Научная статья на тему 'Повышение эффективности функционирования предприятий агропромышленного комплекса на основе факторинга'

Повышение эффективности функционирования предприятий агропромышленного комплекса на основе факторинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
230
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / БИЗНЕС / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ / ФАКТОРИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казакова Н. А., Наседкина Т. И.

Глобальный финансовый кризис, недоступность кредитов негативно влияют на деятельность сельскохозяйственных предприятий и организаций, в результате чего резко возрастает угроза банкротства. В статье авторы анализируют возможности использования факторинга для повышения эффективности бизнеса в условиях кризисной ситуации в экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности функционирования предприятий агропромышленного комплекса на основе факторинга»

4(28) - 2010

вопросы экономики

повышение эффективности функционирования предприятий агропромышленного комплекса на основе факторинга

н. А. кАзАковА,

доктор экономических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой учета, анализа и аудита по научной работе E-mail: axd_audit@mail. ru Российский государственный технологический университет им. К. Э. Циолковского

т. и. наседкина,

кандидат экономических наук, доцент, декан экономического факультета E-mail: Nasedkina-64.64@mail. ru Белгородская государственная сельскохозяйственная академия

Глобальный финансовый кризис, недоступность кредитов негативно влияют на деятельность сельскохозяйственных предприятий и организаций, в результате чего резко возрастает угроза банкротства. В статье авторы анализируют возможности использования факторинга для повышения эффективности бизнеса в условиях кризисной ситуации в экономике.

Ключевые слова: эффективность, бизнес, сельскохозяйственный, факторинг.

Факторинг представляет собой финансирование под уступку денежного требования (п. 1 ст. 824 ГК РФ), при котором банк или специализированная компания приобретает денежные требования на должника и сама взыскивает долг в пользу кредитора (продавца) за определенное вознаграждение. Факторинг также иногда называют кредитованием продаж поставщика.

Факторинг — это торгово-посредническая деятельность, в ходе которой организация-фактор

оказывает комплекс услуг по обслуживанию дебиторской задолженности поставщика: финансирование под уступку денежного требования, управление и инкассация дебиторской задолженности, страхование рисков по платежам, консалтинговые и информационные услуги, поиск новых партнеров для клиентов.

В факторинговых операциях фигурируют три стороны:

1) фактор (от англ. factor — комиссионер, агент, посредник), в лице которого, как правило, выступает коммерческий банк, финансовая или специализированная факторинговая компания, имеющая лицензию на осуществление таких операций (ст. 825 ГК РФ);

2) клиент (кредитор, поставщик товара, продавец);

3) дебитор — покупатель товара у поставщика.

В России факторинговые услуги становятся

все более популярными. В 2008 г. прирост рынка

финансовая аналитика

проблемы и решения

Вопросы экономики

4(28) - 2010

факторинга составил около 85 %, что, несомненно, является впечатляющим результатом. При этом объем уступленных прав требования составил около 590 млрд руб., а количество заключенных договоров факторинга достигло 6,8 тыс., динамика роста полностью совпала с приростом объемов уступленных прав требований.

Более всего факторинг подходит тем предприятиям и организациям, которые находятся на стадии стремительного роста. Развивающиеся сельскохозяйственные компании птицеводческого кластера Белгородской области, не имея достаточного объема собственных средств для финансирования текущей деятельности, прибегают к факторингу для успешного развития продаж мяса птицы и яиц на условиях предоставления покупателям отсрочки платежа. Получив от фактора до 90 % суммы за поставленный товар сразу после процесса отгрузки, компания может направить денежные средства на развитие производства. Таким образом, повышается оборачиваемость, увеличивается объем продаж, возникает дополнительный прирост выручки и прибыли.

С другой стороны, факторинг может быть рассмотрен как дополнительный источник финансирования, инструмент мониторинга дебиторской задолженности и минимизации финансовых рисков. Отметим, что на текущий момент российский рынок факторинга предлагает широкий спектр услуг, поэтому прибегнуть к факторингу могут организации разного масштаба и отраслевой принадлежности, в том числе связанные с сезонным характером деятельности, такие как сельскохозяйственные товаропроизводители. Сегодня, к сожалению, это в основном пока предприятия оптовой торговли и крупные промышленные компании.

Факторинг приносит определенные выгоды каждой стороне. Так, продавец товара (кредитор) избегает длительной судебно-арбитражной процедуры, не ищет денег на уплату госпошлины, не нанимает опытных юристов, которым во всех случаях надо не только выплачивать вознаграждение, но и покрывать их издержки в виде различных расходов (командировочные, суточные и т. д.). Агент как покупатель долгов также имеет свой интерес, ибо долги он приобретает за соответствующее материальное вознаграждение. Обозначим основные преимущества факторинга.

1). Отсутствие залога. При заключении договора факторинга, в отличие от кредитования, фактор не устанавливает жестких требований по предоставлению залога, которым будет обеспече-

но финансирование. В этой роли выступает, как правило, дебиторская задолженность, уступаемая фактору.

