ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2008. Вып. 2
Психология
УДК 159.922.4(470.51)(045) В.Ю. Хотинец
ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ (на примере доминантных народов Удмуртской Республики)
Представлены результаты исследования тендерных особенностей этнических стереотипов. Проведен психосемантический анализ мужских и женских стереотипов в этнических группах (удмуртов, татар, русских). Показано, что мужские стереотипы содержат в себе маскулинные черты, а женские стереотипы - феминные; у мужчин стереотипы несут в себе дескриптивный (описательный) характер, у женщин - оценочный (эмоциональный).
Ключевые слова: этнические стереотипы, семантическое пространство авто- и гетеро-стереотипов, гендер.
В последние годы значительно повысился интерес к вопросам социальной перцепции [14]. Явление стереотипизации в нашей жизни выполняет объективно необходимую функцию, позволяя быстро и просто категоризо-вать социальное окружение. В исследовании этнических стереотипов стал доминировать «неоценочный» подход, позволяющий их рассматривать не как плохие или хорошие, а как естественные и закономерные элементы самосознания. В этнических стереотипах важна не истинность или ложность их когнитивного содержания, а убежденность в соответствующем знании и его эмоциональное наполнение [15].
Как указывает Г.У. Солдатова [11. С. 70], этнический стереотип составляет ту часть системы психологических знаний о мире, которая отражает различия между народами. На основе дихотомии «мы - они» в структуре стереотипа выделяются два основных компонента: автостереотип - представление о своем народе, совокупность атрибутивных признаков о действительных или воображаемых специфических чертах собственной этнической группы, в нём фиксируется, как правило, позитивное отношение; гетеростереотип - образы представителей других этнических групп (аутогруппы), совокупность их атрибутивных признаков, в нем фиксируется определенные к ним отношения. Автостереотип и гетеростереотип - не автономные единицы, а структурные, взаимозависимые компоненты единого, целостного образования, личностного и группового самосознания.
Следуя за Г. Тешфелом, Г.У. Солдатова [11. С. 83-86] указывает на три основные психологические функции этнического стереотипа: 1) познавательную: стереотипы служат для упрощения межэтнической дифференциации и «экономии» восприятия в этноконтактных ситуациях. Срабатывает исторический и личный опыт, что дает возможность оперировать ин-
формацией о людях в такой же упрощенной манере, как и о других категориях объектов; 2) коммуникативную: этнические стереотипы служат также для целей общения. Формируясь в ограниченной зоне культурных контактов, стереотип психологически закрепляет отношение к собственной этнической группе, к отдельным ее представителям; 3) укрепление и защита этнической идентичности. В системе социализации каждой здоровой этнической культуры заложен механизм воспитания у ее представителей не только уважения к иным культурам, но в первую очередь, чувство предпочтения родовых этнокультурных ценностей.
Среди наиболее существенных свойств этнических стереотипов Т.Г. Стефаненко [12. С. 241-244] выделяет: эмоционально-оценочный характер, устойчивость и ригидность к новой информации. Но устойчивость стереотипов все-таки относительна: при изменении отношений между группами или при поступлении информации их содержание и даже направленность могут изменяться; согласованность, то есть высокая степень единства представлений среди стереотипизирующей группы.
А.Г. Асмолов [3. С. 300] подчеркивает, что этнические стереотипы, ус-ваиваясь через такие механизмы социализации, как подражание и идентификация, определяют особенности поведения субъекта именно как представителя данной социальной общности, то есть социотипические неосознаваемые особенности поведения. В проявлении неосознаваемых социотипических особенностей поведения человек и группа выступают как неразрывное целое.
Этнические стереотипы, по мнению А.Г. Асмолова [3. С. 302], могут выступать: а) как индивидуальные нерефлексируемые способы решения проблемы данной этнической группой, которые отражают ее индивидуальность, ее отличность, если на нее взглянуть из другой точки социального пространства, из другой культуры; б) как функционально-ролевые качества личности в данной группе, как социотипическая характеристика личности, о которой она узнает, сталкиваясь с другой культурой.
