Научная статья на тему 'Историко-педагогический контекст как пространство рефлексии проблем современного образования'

Историко-педагогический контекст как пространство рефлексии проблем современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / КОНТЕКСТ И КОНТЕКСТУАЛЬНОСТЬ / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ / HISTORICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH / CONTEXT AND CONTEXTUALITY / HISTORICAL AND PEDAGOGICAL CONTEXT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уткин Анатолий Валерьевич

Использование метода контент-анализа при изучении текстов научных статей, представленных в «Историко-педагогическом журнале» в их социально-педагогическом и историко-педагогическим контексте, позволило выявить общие тенденции, связанные с подходами к решению насущных проблем современного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уткин Анатолий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL CONTEXT AS THE SPACE OF REFLECTION OF MODERN EDUCATION PROBLEMS

The usage of content analysis in the study of the texts of scientific articles presented in «Historical and pedagogical journal» in the socio-pedagogical and historical and pedagogical context revealed general trends in approaches to solving the urgent problems of modern education.

Текст научной работы на тему «Историко-педагогический контекст как пространство рефлексии проблем современного образования»

Колонка редактора

А. В. Уткин д-р пед. наук, доцент

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ КАК ПРОСТРАНСТВО РЕФЛЕКСИИ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 001.8:37 ББК 74в

Использование метода контент-анализа при изучении текстов научных статей, представленных в «Историко-педагогическом журнале» в их социально-педагогическом и историко-педагогическим контексте, позволило выявить общие тенденции, связанные с подходами к решению насущных проблем современного образования.

Ключевые слова: историко-педагогические исследования; контекст и контекстуальность; историко-педагогический контекст.

А. V. Utkin

Historical and pedagogical context

as the space of reflection of modern education problems

The usage of content analysis in the study of the texts of scientific articles presented in «Historical and pedagogical journal» in the socio-pedagogical and historical and pedagogical context revealed general trends in approaches to solving the urgent problems of modern education.

Key words: historical and pedagogical research; context and contextuality; historical and pedagogical context.

Движение в прошлое от какой-то точки, которая становится для исследователя условным настоящим, имеет смысл, если прошлое и настоящее сопрягаются как минимум в двух направлениях. Для историко-педагогических исследований это отражается, с одной стороны, в стремлении установить дистанцию между прошлым и настоящим, показать, чем государственно-политическое устройство, ментальность и культура общества, функционирование систем образова-

ния и транслируемых в них ценностей прошлого отличаются от настоящего. С другой стороны, сам интерес к прошлому продиктован желанием понять его и тем самым приблизить к современности, сомкнуть прошлое с настоящим или, во всяком случае, включить его в культуру настоящего.

Историко-генетическая реконструкция, объяснение и понимание педагогического прошлого (объектов, процессов, событий, сюжетов) предполагает по возможности полный охват и систематизацию источников, относящихся к изучаемому периоду, критический анализ всей совокупности фактов. Вместе с тем, каждый исследователь с помощью логики и интуиции создает свой, отличный от современного, мир. Мы полностью согласны с мнением Г. Б. Корнетова, считающего, что историко-педагогическое знание в широком смысле — субъективный образ педагогической реальности прошлого, выраженный в понятиях и представлениях.

Являясь наукой педагогической, история педагогики предстает логически и функционально, как наука историческая, так как рассматривает педагогические феномены прошлого в процессе их генезиса, эволюции. С точки зрения Б. М. Бим-Бада, ни один педагогический феномен непонятен, если не поместить его в контекст развития всей системы, в эволюционный процесс, частичку которых этот феномен составляет; функционирование любого образовательного феномена прошлого обусловлено рядом детерминант, или контекстом.

В философском понимании контекст — это среда, в которой существует объект, поэтому контекст можно рассматривать и как совокупность социально-исторических и культурных условий, которые позволяют уточнить смысловое значение результатов деятельности человека, и как совокупность различных факторов, необходимых для понимания, объяснения какого-либо явления действительности.

