Научная статья на тему 'Факторинг как вид финансирования предприятий'

Факторинг как вид финансирования предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3385
464
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРИНГ / ФАКТОР / КЛАССИФИКАЦИЯ / МИНИМИЗАЦИЯ РИСКА / УВЕЛИЧЕНИЕ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волкова О.В.

Статья посвящена рассмотрению факторинга в качестве одного из способов финансирования предприятий. Раскрывается сущность факторинга и дается классификация, приводятся основные преимущества и стоимость данного вида услуг. Проводится анализ деятельности основных игроков рынка факторинга, и рассматриваются различные статистические данные по объему оборота среди стран и лидеров рынка. Особое внимание уделяется появлению новых продуктов факторинговых компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Волкова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторинг как вид финансирования предприятий»

23 (161) - 2013

Финансы организаций

УДК 336.717

ФАКТОРИНГ КАК ВИД ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

О. В. ВОЛКОВА,

студентка кафедры экономической теории и бизнеса гуманитарного факультета E-mail: 15cool15@mail. ru Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики

Статья посвящена рассмотрению факторинга в качестве одного из способов финансирования предприятий. Раскрывается сущность факторинга и дается классификация, приводятся основные преимущества и стоимость данного вида услуг. Проводится анализ деятельности основных игроков рынка факторинга, и рассматриваются различные статистические данные по объему оборота среди стран и лидеров рынка. Особое внимание уделяется появлению новых продуктов факторинговых компаний.

Ключевые слова: факторинг, фактор, классификация, минимизация риска, увеличение оборачиваемости.

Конкуренция в российском бизнесе сейчас чрезвычайно обострена. Помогают деятельности многих компаний различные финансовые операции, одной из которых является факторинг. Это достаточно молодое понятие имеет огромные перспективы развития в нашей стране, так как позволяет организациям эффективнее решать проблемы ликвидности и регулирования денежных потоков. Все большая потребность в факторинге начинает ощущаться среди компаний малого бизнеса, заинтересованного в скорости поступления денег и возможности работы с небольшими суммами.

Факторинг характеризует совокупность операций, которые взаимосвязаны с поставками товаров

или услуг третьим лицам, причем расчет с компанией, оказывающей факторинговые услуги, выплачивается из дебиторских платежей (выручки). Фирма, занимающаяся факторингом, называется фактором. Она берет на себя риск финансирования до тех пор, пока не истечет срок сделки.

Для заключения договора фирма-фактор проверяет компанию на кредитоспособность и устанавливает кредитные лимиты для покупателя. Поставщик может отгружать товары и предоставлять услуги без опасений недоплат со стороны покупателя, так как факторинговая компания берет на себя обязанность погасить долг в пределах установленной суммы лимита. В свою очередь фирма-фактор взимает комиссию за услуги перед клиентом, установленную в договоре.

Классификация факторинга.

Внутренний — все участники сделки являются резидентами одной страны.

Международный — наличие хотя бы одного иностранного участника факторинга.

Открытый (конвенционный) — поставщик уведомляет покупателя о продаже выписанных на его имя счетов-фактур, причем ответственность практически за все функции (исключением является производственный процесс) лежит на факторинговом отделе. Это наиболее распространенный вид факторинга.

Закрытый (конфиденциальный) - контрагенты поставщика не знают об уступке фактору их финансовых обязательств перед кредитором.

Факторинг с регрессом (с правом регресса) -услуга, снимающая с клиента ликвидный риск, т. е. риск несвоевременной оплаты поставки дебитором. В случае неоплаты фактор имеет право требовать с клиента возврат финансирования.

Факторинг без регресса (без права регресса) -услуга, снимающая с клиента ликвидный и кредитный риски. В случае неоплаты поставки дебитором вся ответственность за взыскание долга ложится на плечи факторинговой компании [1, с. 43, 203-208]. Основные преимущества факторинга:

• привлечение новых дебиторов, выход на новые рынки за счет отсрочки платежа;

• минимизация риска неплатежеспособности;

• наличие оборотных средств и увеличение оборачиваемости, что позволяет непрерывно расти и получать прибыль;

• более эффективное использование привлеченных средств за счет предоставления финансовых средств на период отсрочки платежа и оплаты стоимости товара или услуги в день погашения долга;

• оплата проводится не покупателем, а его дебиторами - постепенно, по мере необходимости выплаты денежных средств по поставленным товарам или услугам;

• наиболее эффективное управление дебиторской задолженностью [5, с. 132, 250-252].

