Научная статья на тему 'Алгоритм управленческой деятельности по разработке модели внутренней системы оценки качества образования'

Алгоритм управленческой деятельности по разработке модели внутренней системы оценки качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1934
344
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / АЛГО-РИТМ / КОМПОНЕНТЫ / МОДЕЛЬ ВНУТРЕННЕЙ СИ-СТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВ-ЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОРОЖНАЯ КАРТА / ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ / РЕЗУЛЬТАТЫ: ПРЕДМЕТНЫЕ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдашкин Андрей Александрович

Представлен и охарактеризован алгоритм управленческой модели внутренней системы оценки качества образования. Определены и описаны основные его компоненты: целевой, содержательный, процессуальный, результа-тивный. Данный алгоритм характеризуется как оптимальный путь повышения качества образования, модернизации образователь-ного пространства. Обоснована необходи-мость дальнейшего поиска в этом направле-нии как на теоретическом, так и на практиче-ском уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Авдашкин Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Алгоритм управленческой деятельности по разработке модели внутренней системы оценки качества образования»

эффективные практики оценки качества образования

УДК 37.014.5

алгоритм управленческой деятельности по разработке модели внутренней системы оценки качества образования

А.А. Авдашкин

Представлен и охарактеризован алгоритм управленческой модели внутренней системы оценки качества образования. Определены и описаны основные его компоненты: целевой, содержательный, процессуальный, результативный. Данный алгоритм характеризуется как оптимальный путь повышения качества образования, модернизации образовательного пространства. Обоснована необходимость дальнейшего поиска в этом направлении как на теоретическом, так и на практическом уровне.

Ключевые слова: система образования, повышение качества образования, алгоритм, компоненты, модель внутренней системы оценки качества образования, управленческая деятельность, дорожная карта, локальные акты, результаты: предметные, метапредметные, личностные.

Анализ педагогической литературы, изданной в последние годы, наглядно показывает рост интереса к проблематике качества и оценки качества образования, нерешенность ряда методологических вопросов в этой сфере. [4, 5] Разрабатываются как подходы к оценке качества образования, так и сравнительные системы оценки качества. В этой связи не вызывает сомнений актуальность разработки модели внутренней системы оценки качества образования.

Федеральный закон № 273-ФЗ относит к компетенции образовательной организации (далее - ОО) наличие и функционирование внутренней системы оценки качества образования [1]. Данный нормативно-правовой посыл означает, что каждая ОО разрабатывает свою систему оценки качества, принимает и утверждает собственные подходы к оценочной деятельности, самостоятельно определяет комплекс форм и методов

оценки, график оценочных процедур.

Существуют три основных нормативных основания формирования системы оценки качества образования, согласно требованиям внутренней системы оценки качества образования (далее - ВСОКО). К обязательным компетенциям ОО относятся проведение самообследования и обеспечение функционирования ВСОКО. Порядок проведения самообследования ОО утвержден приказом Ми-нобрнауки РФ от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией». Данным порядком предписывается включение данных по ВСОКО в публичный отчет о проведении самообследования. В дополнение к приказу от 14.06.2013 № 462, приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» утверждены показатели деятельности ОО, подлежащей самообследованию, задающие минимум содержания оценочной деятельности [2, 3]. В требованиях федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) к структуре основной образовательной программы (далее - ООП) содержится раздел «Оценка достижения учащимися результатов освоения основной образовательной программы». Также ФГОС требует, чтобы оценочные модули были в составе таких подпрограмм ООП, как «Программа развития и формирования универсальных учебных действий», «Программа социализации и воспитания обучающихся», рабочих программ педагогов по дисциплинам учебного плана.

Все эти нормативно-правовые основания ведут к тому, что любая ОО должна проектировать цели, задачи, принципы и порядок внутренней системы оценки качества обра-

зования. Они находят свое отражение в локальном нормативном акте - Положении о ВСОКО.

Цель ВСОКО заключается в установлении степени соответствия имеющегося качества образования требованиям ФГОС.

