Научная статья на тему 'Организация факторинговых операций в коммерческих банках'

Организация факторинговых операций в коммерческих банках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1626
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРИНГ / ОТСРОЧКА ПЛАТЕЖА / ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / БАНКОВСКИЙ КРЕДИТ / FACTORING / DELAY IN PAYMENT / RECEIVABLES / BANK CREDIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лашевский П. А.

Факторинг это комплекс услуг для компаний, торгующих с отсрочкой платежа. Предприятие может очень эффективно управлять дебиторской задолженностью клиентов, привлекая для этого факторинговую компанию. В статье рассмотрены особенности факторинговых операций и даны сравнения с банковским кредитом. Принципиальным различием факторинга и кредита является то, что кредит ориентирован на успехи компании в прошлом, на те активы, которые были заработаны вчера, факторинг же ориентирован на будущие успехи в продажах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORING OPERATIONS IN COMMERCION BANKS

Factoring is a complex of services for the companies trading with a delay in payment. The enterprise can effectively operate receivables from clients, with a factoring company involved. In the article the author considers factoring operations, as well as in terms of bank credit. The essential difference is that credit is determined by the company's previous success, assets gained yesterday, whereas factoring is aimed at good sales in future

Текст научной работы на тему «Организация факторинговых операций в коммерческих банках»

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, СТАТИСТИКА

УДК 336717 П. А. Лашевский

ОРГАНИЗАЦИЯ ФАКТОРИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ

Факторинг - это комплекс услуг для компаний, торгующих с отсрочкой платежа. Предприятие может очень эффективно управлять дебиторской задолженностью клиентов, привлекая для этого факторинговую компанию. В статье рассмотрены особенности факторинговых операций и даны сравнения с банковским кредитом. Принципиальным различием факторинга и кредита является то, что кредит ориентирован на успехи компании в прошлом, на те активы, которые были заработаны вчера, факторинг же ориентирован на будущие успехи в продажах.

Ключевые слова: факторинг, отсрочка платежа, дебиторская задолженность, банковский кредит.

P.A. Lashevskiy

FACTORING OPERATIONS IN COMMERCIAL BANKS

Factoring - is a complex of services for the companies trading with a delay in payment. The enterprise can effectively operate receivables from clients, with a factoring company involved. In the article the author considers factoring operations, as well as in terms of bank credit. The essential difference is that credit is determined by the company's previous success, assets gained yesterday, whereas factoring is aimed at good sales in future.

The key words: factoring, delay in payment, receivables, bank credit.

Товарно-кредитные отношения существуют очень давно, и это факт. Причина их возникновения - это нехватка оборотных средств, отсутствие или высокая процентная ставка по кредитам. Современный поставщик в стремлении найти и удержать покупателя вынужден проводить ряд мероприятий, таких как снижение цен, улучшение качества товара и услуг, бесплатная доставка и предоставление отсрочки платежа за продаваемый товар. Большинство организаций реализует товары, предоставляя своим фактическим покупателям товар на условиях отсрочки платежа. В целях расширения рынка и привлечения покупателей организации-продавцы предлагают потенциальным покупателям договорные отношения на выгодных для последних условиях. Предлагая выгодные условия покупателям, продавцы увеличивают свою дебиторскую задолженность, тем самым ухудшая показатели оборачиваемости своих оборотных средств, в частности средств в расчетах. Не имея возможности привлечь кредитные ресурсы для пополнения своих оборотных средств, организации начинают использовать источники ликвидных ресурсов, имеющиеся у каждой организации в свободном доступе, но предназначенные по их экономической сути аб-

солютно на иные цели. Такой финансовый инструмент, как факторинг, позволяет организациям обеспечить увеличение оборотного капитала, ускорить оборачиваемость оборотных средств, ликвидировать кассовые разрывы и при этом расширить рынок сбыта своих товаров.