При анализе факторинга можно выделить следующие его отличия от кредита:

• отсутствует необходимость залога;

• нет привязки к оборотам по счету;

• решение о сотрудничестве принимается в кратчайшие сроки;

• лимит финансирования выше, так как он ограничен только объемом отгрузок;

• клиент может быть обслужен в любом удобном банке. При кредитовании надо перевести денежные потоки на расчетный счет определенного банка;

• оседание заемных средств на дебиторской задолженности при банковском кредитовании или возможное обесценивание средств на банковском счете. При факторинге все средства оборачиваются и приносят прибыль;

• кредит отражается в пассивах, уменьшая чистую стоимость компании. Факторинг позволяет

без увеличения пассивов увеличить выручку в несколько раз;

• банковский кредит выплачивается единовременно, у факторинга финансирование проходит по мере необходимости платежа;

• факторинговые компании предоставляют дополнительные услуги по сбору и управлению дебиторской задолженностью. Для самой компании это может быть слишком затратным с точки зрения финансовых и человеческих ресурсов. Этапы работ при предоставлении факторинга:

• компания-клиент подает заявку;

• факторинговая фирма принимает решение о принятии клиента на обслуживание;

• проводится анализ платежеспособности клиента, затем фирма-фактор устанавливает ограничения, в рамках которых она готова финансировать поставки и покрывать кредитные риски компании;

• подписывается двусторонний договор между клиентом и фирмой-фактором;

• поставщика извещают о сделке [4, с. 78, 532534].

Стоимость факторинга складывается из:

• процента за использование кредита (выше рыночной ставки по кредитам соответствующей срочности на 2-3 процентных пункта);

• платы за обслуживание (бухгалтерия, инкассирование долга и другие услуги). Взимается как процент от суммы счета-фактуры, обычно в пределах 0,5-3 % от суммы переуступленных счетов;

• специальной надбавки за риск в размере 0,20,5 % от суммы кредитования (при безоборотном факторинге);

• финансирования факторинга - до 90 % от суммы поставки [2, с. 65, 220-224].

В виде формулы стоимость факторинга выглядит следующим образом:

Ф = Д + К,

где Ф - стоимость факторинга для предприятия, руб.;

Д - дисконт, уплаченный банку, руб.; Кв - сумма комиссионного вознаграждения за выполнение «некредитных» факторинговых функций (учет и инкассирование дебиторской задолженности, страхование риска неплатежеспособности покупателя и др. - 0,5-2 % от суммы уступленных прав), руб.

После выполнения всех этапов, покупатель может поставлять продукцию на условиях отсрочки платежа и получать финансирование в любой день после предоставления документов, подтверждающих поставку.

На примере покажем преимущество использования факторинга. Например, возьмем компанию N занятую в сетевом ретейле.

В табл. 1 показана эффективность применения факторинговых операций при расчетах поставщика и покупателя за поставленную продукцию.

Таким образом, для компании N факторинг на 789 023 тыс. руб. выгоднее, чем использование кредита.

Таблица 1

Расчет эффективности факторинговых операций

Оценку финансово-экономической эффективности применения факторинга в компании N проведем на основе анализа влияния этих операций на дебиторскую задолженность (табл. 2).

Проанализировав изложенные данные, можно увидеть: если уровень выручки от продажи товаров сохранится в 2013 г. на уровне предыдущего года, то оборачиваемость дебиторской задолженности повысится на 5,35 оборота, и срок расчетов с дебиторами снизится на 41,35 дня. Данное обстоятельство приведет к вовлечению в оборот дополнительных денежных средств.

Определим вовлечение денежных средств в оборот за счет снижения дебиторской задолженности. Для этого определим однодневную выручку: 3 846 729 : 360 = 10 685,36 (тыс. руб.).

