Научная статья на тему 'Методы снижения экономических и финансовых рисков: управление дебиторской задолженностью на основе факторинга'

Методы снижения экономических и финансовых рисков: управление дебиторской задолженностью на основе факторинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
626
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ РИСК / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / БИЗНЕС / ФАКТОРИНГ / ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / FINANCIAL RISK / EFFICIENCY / BUSINESS / FACTORING / ACCOUNTS RECEIVABLE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казакова Наталия Александровна, Федченко Елена Алексеевна, Карпова Ирина Федоровна

Глобальный финансовый кризис, недоступность кредитов негативно влияют на деятельность российских компаний, и прежде всего производителей товаров и услуг. В результате резко возрастают экономические и финансовые риски, включая угрозу банкротства. В статье авторы анализируют возможности использования факторинга для управления дебиторской задолженностью, снижения рисков и повышения эффективности бизнеса в условиях кризисной ситуации в экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The global financial crisis, the inaccessibility of credit affect the activities of Russian companies, and above all, the producers of goods and services. As a result of sharply rising economic and financial risks, including the threat of bankruptcy. In the article, the authors analyse the possibilities of using factoring for Receivables Management, reduce risk and improve business performance in a crisis situation in the economy.

Текст научной работы на тему «Методы снижения экономических и финансовых рисков: управление дебиторской задолженностью на основе факторинга»

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, СТАТИСТИКА

МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ: УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ОСНОВЕ ФАКТОРИНГА

Казакова Наталия Александровна

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой анализа хозяйственной деятельности и аудита РЭУ им. Г. В. Плеханова, e-mail: axd_audit@mail.ru

Федченко Елена Алексеевна

кандидат экономических наук, доцент кафедры анализа хозяйственной деятельности и аудита РЭУ им. Г. В. Плеханова, e-mail: fedchenkoea@mail.ru

Карпова Ирина Федоровна

старший преподаватель кафедры анализа хозяйственной деятельности и аудита РЭУ им. Г. В. Плеханова, e-mail: karpova1@list.ru

Глобальный финансовый кризис, недоступность кредитов негативно влияют на деятельность российских компаний, и прежде всего производителей товаров и услуг. В результате резко возрастают экономические и финансовые риски, включая угрозу банкротства. В статье авторы анализируют возможности использования факторинга для управления дебиторской задолженностью, снижения рисков и повышения эффективности бизнеса в условиях кризисной ситуации в экономике.

Ключевые слова: финансовый риск, эффективность, бизнес, факторинг, дебиторская задолженность.

THE METHODS OF REDUCTION OF ECONOMIC AND FINANCIAL RISKS: CONTROL OF DEBTS BY FACTORING

Kazakova, Nataliya A.

Doctor of Economics, Professor, Head of the Department for Business Analysis and Audit of the Plekhanov Russian University of Economics, e-mail: axd_audit@mail.ru

Fedchenko, Elena A.

PhD, Assistant Professor of the Department for Business Analysis and Audit of the Plekhanov Russian University of Economics, e-mail: fedchenkoea@mail.ru

Karpova, Irina F.

Teacher of the Department for Business Analysis and Audit of the Plekhanov Russian University of Economics, e-mail: karpova1@list.ru

The global financial crisis, the inaccessibility of credit affect the activities of Russian companies, and above all, the producers of goods and services. As a result of sharply rising economic and financial risks, including the threat of bankruptcy. In the article, the authors analyse the possibilities of using factoring for Receivables Management, reduce risk and improve business performance in a crisis situation in the economy.

Keywords: financial risk, efficiency, business, factoring, accounts receivable.

В условиях высокой рыночной конкуренции бизнес подвержен

многочисленным экономическим и финансовым рискам. Это

требует проведения постоянного мониторинга ситуации и использования адекватных методов управления рисками, одним из которых является факторинг.

Факторинг представляет собой финансирование под уступку денежного требования (п. 1 ст. 824 ГК РФ), при котором банк или специализированная компания приобретают денежные требования на должника и сами взыскивают долг в пользу кредитора (продавца) за определенное вознаграждение. Факторинг также иногда называют кредитованием продаж поставщика.

Факторинг - это торгово-посредническая деятельность, в ходе которой организация-фактор оказывает комплекс услуг по обслуживанию дебиторской задолженности поставщика: финансирование под уступку денежного требования, управление и инкассацию дебиторской задолженности, страхование рисков по платежам, консалтинговые и информационные услуги, поиск новых партнеров для клиентов.

В факторинговых операциях фигурируют три стороны:

1) фактор (от англ. factor - комиссионер, агент, посредник), в лице которого, как правило, выступает коммерческий банк, финансовая или специализированная факторинговая компания, имеющая лицензию на осуществление таких операций (ст. 825 ГК РФ);

2) клиент (кредитор, поставщик товара, продавец);

3) дебитор - покупатель товара у поставщика.

