1УДК 371.26 ББК 74.202.4
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ: НОВЫЕ ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
Е. В. Губанова, Г. П. Савиных
Аннотация. Авторы статьи излагают подходы к назначению и порядку индивидуального учета результатов освоения обучающимися образовательных программ. За основу берется идея создания в информационно-образовательной среде школы условий для самореализации учащихся, получению ими образования, согласно собственным интересам, потребностям и склонностям. Охарактеризованы отличия индивидуального учета и оценки образовательных результатов.
Ключевые слова: индивидуальный учет, образовательный результат, достижение образовательного результата, оценка.
INDIVIDUAL RECORD OF EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS: NEW FUNCTIONS OF MODERN SCHOOL
E. V. Gubanova, G. P. Savinykh
Abstract. The article presents an approach to the purpose and order of the individual record of the results of mastering by students the educational programmes. It is based on the idea of creating in the information and educational environment the conditions for students' self-realization and getting the education according to their own interests, needs and inclinations. The differences of individual records and the assessment of educational outcomes are described.
Keywords: individual record, educational result, achievement of educational outcomes, assessment.
Индивидуальный учет, в указанном статусе, становится частью реализации государственной политики в системе образования. Согласно Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом РФ 03.04. 2012 г., одним из условий выявления и развития молодых талантов должно стать «развитие и совершенствование экономических и организационно-управленческих механизмов, обеспечивающих учет результатов интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний и внеучеб-ных достижений (формирование портфолио) детей и молодежи при отборе для обучения по профессиональным образовательным программам, создание системы "социальных лифтов"».
Аспект индивидуализации образования, получает сегодня новые смыслы, вытекающие из положений Федерального закона от
29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-Ф3), требует как глубокой научно-методологической проработки, так и обновления программно-методического обеспечения.
Достаточно остро ставится вопрос индивидуального учета результатов освоения обучающимися образовательных программ, заявленного в числе компетенций образовательной организации (далее - ОО)1.
Как новая компетенция ОО, индивидуальный учет, с одной стороны, нуждается в согласовании с компетенциями оценки и контроля, с другой стороны, должен быть наделен самостоятельными функциями и иметь собственное нормативное обеспечение в локальной нормативной базе ОО.
Для системы общего образования применительно к индивидуальному учету важно ак-
1 Пункт 11 ст. 28 Федерального закона № 273-Ф3.
центировать сам атрибут «индивидуальный». Именно в понятийном поле индивидуального (индивидуальности) заключаются предпосылки организационно-функционального содержания процедуры учета.
Вопросам индивидуализации образования, индивидуальной траектории развития личности учащихся в современной педагогике уделяется достаточно большое внимание. Ученые-практики связывают это с трактовкой персо-нальности как «постоянно развивающейся, эволюционирующей творческой субстанции, полагающей в качестве основы своего бытия импульс к самовыражению, поиску и активному адаптированию существующих социокультурных процессов» [1, с. 18]. Основываясь на общенаучном понимании индивидуальности как «неповторимом, самобытном способе бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности» [2, с. 157], ученые разрабатывают концепцию «нового типа рациональности», обогащенного «эмоциональными состояниями, развивающего эмоциональную интуицию» [3, с. 42].
Современная педагогика возвращается к тому, что в свое время декларировал Н. И. Ка-реев: «Целью самообразования должна быть выработка миросозерцания», а оно «не может быть ни цельным, ни полным, ни стройным, если оно не существует для удовлетворения индивидуальных потребностей мысли и для руководства в жизни» [4, с. 65]. К примеру, раскрывая сущность индивидуального стиля жизни, Г. Олпорт говорит о «безграничности индивидуальности», выделяя десять возможных единиц для ее комбинации. Г. Олпорт включает в эти «десять единиц» интеллектуальные способности индивида; его темперамент и бессознательные мотивы; социальные установки, интересы и ценности индивида; познавательные схемы и экспрессивные черты индивида; стилистические черты; патологические тенденции и первичные психические способности [5, с. 54]. Ученый приходит к мысли о «стиле жизни» как способе решения «великих проблем жизни, включая проблему самой жизни» [5, с. 455].
Разрабатывая локальную нормативную базу и программно-методическое обеспечение индивидуального учета образовательных результатов учащихся, необходимо, таким обра-
зом, ставить цель содействия самореализации ученика в информационно-образовательной среде ОО.
Несмотря на весьма прагматичный формат компетенции учета образовательных достижений учащихся, становясь индивидуальным, он автоматически попадает в пространство воспитательных задач педагогической практики. Следовательно, и процедуры индивидуального учета, и реализующие их формы и методы, и характер интеграции во внутреннюю систему оценки качества образования (далее - ВСОКО) должны быть направлены на то, чтобы сделать индивидуальный учет средством управления мотивирующими факторами информационно-образовательной среды ОО.