Проблема гендерных особенностей межэтнической перцепции не достаточно разработана в настоящее время, поэтому информация по этой проблеме ограничена. Большая субъективная значимость взаимодействия с другим человеком и вообще взаимоотношений имеет своим следствием большее развитие у женщин, чем у мужчин, социально перцептивных способностей: женщины тоньше улавливают состояние другого человека по изменениям в тембре голоса и в других экспрессивных проявлениях, точнее определяют эффект своего собственного воздействия на другого человека (См.: [4. С. 17; 6. С. 178]). Так, В.С. Агеев [1] показал, что несмотря на кросскультурные различия при оценке деловых, коммуникативных и личностных качеств незнакомого человека, при оценке представителей своего пола обнаруживается меньше различий, чем представителя противоположного пола. Как показано С.Д. Гуриевой [5], предубеждение против лиц другой национальности (установки) у мужчин и женщин проявляются по-разному. У большинства женщин установка проявляется на эмоциональном уровне, а у мужчин - на когнитивном. П.В. Павликова (Цит. по: [6. С. 181]) показала, что у мальчиков
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2008. Вып. 2
старших классов в 1,5-2 раза больше, чем у девочек, выражены этноэгоизм, этноизоляционизм и национальный фанатизм. Это значит, что девочки более толерантно относятся к другим этническим группам: у них менее выражены неприятие к другим народам, стремление обособиться на своей национальной территории, чувство превосходства своего народа над другими.
А.П. Оконешникова [8. С. 348-371] провела экспериментальную проверку влияния авто- и гетеростереотипов на оценку своих личностных свойств русскими и якутами. Было выявлено, что якутки-горожанки при выделении личностных качеств ориентированы в значительной степени на гете-ростереотипные свойства людей из другой этнической группы, как положительные (прямота характера, высокая культура и откровенность и др.), так и отрицательные (расчетливость, лицемерие). Якутки, проживающие в селе, при оценке своих положительных качеств опираются на авто-(чувство родства, прямота характера, надежность, активность) и гетеростереотипные свойства, а при оценке отрицательных свойств - только на гетеростереотипные.
Якуты-мужчины, живущие в городах, считают важнейшими свойствами общительность, храбрость (гетеростереотипные), чувство родства (автостереотипные), оптимизм (общее качество). По их мнению, общительность связана с добротой, скромностью, трудолюбием, а оптимизм - с надежностью и практичностью. Чувство родства согласуется с прямотой характера, активностью, практичностью и храбростью. При этом они отмечали автостереотипные отрицательные свойства (упрямство, обидчивость, замкнутость и др.) Якуты-мужчины, живущие в селах, ориентированы автостереотипом на исполнительность; гетеростереотипом - на общительность и прямоту характера, оптимизм - общее качество.
Русские мужчины наиболее важными считают откровенность и прямоту характера (автостереотипное), исполнительность (гетеростереотипное), трудолюбие - общие. При анализе отрицательных качеств русские мужчины больше опираются на автостереотипы, чем женщины. Русские женщины ориентированы на автостереотипные качества (храбрость и открытость) и на ге-теростереотипные (исполнительность и скромность). Что касается отрицательных качеств, то они, как и сельские якуты, реагируют на гетеростерео-типные свойства представителей другой этнической группы (замкнутость, легкомысленность) и автостереотипное (лицемерие). В отличие от мужчин женщины обеих этнических групп склонны более критически оценивать отрицательные свойства людей из другой этнической группы, чем свои.
Цель данного эмпирического исследования заключалась в изучении гендерных особенностей этнических стереотипов. В связи с заявленной целью были выдвинуты следующие задачи: 1) провести сравнительный анализ мужских и женских стереотипов в этнических группах удмуртов, татар и русских; 2) исследовать мужские и женские стереотипы внутри этносов с помощью психосемантического анализа; 3) выявить маскулинные и феминные черты в мужских и женских этнических стереотипах; 4) выявить общее и особенное в этнических стереотипах мужчин и женщин.