В России факторинговые услуги становятся все более популярными. В последние пять лет прирост рынка факторинга составил около 85%, что, несомненно, является впечатляющим результатом. При этом объем уступленных прав требования составил около 590 млрд рублей, а количество заключенных договоров факторинга достигло 6,8 тыс., динамика роста полностью совпала с приростом объемов уступленных прав требований.

Более всего факторинг подходит тем предприятиям и организациям, которые находятся на стадии стремительного роста. Развивающиеся производственно-сбытовые компании, не имея достаточного объема собственных средств для финансирования текущей деятельности, прибегают к факторингу для успешного развития бизнеса и роста объемов продаж на условиях предоставления покупателям отсрочки платежа. Получив от фактора до 90% суммы за поставленный товар сразу после процесса отгрузки, компания может направить денежные средства на развитие производства. Таким образом, повышается оборачиваемость, увеличивается объем продаж, возникает дополнительный прирост выручки и прибыли.

С другой стороны, факторинг может быть рассмотрен как дополнительный источник финансирования, инструмент мониторинга дебиторской задолженности и минимизации финансовых рисков. Отметим, что на текущий момент российский рынок факторинга предлагает широкий спектр услуг, поэтому прибегнуть к факторингу могут организации разного масштаба и отраслевой принадлежности, в том числе связанные с сезонным характером деятельности, такие, как сельскохозяйственные товаропроизводители. Сегодня, к сожалению, это в основном пока предприятия оптовой торговли и крупные промышленные компании.

Факторинг приносит определенные выгоды каждой стороне. Так, продавец товара (кредитор) избегает длительной судебно-арбитражной процедуры, не ищет деньги на уплату госпошлины, не нанимает опытных юристов, которым во всех случаях надо не только выплачивать вознаграждение, но и покрывать их издержки в виде различных расходов по делу (командировочные, суточные и т. д.). Агент как покупатель долгов также имеет свой интерес, так как долги он приобретает за соответствующее материальное вознаграждение.

Назовем основные преимущества факторинга:

1. Отсутствие залога. В отличие от кредитования при заключении договора факторинга фактор не устанавливает жестких требований по предоставлению залога, которым будет обеспечено финансирование. В этой роли выступает, как правило, дебиторская задолженность, уступаемая фактору.

2. Повышение оборачиваемости. Факторинг позволяет в кратчайшие сроки трансформировать дебиторскую задолженность в наиболее ликвидные активы - денежные средства. Снижение сроков инкассации дебиторской задолженности уменьшает время, в течение которого денежные средства «омертвлены» в дебиторской задолженности.

3. Минимизация рисков производителя (поставщика). При факторинге фактор берет часть рисков, связанных с деятельностью производителя (поставщика), на себя, взимая за это определенную комиссию. При этом выделяют следующие типы рисков:

- кредитный риск - предполагает потенциальную возможность неоплаты дебиторами поставок с отсрочкой платежа. Заметим, что данный риск минимизируется только в случае заключения договора факторинга без регресса, при котором все риски, связанные с неуплатой дебитором по обязательству, принимает на себя фактор. По сути, происходит покупка денежного требования фактором, но не за полную стоимость, а с дисконтом. Однако распространен и факторинг с регрессом, по которому фактор не берет на себя ответственности по рискам;

- риск потери ликвидности - представляет собой риск несвоевременной оплаты дебиторской задолженности, приводящий к недостатку средств у производителя (поставщика) для покрытия текущих затрат. В ситуации, при которой применяется факторинговый механизм, вообще следует пересматривать статус ликвидности дебиторской задолженности, поскольку она в любой момент может быть «реализована» фактору;

- валютный риск - связан с необходимостью немедленно конвертировать в валюту денежные средства, полученные от коммерческого банка. Этот аспект факторинговых услуг важен для компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью.

4. Возможность кратко- и среднесрочного бюджетирования затрат, связанных с обслуживанием факторинговых операций. При заключении договора факторинга фактор, как правило, представляет таблицу процентов комиссии, которая взимается за предоставление финансирования. Размер процента варьируется в зависимости от количества дебиторов, находящихся на обслуживании у фактора, количества поставок. Соответственно, чем больше обороты и круг клиентов у поставщика, тем выгоднее для него становятся условия обслуживания.

5. Мониторинг дебиторской задолженности. Фактор берет на себя управление дебиторской задолженностью клиента: мониторинг потоков платежей, поступающих на расчетный счет фактора, контроль своевременности оплаты, предоставление клиенту отчета о текущем состоянии дебиторской задолженности, статистике перечислений, состоянии просроченной задолженности.