С формальной точки зрения, контекст представляет собой определенную систему отсчета, некое пространство имен и событий, которое фиксируется в научных текстах. В этой связи следует отметить важнейшую особенность научных текстов, а именно: для отдельного научного текста контекстом является корпус других научных текстов, исследующих данную проблематику. Так, В. К. Пичугина, рассматривая лингвистический и исторический аспекты дискурса в педагогике, отмечает, что авторы педагогических концепций — в рамках тех или иных теорий — являются создателями не только своих книг, «они создают нечто большее: возможность и правило образования других текстов»1. Л. С. Выготский в свое время отмечал: «...слово приобретает свой смысл только во фразе, сама фраза приобретает смысл только в контексте абзаца, абзац — в контексте книги, книга — в контексте всего творчества автора»2. Опираться на контекст — значит придерживаться установившегося, принятого

1 Пичугина В. К. Дискурс в педагогике: лингвистический и исторический аспекты // Ис-торико-педагогический журнал. 2012. № 4. С. 76-86. С. 79.

2 Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. М.: Лабиринт, 1999. 352 с. С. 68.

в профессиональном сообществе уровня абстракции и использовать понятия заданного в нем семантического поля. В научных сообществах принято считать, что контекст — самый распространенный способ устранить многозначность.

Качественной характеристикой историко-педагогических исследований является контекстуальность (обусловленность контекстом). Так, например, при изучении педагогических идей в культурном и социальном контексте, в котором они «возникали, развивались, транслировались, взаимодействовали, видоизменялись или прерывались, огромную роль играют: антропологический контекст, задающий понимание роли и места образования в онтогенезе человека; религиозный контекст, влияющий на образовательные идеалы различных эпох и культур; политический контекст, задающий понимание политической функции государства; экономический контекст, задающий рассмотрение образования как производительной силы общества, как важнейшего механизма воспроизводства рабочей силы и т. д.»1.

Строя новую школу — инновационную в технологическом отношении, новаторскую, носящую глубоко гуманистической характер по отношению к участникам педагогического процесса, необходимо помнить величайшее культурное наследие, которое содержится в работах многих поколений зарубежных и отечественных педагогов. Можно сказать, что в этом наследии нет ни одной прогрессивной идеи, которая не вошла бы в систему современной педагогики. Историко-педагогическое знание является основой формирования современной педагогической культуры и у студентов — будущих работников системы образования2.

Современные педагогические проблемы могут быть объяснены лишь через «восхождение» к истории педагогики, обладающей не только безусловной самоценностью, но и заключающей в себе огромный эвристический и прогностический потенциал при решении актуальных проблем теории и практики образования.

Аргументом, подтверждающим данное положение, являются результаты контент-анализа статей, опубликованных в национальном специализированном издании «Историко-педагогический журнал», миссия которого — не только изучение и популяризация педагогической культуры прошлого, но и осмысление с исторических позиций теории и практики современного образования.

За годы существования журнала в нем опубликовано более 400 статей. Среди авторов журнала, представляющих более 50 городов, преподаватели 67 российских вузов, крупнейшие ученые, теоретики и практики образования, исследования которых во многом определяют векторы развития образования страны; учителя школ и педагоги системы дополнительного образования; государственные служащие; исследователи Украины, Белоруссии, Эстонии, США.

1 Корнетов Г. Б. Педагогические идеи и учения в истории педагогики // Историко-педа-гогический журнал, 2015. № 2. С. 44-68. С. 49.

2 Уткин А. В. Год российской истории // Историко-педагогический журнал. 2012. № 1. С.7-11. С. 10.

Использование контент-анализа как вспомогательного метода позволило изучить тексты научных статей, представленных в «Историко-педагогическом журнале» в их социально-педагогическом и историко-педагогическим контексте, выявить общие тенденции, связанные с подходами к решению насущных проблем современного образования.