В качестве гипотезы было сформулировано предположение о том, что этнические стереотипы имеют гендерные различия, а именно: а) мужские стереотипы содержат в себе маскулинные черты, женские стереотипы - фе-минные; б) у мужчин стереотипы несут в себе дескриптивный (описательный) характер, у женщин - оценочный (эмоциональный).
Методика
Выборка. В исследовании принимали участие мужчины и женщины в возрасте 20-65 лет, проживающие на территории Удмуртской Республики: мужчины (всего 48 чел.) и женщины (всего 44 чел.) удмуртской национальности; мужчины (всего 41 чел.) и женщины (всего 41 чел.) татарской национальности; мужчины (всего 47 чел.) и женщины (всего 46 чел.) русской национальности.
Процедура и методики исследования. При построении модели исследования были учтены детерминанты, снижающие степень искажения объективных характеристик в стереотипизированном образе этнических субъектов. В ходе исследования уточнялись параметры реальных этнических взаимоотношений: культурная дистанция, продолжительность отношений, степень их благоприятности и т.д. Чем более далекой воспринимается соседняя этническая культура, тем сильнее проявляется тенденция к негативному ее восприятию и оцениванию [7. С. 258]. Продолжительные и тесные контакты между этническими группами вероятнее всего будут критерием объективности характеристик стереотипизированных образов [17]. Реальный характер взаимоотношений (сотрудничество или соперничество, доминирование или подчинение и т.п.) определяет конкретные параметры стереотипов, степень их благоприятности и, в конечном итоге, меру объективности [12. С. 246]. «Норма» (оптимальность и гармоничность) взаимоотношений является критерием адекватности приписывания характеристик друг другу. К тому же согласованность авто- и гетеростереотипов активно взаимодействующих между собой народов дает полное основание полагать, что в стереотипах отражаются реальные черты стереотипизируемых групп [16. С. 318].
С учетом того, что в социальной психологии стереотипизация рассматривается как процесс, сопровождающийся межгрупповой перцепцией, принимались во внимание психологические механизмы (идентификация, рефлексия), эффекты, возникающие в ходе ее функционирования, перцептивные способности субъектов восприятия [2. С. 129-133]. Уточнялись переменные, с помощью которых субъект восприятия описывает самого себя, других, отношение между субъектом и объектом восприятия, культурный, социальный и ситуационный контексты процесса межгрупповой перцепции. Известно, что стереотип как модель поведения не всегда совпадает с реальным поведением этнических субъектов. Принималось во внимание, что в изучаемой социокультурной общности выработаны определенные нормы подчинения запретительным и регулирующим стандартам. Как правило, стереотип и реальное поведение ее представителей имеют тенденцию к совпадению. Соотнесение рас-
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2008. Вып. 2
сматриваемых факторов позволяет приблизиться к точности межгрупповой перцепции.
Для выявления этнических стереотипов применялась методика «Этнические авто- и гетеростереотипы» В.Ф.Петренко и др. [10], позволяющая описать восприятие образа этнических субъектов с точки зрения самих респондентов. Респонденты оценивали образы удмуртов, татар и русских, в том числе самих себя, с помощью 42 однополюсных дескрипторов по семибалльным градуальным шкалам (от 3 до -3). Полученные индивидуальные матрицы оценок суммировались и приводились в общегрупповой матрице к средним значениям, которые подвергались факторному анализу для построения семантического пространства этнических стереотипов. При анализе рассматривались только те характеристики, которые получили балл, отклоняющийся от среднего (0) более, чем на 1,0.
Построение семантического пространства (размещение объектов оценивания в пространстве шкал оценивания) осуществлялось с помощью факторно-аналитической обработки данных, предложенной В.Ф.Петренко. Для обработки эмпирических данных использовался пакет прикладных программ статистической обработки SPSS 14 for Windows.