В практическом плане здесь важно провести грань между индивидуальным учетом и процедурами оценки, а также смежными с ней процедурами контроля. За основу различения можно взять назначение, предмет функционирования, инструментарий и субъектов обозначенных процедур.
По критерию «назначение», процедуры учета - это процедуры документирования и хранение оценочной информации; создание базы данных для информирования заинтересованных участников образовательных отношений, в отличие от оценки, назначение которой - устанавливать степень соответствия фактических и планируемых образовательных результатов учащихся, и контроля, назначение которого -организация функционирования и обеспечение качества процедур оценки и учета.
Различен у обозначенных процедур и предмет функционирования. Здесь процедуры учета выступают как процедуры, использующие оценочную информацию. Последняя и является предметом учета. Другими словами, индивидуальный учет (мы принимаем в расчет то, как он заявлен в Федеральном законе № 273-Ф3), строится на уже готовой оценочной информации, и учесть можно только то, что уже подвергнуто оценке в том или ином ее виде. В свою очередь, контроль будет иметь своим предметом качество, своевременность, эффективность процедур оценки и учета.
Также различен инструментарий рассматриваемых процедур. У оценки это всевозможные контрольно-измерительные материалы
(далее - КИМ), у контроля - это вторичная оценочная информация, а у индивидуального учета - это алгоритмизированные шаблоны, инструкции и учетные формы.
Специфичность и значимость индивидуального учета усиливается тем, что он может и должен быть рассмотрен как катализатор информационной открытости ОО в части качества предоставляемых ОО образовательных услуг. Если руководствоваться требованиями к официальному сайту ОО, информация об индивидуальных образовательных достижениях учащихся отчасти может получить отражение в подразделе «Документы» обязательного раздела сайта ОО «Сведения об образовательной организации» в составе информации отчета о самообследовании2. В большей же мере такая информация должна отражаться в публичном докладе ОО, в качестве иллюстрации результатов программы развития. В отличие от отчета о самообследовании, содержание которого строго регламенти-ровано3, в публичном докладе данные индивидуального учета результатов освоения учащимися образовательных программ могут быть представлены в относительно свободной форме и действительно подчеркнуть эффективность образовательной деятельности ОО. Более того, отдельные образовательные достижения учащихся, особенно в части результатов освоения дополнительных общеразвивающих программ, индивидуальных проектов и т. п. могут быть включены преимущественно в состав «иной информации»4, к которой целесообразно относить публичный доклад.
Поскольку индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ определяется Федеральным законом № 273-ФЗ как отдельная компетенция ОО, то отдельным должен быть и локальный нормативный акт, его регламентирующий. Если таковым актом считать Положение об индивиду-
альном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ (далее - Положение), то в нем необходимо предусмотреть следующие позиции:
• понятийный аппарат индивидуального учета; понимание функционально-смысловых связей с близкими понятиями и процедурами;
• установление формата и содержания процедур индивидуального учета; согласованность с позициями смежных локальных актов;
• взаимосвязь результатов индивидуального учета и результатов прочих процедур ВСОКО;
• интеграция результатов индивидуального учета в содержание текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;
• включение результатов индивидуального учета в содержание информации, подлежащей размещению на сайте ОО.
Ключевым понятием, охватывающим обозначенные позиции Положения, выступает понятие образовательного результата, которое, собственно, и является прямой предпосылкой включения индивидуального учета в число обязательных компетенций ОО. В образовательном результате необходимо видеть гораздо большее, чем сумма знаний и навыков, ограниченных предметным материалом, соответственно, необходимо контролировать и оценивать меру достижения учащимися этого большего, а значит, и фиксировать достигнутые результаты на уровне общешкольной документации.
Отсюда индивидуальное образовательное достижение следует понимать как частное выражение той или иной группы планируемых образовательных результатов, поддающееся эмпирическому наблюдению, критериальному оцениванию и документальному учету. Примем во внимание, что Федеральным законом № 273-ФЗ понятие «достижение результатов» ис-
2 Пункт 3.3. Требований к структуре официального сайта ОО, утв. приказом федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и формату предоставления на нем информации».
3 См. Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией» и приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию».
4 Пункт 2 Требований к структуре официального сайта ОО, утв. приказом федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату предоставления на нем информации».
пользуется в определении качества образования (п. 29 ст. 2): «качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам <...> и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в т. ч. степень достижения планируемых результатов образовательной программы».
Будучи предметом индивидуального учета, совокупность индивидуальных образовательных достижений учащегося должна мыслиться широко и иметь вариативный характер, отражающий связь каждого индивидуального достижения с потребностями и возможностями конкретного обучающегося.