Разработка ВСОКО начинается с оценки условий реализации ООП и планирования результатов реализации ООП. В противном случае, оценка качества будет носить формальный характер, поскольку результаты -это целевые ориентиры образовательной деятельности, вокруг которых и формируется качество образования: содержание образования, процесс и условия его реализации. Результаты (целевые ориентиры) образовательной деятельности планируются в соответствии с требованиями ФГОС общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения ООП соответствующего уровня образования. В рамках общего образования результаты планируются на уровень начального, основного и среднего общего образования. В силу особенностей образовательной среды ОО, ее миссии, ресурсного потенциала и т. д., единого (федерального или регионального) пакета результатов быть не может. Одни и те же требования ФГОС могут быть по-разному адаптированы к специфике образовательной деятельности разных ОО. Поэтому результаты планирует администрация и педагогический коллектив ОО. Поскольку результаты (целевые ориентиры) образования различны для каждой ОО, то и ВСОКО, как оценка достижения образовательных результатов и развития условий, тоже будет разной. В соответствии с федеральным законом № 273-ФЗ, ВСОКО не может регламентироваться на федеральном уровне. И даже в случае следования каким-то примерным порядкам регионального значения останется самостоятельной, оригинальной единицей образовательной практики современной ОО.

Параметры ВСОКО формируются исходя из триединства составляющих качества образования: качества условий; качества содержания (программ, процессов); качества результатов. Это триединство заложено в тексте федерального закона № 273-ФЗ, где ска-

зано, что качество образования - это «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в т. ч. степень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы» [1]. Важно, что в Федеральном законе № 273-ФЗ качество образования понимается как соответствие требованиям тех или иных стандартов, а требования ФГОС как раз и распространяются на содержание образования, условия образовательной деятельности и ее результаты. Следовательно, данное триединство и есть функционально-организационное ядро параметров ВСОКО.

Поскольку внутренняя система оценки качества образования рассматривается как совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку качества образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выраженного в степени их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (федеральному компоненту государственных образовательных стандартов) и потребностям участников образовательных отношений, то для определения структурных элементов ВСОКО, их задач, инструментария, правил проведения оценочных процедур, в ОО должен быть обязательным локальный нормативно-правовой акт - «Положение о внутренней системе оценки качества образования».

Локальный акт с подобным названием имеется в перечне локальных актов каждой образовательной организации. Он должен четко определять все структурные элементы ВСОКО школы, их взаимодействие, функционал каждого органа осуществления ВСОКО, направления и критерии ВСОКО.

Его содержание должно полностью отражать модель внутренней системы оценки

качества образования, которая включает в себя несколько компонентов:

— представление о качестве образования, методологические подходы оценки качества, анализ качества образования, определение целей, задач, направлений, разработка нормативно-правовой базы ВСОКО (содержательный компонент);

— система управления школой, система методической работы, система воспитательной работы, система психолого-педагогического сопровождения (управленческий компонент);

— технологии по учету, обработке, передаче специальной управленческой информации, контрольно-надзорные технологии, технологии социально-педагогического мониторинга качества образования, мониторинговые технологии (технологический компонент);

— система критериев, банка диагностических методик, контрольно-измерительных материалов, с помощью которых функционируют система мониторинга, система социально-педагогического диагностирования, система внутришкольного контроля (организационно-деятельностный компонент).

Данные компоненты обусловили задачи деятельности каждого субъекта ВСОКО. Положение о ВСОКО должно отражать и организационную структуру, состав лиц, привлекаемых к ВСОКО, критерии оценочных процедур, которые определяются также тремя основными направлениями: качество условий, качество образовательного процесса, качество результатов.

Определяя требования к разработке локальных нормативных актов, необходимо обсудить со слушателями вопрос о юридических требованиях к структуре и содержанию документов:

1) локальные нормативные правовые акты издаются на основе и во исполнение законодательства об образовании, Устава образовательного учреждения;

2) локальный нормативный правовой акт -это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме

правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм;

3) структура локального нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования;

4) если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного правового акта, то в проекте дается вступительная часть - преамбула (Положения нормативного характера в преамбулу не включаются);

5) нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию; значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки;

6) при необходимости для полноты изложения вопроса в нормативных правовых актах могут воспроизводиться отдельные положения актов законодательства Российской Федерации, которые должны иметь ссылки на эти акты и на официальный источник их опубликования;

7) если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения. Нормативный правовой акт с приложениями должен иметь сквозную нумерацию страниц;

8) подготовленный проект локального нормативного правового акта до его подписания должен быть проверен на соответствие законодательству РФ, а также правилам русского языка;

