Колонка редактора
Наука требует всего человека...
¡¿этв (к юбилею шг! григория борисовича j^HKfl КОРНЕТОВА)
УДК 37(032) ББК 74.03(2)6-8
В статье представлен краткий обзор научной биографии Григория Борисовича Корнетова — крупнейшего ученого, профессора, доктора педагогических наук, одного из ведущих российских историков педагогики. Научно-педагогическая и организаторская деятельность Г. Б. Корнетова, во многом определяя развитие истории педагогики как области научно-педагогического знания, является важнейшим фактором объединения современного российского историко-педагогического сообщества.
Ключевые слова: Г. Б. Корнетов; научная биография; Международная конференция «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия»; Национальный форум российских историков педагогики.
A. V. Utkin
Science requires all only the human...
(TO THE ANNIVERSARY OF GRIGORY BORISOVICH KORNETOV)
The article presents a brief review of the scientific biography of Grigory Borisovich Kornetov. He is the largest scientist, professor, doctor of pedagogical sciences, one of the leading Russian historians pedagogies. Scientific, pedagogical and organizational activity of G. B. Kornetov is largely determines the development of the history of pedagogy as an area of scientific and pedagogical knowledge, and it is an important factor in the unity of the modern Russian historical and pedagogical community.
Key words: G. B. Kornetov; scientific biography; international conference «Historical and pedagogical knowledge at the beginning of the III Millennium»; National forum of Russian historians of pedagogy.
В переломные эпохи, для которых характерны трансформация ценностей, поиск новых социальных моделей и им сопутствующих педагогических парадигм, особую значимость приобретают вопросы, связанные с определением векторов развития научного знания; обоснованием основных направлений исследований; разработкой новых методологических подходов, концепций, идей; развитием системы взаимосвязи науки и практики, поиском продуктивного соотношения традиций и новаций в системе образования.
С этой точки зрения деятельность крупнейшего российского ученого, одного из ведущих и наиболее авторитетных историков педагогики, автора и руководителя международного проекта «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия», организатора Национального форума российских историков педагогики профессора, доктора педагогических наук Григория Борисовича Корнетова во многом определяет не только развитие истории педагогики как области научно-педагогического знания и компонента содержания педагогического образования, но служит важнейшим фактором интеграции и развития российского историко-педагогического сообщества.
Сегодня Международная конференция и Национальный форум представляют собой ярко выраженную научную составляющую современного отечественного общественно-педагогического движения, способствуя взаимодействию, сотрудничеству, обмену информацией и объединению усилий в деле исследования историко-педагогических проблем, их презентации; распространению и популяризации результатов, повышению качества ис-торико-педагогических исследований и эффективности их использования в практической педагогической деятельности.
Вся многогранная деятельность Г. Б. Корнетова как ученого и педагога является примером служения Российской науке и образованию, а незаурядные личные качества, интеллект, неиссякаемая энергия снискали Григорию Борисовичу огромный авторитет среди коллег и учеников.
Закончив в 1981 г. исторический факультет Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина, Г. Б. Корнетов идет работать в школу, а в 1983 году становится младшим научным сотрудником лаборатории истории зарубежной педагогики Научно-исследовательского института общей педагогики Академии педагогических наук СССР, где в 1988 г. под руководством кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника Б. М. Бим-Бада, защищает диссертацию «Становление и развитие воспитания в доклассовом обществе».
В те годы лабораторию истории зарубежной педагогики возглавляет Кадрия Исмаиловна Салимова, автор цикла трудов по истории всемирной педагогики, посвятившая большую часть своей жизни изучению педагогического наследия Востока. Издаваемые этой лабораторией в 1980—1990-е годы труды по истории зарубежной педагогики, а также участие членов лабора-
тории в таких фундаментальных для отечественной историко-педагогической науки изданиях, как экспериментальное учебное пособие «Очерки истории школы и педагогики за рубежом», «Антология педагогической мысли», «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в.», во многом определили высокий уровень методологической культуры и качество проводимых Г. Б. Корнетовым исследований. Заметным событием для научного сообщества становятся изданные в 1990-е годы работы Г. Б. Корнетова «Становление воспитания как общественного явления» (1992), «Гуманистическое образование: традиции и перспективы» (1993), «Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса» (1994), «Всемирная история педагогики» (1994). Последняя, как отмечает Е. Н. Астафьева, стала первым постсоветским отечественным пособием по истории педагогики, в котором развитие всемирного историко-педагогического процесса было последовательно изложено с точки зрения концепции цивилизационного подхода, что позволило сделать акцент не на сумме знаний, которую студенты должны усвоить, а на обобщающей теоретической схеме, которую каждый студент мог детализировать в процессе обучения, обращаясь к источникам и литературе в процессе самостоятельной работы1. В этом же году состоялась защита докторской диссертации «Развитие историко-педагогического процесса в контексте цивилизационного подхода». С точки зрения А. А. Романова, «событие имело не только значимый, но и знаменательный характер: 36-летний Г. Б. Корнетов оказался в числе старейшин советской педагогики и руководителей вузов, которым в то время разрешено было защищать докторские
2
диссертации на основе научного доклада» .
