Научная статья на тему 'Российский рынок факторинговых услуг и перспективы использования факторинга в качестве инструмента управления дебиторской задолженностью (на примере продуктовой линии банка «Национальная Факторинговая компания»)'

Российский рынок факторинговых услуг и перспективы использования факторинга в качестве инструмента управления дебиторской задолженностью (на примере продуктовой линии банка «Национальная Факторинговая компания») Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
656
121
Поделиться
Ключевые слова
ФАКТОРИНГ / ВНЕШНЕЕ УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ / ФАКТОРИНГОВАЯ СХЕМА / МЕХАНИЗМ ФАКТОРИНГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / ОБЪЕМ УСТУПЛЕННЫХ ДЕНЕЖНЫХ ТРЕБОВАНИЙ / ФАКТОРИНГ-ФИНАНС / ПОРТФЕЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ПРЕДПОСТАВОЧНЫЙ ФАКТОРИНГ / ФАКТОРИНГ-ГАРАНТ / ЗАКУПОЧНЫЙ ФАКТОРИНГ / СТОИМОСТЬ ФАКТОРИНГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / РОССИЙСКИЙ РЫНОК ФАКТОРИНГА / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФАКТОРИНГА

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Евдокимова С.С.

В статье отмечается, что факторинг представляет собой комплекс услуг внешнего управления дебиторской задолженностью предприятия. Различные типы факторинговых соглашений позволяют конструировать факторинговые схемы, адаптируя их под потребности и возможности клиента. Банк «Национальная Факторинговая Компания» в настоящее время является единственным в России специализированным на факторинге кредитным учреждением, обладающим банковской лицензией. Изучение продуктовой линии, механизма факторингового обслуживания в банке НФК, а также стоимости и условий предоставления факторинговых услуг, позволяют проанализировать эффективность использования факторинга как инструмента управления дебиторской задолженностью в сравнении с кредитными продуктами, выявить наиболее перспективные на сегодняшний день направления развития факторинга.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Российский рынок факторинговых услуг и перспективы использования факторинга в качестве инструмента управления дебиторской задолженностью (на примере продуктовой линии банка «Национальная Факторинговая компания»)»

Банковское дело

Удк 336.412

российский рынок факторинговых услуг и перспективы использования факторинга в качестве инструмента управления дебиторской задолженностью (на примере продуктовой линии банка «национальная факторинговая компания»)

С. С. ЕВДОКИМОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов E-mail: evdokimovalana@mail. ru Волгоградский филиал Финансового университета при Правительстве РФ

В статье отмечается, что факторинг представляет собой комплекс услуг внешнего управления дебиторской задолженностью предприятия. Различные типы факторинговых соглашений позволяют конструировать факторинговые схемы, адаптируя их к потребности и возможности клиента. Банк «Национальная Факторинговая Компания» в настоящее время является единственным в России специализированным на факторинге кредитным учреждением, обладающим банковской лицензией. Изучение продуктовой линии, механизма факторингового обслуживания в банке НФК, а также стоимости и условий предоставления факторинговых услуг позволяет проанализировать эффективность использования факторинга как инструмента управления дебиторской задолженностью в сравнении с кредитными продуктами, выявить наиболее перспективные направления развития факторинга.

Ключевые слова: факторинг, внешнее управление дебиторской задолженностью предприятия, факторинговая схема, механизм факторингового обслуживания, объем уступленных денежных требований, факторинг-финанс, портфельное финансирование, предпоставочный факторинг, факторинг-гарант, закупочный факторинг, стоимость

факторингового обслуживания, российский рынок факторинга, перспективы развития факторинга.

В настоящий момент, когда рынок кредитования восстановился после финансового кризиса, конкуренция между участниками рынка ощущается наиболее остро. Долговой кризис в развитых странах и неустойчивое состояние мировой экономики в целом породили, с одной стороны, избыток ликвидности, с другой - дефицит потенциальных заемщиков. Такой дисбаланс усиливает конкуренцию, и проблема развития рынка кредитования становится весьма актуальной. В этой связи исследования в области нетрадиционных банковских операций, позволяющих диверсифицировать механизмы кредитования и повысить эффективность банковской деятельности, приобретают все большее значение.

Необходимо отметить, что любой банк заинтересован в расширении спектра предлагаемых слуг. Вместе с тем многие предприятия, готовые

получать и оплачивать кредиты, испытывают недостаток оборотных средств. Однако стоимость активов предприятий после финансового кризиса 2009 г. снизилась, экономические связи нарушились, банки ужесточили требования к заемщикам. Все эти факты негативно сказались на общих объемах кредитования, значительно сократившихся в период кризиса. Сегодня рынку необходимы новые инструменты кредитования, гибко подстраиваемые под потребности заемщиков. Факторинг является одним из таких инструментов, позволяющих, с одной стороны, расширить рынок сбыта финансовых организаций, с другой - реализовать потребность предприятий в целевом финансировании.

Для многих предприятий предоставление отсрочки платежа является неотъемлемым условием осуществления деятельности, дающим дополнительные выгоды покупателю и создающим дополнительные сложности продавцу. По сути, продавец вынужден заниматься непрофильной деятельностью — предоставлением покупателю товарного кредита. Такое положение превращает дебиторскую задолженность в наиболее проблемную часть активов предприятия, подверженную рискам неполной и несвоевременной оплаты. На практике невозврат дебиторской задолженности зачастую является причиной ухудшения финансового состояния предприятия, иногда приводящей к его банкротству. Таким образом, эффективное управление дебиторской задолженностью — важный фактор оптимизации деятельности предприятия, его доходности и финансовой устойчивости.