Результаты и их обсуждение
По результатам использования (совместно с М. Зяпаровой - студенткой УдГУ) методики «Этнические авто- и гетеростереотипы» были получены общегрупповые матрицы данных (см. табл. 1-3). В табл. 1 представлены средние значения оценок мужчин и женщин удмуртской национальности стимульного объекта «удмурты».
В ходе анализа учитывались только те шкалы оценивания, которые получили значимые различия в оценках мужчин и женщин по критерию Манна-Уитни. Итак, женщины-удмуртки в сравнении с мужчинами в большей степени оценили «удмуртов» по следующим характеристикам: «конфликтные» (1,18), «сексуально свободные» (1,98), «как правило, имеют многодетные семьи» (1,2).
В татарской группе у мужчин в гетеростереотипе удмуртов отмечаются более высокие оценки «веротерпимости к другим религиям» (1,88), «непризнания научных достижений» (1,37), «спокойности и хладнокровности» (2,61), чем у женщин.
Русские мужчины в гетеростереотипе удмуртов в большей степени выделили «жесткость» (1,24), «хорошие воины» (1,72), «торговый народ» (1,15). В свою очередь русские женщины в отличие от русских мужчин считают, что у удмуртов «высоко развито уважение к старшим» (2,4).
Таблица 1
Средние значения оценок мужчин и женщин удмуртской национальности стимульного объекта «удмурты» методики семантического дифференциала
M- Asy
№ Гетеростереотип удмуртов муж. жен. Whitne У и mp. Sig.
25 религиозны 2,06 1,93 1055 0,993
42 хорошие воины 1,4 1,58 1043 0,916
32 спокойные, хладнокровные 1,62 1,62 1018,5 0,898
6 высокообразованные 2,31 2,09 1040 0,891
17 насторожено относятся к чужакам,
иностранцам 2,1 1,84 1039 0,884
36 чистоплотны 1,42 1,64 1030,5 0,833
31 сплоченные, поддерживают друг
друга 1,62 1,62 1000 0,779
15 миролюбивые 2,02 1,89 1021 0,768
4 враждебны 2,15 1,93 1000 0,760
1 аккуратны в быту 2,09 2,18 978 0,628
30 соблюдают традиции своего народа 1,64 2 968 0,573
10 имеют крепкие семьи 1,23 1,33 963 0,562
24 развито уважение к старшим 1,67 1,84 985,5 0,562
23 приобщены к передовой цивилизации 1,54 1,38 984 0,555
37 веселые 1,65 1,33 970 0,483
35 холодные, отчужденные 1,57 1,27 919,5 0,442
16 много внимания уделяют воспитанию
своих детей 1,71 1,18 952,5 0,398
20 обладают чувством юмора 2,02 1,76 954,5 0,394
38 артистичные 1,34 1,51 928,5 0,385
3 веротерпимы к другим религиям 1,62 1,98 872,5 0,239
41 склонны к алкоголизации 1,65 1,93 904 0,198
2 вежливые, воспитанные, учтивые 1,38 1,84 871,5 0,174
29 склонны поддерживать родственные
связи 2,42 2,18 897 0,166
8 жесткие 1,23 1,44 842 0,117
11 конфликтные 0,6 1,18 762 0,056
26 сексуально свободны 1,13 1,98 709 0,025
27 как правило, имеют многодетные
семьи 0,44 1,2 754 0,016
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2008. Вып. 2
Таблица 2
Средние значения оценок мужчин и женщин татарской национальности стимульного объекта «удмурты» методики семантического дифференциала
M- Asy
№ Гетеростереотип удмуртов муж. жен. Whitne У и mp. Sig.
