Во многом появление «Историко-педагогического журнала» было предопределено, но точкой отсчета стал Год Учителя в Российской федерации. В рамках программы Года Учителя 8—9 апреля 2010 года Нижнетагильской государственной социально-педагогической академией была проведена Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Миссия учителя: в прошлом, настоящем, будущем».
В конференции приняли участие 157 человек, представляющих 39 регионов страны, исследователи Великобритании, Испании, США. Результатом обсуждения проблем и развернувшихся дискуссий стало издание коллективной монографии «Миссия учителя» (25,5 п. л.) и сборника материалов конференции «Учитель, перед именем твоим...» (16,5 п. л.). Одним из самых ярких впечатлений для участников конференции стал доклад профессора, доктора педагогических наук Григория Борисовича Корнетова «Проблемы и противоречия современного педагогического образования в России», а также тематическое заседание секции «Актуализация зарубежного опыта подготовки гуманистического и демократического учителя для педагогического образования России начала XXI века» под его руководством.
Принимая итоговую резолюцию конференции, ее участники отметили необходимость создания специализированного журнала для всех тех, кого интересуют история педагогики и образования. Поэтому встреча профессора В. И. Смирнова (в то время ректора академии) и профессора Г. Б. Корнетова — крупнейшего российского ученого, автора и руководителя проекта «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия» — положила начало не только конструктивному диалогу научных школ, но стала значимым событием для историко-педагогического сообщества в целом: именно по их инициативе и при непосредственном участии принимается решение о создании уникального для образовательного пространства России ежеквартального научно-педагогического периодического издания «Историко-пе-дагогический журнал», главным редактором которого Владимир Иванович оставался до последних дней жизни. Владимир Иванович — личность незаурядная, человек с неограниченными способностями созидать новое, обладающий огромной силой убеждения, признанный в Уральском регионе лидер научной школы историко-педагогических исследований. Его человеческие и деловые качества: преданность делу, требовательность, принципиальность, любовь к педагогической профессии, уважение к отечественной истории, педагогическим ценностям и идеалам стали основой формирования концепции журнала и примером для коллектива редакции — творческих и энергичных единомышленников. Достаточно сказать, что за первое десятилетие наступившего века в вузе были подготовлены и защищены по истории отечественного образования и педагогической мысли 21 кандидатская и 1 докторская диссертации, значительная часть которых раскрывала региональный опыт деятельности образовательных учреждений и учителей.
Рефреном творческого поиска коллектива проблемной научной лаборатории «История отечественного образования и педагогической мысли», возглавляемой В. И. Смирновым (в состав которой вошли 14 человек, из них 9 кандидатов наук, выполнивших исследования по истории образования и педагогической мысли), стали слова Моисея Матвеевича Рубинштейна: «Обращение к истории педагогических идей диктуется всякому, кто интересуется современным положением вопросов воспитания и обучения, не только необходимостью знать то, что было раньше, — необходимостью исследовать тот фундамент, на котором мы строим дальше. Нам жизненно необходимо освободиться от предрассудка, что позади нас в прошлом только отжившее, умершее, то, что было и исчезло бесследно. Многие подходят к истории с мыслью, что там они встретят только описание событий, покрывшихся толстым слоем исторической пыли, похоронившей когда-то кипевшую жизнь, что на них повеет из прошлого атмосферой могильного склепа. На самом же деле история, верно понятая, это не могила; она занимается не похоронами, а ее главная задача говорить о жизни и живом. Нстория учит — вот та основная мысль, с которой следует подходить к ней и которую мы стремимся провести в нашем изложении. Из нее мы узнаем не только то, что было, но также получаем некоторое представление и поучение о том, чего требует от нас жизнь в настоящем и что нужно для будущего. То, что мы называем прошлым, настоящим и будущим, это все крайне условные подразделения. В действительном потоке исторической жизни нет, в сущности, нигде резкой общей грани, где можно было бы сказать: вот здесь умерло старое, здесь народилось новое время и отсюда начинается новая жизнь. На самом деле зародыши нового появляются часто тогда, когда старое еще находится в полном расцвете, на вершине своей исторической мощи; еле заметная искра нового, питаемая своей жизнеспособностью и окружающими старыми условиями, понемногу разгорается все больше, часто на протяжении многих веков... Таким образом, то, что было, и то, что будет, неразрывно связаны с тем, что есть, и, вглядываясь вдумчиво в современные педагогические задачи, мы должны отдать себе ясный отчет, что назревшие вопросы рождены не только данным моментом, они выношены и мотивированы далеким, часто очень далеким прошлым, и тот, кто ищет их жизненного правдивого решения, должен попытаться заглянуть в прошлое, стремясь отчетливо уяснить себе, какими условиями порождены и вскормлены эти вопросы, какие решения их были испробованы и т. д. прошлое вне всякого сомнения обязывает, и его игнорировать нельзя» (выд. — М. М. Рубинштейном)1.