Факторинг представляет собой комплекс услуг внешнего управления дебиторской задолженностью предприятия. Различные типы факторинговых соглашений позволяют конструировать факторинговые схемы, адаптируя их к потребности и возможности клиента. Процесс конструирования сопряжен со следующими этапами:

— оценка запроса клиента (проверка на соответствие требованиям фактора к дебиторскому обороту, ознакомление с механизмом возникновения дебиторской задолженности, подбор

схемы факторинга по смыслу операции, исходя из пожеланий клиента);

— оценка финансового состояния продавца и дебитора (оцениваются такие показатели, как кредитоспособность клиента, сфера его деятельности, виды выпускаемой продукции и возможности ее реализации, структура и длительность дебиторской задолженности, платежеспособность основных покупателей);

— определение лимита и срока финансирования (определение максимальной суммы дебиторской задолженности и части стоимости, которую фактор готов финансировать. Как правило, величина финансирования устанавливается в размере 50—100 % от дебиторского оборота продавца за допустимый по критериям фактора период оборота (обычно это составляет 30—40 дней);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— построение матрицы решений;

— сопоставление варианта финансирования с запросом клиента;

— подбор подходящего варианта схемы факторинга.

Основные схемы факторинга (в зависимости от сочетания типов соглашений) представлены в табл. 1.

Построение матрицы решений позволяет систематизировать выбор факторинговой схемы, исходя из финансовых показателей клиента-продавца и его дебиторов-покупателей. В зависимости от преимуществ показателей фактор определяет свое допустимое участие в расчетах по сделке, устанавливает регресс на наиболее платежеспособную сторону и определяет размер приемлемой доли финансирования. Пример принятия решения для выбора схемы работы по факторингу представлен в табл. 2. Следует рассматривать дискретную допустимость показателей, ранжированную по группам платежеспособности контрагантов, что позволит оптимизировать выбор факторинговой схемы. Обычно факторы выделяют 4—5 групп по степени платежеспособности и утверждают процент финансирования в зависимости от принадлежности контрагента к

Таблица 1

Основные схемы работы по факторингу

тип факторингового соглашения Факторинговое соглашение

с регрессом (1-й тип) Без регресса (2-й тип) с финансированием (3-й тип) Без финансирования (4-й тип)

Открытое соглашение (1-й тип) 1.1 1.2 1.3 1.4

Закрытое соглашение (2-й тип) 2.1 — — 2.4

группе. Сопоставление с запросом клиента и выбор схемы факторинга осуществляются на основании допустимых для фактора вариантов, найденных в результате поэтапного конструирования.

Различие между вариантами заключается также в наборе элементов обслуживания: от полного (максимального) обслуживания до учета и инкассирования счетов-фактур (минимальное обслуживание). Последний подход - Invoice Discounting -наиболее широко применим в российской практике, он остается основным способом финансирования дебиторской задолженности и имеет косвенное отношение к современному понятию «факторинг». «Чистым» факторингом, по мнению многих экономистов, является лишь открытое соглашение о полном обслуживании без права регресса.

Факторинг является единственным системным инструментом внешнего управления дебиторской задолженностью. Специализированный фактор работает не только как банк, но еще и как страховая компания, как бюро кредитных историй, как риск-менеджер и коллекторское агентство. Факторинговое финансирование предоставляет возможность «бессрочного» кредитования, которое в отличие от кредита может длиться столько времени, сколько клиент осуществляет торговую деятельность. Стратегическая задача фактора заключается в осуществлении полного финансового обслуживания

Пример принятия решений для

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

клиента. Современный уровень развития экономики в стране делает малореальным реализацию такого подхода, однако обусловливает перспективы развития факторинга.

Банк НФК в настоящее время является единственным специализированным на факторинге кредитным учреждением, обладающим банковской лицензией. К основным количественным показателям деятельности факторинговой компании можно отнести данные, отражающие величину финансирования и полученного вознаграждения, а также количество клиентов. Данные для анализа получены из Информационного меморандума 3.0 НФК [7] (табл. 3).

Как свидетельствуют данные, представленные в табл. 3, финансовый кризис 2008 г. значительно повлиял на динамику развития банка НФК. Оборот в 2009 г. снизился почти в 2 раза по сравнению с предыдущим годом. Однако показатели за 2011 г. приблизились, а некоторые даже превзошли докризисный уровень. Тенденция укрупнения сделок, наблюдавшаяся с 2007 г., в 2011 г. пошла на спад, тем не менее при заявляемых банком требованиях (среднемесячный оборот клиентов должен составлять не менее 5 млн руб.) показатель 7,6 млн руб. является более чем приемлемым [5, 9, 17]. Следует отметить снижение размера факторингового вознаграждения на фоне роста оборота, что явилось

Таблица 2

выбора факторинговой схемы

Показатель допустимости сторона Факторинговая схема (табл. 1)

Продавец Покупатель

Условный показатель соответствия требованиям допустимости (+/-) + + 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 2.1, 2.4

+ - 1.1, 1.3, 1.4, 2.1, 2.4

- + 1.1, 1.2, 1.3

- - Потенциальный клиент

Таблица 3

Основные количественные показатели деятельности банка нФк

Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.*

Оборот, млрд руб. 62 119 67 287 34 802 37 720 61 460

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объем выплаченных средств финансирования, млрд руб. 47 288 47 657 22 863 26 164 48 133

Число компаний, с которыми были заключены договоры факторинга, шт. 585 520 102 222

Число обслуженных компаний, шт. 862 930 479 389 677

Количество работающих дебиторов, шт. 10 125 10 763 7 748 6 052

Количество поставок, осуществленных по договорам факторинга, шт. 708 187 833 010 616 774 655 863

Размер факторингового вознаграждения, тыс. руб. 1 340 962 1 606 650 1 107 096 999 621

Среднемесячный оборот, приходящийся на одну обслуженную компанию, тыс. руб. 6 005 6 029 6 054 8 080 7 565

* Данные за 2011 г. представлены на сайте компании (URL: http://www. factoring. ru).