9) локальный нормативный правовой акт утверждается (подписывается) руководителем образовательного учреждения;

10) нормативный правовой акт должен содержать следующие реквизиты: наименование органа, издавшего акт; наименование вида акта и его название; дата подписания (утверждения) акта и его номер; наименование должности и фамилии лица, подписав-

шего акт;

11) локальный нормативный правовой акт должен разрабатываться и приниматься в пределах компетенции ОО правомочным органом управления;

12) все локальные акты, разработанные, созданные и утвержденные в ОО, должны быть органически связаны между собой, должны не допускать дублирования, пробелов и противоречий;

13) особое внимание необходимо обратить на пункт 4 статьи 13 «Устав образовательного учреждения» закона «Об образовании»: «Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу»;

14) информация о локальных нормативных правовых актах школы должна быть открытой и доступной для всех участников образовательного процесса, всех работников ОО;

15) все локальные акты и изменения, вносимые в них, должны иметь порядковый (регистрационный) номер и регистрироваться в журнале регистрации локальных актов.

Процедурный компонент предполагает целый ряд мер и шагов:

1) государственные процедуры (в том числе, лицензирование и аккредитация), ГИА, сбор федеральной статистики);

2) мониторинги и проекты федерального и регионального уровня, создание различного рода рейтингов и баз данных;

3) процедуры оценки руководителей и педагогических работников образовательных учреждений посредством аттестаций, сдачи квалификационных экзаменов.

Здесь же необходимо упомянуть такие меры как осуществление самообследования образовательных учреждений, оценка результатов обучения, оценка качества предметных достижений.

Каждой из процедур соответствует определенный результат.

Предметные результаты:

- текущая аттестация: различные виды проверочных работ как письменных, так и устных, которые проводятся непосредственно в учебное время для оценки уровня усвоения учебного материала;

- промежуточная аттестация - тип испы-

тания письменный или устный, который позволяет оценить уровень усвоения обучающимися концептуального усвоения курса, а также всего объема знаний, умений, навыков и способностей самостоятельного его использовать;

- административная аттестация: различные виды контрольных работ как письменных, так и устных, которые проводятся в учебное время для оценивания любого параметра учебных достижений ученика;

- итоговая аттестация (итоговая аттестация выпускников 9-ых классов в форме ОГЭ и для выпускников 11 -ых классов в форме ЕГЭ);

- предметные олимпиады (мониторинг результатов участия гимназистов).

Метапредметные результаты: научно-практические конференции, творческие конкурсы, исследовательские работы и др.

Личностные результаты: рефлексия, современные педагогические практики (гуманитарная экспертиза, образовательное событие); портфолио (индивидуальное, класса, ОО), рефлексивные тексты субъектов образовательного процесса (педагогов, детей, родителей).

Под технологией оценки качества образования понимается ряд специально организованных процедур, которые позволяют адекватно измерить, проанализировать и зафиксировать качество образовательных достижений обучающихся.

Оценка индивидуальных образовательных достижений строится на основе учета институтов и механизмов, доказавших свою эффективность в предшествующий период, и включает мониторинг качества общеобразовательной подготовки обучающихся начальной, основной и средней школы на основе применения различных видов аттестации (текущей, промежуточной, административной, итоговой). Под образовательными достижениями обучающегося мы понимаем совокупность всех индивидуальных достижений, позволяющих ему успешно социализироваться в обществе и реализовать себя как всесторонне развитую личность в различных сферах жизни, а именно:

1) общеобразовательные достижения

(участие в предметных олимпиадах и конкурсах различного уровня);

2) ключевые компетенции - способность решать проблемы, возникающие в окружающей действительности, средствами предмета;

3) социально-личностные характеристики.

Сбор сведений включает проведение внутреннего мониторинга, тестирования, периодическую организацию контрольных работ, различные социологические, психологические опросы, позволяющие наглядно оценить ситуацию в учреждении, выявить насколько успешно справляются с освоением программ обучающиеся.

Анкетирование обучающихся проводится в плановом порядке - в начале года, по окончании второй и четвертой четверти. По необходимости анкетирование проводится внепланово.

Обработка должна строится на основе совокупного применения качественных и количественных методов анализа, создания схем, графиков, таблиц, которые бы позволили свести значительный массив информации в доступную для работы, применения систему сведений. Следует снабжать все таблицы, схемы и графики графой «комментарий», отражающий основные тенденции, выявленные в ходе оценки качества.

