УДК 37.035.6
Анализ национально-этнической идентичности
детей и молодежи кемеровской области (шорцев и телеутов): компонентный подход
Е.Н.ЧАИКОВСКАЯ,
канд.пед.наук, доц. кафедры русского языка и литературы, руководитель Центра языков и культур народов Сибири Кузбасская государственная педагогическая академия (Россия, 654000, Новокузнецк, пр. Пионерский, 13)
E-mail: [email protected]
В статье приведены результаты сформированности национально-этнической идентичности детей коренных малочисленных народов (шорцев и телеутов). Анализ проведен по авторской модели содержания национально-этнической идентичности, которая содержит четыре главных компонента.
Ключевые слова: национально-этническая идентичность, мотивационный, компетент-ностный, ценностный, деятель-ностный компоненты национально-этнической идентичности.
Возросший в ХХ! веке во всем мире интерес к феномену этничности, этнической идентичности имеет свои исторические, социально-политические и экономические предпосылки. Во многом процесс «этнического всплеска», «этнического возрождения или этнического парадокса современности», возник как ответ на глобализацию, техногенное уничтожение природных и культуросозидающих ресурсов, к числу которых относятся язык и традиции как ведущие этнодифференцирующие признаки. Группы с сильным ощущением и осознанием своей этнической идентичности, также как и лингво-ориентированные культуры, имеют более крепкие связи с языком своей этнической группы, в то время как группы со «слабой» идентичностью, меньше придающие значение языку, легче ассимилируются и расстаются со своим языком. Среди главных причин исчезновения родных языков КМН-ослабление национального самосознания носителей «малых» языков вследствие влияния современной масс-культуры, глобализации, развития маргинального мышления, нарушение культурно-языковой преемственности поколений, которая определяет принадлежность личности к этносу. Особенно остро вопрос о формировании этнической идентичности стоит в ассимилятивных гетероэтнических регионах, характеризующихся высокой степенью потери языка и культуры. К числу таких регионов, на территории которых проживают коренные малочисленные народы Сибири: шорцы и телеуты, относится и Кемеровская область.
На протяжении последних десятилетий в педагогической науке все чаще поднимается вопрос о природе национально-этнической идентичности, о целесообразности и ответственности за ее формирование в условиях общего и дополнительного образования, создаются концепции, отражающие суть идентификации по этническому признаку и ее структурности как процесса. Вместе с тем, широкий территориально-региональный спектр распространения проблемы сохранения этничности свидетельствует о ее недостаточной теоретической изученности, дефиците эмпирических данных, недостаточной разработанностью подходов, средств и методов ее формирования; отсутствием педагогического видения этого понятия как объекта целенаправленного формирования в системе общего и дополнительного образования.
Для определения степени сформированности у подростков шорской и телеутской национальности национально-этнической идентичности разработан критериально-оценочный аппарат. Для разработки критериальной базы и оценки результатов были использованы схожие исследования в Республике Бурятия (Э.Л. Ванданова), в Узбекистане (М.Х. Ганиева), работы Т.М. Андреевой, Г.У. Солдатовой, О.К. Степановой, ЛА. Шайгеровой. Исследование национально-этнической идентичности детей и молодежи было проведено на базе двух районов Кемеровской области: Беловский район, п. Беково и Таштагольский район (г. Таштагол, п. Ключевой, п. Чулеш, п. Шерегеш). Всего в исследовании приняло участие 324 человека, учащиеся 7-11 классов, обучающихся в различных образовательных учреждениях (поселковые основные школы, городские школы, школа-интернат, учреждения дополнительного образования).
Анализ первого компонента, мотивационно-потребностного, проводился на основе педагогического наблюдения, анкетирования и беседы с родителями. Средствами фиксации материалов наблюдения стали протокольные, дневниковые записи, видеорегистрация, анкетирование, как метод получения вербальных откликов от его участников. Анкетирование, проведенное с учащимися, было контактным, с вопросами смешанного (открыто-закрытого) типа. Вопросы анкеты предполагали выявление степени знания (незнания) языка, частичное знание или понимание отдельных предложений, знание лексики и т.д. Открытые вопросы были направлены на знание национальных праздников, национальных игр, имен героев литературных
произведении, писателен, поэтов, знание пословиц и загадок.
Для оценки второго компонента, компетентност-ного, использовались метод анкетирования, контент-анализ в форме сочинения и беседа. Третий компонент, ценностно-ориентационный, предполагал рисуночный тест, сочинение и дискуссию. Рисуночный тест позволил выявить характер межличностных отношений в коллективе, дискуссия выявила отношение детей к своему этносу, степень сопричастности их с традиционным укладом и менталитетом этноса. Креативно-деятельностный компонент оценивался с помощью коммуникативных проектов, социально-значимых проектов, педагогического наблюдения за творческой деятельностью учащихся.
Полученные результаты отражены в таблице.