Как говорилось, срок расчетов с дебиторами сократится на 41,35 дня, тогда вовлечение денежных средств в оборот составит

10 685,36 ■ 41,35 дня = 441 840 (тыс. руб.).

Данная сумма позволит, например, увеличить стоимость закупаемых товаров на 441 852 тыс. руб. Тем самым новая стоимость закупаемых товаров составит

2 800 931 + 441 840 = 3 242 771 (тыс. руб.).

Средний уровень торговой наценки на продаваемые товары составил в 2012 г. 137,34 %. Тогда выручка от реализации товаров в 2013 г. составит 3 242 771 ■ 137,34 : 100 % = 4 453 558 (тыс. руб.).

Увеличение закупки товаров позволит предприятию получить скидку 5 %, тогда стоимость закупаемых товаров составит

3 242 771(100 % - 5 %) : 100 % = = 3 080 644 (тыс. руб.).

Коммерческие расходы торгового предприятия вырастут на сумму платежей по факторингу. Эти

Таблица 2 Влияние применения факторинга на дебиторскую задолженность

Показатель Дата Сумма, тыс. руб.

Без использования факторинга

Отгружены товары покупателю 01.01.2009 3 846 729

Произведена частичная оплата 3 020 204

товаров

Потери от инфляции (при уровне 0,5 % в месяц) 38 467

Остаток задолженности поку- 826 525

пателя

Потери от переплаты за товары 16 483

(так как нет возможности при-

обрести по факту, по предоплате, оптом) - 1,5 % от оборот-

ных средств

Отсутствие возможности ин- 177 588

вестировать деньги в покупку

новых товаров

Общая сумма потерь 01.01.2009 1 059 063

С использованием факторинга

Отгружены товары покупателю 01.01.2009 3 846 729

Получено 90 % суммы оплаты от банка 05.01.2009 3 462 056

Расчет произведен полностью 01.03.2009 153 869

(за минусом суммы дисконта

6 %)

Сумма дисконта (6 % от суммы 230 804

денежного обязательства)

Потери от инфляции (при уровне 0,5 % в месяц) 769

Оплата услуг банка (1 % от 38 467

суммы денежного обязатель-

ства)

Общая сумма расходов 01.03.2009 270 040

и потерь

Экономический эффект при условии 789 023

использования факторинга

Показатель 2012 г., факт 2013 г., план Изменение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дебиторская задолженность, тыс. руб. 826 525 384 673 -441 852

Выручка от реализации, тыс. руб. 3 846 729 3 846 729 0

Оборачиваемость дебиторской задолженности, обороты 4,65 10,00 5,35

Оборачиваемость дебиторской задолженности, дни 77,35 36,00 -41,35

платежи, включаемые в коммерческие расходы, представляют собой сумму дисконта по денежным обязательствам и оплату услуг банка (см. табл. 1): 230 804 + 38 467 = 269 271 (тыс. руб.).

Таким образом, коммерческие расходы (611 119 тыс. руб.) с учетом факторинга составят

611 119 + 269 271 = 880 391 (тыс. руб.).

Рассчитаем остальные показатели плана доходов торгового предприятия (табл. 3).

Из данных табл. 3 вытекает, что валовая прибыль возрастет на 327 116 тыс. руб., прибыль от продаж - на 57 845 тыс. руб., прибыль до налогообложения - также на 57 845 тыс. руб., а чистая прибыль - на 67 370 тыс. руб. Следовательно, применение факторинга приведет к росту показателей прибылей предприятия.

Для оценки влияния факторинга на финансовые показатели составим плановый баланс компании N. При этом учтем следующие изменения в балансе:

1) размер внеоборотных активов снизится на сумму амортизации основных средств и нематериальных активов, т. е. на 4 709 тыс. руб. Это приведет к снижению чистой прибыли 2013 г., полученной в соответствии с данными табл. 3, так как при расчете уже была учтена амортизация;

2) в 2013 г. должна быть погашена дебиторская задолженность прошлого года, а новая составит 384 673 тыс. руб. Полученные за счет погашения задолженности 441 852 тыс. руб. будут направлены на погашение краткосрочного кредита, сумма ко-

торого уменьшится и составит 630 927 - 441 852 = = 189 075 (тыс. руб.);

3) на сумму чистой прибыли увеличатся денежные средства предприятия, т. е. на 144 015 тыс. руб.;

4) собственный капитал предприятия увеличится на сумму чистой прибыли, т. е. на 144 015 руб. за вычетом амортизации и составит 139 305 тыс. руб.

