Научная статья на тему '/ модный продукт / обналичить дебиторку'

/ модный продукт / обналичить дебиторку Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
659
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «/ модный продукт / обналичить дебиторку»

Российский рынок факторинга вырос за 2007 год на 184% - он развивается динамичнее других секторов, обещая в 2008 году достичь планки в $36 млрд. Потребность в факторинге возникает там, где есть отсрочка платежа. Этот инструмент замещает товарное кредитование. Одно из его основных преимуществ - здесь не требуется залог. Финансирование при этом может быть безграничным - объем средств, получаемых заемщиком под уступку денежных требований зависит лишь от размера задолженности. Причем средства предоставляются на постоянной основе -их не надо возвращать, как в случае с кредитом.

Наталья МАКОВСКАЯ

Обналичить дебиторку

«Четыре в одном»

Факторинг — один из наиболее активно развивающихся секторов мировой экономики. По данным международной факторинговой ассоциации FCI (Factors Chain International), объем рынка факторинга в 2007 году составил 1,29 трлн. евро, увеличившись за год на 15%. Безусловный лидер мирового рынка — Великобритания, здесь этот сектор составляет 13% ВВП, ежегодно увеличиваясь на 15%. Крупными игроками являются также Италия, Франция, Германия, Испания, Ирландия, Нидерланды, а из неевропейских государств — США, Япония, Тайвань,

Согласно конвенции УНИДРУА (Международного института по унификации частного права в Риме) «О международном факторинге» факторинговая услуга должна содержать не менее двух из четырех операций, а именно: финансирование поставщика, ведение учета по правам требования, инкассацию дебиторской задолженности (коллекторство), защиту от неплатежеспособности дебитора. При факторинге поставщик уступает право требования к покупателю специализированному финансовому институту—банку-фактору или факторинговой компании. Последние осуществляют финансирование уступаемых денежных требований, берут на себя работу по информационно-аналитическому обслуживанию поставщика, принятию рисков и административному управлению дебиторской задолженностью. Фактор — факторинговая компания или банк, предоставляющие факторинговые услуги. Клиент—поставщик товара, заключивший договор с факторинговой компанией. Дебитор — покупатель товара у поставщика (клиента факторинговой компании).

Австралия, Бразилия. Анализируя отношение оборота по факторингу к ВВП, можно сделать вывод, что наибольшее значение факторинг имеет в экономике таких стран, как Великобритания, Италия, Португалия, Кипр. В России, Австрии, США и Германии оборот по факторингу составляет не более 2% ВВП.

«Факторинг означает не только возможность для бизнеса получить финансирование под уступку денежного требования, другими словами, «обналичить дебиторку», но и застраховать риски по платежам», — говорит Александр Карелин, начальник Управления факторинга ОАО АКБ «Пробизнесбанк». Факторы совмещают роль кредитора, страховой компании, кол-лекторского и консалтингового агентств, т.е. «четыре в одном». Альтернативой факторингу, как говорят аналитики, могут выступать торговое финансирование, краткосрочное кредитование, овердрафт, цессия. Преимущества факторинга, в сравнении с кредитными продуктами: отсутствие традиционного залогового обеспечения или поручительства, и, следовательно, расходов на оформление залогового обеспечения, нет необходимости поддержания оборотов по расчетному счету.

По мнению Александра Карелина, факторинг является стратегически важным инструментом для малого и среднего бизнеса. Он, по сути, замещает товарное кредитование (товарный кредит — это дебиторская задолженность, отгрузка товара в кредит с отсрочкой платежа означает открытие риска неоплаты товара).

Факторинг, по сути, — прежде всего, инструмент, обеспечивающий рост продаж без риска увеличения просроченной задолженности покупателей. При факторинге не требуется оформлять такое множество документов, как при кредите. Факторинговое финансирование выплачивается автоматически при предоставлении накладной и счета-фактуры. Кредит требует погашения в строго определенный срок, а факторинговое финансирование выплачивается в день поставки товара и находится в обороте у поставщика до тех пор, пока он осуществляет отгрузку. Одно из основных преимуществ факторинга в том, что он не требует залога, и за счет этого упрощается привлечение оборотных средств.

Как известно, очень часто малые предприятия не могут получить в банке средства по схеме стандартного кредитования — их финансовое состояние не удовлетворяет требованиям банка. Факторинг позволяет решить эту проблему.