Изучаемые признаки текстов (содержание проблемы, причины ее возникновения, проблемообразующий субъект(ы), степень актуальности проблемы, пути ее решения и др.) рассматривались нами как:

— определенным образом организованная совокупность ключевых понятий историке-педагогических исследований, среди которых можно назвать такие, как образование (педагогическое образование, модели образования, образование как ценность и др.); ценности; традиции; педагогические идеи; педагогическое движение; педагогические новации и др. Напр.: «Педагогические феномены учительства и ученичества в доиндустриальных обществах» (Безрогое В. Г., ИПЖ, 2011, № 3); «Миссия учителя в контексте идей христианской педагогики» (Загрекова Л. В. ИПЖ, 2012, № 2); «Генезис понятий «человек», «личность», «индивидуальность», «социальность», «общество» в отечественной педагогике (1880—1930-е гг.)» (Семенова Н. В., ИПЖ, 2012, № 4); «Национально-исторический контекст категории «образование» (Уманская М. В. ИПЖ, 2013, № 2); «История русского образования в контексте языческих и православных традиций» (Колпачев В. В., Петригина В. А., ИПЖ, 2011, № 1); «Русь изначальная: истоки отечественных образовательных традиций» (Смирнов В. И., ИПЖ, 2014, № 1) и др.;

— методологическое пространство, отражающее историко-генетичес-кие аспекты современной педагогической проблематики — «Некоторые неисследованные и малоисследованные проблемы педагогики и образования дореволюционной России» (Днепров Э. Д., ИПЖ, 2013, № 4; ИПЖ, 2014, № 1—4); «Этнокультурный генезис педагогических практик» (Бим-Бад Б. М., ИПЖ, 2011, № 3); «Педагогические идеи и учения в истории педагогики» (Корнетов Г. Б., ИПЖ, 2015, № 2); «От первобытного воспитания к гуманистическому образованию (к 300-летию Ж.-Ж. Руссо)» (Корнетов Г. Б., ИПЖ, 2012, № 2); «Историко-педагогическая ретроспектива педагогической реальности: антропологичность, дискурсивность, эпистемологичность» (Пичугина В. К. ИПЖ, 2012, № 4); «История педагогики как поле методологических детерминант историко-педагогического исследования» (Бобрышов С. В., ИПЖ, 2013, № 2); «Методологические проблемы историографии взаимоотношения Российской власти и общества в вопросах общего образования в XIX — нач. XX вв.» (Козлова Г. Н., Овчинников А. В., ИПЖ, 2014, № 4); «Методология историко-педагогического прогнозирования развития непрерывного педагогического образования» (Шевелев А. Н., ИПЖ, 2015, № 1); «Становление педагогического знания в контексте педагогического наследия прошлого» (Лукацкий М. А., ИПЖ, 2016, № 2) и др.;

— сфера генерации педагогических идей и опыта творческой деятельности крупнейших философов, организаторов, практиков и исследователей образования. Среди них: «А. С. Макаренко: марксизм и советский воспитательный проект 1920—1930-х годов» (Новиков С. Г. ИПЖ, 2011, № 1); «Гуманистический проект С. Т. Шацкого : к 100-летию со дня основания колонии «Бодрая жизнь» (Романов А. А. ИПЖ, 2011, № 2); «Теоретические основания педагогики С. Френе в социокультурном и историко-педагогическом контексте» (Барышникова О. М., ИПЖ, 2016, № 3) «Герберт Спенсер: воспитание методом естественных последствий»; (Астафьева Е. Н., ИПЖ, 2011, № 3); «Становление и развитие Монтессори-педагогики в Беларуси» (Стражинская Н. С., Тукач В. П., ИПЖ 2014, № 3)» «Философия образования Джона Дьюи в Нидерландах» (Рогачева Е. Ю. ИПЖ, 2014, № 4) и др.;

— презентация событий и фактов, изучение которых восполняет пробелы в историко-педагогическом знании, напр.: «Историко-педагогические воззрения Мишеля Фуко» (Савин М. В., ИПЖ, 2012, № 3); « История становления системы дополнительного образования детей в России: начало пути» (Каргина 3. А., ИПЖ, 2012, № 4); «Общеобразовательные реформы и математическое образование в средней школе России в начале XX века» (Павлидис В. Д., ИПЖ, 2013, №4); «Этико-педагогические представления о добродетельной жизни в отечественной нравоучительной литературе XVIII — первой половине XIX в.» (Макаров М. И., ИПЖ, 2014, № 2); «Российское училищное чиновничество в XIX в.» (Сахарова Л. Г., Слотин В. Е., ИПЖ, 2014, № 3); «Просветительская деятельность священников-подвижников Вятско-Камского региона Стефана Пермского и Трифона Вятского» (Помелов В. Б., ИПЖ, 2016, № 2) и др.;

