УДК 372.8
https://doi.org/10.24411/2226-2296-2018-10304
Современные подходы к оценке учебных достижений обучающихся
А.Ю. ДАРЖАНИЯ, к.т.н., доцент, завкафедрой защиты в чрезвычайных ситуациях Е.В. МАКАРОВА, к.п.н., доцент кафедры защиты в чрезвычайных ситуациях И.Н. МЕРКОТУН, ассистент кафедры защиты в чрезвычайных ситуациях
ФГАОУ ВО Северо-Кавказский федеральный университет (Россия, 355009, г. Ставрополь, ул. Пушкина, д. 1). E-mail: [email protected]; E-mail: [email protected]; E-mail: [email protected]
Данная статья посвящена вопросу, касающемуся оценки знаний обучающихся. За последние годы в учебно-методической литературе появляются описания разнообразных методов оценивания знаний, которые вызывают несомненный интерес. Кроме традиционных методов контроля предлагаются новые, например проекты и портфолио. Особое внимание в статье уделяется единому государственному экзамену (ЕГЭ) и основному государственному экзамену (ОГЭ), споры вокруг которых по-прежнему не утихают. В одной из школ Ставрополя нами было проведен опрос выпускников 9 и 11-го классов и их учителей-предметников. В результате проведенного анализа была выявлена целесообразность применения того или иного метода оценивания. Данные, полученные в процессе педагогического исследования, обработаны и систематизированы в графиках.
Ключевые слова: оценивание, метод, обучающиеся, учителя, родители, опрос, образование, портфолио, проект, традиционный.
Введение
С момента возникновения системы образования оценка знаний обучающихся - а это один из главных результатов ее работы и важнейший критерий эффективности методов обучения -представляется наиболее сложным и неоднозначным аспектом педагогической деятельности. Даже за последние 100 лет количество изменений, внесенных в систему оценок знаний учащихся, таково, что говорить о достижении консенсуса в этом вопросе явно преждевременно.
Основным условием при выборе методов измерения и оценивания компетенций обучающихся является возможность с их помощью осуществлять многомерные измерения, проводить комплексное оценивание, определять интегрированные качества личности. Поскольку существующие системы оценок не удовлетворяют ученых и практиков, идет поиск других, более совершенных, объективных и точных систем оценивания.
Как следует из вышеприведенных фактов, педагогика делает активные попытки решить проблему объективного контроля и оценки знаний, но при этом сталкивается с рядом проблем, в том числе организационных и психологических.
Относительно недавно в системе образования появились компьютерные технологии, бурное развитие которых не только в корне меняет формат передачи знаний от педагога ученикам, но и открывает новые широкие возможности контроля усвоенного материала, уровня достигнутых компетенций. Причем оценочная система знаний на основе использования информационно-коммуникационных компьютерных техно-
логий более привлекательна, чем традиционная для современных учеников, однако она требует от учителя дополнительных профессиональных навыков и педагогической гибкости.
Нами была выдвинута гипотеза, суть которой состоит в следующем:
- обучающимся легче отвечать письменно и в форме тестов на компьютере, а учителей больше устраивает устный ответ;
- ученики хотели бы, чтобы их знания оценивали с помощью портфолио, а домашнее задание выполнялось ими в форме проектов;
- системы ЕГЭ и ОГЭ большинству учащихся кажутся недостаточно эффективными;
- ученики хотели бы использовать отличительные знаки за успехи в учебе и учиться по балльно-рейтинговой системе, полагая, что эта позиция близка большинству учителей;
- внедрение интернет-технологий будет приветствоваться обеими сторонами участников процесса обучения;
- ученики периодически склонны не делиться с родителями негативной информацией о проблемах, возникающих в процессе усвоения нового материала и контроля полученных знаний, вследствие чего учителя не могут доверять школьникам на всех этапах процесса обучения.
Результаты и обсуждение
Закон Российской Федерации «Об образовании» возлагает на школу ответственность за организацию и проведение оценивания в классе. В компетенцию образовательного учреждения входит осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образова-
тельного учреждения в соответствии с его уставом [1, 2].
В одной из школ нами был проведен опрос учеников и учителей. Для этого были составлены отдельные опросники для школьников и педагогов. У учителей и учеников вопросы были разные, но они преследовали одну цель. По результатам проведенного опроса были построены графики зависимости, на которых видно сходство и различие в ответах детей и работников школ (рис. 1-2).
