Научная статья на тему 'Стенограмма третьего национального форума российских историков педагогики'

Стенограмма третьего национального форума российских историков педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ / DEVELOPMENT OF EDUCATION AND PEDAGOGICAL THOUGHT / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / HISTORY OF PEDAGOGY / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / HISTORICAL AND PEDAGOGICAL KNOWLEDGE / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / HISTORICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ / THE COGNITIVE POTENTIAL OF THE HISTORY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уткин Анатолий Валерьевич

В статье представлено краткое содержание дискуссии участников Третьего национального форума российских историков педагогики, (г. Москва, Академия социального управления, 23 апреля 2015 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уткин Анатолий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRANSCRIPT OF THIRD NATIONAL FORUM OF RUSSIAN HISTORIANS OF PEDAGOGY

The article presents a summary of the debate in the Third National Forum of Russian historians of pedagogy (Moscow, Academy of social management, April 23, 2015).

Текст научной работы на тему «Стенограмма третьего национального форума российских историков педагогики»

Колонка редактора

А. В. Уткин, доктор педагогических наук,

доцент

Стенограмма третьего национального форума российских историков

педагогики

в статье представлено краткое содержание дискуссии участников третьего национального форума российских историков педагогики, (г. Москва, Академия социального управления, 23 апреля 2015 г.).

ключевые слова: развитие образования и педагогической мысли; история педагогики; историко-педагогическое знание; историко-педагоги-ческое исследование; познавательный потенциал истории педагогики

A.V. Utkin

The transcript of third national

FORUM OF RUSSIAN HISTORIANS

OF PEDAGOGY

The article presents a summary of the debate in the Third National Forum of Russian historians of pedagogy (Moscow, Academy of social management,

April 23, 2015).

Keywords: development of education and pedagogical thought; history of pedagogy; historical and pedagogical knowledge; historical and pedagogical research; the cognitive potential of the history of education

Корнетов Г. Б.:

Уважаемые коллеги, открывая Форум, прошу обратить внимание на очередную, теперь уже одиннадцатую международную научную конференцию «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: педагогические направления в теории и практике образования», которая состоится 19 ноября 2015 года. Заявки на участие в работе конференции по прилагаемой форме необходимо прислать до 15 июля 2015 г. В формате Конференции предполагается издать: сборник материалов конференции «Историко-пе-дагогическое знание в начале III тысячелетия: педагогические направления в теории и практике образования»; монографию «Исторические пути развития образования и педагогики» и учебное пособие «Образование и педагогическая мысль в истории человеческого общества». Всем издаваемым книгам будут присвоены ISBN. Книги планируется издать к открытию конференции и выдать авторам, участвующим в работе конференции, при их регистрации. Дополнительную информацию об условиях участия в работе конференции и об условиях публикации материалов в изданиях конференции можно получить по электронным адресам [email protected] и histped2009@rambler .ru.

Участники нашего сегодняшнего Форума представляют вузы и образовательные организации Москвы

и Московской области, Санкт-Петербурга, Владимира, Волгограда, Воронежа, Калуги, Нижнего Тагила, Рязани, а в коллективной монографии

«Педагогика и образование в зеркале

" i исторической рефлексии» , которая

подготовлена на основе материалов Форума, представлено около 30 статей по актуальным проблемам истори-ко-педагогических исследований.

Нашу работу я бы определил тремя направлениями. Первое — требования экспертного совета ВАК РФ к диссертационным исследованиям по истории педагогики. Второе — деятельность журналов, представляющих страницы для историко-педаго-гических исследований. В ноябре 2014 года мы начали хорошую дискуссию о возможных направлениях развития изданий, перспективах публикаций, консолидации деятельности редакционных советов. Сегодня присутствуют: д.п.н., профессор, чл.-корр. РАО Михаил Абрамович Лукацкий

— главный редактор журнала «Новое в психолого-педагогических исследованиях» (Москва); д.п.н., профессор Алексей Алексеевич Романов

— главный редактор «Психолого-педагогического журнала» (Рязань); к.п.н., доцент Александр Игоревич Салов — главный редактор журнала «Academia. Педагогический журнал Подмосковья» (Москва); д.п.н., доцент Анатолий Валерьевич Уткин

— главный редактор «Историко-пе-дагогического журнала» (Нижний Тагил); д.п.н., профессор Александр

1 Педагогика и образование в зеркале исторической рефлексии : монография / под ред. Г. Б. Корнетова. - М. : АСОУ, 2015. - 384 с. (Сер. «Историко-педагогическое знание». Вып.89).

