Научная статья на тему 'Факторинг в России: эволюция и конкуренция с традиционными банковскими продуктами'

Факторинг в России: эволюция и конкуренция с традиционными банковскими продуктами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1762
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРИНГ / КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК / СТАТИСТИКА ФАКТОРИНГОВОГО СЕКТОРА / FACTORING / COMMERCIAL BANK / STATISTICS FACTORING SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эзрох Ю. С.

Рассматриваются особенности и результаты функционирования российского факторингового рынка, его статистические показатели в сопоставительном анализе с данными банковского кредитного рынка юридических лиц, определяется место факторинга в современной финансово кредитных отношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN FACTORING: EVOLUTION AND COMPETITION WITH TRADITIONAL BANKING SERVICES

The paper discusses the features and results of operation of the Russian factoring market, its statistics in a comparative analysis with the data bank credit market entities defined place factoring in the modern financial and credit relations.

Текст научной работы на тему «Факторинг в России: эволюция и конкуренция с традиционными банковскими продуктами»

THE SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL APPROACH TO ENTERPRISE DEVELOPMENT STRATEGY SUBSTANTIATION

R.Y. Boldyreva, T.S. Masyakina

The scientific and methodological approach to enterprise development strategy substantiation due to prescribed effective criterions that are measured by using economical and mathematical methods is examined at the article. This approach are described by an example of decision-making regarding hypothetical enterprise development strategy substantiation.

Key words: enterprise development strategy, alternative strategy variants, strategy substantiation.

Boldyreva Rimma Yurjevna, candidate of economic science, docent, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,

Masyakina Tatiana Sergeevna, postgraduate, finance and management department, [email protected], Russia, Tula, Tula State University

УДК 336.71

ФАКТОРИНГ В РОССИИ: ЭВОЛЮЦИЯ И КОНКУРЕНЦИЯ С ТРАДИЦИОННЫМИ БАНКОВСКИМИ ПРОДУКТАМИ

Ю.С. Эзрох

Рассматриваются особенности и результаты функционирования российского факторингового рынка, его статистические показатели в сопоставительном анализе с данными банковского кредитного рынка юридических лиц, определяется место факторинга в современной финансово-кредитных отношениях.

Ключевые слова: факторинг, коммерческий банк, статистика факторингового сектора.

В России факторинг как один из финансовых инструментов появился еще в советский период после опубликования в 1989 году соответствующего письма Госбанка СССР [1]. Оно, носившее скорее инструктивный характер, разрешало банкам осуществлять «торгово-комиссионные (факторинговые) операции» путем возмещения поставщику суммы (части суммы) платежа по платежному требованию, причем на вполне «капиталистических» началах. Регулятор предписывал подходить «дифференцированно» к

возможности предоставления финансирования с учетом кредитоспособности должника, причем запрещалось осуществлять операции по задолженностям «бюджетных организациям, убыточных и низкорентабельным предприятий, а также к счетам по финансированию капитальных вложений».

Понятно, что в 90-гг в России факторинг не развивался, причиной чего была значительная инфляция и общее экономическое недоверие контрагентов друг к другу, практически исключающее предоставление отсрочки исполнения обязательств. Кроме того, уровень рентабельности торговых операций был таков, что, как справедливо отмечает проф. Г.И. Ха-нин, кредит (а большая часть факторинговых операций по экономическому смыслу близка к нему) им был просто не нужен, а те, кто нуждался в нем, по большей части, не смогли бы обслуживать свои обязательства [2].

Стоит отметить, что в настоящее время российская правовая база факторинговой деятельности ограничена десятью главами ГК, что, конечно, не может регламентировать все тонкости проведения данных операций. Отсутствует отдельный федеральный закон (как, например, по лизингу), детально описывающий правила взаимодействия субъектов факторинговых отношений. Кроме того, Россия так и не ратифицировала конвенцию УНИДРУА по международным факторным операциям (факторингу), что могло бы несколько упорядочить взаимоотношения, особенно при международном факторинге. При этом правовая коллизия в отношении необходимости лицензирования данной деятельности была разрешена только в 2009 году. Согласно ГК РФ финансовым агентом (фактор-фирмой) могли быть или кредитные организации или иные, получившие соответствующую лицензию. При этом специальный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» не содержал данного требования. В настоящий момент, лицензирование факторинговой деятельности отменено, т.к. согласно ст. 825 ГК РФ «в качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать коммерческие организации». Основная операция при осуществлении факторинга заключается в том, что согласно ст. 824 ГК РФ, «финансовый агент передает или обязуется передать клиенту денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование».