В анкете спрашивалось, хотели бы ученики учиться по балльно-рейтинго-вой системе (по 100-балльной шкале), когда оценку можно было бы получить путем накопления баллов в течение одной четверти.
Рейтинговая система представляет собой определенный свод правил и положений, где количественно, путем накопления условных единиц (а именно баллов) оцениваются результаты обучающихся в усвоении изучаемой дисциплины за весь период обучения [3].
В ходе нашего опроса обучающиеся не выразили желания переходить на балльно-рейтинговую систему. Учеников устраивает традиционный способ оценивания по 5-балльной шкале. Однако сегодня уже существует внутренний запрос со стороны учащихся на развитие основы рейтинговой системы оценки как способа самооценки старшеклассника в педагогическом пространстве общеобразовательного учреждения. То есть ученики не против узнать свое место в балльно-рейтин-говой системе, если она не влияет на итоговый результат оценивания знаний.
Учителей, напротив, не пугает бал-льно-рейтинговая система обучения, и они готовы с ней работать. Хотя тради-
3 ■ 2018 История и педагогика естествознания
ционная 5-балльная шкала имеет недостатки, в основном работников школ она по-прежнему устраивает.
Относительно недавно в педагогической литературе стали появляться описания различных методов оценивания знаний, которые, несомненно, вызывают определенную заинтересованность. Наиболее распространенными из них являются портфолио, проекты и дидактические игры [4]. Применение данных методов придает урокам привлекательность, поскольку способствует развитию познавательных интересов и творческих способностей учащихся, активизирует их мыслительную деятельность.
По данным нашего опроса, большая часть учеников против того, чтобы их знания оценивали с помощью портфо-лио и проектов, а особенно дидактической игры.
Что же касается взаимоотношений между учениками, учителями и родителями, то результат получен предсказуемый. Обучающиеся хотят лично сообщать своим родителям о результатах обучения и оценивания знаний. Но информация может быть недостоверной, так как большая часть школьников признается, что они не всегда бывают честны с родителями. Любые взаимоотношения в первую очередь строятся на доверии. Его очень легко потерять и крайне сложно вернуть.
Так как обучающиеся нередко обманывают своих родителей, то учителя не могут полагаться на объективность школьников. Ведь работники школ - это взрослые люди, которые менее значимы для учеников. Поэтому учителя для уверенности в передаче информации вынуждены лично сообщать родителям о поведении и успеваемости их детей. Исходя из этого, проблема отсутствия доверия учителей и родителей к обучающимся по-прежнему остается достаточно актуальной.
На уроках школьники чаще предпочитают отвечать письменно, нежели устно. Также они хотели бы, чтобы их знания проверяли с помощью тестов, которые им удобнее выполнять на компьютере. Использование тестовых заданий различных видов позволяет более адекватно соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта [5].
Учителей устраивает любой предложенный нами способ проверки знаний обучающихся. Однако разрешение выполнения тестов на компьютере многим показалось не очень удобным.
Также в исследовании мы затронули тему ЕГЭ и ОГЭ, споры о которых по-прежнему не утихают.
Рис. 1. Результаты опроса учеников, %
80 60 40 20 0
о о о о о о о о £1 £1 £1 а с с с с
о о о о
штттттттттттшш
Рис. 2. Результаты опроса учителей, %
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
По данным исследования, обучающиеся отрицательно относятся к выпускным экзаменам в форме ЕГЭ, ОГЭ и желают, чтобы вернули прошлую систему школьных экзаменов для учеников. Учителя поддерживают эту точку зрения в еще более значительной степени.
Отношение школьников к учебе невозможно объективно определить, заглянув в классный журнал успеваемости, который дает очень поверхностное представление о реальной заинтересованности учащихся в знаниях или об отсутствии такового. Поэтому в анкете имеется вопрос о том, как все относятся к нагрудным знакам, информирующим о хорошей успеваемости обучающихся. Но ученики и учителя в нашем исследовании не заинтересованы использовать в школе отличительные знаки.
Информационно-телекоммуникационная система «Интернет» и цифровые технологии все увереннее становятся неотъемлемой частью всех сфер жизнедеятельности современного человека. Не стала исключением и система образования, в которой электронные учебники постепенно вытесняют обычные книги, а ноутбуки и планшеты -
Да Нет
традиционные тетради. Относительно твердые позиции до сих пор занимает бумажный вариант школьного дневника. Но это только потому что, во-первых, не во всех российских школах используются электронные дневники (это преимущественно сельские школы), а во-вторых, многие родители банально не доверяют электронным журналам и не знают обо всех их особенностях и преимуществах. Вот и по результатам нашего исследования ученики и учителя предпочитают пользоваться обычным журналом и дневником.