Субъектами факторинговой операции являются три стороны:

- дебитор (должник, покупатель по основному договору), который имеет кредиторскую задолженность за поставленные поставщиком товары и которому поставщиком предоставлена отсрочка платежа, при этом возможна отсрочка платежа, которая имеет место при выполнении работ или оказании услуг;

- клиент (кредитор, поставщик (подрядчик) по основному договору), который имеет дебиторскую задолженность за поставленные покупателю товары (выполненные работы, оказанные услуги);

- финансовый агент (фактор, специализированная организация, осуществляющая факторинговые операции, банк или кредитная организация, их факторинговые отделы), который финансирует клиента в обмен на уступку последним права денежного требования (де-

биторской задолженности) и стимулирует дебитора к погашению дебиторской задолженности и, кроме того, берет переход на себя рисков и оказывает дополнительные услуги при заключении договоров финансирования под уступку денежного требования.

Перемена лиц в обязательстве осуществляется в форме уступки права требования (цессии), происходит при замене кредитора, при переводе долга происходит замена должника.

На практике цессию не всегда возможно отождеств -лять с уступкой права требования, так как уступка права требования - это разновидность цессии. Спецификой такой хозяйственной сделки, как перемена лиц в обязательстве, является возникновение самостоятельных последствий гражданско-правового характера, а также особенностей их отражения в бухгалтерском и налоговом учетах.

Уступка права требования в настоящее время регулируется правовыми нормами, изложенными в гл. 24 «Перемена лиц в обязательстве» ГК РФ. Такая переуступка требования осуществляется в результате заключения особого договора (цессии). Суть такого договора состоит в том, что при уступке права требования по обязательствам кредитор (цедент) уступает право в сделке новому кредитору (цессионарию). Однако обязанности могут переходить от одного лица к другому в порядке уступки требования и по основаниям, преду-смот-ренным законом (п. 1 ст. 382, ст. 297 ГК РФ).

Таким образом, в Гражданском кодексе Российской Федерации определены две формы цессии - договорная (осуществляемая на основании договора) и нормативная (осуществляемая на основании закона). При этом уступка права требования представляет собой переход права на основании договора. Это оказывает существенное влияние на формирование договорных отношений по факторинговым операциям, где банки участвуют как субъекты этих отношений.

Форма договора цессии зависит от того, как был заключен первоначальный договор. Например, если первоначально требовалось обязательное соблюдение письменной формы и нотариального удостоверения, то договор уступки права требования должен соответствовать этим критериям. Уступка требования по сделке, требующей государственной регистрации, должна быть зарегистрирована в порядке, установленном для регистрации этой сделки, если иное не установлено законом.

Уступка требования может быть как возмездной, так и безвозмездной (по договору дарения). Однако следует помнить, что в соответствии со ст. 575 ГК РФ дарение в отношениях между коммерческими организациями запрещено, за исключением подарков, стоимость которых не превышает пятикратно установленный законом минимальный размер оплаты труда.

Уступка требования, возникшего в рамках длящегося договорного обязательства, возможна в случае, если уступаемое требование является бесспорным, возникло до его уступки и не обусловлено встречным исполнением.

Отсутствие в соглашении об уступке части права (требования), возникшего из длящегося обязательства, указания на основании возникновения уступаемого права (требования), а также на конкретный период, за кото-

рый оно уступается, может свидетельствовать о незаключенности этого договора. Так, гл. 43 «Финансирование под уступку денежного требования» ГК РФ регламентирует предмет факторинговой операции, права и обязанности сторон по факторингу

Общие положения о перемене лиц в обязательстве на основании сделок уступки права (требования) установлены в гл. 24 ГК РФ и в силу их общего характера применяются и к отношениям по уступке права, реализуемым в рамках договора факторинга. Согласно п. 1 ст. 824 ГК РФ по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.

Денежное требование к должнику может быть ус -туплено клиентом финансовому агенту и в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом. Нормы гражданского законодательства допускают две схемы заключения договора финансирования под уступку денежного требования: факторинг в целях уступки денежного требования и факторинг в целях обеспечения исполнения обязательств.

Финансирование под уступку денежного требования заключается в покупке банком (иной кредитной или специализированной организацией) платежных требований поставщика (исполнителя работ) за отгруженную продукцию (оказанные услуги) и оказание последнему финансовых услуг, связанных с денежными требованиями, являющимися предметом уступки на основании п. 2 ст. 824 ГК РФ. Форма договора должна соответствовать требованиям ст. 389 ГК РФ, регулирующим форму уступки требования. Финансовому агенту за предоставляемые услуги устанавливается определенный в договоре размер вознаграждения.