следствием роста конкуренции на рынке факторинга. Об этом свидетельствует и снижение доли компании на рынке факторинга с 13 % в 2007 г. до 7 % в 2011 г. и до 6 % в I полугодии 2012 г. (рис. 1) [12-15]. В I полугодии 2012 г. произошла также смена лидера по объему уступленных денежных требований: на первую строчку в ренкинге факторов по объему уступленных требований вышла группа «ВТБ факторинг» (в составе ООО «ВТБ Факторинг» и ЗАО «Транскредитфакторинг»). Лидерами рынка также являются ОАО «Промсвязьбанк» и ОАО «Альфа-Банк».

Основным источником будущих доходов банка НФК является доход от проведения факторинговых операций. Размер факторингового портфеля этого банка вырос в 2011 г. в 1,7 раза по сравнению с 2010 г. На 2012 г. был запланирован дальнейший рост факторингового портфеля и доходов банка [5]. В целом можно констатировать, что кризисное снижение показателей, наблюдавшееся с 2008 г. и достигшее миниума в 2009 г., пройдено. Банк устойчиво развивается, демонстрируя рост показателей и невысокие, но стабильные показатели рентабельности. Однако наблюдаются отставание показателей банка от роста показателей рынка факторинга в целом по стране и снижение доли его участия на рынке.

Рекордные объемы рынка факторинга (880 млрд руб. - эта сумма на 77 % превышает показатель 2010 г.) в 2011г. были обеспечены переориентацией клиентов с банковского кредитования на факторинг. С одной стороны, на фоне нестабильной ситуации с ликвидностью в экономике более консервативным стал подход банков к выдаче новых ссуд и пролонгации действующих кредитов. Банки сегодня больше заинтересованы в факторинге как в инструменте краткосрочного фондирования, который позволяет осуществлять контроль за процентными рисками и диверсифицировать кредитные. С другой стороны, из-за жесткой ценовой конкуренции на рынке факторинга его стоимость стала сопоставима со стоимостью кредита. Клиент при этом выбирает факторинг, который декларирует хоть какую-то сервисную составляющую.

Рынок разделился на секторы, в одном из которых факторинг является заменой кредита, в другом - присутствует факторинг с сервисной составляющей. Именно поэтому некоторое по-

вышение ставок во II половине 2011 г. не повлекло роста маржи факторинга. Факторинговые ставки росли медленнее, чем стоимость пассивов факторов, а некоторые факторы продавали факторинг ниже декларируемых ставок, экономя при этом на сервисной составляющей услуги.

Темп прироста рынка в 2012 г. несколько замедлился и составил около 25—35 % [15]. Но даже такие темпы позволили рынку в 2012 г. перешагнуть рубеж в 1 трлн руб. Замедлить рынок может смена стратегических приоритетов крупных факторов, которые заключаются в переходе от наращивания (удержания) доли рынка к повышению рентабельности бизнеса. Негативно на рынок факторинга могут повлиять и усиление, и снижение волатильности финансовых рынков. Если проблемы в финансовом секторе спровоцируют падение конечного спроса,

рис. 1. Доли участников рынка факторинга в объеме уступленных им денежных требований в I полугодии 2012 г., тыс. руб (%): 1 — Группа компаний НФК - 35 848 468 (6); 2 — ОАО «Промсвязьбанк» — 105 732 627 (18); 3— БНП «Париба Восток» — 56 884 476 (10); 4 — ОАО «Банк Петрокоммерц» — 40 126 581 (7); 5 — Транскапиталбанк — 7 433 121 (1);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 — НОМОС-БАНК (ОАО) — 13 210 000 (2);

7 — ЗАО «ЮниКредитБанк» — 17 759 281 (3);

8 — ООО ФК «Лайф» — 10 933 576 (2); 9 — ОАО «Московский кредитный банк» —12 576 000 (2); 10 — РБ «Факторинг» (ранее «BSGV Факторинг») — 25 478 290 (4); 11 — ФК «Клевер» — 4 499 051 (1); 12 — ОАО «Альфа-Банк» — 69 303 617 (12); 13 — ОАО АКБ «Металлинвестбанк» — 17 976 140 (3); 14 - «Политекс» — 3 151 680 (1); 15 — ООО «ВТБ Факторинг» — 138 644 000 (24);

16 — РФК — 4 100 349 (1); 17 — ООО «Эйч-эс-би-си-Банк» — 4 764 148 (1); 18 — ФК «Санкт-Петербург» — 3 677 612 (1)

то темпы роста рынка факторинга могут стать отрицательными. В случае стабилизации финансовых рынков факторы могут столкнуться с тем, что клиенты станут «возвращаться» к банковским кредитам.

Необходимо также оценить влияние на российский рынок факторинга такого важного события, как вступление России в ВТО, однако большинство факторов (47 %) уверено в том, что оно несущественно. Значительного роста импортного и экспортного факторинга ожидают 18 % участников рынка, 15 % надеются на рост потребительского спроса, который будет способствовать увеличению объемов факторинга, 9 % ожидают экспансии иностранных игроков на российский рынок факторинга. По мнению 12 % участников рынка, вступление России в ВТО негативно отразится на развитии факторингового бизнеса из-за вытеснения с рынка многих отечественных производителей [4].

В 2012 г. новой точкой роста стал международный факторинг, но его доля пока не превышает 3 % рынка. Вступление в ВТО создает возможности вовлечения России в международную торговлю, что расширяет потенциал роста международного факторинга. Выход новых иностранных игроков на российский факторинговый рынок маловероятен, с одной стороны, по причине закрытости рынка из-за неконкурентоспособности отечественных компаний, с другой - из-за отсутствия на российском рынке достаточного числа клиентов, готовых платить за сервисную составляющую факторинга.