Переходя к количественному анализа факторингового рынка в России, стоит отметить практически полное отсутствие официальных статистических данных, так Росстат не публикует объемные и структурные показатели финансирования под уступку денежного требования. В связи с этим, мы будем использовать доступные данные Ассоциации факторинговых компаний (далее -АФК) и Эксперт РА. На долю анкетированных факторов, по мнению специалистов, проводивших исследование, приходится не менее 94-95% рынка, что может говорить об определенной репрезентативности анализируемых данных.

Для определения степени возможной конкуренции и масштабов факторингового рынка в России необходимо проанализировать статистику финансирования (оборотные показатели) и объема факторингового портфеля в совокупности с сопоставимыми показателями банковского сектора (табл. 1).

Таблица 1

Объемно-оборотные показатели факторинговых и кредитных

операций в России

Показатель, млрд. руб. / Год 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 III кв. 2012

Объем переданных по факторингу требований (оборот) 156 297 516 603 361 496 882 964

Объем выплаченного финансирования 124,2 240 - - 227,4 - 717 796

Объем факторингового портфеля на конец соотв. периода - - 58 59,8 63,1 98,7 164,4 188

Объем выдач кредитов юр. лицам банками - - - - 16 801 20 662 28 413 21 352

Объем кредитного портфеля юр. лиц на конец соотв. периода - - - - 12 412 13 597 17 061 19082

Расчетно:

Финансирование к обороту,% 79,62 80,81 - - 62,99 - 81,29 82,57

Доля фактор. финансирования в кредит., % - - - - 1,35 - 2,52 3,73

Доля фактор. портф. в кредит., % - - - - 0,51 0,73 0,96 0,99

Исходя из приведенных расчетов можно предположить о низком конкурентном влиянии факторинга, предоставляемого отдельными компаниями и банками на рынок «традиционного» кредитования. Однако, следует отметить, что факторинг является узкоспециальным финансовым инструментом, основными типами которого в российской практике являются: факторинг с правом регресса, факторинг без права регресса, внутренний факторинг без финансирования (АУДЗ), международный факторинг.

Принцип факторинговой работы заключается в предоставлении финансирования поставщику против документов, подтверждающих получение покупателем товара, оплата за который может производиться с отсрочкой. В России её срок, обычно составляет не более 120 дней, что говорит о краткосрочном характере финансирования. Наличие регресса означает право требования факторинговой компании у клиента возврата первоначального платежа в случае неоплаты дебитором в срок. Оно наступает обычно после окончания «льготного» периода, который обычно равен сроку факторингового финансирования. Такой вид факторинга наиболее близок к «традиционному» кредитованию, при котором долговые операции осуществляются между двумя сторонами - заемщиком и банком.

Факторинг без регресса отличается от рассмотренного отсутствием

возможности истребования финансирующей организацией неуплаченной дебитором суммы, т.е. риск продавца переходит к факторинговой компании, что влечет за собой увеличение стоимости оказания услуги для клиента. Она не раскрывается публично ни одной из компаний, его предлагающих, что мотивируется индивидуальными условиями для разных клиентов. Однако, представители фактор-компаний признают, что она выше, чем при «традиционном» кредитовании. По мнению генерального директора факторинговой компании «Санкт-Петербург» Полины Гуща, «стоимость может быть от 10 до 18% по регрессу и от 18 до 30% по безрегрессу» [6].

На практике финансируется до 100% от стоимости переданных товаров, после чего должник перечисляет денежные средства на счет фактор-фирмы (в 2011-2012 гг. среднее значение составило 83-91%). Полученная сумма уменьшается на комиссию финансовой организации, после чего она переводится на счет клиента. Это несколько снижает риски факторинговой компании, позволяя самостоятельно списывать свои комиссии. В России практикуется также скрытый факторинг, который применяется в случае, если покупатель по какой-либо причине отказывается от традиционной схемы взаимодействия. В таком случае факторинговая компания финансирует поставку, дебитор рассчитывается непосредственно на счет продавца, который возвращает денежные средства фактору с учетом рассчитанной комиссии. При этом риск финансирующей организации несколько увеличивается, что, безусловно, отражается в стоимости услуги. В настоящий момент ряд компании, предлагавшие ранее такие услуги, отказываются это делать (например, Эконом-факторинг в III кв. 2012 г.).