Таким образом, на основе данных операций можем составить плановый баланс предприятия на 2013 г. (табл. 4).

На основе данных табл. 4 рассчитаем показатели ликвидности и финансовой устойчивости (табл. 5).

Данные табл. 5 свидетельствуют, что показатели ликвидности и финансовой устойчивости предприятия вырастут и превысят их нормативные значения.

Определим влияние изменения оборачиваемости дебиторской задолженности на показатели рентабельности и оборачиваемости предприятия (табл. 6).

Таким образом, рост оборачиваемости дебиторской задолженности приведет к росту показателей рентабельности предприятия и снижению срока финансового цикла на предприятии на 47,34 дня.

Таблица 4

Плановый баланс компании N на 2013 г., тыс. руб.

Таблица 3

Основные показатели плана доходов компании N на 2013 г., тыс. руб.

Показатель 2012 г., факт 2013 г., план Изменение

Выручка от реализа- 3 846 729 4 453 558 606 829

ции товаров

Себестоимость -2 800 931 -3 080 644 -279 713

реализации товаров

Валовая прибыль 1 045 798 1 372 914 327 116

Коммерческие -611 119 -880 390 -269 271

расходы

Управление ские -138 111 -138 111 0

расходы

Прибыль от продаж 296 568 354 413 57 845

Прочие доходы 5 904 272 5 904 272 0

Прочие расходы -6 078 666 -6 078 666 0

Прибыль до налогообложения 122 174 180 019 57 845

Налог на прибыль 45 529 36 004 -9 525

Чистая прибыль 76 645 144 015 67 370

Наименование 2012 г., 2013 г., Измене-

статьи факт план ние

1. Внеоборотные активы 31 391 26 682 -4 709

2. Оборотные активы 1 098 874 801 037 -297 837

2.1 Запасы 95 940 95 940 0

2.2 НДС 49 992 49 992

2.3 Дебиторская 826 525 384 673 -441 852

задолженность

2.4 Денежные средства 126 417 270 432 144 015

Итого актив 1130 265 82 7 719 -302 546

3. Собственный капитал 499 338 638 644 139 305

3.1 Уставный капитал 44 000 44 000 0

3.2 Добавочный капитал 216 103 216 103

3.3 Нераспределенная прибыль 239 236 378 540 139 304

4. Долгосрочные обязательства 0

5. Краткосрочные обязательства 630 927 189 075 -441 852

5.1 Займы и кредиты 620 024 178 172 -441 852

5.2 Кредиторская 10 903 10 903 0

задолженность

Итого пассив 1130 265 82 7 719 -302 546

Таблица 5

Планируемые показатели ликвидности и финансовой устойчивости предприятия на 2013 г.

Таблица 6

Планируемые показатели рентабельности и оборачиваемости предприятия на 2013 г.

