В. В. Еременко
ТРАНСКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН НЕАДЕКВАТНОЙ БИПОЛЯРНОЙ
САМООЦЕНКИ АДДИКТОВ
Работа представлена кафедрой психологии Кыргызско-Российского Славянского университета. Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор Н. Н. Палагина
В статье представлены результаты исследования особенностей самооценки при аддиктивном поведении. Предпринята попытка применения кросскультурного подхода в изучении аддикцнй.
144
Описан феномен неадекватной биполярной самооценки аддиктов. Сравнение этноспецнфнческнх групп аддиктов позволило сделать вывод о существовании транскультурных особенностей самосознания аддиктов.
In the article results of a research of self-esteem of adolescents with addictive behavior are presented. Opportunities of applying the cross-cultural methods to psychological aspects of addiction research are investigated. Phenomenon of unequal bipolar self-esteem of addicts is described. Comparison of Asiatic and European groups of addicts allowed to make a conclusion about trans-cultural characteristics of addicts' self- consciousness.
В периоды личностного становления развертывание социальной активности происходит не только в привычных, общественно одобряемых, но и в парадоксальных, деструктивных формах, ведущих к деформации мотивационно-потребностной сферы . В постсоветский период стремительные изменения общества в производственной сфере, в области общественной жизни создают объективное отсутствие образцов поведения, что приводит к ослаблению социализирующей функции. Этот процесс развертывается на трех взаимосвязанных уровнях: на уровне общества в целом, на уровне социальной группы и на уровне
личности - и приводит к росту деструктив-
1 2 ных форм поведения у подростков .
Одной из форм деструктивного поведения является аддиктивное поведение, характеризующееся стремлением к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, вызывающих
3 та
интенсивные эмоции . В последние годы отмечено резкое увеличение распространенности аддиктивных расстройств, разнообразие их форм, появление новых разновидностей, таких как работоголизм, сексуальная, пищевая, компьютерная, интернет-аддикции, патологическая склонность к азартным играм (гэмблинг) и др.
Развиваемая Ц. П. Короленко концепция аддиктивного поведения исходит из положения о наличии общих механизмов, свойственных различным формам аддик-ции как фармакологического, так и нефармакологического содержания4. Выделение
в проблеме аддиктивного поведения психологического содержания ставит перед исследователями проблему существования реальных и потенциальных личностных черт, которые бы являлись достаточно устойчивым коррелятом аддиктивного поведения.
Множество исследований (Б. С. Бра-тусь, И. С. Кон, Ц. П. Короленко идр.) убедительно показывают различия между личностью с отклоняющимся и неотклоняю-щимся поведением. Основные, определяющие различия лежат в сфере отношений личности к действительности, в системе ее
социальных установок и ценностей, в само-
5
сознании и самооценке .
Отношение личности к себе является одним из фундаментальных ее свойств, значительно влияющим на формирование содержательной структуры и формы проявления целой системы других психических особенностей. Основная функция самооценки в психической жизни личности состоит в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности. Через включение самооценки в структуру мотивации деятельности личность осуществляет непрерывное соотношение своих возможностей,
внутренних психологических резервов
6
с целями и средствами деятельности .
Цель настоящей работы - выявление в самосознании аддиктов подростково-юношеского возраста, принадлежащих к разным культурам, особенностей, носящих транскультурный характер.
Выборка. В исследовании приняла участие подростково-юношеская группа в количестве 189 человек: 87 человек с аддик-
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
тивными формами поведения - участники реабилитационной программы со сроком ремиссии 3-6 месяцев - (ЭГ) и 102 студента вузов без аддиктивных нарушений (КГ).
Процедура и методики исследования. Для проверки основной гипотезы ЭГ была дифференцирована на основании типа аддик-тивной реализации и включала 53 человека с химической (наркотической) аддикци-ей и 34 человека с нехимической (игровой) аддикцией. С целью проверки гипотезы о наличии транскультурных особенностей самосознания аддиктов выборка была структурирована с учетом этнокультурной принадлежности испытуемых: в ЭГ было включено 47 азиатов и 40 европейцев. КГ формировалась по принципу соответствия ЭГ по основным социодемографическим показателям и была также дифференцирована в соответствии с этнокультурной принадлежностью: представителей азиатской культуры 54 человека и европейской - 48.
Для изучения эмоционально-оценочного компонента самосознания использовались методики Дембо-Рубинштейн (в модификации А. М. Прихожан) и С. А. Будасси. Методика УСК (Дж. Роттер) использовалась для определения некоторых характеристик саморегулятивного компонента.
По методике Дембо-Рубинштейн имеются достоверные различия между КГ и ЭГ (U-критерий Манна-Уитни) по шкалам «Здоровье» (р<0,01) и «Умелые руки» (р<0,05). По остальным шкалам статистически значимых различий не установлено (/?>0,05). Различия между ЭГ и КГ по шкале «Здоровье» (70,29 и 59,0 баллов соответственно) говорят о тенденции представителей ЭГ в целом более высоко оценивать свое здоровье. Данный показатель в ЭГ, по нашему мнению, свидетельствует о выраженной тенденции на вытеснение из сознания или обесценивание факта наличия аддиктивных проблем. Иными словами, можно говорить о том, что самопознавательная активность аддиктов «дает сбой» в ходе восприятия и переработки информации об одной из центральных проблем личности. Предположи-
тельно данная тенденция не является связанной исключительно с проблемой здоровья, но выражает общую закономерность самосознания.
