УДК 37.01
ББК 74.04(2)
ФАКТОР ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Г. П. Савиных
Аннотация. Внутренние системы оценки качества общего образования обеспечены рядом законодательных актов и подзаконных документов. В статье представлен обзор действующего нормативно-правового регулирования внутренней системы оценки качества образования и сделаны выводы по влиянию правовых регуляторов на особенности управления школой. Освещена взаимосвязь правовых регуляторов и локальных нормативных актов школы.
В практическом поле вопросов нормативно-правового регулирования внутренней системы оценки качества образования автор сравнивает контроль и оценку как самостоятельные инструменты управленческие инструменты. Обосновано современное понимание внутренней оценки как компетенции образовательной организации. Отдельное внимание уделено вопросу корреляции целей внутришкольного контроля с мероприятиями и процедурами внутренней системы оценки качества общего образования.
Новизна предложенных автором исследовательских положений заключается в проекции федеральных правовых регуляторов на локальное нормотворчество по обеспечению функционирования внутренней системы оценки качества общего образования.
Ключевые слова: функционирование внутренних систем оценки качества образования, компетенции образовательной организации.
THE FACTOR OF LEGAL REGULATION OF THE INTERNAL SYSTEM OF GENERAL EDUCATION QUALITY ASSESSMENT
G. P. Savinykh
Abstract. Internal systems for assessing the quality of general education are provided by a number of legislative acts and by-laws. The article provides an overview of the current legal regulation of the internal system for assessing the quality of education and draws conclusions on the impact of legal regulators on the features of school management The interconnection of legal regulators and local school regulations is highlighted.
In the practical field of regulatory issues of the internal system for assessing the quality of education, the author compares control and assessment as independent
tools, management tools. The modern understanding of internal assessment as the competence of an educational organization is grounded. Special attention is paid to the issue of correlation of the goals of intra-school control with the activities and procedures of the internal system for assessing the quality of general education.
The newness of the research provisions proposed by the author lies in the projection of federal legal regulators on local rule-making to ensure the functioning of the internal system for assessing the quality of general education.
Keywords: functioning of internal systems of education quality assessment, competence of educational organization.
Практики оценки качества образования активно развиваются. Во многом потому, что Россия интегрируется в мировое образовательное пространство и использует зарубежный опыт оценки качества. Однако не меньшее влияние имеет и спрос на обоснованные и опе-рационализированные подходы к оценке качества образования в рамках общероссийской системы оценки качества образования. Ряд соответствующих инициатив федерального уровня позволяет научной общественности выдвинуть тезис о смене парадигмы систем оценки качества.
По мнению ученых [1], парадигма, центрированная на контроле качества, уступает место парадигме обеспечения качества, что ведет к необходимости новой идеологии развития внутренних систем оценки качества образования (далее - ВСОКО).
Вместе с тем ни на уровне теоретического осмысления, ни на уровне практики еще не сложилось завершенного понимания функций ВСОКО, нет должного обоснования стратегий ее разворачивания применительно к тому или иному уровню образования, практически отсутствуют исследования, посвященные закономерностям организации функционирования ВСОКО с учетом аутентичных потребностей образовательных организаций.
В нашем исследовании вопрос организации функционирования ВСОКО ставится с позиций их управленческого моделирования, а точнее - в логике сопоставления двух векторов моделирования: институционально предписываемого, или тяготеющего к типизации, и собственно организа-
ционного, задаваемого самой образовательной организацией как субъектом моделирования.
Мы раскрываем функциональные различия моделей ВСОКО в рамках того или иного векторного сценария и обосновываем технологию моделирования ВСОКО, выстроенную на балансе социальных предписаний и внутриорганизацион-ных потребностей в оценке качества образования.
Часть исследования, посвященная анализу правового регулирования ВСОКО и рассмотрению причин дефицитарности его преломления в управленческих подходах на уровне общего образования, отражена в настоящей статье.
Структуру аналитических процедур мы разрабатывали с учетом ряда вопросов:
• о влиянии моделирования на принципы и содержание деятельности исполнителей моделируемых процессов;
• о согласованности компонентов качества образования как предмета управления;
• об управленческой синергии саморазвивающейся организации.
Говоря о нормативно-правовом регулировании ВСОКО, мы обозначаем соответствующим термином компетенцию образовательных организаций, установленную ч. 13 п. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-Ф3). Это компетенция по проведению самообследования и обеспечению функционирования внутренней системы оценки качества образования.
Правовой контекст ВСОКО составляют и ряд других новелл Федерального закона № 273-Ф3:
• п. 9 ст. 2 - «Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов»;
• п. 1 ст. 58 - «Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией».
Необходимость обеспечить функционирование ВСОКО усилена приказом Министерства образования и науки РФ от 14.06. 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией», который предписывает включать данные по внутренней системе оценки качества образования в публичный отчет образовательной организации о проведении самообследования. В дополнение к этому приказу Министерством образования и науки РФ утверждены показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию (Приказ от 10.12.2013 г. № 1324), задающие некий минимум содержания оценочной деятельности в школе.
В федеральном государственном образовательном стандарте (далее - ФГОС) общего образования предъявлены требования к наличию в основной общеобразовательной программе (далее - ООП) раздела «Система оценки достижения обучающи-
мися планируемых образовательных результатов». Помимо этого, ФГОС требует наличия оценочных модулей в составе таких подпрограмм ООП, как «Программа развития и формирования УУД», «Программа социализации и воспитания обучающихся».
Так, п. 18.2.1 ФГОС ООО предписывает, что Программа развития универсальных учебных действий <...> должна содержать: <...>
• систему оценки деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, по формированию и развитию универсальных учебных действий у обучающихся;
• методику и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий.