— демонстрация смыслов профессионально-педагогической деятельности, отражающих на ментальном уровне мировоззренческие установки исследователя: «Современные проблемы ментального воспитания в свете педагогических идей К. Д. Ушинского» (Чапаев Н. К., Верещагина И. П., ИПЖ, 2012, № 1); «Механизм распространения педагогической традиции» (Юдина Н. П. ИПЖ, 2012, № 1); «Особенности духовно-нравственно-го становления личности в педагогике Рудольфа Штайнера» (Донгаузер Е. В., ИПЖ, 2012, № 4); «Педагогическая система Н. В. Кузьминой и педагогическое мастерство И. А. Зязюна: соотношение понятий и структур» (Остапенко А. А., ИПЖ, 2012, № 4); «Педагогические воззрения Л. Н. Толстого» (Лукацкий М. А., ИПЖ, 2013, № 3); «Осмысление проблемы учителя в советской педагогике 1918—1929 гг.» (Салов А. И. ИПЖ 2014, № 2); «Современный контекст педагогических взглядов Н. И. Пирогова» (Павлова Н. П., ИПЖ, 2014, № 4); «Актуализация педагогических идей К. Д. Ушинского в канун Великой Отечественной войны 1941-1945» (Заварзина Л. Э. ИПЖ, 2015, № 1) и др.

Обработка больших текстовых массивов, представленных в статьях 16 рубрик журнала, предоставляет возможность: во-первых, выявлять тенденции изменения взглядов, позиции путем сопоставления текстов одного автора (или ряда авторов — представителей одного направления), относящихся к разным периодам времени; во-вторых, выявлять различия, характеризующие содержание текстов, принадлежащих разным авторам (или авторам — последователям различных школ) путем сопоставления этих текстов.

Вместе с тем, отчетливо выражена общая закономерность авторского контента, — как результата историко-педагогического исследования, представленного научным текстом в журнале — его направленность на возможные, альтернативные пути решения насущных педагогических проблем.

2017 год богат знаменательными для истории нашей страны событиями. Одно из них — столетие Октябрьской революции 1917 года, крупнейшего политического события XX века, повлиявшего на дальнейший ход всемирной истории. С советским периодом связана целая эпоха в развитии и становлении отечественной педагогики. Педагогический потенциал советской педагогики огромен, и сегодня настало время — без идеологической истерии и манипуляций историческими фактами — в грамотной, корректной, взвешенной оценке тех идей, которые возвращаются в практику современного образования новыми моделями, методиками, организационными формами, видами деятельности. Среди них: возрождение российского движения школьников; воспитательная работа как системообразующий фактор деятельности современной школы; юнармейское движение и военно-патриотические конкурсы; трудовое воспитание, профориентация и организация взаимодействия с базовыми предприятиями и др.

Изучение богатейшего отечественного педагогического опыта советского периода в глобальном историко-педагогическом контексте развития образования и педагогической мысли XX столетия, определение границ его применения в современных условиях; уточнение специфики рождения и особенностей реализации образовательных феноменов советского прошлого в историко-ге-нетической ретроспективе являются неотъемлемой частью научной рефлексии проблем современного образования.

Список литературы

1. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. / Л. С. Выготский — М. : Лабиринт, 1999. - 352 с.

2. Корнетов, Г. Б. Педагогические идеи и учения в истории педагогики / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. — 2015. — № 2. — С. 44—68.

3. Пичугина, В. К. Дискурс в педагогике: лингвистический и исторический аспекты / В. К. Пичугина // Историко-педагогический журнал. — 2012. — № 4. — С. 76-86.

4. Уткин, А. В. Год российской истории / А. В. Уткин // Историко-педагогичес-кий журнал. - 2012. - №1. - С. 7-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.