Научная статья на тему 'Мониторинг образовательных достижений: персонифицированный Электронный инструментарий оценки предметных и метапредметных результатов обучающихся'

Мониторинг образовательных достижений: персонифицированный Электронный инструментарий оценки предметных и метапредметных результатов обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
908
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Оценка предметных и метапредметных результатов / инструмент оценивания образовательных достижений / ФГОС / учет внеурочной деятельности / профессиональное самоопределение / подготовка к ОГЭ и ЕГЭ / Tools for assessing students’ subject and meta-subject learning outcomes / system of control and assessment of students’ educational achievements / new educational standards / extra-curricular activities / vocationallyoriented education / preparing for Unified State Exam and Primary State Exam

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуденко Анжелика Витальевна, Либерцова Екатерина Владимировна, Габучева Юлия Павловна

В статье представлен персонифицированный инструментарий оценивания предметных и метапредметных результатов обучающихся в формате электронной платформы: персонифицированный мониторинг подготовки к ОГЭ, ЕГЭ; персонифицированный мониторинг внеурочной деятельности, портфолио успешной карьеры. Инструменты оценивания результатов в контексте ФГОС позволяют своевременно определять динамику образовательных достижений, реагировать на «положительные» и «отрицательные» образовательные результаты, вырабатывать управленческие решения по улучшению качества образования в образовательной организации. Мониторинг подготовки к ОГЭ и ЕГЭ позволяет выделить «проблемные зоны» каждого обучающегося, динамику выполнения им типовых заданий, динамику выполнения работы в целом. Владея данной информацией, учитель может выстроить индивидуальную траекторию, индивидуальную программу подготовки ученика к ОГЭ и ЕГЭ. Мониторинг внеурочной деятельности позволяет на качественном и количественном уровнях оценить включенность каждого обучающегося во внеурочную деятельность, определить успешность проявления обучающегося в том или ином профиле. Портфолио успешной карьеры является формой оценивания индивидуальных образовательных достижений, инструментом профессионального самоопределения и формирования индивидуальной траектории развития обучающихся 8–11 классов. Данные инструменты разработаны для ступени основного общего и среднего общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS: THE PERSONALIZED ELECTRONIC TOOLS FOR ASSESSING STUDENTS’ SUBJECT AND META-SUBJECT LEARNING OUTCOMES

The article discusses the personalized tools for assessing subject and meta-subject learning outcomes in the form of electronic platform that includes personalized assessment of preparation for USE (Unified State Exam) and PSE (Primary State Exam), personalized assessment of students’ extracurricular activities and the portfolio for a successful career. It describes the tools that provide an effective assessment of students’ educational outcomes in context of new national educational standards, timely determine the dynamics of students’ educational outcomes, support the responding to the positive and negative educational outcomes and the decision-making for improving the quality of education in a school. The monitoring of preparedness for USE and PSE allows determining the «problem zones» of every student, the dynamics of solving typical problems and the dynamics of the overall examination results. Operating this information, teacher can build an individual program of preparing for exams for every student. The monitoring of students’ extra-curricular activities allows assessing extra-curricular involvement of every student, the qualitative and quantitative levels of involvement, and determining if a student is successful in the classes of various types / profiles. The portfolio for a successful career is the means to assess students’ individual educational achievements, a tool for personal vocational orientation and developing an individual educational program for students of grades 8 to 11. These tools are developed for lower and upper secondary school students.

Текст научной работы на тему «Мониторинг образовательных достижений: персонифицированный Электронный инструментарий оценки предметных и метапредметных результатов обучающихся»

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВА В ЕВРАЗИИ

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ: ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ГУДЕНКО АНЖЕЛИКА ВИТАЛЬЕВНА

Директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Петрозаводского городского округа «Лицей № 1» E-mail: gudenko40@mail.ru Петрозаводск, Россия

ЛИБЕРЦОВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА

Заместитель директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Петрозаводского городского округа «Лицей № 1» E-mail: lew-y@yandex.ru Петрозаводск, Россия

ГАБУЧЕВА ЮЛИЯ ПАВЛОВНА

Заместитель директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Петрозаводского городского округа «Лицей № 1» E-mail: gabucheva@rambler.ru Петрозаводск, Россия

АННОТАЦИЯ. В статье представлен персонифицированный инструментарий оценивания предметных и метапредметных результатов обучающихся

в формате электронной платформы: персонифицированный мониторинг подготовки к ОГЭ, ЕГЭ; персонифицированный мониторинг внеурочной деятельности, портфолио успешной карьеры. Инструменты оценивания результатов в контексте ФГОС позволяют своевременно определять динамику образовательных достижений, реагировать на «положительные» и «отрицательные» образовательные результаты, вырабатывать управленческие решения по улучшению качества образования в образовательной организации. Мониторинг подготовки к ОГЭ и ЕГЭ позволяет выделить «проблемные зоны» каждого обучающегося, динамику выполнения им типовых заданий, динамику выполнения работы в целом. Владея данной информацией, учитель может выстроить индивидуальную траекторию, индивидуальную программу подготовки ученика к ОГЭ и ЕГЭ. Мониторинг внеурочной деятельности позволяет на качественном и количественном уровнях оценить включенность каждого обучающегося во внеурочную деятельность, определить успешность проявления обучающегося в том или ином профиле. Портфолио успешной карьеры является формой оценивания индивидуальных образовательных достижений, инструментом профессионального самоопределения и формирования индивидуальной траектории развития обучающихся 8-11 классов. Данные инструменты разработаны для ступени основного общего и среднего общего образования.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Оценка предметных и метапредметных результатов, инструмент оценивания образовательных достижений, ФГОС, учет внеурочной деятельности, профессиональное самоопределение, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВА В ЕВРАЗИИ