В соответствии с вышеизложенными законодатель -ными актами в структуре вознаграждения можно выделить следующие финансовые составляющие:

- комиссия (сбор) за обработку документов (накладных и иных документов); такую комиссию иначе называют комиссией за информационные услуги или комиссией за администрирование;

- комиссия (сбор) за оказание услуг (контроль за своевременной выплатой финансирования, своевременной оплатой товаров дебиторами, работа с дебиторами при задержках платежей, учет текущего состояния дебиторской задолженности и предоставление поставщику отчетов, комиссии за принятие факторов риска: риска ликвидности, кредитного риска, процентного риска);

- процент, начисляемый за предоставление денежных ресурсов (финансирование).

Предприятие может очень эффективно управлять дебиторской задолженностью клиентов, привлекая для этого факторинговую компанию. В этом случае банк-фактор сам проверит платежеспособность и репутацию покупателей, возьмет на себя управление рисками по поставкам. Банк также может помочь компании грамотно

построить лимитную и тарифную политику. Факторинг -это комплекс услуг для компаний, торгующих с предоставлением отсрочки платежа. Услуга заключается в том, что факторинговая компания за некоторую плату (в виде определенного процента от суммы долга) берет на себя всю работу по взысканию дебиторской задолженности. По сути, это трехсторонний договор, по которому факторинговая компания частично оплачивает товар или услугу продавцу сразу по факту поставки, а остальную часть - по мере взыскания долга. А компания-покупатель перечисляет деньги не поставщику, а факторинговой компании. Поэтому факторинговая компания помогает продавцу сохранять большую часть денег в обороте и, соответственно, берет на себя все кредитные риски, которые неизбежно возникают при товарном кредитовании. К тому же факторинговая компания оказывает целый ряд сопутствующих услуг, которые дополняют финансирование и, по сути, содействуют развитию торгово -го бизнеса компании именно на этапе продаж.

В Западной Европе и Америке факторинг является основной формой торговых взаимоотношений, связанных с товарным кредитом. Большинство западных компаний, работающих в нашей стране, предоставляют товарный кредит исключительно по факторинговой схеме. Хотя для нашей страны этот способ взаимоотношений является новым и пока для многих компаний непривычным.

Если внимательно проследить тенденции рынка, можно сделать смелое предположение, что в ближай -шем будущем и для нашей страны факторинг станет основным способом взаиморасчетов между организациями. Это сразу уменьшит количество недобросовестных организаций на рынке и будет способствовать существенному увеличению общего товарооборота.

Мы считаем, что основная задача факторинга - обеспечить такую систему взаимоотношений с покупателями, при которой поставщик мог бы предоставлять кон -курентные отсрочки платежа своим клиентам, не испытывая при этом дефицита в оборотных средствах. Это возможно благодаря досрочному финансированию поставок с отсрочкой платежа банком-фактором в удобном для поставщика режиме.

Сегодня в нашей стране факторинг наиболее распространен в следующих отраслях экономики: производство и распространение продуктов питания, фармацевтической продукции, товаров народного потребления, алкогольной продукции, полиграфической и упаковочной продукции, косметической и парфюмерной продукции и др. Однако следует отметить, что факторинг может быть применен в любых отраслях, где практикуются отсрочка платежа, безналичный расчет и существуют постоянные торговые связи.

Сегодня практически каждое предприятие, предо-ставляющее товарный кредит, независимо от оборотов и количества операций может воспользоваться факторинговыми услугами.

Безусловно, комиссия банка за факторинг сокращает размер выручки с каждой конкретной поставки, но рост количества отгрузок значительно увеличивает итоговый объем выручки и положительным образом влияет на абсолютные и относительные показатели деятельности компании.

Одним из основных достоинств факторинга является то, что он представляет собой беззалоговое финан-

сирование. При этом не обязательно открывать расчетный счет в банке, предоставляющем факторинговое финансирование. Обычно поставщики обращаются к факторинговым компаниям по трем вопросам: нехватка денежных средств, построение продаж в кредит и страхование рисков.