Плата за факторинг обычно состоит из нескольких компонент: фиксированной - плата за администрирование дебиторской задолженности и переменной - плата временное использование денежных средств, а также комиссия за период ожидания (в случае если имеется право регресса). Первая обычно выражается в процентах от суммы уступаемого обязательства (которая больше суммы реально предоставляемых средств), а также может состоять из фиксированной суммы и указанного процента. Другие комиссии обычно носят процентный характер, что сближает экономическую сущность факторинга и кредитования. При этом, фактор-фирма берет на себя управление дебиторской задолженностью клиента, а также проводит работу с дебиторами, платежная дисциплина которых не соответствует условиям договоров. Это становится выгодным клиентам, объем единичных поставок достаточно большой, например, поставщикам крупных торговых сетей (Ашан, Леруа и т.д.).

Для расчета баланса эффективности факторинговых услуг его компонентную стоимость необходимо трансформировать в сопоставимый с кредитованием показатель, т.е. в ставку, выраженную в процентах годовых. Например, при стоимости обработки одного документа в 150 рублей, стоимости финансирования 0,07% в день от величины и комиссий за

управление дебиторской задолженностью в 0,5% от суммы поставки нельзя провести полный расчет стоимости. Необходимо ввести примерные усредненные параметры проводимых сделок, например, средняя сумма поставки 220 тыс. рублей, срок оплаты поставщиком товаров - 60 дней, доля финансирования в поставке 82%. Расчет стоимости будет иметь следующий вид:

* 100% + 0^7% * + ^|)У'= 29г?е%

При этом, если оперировать маркетинговым2 показателем стоимости факторинга по всей поставке, то необходимо уменьшить рассчитанную величину: 29,78%* 0,82 =24,42%. При этом, немаловажным аспектом является наличие НДС во всех комиссиях, т.к. факторинговая операция не входит в закрытый перечень банковских услуг (в отличие от кредитования), по которым НДС не начисляется. Соответственно, с учетом возмещения по налогу, для корректности сравнения необходимо уменьшить ставку, т.е. 29,?8%/1,18= 25,23% .

В России находит большее распространение специальная факторинговая услуга - внутренний факторинг без финансирования. Она заключается в управлении дебиторской задолженностью крупных компаний без предоставления заемных ресурсов. На практике такие клиенты используют более дешевое финансирование в виде кредитных линий с короткими траншами, либо овердрафты, однако считают более удобным передавать часть своих функций на аутсорсинг. Это может быть выгодно поставщикам, работающим на географически широком рынке.

Одним из наименее распространенных в отечественной практике видов факторинговых услуг является международный факторинг. Он включает в себя экспортный и импортный вариант. В первом случае поставка осуществляется резидентом России нерезиденту с отсрочкой платежа. Ввиду того, что провести оценку кредитоспособности и надежности заграничного покупателя, находясь в России, часто довольно затруднительно, экспортер обращается в факторинговую компанию, которая, путем членства в одной из международных организаций, может осуществить качественную проверку контрагента и принять на себя кредитные риски по сделке. Наиболее значимыми являются Factors Chain International (FCI), и старейшее объединение International Factors Group (IFG). Штаб-квартира первого находится в Амстердаме (Нидерланды), а второго - в Бельгии (Брюссель) При импортном факторинге отсрочка погашения платежа предоставляется отечественной компании нерезидентом, который хочет сократить риск неплатежа со стороны покупателя. В таком случае поставщик-нерезидент может обратиться

2 Равно как при лизинговых сделках клиенту обычно рассчитывают небольшую переплату, не учитывая, что он внес определенный первоначальный взнос.

к отечественным факторинговым компаниям. Стоит отметить, что объем сделок по импортному факторингу за этот же период преобладает над показателями экспортного: 72% против 28% (рис. 1)

20091. 20101. 20111. 9 мес. 20121.

Рис. 1. Структура российского рынка факторинга в 2009-2012 гг.