2). повышение оборачиваемости. Факторинг позволяет в кратчайшие сроки трансформировать дебиторскую задолженность в наиболее ликвидные активы — денежные средства. Снижение сроков инкассации дебиторской задолженности уменьшает время, в течение которого денежные средства «омертвлены» в дебиторской задолженности.

3). минимизация рисков производителя (поставщика). При факторинге фактор берет часть рисков, связанных с деятельностью производителя (поставщика), на себя, взимая за это определенную комиссию. При этом выделяют следующие типы рисков:

— кредитный риск предполагает потенциальную возможность неоплаты дебиторами поставок с отсрочкой платежа. Заметим, что данный риск минимизируется только в случае заключения договора факторинга без регресса, при котором все риски, связанные с неуплатой дебитором по обязательству, принимает на себя фактор. По сути происходит покупка денежного требования фактором, но не за полную стоимость, а с дисконтом. Однако распространен и факторинг с регрессом, по которому фактор не берет на себя ответственности по рискам;

— риск потери ликвидности представляет собой риск несвоевременной оплаты дебиторской задолженности, приводящий к недостатку средств у производителя (поставщика) для покрытия текущих затрат. В ситуации, при которой применяется факторинговый механизм, вообще следует пересматривать статус ликвидности дебиторской задолженности, поскольку она в любой момент может быть «реализована» фактору;

— валютный риск, который связан с необходимостью немедленно конвертировать в валюту денежные средства, полученные от коммерческого банка. Этот аспект факторинговых услуг важен для компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью.

Таким образом, компания, которая использует механизм факторинга, существенно экономит на риск-менеджменте, функции которого аккумулирует фактор.

4). возможность кратко- и среднесрочного бюджетирования затрат, связанных с обслуживанием факторинговых операций. При заключении соответствующего договора фактор, как правило, представляет таблицу процентов комиссии, кото-

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

4(28) - 2010

вопросы экономики

Таблица 1

Основные отличия факторинга от кредита

критерий кредитование факторинг

Обеспечение Жесткие требования по обеспечению, залогу Обеспечения, как правило, не требуется

Сроки финансирования Краткосрочные кредиты — до 180 дней, за просрочку — штрафы До 180 дней по каждой поставке плюс предоставление льготного периода (до 270 дней), в течение которого штрафы не взимаются

Объем финансирования Сумма определяется заранее (не более 75 % стоимости залога) Растет по мере роста объемов продаж

Погашение задолженности За счет собственных средств клиента За счет средств, поступивших от дебиторов

рая взимается за предоставление финансирования. Размер процента варьируется в зависимости от количества дебиторов, находящихся на обслуживании у фактора, количества поставок. Соответственно, чем больше обороты и круг клиентов у поставщика, тем выгоднее для него становятся условия обслуживания.

5). Мониторинг дебиторской задолженности. Это означает, что фактор берет на себя управление дебиторской задолженностью клиента: мониторинг потоков платежей, поступающих на расчетный счет фактора, контроль за своевременностью оплаты, предоставление клиенту отчета о текущем состоянии дебиторской задолженности, статистике перечислений, состоянии просроченной задолженности.

Перечисленные преимущества, бесспорно, делают факторинг чрезвычайно привлекательным и эффективным финансовым инструментом, который сочетает в себе ряд уникальных преимуществ. Кредит позволяет поддерживать бизнес на достигнутом уровне и планомерно его наращивать. Но для активного роста — в несколько раз — кредита недостаточно. Именно факторинг позволяет в большем объеме пополнять оборотные средства; экономить на работе с дебиторами, как это делает банк; превращать постоянные затраты по кредитованию в переменные, четко привязав их к реализации и оплате товаров. Основные отличия факторинга от кредита представлены в табл. 1.

Проиллюстрируем эффективность применения факторингового механизма на примере компании АПК «Белгородский бройлер». Рыночная конъюнктура и выход предприятия в новые регионы определили устойчивый спрос на предлагаемую продукцию. Однако компания вынуждена работать с условием отсрочки платежа в 12 дней, что, несомненно, негативно влияет на оборачиваемость, особенно в ситуации благоприятной экономической конъюнктуры. Средняя товарная наценка составляет 30 %. Поставка продукции «Белгородского бройлера» от региональных дист-

рибьюторов осуществляется в течение трех дней с момента оплаты.

Рассмотрим две ситуации: I — функционирование без применения факторинга; II — с использованием факторинга (при следующих условиях: совокупная комиссия фактора составляет 10 % от суммы поставки, на рассмотрение заявки на финансирование дебиторской задолженности уходит один день, безрегрессный факторинг).