Далее изучим механизм факторингового обслуживания в банке НФК, а также рассмотрим стоимость и условия предоставления факторинговых услуг. Основными направлениями банковских услуг являются:

— внутренний факторинг (поставщик и дебитор

находятся на территории РФ);

экспортный факторинг (поставщик находится на территории РФ, а дебиторы — на территории других стран);

импортный факторинг (услуга по оценке платежеспособности российских импортеров, управлению дебиторской задолженностью и исключению неоплаты отгруженного с отсрочкой платежа товара, оказываемая зарубежным факторинговым компаниям - партнерам НФК по международным факторинговым ассоциациям FCI и IFG);

факторинг для банков-партнеров (типовой проект совместного факторингового обслуживания, который позволяет оказывать корпоративным клиентам комплекс услуг по факторингу без вложения банком-партнером денежных средств, временных затрат на создание необходимой инфраструктуры, а также без принятия несвойственных банку факторинговых рисков (по сути, это факторинговый аутсорсинг, позволяющий кроме очевидной диверсификации бизнеса банков-партнеров улучшать показатели всех участников межбанковских факторинговых операций).

Продуктовый ряд банка НФК представлен всеми существующими в России на данный момент факторинговыми схемами (табл. 4). Решения направлены на удовлетворение следующих потребностей:

пополнение оборотных средств на срок отсрочки платежа;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

покрытие рисков, возникающих вследствие отгрузки товара на условиях отсрочки платежа; финансирование закупок и производства, связанных с выполнением подтвержденного заказа; управление дебиторской задолженностью, начиная от проверки платежеспособности покупателей и заканчивая сбором дебиторской задолженности;

Таблица 4

Продуктовый ряд банка нФк в соответствии с такими признаками, как риск, бизнес-специфика, территория

Признаки составляющие признака продукта

продукта

Риск Факторинг с регрессом Факторинг без регресса

Бизнес- Факто- Портфельное Предпоста- Реверсив- Факто- Факторинг- Покупка Закупочный

специфика ринг-фи- финансирова- вочный ный фак- ринг- финанс + дебиторской факторинг

нанс ние факторинг торинг гарант + факторинг- задолженности

гарант

Территория Внутренний факторинг

Экспортный факторинг

Импортный факторинг

— построение эффективной системы закупки товаров у поставщика на условиях отсрочки платежа.

Продукты банка НФК имеют следующее назначение:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— факторинг-финанс — беззалоговое финансирование под дебиторскую задолженность. После отгрузки товара банк НФК финансирует поставщика в любой день до наступления срока платежа по договору с покупателем;

— портфельное финансирование — беззалоговое финансирование под уступку портфеля дебиторской задолженности крупного поставщика (с объемами среднемесячных продаж не менее 75 млн руб.) широкому кругу дебиторов без обязательного подписания уведомлений. После отгрузки товара банк НФК финансирует поставщика в любой день до наступления срока платежа по договору с покупателем. Когда дебитор производит оплату на расчетный счет поставщика, поставщик возвращает банку НФК ранее выплаченное финансирование;

— предпоставочный факторинг — финансирование под будущую дебиторскую задолженность. На этапе закупки или производства продукции для последующей продажи банк НФК финансирует исполнение заказов покупателей на срок их исполнения (закупка сырья, производство и доставка товара покупателю);

— факторинг-гарант — поручительство банка НФК за покупателей. В случае неоплаты покупателем поставки по истечении срока отсрочки и периода ожидания банк выплачивает поставщику денежные средства в размере выданного ранее поручительства;

— покупка дебиторской задолженности - это продукт, в рамках которого банк НФК покупает торговую дебиторскую задолженность поставщиков. После отгрузки товара и продажи дебиторской задолженности в пользу банка поставщик сразу получает денежные средства за товар и исключает риск неоплаты;

— закупочный факторинг - это продукт для крупных компаний-покупателей, в рамках которого банк НФК предоставляет поставщикам

Комиссия банка НФК за

финансирование в размере 100 % от суммы подтвержденной покупателем поставки. Все факторинговые продукты банка предполагают оценку кредитного риска и включают в себя управление дебиторской задолженностью. Система риск-менеджмента банка НФК предполагает раздельное управление рисками клиента и дебитора. При определении суммы финансирования основными являются показатели платежеспособности дебиторов, поэтому фактический лимит финансирования клиента может превышать лимит, сформированный на основе собственных показателей финансово-хозяйственной деятельности клиента. Согласно рекламному материалу банка НФК предлагаемые продукты не являются стандартными, а механизм работы с клиентом предполагает индивидуальный подход, учитывающий специфику каждого бизнеса. Но существующее разнообразие готовых решений позволяет избегать нестандартных схем финансирования, и на практике индивидуально согласуется только размер комиссий. Основные виды комиссионных сборов банка следующие:

— фиксированный сбор за обработку денежного требования К1 - 15 руб.;

— комиссия за факторинговое обслуживание переданных денежных требований К2 для абсолютных значений, К2 % — для процентных (табл. 5);

— комиссия за финансирование К3 для абсолютных значений, К3 % — для процентных (табл. 6). Также применяется система корректировки

комиссий в зависимости от фактического финан-

Таблица 5

Комиссия банка НФК за факторинговое обслуживание переданных денежных требований (К2 %)

Объем переданных на обслуживание денежных требований, руб. % от суммы переданных на обслуживание денежных требований

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

До 5 000 000 1,0

5 000 001 - 10 000 000 0,5

10 000 001 - 15 000 000 0,4

15 000 001 - 30 000 000 0,4

30 000 001 - 75 000 000 0,35

Более 75 000 001 0,2

Таблица 6

финансирование (К3 %)

Показатель Параметр

Оборачиваемость Д, дней До 24 25—35 36—44 45—60 61—74 75—90 От 90

Комиссия К3 %, % от суммы финансирования 0,002 0,009 0,011 0,015 0,019 0,022 0,027

сирования и выдачи поручительств. Существует система штрафных санкций, применяемых к клиенту и дебитору.