«Кроме того, этот инструмент означает зависимость объема средств, выплаченных в счет уступленных денежных требований

заемщику (клиенту) от размера дебиторской задолженности — таким образом, финансирование может быть безграничным», — подчеркивает директор Дивицио-на «Центральный» Национальной Факторинговой Компании (НФК) Анастасия Пышкина. Это преимущество как для клиента, так и для банка — ограничения в сфере расчетного кредитного лимита не являются объективными для максимально допустимого финансирования клиента.

Кроме того, предприятия в сотрудничестве с факторами могут выходить на новые рынки и не опасаться работы с «темными лошадками» — факторы-лидеры рынка имеют информацию о сотнях тысяч дебиторов. На основании этой статистики определяются лимиты финансирования. Фактор предоставляет клиенту по его желанию информационное сопровождение, например доступ к услуге интернет-факторинг, где в режиме онлайн клиент видит графики осуществления платежей своих контрагентов — дебиторов. Таким образом, клиенты получают консалтинговый сервис у профессиональных, имеющих опыт работы с товарными кредитами поисковиков, обладающих собственным скоринговым методом оценки рисков.

«Поставщики имеют возможность переложить огромную часть работы с покупателями (дебиторами) на факторов и переклю-

читься на решение других, более важных задач, развитие бизнеса», —говорит заместитель начальника управления факторинговых операций НОМОС-Банка Анастасия Пахомова. «Факторинг будет пользоваться все большим спросом,— уверен Александр Карелин, — его использование означает привлечение в бизнес еще одного участника, не претендующего на вмешательство в бизнес и не влияющего на принятие решений, но предоставляющего средства для роста и развития, причем на постоянной основе (их не надо возвращать, как в случае с кредитом)».

Новая альтернатива

«Период насыщенности мирового рынка факторинговых услуг пока не наступил. Это рынок потребителя, следовательно, больше всего влияет на его состояние именно клиент», — говорит Анастасия Пахомова. На рынке факторинга Европы потребителю предлагают стандартный набор: факторинг с регрессом и без регресса, открытый и конфиденциальный (закрытый) по доступности информации, международный факторинг, invoice discounting и т.д.

По словам директора департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктора Носова, статистика показывает, что сегодня в мире преобладает безрегрессный факторинг (44,5%), следом

История факторинга началась в середине XVII века, когда многие европейские торговые дома обзавелись представительствами в колониях Северной Америки и Восточной Индии. Представительства возглавляли факторы (factor—агент, посредник, англ.) — торговые посредники (комиссионеры) по сбыту товаров на незнакомых европейским производителям рынках. Факторы хорошо ориентировались в законах и торговых обычаях страны пребывания, могли с высокой степенью достоверности оценить платежеспособность покупателей, организовывали хранение и сбыт товара, а также инкассацию торговой выручки. Посредники продавали товары и выставляли счета от своего имени, не указывая в договорах имени принципала (лица, в чьих интересах осуществляется посредничество). Если товары продавались в кредит, то фактор принимал на себя риски, предоставляя за дополнительное вознаграждение гарантию получения платежа.

Широкое развитие инструмента в начале XXX века было обусловлено усилением инфляции, что требовало ускорения реализации продукции и перевода активов из товарной формы в денежную. Именно эти причины привели к вытеснению коммерческого кредита в вексельной форме факторингом.

Наибольшее распространение этот инструмент получил в США в 40—50 годы XXX века. Первые операции провел в 1947 году First National Bank ofBoston. Официально они были признаны в США в 1963 году, когда правительственный орган по контролю над денежным обращением признал их законным видом банковской деятельности. Развитие факторинговых компаний в Европе началось в рамках плана Маршала по восстановлению европейской экономики в 1950-х годах и было обусловлено появлением розничных торговых сетей. Магазины требовали от поставщиков все больших отсрочек платежа по товарным кредитам. Для решения этой проблемы факторинг подошел идеально. В Великобритании первая факторинговая компания была открыта в 1960 году, в Германии — в 1963-м, во Франции — в 1965-м. «Дойче банк» в середине 60-х годов прошлого века учредил Дисконтбанк, занимающий сегодня лидирующие позиции на европейском рынке. Факторинговые операции получили наибольшее распространение в Европе в конце 80-х годов XXX века.

