Научная статья на тему 'Сравнение эффективности факторинговых операций и банковского кредитования малых предприятий'

Сравнение эффективности факторинговых операций и банковского кредитования малых предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
841
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС / РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ДОГОВОР / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ФАКТОРИНГ / BUSINESS / REGULATION / COMPETITION / FINANCING / ENTERPRISE / THE CONTRACT / FACTORING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Домбаева В. Р.

Статья рассматривает особенности эффективности факторинговых операций малых предприятий. Факторинг особенно выгоден для организаций малого и среднего бизнеса как форма финансирования. Проводя сравнение факторинга и банковского кредита как форм финансирования оборотных. средств предприятия, отметим определенное предпочтение, отдаваемое предприятиями-продавцами товаров факторингу. В современных условиях, когда остро стоит вопрос о дебиторской задолженности малых предприятий, факторинг может быть использован гораздо шире, чем краткосрочные банковские кредиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with peculiarities of factoring operation efficiency of small business. Factoring is especially beneficial for small and medium business in a form of financing. While comparing factoring and banking credit as forms of financing of circulating assets it should be mentioned that preference is showed to the companies trading with factoring. At present when accounts receivable of small business is a topical question, factoring can be used wider than just short-term banking credits

Текст научной работы на тему «Сравнение эффективности факторинговых операций и банковского кредитования малых предприятий»

Домбаева В. Р.

Эксперт 2-ой категории ГУ Банка России по Ростовской области Эл. почта: 14valya01.mail.ru

СРАВНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФАКТОРИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ И БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Статья рассматривает особенности факторинговых операций малых предприятий. Факторинг особенно выгоден для организаций малого и среднего бизнеса как форма финансирования.

Проводя сравнение факторинга и банковского кредита как форм финансирования оборотных. средств предприятия, отметим определенное предпочтение, отдаваемое предприятиями-продавцами товаров факторингу. В современных условиях, когда остро стоит вопрос о дебиторской задолженности малых предприятий, факторинг может быть использован гораздо шире, чем краткосрочные банковские кредиты.

Ключевые слова: бизнес, регулирование, конкуренция, финансирование, предприятие, договор, предпринимательство, факторинг

Многие предприятия начинаются с малых компаний с небольшим штатом, управляемых своими владельцами. Общая проблема для новичков - нехватка оборотных средств. Это большая проблема, требующая своевременного, а главное, правильного решения. Многие

менеджеры предприятий изначально смотрят на нее неверно и пытаются решить ее, как им кажется, «проще», то есть вместо планирования, разработок, производства и продаж тратят время на поиск кредитов от поставщиков и банков на максимально возможные сумму и срок, проводя при этом многочисленные переговоры и требуя от покупателей более быстрой оплаты. Это влечет за собой не только часто бесполезную трату времени и денег, но и постепенно вообще теряется то, ради чего компания создавалась. Вместо того чтобы искать новых покупателей, предлагая им лучшие товары и максимально (но обоюдно) удобные способы оплаты, приходится постоянно разбираться с нехваткой денег. Конечно, изначально размер средств планируется, и даже предполагаются некоторые задержки в оплате. Но если фактические показатели оказываются хуже прогнозов, бизнес начинает разваливаться.

Наличие оборотных средств -необходимое условие для успешного бизнеса. Их источниками обычно являются дебиторские задолженности и заемные средства. Внимание при этом, как правило, уделяется именно заемным средствам, управление же дебиторскими задолженностями, представляющими собой один из крупнейших активов компании, уходит на второй план.

Многие небольшие компании вынуждены постоянно решать проблемы привлечения финансирования из-за несоответствия финансовых показателей требованиям банков.