Для начала работы поставщику следует представить в банк перечень документов с информацией по деятельности компании, основными данными по клиентам и истории взаимоотношений с ними. Банк анализирует документы и принимает решение о начале работы. Стороны заключают договор факторинга, постав -щик передает документы, отражающие его договорные отношения с покупателями, и документы по конкретным отгрузкам.

По нашему мнению, схема факторинга достаточно проста. Поставщик и банк подписывают договор факторингового обслуживания. Поставщик и покупатели под -писывают договор поставки либо договор купли-продажи (не комиссии, не реализации, не консигнации, не ответственного хранения, а именно купли-продажи). В соответствии с договором поставщик осуществляет отгрузку покупателю на условиях отсрочки платежа. В момент перехода товара в собственность покупателю возникает так называемое денежное требование. И после того, как это требование возникло, оно передается банку. Против этого денежного требования банк выплачивает так называемый досрочный платеж на расчетный счет постав -щика. Эти деньги попадают к поставщику, чтобы попол -нить его оборотные средства. При этом покупатель, имея отсрочку платежа, пользуется товаром поставщика и в спокойной обстановке реализует его.

Финансирование осуществляется в день предоставления накладной на отгруженную партию товара. Размер досрочного платежа составляет, как правило, до 90% от суммы поставки. Остаток средств (от 10%) за вычетом комиссии фактора возвращается сразу после оплаты поставки покупателем.

Таким образом, поставщик получает возможность планировать свои финансовые потоки вне зависимости от платежной дисциплины покупателей, будучи уверенным в безусловном поступлении средств из банка против акцептованных товарно-транспортных документов по поставкам с отсрочками платежа. Если факторинг оказывается без права регресса, то поставщик фактически страхуется от потерь при неоплате поставки покупателем вообще.

В рамках факторинга, наряду с финансированием, банк осуществляет управление дебиторской задолженностью поставщика, освобождая последнего от массы аналитической и практической работы. Получая от банка исчерпывающую информацию, достаточную для принятия квалифицированных управленческих решений, сотрудники компании-поставщика могут сконцентрировать свои усилия на развитии производства, сбыта, изучении рынков, решении хозяйственных, организационных и других вопросов. Как следствие, компании не нужно иметь собственных специалистов, занимающихся возвратом долгов.

Важно отметить, что при факторинге банк покрывает основные риски поставщика, возникающие при отгрузках с отсрочкой платежа, риск неоплаты и несвоевременной оплаты поставки покупателем. Использование факторинга позволяет компаниям повысить лик-

видность дебиторской задолженности; ликвидировать кассовые разрывы; застраховать риски, связанные с предоставлением отсрочки платежа покупателям; развить отношения с существующими покупателями и привлечь новых; расширить свою долю на рынке.

Факторинг имеет свои преимущества перед кредитом. При факторинговом обслуживании не требуется залоговое обеспечение и оформление множества документов. Необходимо лишь уведомить покупателей об изменении реквизитов для оплаты поставок. Возвратность кредита в полном объеме заложена в его сути, что требует от поставщика аккумулирования и вывода из оборота соответствующего объема денежных средств. Факторинг же подразумевает возврат средств покупателями. Сумма кредита определяется сразу, размер же финансирования при факторинге не ограничен и может увеличиваться по мере роста объема продаж клиента. Таким образом, при факторинге поставщик получает деньги в нужном количестве и на необходимый срок. Кроме того, погашение кредита не гарантирует получение нового, а факторинговое обслуживание носит систематичный характер. С точки зрения денежных средств факторинг решает следующие проблемы:

1. Расширение доли компании на рынке. У поставщика появляется возможность привлечь новых клиентов, увеличить ассортимент товара на складе и, как следствие, оборот и прибыль.

2. Повышение ликвидности дебиторской задолженности. Поставщик получает деньги сразу же после отгрузки товаров с отсрочкой платежа. Выплачиваемое финансирование автоматически увеличивается по мере роста продаж.