Отдельной страницей научной биографии стали чрезвычайно плодотворные годы работы Григория Борисовича в качестве проректора Открытого университета, где собрались блистательные историки педагогики во главе с Борисом Михайловичем Бим-Бадом — в то время ректором УРАО. Вспоминая деятельность Открытого Университета, ставшего уникальной интеллектуальной площадкой всей страны и встречи с Г. Б. Корнетовым, профессор, доктор педагогических наук Е. Ю. Рогачева, отмечает, что инициируемые Борисом Михайловичем и Григорием Борисовичем оригинальные проекты стали поистине инновационными, а учебники, учебные пособия и труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета Российской академии образования стали чрезвычайно востребованными педагогической аудиторией.
1 Астафьева, Е. Н. Первое постсоветское отечественное пособие по истории педагогики // Историко-педагогический журнал. 2013. № 2. С. 176-188.
2 Романов, А. А. 100 книг Григория Корнетова: поиск и подход к предмету исследования // Психолого-педагогический поиск. 2018. № 1. С. 43-55. С. 51.
Среди самых известных работ Г. Б. Корнетова этого периода: учебные пособия «Педагогические парадигмы базовых моделей образования» (2001) и «Западная педагогика XVII—XVIII вв.» (2002), «История педагогики: введение в курс «История и образования и педагогической мысли» (2002), пособие «Общая педагогика» (2003), в котором анализ проблем образования осуществляется на основе единства исторического и теоретического осмысления педагогических феноменов1. Г. Б. Корнетовым рассматриваются особенности педагогической интерпретации образования, анализируются универсальные педагогические парадигмы базовых моделей образования, раскрывается сущность парадигм педагогики авторитета, манипуляции и поддержки. Стиль пособия — живой и интересный, так как текст построен по принципу диалога между педагогами прошлого и настоящего вокруг вечных вопросов обучения и воспитания. Каждая глава пособия включает фрагменты классических педагогических текстов, которые служат материалом для обсуждения.
В 2003 году Григорий Борисович разрабатывает и публикует учебно-методический комплекс, состоящий из книг «Педагогика: Теория и история» и «Педагогика: Учебное пособие». В первой книге на основе синтеза теоретического и исторического осмысления педагогических явлений прошлого и настоящего автор рассматривает становление педагогики как отрасли научного знания, эвристические функции истории педагогики, феномен образования и особенности его педагогической интерпретации, антропологический контекст изучения всемирного историко-педагогического процесса и цивилизационный подход к его исследованию, парадигмы педагогики авторитета, манипуляции и поддержки, а также постмодернистские перспективы развития педагогики. Структура учебного пособия представлена тремя модулями, каждый из которых содержит программу, методические рекомендации, материалы для самостоятельного изучения, материалы для
обсуждения (фрагменты классических произведений), вопросы и задания,
2
список литературы .
1 Корнетов Г. Б. Педагогические парадигмы базовых моделей образования: Учеб. пособие. М.: Изд-во УРАО, 2001. 121 с.; Теория и история педагогики, педагогическая антропология : сб. ст. / гл. ред. Г. Б. Корнетов. М.: Изд-во УРАО, 2001. 197 с. (Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии / Унт Рос. Акад. образования; вып. 8); Корнетов Г. Б. Западная педагогика XVII-XVIII вв.: Учебное пособие к курсу «История образования и педагогической мысли». М.: УРАО, 2002. 108 с. (Труды кафедры педагогики, истории образования педагогической антропологии Университета РАО: Выпуск 19); Корнетов Г. Б. История педагогики: Введение в курс «История образования и педагогической мысли» М.: УРАО, 2002. 268 с.; Корнетов Г. Б. Общая педагогика. М.: УРАО, 2003. 192 с.; Корнетов Г. Б. История педагогики. Введение в курс «История образования и педагогической мысли». М.: УРАО, 2003. 296 с.