Проанализируем эффективность использования факторинга как инструмента управления дебиторской задолженностью на примере продуктовой линии банка НФК в сравнении с кредитными продуктами и продуктами факторинга конкурентов.

На основании анализа данных о доле рынка наиболее крупных игроков рынка факторинга в РФ [12—15] можно выделить три банка, входящие в пятерку лидеров на протяжении последних лет: банк НФК, ОАО «Промсвязьбанк» и ОАО «Банк «Петрокоммерц». Рассмотрим продуктовые линии этих банков (табл. 7), воспользовавшись обозначениями факторинговых схем, приведенных в табл. 1 и 2.

Как свидетельствуют данные, представленные в табл. 7, по ассортименту банк НФК значительно превосходит конкурентов. Кроме того, доля безрегрессного финансирования в общем объеме финансирования у этого банка выше, чем у конкурентов [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценить стоимость факторингового финансирования условной дебиторской задолженности СФ в сумме 1 000 000 руб. с регрессом сроком на 30

дней в объеме финансирования до 5 000 000 руб. по тарифам банка НФК можно за счет пересчета в годовую процентную ставку (табл. 8).

Годовые ставки по кредитам сроком на 1—2 года и по факторингу приведены в табл. 9 (значения соответствуют коммерческим предложениям волгоградских отделений банков в мае 2012 г.).

Как свидетельствуют данные, представленные в табл. 9, стоимость факторингового финансирования ниже стоимости беззалогового кредита, но выше стоимости кредита с залогом. Сравнение факторинговых предложений свидетельствует в пользу выбора банка НФК.

Стоимость факторингового финансирования зависит от общей величины дебиторской задолженности, переданной в управление, и от сроков оборачиваемости финансирования. Зависимость по обусловленной сумме показана на рис. 2. Данные, приведенные на графике, наглядно свидетельствуют о том, что стоимость факторинга вполне сопоставима со стоимостью залогового кредита, а при большом объеме переданной фактору задолженности и быстрой оборачиваемости имеет предельно низкие значения - 3,77 % годовых. Следует отметить, что показатели объема и оборачиваемости берутся за

Таблица 7

Внутренние факторинговые продуктовые линейки действующих банков, входящих в ТОР-5 по факторинговому обороту в 2007-2011 гг.

Банк Факторинговая схема (табл. 2)

1.1 1.2 1.3 1.4 2.1 2.4

Банк НФК (ЗАО) + + + + + +

ОАО «Промсвязьбанк» + *

ОАО «Банк «Петрокоммерц» + + *

Примечание: + - схема включена в продуктовую линейку, * - схема рассматривается индивидуально (как возможный вариант).

Таблица 8

Расчет стоимости факторингового обслуживания в банке НФК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатель Расчет показателя Значение

Комиссия за обработку К1 15 руб.

Комиссия за обслуживание К2 = СФ • К2 % = 1 000 000 • 1,0 % 10 000 руб.

Комиссия за финансирование КЗ = СФ • Д • К3 % = 1 000 000 • 30 • 0,009 % 2 700 руб.

Итого комиссионных сборов К = К1 + К2 + КЗ 12 715 руб.

Процент всей комиссии от суммы финансирования К % = К • 100 % / СФ = 12 715 • 100 / 1 000 000 1,2715 %

Годовая процентная ставка ФФг= К % • 365 / Д = 365 • 1,2715 % / 30 15,467 %

Примечание: рассчитано автором на основании данных, представленных в табл. 5 и 6.

Таблица 9

Банковские годовые процентные ставки по кредитам и факторингу, %

Банк Кредит с залогом Кредит без залога Факторинг

Банк НФК (ЗАО) Кредит не предоставляется 15,47

ОАО «Промсвязьбанк» 12,6 21,7 От 16

ОАО «Банк «Петрокоммерц» 15,5 19 17,88

Менее 5 млн руб. 5-10 млн руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30-75 млн руб. Более 75 млн руб. Кредит с залогом ПСБ Кредит без залога ПКБ

24

120

35 44 60 74 90

Оборачиваемость финансирования, дни

Примечание: ПСБ - ОАО «Промсвязьбанк», ПКБ - ОАО «Банк «Петрокоммерц».

Рис.2. Стоимостьфакторинговых услуг банкаНФК (пересчетвгодовые проценты)

в зависимости от величины дебиторской задолженности (млн руб.) и сроков ее оборачиваемости(сравнение скредитнымиставкамибанков,указанныхвтабл.9)

О соответствии условий факторингового обслуживания требованиям рынка можно судить на основании оценки показателей деятельности Волгоградского представительства банка НФК с момента открытия в 2007 г. (табл. 10).

Оценить деятельность Волгоградского представительства банка НФК можно, сравнив его показатели с показателями компании в целом. Оборот представительства в 2010 г. увеличился в

предшествующий финансированию месяц. Кроме того, низкиеставки нивелируются штрафными санкциями и реально воспользоваться ими можно при непрерывном и своевременном выполнении дебиторами своих обязательств. Анализ деятельности банка НФКсвидетельствуето том, что среднемесячный объем переуступленной дебиторскойзадолженности, приходящийся на одного клиента, находится в пределах 8 млн руб. (см. табл. 3), следовательно, реальные ставю!находятсявгфеделах9—16 % годовых.