Допустим, первоначальный объем поставок продукции для реализации составляет 5 000 тыс. руб. Выручка от реализации равна 5 000 х 1,3 = 6 500 тыс. руб. Через 12 дней данная сумма, поступив на расчетный счет, вновь будет направлена на финансирование производства продукции. Через три дня продукция на сумму 6 500 тыс. руб. будет реализована по цене 8 450 тыс. руб., выручка поступит через 12 дней. Таким образом, за рассматриваемый период компания «Белгородский бройлер» достигнет следующих результатов (табл. 2):

После реализации первоначального объема произведенной продукции «Белгородский бройлер» воспользовался услугой факторинговой компании. В течение одного дня на расчетный счет компании поступили финансовые ресурсы в объеме 6 500 х 0,9 = 5 850 тыс. руб., которые сразу же были направлены на производство. Аналогичным образом, исходя из заданных условий, произведем расчеты экономической деятельности компании «Белгородский бройлер» за 30 дней (табл. 3).

Таблица 2 Экономические результаты компании «Белгородский бройлер» (I)

Экономический показатель значение

Совокупная выручка от продаж, тыс. руб. 14 950

Себестоимость продаж, тыс. руб. 11 500

Прибыль от продаж, тыс. руб. 3 450

Средний объем реализации, тыс. руб. 6 650

Оборачиваемость продукции, в оборотах 1,73

Оборачиваемость продукции, в днях 17,35

Рентабельность продаж, % 23,1

финансовая аналитика

проблемы и решения

Вопросы экономики

4(28) - 2010

Таблица 3

Расчеты денежного потока при использовании факторинга

Количество дней, необходимых для получения денежных средств 0 1 4 4 4 4 4 4 4

Количество дней с начала рассматриваемого периода 1 5 9 13 17 21 25 29

Денежные средства, тыс. руб. — 5 850 6 845 8 008 9 369 10 962 12 826 15 006 17 557

Как видно из расчетов, средний темп возраста- Таблица 4

ния выручки от продаж составляет 0,3 х(1 — 0,1) = 17 %. За рассматриваемый период компания «Белгородский бройлер» достигнет следующих результатов с применением факторинга (табл. 4).

Безусловно, рассмотренная ситуация содержит ряд допущений: акцепт всех денежных требований со стороны фактора, условное исключение налогового фактора, предположение о финансировании в объеме 100 % денежного требования, но она, тем не менее, ярко иллюстрирует эффект, достигаемый

Таблица 5

Сравнение экономических показателей в ситуациях I и II

Экономические результаты компании

«Белгородский бройлер» (II)

Экономический показатель значение

Совокупная выручка от продаж, тыс. руб. 86 424

Себестоимость продаж, тыс. руб. 73 866

Прибыль от продаж, тыс. руб. 12 558

Средний объем реализации, тыс. руб. 9 233

Оборачиваемость продукции, в оборотах 8

Оборачиваемость продукции, в днях 3,75

Рентабельность продаж, % 14,53

Экономический показатель значение (I) значение (II) Абсолютное изменение Изменение, в %

Выручка от продаж, тыс. руб. 14 950 86 424 71 474 478,1

Себестоимость продаж, тыс. руб. 11 500 73 866 62 366 542,3

Прибыль от продаж, тыс. руб. 3 450 12 558 9 108 264

Средний объем реализации, тыс. руб. 6 650 9 233 2 583 38,8

Оборачиваемость продукции, в оборотах 1,73 8 6,27 362,4

Оборачиваемость продукции, в днях 17,35 3,75 —13,6 —78,4 %

Рентабельность продаж, % 23,1 14,53 —8,57 —37,1

за счет использования факторингового механизма для поддержания высоких темпов продаж и, соответственно, стимулирования производства.

В заключение можно сделать следующий вывод. При сравнении экономических показателей работы компании «Белгородский бройлер» в двух ситуациях (табл. 5), хотя рентабельность продаж компании снизилась (основной фактор — существенный размер комиссии), прибыль от продаж выросла на 9 108 тыс. руб. за счет сокращения продолжительности оборота с 17,35 до 3,75 дня.

Применение безрегрессного факторинга — это один из наиболее эффективных путей построения сбытовой политики агропромышленной компании, особенно в условиях благоприятной

экономической конъюнктуры, ситуации насыщения рынка, устойчивого спроса на реализуемую продукцию, поскольку предприятие фокусирует основное внимание на сбыте, избавляется от затрат по мониторингу дебиторской задолженности и платежеспособности покупателей.

Список литературы

1. Казакова Н. А. Управленческий анализ и диагностика предпринимательской деятельности. М.: Финансы и статистика, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Казакова Н. А Управленческий анализ и аудит компании в условиях кризиса. М.: Финпресс, 2010.

3. Лутченко В., Соколов В.. Кризисное состояние предприятия // Содействие. 2008. № 3—4.

издательским дом

ФИНАНСЫ

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ !

Журналы Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).

На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.

ФИНАНсоВАя АНАЛИТИкА

проблемы и решения

7х"

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.