3. Ликвидация кассовых разрывов. Четкое планирование поступления денежных средств и погашение собственной задолженности. Поставщик может построить план выплаты факторингового финансирования, отвечающий требованиям его компании: получать деньги именно в тот день, когда ему необходимо, и именно в том объеме, какой требуется на данный момент.

4. Своевременная уплата налогов. В соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ уплата налогов должна осуществляться по факту отгрузки товаров и услуг. При получении финансирования в рамках факторингового обслуживания в день отгрузки товара поставщика не будут беспокоить «расчеты» с государством. Компания-поставщик получает гарантию защиты от штрафных санкций со стороны кредиторов (в том числе государственных органов) при несвоевременных расчетах, вызванных кассовым разрывом. Дополнительной возможностью является получение финансирования к дате налоговых платежей.

5. Своевременная оплата контрактов. Сокращение сроков отсрочки платежа при закупках товаров ведет к лучшим ценовым условиям на закупаемый товар и увеличению размеров товарных кредитов, получаемых от собственных поставщиков.

В коммерческом аспекте эффективность факторинга выражается в том, что банк оказывает содействие в плане кредитного менеджмента. Банк контролирует своевременность оплаты поставок покупателями, проверяет платежную дисциплину и деловую репутацию покупателей, эффективно управляет дебиторской задолженностью. Банк в рамках факторинга позволяет клиенту управлять своими рисками, избегать отгрузок

недобросовестным покупателям, грамотно строить лимитную и тарифную политику при осуществлении товарного кредитования.

Мы считаем, что факторинг и банковский кредит имеют различную природу и направлены на удовлетворение разных потребностей поставщиков. Так, досрочные платежи, получаемые в рамках факторингового обслуживания, компании, как правило, используют для финансирования текущей деятельности, а кредитные ресурсы - в качестве инвестиционных или инновационных средств.

Кредит характеризуется срочностью, что предполагает его погашение через определенный срок. Таким образом, банковский кредит абсолютно неприемлем для финансирования поставок с отсрочкой платежа. Факторинг на сегодняшний день является единственным бессрочным пассивом в российской экономике и позволяет планировать программу развития на многие годы вперед.

Другой особенностью кредита является необходимость предоставления залога для его получения. Принципиальным различием факторинга и кредита является то, что кредит ориентирован на успехи компании в прошлом, на те активы, которые были заработаны вчера, факторинг же ориентирован на будущие успехи в продажах.

Хочется отметить результаты работы банка «Петрокоммерц» на рынке факторинговых операций. Так, с целью увеличения диверсификации факторингового портфеля в 2007 г. банк активно предлагал услуги факторинга компаниям среднего бизнеса и улучшал качество факторингового обслуживания клиентов.

Наиболее высокий интерес к данной услуге проявляли быстроразвивающиеся, успешные торговые и производственные компании в области производства и реализации алкогольной продукции, фармацевтики, компьютерной техники и средств связи, парфюмерии и косметики, продуктов питания. В 2007 г. банк продолжал успешно осуществлять финансирование поставок в рамках федеральной программы дополнительного лекарственного обеспечения льготных категорий граждан.

За 2007 г. услугой факторинга воспользовались 37 новых клиентов. Объем денежных требований, фактически уступленных банку, за 2007 г. составил 54,1 млрд руб., из которых 40,6 млрд руб. уступлено клиентами, находящимися в г. Москве. Объем выплаченного финансирования - более 44 млрд руб. Портфель банка по факторингу на конец 2007 г. превысил 9,5 млрд руб. Доходы банка от факторинговых операций за 2007 г. составили 1,3 млрд руб. Благодаря возможности осуществлять операции уступки денежных требований и приема первичных документов на финансирование по всей региональной сети значительно вырос портфель филиалов банка по факторингу, наибольший рост был отмечен в г. Санкт-Петербурге и Центральном федеральном округе.

К сожалению, следует отметить, что крупнейший финансовый центр - Сбербанк России - пока не уделяет должного внимания факторинговым операциям. В обеспечении надежности договора факторинга Сбербанк России мог бы стать гарантом данного финансового инструмента и тем самым улучшить не только свое финансовое положение, но и обеспечить более эффективное денежное обращение в отечественной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.