4 враждебны 2,02 1,83 835,5 0,960
30 соблюдают традиции своего народа 1,71 1,57 829 0,910
22 открытые, добросердечные 1,78 1,57 807 0,898
17 насторожено относятся к чужакам,
иностранцам 2,12 2,07 825,5 0,880
2 вежливые, воспитанные, учтивые 1,27 1,36 824,5 0,878
41 склонны к алкоголизации 2,02 1,76 823 0,864
1 аккуратны в быту 2,22 1,93 822,5 0,857
31 сплоченные, поддерживают друг
друга 1,38 1,71 798,5 0,833
23 приобщены к передовой
цивилизации 1,56 1,48 800 0,697
27 как правило, имеют многодетные
семьи 1,22 1,17 794,5 0,659
21 ориентированы на патриархальную
культуру, быт 1,2 1,48 791 0,636
38 артистичные 1,65 1,6 769 0,618
36 чистоплотны 1,85 1,4 768,5 0,609
26 сексуально свободны 1,33 1,02 727,5 0,595
15 миролюбивые 1,61 1,76 785,5 0,591
25 религиозны 2,33 2,24 765,5 0,549
16 много внимания уделяют
воспитанию своих детей 1,6 1,4 733,5 0,396
6 высокообразованные 1,83 2,12 735,5 0,300
24 развито уважение к старшим 2,1 1,81 707 0,254
29 склонны поддерживать родственные
связи 2,44 2,1 724,5 0,219
42 хорошие воины 1,6 1,24 683 0,178
35 холодные, отчужденные 1,54 1,14 694,5 0,164
37 веселые 2,32 1,93 694,5 0,141
8 жесткие 1,08 1,69 664 0,127
3 веротерпимы к другим религиям 1,88 1,12 628 0,056
19 не признают научных достижений 1,37 0,57 619 0,034
32 спокойные, хладнокровные 2,61 1,67 524 0,001
Таблица 3
Средние значения оценок мужчин и женщин русской национальности стимульного объекта «удмурты» методики семантического дифференциала
M- Asy
№ Гетеростереотип удмуртов муж. жен. Whitne У и mp. Sig.
6 высокообразованные 1,8 1,78 1044,5 0,910
38 артистичные 1,74 1,41 1067 0,910
23 приобщены к передовой
цивилизации 2,3 1,5 1044 0,909
16 много внимания уделяют
воспитанию своих детей 1,47 1,35 1066 0,906
30 соблюдают традиции своего народа 1,85 1,91 1063,5 0,885
1 аккуратны в быту 2,13 1,98 1038 0,862
25 религиозны 2,28 2,07 1047 0,776
26 сексуально свободны 1,6 1,89 985,5 0,547
3 веротерпимы к другим религиям 1,72 1,57 937,5 0,532
2 вежливые, воспитанные, учтивые 1,89 1,61 979 0,516
20 обладают чувством юмора 1,38 1,15 992 0,479
32 спокойные, хладнокровные 1,87 2 993 0,467
31 сплоченные, поддерживают друг
друга 1,62 1,83 989 0,460
37 веселые 2,11 2,13 990 0,445
15 миролюбивые 1,57 2 961,5 0,431
35 холодные, отчужденные 1,54 1,3 884 0,374
36 чистоплотны 1,85 2,02 972 0,372
29 склонны поддерживать родственные
связи 2,62 2,63 977,5 0,321
17 насторожено относятся к чужакам,
иностранцам 1,83 2,13 948,5 0,274
10 имеют крепкие семьи 1,31 1 896 0,258
4 враждебны 2,11 1,62 871 0,170
41 склонны к аддиктивному поведению 1,91 1,5 872 0,081
8 жесткие 1,24 0,57 759 0,036
42 хорошие воины 1,72 1,02 815,5 0,030
24 развито уважение к старшим 1,87 2,4 728 0,006
34 торговый народ 1,15 0,27 669 0,002
Таким образом, мужчины - представители разных этносов при оценивании «удмуртов» использовали маскулинные характеристики, которые направлены на доминантность и представительность: воинственность («хорошие воины»), предприимчивость («торговый народ»), жесткость, холодность, спокойствие, тогда как женщины отмечали характеристики, связанные с са-
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2008. Вып. 2
мим человеком, его воспитанием и смыслом жизни: «развито уважение к старшим», «как правило, имеют многодетные семьи».