2 Корнетов Г. Б. Педагогика. Теория и история. М.: УРАО, 2003. 296 с. (Серия: Педагогическое знание); Корнетов Г. Б. Педагогика: Учебное пособие. М.: УРАО, 2003. 184 с.
Живой интерес у читательской аудитории вызывает пособие Г. Б. Корнетова «От первобытного воспитания к гуманитарному образованию», в котором рассматриваются сущность и эволюция воспитания в первобытном обществе, педагогика народов древнего и средневекового Востока, педагогическое наследие Европы в Средние века, эпоха Возрождения и Реформации, становление и сущность педагогики свободного воспитания, идеи М. Монтессори и Д. Дьюи, генезис традиций российской педагогики и развитие отечественного образования1.
В мае 2005 г. Фонд «Новая Евразия» при поддержке Фонда Ч. С. Мотта начал реализацию проекта «Общественно-активные школы России: объединяем усилия», призванного способствовать гражданскому воспитанию детей и молодежи, росту гражданской активности на уровне местных сообществ путем развития движения общественно-активных школ и создания устойчивой системы их сетевого взаимодействия. В рамках проекта было принято решение начать издание «Библиотеки демократического образования», одной из важнейших задач которой стала задача развития и пропаганды идеологии общественно-активных школ и популяризация зарубежных и российских традиций демократически ориентированного образования.
Хрестоматия «Общественно-активные школы: образование ребенка как субъекта демократии»2 редактором-составителем которой стал Г. Б. Корнетов, открыла серию «Библиотека демократического образования». Содержание Хрестоматии включало две части. В первой части «Ребенок — образование —демократия: взгляд Д. Дьюи» содержались материалы, которые позволяют сформировать понимание модели ОАШ, ее места и роли в демократизации общества и развитии ребенка в том виде, как ее обосновал великий реформатор образования в конце XIX — первой половине ХХ столетия. Во второй части «Ребенок — образование — демократия: современный взгляд» содержатся материалы отечественных и зарубежных авторов, затрагиваются различные аспекты демократизации школы, как социального института, призванного способствовать становлению субъектов гражданского общества. Г. Б. Корнетов обращает внимание на то, что ОАШ гармонично сочетает в своей деятельности принципы общественно-ориентированного и человекоцентрированного образования.
Эта работа открывает цикл исследований, определивших новое направление творческого поиска ученого. В 2009 г. в «Библиотеке демократического образования» было издано четыре книги Г. Б. Корнетова. В учебном пособии «Становление демократической педагогики: восхождение к общественно-ак-
1 Корнетов Г. Б. От первобытного воспитания к гуманитарному образованию. М.: УРАО, 2003. 216 с.
2 Общественно-активные школы: образование ребенка как субъекта демократии: Хрестоматия / Редактор-составитель Г. Б. Корнетов. Москва - Владимир, 2007. 232 с. (Библиотека демократического образования. Выпуск 1).
1
тивной школе» рассматривается процесс становления демократической педагогики, раскрываются ее сущность и особенности, анализируется феномен общественно-активной школы как практического воплощения демократических педагогических идей. В следующем учебном пособии «Демократическая педагогика для XXI века: перспективы общественно-активных школ»2 анализируются проблемы и противоречия современного образования, в контексте концепции демократической педагогики дается целостная характеристика модели общественно-активной школы, раскрываются ее характер и особенности, анализируется позитивный опыт деятельности таких школ в России.
В книге «Учитель-воспитатель в пространстве демократической педагогики: Подготовка педагога для общественно-активной школы»3 в контексте современных тенденций развития педагогического образования и особенностей его модернизации в России раскрываются особенности подготовки демократического педагога, способного реализовывать идеологию ОАШ в массовой школе. Определяя противоречия и трудности педагогического образования в России, Г. Б. Корнетов рассматривает демократическую педагогику как философию демократического образования и концептуальную основу подготовки педагогических кадров. Феномен общественно-активной школы связывается с новыми требованиями к учителю и развитием компе-тентностного подхода в педагогическом образовании. Ученый убежден, что речь идет не просто о том, что нужно добавить в существующую практику педагогического образования, а о том, какова должна быть сама эта практика, какие направления модернизации подготовки учителей и воспитателей способствуют решению поставленной задачи и требуют последовательной реализации [Там же. С. 5].
В брошюре «Что такое общественно-активная школа?»4 Г. Б. Корнетов отмечает, что потребность в этих книгах определяется необходимостью создания целостной демократически ориентированной педагогической концепции общественно-активных школ, что идея ОАШ доказала свою привлекательность и востребованность для российского общества, предлагая реальный механизм объединения активных, творческих людей, которые ориентированы
1 Корнетов Г. Б. Становление демократической педагогики: восхождение к общественно-активной школе: Учебное пособие. М.-Тверь: Научная книга, 2009. 184 с. (Библиотека демократического образования. Выпуск 2).