Необходимо отметить, что из-за «напора» избыточной ликвидности справедливая стоимость риска факторами «потеряна». Если допустить хотя бы минимальные потери у первых пяти игроков рынка, то реально они работают с отрицательной доходностью [15].

2,4 раза по сравнению с докризисным 2008 г. и достиг 0,5% от о борота банка НФК. Поскольку 2008 г. является первым полным годом работы представительства, то столь стремительный рост следует рассматривать как следствие наработки клиентской базывновом регионе. Доля представительства по числуобслужен«ых компаний постоянно растет и составляет 1,29 % от показателей банка НФК. Следовательно, среднемесячный оборот, приходящийся наодногоклиента представительства, в 2,58 раза ниже, чем по банку НФК в целом, и составляет 3,1 млн руб., что ниже требуемых банком показателей (5 млн руб.). Поскольку банк НФК представлен во всехэкономически активных регионах страны, то для выявления потенциала роста представительства необходимо сравнение доли представительства в

Таблица 10

Оценка состояния клиентской базы Волгоградского представительства банка НФК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатель 2007г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Оборот, тыс. руб. 3 230 77 588 49 403 186 907 748 909

Выплаченные средства финансирования, тыс. руб. 2 907 54 222 38 284 147 597 641 066

Непогашенные средства финансирования, тыс. руб. 2 907 7 200 11 326 51 074 155 988

Получено дохода, тыс. руб. 0 1 884 1 345 3 107 18 827

Количество работающих клиентов 1 6 6 5 8

Количество зарегистрированных клиентов 36 194 176 99 40

Средний ежемесячный оборот, приходящийся на клиента, тыс. руб. 269 1 078 686 3 115 7 801

Источник: данные отчетов состояния клиентской базы (OLAP) по Волгоградскому представительству банка НФК.

обороте банка с неким показателем, отражающим долю экономики Волгоградской области в экономике РФ. Основным обобщающим показателем, характеризующим экономику региона в целом, является валовой региональный продукт (ВРП), представляющий валовую добавленную стоимость, произведенную на территории региона во всех секторах экономики. Доля ВРП Волгоградской области за анализируемый период составляет 1,17-1,23 % от уровня РФ [1]. Соотношение долей оборота представительства в общем обороте банка НФК и ВРП Волгоградской области в РФ в 2010 г. составляет 0,424. Таким образом, можно сделать вывод о том, что оборот представительства в перспективе должен быть увеличен в 2,4 раза, а учитывая вероятный посткризисный рост показателей компании и подъем экономики в целом, — еще в 1,7 раза. Итоговый оборот представительства в 2011 г. должен был вырасти более чем в 4 раза, что и подтверждает анализ данных представительства за 2011 г. (оборот в 2011 г. составил 748,9 млн руб., что в 4 раза выше показателей 2010 г.). Рост показателей аппроксимируется экспоненциальной зависимостью (рис. 3).

Таким образом, в 2011г. представительство банка НФК вышло на уровень, соответствующий темпам роста экономики Волгоградской области, и на сегодняшний день компания миновала фазу интенсивного роста, связанную со становлением бизнеса в регионе.

Поскольку факторинг ориентирован на финансирование реального сектора экономики в текущий момент времени, то кризисные изменения в российской экономике в 2009 г. отразились на состоянии

800 000

банков-факторов. Оценка динамики изменения объема уступленных по факторингу требований крупнейшим факторам за 2007-2011 гг. представлена на рис. 4 [12—15].

Как свидетельствуют данные, приведенные на диаграмме, рынок факторинга после кризиса показал высокие тепы роста, достигнув в 2011 г. докризисных показателей 2007 г. (более 855 млрд руб.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Существенно выросла доля безрегрессного факторинга. Если в I полугодии 2011 г. она составляла 25,7 % рынка, то в I полугодии 2012 г. — 34,6 % [2]. Рост доли безрегрессного факторинга и принятие повышенных коэффициентов риска (согласно инструкции Банка России от 16.01.2004 № 110-И «Об обязательных нормативах банков») привели к снижению доли банков на рынке факторинга с 70 % в I полугодии 2011 г. до 65 % в I полугодии 2012 г. Теперь (в силу внесенных в инструкцию поправок) безрегрессный факторинг оказывает повышенное давление на норматив достаточности собственных средств кредитных организаций практически при всех сделках. Необходимо отметить, что фактор не может отследить факт целевого использования средств поставщиком, да и неясно, что считать целевым использованием средств, полученных поставщиком по безрегрессному факторингу (нецелевое использование заемных средств является в соответствии с новой редакцией указанной инструкции Банка России поводом для применения повышенных коэффициентов риска) [8].

Возобновленная после кризиса деятельность предприятий требует дополнительного финансирования. Факторинговые инструменты в настоящий

700 000 600 000 500 000 400 000 300 000 200 000 100 000

ш

I й \

X

Шз ты...

Щ Оборот

□ Выплаченные средства финансирования

В Непогашенные средства финансирования

■ Получено дохода

2007

2008

2009

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2010

2011

Рис. 3. Оценка динамики основных экономических показателей деятельности Волгоградского представительства банка НФК за 2007—2011гг, тыс. руб.

900 000 000 800 000 000 700 000 000 600 000 000 500 000 000 400 000 000 300 000 000 200 000 000 100 000 000 0

Промсвязьбанк Банк «Петрокоммерц» «Банк НФК»>

1Весь рынок факторинга

6

7

т (ч

5

т

5

8

4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5

0 3

0 1

0 8

9 9

6 6

9 0

4

5

2007

2008

2009

2010

2011

Источник: данные банков и РА «Эксперт РА».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4. Изменение объема уступленных денежных требований действующим факторам - ТОП-5

за период с 2007 по 2011 г., тыс. руб.