по объему оборота идут invoice discounting — (30,7%) и факторинг с регрессом (22,3%). На коллекторские и другие услуги факторинговых компаний мира приходится всего 2,5% их оборота. В структуре международного факторинга по-прежнему лидирует экспортный факторинг, объемы которого превышают импортный почти в четыре раза. «Тенденции развития на мировом рынке факторинга разные, — говорит Виктор Носов. — Как правило, в развивающихся странах растет только сегмент invoice discounting. В развитых странах наиболее успешные факторы ди-

версифицируют свой продукт, вводят новые услуги — реверсивный факторинг, финансирование под товары, оборудование и другие активы. Для потребителей риск-менеджмент и администрирование дебиторской задолженности имеет значение не меньшее, чем ее финансирование».

Так, в Германии, по оценке Анастасии Пахомовой, в последние три года прирост факторингового рынка составляет 20% в год. Такие достижения обусловлены маркетинговой стратегией факторов, предлагавших свои услуги в качестве альтернативы овердрафту. Кроме того, были разрабо-

таны специальные предложения для клиентов малого и среднего бизнеса по невысокой цене. Помимо этого расширились каналы дистрибьюции.

Наиболее активны в развитии факторинговых услуг Великобритания, Италия, Испания, Франция и другие страны Западной Европы. В каждой из них одна—три компании ведут за собой все остальные. В Великобритании — это Royal Bank of Scotland, Lloyds TSB, во Франции — Eurofactor, GE Factofrance.

Мировой рынок факторинга постоянно развивается, постепенно вытесняя клас-

ь

В западном факторинге можно выделить два крупных направления invoice discounting (инвойс дискаунтинг — дисконтирование денежных требований) или простое финансирование дебиторской задолженности поставщика без дополнительных услуг и full factoring (полный или классический факторинг) — полный набор услуг по финансированию и администрированию дебиторской задолженности. Классический факторинг имеет массу преимуществ: он предусматривает управление рисками, обслуживание дебиторской задолженности, изучение платежеспособности дебитора, оказание коллекторских и других услуг.

Invoice discounting предполагает исключительно финансирование под уступку прав денежных требований на основании оценки торгового оборота клиента без оказания услуг по административному управлению дебиторской задолженностью и кредитному менеджменту. Обычно invoice discounting осуществляется в конфиденциальной форме, то есть дебиторов-клиентов не уведомляют о такой уступке, при этом финансирование осуществляется на основании реестра — поставщик продает сразу весь портфель и немедленно получает финансирование.

Invoice discounting востребован очень крупными клиентами, главная потребность которых заключается в чистом финансировании. Invoice discounting — прямой конкурент кредиту. Услуга не имеет сервисной составляющей либо она сведена к минимуму.

На Западе популярен такой инструмент как реверсивный факторинг (confirming). В этом случае покупатель — инициатор сделки по финансированию своих поставщиков. Предпо-ставочное финансирование, еще один распространенный в Европе финансовый продукт, предполагает оплату товара фактором в момент получения заказа, когда дебиторская задолженность, по сути, еще не возникла, поскольку продукция не была отгружена. Одно из основных преимуществ этой услуги — возможность получения денежных средств в объеме, превышающем размер текущей дебиторской задолженности — финансирование ограничено не сегодняшними продажами, а планами продаж в будущем. Это особенно актуально для компаний с динамичным ростом продаж, а также подверженных сезонности (в период сезонного спада сокращаются продажи и объем дебиторской задолженности, под уступку которой возможно факторинговое финансирование, и часто именно в этот период возникает потребность в значительных денежных ресурсах).

Пользуются спросом такие традиционные факторинговые услуги, как факторинг с регрессом (фактор не берет на себя ответственность по рискам — если дебитор не заплатит

деньги, поставщик обязуется возместить ущерб) и факторинг без регресса (фактор полностью принимает на себя риск неоплаты). Цена факторинга без регресса значительно ниже совокупной стоимости отдельно предлагаемых продуктов — финансирования, страхования рисков и кредитного менеджмента — затраты на эти услуги в целом могут достигать 5—6% от оборота.

В последнее время на двух лидирующих рынках факторинга в США и Великобритании развивается такой способ финансирования, как ABL (Asset Based Lending), который предполагает финансирование на основании активов не только дебиторской задолженности, но и других видов активов, переданных в обеспечение, например основных средств, запасов. Сложность услуги связана с оценкой помимо дебиторской задолженности всех прочих видов активов.