Таким образом, компания, которая использует механизм факторинга, существенно экономит на риск-менеджменте, функции которого аккумулирует фактор. Перечисленные преимущества, бесспорно, делают факторинг чрезвычайно привлекательным и эффективным финансовым инструментом, который сочетает в себе ряд уникальных преимуществ. Кредит позволяет поддерживать бизнес на достигнутом уровне и планомерно его наращивать. Но для активного роста (в несколько раз) кредита недостаточно. Именно факторинг дает возможность в большем объеме пополнять оборотные средства; экономить на работе с дебиторами, так как это делает банк; превращать постоянные затраты по кредитованию в переменные, четко привязывая их к реализации и оплате товаров. Основные отличия факторинга от кредита представлены в табл. 1.

Проиллюстрируем эффективность применения факторингового механизма на примере промышленно-сбытовой компании «Прома». Рыночная конъюнктура и выход компании в новые регионы определили устойчивый спрос на предлагаемую компанией продукцию. Однако компания вынуждена работать с условием отсрочки платежа до

12 дней, что, несомненно, негативно влияет на оборачиваемость, особенно в ситуации благоприятной экономической конъюнктуры. Средняя товарная наценка составляет 30%. Поставка продукции компании «Прома» от региональных дистрибьюторов осуществляется в течение 3 дней с момента оплаты.

Т а б л и ц а 1

Основные отличия факторинга от кредита

Критерий Кредитование Факторинг

Обеспечение Жесткие требования по обеспечению, залогу Обеспечение, как правило, не требуется

Сроки финансирования Краткосрочные кредиты -до 180 дней, за просрочку - штрафы До 180 дней по каждой поставке плюс предоставление льготного периода (до 270 дней), в течение которого штрафы не взимаются

Объем финансирования Сумма определяется заранее (не более 75% стоимости залога) Растет по мере роста объемов продаж

Погашение задолженности За счет собственных средств клиента За счет средств, поступивших от дебиторов

Рассмотрим две ситуации: функционирование без применения факторинга (I) и с использованием факторинга (II) (при следующих условиях: совокупная комиссия фактора составляет 10% от суммы поставки, на рассмотрение заявки на финансирование дебиторской задолженности уходит 1 день, безрегрессный факторинг).

Допустим, первоначальный объем поставок продукции для реализации составляет 5 000 тыс. рублей. Выручка от продаж равна 5 000 • 1,3 = 6 500 тыс. рублей. Через 12 дней данная сумма, поступив на расчетный счет, вновь будет направлена на финансирование производства продукции. Через 3 дня продукция на сумму 6 500 тыс. рублей будет реализована по цене 8 450 тыс. рублей, выручка поступит через 12 дней. Результаты, достигнутые компанией «Прома» за рассматриваемый период, представлены в табл. 2.

После реализации первоначального объема произведенной продукции компания «Прома» воспользовалась услугой факторинговой компании. В течение одного дня на расчетный счет компании поступили финансовые ресурсы в объеме 6 500 • 0,9 = 5 850 тыс. рублей, которые сразу же были направлены на производство. Аналогичным образом, исходя из заданных условий, произведем расчеты экономической деятельности компании «Прома» за 30 дней (табл. 3).

Т а б л и ц а 2 Экономические результаты компании «Прома» (I)

Экономические показатели Значение

Совокупная выручка от продаж, тыс. руб. 14 950

Себестоимость продаж, тыс. руб. 11 500

Прибыль от продаж, тыс. руб. 3 450

Средний объем продаж, тыс. руб. 6 650

Оборачиваемость продукции, обороты 1,73

Оборачиваемость продукции, дни 17,35

Рентабельность продаж, % 23,1

Т а б л и ц а 3

Расчеты денежного потока при использовании факторинга

Количество дней, необходимых для получения денежных средств 0 1 4 4 4 4 4 4 4

Количество дней с начала рассматриваемого периода 1 5 9 13 17 21 25 29

Денежные средства, тыс. руб. - 5 850 6 845 8 008 9 369 10 962 12 826 15 006 17 557

Как видно из расчетов, средний темп роста выручки от продаж составляет 0,3 • (1 - 0,1) = 17%. Результаты компании «Прома» за рассматриваемый период с применением факторинга представлены в табл. 4.