момент имеют дополнительное потенциальное преимущество перед обычным кредитованием.

Во-первых, факторинг ориентирован на будущий оборот заемщика, в то время как кредит зависит от предыдущих оборотов и наработок, а поскольку обороты за время кризиса зачастую были потеряны, то регламент кредитования не позволяет осуществить полного финансирования.

Во-вторых, залоговые активы значительно обесценились, а дебиторская задолженность имеет действительную, актуальную стоимость.

Нельзя не упомянуть еще об одном существенном преимуществе факторингового финансирования, которое заключается в эффективности использования полученных средств. Целевой характер финансирования и соответствие срокам запланированной оборачиваемости обусловливают полное использование полученных средств, в то время как кредитные деньги зачастую «простаивают» в «ожидании» сделки. Рассчитав отношение средних сроков согласования Дсог к периоду оборачиваемости дебиторской задолженности Д для конкретного бизнеса, можно вывести коэффициент Кпр, при по-

мощи которого следует корректировать стоимость кредитного финансирования КФ при сравнении с факторинговым финансированием ФФ:

Кпр = 1 + Дсог/ДХ

КФ = КФ • К .

кор пр

Вместе с тем факторинговое финансирование более прибыльно для заемщика по причине полного использования всей суммы финансирования в нужный период времени и отсутствия переплат за пользование заемными средствами, не находящимися в обороте. Таким образом, факторинг имеет преимущества как инструмент финансирования большого объема быстро оборачиваемых денежных требований. Эффективность факторинга как инструмента управления дебиторской задолженностью обусловлена возможностями проверки дебитора силами и средствами фактора, срочного погашения основной части задолженности, мониторинга состояния дебиторской задолженности и снижения рисков непогашения задолженности.

Выявим наиболее перспективные направления развития факторинга.

1. Поскольку сегодня многие сегменты рынка находятся в стадии временного подъема, возникает

потенциальная потребность авансового финансирования еще не произведенного продукта, которую можно реализовать «предпоставочным» факторингом. Этот же механизм финансирования можно использовать для проведения поставок по тендерам и аукционам, получившим распространение в связи с реализацией Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [11]1. Ниша госзакупок остается недооцененной факторами из-за формальностей, связанных с анализом финансового состояния госучреждений, несмотря на то, что группа риска по подобным требованиям имеет меньший коэффициент согласно инструкции Банка России от 16.01.2004 № 110-И «Об обязательных нормативах банков» [7].

2. Другое перспективное направление факторинга - это его расширение по территориальному признаку. Факторинг в регионах развит слабо, однако имеет перспективы интенсивного роста [6]. В то же время улучшается логистика и минимизируются затраты фактора по контролю за удаленными дебиторами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обслуживание внешнеэкономической деятельности в России вряд ли можно назвать перспективным, несмотря на то, что лишь единичные факторы предоставляют такую услугу. Основную часть экспорта составляет сырье, поставляемое крупными монополистами, которые в факторинге в принципе не нуждаются. В свою очередь импортное направление нуждается в финансировании, но факторинговый механизм противоречит российскому законодательству по валютному контролю, подпадая под признаки вывоза валюты. Как следствие, доля международного факторинга в структуре факторинговых сделок по итогам 2010 г. составила менее 0,65 % (в 2012 г. эта доля составила 1,1 %) [16].

С ростом популярности факторинга как инструмента финансирования многие банки успешно используют факторинг для привлечения клиентов на комплексное обслуживание в банк, рассчитывая покрыть возможные убытки от факторинга за счет других, более доходных продуктов. С этим связаны увеличение числа участников рынка и снижение комиссий по факторингу до уровня кредитных ставок,

1 В Госдуму ФС РФ внесен проект федерального закона № 68702-6 «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров,работ и услуг».

как следствие, услуги по управлению дебиторской задолженностью отходят на второй план, оставаясь «неоплаченными».

На основании изложенного основными рекомендациями по применению факторинга как инструмента управления дебиторской задолженностью для различных хозяйствующих субъектов являются следующие:

1) как свидетельствует мировой опыт, целесообразно привлекать на факторинговое обслуживание поставщиков, имеющих регулярные, повторяющиеся контракты с покупателями [10]. Можно выделить четыре группы таких поставщиков:

— поставщики потребительских товаров (продовольственных и промышленных), так как их контрагенты обычно наиболее платежеспособны и обладают повышенной потребностью в финансовых ресурсах в период от получения товаров до оплаты;

— поставщики различных услуг: рекламных, транспортных, телекоммуникационных, туристических и т. п. Например, многие западные факторы финансируют туроператоров, позволяя оплачивать туры до начала сезона;

— компании, осуществляющие продажи наложенным платежом. В результате, фирма-отправитель может получать до 80 % [6] стоимости отправленного товара на свой расчетный счет (риски фактора при этом минимальны, поскольку в случае неоплаты заказчиком осуществляется возврат товара);

— поставщики-экспортеры. Отгружая продукцию при участии фактора, поставщики, помимо возможности поставки с отсрочкой платежа, получают необходимый внешнеторговый консалтинг и избавляются от необходимости урегулирования спорных вопросов в правовом поле импортера;

2) для применения факторинга как инструмента управления дебиторской задолженностью хозяйствующему субъекту необходимо настроить бизнес-систему под требования фактора, в связи с чем, необходимо:

— выделить отдельное направление деятельности с регулярными повторяющимися контактами за счет оформления соответствующих положений учетной политики или создания обособленного предприятия в зависимости от масштабов и специфики бизнеса;

— подготовить дебиторов к предстоящей переуступке как к неотъемлемой части сотрудничес-