К тому же у мужчин стереотипы отличаются дескриптивностью (опи-сательностью): «хорошие воины», «торговый народ», а у женщин они носят оценочный (эмоциональный) характер: «конфликтность».
Далее усредненная матрица оценок удмуртской, татарской и русской выборок была обработана с помощью факторного анализа для размещения всех объектов оценивания в семантическом пространстве шкал оценивания. Выделенные структуры, лежащие в основе матрицы данных, интерпретируются как категориальные структуры сознания испытуемых. Являясь структурами сознания, «несущими конструкциями», каркасом картины мира субъекта, они могут не осознаваться как таковые, то есть быть не доступными самонаблюдению и интроспекции. Факторный анализ позволяет выделить пучки взаимосвязанных признаков, конструктов и таким образом уменьшить исходный базис признаков описания, сводя их к неким категориям-факторам, которые выступают координатными осями семантического пространства [9].
Рассмотрим результаты факторно-аналитической обработки данных представителей удмуртского этноса. Итак, при факторизации данных были выделены 3 значимых фактора.
Первый фактор (45 % общей дисперсии) включил следующие шкалы:
19 не признают научных достижений 0,918
24 развито уважение к старшим 0,866
38 артистичные 0,841
22 открытые, добросердечные 0,838
36 чистоплотны 0,804
15 миролюбивые 0,802
23 приобщены к передовой цивилизации 0,801
10 имеют крепкие семьи 0,761
28 склонны к замкнутому образу жизни 0,724
2 вежливые, воспитанные, учтивые 0,716
1 аккуратны в быту 0,661
34 торговый народ 0,627
8 жесткие 0,606
29 склонны поддерживать родственные связи 0,604
31 сплоченные, поддерживают друг друга 0,557
На этом полюсе максимальные баллы по первому фактору получили стереотипы мужчины-удмурта - «Я сам» и женщины-удмуртки «Я сама». Противоположный полюс фактора составили следующие шкалы:
27 25 32 20 4
37
41 16
14
42 11 21
35
как правило, имеют многодетные семьи -0,506
религиозны -0,594
спокойные, хладнокровные -0,765
обладают чувством юмора -0,778
враждебны -0,834
веселые -0,851
склонны к алкоголизации -0,881
много внимания уделяют воспитанию
своих детей -0,933
любят петь и танцевать -0,937
хорошие воины -0,938
конфликтные -0,940
ориентированы на патриархальную
культуру, быт -0,964
холодные, отчужденные -0,966
На этом полюсе первого фактора оказались стереотипы мужчин-удмуртов о русских и женщин-удмурток о русских. Содержание шкал, входящих в этот фактор, позволяет интерпретировать его как «нетрадиционность - традиционность».
Один из полюсов второго фактора (26,6% общей дисперсии) составили следующие шкалы:
39 жестокие 0,960
12 культура этого народа терпима
к проявлению сексуальных отношений 0,954
40 гордые 0,944
18 националисты 0,941
33 7 темпераментны, эмоциональны 0,851
дружественные 0,835
27 как правило имеют многодетные семьи 0,677
34 торговый народ 0,671
28 склонны к замкнутому образу жизни 0,653
13 легко приживаются в условиях других
культур 0,601
На этом полюсе максимальные баллы по фактору получили стереотипы мужчин-удмуртов о татарах и женщин-удмурток о татарах. Противоположный полюс фактора составили шкалы:
Этнические стереотипы: тендерный аспект 13 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2008. Вып. 2
30 соблюдают традиции своего народа -0,568
6 высокообразованные -0,617
26 сексуально свободны -0,629
25 религиозны -0,703
3 веротерпимы к другим религиям -0,809
На этом полюсе максимальные баллы по фактору получили стереотипы мужчин-удмуртов об удмуртах и женщин-удмурток об удмуртах.