Мотивационный компонент сформированности национально-этнической идентичности имеет самый высокий показатель на допустимом уровне (85%) при низких показателях интенсивного (11%) и критического (4%) уровней. Такой результат ответов и наблюдения свидетельствует о том, что учащиеся недостаточно осознают потребность сохранения своей родной культуры, желают знать родной язык на коммуникативном уровне (общаться на нем), но не могут объяснить роль языка в их собственной жизни, жизни этноса. На низком уровне (12 чел.) среди аргументированного отказа от знания языка и культуры лидирующими стали ответы «язык не нужен, его нигде не сдают»; «мне это не пригодится». Обоснованный интерес к сохранению культуры присутствовал в ответах тех старшеклассников, которые владеют языком свободно, являются участниками фольклорных коллективов, активно принимают участие в мероприятиях. В их же сочинениях прослеживается осознанное отношение к этнической культуре как неотъемлемому фактору дальнейшего построения жизненной траектории: «Несмотря на то, что меня с детства учили русскому языку, я считаю себя телеуткой и очень горжусь этим» (А. Наталья, 11 класс); «Я стараюсь изучать шорский язык, чтобы потом написать о своем народе книгу» (К. Ирина, 11 класс); «Меня беспокоит плохое знание языка, но я буду стараться это исправить, мне помогает мама» (Б. Наталья, 10 класс).
Компетентностный компонент был подразделен на три составляющих: язык, культура, фольклор и литература. Такое разделение оправданно и с учетом язы-
ковой ситуации в среде коренных малочисленных народов. Изучение фольклора и культуры организуется педагогической средой и реализуется на основе русского языка, основного языка современных шорцев и те-леутов, а, значит, показатель знаний о традиционной культуре будет изначально выше, чем знание языка, которое, в свою очередь, не обеспечивается современной языковой средой. Кроме того, изучение неродного языка сопряжено с рядом трудностей: изучение языка должно опираться не только на внутреннюю мотивацию изучающего, но и должно быть подкреплено условиями создания такой мотивации, как социальными, так и педагогическими; опираться на системную организацию самого процесса изучения (программы, учебники, методику, дидактическое сопровождение). Таким образом, компетентностный компонент на уровне знания языка объективно отразил картину языковой ситуации и отношение к языку учащихся: при интенсивном уровне мотивации и определении себя как «шорец», «телеут»,- самый высокий показатель незнания языка (критический уровень составил 84%). Это учащиеся, которые отметили в своих ответах знание лексики, понимание отдельных предложений в разговорной речи. Но даже при том, что шорский язык «преодолел кружковой барьер и был включен в школьную программу, на его изучение был выделен всего один час в неделю. «Такой подход к изучению языка, а для большинства шорских детей это иностранный язык, абсолютно лишен смысла и заведомо не имеет перспектив», — пишет ДА. Функ [3,с.66]. Тем не менее, усилия, которые предпринимались педагогами-инициаторами вывели средний уровень компонента до 10,4%. Интенсивный уровень отмечен в ответах школьников из отдаленных поселков Таштагольского района, в которых сохранилась языковая среда (Усть-Анзас, Сен-Зас, Эльбеза, Шор Тайга — места компактного проживания шорцев), отчасти в п. Беково. Эти школьники обучаются в интернате г. Таштагол. Средний уровень отмечен в школах поселкового типа (Шерегеш, Усть-Кабырза, Беково). Соответственно городские школы дали самый низкий показатель уровня компетентности.
Ценностно-ориентационный компонент. Целью анализа этого компонента в структуре национально-этнической идентичности было выявить степень понимания школьниками термина «национальный идеал»; узнать их мнение о личностных положительных и
Уровни сформированности национально-этнической идентичности
Компонент Уровни сформированности
интенсивный допустимый критический
Мотивационно-потребностный 11% (37) 85% (275) 4% (12)
Компетентностный: знание родного языка* знание основных компонентов этнокультуры** знание произведений народных писателей и поэтов, основных сюжетов произведений устного народного творчества*** 5,2% (17) 62% (201) 67% (216) 10,4% (34) 28% (90) 27% (87) 84% (271) 10% (33) 6,5% (21)
Ценностно-ориентационный 9,5% (31) 53% (171) 11% (36)
Креативно-деятельностный 45% (152) 50% (162) 3% (10)
*Интенсивный: владение в межличностном общении; допустимый: знание языка на уровне лексических групп, умение построить простое предложение, частичное понимание разговорной речи, критический: незнание языка на всех уровнях.
**Интенсивный: знание основных компонентов; допустимый: неумение точно определить духовный смысл обрядов и традиций; критический: частичное (неточное) знание обрядовости этноса, основных народных праздников с одновременным их игнорированием. ***Интенсивный: знание произведений; допустимый: фрагментарное знание; критический: незнание.
М 61
негативных качествах, присущих этносу; определить степень участия в судьбе этноса и признаки идентификации респондента с этносом.
Для анализа был выбран метод сочинения: «Мой народ — моя семья — я». Анализ ситуации показал, что количество детей, стесняющихся своей этнической принадлежности выше, чем количество детей, отказывающихся от нее. Видимо, здесь особую роль играет социальная среда, устоявшиеся стереотипы отношения к коренным малочисленным народам, недостаточность педагогических условий, способствующих повышению этнической самооценки и т.д. В работах детей (сочинениях) встречаются следующие высказывания: «Мне, конечно, нравится шорская культура, но я не могу сказать, что я ее люблю». «Меня часто дразнили в детстве шоркой».