2 Корнетов Г. Б. Демократическая педагогика для XXI века: перспективы общественно-активных школ: Учебное пособие. М.-Тверь: Научная книга, 2009. 116 с. (Библиотека демократического образования. Выпуск 3).
3 Корнетов Г. Б. Учитель-воспитатель в пространстве демократической педагогики: Подготовка педагога для общественно-активной школы: Учебное пособие. М.-Тверь: Научная книга, 2009. 64 с. (Библиотека демократического образования. Выпуск 4).
4 Корнетов Г. Б. Что такое общественно-активная школа? М.-Тверь: Научная книга, 2009. 24 с. (Библиотека демократического образования. Выпуск 5).
на идеалы гражданского общества, на демократизацию образования и всех сфер социальной жизни, на превращение школ в просветительские и культурные центры сообществ. Активно обращаясь к историко-педагогическому наследию выдающихся педагогов, Г. Б. Корнетов вновь убедительно доказывает, что «педагогическое прошлое задает координаты, необходимые для ориентации при постижении современных проблем теории и практики образования, позволяет вписать эти проблемы в пространство педагогической культуры, выявить присущие им общие, особенные и единичные характеристики, соотнести с традициями и тенденциями развития педагогического знания и педагогической практики, с различными педагогическими парадигмами, концепциями, системами, методиками и технологиями. Сама возможность идентификации, обобщения, систематизации, интерпретации педагогических феноменов различной степени общности может быть успешно реализована лишь в пространстве всей педагогической культуры, органично соединяющей в себе и прошлое, и настоящее, и продуктивный прогностический взгляд».
5 декабря 2005 г. состоялось торжественное открытие первой (тогда еще никто не знал, что она станет ежегодной традиционной) Всероссийской научной конференции «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: итоги, проблемы, перспективы». С этого момента научная жизнь историко-педагогического сообщества в нашей стране заметно изменилась. Как отмечает бессменный руководитель проекта Г. Б. Корнетов, «в работе Конференции отсутствует формальный официоз и казенщина. В ней принимают участие только и исключительно заинтересованные профессионалы, обсуждающие проблемы, значимые для сообщества историков педагогики». Международная научная конференция «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия» проводится ежегодного уже в течение двенадцати лет кафедрой педагогики Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Академия социального управления».
За эти годы изменился формат конференции, расширился ее издательский потенциал, многие постоянные (и ситуативные) участники конференции «выросли» как ученые и вырастили своих учеников. Конференции, инициированные и проводимые Григорием Борисовичем, стали фактом научной жизни страны и мирового научного сообщества.
Первый сборник Материалов конференции (М., Тверь: АСОУ, 2005) положил начало серии «Историко-педагогическое знание», насчитывающей сегодня более сотни выпусков. Это монографии, сборники материалов конференций, учебно-методические материалы, публикации историко-педагогичес-ких источников, «Историко-педагогический ежегодник» (с 2009 года). По мнению ведущих исследователей истории педагогики и образования, сегодня уже невозможно представить жизнь отечественной педагогики без этих изданий и глубоких содержательных дискуссий на конференциях.
Григорий Борисович не перестает удивлять своей неистощимой энергией, огромной работоспособностью, смелостью научно-педагогических идей, творческим размахом. Неутомимый труженик, автор почти 800 научных работ которые снискали признание в образовательном сообществе, талантливый организатор всегда в гуще событий!
Мы уверены, что особенно приятными для Григория Борисовича станут поздравления от коллег, постоянных участников Международной конференции и Национального форума, авторов серии «Историко-педа-гогическое знание в начале III тысячелетия».
«Не так часто и далеко не каждому встречается на жизненном пути человек, про которого можно с полным правом и определенно сказать: «Да, это мой Учитель»... Немногим так везет, немногим дается счастье встретить человека, владеющего великим искусством легко, просто и органично открыть тайны мастерства, привить вкус, именно вкус к познанию, научному поиску. Это можно назвать по праву педагогическим талантом» (Е. Г. Ильяшенко).
«Григорию Борисовичу Корнетову удалось создать свою школу: найти актуальную историко-педагогическую проблематику, собрать вокруг себя заинтересованных авторов, организовать площадку для научных дискуссий. Уже много лет проходят научные конференции «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия» и Национальный форум российских историков педагогики, выходят многочисленные сборники статей, монографии, учебники; обогащается отечественная ис-торико-педагогическая мысль. Казалось бы, это не под силу одному человеку. Но пример Григория Борисовича, как и других подвижников своего дела, показывает: профессионализм и любовь к своей работе делают желаемое — действительным, запланированное — реальным, интересное одному — полезным для всех!» (О. А. Косинова).