Т а б л и ц а 4 Экономические результаты компании «Прома» (II)

Экономические показатели Значение

Совокупная выручка от продаж, тыс. руб. 86 424

Себестоимость продаж, тыс. руб. 73 866

Прибыль от продаж, тыс. руб. 12 558

Средний объем продаж, тыс. руб. 9 233

Оборачиваемость продукции, обороты 8

Оборачиваемость продукции, дни 3,75

Рентабельность продаж, % 14,53

Безусловно, рассмотренная ситуация содержит ряд допущений: акцепт всех денежных требований со стороны фактора, условное исключение налогового фактора, предположение о финансировании в

объеме 100% денежного требования, - но тем не менее она ярко иллюстрирует эффект, достигаемый за счет использования факторингового механизма для поддержания высоких темпов продаж и соответственно стимулирования производства.

В заключение можно сделать следующий вывод: при сравнении экономических показателей работы компании «Прома» в двух ситуациях (табл. 5), хотя рентабельность продаж компании снизилась (основной фактор - существенный размер комиссии), прибыль от продаж выросла на 9 108 тыс. рублей за счет сокращения продолжительности оборота с 17,35 до 3,75 дней.

Т а б л и ц а 5

Сравнение экономических показателей в ситуациях I и II

Экономические Значение Значение Абсолютное Изменение,

показатели (I) (II) изменение %

Выручка от продаж, тыс. руб. 14 950 86 424 71 474 478,1

Себестоимость продаж, тыс. руб. 11 500 73 866 62 366 542,3

Прибыль от продаж, тыс. руб. 3 450 12 558 9 108 264

Средний объем продаж, тыс. руб. 6 650 9 233 2 583 38,8

Оборачиваемость продукции, обороты 1,73 8 6,27 362,4

Оборачиваемость продукции, дни 17,35 3,75 -13,6 -78,4

Рентабельность продаж, % 23,1 14,53 -8,57 -37,1

Применение безрегрессного факторинга - это один из наиболее эффективных путей построения сбытовой политики промышленно-сбытовой компании, особенно в условиях благоприятной экономической конъюнктуры, ситуации насыщения рынка, устойчивого спроса на продукцию, поскольку бизнес фокусирует основное внимание на производстве и сбыте, избавляется от затрат по мониторингу дебиторской задолженности и платежеспособности покупателей.

Список литературы

1. Биндасова Н. А., Дмитриева И. М. Основные направления активизации стимулирования банковских инвестиций в малый бизнес // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. - 2012. - № 1 (61). - С. 24-36.

2. Екимова К. В. Экономические механизмы инновационного развития России: роль рынка и государства // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. - 2013. - № 1 (5). - С. 3-10.

3. Казакова Н. А., Трофимова Л. Б., Федченко Е. А. Современные парадигмы и методы анализа и контроля бюджетной эффективности. -М. : Инфра-М, 2013. - (Научная мысль).

4. Казакова Н. А., Черепанова Л. А., Белякова Э. И. Информационно-аналитическое обеспечение системы контроллинга финансовой устойчивости // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2013. -№ 18 (156). - С. 2-9.

5. Королькова Ю. В. Информационная основа для формирования факторов конкурентоспособности банков // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. - 2012. -№ 1 (61). - С. 52-60.

6. Косов М. Е. Инновационная деятельность как источник рисков бизнеса // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. - 2013. - № 1 (72). - С. 119-131.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Bindasova N. A., Dmitrieva I. M. Osnovnye napravleniya aktivizacii stimulirovaniya bankovskikh investicij v malyj biznes / / Vestnik Rossijs-kogo gosudarstvennogo torgovo-ekonomicheskogo universiteta. - 2012. -N 1 (61). - S. 24-36.

2. Ekimova K. V. Ekonomicheskie mekhanizmy innovacionnogo raz-vitiya Rossii: rol' rynka i gosudarstva // Vestnik Rossijskogo ekonomi-cheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova. Vstuplenie. Put' v nauku. -2013. - N 1 (5). - S. 3-10.

3. Kazakova N. A., Trofimova L. B., Fedchenko E. A. Sovremennye para-digmy i metody analiza i kontrolya byudzhetnoj effektivnosti. - M. : Infra-M, 2013. - (Nauchnaya mysl').

4. Kazakova N. A., Cherepanova L. A., Belyakova E. I. Informacionno-analiticheskoe obespechenie sistemy kontrollinga finansovoj ustojchivosti // Finansovaya analitika: problemy i resheniya. - 2013. - N 18 (156). -S. 2-9.

5. KoroVkova Yu. V. Informacionnaya osnova dlya formirovaniya fak-torov konkurentosposobnosti bankov / / Vestnik Rossijskogo gosu-darstvennogo torgovo-ekonomicheskogo universiteta. - 2012. -N 1 (61). - S. 52-60.

6. Kosov M. E. Innovacionnaya deyatel'nost' kak istochnik riskov biznesa // Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo torgovo-ekonomicheskogo universiteta. - 2013. - N 1 (72). - S. 119-131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.