М.Х. Ганиева указывает, что каждая этническая группа определяет собственный идентифицирующий признак, так, для представителей таджикской национальности этим признаком становится позиция «я говорю и мыслю на родном языке»; для татар это выражается в эмоциональном чувстве «принадлежности к своему народу и духовному единению с ним»; каракалпаки отмечают общность образа жизни и культуры [1, с.93]. В сочинениях шорских детей таким приоритетным идентифицирующим признаком названа этническая принадлежность родителей (одного или двух) — 257 ответов; владение языком как фактор идентификации назван в 14 работах; общность территории («я живу в Горной Шории») — 37 ответов; 3 ответа — «не знаю»; в остальных работах фактор идентификации не определен точно, скорее выдвигались пожелания или описывалась ситуация. «Наш народ исчезает, культура пропадает, язык утрачивается, лишь иногда проскальзывает». «Народ должен быть сплоченным, тогда сильнее он будет чувствовать свою национальность». В ряде работ использовались лексемы «гордость», «уважение»: «Я с уверенностью могу сказать, что я шорочка. И душа моя полностью принадлежит шорскому народу»; «я горжусь тем, что я телеутка и сделаю все, чтобы выучить родной язык».
Воспитывая цельную личность, народная педагогика целью идеального человека ставила, прежде всего, развитие этнического характера совершенного человека. Однако однозначного ответа в социологии и психологии на вопрос «что такое национальный характер» до сих пор нет.
Оценка видения детьми «национального идеала» проводилась в ходе дискуссии, задача которой сводилась к поиску этностереотипов (автостереотипов). Для этого в организацию дискуссии было заложено обсуждение вокруг предложенных категорий: эмоциональность, трудолюбие, общительность, активность, любознательность, сопереживание, дружелюбие. Ответы и суждения фиксировались в протоколе, затем была
проведена их количественная обработка. Вторая часть дискуссии предполагала обсуждение открытого вопроса: «Какие качества характера свойственны твоему народу»? Среди качеств национального характера чаще всего назывались эмоциональность, выносливость, скромность, замкнутость, молчаливость, талантливость, спокойствие. Выбор этих характеристик напрямую связан с жизненным внутренним укладом шорской семьи, системой нравственных табу, сохранившихся до сих пор. Это подчеркивают и сами дети: «В нашей семье нельзя кричать друг на друга, особенно на старшую сестру или брата». «Когда отец говорит, все должны молчать и слушать». «У нас так всегда было: один за всех, все за одного, мы всегда ответственны за маленьких».
В целом дискуссия показала, что дети в целом проявляют устойчивый интерес к своей этнокультурной среде, к традициям и мифам. Так, выражено значительное количество ответов, выявляющих осведомленность о родных местах и привязанности к ним (82%). Наблюдается тенденция обесценивания исконных видов промысловой деятельности и отсутствие стремления в будущем связать свою жизнь с родными местами (70%).
Показатели креативно-деятельностного компонента подтверждают повышение желания подростков приобщить себя к деятельности по сохранению родной для них культуры: активное участие в научно-исследовательской деятельности на материале культуры, участие в общественных мероприятиях и проектах. Именно эти показатели оставляют надежду на сохранение национальной идентичности в условиях масштабной ассимиляции народов.
Проведенный анализ не только позволил увидеть объективную картину состояния национально-этнической идентичности среди шорцев и телеутов, но и в условиях современного поликультурного образования поможет точнее и эффективнее описать психолого-педагогические условия формирования этнической гордости, мотивации к изучению родных языков, подобрать методико-дидактическую базу, определить круг социально-общественных партнеров.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ганиева М.Х. Особенности национального самосознания узбекистанцев // Социологические исследования. — 2008.— №1.— С.93-96.
2. Степанов В.В. Поддержка языкового разнообразия в Российской Федерации. / Европейская языковая Хартия и Россия; Под ред. С.В. Соколовского и В.А. Тишкова. Москва, 2010. — С.11-30.
3. Функ ДА. Языки малочисленных тюркских народов Южной Сибири и Европейская Хартия региональных языков или языковых меньшинств. / Европейская языковая Хартия и Россия; Под ред. С.В. Соколовского и В.А. Тишкова. Москва, 2010. — С.66-78.
AN ANALYSIS OF NATIONAL-ETHNIC IDENTITY OF CHILDREN AND YOUTH OF THE KEMEROVO AREA (SHORS AND TELEUTS): THE COMPONENT APPROACH
Chaykovskaya E.N., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor. Kuzbass State Pedagogical Academy (13, Etc. Pioneer, Novokuznetsk, 654000, Russian Federation, E-mail: [email protected])
The article presents the results of the formation of national-ethnic identity of children of indigenous small peoples (Shors and Teleut). The analysis conducted by the author's content model of national-ethnic identity, which contains four main components.
Keywords: national-ethnic identity, motivation, competence, values and activity components of the national-ethnic identity.
62 W-