Систематизация полученной информации должна проводиться с учетом поиска причинно-следственных и корреляционных связей между наблюдаемыми переменными, отражающими предметные, метапредметные и личностные параметры обучающихся. Иными словами, процесс систематизации заключается в получении максимально целостной динамики образовательного и педагогического процесса в образовательной организации.

Хранение данных о результатах внутренней оценки качества образования следует осуществлять за счет создания и ведения внутренних архивов в электронной и (или) бумажной форме, организованных по проблемно-хронологическому принципу. Сформированные таким образом фонды должны помочь коллективу образовательной организации отражать результаты контрольных работ как письменных, так и устных, различ-

ных мониторингов, социально-психологических тестирований учащихся, позволяющих выявить соответствующие параметры качества образования. Сюда же отнесем подборки портфолио, отражающие как степень усвоения образовательных программ, так и динамику, векторы личностного роста учащихся образовательного учреждения.

Так, например, хранение обработанных анкет на бумажных носителях осуществляется заместителем директора по учебно-методической работе.

Формой публикации данных выступает формулирование и подготовка публикации о деятельности ОО, создание отчетно-аналитической документации о ситуации в ОО, обсуждение ее в трудовом коллективе и на собраниях с родителями.

Для информирования потребителей образовательных услуг ОО:

1) обеспечивает открытость и доступность информации о своей деятельности согласно действующему законодательству, в том числе подготовку публичных докладов и размещение их в открытом доступе на официальных электронных ресурсах образовательной организации в сети «Интернет»;

2) информирует потребителей образовательных услуг о результатах внутренней оценки, размещает результаты оценки на своем официальном сайте, проводит обсуждение в коллективе, с обучающимися и на родительских собраниях, отправляет отчеты в областной департамент образования;

3) по результатам участия в процедурах внутренней оценки качества образования разрабатывает, согласовывает с органами государственно-общественного управления и Департаментом образования области, утверждает план мероприятий по улучшению качества работы образовательной организации (план и информация о его выполнении размещается на официальном сайте);

4) использует результаты внутренней оценки качества образования для решения задач, отраженных в основной образовательной программе (программах) организации, а также с целью повышения эффективности деятельности, достижения результатов освоения образовательных программ, соответствующих требованиям федеральных госу-

дарственных образовательных стандартов.

Таким образом, оптимальный управленческий алгоритм по разработке модели ВСОКО включает: целевой, содержательный, процессуальный и результативный компоненты. Необходима дальнейшая рефлексия и совершенствование как модели ВСОКО, так и алгоритмов по ее разработке, с тем, чтобы оперативно модернизировать систему образования и оценки качества.

Список литературы

1. ФЗ-РФ № 273 «Об образовании» от 1.09.2013 [Электронный ресурс] -http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 28.10.2016).

2. Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией».

3. Приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию».

4. Мишуринская Н. А. Современные подходы к управлению системой оценки качества образования // Вестник ТОГИРРО. 2015. № 1 (31). С. 196-198.

5. Оболяева Н. М. Сравнительная оценка моделей качества образования // Перспективы науки и образования. 2014. № 3 (9). С. 43-47.

References

1. FZ-RF № 273 «Ob obrazovanii» ot 1.09.2013 [Jelektronnyj resurs] -- http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (data obrashhenija: 28.10.2016).

2. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 14.06.2013 № 462 «Ob utverzhdenii porjadka provedenija samoobsledovanija obrazovatel'noj organi-zaciej».

3. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 10.12.2013 № 1324 «Ob utverzhdenii pokazatelej deja-tel'nosti obrazovatel'noj organizacii, podlezhashhej samoobsledovanij u».

4. Mishurinskaja N. A. Sovremennye pod-hody k upravleniju sistemoj ocenki kachestva obrazovanija // Vestnik TOGIRRO. 2015. № 1 (31). S. 196-198.

5. Oboljaeva N. M. Sravnitel'naja ocenka modelej kachestva obrazovanija // Perspektivy nauki i obrazovanija. 2014. № 3 (9). S. 43-47.

Сведения об авторе

Авдашкин Андрей Александрович - методист отдела оценки качества образовательных программ ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about author

Avdashkin А.А. - Methodist of the Department «Assessment quality of educational programs», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.