Развивается такая услуга, как факторинг в форме защиты от кредитных рисков (maturity factoring). В этом случае обязательство профинансировать поставку возникает у фактора лишь при невыполнении обязательств дебитора перед поставщиком. Таким образом, поставщик снимает с себя кредитные риски.

Растет востребованность международного факторинга

(international factoring), когда продавец и дебитор — резиденты разных государств. Как правило, международный факторинг осуществляют в двух формах: это прямой факторинг (фактор самостоятельно финансирует экспортную или импортную поставку) и двухфакторный факторинг, предусматривающий сотрудничество двух факторов: со стороны импортера и экспортера. Сторона экспортера предоставляет финансирование, сторона дебитора берет на себя кредитные риски и инкассацию дебиторской задолженности. Экспортный факторинг с регрессом предусматривает ответственность поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение зарубежным дебитором требования, являющегося предметом уступки.

Таким образом, если дебитор не оплатил товар или оплатил не в полном объеме, поставщик обязан возместить фактору разницу между суммой уступленного денежного требования и суммой фактически полученных платежей со стороны дебитора. При оказании услуг экспортного факторинга без права регресса фактор осуществляет финансирование экспортера под уступку денежного требования и гарантирует клиенту возврат валютной выручки от иностранного дебитора. В рамках импортного факторинга фактор по запросу экспорт-фактора предоставляет гарантию возврата валютной выручки от покупателей и тем самым дает возможность импортерам получить товарный кредит (отсрочку платежа).

сические схемы кредитования пополнения оборотного капитала компаний. В мировой практике факторинг чаще всего развивается путем организации компаний, аффилированных банкам и другим кредитно-финансовым учреждениям, принадлежащих крупным промышленным холдингам, и компаний смешанного типа. В последние годы, по мнению Людмилы Кожиной, старшего кредитного аналитика банка «Сосьете Женераль Восток» и профессора Виктора Москвина, становится все более популярной организация факторинговых услуг специальным подразделением, входящим в структуру банка. Все больше коммерческих банков выходит на рынок факторинга. Однако их попытки не всегда оказываются удачными из-за существенных различий в риск-менеджменте и культуре продажи между факторинговыми компаниями и банками. В частности, когда банк организует специальное подразделение, итоги его деятельности, как правило, намного скромнее, чем у отдельной факторинговой компании. Это объясняется тем, что значительное влияние на работу факторов-подразделений банков оказывают ЦБ и банковское законодательство, что заметно ограничивает активность подобных структур, в отличие от самостоя-

тельных факторинговых компаний. Наладить качественную инфраструктуру для осуществления факторинговых операций в отдельных компаниях значительно проще, чем в банке. В ЦБ некоторых стран возрастает понимание специфики факторинговых операций. В результате этого банки некоторых стран стали заметными игроками не только на своем отечественном, но и на мировом рынке.

В то же время на мировой рынок выходят все более мощные конкуренты, предлагая продукты, замещающие факторинговые услуги. В частности, все больше заполняют рынок страховые компании и финансовые центры крупнейших холдингов. Успех фактора нередко зависит не от того, какую долю он занимает на рынке, и не от принятой им факторинговой концепции, а в большей степени от его организационной структуры (подразделение в банке или отдельная компания) и от профессионализма ее сотрудников.

По прогнозам Анастасии Пахомовой, факторинговый рынок Европы продолжит свой рост, банки и факторинговые компании в большей степени будут ориентироваться на средний и малый бизнес и, как следствие, появятся новые продукты и сервисы для этой категории клиентов.

Также усиливается интерес и присутствие банковского сектора на рынке, происходит дальнейшая консолидация игроков факторингового рынка.

Нацелены на рост

В 2007 году рост российского рынка факторинга составил 184%. Эта индустрия развивается в России динамичнее всех других секторов, прибавляя в своем обороте ежегодно по 100% (в 2006 году оборот составил $11 млрд., в 2007-м — $22 млрд.).

По прогнозам «Эксперт РА», объем рынка факторинга в 2008 году достигнет $36 млрд., а в 2010-м — $150 млрд. Для сравнения: объем рынка товарного кредитования сегодня составляет $250— 270 млрд.