Исходя из отрывочных сведений о предыдущих периодах, можно отметить, что доля факторинга с регрессом в 2008 году была существенно ниже, чем в 2009 г. (67%), что обуславливается началом открытой фазы мирового экономического кризиса. В этот период оборот факторинговых компаний существенно (на 30%) снизился, а также произошла переориентация на факторинг с регрессом, который несет в себе меньший риск, зависящий по большей части от кредитоспособности одного клиента, а не массива дебиторов как при услуге без регресса. Доля факторинга без регресса имеет устойчивый тренд по увеличению (с 12,4 до 34%), что говорит об определенной экономической стабильности. В таком продукте заинтересованы в первую очередь дочерние компании иностранных концернов, которым, по сути, не требуется дополнительное фондирование, тем более столь дорогое по сравнению с зарубежными рынками. Им, в первую очередь, необходимо снятие любых рисков, и, как следствие, «чистый» баланс, так называемый «window dressing» -с англ. бухгалтерские уловки, умение показать «товар лицом».

Доля международного факторинга относительно стабильна и составляет ~1%, в отличие от неустойчивых показателей АУДЗ (от 0 до 6%). При этом последняя услуга имеет общие черты с коллекторской деятельности. Однако, основное отличие между ними заключается в том, что коллекторы работают уже с просроченными долгами, в то время как основанная задача сотрудников факторинговой компании не допустить нарушения исполнения платежных обязательств путем своевременного мониторинга и напоминаний клиенту. В целом, факторинговые предприятия, не уделяющие значительное внимание данному аспекту своей деятельности, могут столкнуться с серьезными финансовыми трудностями в период экономи-

ческих кризисов, которым подвержена современная мировая экономическая система. Это подтверждается резким сворачиванием деятельности лидера отрасли в кризисный 2008 г. ФК «Еврокоммерц», доля которой превышала 22% рынка. Данная компания активно привлекала банковские кредиты, а также участвовала в программе секьюритизации активов (факторингового портфеля). Финансовые проблемы возникли также и у МФК «Траст», факторинговый бизнес которой в итоге был приобретен Банком ВТБ. Стоит отметить, что в процессе осуществления сделки большая часть портфеля была естественным образом погашена. По сути ВТБ приобрел технологию осуществления деятельности, историю взаимоотношений с клиентами, а также сформированную команду специалистов. Исходя из этого, можно предположить, что программное обеспечение является важным фактором развития индустрии факторинга.

Фактически, факторинговые компании обрабатывают большое количество относительно небольших поставок и выплачивают, соответственно, небольшие суммы в рамках одного документа. При этом факторинговой компании необходимо получить и проверить подтверждающие документы, сверить подписи / печати с карточками образцов подписей, сформировать платежное поручение на финансирование поставщика. В дальнейшем необходимо проводить мониторинг погашения задолженности, осуществлять звонки-напоминания. После получения суммы от покупателя факторинговая компания производит полный расчет комиссий и оставшуюся сумму перечисляет на счет своего клиента. Ввиду «конвейерного» поступления документов для максимально корректной работы необходимо программное обеспечение, позволяющее делать большую часть операций в автоматическом режиме. В случае, если факторингом занимается банк, то необходимо также интегрирование системы взаиморасчетов в основную банковскую программу. Возможно, наличие действующей программы, было весомым аргументом ВТБ (наряду с клиентской базой) для приобретения сторонней факторинговой компании. Стоит отметить, что лидер отрасли - Сбербанк -до сих пор не предлагает факторинговые услуги, что может быть отчасти обусловлено сложностями программно-аппаратного свойства.

Рассматривая региональный аспект проведения факторинговых операций, необходимо отметить их чрезвычайно высокую концентрацию в столице (Рис.2). Фактически 62% оборота факторинговых компаний было осуществлено в г. Москва и 11% в г. Санкт-Петербург, доля остальных федеральных округов не превышала и 6%. Одновременно с этим концентрация кредитных операций юридических лиц существенно ниже, причем она практически не подвержена структурным колебаниям: для Москвы - 38%, Санкт-Петербурга, Сибирского и Уральского ФО - 7% и т.д. Это говорит о том, что факторинг в России находит распространение пока только в столичных регионах, что связано, в первую очередь, с резервами роста этого рынка.