Заключение
Данные педагогического исследования подтвердили наши гипотезы.
Не все педагоги заинтересованы в использовании современных форм и методов определения оценок. Многих вполне устраивают традиционные подходы. При этом у всех остается желание внедрения в систему образования современных интернет-технологий.
Особый интерес вызвал у нас ответ на вопрос, касающийся ЕГЭ и ОГЭ, который показал, что учителя настроены против данной системы сильнее, чем
ы
История и педагогика естествознания
3■2018
ученики. Наиболее вероятно такой результат обусловлен тем фактом, что, в отличие от детей, работники школ благодаря своему опыту объективнее и четче видят значительные минусы указанной системы оценивания.
Наиболее неожиданной была реакция наших респондентов на отличительные знаки. Основная часть
опрашиваемых высказалась против их использования. Хотя, по нашему мнению, отличительные знаки способны мотивировать детей к новым победам.
Результаты проведенного педагогического исследования дают возможность обобщить, дополнить сведения о методах оценивания знаний учащихся на современном этапе обучения,
определить уровень доверия учителей и родителей к школьникам и выбрать наиболее удобные и приемлемые подходы оценивания обучающихся. Вместе с тем современные компьютерные технологии помогают обеспечить быстрый доступ к полезной и достоверной информации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 28.04.2018).
2. Пинская М.А., Улановская И.М. Новые формы оценивания. Начальная школа. М.: Просвещение, 2013. 80 с.
3. Есиркепова И.Е. Рейтинговая система, виды контроля и самооценка // Международный журнал экспериментального образования, 2015. № 3-3. С. 355-357.
4. Жидкова Р.А. Современные методы оценивания результатов обучения // Известия ПГПУ им. Белинского. 2012. № 28. С. 779-782.
5. Попов А.В. Тестирование как метод контроля качества знаний студентов // Тр. СПбГУ культуры и искусств. 2013. Т. 200. С. 283-286.
MODERN APPROACHES TO ESTIMATION OF EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS OF STUDENTS
DARZHANIJA A.YU., Cand. Sci. (Tech.), Assoc. Prof., Head of the Department in Emergency Situations MAKAROVA E.V., Cand. Sci. (Ped.), Assoc. Prof. of the Department in Emergency Situations MERKOTUN I.N., Assistant of the Department in Emergency Situations
FSAEI HE "North-Caucasus Federal University" (1, Pushkin St., 355009, Stavropol, Russia). E-mail: [email protected]; E-mail: [email protected]; E-mail: [email protected]
ABSTRACT
This article is devoted to the issue of assessing the knowledge of students. In recent years, various methods of assessing knowledge have been presented in the methodological literature, which are of undoubted interest. In addition, we offer new, for example, projects and portfolio. Particular attention is paid in the article to the unified state exam (USE) and the main state examination (MSE), disputes around which still continue. In one of the schools in Stavropol, we conducted a survey of pupils and teachers. As a result of the analysis, the expediency of applying this or that estimation method was revealed. The data obtained as a result of the research was processed and entered into the tables. Keywords: estimation, method, trainees, teachers, parents, survey, education, portfolio, project, traditional.
REFERENCES
1. Zakon Rossiyskoy Federatsii «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii (The Law of the Russian Federation "On Education in the Russian Federation) Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW 140174/ (accessed 28 April 2018).
2. Pinskaya M.A., Ulanovskaya I.M. Novyye formy otsenivaniya. Nachal'naya shkola [New forms of evaluation. Primary School]. Moscow, Prosvesh-cheniye Publ., 2013. 80 p.
3. Yesirkepova I.Ye. Rating system, types of control and self-evaluation. Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya, 2015, no. 3-3, pp. 355-357 (In Russian).
4. Zhidkova R.A. Modern methods of assessing the results of training. Izvestiya PGPUim. Belinskogo, 2012, no. 28, pp. 779-782 (In Russian).
5. Popov A.V. Testing as a method to control the quality of students' knowledge. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury iiskusstv, 2013, vol. 200, pp. 283-286 (In Russian).
История и педагогика естествознания
29