Николаевич Шевелев — заместитель главного редактора журнала «Непрерывное образование» (Санкт-Петербург); д.п.н., профессор Елена Юрьевна Рогачева — заместитель главного редактора серии «Педагогические и психологические науки» журнала «Вестник Владимирского государственно-

го университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых».

Наконец, в оставшееся время в режиме свободной дискуссии мы обсудим ряд вопросов, связанных с развитием историко-педагогической науки.

Начиная работу Форума, предлагаю почтить память товарища, коллеги, ученого Эдуарда Дмитриевича Днепрова, которого не стало 6 февраля 2015 года. Он был активным участником ежегодных Международных научных конференций «Историко-пе-дагогическое знание в начале III тысячелетия» и ежегодных Национальных форумов российских историков педагогики. Так получилось, что мы стали единственным профессиональным историко-педагогическим сообществом, с которым общался Эдуард Дмитриевич последние 5 лет. За эти годы он был на всех наших мероприятиях и очень ценил это личност-но-значимое для него общение, так как, несмотря на масштабную организаторскую деятельность и поли-

тическую активность, всегда в душе оставался историком педагогики, достаточно вспомнить подготовленные им педагогические сочинения Л. Н. Толстого в 3-х томах и двухтомник Н. И. Пирогова с очень обширными комментариями.

Именно поэтому первая презентация его фундаментальной работы «Российское образование в XIX — начале XX века» (в 2 т.) состоялась осенью 2011 года в дни работы нашей конференции.

Высшая школа экономики готовит его последний уникальный труд — трехтомный комментарий к российскому образовательному законодательству, в котором собраны основные нормативные акты дореволюционной России — подобных изданий после революции не было.

Романов А. А.: С Эдуардом Дмитриевичем я был знаком с 1988 года и могу сказать, что это был человек безусловного авторитета, сильной воли и офицерской закалки. Будучи профессиональным журналистом, он стал известен по статьям в «Правде», «Известиях», «Советской культуре», «Учительской газете», в которых рефреном всех педагогических идей стала вера в учителя. Убежденность Днепрова в том, что все реформы образования возможны только при активном участии общественности,

2 Днепров Э. Д. Российское образование в XIX - начале XX века. Политическая история российского образования. - М.: Мариос, 2011. - Т. 1. - 648 с.; Днепров Э. Д. Российское образование в XIX - начале XX века. Становление и развитие системы российского образования (историко-статистический анализ). - М. : Мариос, 2011. - Т. 2. - 672 с.

педагогических коллективов, ученых, исследователей, стала основой его деятельности на посту министра образования страны. В деятельности Временного научно-исследовательского коллектива (1988), куда были приглашены известные директора школ, педагоги-новаторы, ученые, представителей творческих профессий, проявился масштаб этой личности. Сверхзадачей, которую ставил перед коллективом Э. Д. Днепров, было определение механизмов перестройки общего среднего образования, чтобы сама перестройка имела необратимый характер. Формирование нового педагогического мышления основывалось на глубоком исследовании проблем развития системы образования страны, анализе и обобщении опыта становления российской школы и отечественной педагогики. При этом многие революционные идеи брались из истории педагогики. Э. Д. Днепров не только талантливый организатор образования, но крупнейший исследователь, создатель таких новых научных направлений, как педагогическая историография и политическая история отечественного образования, составитель лучшей в нашей стране историко-педагогической библиографии, автор фундаментальных работ по истории отечественного образования XIX — начала XX века. Поэтому ведущие, ключевые идеи Э. Д. Днепрова нужно не только сохранять, но исследовать, изучать, воплощать в жизнь.