Факторинг - весьма эффективная форма финансирования малого бизнеса. Это связано с тем, что в российской экономике для нормальной деятельности большинства малых предприятий вопрос источников и средств финансирования является непосредственным. Несмотря на то, что о необходимости развития малого бизнеса в нашей стране говорится очень много, а государствен-

ными органами различных уровней власти и органами местного самоуправления принимаются многочисленные решения в его поддержку, реальной экономической основы для развития малого бизнеса у нас все еще не создано. Практика показывает, что небольшим предприятиям, возникшим совсем недавно, очень трудно найти надежные источники финансирования. Таким

предприятиям банки обычно отказывают в кредитах, так как у них нет достойной кредитной истории. Для вновь созданных малых предприятий особенно важен оборотный капитал, так как в первое время их работы первоначальный капитал обычно не приносит прибыли, необходимой для развития [1]. В связи с этим логично предположить, что такие предприятия невольно будут вынуждены реализовать свою продукцию с отсрочкой платежа. В этой ситуации может быть востребован факторинг, как форма финансирования текущей хозяйственной деятельности предприятия.

Процедура факторинга состоит из следующих основных этапов:

• поставки факторинговым клиентом товара покупателю на условиях отсрочки платежа;

• уступки клиентом права денежного требования к дебитору банку-фактору;

• авансового финансирования банком-фактором клиента (до 90% от суммы уступленного денежного требования) сразу после поставки клиентом товара;

• оплаты дебитором за поставленный клиентом товар;

• выплаты банком-фактором клиенту остатка средств по уступленным денежным требованиям за минусом комиссии фактора.

Помимо финансирования оборотных средств при факторинге банк-фактор покрывает значительную часть рисков поставщика, в частности, ликвидные риски, кредитные риски, валютные риски и процентные риски. Основное содержание данных рисков:

Получая от банка большую часть денежных средств сразу после поставки, предприятие ограждает себя от риска девальвации рубля за период отсрочки платежа. Компании, которые имеют валютную составляющую в продаваемом ими товаре, могут немедленно конвертировать полученный от банка авансовый платеж под оплату валютного контракта. Кроме того, поставщик освобождается от необходимости применять такие непопулярные среди покупателей меры, как повышение цены на размер возможной девальвации или выставление отпускных цен в товарнотранспортных документах и счетах-фактурах в условных единицах. При факторинге финансирование происходит сразу после получения отгрузочных документов, что снижает риски изменения валютного курса за период отсрочки.

Немаловажна и возможность покрытия процентных рисков, которые возникают у предприятий, привлекающих оборотные средства. В случае резкого изменения рыночной стоимости заемных ресурсов рост кредитных ставок приводит к дополнительному «давлению» на цену товара поставщика и тем самым снижает его конкурентоспособность. При факторинге банк, как правило, гарантирует предприятию неизменность стоимости обслуживания в течение довольно длительного промежутка времени, что является дополнительным стабилизирующим фактором для поставщика.

Переуступая банку право денежного требования по поставке, предприятие снимает с себя также значительную часть ликвидных и кредитных рисков, связанных с нарушением сроков оплаты или неоплатой поставок с отсрочками платежей. Имеющийся у банка опыт позволяет ему квалифицированно провести оценку кредитоспособности клиентов с целью минимизации кредитного риска предприятия. А полу-

чение от банка денежных средств практически в момент поставки снимает с компании - поставщика риск кассовых разрывов и недостатка средств для покрытия неотложных текущих затрат.

В современной практике коммерческого кредита в контракте оговаривается срок платежа. И тем не менее оплата часто задерживается. К тому же всегда остается вероятность банкротства покупателя, при котором поставщик теряет некоторые или (что более вероятно) все принадлежащие ему по праву деньги, которые могли быть предназначены на уплату его собственных долгов перед поставщиками и на зарплату персоналу.

Важно, правда, отметить, что в нормально развивающихся отраслях над кредитным риском преобладает риск потери ликвидности. Ведь товарное кредитование существенно отличается от коммерческого, банковского. И главное отличие именно в том, что, если не возвращенный в срок банковский кредит чаще всего оказывается безнадежным, обязательства по товарному кредиту почти всегда выполняются, несмотря на первоначальную просрочку платежа, поскольку в его основе лежит реальная поставка товаров.