Александр Карелин уверен, что через три—четыре года факторинг станет одним из самых модных в России финансовых инструментов — наш рынок пока еще незрелый, и есть возможность снимать сливки. Технологии факторов пока не заточены на массовый продукт, например, в сегменте малых предприятий, объем операций ежедневно может достигать сотен тысяч. Участникам без таких технологий проще работать с десяткой или двадцаткой

■D □

К ó Я

Два главных направления развития факторинга

Invoice discounting

Оплата счета

Full factoring

Оплата счета

ДОЛЖНИК

Продажа товаров

КЛИЕНТ МОСТАВЩИК)

Уступка денежного требования

(ПОСТАВЩИК!

А

Продажа товаров

График 2. Оборот российского рынка факторинга, $ млрд.

крупных клиентов, по сути, кредитуя их под дебиторскую задолженность и предоставляя им invoice discounting.

Кризис ликвидности в международной банковской системе сказался и на рынке факторинга в России. В условиях ухудшения доступа к кредитным ресурсам востребованность факторинга со стороны предприятий увеличилась. По прогнозам начальника управления факторинга Московского Кредитного банка Сергея Красовского, в 2008 году темп роста рынка факторинга превысит аналогичный показатель предыдущего года — потребности компаний в финансировании будут расти, при этом стоимость факторинга приближается к цене классического кре-дитования(сегодня факторинг, хоть и удобнее кредита, но обходится дороже на 20— 30%). Средняя стоимость факторинга с регрессом на российском рынке сегодня составляет 1,3—1,7% (без НДС) от суммы поставки при месячной отсрочке. Это несколько дороже, чем на Западе. Но не стоит забывать, что рынок факторинга еще слишком молодой — у нас и другие банковские продукты дороже, чем на Западе. По словам Анастасии Пахомовой, эффективная ставка колеблется в широких пределах и очень сложно выделить среднюю стоимость факторинга на российском рынке.Сегодня уровень доходности на рынке факторинга, по оценке начальника управления факторинговых операций МДМ-Банка Владимира Емельянова, составляет от 14—30% годовых. Структура тарифов обычно совпадает со структурой услуг в рамках факторингового обслуживания и включает как минимум стоимость обработки документов, плату за финансирование и комиссию за административное управление дебиторской задолженностью. «Факторинг подразумевает наличие добавленной стоимости, — говорит начальник управления координации международных операций НФК Вячеслав Иванов. —

Это умение факторов управлять дебиторской задолженностью, оценивать покупателей, оказывать им информационное сопровождение, показать риски». Качество услуг влияет на их стоимость так же, как и уровень ставок на финансовом рынке. По мнению аналитиков, динамика развития услуги связана с величиной ставок. Если они снизятся до уровня кредитных, то развитие рынка, безусловно, ускорится.

В то же время, успешно конкурирует сейчас не тот участник, который дает минимальную стоимость, а тот, что предлагает хороший сервис. Клиенты перестали оценивать факторов только по их тарифам. Сейчас необходимо иметь квалифицированный персонал, хорошее программное обеспечение, отлаженную систему риск-менеджмента, отлаженный технологический цикл — это слагаемые качества обслуживания и успеха фактора.

«Основные потребители факторинга в России — компании, оказывающие услуги, производственные, торговые, которые вынуждены предоставлять отсрочку платежа своим потребителям и при этом имеют необходимость в пополнении оборотных средств для дальнейшего развития бизнеса», — утверждает Анастасия Пахомо-ва. Там, где есть отсрочка платежа, всегда возникает потребность в факторинге.

Основными клиентами российских факторов стали предприятия оптовой торговли. В последнее время увеличивается доля обрабатывающих предприятий в обороте факторов (см. график 1). По факторинговым схемам работает и пищевая промышленность (особенно кондитерская, рынки снеков, пива и воды), производители товаров народного потребления (в частности, бытовой химии), тар и упаковок, типографская отрасль, фармацевтика, предприятия сферы образования, сельского хозяйства, лизинговые компании. «Алкогольные и табачные компании не пользуются факторингом, поскольку их продукция имеет вы-

сокую рентабельность. Однако когда рынок будет насыщен и объемы продаж замедлятся, такие компании также придут к факторингу», — уверен Сергей Красовский.