Корнетов Г. Б.: Слово предоставляется Михаилу Абрамовичу Лукацкому, эксперту ВАК, д.п.н., проф., чл.-корр. РАО, заведующему

лабораторией теоретической педагогики Института стратегии и теории образования, который расскажет о событиях в ВАК и требованиях Экспертного совета к диссертационным исследованиям по истории педагогики

Лукацкий М. А.: Самое важное событие, определяющее деятельность ВАК, — формирование новой сети диссертационных советов. При создании новой сети советов предпочтение отдают советам объединенным, в том числе по территориальному признаку, например, ВШЭ (Москва) и РГПУ им. А. И. Герцена (СПб). Работа только начинается, но количество советов по окончании оптимизации будет минимальным. Второй этап работы — утверждение нового списка ВАКовских изданий. Каким он будет, какова будет его конфигурация, сказать сейчас очень сложно, но он тоже, видимо, сократится, вероятнее всего, на треть. Прошу обратить внимание на письмо № 13-1621 Департамента аттестации научных и научно-педагогических работников Минобнауки РФ «О формировании Перечня рецензируемых научных изданий» от

13.04.2015 г.

Самым серьезным образом руководство ВАКа проводит экспертизу диссертационных исследований

— критичность отношения к исследованиям только повышается. Наконец, еще одно из важнейших направлений

— ротация членов Экспертного совета, новый состав которого пока не определен.

Теперь несколько слов о том, как члены Экспертного совета рассматривают диссертации. Прежде всего, эксперты обращают внимание на название работы. Если раньше работ с «неуклюжими» названиями было достаточно много, теперь их стало гораздо меньше, однако появилась «другая беда» — содержание диссертационного исследования часто не соответствует корректному, красивому названию работы. В названиях стали появляться новые модные слова, например, редкая тема обходится теперь без понятия «моделирование», а соискатель на собеседовании не может объяснить, что такое «модель», и в работе ничего о моделировании нет. Во многих работах соискатели ученой степени пишут, что были определены, обоснованы организационно-педагогические условия чего-либо, однако на вопрос о том, с помощью какого метода автор сумел определить, насколько хороши те или иные «условия», использовались ли специальные методы, позволяющие их сравнить, — ответов эксперты, как правило, не получают.

Самая серьезная ситуация складывается с обоснованием исследовательских подходов — почти в каждой диссертации есть перечисление всех тех подходов, которые используются в мире, но характеристики этих подходов нет. Кроме того, серьезные вопросы вызывает введение в научно-педагогический оборот ряда понятий или их уточнение. Определение содержания понятия, его объема предполагает знание логики и логических процедур, с которыми наши диссертанты обычно не дружат.

Среди серьезных претензий, предъявляемых к ряду работ, следует выделить описательный характер исследования. Возникает вопрос о том, содержит ли работа собственно научное исследование, а оно по определению есть форма познания, такое целенаправленное и систематические изучение объекта, в котором используются методы и средства исследования данной науки и которое завершается формированием нового знания об изучаемом объекте. На вопрос «...может ли быть описание научным исследованием?» ответа часто нет.

Какого рода есть еще претензии

— претензии к гипотезам. В большинстве случаев гипотезы носят тривиальный очевидный характер. Гипотеза — предвосхищение теоретического результата. И для историко-педагогических исследований ВАК рекомендует формулировать гипотезу как одну из основных методологических характеристик исследования.

Еще один момент: почему в педагогических работах так слабо представлена математическая статистика

— она выражена только в процентном соотношении. Что такое положительная корреляция, отрицательная корреляция, как можно интерпретировать результаты соискатели не знают. Практически все замечания к качеству диссертационных исследований обоснованы, поэтому научным руководителям стоит сделать соответствующие выводы и, прежде всего, самый простой: не стоит браться за руководство диссертационной работой, если она не связана с той исследовательской деятельностью, которую

ты проводишь. Быть научным руководителем — не только тяжкий труд, но и высокая ответственность. И еще одно обстоятельство, на которое обращают внимание эксперты, — заключения диссертационных советов, которые часто дословно повторяют заключения кафедр или текст автореферата. Должны быть оригинальные, объективные заключения, тем более на докторские диссертации.

Статистика свидетельствует: количество защищенных работ и количество работ, которые прошли через Президиум существенно отличается. В 2014 году экспертизу прошло, например, 22 работы по разным психологическим специальностям, а сегодня их 10. По педагогике чуть больше работ — около 60 — но это намного меньше, чем было еще 5—6 лет назад.

Вопрос: Как уйти от описатель-ности диссертационных работ по истории педагогики?