Общественно-педагогическая инициатива и объединение усилий исследовательских коллективов двух вузов — НТГСПА и Академии со-
1 Рубинштейн М. М. История педагогических идей в ее основных чертах. Второе издание. Иркутск, 1922, С. 2.
циального управления (Москва) стали основой формирующегося издания
— «Историко-педагогического журнала».
ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления»
— сравнительно молодой вуз, он был создан в октябре 2004 г., но за 12 лет своего существования стал одним из ведущих российских центров истории педагогики, центром, который «не только проводит фундаментальные исследования в этой области, не только издает массово историко-педаго-гическую литературу, не только широко пропагандирует богатейшее педагогическое наследие, но и способствует живому общению российских исто-
1
риков педагогики, проводит многочисленные научные мероприятия» .
Редакционный совет журнала, в который вошли ведущие ученые, авторитетные в стране исследователи, руководители научных школ и направлений, изначально исходил из того, что «педагогическое прошлое задает координаты, необходимые для ориентации при постижении современных проблем теории и практики образования, позволяет вписать эти проблемы в пространство педагогической культуры, выявить присущие им общие, особенные и единичные характеристики, соотнести с традициями и тенденциями развития педагогического знания и педагогической практики, с различными педагогическими парадигмами, концепциями, системами, методиками и технологиями. Сама возможность идентификации, обобщения, систематизации, интерпретации педагогических феноменов различной степени общности может быть успешно реализована лишь в пространстве всей педагогической культуры, органично соединяющей в себе и прошлое, и настоящее, и продуктивный прогностический взгляд» (Г. Б. Корнетов). Не случайно редакторскую колонку первого номера ИПЖ открывала статья с эпиграфом Виссариона Белинского «Новое, чтоб быть действительным, должно исторически развиться из старого», в которой В. И. Смирнов отмечал, что «признание педагогическим сообществом бесспорности этой максимы и обращение к истокам педагогической мысли, по глубокому убеждению редакционного совета «Историко-педагогического журнала», призвано обеспечить успех, на который уповают учителя, ученики и их родители, успех в развитии теории и практики образования, успех, которым обусловлено будущее развитие общества»2.
Главными задачами, определившими структуру и содержание журнала, стали:
— публикация результатов исследований теоретического и прикладного характера в области истории образования и педагогической мысли общества;
1 Корнетов Г. Б. Перспективы истории педагогики в современной России (К итогам Первого национального форума российских историков педагогики) / Историко-педа-гогический журнал, 2013. № 2. С.7-20.
2 Смирнов В. И. Новое, чтоб быть действительным, должно исторически развиться из старого / Историко-педагогический журнал, 2011. № 1. С. 7-12.
— анализ проблемного поля и уровня актуальности тематики историко-педагогических исследований;
— развитие контактов между специалистами, работающими в данной проблематике, презентация различных научных школ и направлений;
— создание баз данных исследований истории образования;
— информационное сопровождение научно-практических конференций и семинаров по проблемам истории образования, содействие развитию научного знания, определение общих тенденций в развитии историко-педаго-гических исследований;
— создание условий для более эффективного сотрудничества историков, философов, психологов, занимающихся смежной проблематикой, налаживание контактов с зарубежными коллегами и научно-исследовательскими центрами, стимулирование обмена научной литературой с зарубежными партнерами;
— организация научно-просветительской деятельности, презентация новых книг; рецензирование научных изданий, составление обзоров зарубежной научной литературы, аннотированных библиографий;
— презентация методического опыта преподавания учебной дисциплины «История образования и педагогической мысли» в учебных заведениях страны;
— публикация архивных источников, документов, материалов, имеющих высокое культурно-историческое значение и др.
С первых дней существования журнал обеспечивает информационное сопровождение крупнейших мероприятий, организуемых российским ис-торико-педагогическим сообществом. Журналу присвоен международный стандартный серийный номер, он включен в систему Российского индекса цитирования. Электронная версия журнала доступна на сайте Научной библиотеки eLIBRARY, в свободном доступе на сайте журнала (https:// ntspi.ru/ipj/) размещается полнотекстовый архив опубликованных статей.
С 2011 года на страницах журнала публикуются ежегодные стенограммы-отчеты о работе Международной научно-практической конференции «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия», в рубриках журнала представлены наиболее значимые и интересные исследования, выходящие в серии «Историко-педагогическое знание», основанной Г. Б. Корнетовым в 2005 г.
С 2012 года публикуются материалы крупнейшей в России международной научно-практической конференции — сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки РАО (председатель Совета — доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО М. В. Богуславский, ученый секретарь Научного совета — доктор педагогических наук, профессор С. В. Куликова), имеющей по количеству участников и масштабу обсуждаемых вопросов статус съезда российских историков педагогики.
С этого же года партнером журнала становится ФГБНУ «Научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского». Установлены контакты с Исследовательским университетом Мачерата (Италия) и редакцией одного из крупнейших международных тематических журналов по истории образования «History of Education & Children's Literature»; с 2013 г. «Историко-педагогический журнал» входит в международный каталог изданий по истории образования «International Bibliography of the History of Education and Children's Literature».