Сегодня рынок факторинга в России в большей степени охватывает крупный бизнес и представлен в Москве и центральном регионе. Александр Карелин:

«Постепенно индустрия начинает развиваться в регионах и нацеливается на малый и средний бизнес, поскольку рынок факторинга для крупного бизнеса уже насыщен. Региональный рынок характеризуется большим потенциалом и более высокими ставками, но для его освоения фактору требуются инвестиции в инфраструктуру. Факторы активно идут в регионы и доля региональных операций каждый год увеличивается». Анастасия Пахомова: «Каждый фактор разрабатывает свою стратегию развития. Разветвленная филиальная сеть и большая клиентская база дают определенные преимущества факторинговой компании. Однако помимо этого должны быть хорошее программное обеспечение, налаженные бизнес-процессы и грамотный персонал». Виктор Носов: «Сейчас конкуренция среди банков и факторинговых компаний в Москве достаточно высока. Лидеры российского рынка проводят политику активной региональной экспансии, но пока их интересы в регионах практически не пересекаются».

Основные виды услуг, предлагаемых российскими факторами, — факторинг с регрессом, без регресса, в форме управления дебиторской задолженностью (без финансирования), в форме защиты от кредитных рисков (maturity factoring), импортный и экспортный.

Сегодня самый востребованный на российском рынке — факторинг без регресса. Количество игроков, предлагающих факторинг без регресса, растет.

«Принципиальных отличий между российскими и западными факторинговыми

График 3. Оборот мирового рынка факторинга

Европейские страны 71%

Прочие 1%

Государства Америки чуть более 12%

Страны Азии 16%

Источник: данные Р012006 г.

продуктами не существует, — отмечает Анастасия Пахомова. — Но различие между российскими и западными представителями малого и среднего бизнеса значительно. Если на развитых рынках малым или средним принято считать бизнес, который и не предполагает когда-либо стать большим, то в России под малым подразумевается, как правило, растущий бизнес. Именно поэтому продукты наших факторов нацелены на рост бизнеса клиентов».

Еще быстрее рынка внутреннего факторинга в России растет рынок факторинга международного — за 2007 год он увеличился более чем в 10 раз, доля в общем объеме сделок составила 11% (в 2006-м — 1,7%). Эксперты рассматривают этот сегмент как перспективный (уровень международного факторинга к внешнеторговому обороту значительно ниже доли оборота по внутреннему факторингу к ВВП). Но по оценке Сергея Красовского, низкое вовлечение российских факторов в международный рынок связано с существующими законодательными проблемами. Сегодня российское валютное законодательство

не позволяет факторам заниматься международной деятельностью. На отечественном рынке при проведении операции под названием «международный факторинг» не производится уступка требований иностранному дебитору. Такой псевдофакторинг проводится банками путем предоставления кредита, обеспеченного правом безакцептного списания экспортной выручки с валютного счета клиента. Это обычная кредитная операция, которая продается по завышенной ставке. Такая ситуация может подорвать доверие потенциальных клиентов к факторингу.

По оценкам российских и зарубежных аналитиков, огромный потенциал имеет рынок синдицированного факторинга. В прошлом году некоторые российские компании представили этот продукт.

Число факторов продолжает расти с каждым годом,однако уровень концентрации пока остается очень высоким. На долю пяти игроков («Еврокоммерц», Промсвязьбанк, НФК, МФК Траст, факторинговое подразделение банка «Петрокоммерц») приходится свыше 70% рынка. Высокий уровень концентрации рынка может быть объяснен относительной молодостью факторинга в России. Кроме того, для компаний, желающих войти на этот рынок, существуют серьезные барьеры.

Камни преткновения

Можно выделить две основные проблемы, препятствующие развитию факторинга в России: несовершенства правовой базы и трудности с быстрым доступом к информации о финансовом состоянии компаний.

В законодательной сфере сохраняется неопределенность с трактовкой экономической сущности факторинга, а также противоречия, касающиеся лицензирования факторинговых операций. Сегодня эти операции могут осуществлять только бан-

ки (согласно ст. 5 закона «О банках и банковской деятельности»). В ст. 825 части второй Гражданского кодекса России указано, что факторинговые операции разрешается проводить и коммерческим (в том числе некредитным) организациям, но они должны получить лицензию. При этом в законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» факторинг не включен в перечень видов деятельности, подлежащей лицензированию. (Кстати, факторинговая деятельность не лицензируется в большинстве стран.) Как отмечают Людмила Кожина и Виктор Москвин, данная правовая коллизия приводит к тому, что в ходе судебных рассмотрений появляются диаметрально противоположные решения относительно того, нужна или нет лицензия факторинговым компаниям. В связи с этим МЭРТ разработало законопроект о внесении изменений в ст. 825 ГК, согласно которому факторинговая деятельность коммерческих организаций лицензироваться не будет. Сейчас законопроект готовится ко второму чтению в Госдуме.