Лукацкий М. А.: Работы по истории педагогики и образования — это особый жанр, диссертации по истории педагогики традиционно лучше, чем работы по другим специальностям. Это реконструкция педагогического прошлого: вопрос в уровне обобщения и выявлении закономерностей в изучаемом процессе снимает проблему описательности, тем более, если данную проблему еще не исследовали, а ключевые понятия в научный оборот не вводили.

Вопрос: В зарубежных исследованиях часто встречается несколько гипотез, как ВАК к этому относится?

Лукацкий М. А.: В нашей научной традиции не формулируется

несколько гипотез, но, с моей точки зрения, научный поиск априори включает вариативность путей достижения цели, поэтому несколько гипотез всегда интересны. Беда гипотез — очевидность положений, которыми они прописаны.

Вопрос: Ваше отношение к диссертациям по персоналиям, по изучению педагогических идей отдельных ученых?

Лукацкий М. А.: Диссертации по персоналиям приветствуются — это работы, требующие глубокого погружения в материал, их очень трудно писать. Как правило, такие диссертации посвящены теоретическим воззрениям, взглядам педагогов, ученых. Однако необходимо помнить, что и в данном жанре исследований тема должна отражать проблему и иметь актуальность.

Корнетов Г. Б.: С вопросами, которые мы сейчас обсуждаем, необходимо знакомить аспирантов с первого года обучения. Подготовка кадров высшей квалификации определяется федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 — Образование и педагогические науки, который вступил в силу 1 сентября 2014 года. По новым требованиям не позднее февраля должна утверждаться тема и определяться руководитель выпускной квалификационной работы, после выполнения ВКР — утверждается тема диссертации. Аспирантура по факту не привязывается к диссертации и в том случае, если аспирант не утвердит тему диссертации, это

никак не повлияет на его обучение в аспирантуре.

Проблема в том, что в аспирантуру по нашему направлению поступает достаточно много молодых людей, имеющих слабое представление о том, что такое педагогика, в чем суть процессов воспитания, обучения. Кроме этого, если учитывать педагогические специальности, мы должны обратить внимание на множественность педагогик: культурно-историческая педагогика, когнитивная педагогика, психоаналитическая педагогика, феноменологическая, герменевтическая. История педагогики имеет разные способы рассмотрения, разные подходы и в зависимости от того, какой подход отбирается, выстраивается и интерпретируется материал.

Философ В. В. Платонов на сайте «Библиотека Гумер» представил сокращенный перевод третьего тома книги Д. Боуэна «История западного образования. Западная Европа эпохи модерна и Новый Свет» — это одна из самых знаменитых истори-ко-педагогических книг на Западе. Платонов, в частности, во введении к книге касается известного вопроса: когда возникает педагогическая наука, считая, что к Я. А. Коменскому это не имеет никакого отношения и наукой данная отрасль знаний становится после введения эксперимента, статистики, т. е. на рубеже XIX—XX вв. С этой точки зрения педагогика оформляется как наука только с возникновением экспериментальной педагогики. К позиции Платонова можно относиться по-

разному, но главное — в методологических основаниях такого подхода, а В. В. Платонов их предъявляет.

В комментариях Б. М. Бим-Бада к двухтомнику Я. А. Коменского другой подход, в соответствии с которым (опираясь на известную статью Жана Пиаже) он пытается доказать, что педагогика как наука начинается с Коменского, т. е. представлена совершенно другая логика рассуждения. Человек, который ориентируется в методологии науки, должен понимать, что раз есть различные точки зрения, разные трактовки, системы понятий, существуют разные методологические подходы, каждый из которых имеет определенный потенциал и границы применения.

Примером тому может служить книга Роджера Смита «История гуманитарного знания», в которой описываются англо-саксонская традиция в науке и научные традиции («гума-нитос») континентальной Европы, России, Германии, которые существенно различаются. На вопрос «Когда возникла педагогика как наука?» соискатель должен представить разные точки зрения и обосновать, почему он выбирает тот или иной подход. И здесь не может быть единственно правильной, уничтожающей все остальное позиции.

Лукацкий М. А.: Еще одну дисциплину я бы рекомендовал как обязательную всем аспирантам и многим докторантам — «Методология науки». Соискатели должны знать, что такое понятие, что такое суждение, какие виды научных суждений бывают, как они могут быть связаны, что

такое объем понятия, его содержание. Но об этом может говорить только специалист, имеющий отношение к логике с учетом того, что уровень логической подготовки студентов чрезвычайно низкий.