MONITORING OF EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS: THE PERSONALIZED ELECTRONIC TOOLS FOR ASSESSING STUDENTS' SUBJECT AND META-SUBJECT LEARNING OUTCOMES

ANZHELIKA GUDENKO

Principal of municipal school «Lyceum № 1», Petrozavodsk E-mail: gudenko40@mail.ru Petrozavodsk, Russia

YEKATERINA LIBERTSOVA

Vice Principal of municipal school «Lyceum № 1», Petrozavodsk E-mail: lew-y@yandex.ru Petrozavodsk, Russia

YULIA GABUCHEVA

Vice Principal of municipal school «Lyceum № 1», Petrozavodsk E-mail: gabucheva@rambler.ru Petrozavodsk, Russia

ABSTRACT. The article discusses the personalized tools for assessing subject and meta-subject learning outcomes in the form of electronic platform that includes personalized assessment of preparation for USE (Unified State Exam) and PSE (Primary State Exam), personalized assessment of students' extracurricular activities and the portfolio for a successful career. It describes the tools that provide an effective assessment of students' educational outcomes in context of new national educational standards, timely determine the dynamics of students' educational outcomes, support the responding to the positive and negative educational outcomes and the decision-making for improving the quality

of education in a school. The monitoring of preparedness for USE and PSE allows determining the «problem zones» of every student, the dynamics of solving typical problems and the dynamics of the overall examination results. Operating this information, teacher can build an individual program of preparing for exams for every student. The monitoring of students' extra-curricular activities allows assessing extra-curricular involvement of every student, the qualitative and quantitative levels of involvement, and determining if a student is successful in the classes of various types / profiles. The portfolio for a successful career is the means to assess students' individual educational achievements, a tool for personal vocational orientation and developing an individual educational program for students of grades 8 to 11. These tools are developed for lower and upper secondary school students.

KEY WORDS: Tools for assessing students' subject and meta-subject learning outcomes, system of control and assessment of students' educational achievements, new educational standards, extra-curricular activities, vocationally-oriented education, preparing for Unified State Exam and Primary State Exam

Сегодня каждая образовательная организация России создает условия для реализации ФГОС, разрабатывает и внедряет механизмы эффективной организации образовательного процесса, формирует систему оценивания образовательных достижений обучающихся, способствующую получению качественного образовательного результата. [1; 2] Наиболее сложным, на наш взгляд, является создание системы оценки качества образовательных достижений обучающихся в организации. Возникает множество вопросов: что оцениваем, какой инструментарий используем, каким образом вырабатываем управленческие решения по улучшению качества образовательных результатов?

В 2016 г. в рамках сетевого проекта по Республике Карелия «Опережающее внедрение ФГОС на ступени среднего общего образования» проектная команда МОУ «Лицей № 1» приступила к созданию системы оценки качества образовательных результатов обучающихся в контексте ФГОС. В рамках этой деятельности был разработан персонифицированный инструментарий оценивания предметных и метапредметных результатов обучающихся. Необходимость в разработке данного инструмента обусловлена отсутствием подобных электронных форм в Республике Карелия. Возможно, подобные платформы существуют у отдельных учителей, но на уровне системы оценивания образовательной организации данный опыт не представлен. В системе мониторинга и контроля лицея предусмотрено неоднократное проведение срезовых и других контрольных работ. Кроме того, каждым учителем ведется анализ тематических контрольных работ. Для осуществления административного контроля и контроля внутри кафедр, определения «проблемных зон», динамики выполнения обучающимися типовых работ, выстраивания индивидуальных траекторий и программ подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, успешности реализации обучающегося в профиле были созданы унифицированные формы мониторинга.

Более подробно предлагаем познакомиться с тремя инструментами представленной системы оценивания образовательных достижений: персонифицированная электронная платформа по результатам ОГЭ, ЕГЭ, итоговых работ по предметам основных предметных областей; персонифицированный мониторинг внеурочной деятельности; портфолио успешной карьеры.

Электронная платформа персонифицированного мониторинга ОГЭ и ЕГЭ, итоговых работ по предметам представляет собой защищенный документ MS Excel со встроенными формулами. Документ делится на три части. Первая часть описательная и расположена на одном листе с наи-

менованием «Справочная» (рис. 1). Справочный лист содержит информацию о классе, учителе, количестве человек в классе, редактируемый список обучающихся, даты и названия всех контрольных или пробных работ. Цветом обозначены ячейки, значения в которых можно изменять.