Другая проблема, ограничивающая использование факторинга, — законодательное ограничение применения закрытого (конфиденциального) факторинга в России. В отличие от широко распространенной в западных странах практики предоставлять факторинговые услуги без финансирования (только управление дебиторской задолженностью), в России совершение подобного рода сделок ограничивается гл. 43 Гражданского кодекса, где под факторингом понимается «финансирование под уступку денежного требования». В ГК так определены характерные черты факторинга: «по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента

Сергей Красовский,

Московский кредитный банк:

«Можно говорить о том, что для любого предприятия факторинг дороже, чем кредит, но не в разы. Речь идет о 2-6 процентных пунктах. В связи с большой конкуренцией на рынке факторинга, а также определенными затруднениями с банковской ликвидностью, факторинг приблизился к кредитованию по стоимости. Говорить о том, что кредито-

вание выгоднее, некорректно. Просто в каких-то случаях клиенту намного выгоднее пользоваться кредитом, так как факторинг может вызвать дополнительное обременение для компании. Это связано с тем, что, во-первых, компании будет необходимо выделить отдельного сотрудника, который будет общаться с фактором, готовить документы и т.д. Во-вторых, если объем операций у клиента очень значительный, а сами суммы минимальные, проще взять кредит, так как для факторингового финансирования требуется информация по каждой отгрузке. Главное в том, что

у очень крупных компаний есть доступ к дешевым ресурсам. Если мы говорим о мелких и средних компаниях, то для них факторинг стоит незначительно дороже, чем кредит. Чего не скажешь о крупных компаниях, которые могут себе позволить доступ к международным источникам финансирования, могут взять кредит под залог оборудования и т.п., и в этом случае для них факторинг, как беззалоговая услуга не так интересен. Но они могут использовать факторинг не только для получения средств, но и как сервис по работе с покупателями.

Факторинг выгоднее всего для растущих компаний. Если оборотных средств достаточно, возможно, будет предпочтительнее вариант с кредитованием. Опять же если у компании доля оборота отсрочки платежа небольшая, либо сроки предоставления отсрочки велики (свыше 3-4 месяцев), то факторинг ей тоже не нужен.

Малому предпринимателю эта услуга может быть невыгодна потому, что он считает каждую копейку, или потому, что приток оборотных средств не позволит ему компенсировать затраты».

(кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сегодня рассматривается возможность дальнейшего развития законодательной базы факторинга в двух направлениях: принятие закона о факторинге либо внесение изменений в действующее законодательство. Кроме того, Россия готовится к ратификации Конвенции УНИДРУА «О международном факторинге» и Конвенции ООН «Об уступке дебиторской задолженности в международной торговле». Этот шаг должен способствовать развитию у нас международного факторинга.

Помимо несовершенства законодательства, по мнению Анастасии Пахомовой, развитие факторинга сдерживает отсутствие единых баз данных для проверки кредитных историй клиентов и дебиторов, а также часто не соответствующие действительности сведения официальной финансовой отчетности российских компаний.

В отличие от обычного кредитования, предусматривающего обеспечения по сделке, факторинговые операции беззалоговые, то есть более рискованные. Поэтому фи-

нансовое состояние клиента требует более тщательного анализа. Предметом анализа также должны быть дебиторская задолженность клиента в целом, правовые взаимоотношения поставщика и дебитора (из договора поставки), финансовое положение и дисциплина платежей передаваемого на факторинговое обслуживание дебитора. Один из инструментов управления рисками при факторинге — система установления лимитов. Однако при установлении индивидуальных лимитов банки всегда сталкиваются с дефицитом информации о клиенте и его покупателях. Такие проблемы в зарубежных странах решают путем обращения фактора в кредитное бюро за досье заемщика, где содержатся все необходимые сведения. «Необходимой информации в БКИ российские клиенты не смогут получить, — говорит Александр Карелин. — Кредитные бюро могут выдать заключение о финансовом положении физлица или юр-лица (при условии их согласия на передачу информации). Но этот объем информации очень небольшой, не всегда позволяющий принять верное решение».