Анализ шкал, образовавших полюса второго фактора, позволяет интерпретировать его как «конформность - доминантность».
Ф (1- 2)
в
15
мужчины -удмурты -про татаю
л
s =i
= я
и и
га =
ь 3
а) га
мужчины -удмурты
про русских
^ женщины -удмуртки
♦ про русских
-20
-10
-40
-15
ины -удмуртки про татар-
мужчина -удмурт "я
10
женщина -удмуртка "я
сама"20
30
женщины -удмуртки Ф про удмуртов
мужчины -удмурты про удмуртов
Ф 2 "конформность - доминантность"
5
0
Рис. 1. Семантическое пространство этнических авто- и гетеростереотипов (Ф1, Ф2)
Судя по размещению этнических объектов в семантическом пространстве 1-го и 2-го факторов (рис. 1), стереотипы о себе как у мужчин, так и женщин удмуртской национальности совпадают по «традиционности и доминантности». Автостереотипы женщин и мужчин удмуртского этноса разместились в плоскости «традиционности и конформности», а гетеростерео-типы русских и татар у мужчин и женщин - в плоскости «нетрадиционности - доминантности».
Необходимо отметить, что по шкале «конформность - доминантность» стереотип женщины - удмуртки «Я сама» и женщины-удмуртки о русских имеют, хотя не явно выраженные, но приближенные значения. Аналогичный результат получился при анализе стереотипов мужчин-удмуртов «Я сам» и
мужчин-удмуртов о русских. Можно сказать, что по шкале «доминантности» удмурты идентифицируют себя в большей степени с русским - доминантным народом, чем с этнической группой, к которой принадлежат.
Один из полюсов третьего фактора (вклад в общую дисперсию 21,8%)
составили следующие шкалы:
9 смелые 0,992
5 высоко ценят образование 0,980
13 легко приживаются в условиях других культур 0,762
30 соблюдают традиции своего народа 0,751
31 сплоченные, поддерживают друг друга 0,627 26 сексуально свободны 0,561
Максимальные значения на этом полюсе фактора получили стереотипы мужчин-удмуртов о русских и женщин-удмурток о русских.
Противоположный полюс третьего фактора составили шкалы:
32 спокойные, хладнокровные -0,515 4 враждебны -0,530
8 жесткие -0,533
20 обладают чувством юмора -0,551
2 вежливые, воспитанные, учтивые -0,659
1 аккуратны в быту -0,735
29 склонны поддерживать родственные связи -0,766
17 насторожено относятся к чужакам, иностранцам -0,837
Крайние значения по данному полюсу заняли стереотипы мужчин-удмуртов об удмуртах и татар и женщин-удмурток об удмуртах и татарах.
Анализ шкал, образовавших полюса третьего фактора, позволяют интерпретировать его как фактор «трудности адаптации - легкости адаптации» (см. рис.2).
В семантическом пространстве 2-го и 3-го факторов автостереотипы мужчин и женщин удмуртской национальности совпадают по «конформности и трудности адаптации». К тому же стереотипы мужчин и женщин о себе разместились вместе с гетеростереотипами русских в плоскости «доминантности - легкости адаптации». Отметим, что удмурты сами себя считают более адаптивными, как и русских (доминантный народ), чем представителей своего народа. Гетеростереотипы татарского этноса, как у мужчин, так и у женщин удмуртской национальности, расположились в плоскости «доминантности - трудности адаптации». И снова заметим, что автостереотипы удмуртов совпадают с гетеростереотипами татар по шкале «трудности адаптации», являющейся этноинтегрирующим признаком.