Вторая часть, мониторинг работ, состоит из листов, каждый из которых содержит анализ одной работы. Количество листов равно количеству планируемых работ. Лист анализа работы представлен на рис. 2. На данном листе отображаются автоматически: дата проведения работы, ее тема и список обучающихся. Учителем задаются: количество максимально возможных баллов за каждое задание, критерии выставления оценок, спецификация, количество баллов, набранных обучающимся за каждое задание. Данная платформа предполагает вычисление по формулам следующих показателей: оценка за работу, количество и процент обучающихся, получивших каждую оценку, процент полного и частичного выполнения задания, а также процент не приступивших к выполнению задания и выполнивших

класс Лт Всего в классе 26 человек

учитель Иванова И.И.

№ Список учащихся № РАБОТЫ Дата Тема

1 Ученик1 Р1 26.12.16 Тема 1

2 Ученик2 Р2 25.01.17 Тема 2

3 УченикЗ РЗ 24.02.17 Тема 3

4 Ученик4 Р4 26.03.17 Тема 4

5 Ученик5 Р5 25.04.17 Тема 5

6 Ученикб Р6 25.05.17 Тема 6

7 Ученик7 Р7

8 Ученик8 Р8

9 Ученик9 Р9

10 Ученик10 Р10

11 Ученик11 Р11

12 Ученик12 Р12

13 Ученик13 Р13

14 Ученик14 Р14

15 Ученик15 Р15

16 Ученик16 Р16

17 Ученик17 Р17

18 Ученик18 Р18

19 Ученик19 Р19

20 Ученик20 Р20

21 Ученик21

22 Ученик22

23 Ученик23

24 Ученик24

25 Ученик25

26 Ученик26

27 Ученик27

28 Ученик28

29 Ученик29

30 УченикЗ0

и « ► ЙД 1 справочная., Р1 Р2 Г)Р4 Р5 Р6 Р7 1 Р8 1 =9 ^ Р10 Р12 1 Р1з 2 Р 14

Рис. 1. Структура листа «Справочная»

№ Спецификация % вып

26/12/16 Тема 1 1 Умножение на круглые числа(устные приемы) 5,77

№ Список учащихся 1 2 3 4 5 б 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 балл оценка 2 Устные приемы вычислений, используя свойства действи 2,88

максимальный балл за задание 2 4 3 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 15 3 Письменные приемы умножения на однозначное число 100,00

1 Ученик1 4 2 10 2 4 Величины 25,00

2 Ученик2 4 2 10 2 5 Действия с величинами 100,00

3 УченикЗ 4 2 10 2 6 Решение задач на движение 33,33

4 Ученик4 4 2 10 2 7 #01У/0!

5 Ученик5 4 2 11 3 8 #01У/0!

6 Ученикб 4 2 10 2 9 #01У/0!

7 Ученик7 4 3 15 5 10 #01У/0!

8 Ученик8 4 2 13 4 11 #01У/0!

9 Ученик9 4 2 10 2 12 #01У/0!

10 УченикЮ 4 2 10 2 13 #01У/0!

11 Ученик11 4 2 14 4 14 #01У/0!

12 Ученик12 4 2 10 2 15 #01У/0!

13 Ученик13 4 2 10 2 16 #01У/0!

14 Ученик14 4 2 10 2 17 #01У/0!

15 Ученик15 4 2 10 2 18 #01У/0!

16 Ученик16 4 2 10 2 19 #01У/0!

17 Ученик17 4 2 14 4 20 #01У/0!

18 Ученик18 4 2 10 2 Критерии

19 Ученик19 4 2 10 2 от до

20 Ученик20 4 2 10 2 "5" 15 15

21 Ученик21 4 2 10 2 »4» 13 14

22 Ученик22 4 2 10 2 "3" 11 12

23 Ученик23 4 2 10 2 "2" 0 10

24 Ученик24 4 2 10 2 Анализ

25 Ученик25 4 2 10 2 чел. %

26 Ученик26 4 2 10 2 писали работу 26 100 % качества 15,38

27 Ученик27 0 2 "5" 1 % успеваемости 19,23

28 Ученик28 0 2 »4« 3 12 % обученности 25,54

29 Ученик29 0 2 "3" 1

30 УченикЗО 0 2 "2" 21 81

выполнили верно 3 3 26 26 26 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

выполнили с ошибкой 23 23 0 0 0 25 26 26 26 26 26 26 26 26 26 26 26 26 26 26

не приступили 00000000000000000000

не выполнили 00000000000000000000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 » 1 п ,„ 1 „ 1 .

Рис. 2. Структура листа «Анализ работы»

п а о

5

Ь ▲

2 2 I

\ « Я к

1 ■ 3 ™ ™ §

! г Й ' г я я р

1 г г Ъ Ь % успеваемости 1

1 2 2 2 2 2 2 2

г • г Я - 3 2 - - - - - - - я - я в §

я иивdoxлэн 'иивхвниОМооя 'иивс1Хлиф ииимоэьискэиоэл э винхэиэ^/

I <4 хнньодишо эинвявншиовс! 'цинэКжХээвй ихэон«шинвс1иьи.101г эинвнинэйо 'ьв)Гв£ иинэшэd исЬ1 кинэНж&эш! эинигэхвевной1