Комплексный подход к индивидуальному учету особенно важен в логике требований ФГОС общего образования к личностным образовательным результатам, в том числе к гражданской активности, нравственной зрелости и социальной ответственности обучающихся.
Ценность индивидуального закрепляется во ФГОС общего образования спецификой универсальных учебных действий (далее - УУД), в состав которых включаются личностные и регулятивные УУД. Требованием к формированию и развитию УУД подчеркивается, что в ходе освоения образовательных программ обучающийся получает должный опыт смыслообразования и нравственно-этической ориентации и обретает необходимые в жизни навыки планирования, саморегуляции, самоконтроля и самооценки.
Можно утверждать в целом, что с введением ФГОС общего образования и вступлением в силу Федерального закона № 273-Ф3 практика документирования индивидуальных образовательных достижений учащихся становится не просто массовой (в отличие от инновационного опыта отдельных педагогов), а обязательной и, соответственно, нуждающейся в разного рода регламентах. В контексте индивидуального учета результаты освоения учащимися образовательных программ тождественны образовательным достижениям учащихся, то есть учитывается именно то, что смог достичь из запланированных образовательной программой результатов каждый конкретный учащийся.
Акцентируя развивающие и воспитывающие задачи индивидуального учета, необходимо подчеркнуть проблему его вариативности как условия и цели самой процедуры индивидуального учета. Вариативность может быть опосредована такими составляющими, как:
• количественные выражения достигнутых результатов: баллы, проценты;
• качественные выражения достигнутых результатов: личные характеристики, рейтинги, топы и др.;
• наглядно-документальные выражения достигнутых результатов: единицы портфолио, стендовая наглядность предметно-пространственной среды ОО.
Индивидуальный учет количественных выражений образовательных достижений учащихся традиционен и на сегодняшний день не претерпел значительных изменений, за исключением практики перевода процентных показателей результатов оценочных процедур в традиционную балльную шкалу. В количественном исчислении фиксируются результаты текущего контроля, промежуточной аттестации, итогового оценивания в части освоения учащимися программ учебных предметов, курсов, модулей и дисциплин учебного плана ООП каждого из уровней общего образования. Также количественной обработке подвергаются результаты комплексных контрольных работ, оцениваемых в процентном измерении. Перевод процентных показателей в балльную шкалу осуществляется по усмотрению ОО. Предметом качественной оценки выступает ряд личностных образовательных достижений учащихся, связанных с их ценностно-смысловыми установками, нравственными ориентирами, опытом творческой самореализации во внеурочной деятельности, результатами социальных практик и т. п.
Формами, которые на сегодняшний день отвечают рассматриваемой логике индивидуального учета и при этом уже вписаны в образовательную практику школ, являются индивидуальная характеристика учащегося и портфо-лио учащегося.
В числе свойств характеристика учащегося, отражающих ее отнесенность к процедурам индивидуального учета, следует назвать ряд ее составляющих. Характеристика должна отра-
жать индивидуальные психовозрастные особенности учащегося (то есть констатировать достижения ученика в творческой, художественно-эстетической, физкультурно-оздоровительной и др. видах внеурочной деятельности); содержать исчерпывающую информацию об особенностях познавательной мотивации учащегося, наиболее явных чертах его индивидуального познавательного стиля; суммировать основные результаты личностного развития ученика за период освоения ООП того или иного уровня образования. Характеристика должна составляться по единой схеме, быть легко читаемой и понятной для лиц, не знакомых с учеником, на которого дается характеристика. Процесс составления характеристики не должен быть трудоемким.
Говоря о портфолио обучающегося как форме и инструменте индивидуального учета, на первый план следует вывести то, что посредством технологии потртфолио учащимся прививаются первичные навыки самооценки, обеспечивается привлечение внимания родителей к успехам своих детей и вовлечение их в сотрудничество с учителем и самими учащимися. Технология портфолио содействует организации сбора информации о динамике продвижения обучающегося во внеурочной деятельности; расширяет пространство информационной открытости ОО.
В ходе индивидуального учета результатов освоения обучающимися образовательных программ можно использовать условное понятие «единица портфолио», которое будет обозначать элемент портфолио, подвергающийся учету и накоплению. Поскольку технология портфо-лио прямо связана с процедурами получения и предоставления учащимися тех или иных документов, подтверждающих их индивидуальные образовательные достижения, классный руководитель (тьютор) консультирует по мере необходимости учащихся в части оформления портфолио и его содержимого. Также классный руководитель (тьютор) оказывает возможную посредническую помощь при возникновении у
учащегося затруднений в части получения тех или иных подтверждений его индивидуальных образовательных достижений.