Аналогичные требования к Программе воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования, которая должна содержать:
• систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся (рейтинг, формирование портфолио, установление стипендий, спонсорство и т. п.);
• критерии, показатели эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся (поведение на дорогах, в чрезвычайных ситуациях);
• методику и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся (п. 18.2.3 ФГОС ООО).
Нельзя не отметить, что до вступления в силу ФЗ-273 понятие «внутренняя система оценки качества образования» (ВСОКО) не употреблялось. Использовали два других понятия:
• внутришкольный мониторинг;
• внутришкольный контроль.
Под внутришкольным мониторингом понимали сбор и анализ данных об успева-
емости и качеству обучения. Под внутриш-кольным контролем - систему административных действий по обеспечению должного состояния образовательного процесса.
Сегодня ни первое, ни второе понятия уже не охватывают собой всех аспектов ВСОКО в том значении, которое следует из Федерального закона № 273-ФЗ. То, что сегодня понимается под ВСОКО, это не столько мониторинг или контроль, сколько мониторинг и контроль вместе, причем с обязательным информационно-аналитическим сервисом, с простроенными алгоритмами обратной связи, открытостью к изменениям, принятыми организационными моделями функционирования.
Чтобы осознать статус ВСОКО как уникальной, ранее не вменяемой школам компетенции, достаточно понять ее назначение в сравнении с внутришкольным контролем (далее - ВШК). Если назначение ВШК - обеспечение гарантий качественного образования, то назначение ВСОКО -установление соответствия имеющегося качества образования требованиям образовательных стандартов и запросу потребителей, а также информирование потребителей о степени соответствия.
При этом общее управление ВШК осуществляет руководитель образовательной организации. В его ведении находится издание распорядительных актов об утверждении годового цикла работ по обеспечению функционирования ВСОКО, в том числе проведению самообследования и подготовке отчета о самообследовании.
В условиях действующего правового контекста, эффективность ВСОКО зависит от:
• системности решений, положенных в основу локального нормативного регулирования;
• профессиональной компетентности лиц коллективно-распределенного субъекта ВСОКО;
• мобильности и открытости изменениям в части локальных норм и используемых процедур ВСОКО.
Результаты ВСОКО - основа информационно-аналитических данных для:
• отчета о самообследовании;
• справок ВШК;
• аналитических отчетов по проводимым школой мониторингам.
Получается, что сложившийся правовой контекст ВСОКО можно рассматривать как иллюстрацию развития управленческих доминант в отношении оценки качества образования. И то, что сложившиеся нарративы предписаний коррелируют с наметившимся в последние годы переходом от контрольно-инспекционной парадигмы управления качеством образования к проективно-аналитической, лишь подчеркивает значимость правовых регуляторов ВСОКО.
Если функциональные особенности ВСОКО соотнести с развитием общегосударственных трендов оценки, то роль ВСОКО как средства управления актуальным качеством образования становится более очевидной. Складывается понимание масштаба работ, обеспечивающих функционирование ВСОКО на уровне, адекватном для современной системы общего образования.
Целостность требований Федерального закона № 273-ФЗ и ФГОС общего образования придает ВСОКО особый статус и обязывает руководство школ ответственно подходить к разработке локальной нормативной базы ВСОКО, стратегирова-нию ее процессов и планированию должностных обязанностей субъектов, включенных в обеспечение функционирования ВСОКО.
В итоге мы приходим к выводу, что действующее нормативно-правовое регулирование ВСОКО не только формирует ее адекватный государственным задачам статус, но и позволяет рассматривать ВСОКО как синтез операциональных решений управленца и принятой в школе идеологии качества образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лях Ю. А. Совершенствование системы оценки качества общего образования // Вестн. Костромского гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2016. № 2. С. 11-13.
2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.12.2012 № 273-ФЗ. М.: Проспект, 2013. 160 с.
3. Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией: Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 462.
4. Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию: Приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 № 132.
5. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897. URL: http://base.garant.ru/55170507/#ixzz5s9ckC7ok (дата обращения: 17.05.2019).
REFERENCES
1. Lyakh Yu. А. Sovershenstvovanie sistemy otsenki kachestva obshhego obrazovaniya. Vestn. Kostromskogo gos. un-ta. Ser.: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsialnaya rabota. Yu-venologiya. Sotsiokinetika. 2016, No. 2, pp. 11-13.
2. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: Federalnyy zakon ot 21.12.2012 No. 273-FZ. Moscow: Prospekt, 2013. 160 p.
3. Ob utverzhdenii poryadka provedeniya samoobsledovaniya obrazovatelnoy organi-zatsiey: Prikaz Minobrnauki Rossii ot 14 Jun. 2013 No. 462.
4. Ob utverzhdenii pokazateley deyatelnosti obrazovatelnoy organizatsii, podlezhashhey samoobsledovaniyu: Prikaz Minobrnauki Rossii ot 10.12.2013 No. 132.
5. Ob utverzhdenii Federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta osnovnogo obshhego obrazovaniya: Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17 Dec. 2010 No. 1897. Available at: http://base.garant.ru/55170507/#ixzz5s9ckC7ok (accessed: 17.05.2019).
Савиных Галина Петровна, кандидат педагогических наук, координатор образовательных проектов НКО «Ассоциация руководителей образовательных организаций», г. Москва e-mail: [email protected]
Savinykh Galina P., PhD in Education, coordinator of educational projects "Association of managers of educational organizations", Moscow e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.06.2019 The article was received on 28.06.2019