66,00

38,95

13,45

37,7

141,29 ^(17,70 Н 41,01 21,00 ■

-1—1—1- « 63,00 62,00

38,24 ' |—■ н

Прочие

Москва

Крсцииио

06 и, / / 112.60 ■ш 7.17 1 \ш ю 7.71 11.1

Факюриш - Крецииие Факюриш 9 Крецииие Факюриш

ЦошральпыйФО (без I. Москва} дО ■Сонк1-Пс,1ербур1

Рис.2. Динамика территориальной концентрации факторинговых и кредитных операций юридических лиц

Несмотря на то, что факторинг является достаточно специфической финансовой услугой, в регионах также есть крупные и средние потенциальные потребители данных услуг. Скорее всего, после выхода на данный рынок еще нескольких крупных банков, они сразу смогут привлечь наиболее крупных клиентов путем исключительно ценовой конкуренции, а, возможно, и временного демпинга. В такой ситуации небольшие факторинговые компании будут вынуждены перейти к обслуживанию сегмента среднего и малого бизнеса, где эффект ценовой конкуренции может быть ослаблен более лояльными подходам к оценке кредитных рисков и т.д. Косвенно это подтверждается устойчивым трендом по увеличению числа клиентов и дебиторов, т.е., наблюдается устойчивый тренд по увеличению доли крупных клиентов в факторинговом обороте притом, что их количество также имеет тенденции к увеличению с 2009 года.

Таким образом, показатели факторинговой деятельности нельзя напрямую сравнивать с аналогичными данными по банковскому кредитованию, ввиду того, что первая обладает двумя основными целями - пополнение оборотных средств и управление дебиторской задолженностью. Кредитование может иметь и другие цели (например, капитальные вложения), а управление дебиторской задолженностью обычно не входит в функции банка. В таком случае может быть показательным сравнительный анализ с сектором банковского кредитования на завершение расчетов (табл. 2)

Фактически, совокупная оборачиваемость кредитных продуктов существенно ниже, чем факторинговых (306 против 57 дней). Однако, проведя расчеты исключительно по кредитному портфелю на завершение расчетов (овердрафты, экономический смысл которых состоит в устранении кассовых разрывов), мы увидели, что оборачиваемость такой задолженности существенно выше факторинговой (17 против 57 дней). Это говорит о том, что факторинг занимает промежуточное значение между

овердрафтным и традиционным кредитованием на пополнение оборотных средств. При этом, ввиду специфичности факторинговых услуг, предприятия далеко не всех отраслей экономики могут их применять, т.е. не являются «факторабельными». Рассматривая более подробно структуру факторингового рынка 2011 года с этой точки зрения, можно выделить наиболее важные сферы предпринимательства: оптовая торговля (51,8%), обрабатывающие производства (41,6%), розничная торговля (5,4%), прочие (1,2%). При этом, рассматривая структуру оптовых клиентов, наибольший оборот приходится на электрооборудование и продукты питания (34 и 20%).

Таблица 2

Объемно-оборотные показатели факторинговых и кредитных операций на завершение расчетов в России

Показатель, млрд. руб. / период 2009 2010 2011 9 мес. 2012

Объем переданных по факторингу требований (оборот) 361 496 882 964

Объем выплаченного финансирования 227,4 - 717 796

Объем факторингового портфеля на конец соотв. периода 63,1 98,7 164,4 188

Объем выдач кредитов на завершение расчетов юр. лицам банками 2729 3424 5096 3949

Объем кредитного портфеля на завершение расчетов юр. лиц на конец соотв. периода 103 120 170 208

Расчетно:

Оборачиваемость факторингового финансирования, дней 51 55 62 57

Оборачиваемость совокупной кредитной задолженности, дней 243 227 194 306

Оборачиваемость кредитной задолженности на завершение расчетов, дней 14 13 12 17

Соотношение факторингового портфеля и кредитования на завершение расчетов, % 61,26 82,25 96,71 90,38

В настоящий момент рынок факторинга развивается высокими темпами, опережающими соответствующие показатели банковского кредитования. Наличие определенных нормативно-процессуальных ограничений несколько ограничивает его рост. К их числу относится не до конца упорядоченная ситуация по отнесению факторинговых расходов на уменьшение налогооблагаемой базы по прибыли. Согласно ст. 269 НК, «под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления». Таким образом, в ней прямо не указано на факторинговые договоры, что позволяет обосновывать невозможность применения норм по «предельной величине процентов, признаваемых расходом», т.е. доказывается возможность принятия всей суммы к учету по расходам. с 1 января 2011 года по 31 декабря 2013 года включительно эта величина равна ставке процента, установленной соглашением