К преимуществам факторинга следует отнести и ускорение платежей; снижение расходов по ведению счетов; ускорение оборачиваемости фондов; гарантии полного погашения задолженности. Перечисленные преимущества факторинга особенно важны в России, когда неплатежи организаций достигают существенных размеров.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что факторинг как источник финансирования малых предприятий имеет ряд преимуществ перед другими финансовыми ресурсами:

• Стоимость факторинга сравнима с альтернативными источниками финансирования - банковским кредитованием и товарным кредитом.

• Доступность факторингового финансирования гораздо выше, чем доступность банковского кредитования, так как фактор рассматривает дебиторскую задолженность как достаточное обеспечение, в то время как банки требуют в залог, как правило, основные средства.

• Клиенту гораздо легче за счет системы ценообразования в факторинге оценить свои затраты и сравнить их с собственной торговой наценкой, нежели сравнить проценты по кредиту и прочие дополнительные расходы, возникающие при кредитовании (оценка и регистрация залога и пр.).

• Клиенту проще планировать расходы по комиссиям, которые он должен уплатить фактору, так как комиссии фактор списывает только при осуществлении финансирования и при поступлении денежных средств от дебитора, в то время как проценты банку клиент обязан платить ежемесячно.

• Время, которое нужно для того, чтобы получить финансирование у фактора, существенно меньше времени, которое необходимо затратить для того, чтобы получить новый кредит или возобновить кредитную линию.

• Дополнительные услуги, предлагаемые фактором, существенно освобождают клиента от тех функций, которые при самостоятельном их выполнении клиентом оказываются либо очень дорогостоящими, либо он их вообще не в состоянии выполнить.

В противовес перечисленным аргументам и справедливости ради стоит отметить, что существуют недостатки факторинга для крупных компаний

• Крупная компания имеет ресурсы для привлечения персонала, обладающего навыками управления кредитным риском.

• Компания, перешедшая в разряд крупного бизнеса, может привлекать источники финансирования более дешевые, чем факторинг, поскольку имеет более сильные позиции при переговорах

с банками или со своими поставщиками, если речь идет о торговом финансировании. В конце концов крупная компания может выйти на рынок капитала и привлечь дополнительное финансирование путем выпуска ценных бумаг.

Основные преимущества факторинга перед краткосрочным банковским кредитованием представлены в таблице

1.

Таблица 1.Сравнительный анализ факторинга и банковского ______________________кредитования______________________

Условия предоставления денежных средств Договор факторинга Кредитный договор

Целевой характер предоставления денежных средств Факторинговое финансирование не предусматривает целевого характера предоставления средств Кредит, как правило предусматривает строго целевое использование выданных денежных средств

За счет кого происходит погашение денежных средств Факторинговое финансирование погашается из денег, поступающих от дебиторов клиента Кредит возвращается банку заемщиком

Обеспечение предоставления денежных средств Для факторингового финансирования обеспечением является уступленное денежное требование Кредит, как правило, выдается под залог и предусматривает обороты по расчетному счету, адекватные сумме займа

Период, на который предоставляются денежные средства Факторинговое финансирование выплачивается на срок фактической отсрочки платежа дебитору Кредит выдается на фиксированный срок, как правило, до одного года

Ограничения при предоставлении денежных средств Размер фактического финансирования не ограничен и может безгранично увеличиваться по мере роста объема продаж клиента Кредит выдается на заранее обусловленную сумму

Дата возврата денежных средств Факторинговое финансирование погашается в день фактической оплаты дебитором поставленного клиентом товара Кредит погашается в заранее обусловленный день

Оформление предоставления денежных средств Факторинговое финансирование оформляется автоматически при предоставлении клиентом товарной накладной и счета-фактуры Для получения кредита необходимо оформлять огромное количество документов