тва за счет внесения необходимых поправок в типовой договор поставки;

— скорректировать длительность отсрочки платежей дебиторов для финансирования на наиболее выгодных условиях, учитывая условия фактора (к примеру, предоставить дополнительную отсрочку и повысить покупателю отпускную цену либо увеличить объем поставки);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— создать максимально возможный первоначальный оборот за счет собственных и привлеченных средств в течение времени осуществления фактором финансового анализа;

— провести ревизию кадрового состава в связи с предстоящим делегированием обязанностей по управлению дебиторской задолженностью фактору;

3) финансовые организации должны осуществлять дальнейшую популяризацию продукта в целях введения факторинга в традиции делового оборота, поскольку на сегодняшний день факторинг на отечественном рынке недооценен потенциальными заемщиками и используется в основном как инструмент финансирования, но не управления дебиторской задолженностью. Необходимо организовать рекламную кампанию, проводить семинары и консультации, задействовать или создавать консалтинговые организации в целях привлечения клиентов на «полное» обслуживание, интегрировать факторинговые операции в автоматизированные системы бухгалтерского учета.

Итак, рассмотрев и проанализировав существующие на российском рынке схемы работы по факторингу, можно сделать некоторые выводы.

Дебиторская задолженность является особым активом, стоимость которого подвержена многим рискам, поэтому управление дебиторской задолженностью требует особого подхода. Факторинг позволяет, помимо финансирования под уступку дебиторской задолженности, организовать профессиональное управление задолженностью. Функции управления дебиторской задолженностью зачастую не свойственны самому хозяйствующему субъекту вследствие недостатка качественных ресурсов для осуществления контроля и управления. Для развивающегося предприятия, как правило, существует обобщенная потенциальная потребность в непрерывном финансировании и управлении дебиторской задолженностью. Факторинг является гибким инструментом финансирования, включающим для продавца ряд дополнительных услуг. Сочетая раз-

личные типы факторинговых соглашений, факторы могут предлагать решения для финансирования проектов, рассчитанные на клиентов с различным финансовым состоянием. Факторинг является системным инструментом внешнего управления дебиторской задолженностью. Специализированный фактор работает не только как банк, но еще и как страховая компания, как бюро кредитных историй, как риск-менеджер и коллекторское агентство.

Основной проблемой для факторов сегодня является высокая конкуренция, участники рынка вынуждены снижать цены на факторинговое финансирование, которые, как уже было отмечено ранее, стали соизмеримы со стоимостью кредитования. Управления дебиторской задолженностью фактически не существует - факторы делают акцент исключительно на финансировании, в то время как стратегическая задача фактора заключается в осуществлении полного финансового обслуживания клиента. Но, как известно, спрос рождает предложение, а российский поставщик пока не готов оплачивать услуги управления задолженностью. Однако факторинг имеет потенциал роста и, на взгляд автора, уже в ближайшие несколько лет станет неотъемлемой частью делового оборота.

Список литературы

1. Внутренний региональный продукт / Рос-стат. URL: http://www. gks. ru/wps/wcm/connect/ rosstat/rosstatsite/main/account.

2. Волков С., МусиецМ. Подсели на факторинг // Эксперт. 2012. № 38 (820).

3. Группа ITFORC. URL: http://www. itforce.

4. Данные интерактивного голосования топ-менеджеров российского рынка факторинга на конференции «Факторинг в России - 2012» / Эксперт РА. URL: http://raexpert. ru/researches/factoring/ opros_factoring_2012/part01.

5. Ежеквартальный отчет по ценным бумагам / Национальная Факторинговая Компания. URL: http://www. factoring. ru/upload/content/files/ emitent/1_report/otchet_2011q4.pdf.

6. Ивочкин А. А. Золотой год российского факторинга / Агентство Bankir. Ru. URL: http://bankir. ru/publikacii/s/zolotoi-god-rossiiskogo-faktoringa-10001310.

7. Информационный меморандум 3.0 / Национальная Факторинговая Компания. URL: http://www. factoring. ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Об обязательных нормативах банков: инструкция Банка России от 16.01.2004 № 110-И (ред. от 28.04.2012).

9. О величине активов кредитных организаций в 2011 г. / Банк России. URL: http://www. cbr. ru/statistics/print. aspx?file=bank_system/assets-capital_11.htm&pid=pdko&sid=ITM_26599.

10. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-Ф3 (ред. от 23.12.2010).

11. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 20.07.2012 с изм. от 16.10.2012).

12. Российский рынок факторинга в 2008 г.: измениться, чтобы выжить / Эксперт РА. URL: http://raexpert. ru/researches/factoring/factoring2008.

13. Российский рынок факторинга в 2009 г.: в поисках точек роста / Эксперт РА. URL: http:// raexpert. ru/researches/factoring/factoring2009.

14. Российский рынок факторинга в 2010 г.: на холостых оборотах [Электронный ресурс] // Эксперт РА - URL: http://raexpert. ru/researches/factoring/ factoring2010/

15. Российский рынок факторинга в 2011 г.: пока на взлете / Эксперт РА. URL: http://www. raexpert. ru/researches/factoring/2011.

16. Статистика международного факторинга / Министерство экономического развития РФ. Портал внешнеэкономической информации. URL: http:// www. ved. gov. ru/rus_export/factoring/factoring_ stat.

17. Финансовая отчетность НФК / Национальная Факторинговая Компания. URL: http://www. factoring. ru/about/official_information/financial_ statements .

и полиграфические работы

ф

Тел.: 8-499-166-61-80 http://dipak.ucoz.ru/

Издания любой сложности

• книги • журналы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• проспекты • буклеты

• рекламная продукция

Товаросопроводительная, деловая и представительская документация

Оперативность Высокое качество