Особое внимание в организации индивидуального учета образовательных достижений учащихся следует уделить учету результатов защиты учащимися индивидуальных проектов. ФГОС начального общего образования также указывает на необходимость использовать в процессе оценки «разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизованные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка)»5. ФГОС основного общего образования усиливает роль проектов в системе оценки, подчеркивая необходимость включать в систему оценки результаты проектной деятельности обучающихся6.
Оценочные данные по индивидуальному проекту, если таковой будет предусмотрен в рамках ВСОКО, следует фиксировать как самостоятельный элемент учетной документации.
Полагая целью индивидуального учета развитие взаимодействия участников образовательных отношений посредством накопления и документирования информации об индивидуальных достижениях учащихся в урочной и внеурочной деятельности, ключевой идеей индивидуального учета следует считать идею комплексного подхода. Процедурно он достаточно прост в исполнении, если заранее обеспечен шаблонами учетной информации и осуществляется на основе ясного алгоритма действий, понятного всем субъектам индивидуального учета.
Комплексный подход означает, что в документированном продукте индивидуального учета будет представлена как информация по предметным и метапредметным образовательным результатам, так и информация по личностному развитию ученика, косвенно отраженная в характере единиц портфолио и качестве индивидуального проекта. Комплексный подход к индивидуальному учету необходим и с точки зрения требований ФГОС к интегрированному (триединому) образовательному результату. По-
5 Пункт 19.9.5 разд. III ФГОС НОО, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с учетом изменений, внесенных приказами Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 и от 29.12.2014 № 1643).
6 Пункт 18.1.3.6 разд. III ФГОС ООО, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
жалуй, именно в таком разрезе индивидуальный учет обретает широкие методологические корни, связанные с вопросами саморазвития учащегося в среде образования. Вслед за В. В. Краевским, мы можем говорить, что наше время «с особой остротой проявило проблему нравственного совершенствования, без которого никакие интеллектуальные достижения не сделают человека счастливым». По В. В. Краевскому, современно построенный инновационный педагогический процесс стремится к тому, чтобы «необходимость в руководстве отпала» и субъект учения сам мог распоряжаться своим познавательным потенциалом, будучи способным к самовоспитанию и самообразованию [6, с. 200].
Подводя итог, подчеркнем, что индивидуальный учет образовательных достижений учащихся, функционируя как особая процедура в рамках ВСОКО, обладает весьма солидным потенциалом в части совершенствования информационно-образовательной среды ОО и оптимизации процесса управления качеством образования. Комплексный подход к организации и программно-методическому обеспечению индивидуального учета позволит вывести ВСОКО на требуемый ФГОС общего образования уровень оценки образовательных достижений учащихся.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Граф В., Ильясов И. И., Ляудис В. Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - 79 с.
2. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1991. - 560 с.
3. Ляудис В. Я. Инновационное обучение и наука. - М.: ИНИОН, 1992. - 51 с.
4. Кареев Н. И. Письма к учащейся молодежи о самообразовании. - Изд. 10-е, стер. - М.: URSS: Либроком, 2009. - 164 с.
5. Олпорт, Г. Становление личности: избр. тр. / под общ. ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - 461 с.
6. Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 400 с.
REFERENCES
1. Graf V., Ilyasov I. I., Lyaudis V. Ya. Osnovy or-ganizatsii uchebnoy deyatelnosti i samostoy-atelnoy raboty studentov. Moscow: Izd-vo MGU, 1981. 79 p.
2. Frolov I. T. (Ed.) Filosofskiy slovar. Moscow: Politizdat, 1991. 560 p.
3. Lyaudis V. Ya. Innovatsionnoe obuchenie i nau-ka. Moscow: INION, 1992. 51 p.
4. Kareev N. I. Pisma k uchashcheysya molodezhi o samoobrazovanii. Moscow: URSS: Libro-kom, 2009. 164 p.
5. Olport G. Stanovlenie lichnosti: selected works. Moscow: Smysl, 2002. 461 p.
6. Kraevskiy V. V., Berezhnova E. V. Metodologi-ya pedagogiki: novyy etap: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ucheb. zavedeniy. Moscow: Akademiya, 2008. 400 p.
Губанова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой менеджмента и управления проектами Московского института открытого образования e-mail: [email protected]
Gubanova Elena V., PhD in Education, Chairperson, Management and Project management Department, Moscow Institute of Open Education e-mail: [email protected]
Савиных Галина Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента и управления проектами Московского института открытого образования e-mail: [email protected]
Savinykh Galina P., PhD in Education, Associate Professor, Management and Project management Department, Moscow Institute of Open Education e-mail: [email protected]