Окончание табл. 6

Показатель 2012 г., факт 2013 г., план Изменение

Рентабельность собственного капитала, % 24,47 28, 19 3,72

Рентабельность активов, % 10,81 21,75 10,94

Оборачиваемость активов, обороты 3,40 5,38 1,98

Оборачиваемость активов, дни 105,78 66,91 -38,87

Оборотные активы, тыс. руб. 1 098 874 801 037 -297 837

Оборачиваемость оборотных активов, обороты 3,50 5,56 2,06

Оборачиваемость оборотных активов, дни 102,84 64,75 -38,09

Дебиторская задолженность, тыс. руб. 826 525 384 673 -441 852

Оборачиваемость дебиторской задолженности, обороты 4,65 11,57 6,92

Оборачиваемость дебиторской задолженности, дни 77,35 31,09 -46,26

Запасы, тыс. руб. 95 940 95 940 0

Оборачиваемость запасов, обороты 40,09 46,42 6,33

Оборачиваемость запасов, дни 8,97 7,75 -1,22

Продолжительность операционного цикла, дни 86,32 38,84 -47,48

Кредиторская задолженность, тыс. руб. 10 903 10 903 0

Оборачиваемость кредиторской задолженности, обороты 352,81 408,47 55,66

Оборачиваемость кредиторской задолженности, дни 1,02 0,88 -0,14

Продолжительность финансового цикла, дни 85,31 37,97 -47,34

Итак, проведенный на примере компании N анализ показал, что факторинг на 789 023 тыс. руб. выгоднее, чем использование кредита, валовая прибыль возрастет на 327 116 тыс. руб., прибыль от продаж - на 57 845 тыс. руб., прибыль до налогообложения - на 57 845 тыс. руб., чистая прибыль - на 67 370 тыс. руб. Применение факторинга приведет к тому, что показатели ликвидности и финансовой устойчивости предприятия вырастут и превысят их нормативные значения. Рост оборачиваемости дебиторской задолженности приведет к росту показателей рентабельности предприятия и снижению

Показатель 2012 г., факт 2013 г., план Изменение

Выручка от реализации товаров, тыс. руб. 3 846 729 4 453 558 606 829

Коммерческие и управленческие расходы, тыс. руб. -749 230 -749 230 0

Прибыль от продажи товаров, тыс. руб. 296 568 354 413 57 845

Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 122 174 180 019 57 845

Собственный капитал, тыс. руб. 499339 638 644 139 305

Сумма активов, тыс. руб. 1 130 266 827 719 -302 547

Рентабельность основной деятельности, %о -39,58 -47,3 -7,72

Рентабельность продаж, %о -19,48 -16,82 2,65

Показатель 2012 г., факт 2013 г., план Изменение

Денежные средства, тыс. 126 417 270 432 144 015

руб.

Дебиторская 826 525 384 673 -441 852

задолженность, тыс. руб.

Оборотные активы, тыс. 1 098 874 801 037 -297 837

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

руб.

Краткосрочные 630 927 189 075 -441 852

обязательства, тыс. руб.

Коэффициент абсолютной 0, 20 1,00 0,80

ликвидности (больше 0,2)

Коэффициент проме- 1,51 3 1,49

жуточной ликвидности

(больше 1)

Коэффициент текущей 1,74 4 2,26

ликвидности (больше 2)

Собственный капитал, тыс. 499 338 638 644 139 305

руб.

Внеоборотные 47 719 31 391 -16 328

активы, тыс. руб.

Собственные оборотные 451 620 607 253 155 633

средства, тыс. руб.

Коэффициент обеспе- 0,41 1,00 0,51

ченности собственными

оборотными средствами (больше 0,1)

Итог баланса, тыс. руб. 1130 266 827 719 -302 547

Коэффициент концентра- 0,44 1,00 0,56

ции собственного капита-

ла (больше 0,6)

на предприятии срока финансового цикла на 47,34 дня. Данные обстоятельства создадут предпосылки для дальнейшего успешного развития компании и повышения ее конкурентоспособности.

Развитие факторинга в России началось в начале 1990-х гг. В 1992 г. Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» факторинг был включен в состав банковских операций и сделок.

Факторинговые операции начали успешно производиться и коммерческими банками (Тверь универсалбанком, Мосбизнесбанком и др.). Лидирующие позиции одно время занимал Международный московский банк, факторинговые сделки которого измерялись более чем 70 млн долл. США в год. Интенсивный рост факторинга наблюдался после кризисной обстановки 1998 г. Причиной стали многочисленные долги.

В 1999 г. на российский рынок вышла Национальная факторинговая компания (НФК), первой получившая банковскую лицензию. Для своих клиентов она разработала систему электронного проведения операций.

Факторинговый портфель НФК вырос со временем практически вдвое и достиг 11,7 млрд руб. Это произошло в силу усовершенствования системы продаж компании в 22 ключевых регионах России, повышения качества обслуживания клиентов, предоставления комплексных услуг в сложных ситуациях.