Средний показатель самооценки в ЭГ несколько выше (86,9 против 81,4 в КГ). Показатели уровня притязаний по большинству шкал в ЭГ превышают аналогичные показатели КГ. Для КГ по всем шкалам наиболее выраженным показателем является адекватный уровень притязаний, в то время как в ЭГ для большинства шкал ? показатель нереалистично высокого уровня притязаний, что является деструктивной тенденцией, связанной с неадекватностью самооценивания, и может приводить к нарушениям в социальном, меж- и внутрилич-ностном взаимодействии.
Методика С. А. Будасси направлена на нахождение количественного выражения уровня самооценки испытуемых. Была обнаружена тенденция разнонаправленное™ показателей соотношения идеальных и реальных качеств по положительному (СО ) и отрицательному (СО) множеству. Она более характерна для ЭГ, здесь она является центральной - 38,2% (против 14,7% в КГ)-Кроме того, если в КГ различия между СО* и СО" незначительны и показатели самооценки чаще являются соседствующими, в ЭГ различия СО и СО", как правило, выражены вплоть до полярных. Данный вид самооценки был выделен нами в отдельный показатель, условно названный «неадекватная биполярная самооценка». Факт разнонаправленное™ тенденций в самооценочной деятельности аддиктов представляется закономерным для аддиктивного самосознания и показывает слабую интегриро-ванностъ самосознания аддиктов.
В целом в ЭГ наибольшее число испытуемых имеет «неадекватную биполярную» (38,2%) и неадекватно завышенную самооценку (29,9%), в КГ ведущими показателями самооценки являются адекватная с тенденцией к завышению (37,2%) и адекватная с тенденцией к занижению самооценка (22,3%). И в целом большинство аддиктов
имеют показатели самооценки, связанные с неадекватностью (75,0%), тогда как большая часть испытуемых КГ имеют показатели адекватной самооценки (62,4%).
Сравнение показателей двух культурно-отличающихся подгрупп аддиктов значимых различий не обнаружило (/-Л=0,491), что характеризует данные группы как близкие. При сравнении подгрупп, выделенных внутри КГ, среднее значение коэффициента корреляции оказалось меньшим, чем в ЭГ (г =0,305). Подгруппы КГ являются
мало близкими друг другу. Показатели кри-2 + терия х по двум критериям (СО иг6) превысили 5-процентный порог достоверности различий. По показателю СО значения
приблизились к критическому. Средний 2
показатель х эмп составил 17,691. В целом показатели по методике более ярко отражают культурную специфичность самооценки в просоциальной группе, тогда как факт наличия аддиктивных нарушений выступает как нивелирующий момент по отношению к культурной специфичности самосознания.
Важным моментом являются обнаруженные в ЭГ противоречивые (разнонаправленные) тенденции, полученные по отдельным шкалам методики У С К и коррелирующие с параметрами методики С. А. Будасси (г=0,495). Тенденции эти характерны как для подгруппы химических аддиктов, так и для подгруппы с нехимической аддикци-ей, и мало зависят от этнокультурной принадлежности испытуемых (г=0,432; /?>0,05).
В целом группа испытуемых с аддиктив-ными нарушениями является в достаточной
мере однородной. Показатели самооценки имеют схожие характеристики у людей с ад-диктивными нарушениями, вне зависимости от типа аддиктивной реализации. Культурные различия более выражены в КГ, тогда как у людей с аддиктивными нарушениями обнаружено сходство в характеристиках самосознания вне зависимости от их культурной принадлежности.
Таким образом, самооценочная составляющая самосознания аддиктов является мало интегрированной, о чем свидетельствуют противоречивые (разнонаправленные) тенденции, полученные по параметрам методик С. А. Будасси и Дембо-Рубин-штейн. Выраженность противоречий в самооценке аддиктов стала причиной выделения особого типа самооценки - неадекватная биполярная самооценка. Другой стороной обнаруживаемой тенденции является специфическая организация самопознающей деятельности аддиктов, когда осмысление своего «Я», как результат возникновения конфликтных личностных смыслов, связано с изоляцией от собственных поступков. Противоречивые характеристики самооценки оказывают влияние и на саморегуляцию деятельности, где также обнаруживаются амбивалентные, дезинтегративные тенденции.
Обнаруженное сходство в характеристиках самосознания у людей с аддиктивными нарушениями вне зависимости от их культурной принадлежности подтверждает предположение о существовании транскультурных особенностей самосознания аддиктивной личности.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 ФельдштейнД. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995.
2
Белинская Е. П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж, 2000.
Карвасарский Б. Д. Клиническая психология. М., 2004.
4
Короленко Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1991. № 1. С. 8-15. Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. Захарова А. В. Психология формирования самооценки. Минск, 1993.