г я гц с-) иивdoxлэн 'иивхвниОМога 'иивсКшф ииимоэьискэиоэл Э вияхэиэ1/

! я с-) «л иикиэСои о вю9вd'ииlIннЛф яшифвdJ эинэхь и эинэodxэou 'иэхоио xи'яxэнэявdэн'иинэнявdX•шэd'жвdня•d9aшв•£вd90эdц

и С-) 04 С-) итоятэЕ'ои о входвй'ииПянЛф аояифв&1 эинэхь и эинэodxэou 'иэхоио xи'яxэнэявdэн'иинэнявdX•шэd'жвdия•d9элrв•£вd90эdц

я ° сч ° ° ГГ, № ииПянХф яшифвс!л эинэхь и эиhэodxэoii 'иэхэиэ xи'яxэнэявdэн'иинэнявdX•шэd'жвdня•d9элrв•eвd90эdц

: 1 1 ® ° ° ° ° ° ° ° ° ° 2 а иА^оф'нжоггээн'ггнвхэоэ'ивп^^оф оо нxэhэвd•xлвdц

2 (вмихоихвхо'чхоонхкос1эя'кихн90оъХ1го)ьв1/в£хмвс1и эинэгпэ^

г мвмифвс1л'мвммвс11ви1/'э1ти1:9вх оо xI,^ннвff■Irвэd етгвну

° ° ° ° ° ° ° ° ° ° ° о 2 иис!хэиоэл эм1чев вн ииllвXxиэ•irвэd эинвэипо

2 ■л ив1/ве химоэьихнвс1и эинэгпэ^

а в оо Я0мифвс1лхэс1ис1эхни 'и мвн иьи1гэя х/и 'эиябе xhhчirbэd эинвэиио

3 я ^ г виэч9o'иlrвlпoIш'иxэodшэ'инэиэdя'нээви'нниII^2' гапинию-нэо

я 2 2 Р •l/жXooвd чxэoнчIrиявdп•hИJOIr'винэlГжXээвd•xвeвнol|'

иwвdoxнэя'иwвxвниlJ'doш'иwвd^Iиф•woэJ э вияхэиэ]^

I - 2 иwвdoxнэя'иwвxвниlJ'doш'иwвd^Iиф•woэJ э вияхэиэ]^

г оо Зэ иwвdoxнэя'иwвxвниlJ'doш'иwвd^Iиф•woэJ э вияхэиэ]^

° ■л> оо иwвdoxнэя'иwвxвниlJ'doш'иwвd^Iиф•woэJ э вияхэиэ]^

! оо О) с оо иэхэиэ хи 'яxэнэявdэн 'иинэнявсм эинэшэ,!

я г иинэжвdнн•hивd9элrв иинвя0Eвd90эdu эинэниоигад

2 Р ииПмнХф яшифв(11 эинэхь и эинэос!хэоц

«л ° я ииймнХф яшифв(11 эинэхь и эинэос!хэоц

° я с те иэхэиэ хи нхэнэнвс1эн 'иинэнявсМ эинэгпэ^

я а •жвdия•hивd9эjirв•d90эdu'иинвя0£вd90эdu и иинэггэиычн эинэниопид

я <ч а иинвя0£вd90эdu и иинэиэиычя эинэниопид

иинвя0£вd90эdu и иинэиэиычя эинэниопид

1 задание выполнили верно 1 1

1 Список учащихся Ученик 1 Ученик 2 Ученик 3 Ученик 4 Ученик 5 Ученик 6 Ученик 7 Ученик 8 Ученик 9 Ученик 10 Ученик 11 Ученик 12 Ученик 13 Ученик 14 Ученик 15 Ученик 16 Ученик 17 Ученик 18 Ученик 19 Ученик 20 Ученик 21 Ученик 22 Ученик 23 Ученик 24 Ученик 25

- с „ * - » - - „ 3 = 3 я 2 2 5 Е а г я Я я Я Я я 8 Я а я 3

£ Ш

е

о

си

Е

о §

а. о

со

3

Е

£ о

а. «

§

о Е

о ^

о &

Е

ж а.

а

о

3

его неверно, процент успеваемости и процент качества. Процент качества рассчитывается как отношение количества обучающихся, выполнивших работу на «4» и «5», к общему числу обучающихся. Процент успеваемости рассчитывается как отношение обучающихся, выполнивших работу на «5», «4» и «3», к общему числу обучающихся. Процент обученности рассчитывается по формуле: (кол-во «5» х 100 + кол-во «4» х 64 + кол-во «3» х 36 + кол-во «2» х 16) / общее кол-во обучающихся, где 100, 64, 36 и 16 - коэффициенты степени обученности по В. П. Симонову. [11] Вычисление происходит с учетом отсутствующих обучающихся.

Анализ работы рассчитан на 20 заданий. Если работа содержит меньшее число заданий, то в верхней строчке в качестве максимального балла за отсутствующее задание выставляется 0 и область таблицы под отсутствующими заданиями не заполняется.

Лист анализа работы в форме мониторинга ОГЭ и ЕГЭ (рис. 3) отличается только фиксированным числом заданий, стандартной спецификацией и отсутствием блока ввода критериев. Критерии выставления оценок соответствуют рекомендациям ФИПИ. В форме мониторинга подготовки к ЕГЭ набранные тестовые баллы переводятся в 100-балльную шкалу.