В 2012 г. российский рынок факторинга показал самые крупные результаты за всю историю существования. Объем рынка по сравнению с 2010 г. (484 млрд руб.) увеличился в 1,8 раза и составил 1,4 млрд руб. Количество клиентов, привлеченных за 2010-2012 гг., увеличилось в 1,4 раза. Общий объем дебиторской задолженности, переданной клиентами факторам, составил 882 млрд руб. (табл. 7).

К концу III квартала объем рынка достиг докризисных показателей, а по итогам 2012 г. Россия заняла второе место в мире по темпам роста, уступив только Китаю, а также первое - по обороту среди стран Восточной Европы и 11-е -среди всех европейских стран.

По данным 2012 г., наибольший спрос в услугах факторинга имеют организации, связанные с оптовой торговлей (66,9 %) и обрабатывающее производство (27,37 %). Наибольшую долю в структуре оборота факторов оптовой торговли имеют электрооборудование (25 %) и авто-

Таблица 7

Статистика по рынку факторинга в Европе за 2012 г.

33

Внутренний Международ- Всего,

Страна факторинг, ный факто- млн

млн евро ринг, млн евро евро

Великобритания 249 664 18 416 268 080

Италия 142 686 32 496 175 182

Франция 141 410 33 170 174 580

Германия 119 120 38 140 157 260

Испания 109 083 13 042 122 125

Голландия 30 000 16 000 46 000

Бельгия 28 704 9 500 38 204

Турция 25 591 5 278 30 869

Швеция 28 259 1 000 29 259

Португалия 24 812 3 067 27 879

Россия 20 944 23 021 174

8

Источник: данные табл. 5.

транспортные средства (23 %), наименьшую -алкогольные напитки (1 %).

Максимальную долю оборота факторингового рынка, как и прежде, составляет лидирующая пятерка организаций (рис. 1).

Таких позиций удалось достичь в связи с высоким уровнем развития факторинговых технологий и качества оказываемых услуг. Неотъемлемой причиной успеха также являются повышение скорости бизнес-процессов, гибкость системы риск-менеджмента и предложение уникальных решений для удовлетворения потребностей клиентов - от покупки дебиторской задолженности поставщиков крупного покупателя до «оптового» финансирования дебиторской задолженности.

Рассмотрим доли рынка, занимаемые различными видами факторинга (рис. 2).

Наибольшую долю занимает внутренний факторинг с регрессором, наименьшую - международный.

Рассмотрим оборот экспортного и импортного факторинга, в котором Промсвязьбанк занимает лидирующие позиции (табл. 8).

□ ВТБ Факторинг

□ Промсвязьбанк Н Альфа-Банк = «Петрокоммерц»

■ БНП Париба

■ Другие участники

11

24

18

Источник: данные табл. 5.

Рис. 1. Доли участников в обороте рынка по итогам 2012 г, %

7х"

37

61,08

33,33

□ Внутренний факторинг с регрессором Внутренний факторинг без регрессора нВнутренний факторинг

без финансирования ■ Международный факторинг

1Д0 ■ 3,89

Источник: данные табл. 5.

Рис. 2. Виды факторинга в обороте по итогам 2012 г., %

Таблица 8

Объем рынка международного факторинга в 2012 г.

Оборот, млн руб.

Организация Экспортный Импортный

факторинг факторинг

Промсвязьбанк 3 234,00 6 751,00

ЮниКредит Банк 144,00 2 063,00

Группа компаний НФК 772,00 1 618,00

Росбанк Факторинг 0,00 61,24

ФК «КЛЕВЕР» - 16,00

ФакторРус 1,97 8,68

Итого... 4151,97 11189,42

Источник: данные табл. 5.

Отметим, что Росбанк Факторинг вовсе не имеет оборота в экспортном факторинге. По импортному же компания ФакторРус занимает наиболее низкие позиции.

В 2012 г. российский факторинг достиг самых высоких результатов за свою историю по всем измеряемым количественным показателям: объем уступленных требований - 1,4 трлн руб., объем выплаченного финансирования - 1,2 трлн руб., число клиентов и дебиторов - 7 300 и 21 300 соответственно, количество обработанных поставок - 6,4 млн счетов-фактур, объем собранных комиссий - 15,7 млрд руб. Факторингом воспользовались свыше 7 300 компаний.