Знаменательным событием для коллектива редакции стала презентация журнала в одном из старейших литературных музеев России — Государственном музее Л. Н. Толстого (Москва)1. В рамках «Толстовских чтений», проводившихся в дни памяти Л. Н. Толстого 20—21 ноября 2013 года, номер, посвященный 185-летию Льва Николаевича Толстого, был представлен членом редакционного совета журнала, доктором педагогических наук, профессором, членом-корреспондентом РАО М. А. Лукацким. Наш журнал был признан лучшим научно-педагогическим периодическим изданием, посвященным великому писателю и педагогу, и вошел в золотой выставочный фонд музея.
С 2013 года журнал становится информационной площадкой, освещающей работу Национального форума российских историков педагогики, который стал очередным закономерным этапом в развитии профессионального сообщества.
География авторов журнала — один из показателей его признания — весьма обширна: за 5 лет было опубликовано более 350 статей. Среди авторов, представляющих более 50 городов, преподаватели 67 российских вузов, крупнейшие ученые, теоретики и практики образования, исследования которых во многом определяют векторы развития образования страны; учителя школ и педагоги системы дополнительного образования; государственные служащие; исследователи Украины, Белоруссии, Эстонии, США.
Радует желание сотрудничать с журналом все большего числа молодых исследователей. Так, с легкой руки члена редакционного совета «Историко-педагогического журнала», заведующего кафедрой педагогики и андраго-гики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования доктора педагогических наук, профессора А. Н. Шевелева, результаты исследований его аспирантов (Е. В. Шульга, В. А. Вихарев, О. А. Лященко, Н. В. Романова, Е. В. Омельянович) были представлены циклом научных статей, характеризующих важнейшие направления исследований молодых ученых петербургской школы2. Публикация в ИПЖ становится хорошей традицией и важным элементом презентации исследований
1 Историко-педагогический журнал». 2013, № 3. 204 с.
2 См.: Историко-педагогический журнал. 2012. № 2; Историко-педагогический журнал. 2012. № 3; Историко-педагогический журнал. 2012. № 4.
аспирантов под руководством профессоров, докторов педагогических наук А. А. Романова (Рязань), Е. Ю. Рогачевой (Владимир), Н. П. Юдиной (Хабаровск), М. В. Савина и С. В. Куликовой (Волгоград), С. А. Днеп-рова (Екатеринбург) и др.
Создание «Историко-педагогического журнала» сегодня уже стало частью истории, и перед небольшим коллективом редакции, с оптимизмом и уверенностью смотрящей в будущее, стоят новые задачи, решение которых определит дальнейшее развитие нашего издания. Среди важнейших: осуществление мероприятий, направленных на популяризацию издания в российском и мировом научно-информационном пространстве; регистрация журнала в крупнейших электронных библиотечных системах (ЭБС) России и на Web-платформах; регистрация в международных индексируемых базах; введение в состав редакционного совета представителей зарубежного научного сообщества и развитие координационных связей с крупнейшими европейскими исследовательскими центрами истории образования; оформление журнала в соответствии с требованиями международных баз данных (разработка англоязычной версии; изменение правил оформления статей и др.).
Эта титаническая работа немыслима без поддержки и участия тех, для кого понятия «гражданственность», «патриотизм», «педагогическая культура», «феномены педагогического прошлого» являются смыслом педагогической деятельности, определяя профессиональный образ мира и выбор жизненного пути.
С искренним уважением и благодарностью за самоотверженный труд:
Ларисе Смирновой — начальнику научного отдела вуза и ответственному редактору издания;
Светлане Горбуновой — руководителю редакционно-издательского отдела и мастеру компьютерной верстки;
Александру Носырю — великолепному филологу, знатоку русского языка, редактору издания;
Ольге Золотаревой и Ирине Кузьминой, чьи творческие решения стали основой дизайна журнала;
Степану Ковалевичу, отвечающему за техподдержку страницы журнала на сайте вуза;
Юлии Опрятновой — преподавателю, специалисту по переводам.
Особые слова благодарности коллегам, друзьям, соратникам, единомышленникам, авторам и читателям нашего журнала, приветственные письма которых поступили в адрес редакции и учредителя журнала — ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», а так же ректора университета — профессора, доктора педагогических наук Евгения Михайловича Дорожкина.
Список литературы
1. Историко-педагогический журнал. — 2012. — № 2. — 212 с.; Историко-педагогический журнал». — 2013. — № 3. — 204 с.; Историко-педагогический журнал. - 2012. - № 4. - 228 с.
2. Корнетов, Г. Б. Перспективы истории педагогики в современной России (К итогам Первого национального форума российских историков педагогики) / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. — 2013. - № 2. -С. 7-20.
3. Рубинштейн М. М. История педагогических идей в ее основных чертах. Второе издание. - Иркутск, 1922, - 224 с.
4. Смирнов В. И. Новое, чтоб быть действительным, должно исторически развиться из старого / В. И. Смирнов //Историко-педагогический журнал. - 2011. -№ 1. - С. 7-12.