Вопрос: Научный руководитель должен задавать принципиальный вопрос: будет ли аспирант защищать диссертацию? Обязательная защита ВКР — это что-то вроде предзащиты диссертации?

корнетов г. Б.: Формально окончание аспирантуры не связано с защитой кандидатской диссертации, при этом в стандарте есть фраза о том, что квалификационная работа выполняется в рамках исследования, которое проводит аспирант. Задача ставится так: максимально приблизить квалификационную работу к диссертации, при этом текст может быть вкладом в содержание диссертации. Эти проблемы можно рассмотреть на страницах наших педагогических периодических изданий, к анализу которых мы сейчас переходим.

В ноябре мы поднимали вопросы, связанные с содержанием журналов. Подходы разные. А. А. Романов старается выстроить статьи каждого номера в связи с какой-либо проблемой, персоналией. Он предлагал в связи с тем, что заявлена конференция «Педагогика заботы о себе», сделать подборку таких материалов. Но эта тема весьма сложная, для начала надо прочесть «Герменевтику субъекта» Мишеля Фуко. Как организовать обсуждение на страницах журналов этих проблем?

Иолякова М. А.:

Небезынтересным может быть обращение к опыту наших зарубежных коллег. Подобный материал, представлен итальянскими журналами; в частности, международный журнал «Topologik» включает три группы специальностей, а антропологические проблемы воспитания рассматриваются в группе философских статей. Весь 2014 год доминирующая проблематика журнала определялась идеей «заботы о себе». С нашей точки зрения, этот сюжет связан с определенной закономерностью: чем серьезнее личностные, профессиональные, социальные проблемы, тем больше людей уходят в экзистенциальный мир, в мир утопий. В большинстве статей авторы ссылаются на Хайдеггера, Фуко, которые исследуют «вечные» проблемы человека, связанные с поиском «Я» в меняющемся мире.

Корнетов Г. Б.: У нас завязалось тесное сотрудничество с итальянским журналом «History of Education & Children's Literature», он издается в Италии, но на английском языке. Первый номер журнала «History of Education & Children's Literature» вышел в 2006 году. Издаваемый Исследовательским Университетом Мачераты (главный редактор Роберто Сани) журнал возник из идеи, длительное время вынашиваемой большой группой историков образования и детской литературы из Италии и других европейских и не только европейских стран. Этот проект состоял в том, чтобы создать тематическое периоди-

ческое издание международного значения, открытое для сотрудничества с учеными и исследователями из разных стран и сосредоточенное на исследованиях по истории образования, школьных и образовательных учреждений и систем, детской литературы и изданий для детей и молодежи, школьных учебников, педагогической мысли и образовательных теорий. Журнал «History of Education & Children's Literature» входит в группу тематических научных журналов, которая на международном уровне уже представлена названиями необычайной значимости: достаточно упомянуть, ограничиваясь европейским континентом, о Pedagógica Histórica, International Journal of the History of Education, Historia de la Educa^n, Revista interuniversitaria, Histoire de l'Hducation, издаваемым Парижским Национальным инсти-тутотм Педагогических наук (Institut National de la Recherche Pйdagogique — Paris (INRP)), не говоря уже о богатом спектре специализированных журналов, издаваемых в Соединенных Штатах, Канаде, Аргентине и различных странах Среднего и Дальнего Востока.

Итальянские коллеги стали работать над созданием библиографии современной историко-педагогической литературы и таким образом вышли на нашу конференцию и «Историко-педагогический журнал» как профильное издание. Библиография 2011—2012 года представлена в электронной версии, а библиография 2013 г. уже оформлена отдельным томом, который включает и наши статьи с аннотациями. Таким образом, мы

присутствуем в международной библиографии.

Уткин А. В.: Во многом продуктивность исследовательской деятельности ученого и оценка результативности научных изданий связывается последние годы с регистрацией в национальной библиографической базе данных научного цитирования (РИНЦ), аккумулирующей более 7 миллионов публикаций российских авторов, а также информацию о цитировании этих публикаций из более 4500 российских журналов. Она предназначена не только для оперативного обеспечения научных исследований актуальной справочно-библиографической информацией, но является также мощным аналитическим инструментом, позволяющим осуществлять оценку результативности и эффективности деятельности научно-исследовательских организаций, ученых, уровень научных журналов и т. д.