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Ф (2 - 3)
-45-
-D I-
О _
Р
i*
=* i
2 1 в ч
-15
-10 -5
женщины-удмуртки про ♦ удмуртов
мужчины - удмурты про удмуртов
-10
-45
мужчины - удмурты
^ про русских_
' женщины - удмуртки про русских
мужчина- удмур| "я ^ ♦ сам"
енщина - удмуртка "я_
сама"
10
15
женщины - удмуртки
про татар
мужчины - удмурты
♦ про татар
Ф3 "трудность адаптации - легкость адаптации"
5
0
Рис. 2. Семантическое пространство этнических авто- и гетеростереотипов (Ф2, Ф3)
Анализ семантических пространств показал, что стереотипы мужчин и женщин по отношению к этническим субъектам не отличаются по содержанию (когнитивный компонент), при этом выявлены отличия в оценочном компоненте: по всем шкалам стереотипы мужчин занимают более критические точки.
Таким образом, результаты исследования показали, что мужчины при оценивании этнических субъектов в большей степени используют маскулинные характеристики, которые направлены на доминантность и представительность, тогда как женщины выделяют характеристики, связанные с самим человеком, его воспитанием и смыслом жизни. При этом у мужчин стереотипы отличаются дескриптивностью (описательностью), а у женщин они носят в большей степени оценочный (эмоциональный) характер (см. [13]).
Обнаружено, что в случае совпадения когнитивного компонента стереотипов мужчин и женщин по отношению к себе, своему этносу, представителям других народов проявляются отличия в оценочном компоненте: стереотипы мужчин имеют большую выраженность, чем у женщин.
Работа выполнена при финансовой поддержке INTAS Thematic Call in Social and Human Sciences 2005 Page 1 INTAS Ref. Nr 05-1000006-8374
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агеев В.С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком //Вопросы психологии. - 1985. - №3.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учеб. заведений. -М.: Аспект Пресс. - 1996.
3. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл. - 2001.
4. Бендас Т.В. Тендерная психология: учеб. пособие. - СПб.: Питер. - 2006.
5. Гуриева С.Д. Факторы нейтрализации этносоциальной установки а межнациональных отношениях // Ананьевские чтения - 2002: Тез. науч.-практ. конф. СПб., 2001.
6. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб., 2002.
7. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: учеб. пособие. - М.: Старый сад, 1998.
8. Оконешникова А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга. - Пермь: Звезда, 1999.
9. Петренко В.Ф. Основы психосемантики: учеб. пособие / СГУ. - Смоленск, 1997.
10. Петренко В.Ф. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости / В.Ф. Петренко, О.В. Митина, К.В. Бердников, А.Р. Кравцова, В.С. Осипова. - М.: Смысл, 2000.
11. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М.: Смысл, 1998.
12. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М.: ИП РАН, Академический проект, 1999.
13. Хотинец В.Ю. Психологические и культурные факторы этнотипического поведения // Психологический журнал. - 2005 (a). - Т.26, №2.
14. Хотинец В.Ю. Со-бытие культур. Психологические универсалии в культурном многообразии. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2005 (б).
15. Шихарев П.Н. Исследование социальной установки в США// Вопросы философии. - 1973. - №2.
16. Allport G. The Nature of Prejudice. Cambridge. - MA: Addison-Wesley, 1954.
17. Campbell D.T. Stereotypes and the perception of group differences // American Psychologist. - 1967. - Vol. 22.
Поступила в редакцию 11.04.08
V. Yu. Khotinets
Ethnic stereotypes: gender aspect (exemplified by the dominant peoples of the Udmurt Republic)
The investigation results for the gender peculiarities of ethnic stereotypes have been presented. A psychosemantic analysis of male and female stereotypes has been made in ethnic groups (Udmurts, Tatars, Russians). It has been shown that the male stereotypes contain masculine features and the female stereotypes the feminine ones; the male stereotypes are descriptive in character, the female ones are evaluative (emotional).
Хотинец Вера Юрьевна
ГОУВПО «Удмуртский государственный университет», 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) E-mail: kafedra104@mail.ru
Khotinets V.Yu., doctor of psychological science, head of the Department of General Psychology of the Institute of Pedagogics, Psychology and Social Technologies GOUVPO, Udmurt State University, Universitetskaya Street 1(building 6), 426034 Izhevsk, Russia