Третья часть представляет собой персонифицированный мониторинг выполнения работ обучающимися, выполненных в виде листов У1, У2

Ученик1

№ Дата Тема Балл Оценка

Р1 26/12/16 Тема 1 10 2

Р2 25/01/17 Тема 2 18 5

РЗ 24/02/17 Тема 3 0 2

Р4 26/03/17 Тема 4 0 2

Р5 25/04/17 Тема 5 1 2

Р6 25/05/17 Тема 6 1 2

Р7 00/01/00 00/01/00 1 2

Р8 00/01/00 00/01/00 1 2

Р9 00/01/00 00/01/00 0 2

Р10 00/01/00 00/01/00 1 2

Р11 00/01/00 00/01/00 0 2

Р12 00/01/00 00/01/00 1 2

Р13 00/01/00 00/01/00 0 2

Р14 00/01/00 00/01/00 1 2

Р15 00/01/00 00/01/00 0 2

Р16 00/01/00 00/01/00 1 2

Р17 00/01/00 00/01/00 1 2

Р18 00/01/00 00/01/00 0 2

Р19 00/01/00 00/01/00 1 2

Р20 00/01/00 00/01/00 0 2

Рис. 4. Структура листа «Анализ диагностических работ обучающегося»

и т. д. Здесь форма мониторинга контрольной работы и форма мониторинга ОГЭ и ЕГЭ значительно различаются. Мониторинг тематических контрольных работ содержит только фамилию ученика, дату работы, ее тему и оценку обучающегося (рис. 4). Таким образом, видна динамика выполнения каждым учеником тематических контрольных работ по предмету.

Мониторинг подготовки к ОГЭ и ЕГЭ содержит не только оценку обучающегося, но и информацию о правильности выполнения им всех заданий (рис. 5). Такая форма позволяет: выделить «проблемные зоны» каждого обучающегося, динамику выполнения им типовых заданий, динамику выполнения работы в целом. Наличие данной информации у учителя позволяет выстроить индивидуальную траекторию, индивидуальную программу подготовки ученика к ОГЭ и ЕГЭ.

Для персонифицированного мониторинга внеурочной деятельности обучающихся в МОУ «Лицей № 1» разработаны две формы. Одна предназначена для работы классного руководителя, вторая - учителя-предметника, ведущего профильный предмет.

Первая форма представляет собой документ MS Excel, в который классный руководитель вносит информацию о постоянных и событийных мероприятиях, их направлении, а по формулам вычисляется количество часов по направлениям для каждого обучающегося и по классу в целом. Файл содержит три листа: «Дополнительное образование», «Внеурочка» и «Итоги за год» (см. рис. 6-8).

На листе «Дополнительное образование» (рис. 6) приводится полный список класса, далее указываются наименования студий, секций, кружков, которые посещает каждый ученик в первом и втором полугодии на базе лицея и за его пределами. Лист «Внеурочка» представлен на рис. 7. Фамилии учеников сюда переносятся автоматически с первого листа в верхнюю строку таблицы. Слева в трех столбцах располагаются описания мероприятий (дата, событие с названием и его направление). Если в одну дату происходит несколько событий, то предусмотрена их раздельная запись в свободные строчки. Для каждого ученика проставляется время участия в данном событии. В ячейках листа «Итоги за год» происходит автоматический подсчет общего количества часов внеурочной деятельности каждого ученика отдельно за каждое полугодие и за весь год (рис. 8).

Данная форма позволяет количественно оценить включенность каждого обучающегося во внеурочную деятельность. Качественную же оценку позволяет провести форма учителя-предметника (рис. 9). В неё вносятся: фамилии обучающихся и описания мероприятий (указывается реги-

3 8 2 3 * в

•я1 К ¡1 2- § Б ; и в |

р- Й в

1 й й ?! 5 в §

я и 1 1 1 1 £ Ё* п. § & £ а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С- У | 1 £ а У в зг а 11 11 Ё я ™ &

г й я я" я я & в 1 Ч & i И я Я Ь ё в * й

я я £ Я к К в ■5 = К 5 в 1 1 В

13 я «8- А £ •в* Л- к я Е е 5

= к £ 1' § § * £ ь а <=с £ Р Я -Й зд

щ- & й £ £ £ Р1 § ю 8 к в ЙЯ ЙЯ

Я 12 Выполнение вычислений и преобразований, иреобр.алге а 5 8 я ц ? 3 т Ч У 1 Н ? N = 2 й »

Выполнение вычислений Выполнение вычислений « 1 « 5 Си Построение и чтение гра< Построение и чтение гра 1 1 & 1 н 1 1 со & £ 'в а в 1 0 я в 1 с. Действия с геом.фигурам а а в ■в-3 1 § 1 ® ч: Й в. Е- 5 § £ | ч: а р. Е- 2 § | ч: 1 в 1 р- {5 1 § 1 £ 1 3 1 1 о 1 1 1 р. 1 о Решение практических за >к } 1 р. 1 О н 8 1 1 5 1 | 1 1 1 Я в б си 1 •е. 1 1 а 1 & С |§ 2 к != 1 с 1 1 1 си и § $ ч I г I! II П |! 1В 1 8 || Действия с геометрическ векторами Я 1 ? 8 Э 1 в 5 я & 1 5 В 1 2 Ё 11 £