В основе системы лежит библиографическая реферативная база данных, в которой индексируются статьи в российских научных журналах. Для всех российских журналов в РИНЦ рассчитывается как классический импакт-фактор, который широко используется во всем мире для оценки уровня научных журналов, так и более сложные библиометрические показатели, учитывающие целый ряд дополнительных факторов, влияющих на величину импакт-фактора, и позволяющие скорректировать это влияние.

Все номера «Историко-педагоги-ческого журнала» зарегистрированы

в РИНЦ, представлены в полнотекстовом виде на платформе eLIBRARY. RU, в том числе в открытом доступе, что позволяет в большинстве случае ознакомиться и с текстом оцениваемой публикации.

За четыре года существования «Историко-педагогического журнала» опубликовано 269 статей, среднее число статей в выпуске — 18, но суммарное число цитирований журнала неоправданно низкое — 31, несмотря на то что в журнале печатаются статьи ведущих в России ученых-исследователей истории педагогики и образования. Журнал рассылается по крупнейшим библиотекам страны и ведущим педагогическим вузам. Цель подобных изданий — объединение научного сообщества в решении исследовательских проблем, расширение пространства историко-педагогических исследований, презентация и представление лучшего опыта научных школ и ведущих ученых. В данном контексте наше дружное, творческое, профессионально сильное сообщество историков педагогики вне тренда современных требований, так как в РИНЦ учитывается самоцитирование и цитирование соавторами, возраст публикации, число соавторов, авторитетность ссылок (кто процитировал) и т. д.

Идеи развития журнала связаны с дальнейшим совершенствованием сайта издания, выпуском тематических номеров (например, по опыту работы семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики»; специальный выпуск статей аспирантов и т. д.).

Лукацкий М. А.: Профильных журналов фактически не будет, если

учитывать рекомендацию президиума ВАК о включении в Перечень рецензируемых научных изданий не более чем по трем отраслям науки, при этом в совокупности — не более чем по пяти группам специальностей в соответствии с Номенклатурой специальностей научных работников. История философии, история социологии, гражданская история, культурология и педагогика — это возможное поле исследований, включающих истори-ко-педагогическое знание.

Романов А. А.: В этом году научно-методическому журналу

«Психолого-педагогический поиск» ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет им С. А. Есенина» исполнилось 10 лет. За годы существования в журнале опубликовано около шестисот статей. Журнал входит в Перечень российских рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук. Журнал выходит 4 раза в год, среднее количество статей в журнале — 18. Пятилетний импакт-фактор 0,8. Количество ссылок превысило количество статей. Журнал не только по названию, но и по существу находится в постоянном поиске и развитии. Увеличивается число авторов, сегодня оно приближается к тремстам (и из них каждый третий — доктор наук или академик, именно им принадлежит авторство большинства работ). Расширяется география городов (сейчас их более 50), региональных вузов и образовательных учреждений (более 80), в которых работают наши авто-

ры — преподаватели вузов, учителя школ, педагоги систем дошкольного и дополнительного образования, государственные деятели. Из них многие являются заслуженными деятелями науки РФ, заслуженными работниками высшей школы РФ, заслуженными учителями РФ, членами Российской академии образования, Российской академии медицинских наук, Академии педагогических и социальных наук, Международной академии наук педагогического образования, Международной академии информатизации и других академий. Читателями журнала являются представители практически всех федеральных округов страны. С нами сотрудничают педагоги и психологи Белоруссии, Казахстана, Украины, Польши, Германии. Список будет расширяться.

В постоянных рубриках журнала обсуждаются проблемы философии образования, методологии историко-педагогического познания, методологии развития личности, стратегии развития образования, культуры профессиональной подготовки специалиста, специальной психологии и коррек-ционной педагогики, педагогической и психологической наук и практики. Осуществляется знакомство с международным опытом психолого-педагогических исследований, мировым и отечественным историко-педагогичес-ким наследием и др.

