выражены в КГ, тогда как в ЭГ значимых различий нет.

Сравнительный анализ данных методики «Кто Я?» ЭГ в аспекте кросскультурного подхода выявил между этническими подгруппами аддиктов ЭГ-А и ЭГ-Е статистически значимые различия по категориям «Семейные роли» (муж, жена, брат, сын и др.) и «Интимно-личностные роли» (любовник, красавец-мужчина, друг). По другим категориям различий не обнаружено. Среднее значение коэффициента корреляции и показатель критерия характеризуют данные двух групп как мало близкие друг другу.

Среднее значение коэффициента корреляции внутри КГ также характеризует просоциальные под-

группы как мало близкие друг другу. Однако показатели по четырем категориям («Гражданские роли», «Этническая принадлежность», «Положительные личностные качества», «Интимно-личностные роли») превысили 5% порог достоверности различий. Культурные различия по параметрам методики «Кто Я?» более выражены в КГ.

По методике С. А. Будасси между подгруппами телеутов и европейцев ЭГ значимых различий также не обнаружено. Среднее значение коэффициента корреляции характеризует показатели двух групп как близкие. При сравнении подгрупп, выделенных внутри КГ, среднее значение коэффициента корреляции оказалось меньшим, чем в ЭГ. В целом показатели по методике отражают более яркую культурную специфичность самооценки в КГ.

Кросскультурный анализ внутри ЭГ значимых различий по данным методики Э. Хайма не обнаружил. Данные показывают достаточную схожесть результатов испытуемых телеутов и европейцев ЭГ по показателям эмоциональных копинг-стратегий при некоторой тенденции к различию по показателям когнитивных и поведенческих копинг-стратегий.

При сравнении подгрупп выделенных внутри КГ, среднее значение коэффициента корреляции оказалось меньшим, чем в ЭГ. Эмпирические значения по показателям когнитивных и эмоциональных копинг-стратегий (за исключением относительно продуктивных когнитивных копинг-стратегий) превысили пятипроцентный порог достоверности различий. Вышесказанное характеризует данные подгрупп КГ как мало близкие друг другу. Можно говорить о том, что этнокультурные различия в предпочтении тех или иных копинг-стратегий незначительно более выражены в КГ.

Основываясь на том, что по большинству шкал, используемых методик, показатели в этнокультурных подгруппах просоциальной молодежи являются менее схожими, чем в ЭГ, можно сделать вывод о более яркой культурной специфичности Я-концепции в КГ и о существовании сходства в характеристиках Я-кон-цепции у людей с аддиктивными нарушениями вне зависимости от их этнокультурной принадлежности.

Таким образом, культурные различия более выражены в КГ. Показатели методик отражают более яркую культурную специфичность Я-концепции в КГ, тогда как факт наличия аддиктивных отклонений выступает в некотором роде нивелирующим мо-

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

ментом по отношению к культурной специфичности самосознания. Обнаруженное сходство в характеристиках Я-концепции представителей ЭГ вне зависимости от их этнокультурной принадлежности подтверждает предположение о транскультурном характере особенностей Я-концепции аддиктов.

Библиографический список

1. Еременко В.В. К проблеме кросскультурного исследования самосознания // Этнические процессы и современность: Матер. науч.-практ. конф. — Бишкек: КРСУ, 2003. - С. 150-157.

2. Колесникова С.С. Алкоголизация и алкоголизм в

молодежной среде города Белово //Социальные проблемы малых городов. Материалы научной конференции. Прокопьевск, 2006, с. 36-38.

3. Колесникова С.С. Наркотики и подростковая субкультура в условиях малого города // Социальные проблемы малых городов. Материалы научной конференции. Прокопьевск, 2006, с. 39-44.

КОЛЕСНИКОВА С. С.

Дата поступления статьи в редакцию: 18.09.2007 г. © Колесникова С. С.

УДК 331.108.4:[159.9+37.01] Л. В. ЛОНСКАЯ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ В ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

На основании анализа научной литературы раскрыты понятия: «профессиональное развитие», «профессиональное становление», «профессионализация», определена их взаимосвязь. Рассмотрены движущие силы, факторы, этапы этих дефиниций в трактовке разных авторов. Дан анализ стадий профессионального развития. Обоснован выбор понятия «профессионализация» как одного из направлений развития личности, целостного, непрерывного процесса становления личности как специалиста и профессионала.

На современном этапе развития общества проблема подготовки специалистов приобретает особую актуальность, обусловленную стремительным ростом конкуренции образовательных услуг; несоответствием уровня профессиональной подготовки выпускника востребованному на рынке труда уровню профессионализма; необходимостью создания среды, побуждающей педагога к самопроектированию собственной профессиональной деятельности и развития в целом, к его становлению как субъекта профессионализации.

В исследовании проблемы профессионализации особое значение приобретают понятия: профессиональное (или профессионально-должностное) развитие, профессиональное становление и профессионализация, и каким образом они взаимосвязаны. Каждое из них в психолого-педагогической литературе имеет множественные интерпретации. Вот почему необходимо ввести понятийный (категориальный) строй.

Изменившиеся социально-экономические условия в стране определили актуальность изучения проблемы профессионального развития специалистов:

— переход к рыночной экономике обусловил необходимость принципиально новой системы профессионального образования;

— высокий уровень квалификации и профессионализм стали важными факторами социальной защи-

щенности работников, их профессионального самосохранения;

— усиление интеграционных моментов в производственных технологиях привело к изменению понятия «квалификация». Помимо знаний, умений, навыков в нее также входят профессионально важные качества личности, которые получили название ключевых квалификаций;

— профессиональное образование стало фактором повышения конкурентоспособности работника на рынке труда, что обеспечивается постоянным профессиональным ростом и профессиональным самосовершенствованием;

— динамизм современных производственных технологий, новые виды занятости, сокращение времени трудовых контрактов, вероятность безработицы обусловили необходимость подготовки специалистов нового типа, способных легко адаптироваться к изменяющемуся миру профессий;

— нечеткий рынок труда, колебание спроса и предложения на профессии, профессиональная миграция требуют большей универсализации профессиональных функций специалистов. Более конкурентоспособными становятся профессионально мобильные работники.

Для теоретического анализа психолого-педагоги-ческих проблем профессионального развития лич-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.