В России многие кредитные организации не спешат предоставлять информацию о своих заемщиках в БКИ. Поэтому надеяться на кредитное бюро как на источник

дополнительной информации о заемщике пока не приходится.

Проблема «непрозрачности» российских компаний существует на фоне неразвитости рынка страхования, особенно в части страхования финансовых рисков. Банки вынуждены создавать резервные фонды под возможные потери, что приводит к отвлечению денежных средств от более прибыльных проектов. В отличие от российских, зарубежные фирмы активно прибегают к услугам страховых компаний. В этом случае проблема оценки финансового состояния заемщика перекладывается на плечи страховщика. Тем не менее, банкам необходимо быть внимательными при выборе страхового агента, так как неплатежеспособность последнего не даст возможность банку компенсировать потери по сделке.

По мнению Анастасии Пахомовой, факторинг в России отличается плохой информированностью потенциальных клиентов о продукте, многие не понимают, какие возможности перед ними открывает факторинг, воспринимая его исключительно как форму кредитования. Для устранения причин сдерживания рынка необходимо более пристальное внимание государственных структур к этому сектору. Ц

Стоимость факторинговых услуг как правило, складывается из трех составляющих: комиссии за обработку документа, отдельной платы за факторинговое обслуживание и комиссии за пользование денежными ресурсами. За обработку документов, как правило, берут от 10 до 100 руб. с каждого зарегистрированного комплекта документов, переданных на финансирование. Комиссия за факторинговое обслуживание (управление дебиторской задолженностью) зависит от очень многих параметров, в том числе степени риска, связанного с финансированием, объема уступаемой задолженности, деловой репутации дебиторов, длительности отсрочки, а также отрасли, в которой клиент осуществляет свою деятельность. Поэтому факторы редко сразу называют стоимость своих услуг без предварительного анализа бизнеса клиента. Однако можно сказать, что комиссия за факторинговое обслуживание напрямую зависит от оборота. Чем больше оборот клиента и количество дебиторов, переданных на факторинговое обслуживание, тем меньше процент взимаемой комиссии. Сейчас ее размер варьируется от 0,5 до 2,5% от суммы каждой профинансированной поставки. Комиссия за финансирование начисляется каждый день в виде процента от общей стоимости поставок, которые оплатил клиенту фактор. Если клиент приобретает услугу по покрытию риска неплатежа покупателя, появляется еще четвертая составляющая — ее обычно фиксируют в договоре как процент от суммы, в рамках которой факторинговая компания поручается по обязательствам дебитора. Поэтому итоговый размер комиссии зависит от объема продаж клиента дебиторам, задолженность которых уступается факторинговой компании. При этом размер комиссии может меняться из-за структуры и качества дебиторской задолженности, а также длительности отсрочки, предоставляемой покупателям. В среднем покрытие риска неплатежа покупателя

обходится в 0,8—1,5% от размера страхового покрытия. Кажется, что стоимость факторинга формируется достаточно просто. Однако и в этой отрасли существуют скрытые комиссии. Реклама факторинговых услуг по цене от 12% годовых должна вызывать сомнения. Факторинг— это не кредит. Зачастую в договорах факторинга с организациями устанавливаются скрытые комиссии, например за просрочку дебитором оплаты по поставке. Притом что контролировать и улучшать платежную дисциплину дебиторов клиента — это одна из обязанностей фактора.

Существуют и другие примеры скрытых комиссий: за пересмотр лимита финансирования, штраф за то, что клиент не выбирает установленный на него лимит, штрафы за непередачу на обслуживание определенного количества дебиторов. Поэтому эксперты рекомендуют обращаться к факторам с прозрачным ценообразованием, при котором отсутствуют дополнительные и при этом зачастую непонятные потребителю комиссии, а также осторожно относиться к предложениям услуг по цене значительно ниже среднерыночных тарифов и внимательно изучать текст договора о факторинговых услугах. Факторинг всегда дороже, чем банковский кредит. Главная причина— ценообразование факторинга происходит вне зависимости от показателей финансовых рынков. Цена на факторинг формируется на основании маржи, закладываемой продавцом при реализации своего товара, а плата за факторинг—доля в этой марже.

Факторинг и коммерческое кредитование — это разные финансовые продукты. Рынок факторинга необходимо воспринимать как инструмент, обеспечивающий поддержку продаж, помогающий защищать риски, управлять дебиторской задолженностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.