Шевелев А. Н.: Журнал «Непрерывное образование» издается Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогичес-

кого образования с марта 2012 года. Традиционные рубрики журнала: «Теоретико-методологические проблемы современного образования», «Научные исследования образовательной практики», «От семейного к постдипломному образованию», «Воспитание и социализация человека», «Зарубежный опыт развития образовательных систем». Есть постоянная рубрика «Из истории педагогических идей и воззрений». Подготовлены документы о включении журнала в Перечень рецензируемых научных изданий. Вместе с тем, думаю, не столь важен вопрос о ВАКовском статусе. Например, «Историко-педагогичес -кий журнал» — специализированное издание, которого не было в дореволюционной и постсоветской России, и он играет большую роль для исто-рико-педагогической корпорации, аспирантов. Стоит развивать идею аспирантских статей: мы должны иметь базу данных по руководителям и тематике. Было бы очень интересно знать, чем занимаются аспиранты у коллег по регионам. Можно было бы сформировать определенный заказ в рамках историко-педагогической проблематики на выполнение актуальных интересных исследований, чтобы статьи выполнялись с определенным исследовательским акцентом. Нужна не просто статья по диссертации, но статья-исследование, актуальное для сообщества историков педагогики в целом.

Корнетов Г. Б.: Тексты, которые пишутся, как правило, «ложатся» в диссертацию, так как любое методологически грамотное педагогическое

исследование предполагает истори-ко-педагогический анализ проблемы. Этот ракурс показывает, насколько история педагогики может быть полезна для педагогики вообще, ведь зачастую соискатель ученой степени не догадывается, что некая проблема в истории образования и педагогики имела много решений, часто взаимоисключающих или дополняющих друг друга. Б. М. Бим-Бад подчеркивает, что история педагогики дает достоверное педагогическое знание, только опираясь на историю педагогики, мы можем сориентироваться во всем многообразии фактов, процессов, явлений педагогической действительности. Актуальность историко-педа-гогического знания резко возрастает и потому, что растет количество переводов педагогических работ наших зарубежных коллег. Для их правильной оценки, интерпретации, анализа необходима методологическая грамотность, включающая историко-пе-дагогический компонент. В АСОУ преподается курс «Философия и история науки», в котором есть модуль «История педагогических учений». По этому модулю пишется реферат и пишется не всегда в логике диссертационного исследования. Например, по определенному алгоритму проводится анализ педагогического опыта конкретного педагога и по схеме пишется реферат по персоналии. На основе такого реферата готовится научная статья. Пример тому, работа аспиранток I курса АСОУ Е. В. Ноздряковой «Педагогическое наследие А. Н. Тубельского», Е. В. Даниловой «Педагогические идеи

Карла Роджерса», которые сегодня присутствуют на нашей встрече.

Рогачева Е. Ю.: В качестве заместителя главного редактора серии «Педагогические и психологические науки» я представляю научно-методический журнал «Вестник Владимирского государственно-

го университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», который публикует результаты теоретических и прикладных исследований по актуальным проблемам педагогики и образования, психологии, социальной работы.

Издание включено в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.

Цель журнала — представить основные научные школы российской педагогической науки на уровне страны, региона и города, а также консолидировать усилия ученых для решения актуальных научных проблем в области фундаментальных и прикладных исследований; предоставление читателям достоверной информации, посвященной актуальным и перспективным научным разработкам по различным аспектам инновационного образования, имеющим теоретическую и практическую ценность в реальных условиях развития российских, а также международных исследований в области педагогики, психологии и образования.

Редакционная коллегия, осуществляющая экспертизу научных

статей, состоит из ведущих ученых Владимирского государственно-

го университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, а также представителей ведущих российских научных школ в области педагогики и психологии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Корнетов Г. Б.: Уважаемые коллеги (и, прежде всего, редакторы журналов) в заключение нашей работы прошу обратить внимание на интереснейшее и редкое исследование доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета Оксаны Анатольевны Косиновой. Выполнена большая работа по источниковедению

русского педагогического зарубежья, сама книга — результат пятилетней работы в архивах и библиотеках будет представлена на нашей конференции в формате справочного историко-педа-гогического издания.

Дорогие друзья! Благодарю вас за активное участие в Форуме. Надеюсь на встречу на одиннадцатой международной научной конференции «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: педагогические направления в теории и практике образования», которая состоится 19 ноября 2015 года. Напоминаю, что материалы необходимо выслать до середины июля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.