Дополнительные услуги Факторинговое финансирование сопровождается сервисом, который включает в себя: управление дебиторской задолженностью, покрытие рисков, связанных с поставками на условиях отсрочки платежа и многое другое При кредитовании помимо предоставления средств клиенту и расчетнокассовое обслуживание банк не оказывает заемщику каких-либо дополнительных услуг

Проводя сравнение факторинга и краткосрочного банковского кредита как форм финансирования оборотных средств предприятия, надо отметить определенное предпочтение, отдаваемое предприятиями-продавцами товаров

факторингу. В современных условиях, когда остро стоит вопрос о дебиторской задолженности малых предприятий,

факторинг, как форма краткосрочного финансирования, может быть использован гораздо шире, чем краткосрочные банковские кредиты. Факторинговый посредник берет на себя функции получения платежей за поставленный товар потребителям. Малые предприятия в этом случае приобретают существенные преимущества, получая сразу значи-

тельную часть оплаты за поставленный товар от посредника. Фактически фак-ториновый посредник берет на себя основной кредитный риск по дебиторской задолженности. Этот факт способствует тому, что данные предприятия поддерживают необходимый уровень своей хозяйственной деятельности и своевременно выполняют взятые на себя обязательства.

Дело в том, что рынок факторинга еще недостаточно развит, чем и оп-

ределяется достаточно высокая стоимость факторинговых услуг. Однако с приходом на рынок новых игроков стоимость факторинга снижается. Факторинг сейчас предлагается не более двумя десятками банков и специализированных факторинговых компаний. Крупнейшие российские факторы по состоянию на 01.01.2010 г., большинство из которых работают на рынке Ростовской области, представлены в таблице 2.

Таблица 2. Крупнейшие российские факторы по объему портфеля

на 01.01.201 0 г. [2].

Название фактора Объем портфеля на 01.01.2010 г.

Промсвязьбанк 24 711 220

Банк Петрокоммерц 5 002 869

ТрансКредитФакторинг 4 003 706

Банк НФК 3 702 892

ФК Лайф 2 963 474

ВТБ Факторинг 2 806 422

Альфа-Банк 2 201 257

Металлинестбанк 1 765 253

БСЖВ Факторинг 1 704 454

ЮниКредит Банк 1 441 900

НОМОС-БАНК 619 591

Кредит и факторинг правильнее рассматривать не как конкурирующие, а как дополняющие друг друга услуги. К примеру, большие компании обладают достаточными залоговыми активами, для того чтобы получить кредит. Но, с другой стороны, у крупного бизнеса и торговые обороты больше, а следовательно, приходится сотрудничать с массой новых покупателей. Возможно, в этой ситуации выгоднее воспользоваться факторингом, чтобы сократить риски. В противном случае пришлось бы нанимать значительный штат сотрудников, которые занимались бы исключительно «отслеживанием» контрагентов. Необходимо сравнивать дополнительные расходы со стоимостью факторинга. В некоторых случаях факторинг окажется дешевле. [3].

Факторинг выгоден для динамично развивающегося малого бизнеса. Чтобы убедиться в этом, надо провести оценку выгод и затрат, связанных с факторинговым обслуживанием.

Первое, что должно быть включено в калькуляцию затрат, - расходы на кредит-менеджмент, необходимый для управления практикой предоставления коммерческого кредита. Основные его задачи - тщательная запись и учет дебиторских задолженностей. Цели кредит-менеджмента: сдерживать накопление «плохих долгов» и по возможности снизить процесс размывания прибыли, вызываемый несвоевременными платежами со стороны покупателей.

Какова эффективность факторинга для малых предприятий? Экономика малого предприятия, начавшего

работу по схеме факторинга, изменяется сразу по нескольким направлениям. Используя факторинг как эффективное средство финансирования оборотного капитала, предприятие может:

1. Существенно расширить свою долю на рынке реализации конкретной продукции. У малого предприятия, которое предлагает более выгодные условия по отсрочке платежа за поставленные товары, появляется возможность привлечения новых покупателей. Данное предприятие имеет возможность пробиться на новый рынок, увеличивая ассортимент предлагаемых товаров. Все это положительно сказывается на росте объема товарооборота и прибыли предприятия-поставщика.