Подведем результаты работы некоторых факторинговых компаний за 2012 г. [3].

По предварительной оценке, чистая прибыль группы компаний НФК выросла на 16 % - до 200 млн руб. по сравнению с предыдущим годом (172 млн руб.). Выручка увеличилась на 30 % до 1,87 млрд руб. Совокупный оборот достиг 77,34 млрд руб., что на 26 % больше.

В 2012 г. ОАО «Промсвязьбанк» выполнило бизнес-план по всем показателям, а в ряде регионов -

перевыполнило. Как и в прошлые годы, организация достигла хорошей динамики как по объему выплаченного финансирования, так и по объему уступленных денежных требований. За год портфель банка вырос на 42 %, причем этот темп поддерживался в течение всего периода.

По итогам 2012 г. ОАО «Банк «Петрокоммерц» не достигло всех ожидаемых количественных показателей, но по некоторым из них удалось перевыполнить намеченные планы. Сказались повышение стоимости факторинга и ужесточение подхода к рискам.

ООО «ВТБ Факторинг» в 2012 г. заключило масштабные сделки с организациями, представляющими атомную энергетику, автомобилестроение и нефтегазовую промышленность. Это позволило выполнить планы и занимать лидирующие позиции на рынке факторинга в России. За год портфель компании увеличился на 27 млрд руб. и составил 72 млрд руб. Такой прирост обеспечил практически половину увеличения объема всего рынка в минувшем году. Более того, в IV квартале портфель компании вырос на 18 млрд руб.

ЗАО «Русская факторинговая компания» уверенно достигает поставленных целей. К сентябрю 2012 г. объем портфеля компании достиг 2 млрд руб., что превышает показатели сентября 2011 г. почти на 70 %. С начала года число клиентов компании увеличилось на 62 %, а дебиторов - на 34 %. Это хорошие показатели, достижение которых связано в том числе с увеличением доли региональных клиентов.

В заключение отметим, что в структуре оборота российских факторов лидирующее положение по-прежнему сохраняет факторинг с правом регресса, хотя начавшийся в I полугодии 2012 г. активный рост доли на рынке факторинга без регресса продолжится в 2013 г. Неудивительно, если к концу года факторинговые компании смогут выйти на соотношение 50/50 для этих двух видов операций. Отраслевая принадлежность клиентов, использующих факторинг, не претерпит особых изменений.

Открывая дополнительную возможность в работе с задолженностью мелких, средних и крупных

предприятий, факторинг помогает удовлетворить потребность в текущих оборотных средствах, не образуя при этом излишней денежной массы. Есть еще свободные ниши на рынке для проработки факторами, главное - захотеть туда пойти и показать организациям, почему факторинг выгоден и нужен им.

В нашей стране факторинг наиболее распространен в таких секторах экономики, как производство и дистрибуция питания, товаров народного потребления, фармацевтической, полиграфической, упаковочной, косметической и парфюмерной продукции, алкоголя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основными клиентами являются компании с объемом ежемесячно уступаемой дебиторской задолженности от 3 до 30 млн руб., с количеством постоянных покупателей 10 и более, с такими условиями поставок, как отсрочка платежа на 20-90

дней, безналичный расчет, переход права собственности в момент отгрузки.

Список литературы

1. Бабичев С. Н., Лабзенко А. А., Подлеснова А. Ю. Факторинг. Маркет ДС . 2011.

2 . Ивасенко А. Г., Никонова Я. И. Факторинг. М.: КноРус, 2012.

3. Информационный обзор российского рынка факторинга по итогам 2012 года/ Ассоциация факторинговых компаний. URL: http://asfact. ru/2013/02/25/associacija-faktoringovykh-kompanijj-podgotovila. html.

4. Пивоварова С. Э. Международный менеджмент/ под ред. С. Э. Пивоварова. Спб: Питер, 2011.

5. ХромовМ. Ю. Дебиторка: возврат, управление, факторинг. Питер. 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.