Ученик 1 алгебра геометрия реа льна мат емат ика алгебра геометрия сумма сумма сумма оценка оценка оценка

_1 _2_ _3_ _4 _5_ _6 _7 _ _9 10 п 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 ш К Ж матем алгебра геом матем алгеб геом

Р1 22.09.1016 _1 _1 _0 _1 _1 _0 _0 Ио _0 Ио _1 Ио _0 _0 _^ 0 _0 _0 11 11 0 2 3 г

Р2 27/10/16 1 1 1 1 1 1 1 1 0 1 0 1 1 1 1 1 2 0 17 13 4 4 4 3

РЗ 17/11/16 0 1 1 1 0 1 0 1 0 1 1 1 1 0 1 1 0 0 12 9 3 3 3 3

Р4 07/12/16 1 1 1 1 1 1 1 0 0 1 1 0 1 1 0 2 0 15 12 3 3 4 3

Р5 08/02/17 0 0 0 1 1 1 1 1 0 0 1 0 1 0 1 ° 0 0 15 10 5 3 3 4

Р6 25/03/17 _0 _1 _1 _0 1 _1 1 _ _1 1 0 _0 _0 _0 _0 _1_ 1 _0 _0 к К К 21 16 5 4 4 4

Р7 05/05/17 1 0 1 0 0 0 0 1 1 0 0 1 1 1 0 1 0 1 ~~0 2 0 V V 18 13 5 4 4 4

с

О!

Рис. 5. Структура листа «Результаты работ в формате ОГЭ и ЕГЭ обучающегося»

класс Наименование учреждения Количество часов в неделю 1 полугодие Количество часов в неделю II полугодие Наименование учреждения

дополнительного образования, Наименование кружка, дополнительного образования, Наименование кружка, Количество часов в Количество часов в

N° п/п Фамилия, Имя ученика которое посещает учащийся за пределами лицея. секции, студии, др. которое посещает учащийся в_ лицее. секции, студии, др. неделю 1 полугодие неделю II полугодие

1 Ученик 1 ДЮСШ №5 самбо 10 10

2 Ученик 2 ДМШ №1 им.Синисало кантеле 6 6

3 Ученик 3 ДЮСШ №5 самбо 6 6 обучение плаванию 2 2

4 Ученик 4 Лингва-центр, ПетрГУ язык.школа, курсы "Интернет вещей" 7 7

5 Ученик 5 Кембриджская язык.школа язык.школа 3 3 ДТДиЮ обучение плаванию, робототехника 5 5

6 Ученик 6 ДЮСШ №4, Atletic club баскетбол, паурлифтинг 18 18

7 Ученик 7 ДЮСШ №5 карате 7,5 7,5

8 Ученик 8 ДЮСШ №6 хоккей 5,5 5,5

9 Ученик 9 муз.школа при ПМК им.Раутио скрипка 9 9

10 Ученик 10 ДШИ им.Балакирева электрогитара 3 3

11 Ученик 11 РСДЮШОР РК биатлон 13 13

12 Ученик 12 ДМХШ хор 9 9

13 Ученик 13 ДЮСШ №5, Лингва-центр, Фитнес клуб "Олимп", ПетрГУ тхеквондо, язык.школа, тренажёрный зал, курсы "Интернет вещей" 15 15

14 Ученик 14 ДЮСШ №3, ДМХШ легкая атлетика, хор 10 10

15 Ученик 15 Спортивно-борцовский клуб "Чемпион", бассейн "Н20", Центр ремёсел айкидо,плавание, керамика 21,5 21,5

16 Ученик 16 РСДЮШОР РК лыжные гонки 14 14

17 Ученик 17 Фитнес клуб "Олимп" фитнес-с!апсе 3 3 обучение плаванию 3 3

18 Ученик 18

19 Ученик 19 обучение плаванию 2

20 Ученик 20 ДШИ им.Балакирева худ.школа 10,5 10,5

21 Ученик 21 Клуб "Дзансин" айкидо 3 3

22 Ученик 22 ДЮСШ №4, творческий центр "Маленькая страна" настольный теннис, театр кукол 15 15

23 Ученик 23 "Фитнес-империя" фитнес 1 1

РСДЮШОР РК, ДМШ №1 им. спортивное 26 26

24 Ученик 24 Синисало ориентирование, фортепьяно, саксофон

25 Ученик 25 "Моя газета", худ.школа фотостудия, студия худ.перевода 4,5 4,5 обучение плаванию 2 2

26

27

28

29

30

31

з i

i!

•» тэ

X С

3 nj

11 Ct o

0 u J= o n o

1 Q

5 з

с ¡5

a ^

•o ?