сторон, но не превышающей ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и коэффициента 0,8 -по долговым обязательствам в иностранной валюте. При этом существует противоположная судебная практика, как подтверждающая, так и опровергающая возможность применения данной практики. Действительно в ГК РФ, финансирование под уступку денежных требований выделено в отдельную (от кредитов и займов, в т.ч. коммерческих) главу 43, что свидетельствует об особом правовом статусе. Особенно убедительно выглядит обоснование по безрегрессовому факторингу и административному управлению дебиторской задолженностью, в частности:

- в факторинговом договоре отсутствует существенное условие кредитного договора как «заемное / кредитное / долговое» обязательство;

- клиент не несет кредитный риск, который переходит к фактору;

- фактор (финансовый агент) занимается сбором дебиторской задолженности.

Наряду с налоговыми разночтениями существуют и бухгалтерские, т.к. процедура отражения факторинговых операций до сих пор четко не регламентирована стандартами.

Как отмечал еще в 2007 г. М.И. Трейвиш (Национальная факторинговая компания), «факторинг - это не замена кредита, это принципиально иное решение». Стоит отметить, что факторинговые услуги, и по нашему мнению не являются конкурентами для банковских кредитов. Из них только факторинг с правом регресса может быть отнесен, по терминологии классика М. Портера, к продуктам-заменителям в части краткосрочного кредитования. При этом сфера его применения по большей части ограничивается оптово-розничной торговлей, в т.ч. FMCG (Fast Moving Consumer Goods - англ. товары широкого потребления). Вышесказанное также подтверждается как относительно небольшим числом банков (как наиболее капитализированных финансовых структур), занимающихся факторингом по сравнению с их общим числом, так и сравнительно небольшим факторинговым портфелем. При этом факторинговый бизнес подвержен существенным колебаниям в период кризиса, в то время как банковский кредитный портфель юридических лиц, не показывая резкую отрицательную динамику, и в настоящее посткризисное время растет меньшими темпами.

Организация деятельности факторинговой компании существенно отличается от «традиционной» банковской работы, а с отменой лицензирования практически отсутствуют входные барьеры для новых участников. При этом столь узкая бизнес-направленность является сильным риском, который может быть преодолен только в партнерстве с коммерческим банком, т.е. путем дифференциации пассивных и активных операций. Модель же агрессивного развития с привлечением банковских ресурсов и проведе-

нием секьюритизации на рынке ценных бумаг является рискованной стратегией, показавшей свои отрицательные стороны в первом кризисе с участием российских факторинговых компаний.

Список литературы

1. О порядке осуществления операций по уступке поставщиками банку права получения платежа по платежным требованиям за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги : письмо Госбанка СССР от 12.12.1989 № 252.

2. Ханин, Г.И. Экономическая история России в новейшее время // Terra Economicus. — 2012. — №10.

3. Информационный обзор российского рынка факторинга по периодам 2005 - 2012 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://asfact.ru /analitika/reports (дата обращения: 23.12.2012).

4. Статистика ЦБ РФ [Электронный ресурс]. URL: http://cbr.ru /statistics (дата обращения: 23.12.2012).

5. Статистика Росстата [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat (дата обращения: 25.12.2012).

6. Участники рынка факторинга готовятся к выходу Сбербанка [Электронный ресурс]. URL: http://www.rbcdaily.ru/2012/09/28/finance (дата обращения: 25.12.2012)

Эзрох Юрий Семенович, канд. экон. наук, преподаватель, [email protected], Россия, Новосибирск, Новосибирский государственный университет экономики и управления

RUSSIAN FACTORING: EVOLUTION AND COMPETITION WITH TRADITIONAL

BANKING SERVICES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

J.S. Ezrokh

The paper discusses the features and results of operation of the Russian factoring market, its statistics in a comparative analysis with the data bank credit market entities defined place factoring in the modern financial and credit relations.

Keywords: factoring, commercial bank, statistics factoring sector.

Ezrokh Yurii Semenovich, candidate of economic science, [email protected], lecturer of the banking department of the Novosibirsk state university of economics and management

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.