2. Повысить ликвидность и оборачиваемость дебиторской задолженности. Малое предприятие получает деньги сразу же после отгрузки товаров с отсрочкой платежа. Выплачиваемое финансирование автоматически увеличивается по мере роста объема продаж.

3. Ликвидировать образующиеся кассовые разрывы. Предприятие, не имевшее ранее возможности рассчитывать на погашение задолженности в оговоренные сроки, теперь точно может прогнозировать свои финансовые потоки, облегчая тем самым финансовое планирование. Поставщик имеет возможность построить план выплаты факторингового финансирования «под свои компании»: получать деньги именно в тот день, когда ему необходимо, и именно в том объеме, который требуется на данный момент.

4. Своевременно уплачивать налоги. В соответствии с последними изменениями налогового законодательства начисление НДС и налога на прибыль должно осуществляться по факту отгрузки товаров и услуг. Получая финансирование в рамках факторингового обслуживания в день отгрузки товара, поставщика не будут беспокоиться о «расчетах» с государством.

5. Своевременно оплачивать контракты. Получив средства сразу после отгрузки товара, поставщик может значительно сокращать сроки отсрочки платежа при его закупке. Это в свою очередь ведет к снижению закупочных цен, увеличению лимитов закупки и как следствие к увеличению прибыли предприятия.

В коммерческом аспекте эффективность факторинга выражается в том, что банк-фактор оказывает содействие клиенту в плане кредитного менеджмента. Фактор контролирует своевременность оплаты поставок покупателями, проверяет платежную дисциплину и деловую репутацию контрагентов, помогает эффективно управлять дебиторской задолженностью. Банк в рамках факторинга позволяет клиенту управлять своими рисками, избегать отгрузок недобросовестным покупателям, грамотно строить лимитную и тарифную политику при осуществлении товарного кредитования.

Кроме того, при факторинговом обслуживании поставщик, как уже говорилось выше, защищен от массы рисков.

Существует ряд требований (обязательных при применении факторинга), делающий факторинг наиболее эффективным.

Первым обязательным требованием к факторинговому клиенту является постоянный характер поставок и продолжительные связи с контрагентами. Поскольку подходы к оценке кредитоспособности клиента и его должников, а также методы диверсификации и снижения рисков основаны на статистике расчетов дебиторов с клиентами, банк-фактор должен иметь возможность оценить историю взаимоотношений и платежную дисциплину по совершенным ранее поставкам. Если же деловые связи клиента с контрагентами носят разовый или непостоянный характер, финансирование денежных требований к ним более затруднительно.

Второе требование - размер факторинговой комиссии, определяемый в процентах от суммы уступленного денежного требования, объективно требует от клиента рентабельности более высокой, нежели сама эта комиссия. В этом случае использование факторинга будет увеличивать совокупную выручку и прибыль за счет роста продаж.

Факторинговые схемы финансирования еще не получили широкого распространения в отечественной экономике, однако они вполне способны стать эффективными инструментами поддержания конкурентоспособности малых организаций на отечественном рынке. В современных условиях проявляются положительные тенденции в росте рынка финансовых услуг для ма-

лых организаций, диверсификации услуг по источникам финансирования деятельности и оптимизации предлагаемых модификаций финансовых сделок. Очевидно, что альтернативный рынок финансовых услуг способен открыть новые перспективы для укрепления и развития сферы малого бизнеса в России.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Яковенко Н. Новый потенциал факторинга // Расчет, 2009. № 5.

2. http://asfact.ru/analitika/

3.Голубев А.С. Факторинг как инструмент финансирования интенсивного развития бизнеса // Факторинг и торговое финансирование, 2009. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.