о* г

2 x

íft Q,

ii

o- 3

й с

= í

s 2

Íft с

3

0

H

a °

§ X

n с

3-е-

X с

О- £

v С

| §

01 £

з I,

0 Ct

1 S § 3

о 3

* X R

О СГ

£ с<

Рис. 6. Структура листа «Дополнительное образование»

гН ас СМ ас ГО ас X X 0) «а- ас X X ф 1Л ас X X си ю ас X X ф IN X X X и 00 ас X X и «Г» ас X X и о гЧ см го 1Л гЧ ас X X ф ю гН ас X X ф г» гЧ ас X X ф 00 гН ас сп гН X СП «Н ас о ГЧ ас гН СМ ас гм СМ X го см ас «а-см X ш см X

ас X X ш ас X X ш ас X X ш ас X X ш ас X X ф

X X (U X ф X ф X ф X ф X ф X ш X ф X ф X ф

дата мероприятие направление £ £ £ £ У > У >. £ £ £ У >. £ £ > > > >

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

06/02/17 Первенство России по лыжым гонкам спортивное 12

07/02/17

08/02/17 Кл.час "Уроки доброты" духовно-нравственное i i i i 1 1 i 1 i 1 1 i 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

09/02/17

10/02/17 "Шаг в будущее" общеинтеллектуальное 4

11/02/17 Дежурство по школе социальное i i i i 1 1 1 i 1 i 1 1 i i 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

12/02/17 "Я Готов!" общеинтеллектуальное i 1

13/02/17 Концерт в составе камерного оркестра общекультурное 3

14/02/17 Репетиция бала общекультурное i i i i 1 1 1 i 1 i 1 1 i i 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

15/02/17 Соревнования по стрельбе спортивное 2 2 2 2

16/02/17 Открытое первенство Петрозаводска по биатлону спортивное 10

17/02/17 беседа с инспектором ГИБДД социальное i i i i 1 1 1 1 1 i 1 1 i i 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

18/02/17 Чемпионат РК по самбо спортивное 10

19/02/17 Кл.час"23 февраля" общекультурное i i i i 1 1 1 1 1 i 1 1 i i 1 1 1 1 1 1 1 1

20/02/17 "Масленица" социальное 3 3

21/02/17 Программа от Муз. театра "Жди меня" духовно-нравственное i 1 1 1

Экскурсия в лицейский 22/02/17 Музей боевой славы духовно-нравственное i i i 2 1 1 1 1 1 i 1 1 i i 1 1 1 1 1 1 1 1 1

23/02/17 Конференция "Высший пилотаж" общеинтеллектуальное 25

24/02/17 Джазовый фестиваль общекультурное 2

25/02/17 Марафон "Karelia ski test" спортивное 4

26/02/17 "Фонтаны" спортивное 3

27/02/17

Рис. 7. Структура листа «Внеурочна»

Фамилия, Имя ученика

дополни-образова-

дополни-образова-

Ученик 1 Ученик 2 Ученик 3 Ученик 4 Ученик 5 Ученик 6 Ученик 7 Ученик 8 Ученик 9 Ученик 10 Ученик 11 Ученик 12 Ученик 13

Ученик 14

Ученик 15

Рис. 8. Структура листа «Итоги за год»

Учитель Мансурова О.В. £ уровень сроки коэффициент сложности Ученик 1 Ученик 3 Ученик 5 Ученик 7 Ученик 9 Ученик 11 Ученик 13 Ученик 15 Ученик 17 Ученик 19 Ученик 21 Ученик 23 Ученик 25 Ученик 27 Ученик 29 гп X Я 41 т > Ученик 33 Ученик 35 Ученик 37 Ученик 39 Ученик 41 Ученик 43 Ученик 45 Ученик 47 Ученик 49

Всерос. олимпиада школьников. Математика О ш 06/10/16 1,1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Турнир им. М.В.Ломоносова с РФ 25/09/16 1,3 1 1 1

Онлайн-олимпиада Фоксфорд. 4 сезон О РФ 1-30.09.2016 1,1 1 4 4 3 1 4 4 4 4 3 3 3 4

Проект "Инфоурок" О ми 3-29.10.2016 1 1 1

Математический чемпионат ч ми 17/11/16 1Д 1 1 5 1 3 1 1 3 1

"Олимпис 2016". Осенняя сессия К ми 1-30.11.2016 1 4

Математика К ми 12.09-31.10.2016 1Д 1

Мириады открытий К ми 26.11-7.12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Конкурс рисунков из геометрических фигур К ш декабрь 0,5 1

итого о о СО 31 о » о о о я о о о о. о о о. о о и о о о. о и о ■4; о о ¡Л о о о

| олимпиады; конкурсы ; ЛистЗ 2 +)

Рис. 9. Форма оценки внеурочной деятельности для учителя-предметника

ональный уровень, дата проведения, коэффициент сложности). Далее в таблице проставляются баллы, выражающие успешность обучающегося (1 - участник, 3 - 3-е место, 4 - 2-е место, 5 - 1-е место). Количество вносимых мероприятий неограниченно. Автоматически по формуле вычисляется сумма баллов, набранная обучающимся во внеурочных мероприятиях по профилю с учетом коэффициента сложности и успешности участия. Коэффициент сложности определяется предметной кафедрой, при этом учитываются: форма проведения (очная, дистанционная, многоэтапная), уровень (школьный, муниципальный, региональный, всероссийский, международный) и включенность олимпиады или конкурса в федеральный перечень олимпиад. [3]

Во многом представленные формы мониторинга внеурочной деятельности дублируют друг друга. Поэтому сейчас идет обсуждение педагогическим сообществом лицея возможности объединения этих форм и порядка работы с ними классного руководителя и учителя-предметника.

Портфолио успешной карьеры является формой оценивания индивидуальных образовательных достижений, инструментом профессионального самоопределения и формирования индивидуальной траектории развития обучающихся 9-11-х классов. Для ведения портфолио существует разработанная электронная форма, отражающая его структуру. [10]

С 2016 г. портфолио введено в МОУ «Лицей № 1» в целях повышения образовательной активности лицеистов, уровня осознания своих целей и возможностей, способствующего осознанному выбору профиля обучения, маршрута дальнейшего профессионального самоопределения.

Портфолио является одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основного общего образования наряду с результатами итоговой аттестации при зачислении в 10-й класс лицея. Ответственность за формирование портфолио возложена на обучающихся лицея 9-11-х классов. В рамках курса внеурочной деятельности по реализации ФГОС основного общего образования реализуется курс «Мой выбор», направленный на сопровождение деятельности по подготовке портфолио. Ведение портфолио успешной карьеры является обязательным для обучающихся 9-11-х классов.

Структура портфолио включает оценку профессиональной предрасположенности обучающегося, схему профессионального планирования, исследование возможностей получения образования для приобретения профессиональных навыков, индивидуальный учебный план в рамках основных образовательных программ ФГОС среднего общего образования. Процедура защиты портфолио в 9-х классах осуществляется в рамках

курса «Мой выбор». Программа курса направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики», воспитание социальной компетентности. В рамках курса «Мой выбор» у обучающихся формируются компетенции: анализировать профессиональную деятельность по основным признакам; составлять формулу профессии; соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять план подготовки к профессиональному самоопределению; анализировать профессиограммы и психограммы; выполнять профессиональные пробы; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования и возможностях трудоустройства; выполнять и защищать творческий проект «Мой выбор»; заполнять карту самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению. Защита портфолио по итогам 10-го класса проходит в рамках профильных практик в июне текущего учебного года.

По итогам работы проектной команды лицея было создано Положение о системе контроля и оценивания образовательных достижений обучающихся в контексте ФГОС. [9] Основные механизмы данного направления деятельности были апробированы в лицее в 2016-2017 учебном году. На 2017-2018 учебный год в образовательной организации была запланирована реализация основной образовательной программы ФГОС СОО в штатном режиме, в рамках которой на уровне системной деятельности будут внедрены представленные инструменты оценивания образовательных достижений обучающихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : утв. приказом Минобрнауки России от 17 дек. 2010 г. № 1897 // Минобрнауки России [Электронный ресурс] : офиц. сайт. - Режим доступа : http://минобрнауки.рф/документы/938.

2) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования : утв. приказом Минобрнауки России от 17 мая

2012 г. № 413 // Минобрнауки России [Электронный ресурс] : офиц. сайт. - Режим доступа : http://минобрнауки.рф/документы/2365.

3) Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней на 2017/18 учебный год : приказ Минобрнауки России от 30 авг. 2017 г. № 866 // Гарант : информ.-правов. портал [Электронный ресурс] : - Режим доступа: http://base.garant.ru/71773992/#ixzz53r2jVL6T.

4) Пинская, М. А. Критериальное оценивание в школе / М. А. Пинская, А. В. Иванов // Школьные технологии. - 2010. - № 3. - C. 177-184.

5) Пинская, М. А. Формирующее оценивание: оценивание в классе : учеб. пособие / М. А. Пинская. - М. : Логос, 2010.

6) Метапредметные результаты: стандартизированные материалы для промежуточной аттестации. 6 кл. / под ред. Г. С. Ковалевой. - М., СПб. : Просвещение, 2014.

7) Пинская, М. А. Оценивание для обучения : практич. руководство / М. А. Пинская. - М. : Чистые пруды, 2009. - (Библиотечка «Первого сентября», серия «Управление школой». Вып. 28).

8) Проектирование системы оценивания достижения планируемых результатов в условиях введения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования : методич. рекомендации / авт.-сост. В. Н. Самусенко, Н. В. Козыче-ва, М. П. Бортникова, Л. Г. Конобеева, В. В. Тимофеева, М. Б. Мистюкова, И. Н. Кирсанов ; под ред. Г. А. Шешериной. - Тамбов, 2011.

9) Положение о системе контроля и оценивания образовательных результатов обучающихся МОУ «Лицей № 1» г. Петрозаводска // Сайт МОУ «Лицей № 1» г. Петрозаводска [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.lyceum1.net/plugins/p13_download_manager/getfile. php?categoryid=90&p13_sectionid=2&p13_fileid=554&p13_versiomd=632.

10) Положение о портфолио успешной карьеры // Сайт МОУ «Лицей № 1» г. Петрозаводска [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.lyceum1.net/index.php?categoryid=57.

11) Симонов, В. П. Модель достоверной оценки качества обучения на инновационной основе характеристики степени обученности личности / Симонов В.П. // Фа-КИТ.ру [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// fa-kit.ru/main_dsp.php?top_id=20188.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.