« Григорий Борисович, несмотря на все свои значительные заслуги в науке и образовании, это очень внимательный и интеллигентный человек, для которого все равны — и известный ученый и молодой, прибывший с окраины исследователь.
Поражает, конечно же, формат общения между участниками конференции — высоконаучный, креативный, непринужденный, полемичный и доверительный. И тогда и сейчас, возвращаясь с конференции, ощущаешь новый прилив сил, творческий подъем! Общаясь с Григорием Борисовичем, понимаешь, что главное — сохранять преданность тому делу, которому посвятил свою жизнь. Он яркий тому пример!» (А. М. Аллагулов)
«В наше время немного найдется поистине выдающихся учителей, толковых руководителей и организаторов, талантливых ученых. Все эти качества сочетаются в одном человеке — Григории Борисовиче Корнетове.
Григорий Борисович — человек с пытливым, гибким и критичным умом, тонким чувством юмора и иронии. Эта черта придает ему неповторимый стиль его исследовательской, организаторской и преподавательской деятельности. Всех, кто знаком и сотрудничает с Григорием Борисовичем, поражает широта и глубина его научных интересов.
Григорий Борисович Корнетов — крупнейший специалист в области российской историко-педагогической науки, но главное — он человек с неравнодушным отношением к коллегам, ко всему, что касается педагогической науки и практики образования» (М. И. Макаров)
«В любой области человеческого познания есть ученые, которые благодаря своему творчеству стали образцом истинного служения науке и образованию. Для поздравления с юбилеем Григория Борисовича
Корнетова это, казалось бы на первый взгляд, банальное выражение, как никогда точно.
На протяжении последних десятилетий, которые стали непростым временем для нашей страны, благодаря неустанному творческому труду нашего юбиляра, многим педагогам России дарована радость познания далекого и близкого прошлого своей профессиональной деятельности, что помогает сделать великий труд учителя осмысленным, наполненным любовью к своей профессии» ( А. В. Овчинников)
«У каждого человека бывают моменты, которые делят (в определенных аспектах) его жизнь на «до» и «после». Думается, для интересующихся историей педагогики и педагогикой таким «до и после» стала встреча с Григорием Борисовичем. Масштабность мысли, энциклопедичность знаний, невероятные терпение и такт в научной дискуссии — черты, которые отличают его как человека и ученого. Ясность изложения, способность убеждения, четкость аргументации превращают общение с Григорием Борисовичем в практику научного познания и насыщают добрым настроением и оптимизмом. Ежегодные встречи на Енисейской всегда интересны и желанны, их ждешь как свидания с чем-то новым, неизведанным. они наполняют свежими идеями и огромным оптимизмом, стремлением покорять непокорный «гранит» (М. А. Полякова).
«Наши встречи с Григорием Борисовичем всегда являются для меня «бальзамом на душу», а организуемые с 2005 года Григорием Борисовичем конференции «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия», имеющие с 2013 года международный статус, а также Национальные форумы российских историков педагогики, проводимые с 2013 года стали знаковыми явлениями педагогического сообщества В этом огромная заслуга Григория Борисовича и сотрудников его кафедры.
В этом году первую лекцию на бакалавриате во Владимирском государственном я начала видеофрагментом из передачи «Черные дыры», в которой Григорий Борисович в своей непринужденной манере рассуждает о воспитании в эпоху первобытного строя и поиске эффективных путей воспитания. Студентам очень понравился этот фрагмент, а также фраза о том, что «науку делают люди», это «не спектакль без действующих лиц». я искренне благодарна Григорию Борисовичу за научную поддержку, за любовь к науке и истории образования, а также за долгую и верную дружбу!» (Е. Ю. Рогачева)
«В 1996 году мой научный руководитель, только что вернувшийся с московской конференции, с нескрываемой радостью, протянул мне, аспиранту первокурснику педагогического университета, редкий экземпляр уникальной монографии «Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса». Автором монографии был Г. Б. Корнетов. Уникальной монография была потому, что студенты середины 90-х, несмотря на веяния новой эпохи, еще долго продолжали учиться по старым советским учебникам истории педагогики с такими анахроническими подкастами, как «Школы и педагогическая мысль эпохи раннего капитализма», «педагогические учения домарксистской эпохи» и т. д.
Внезапное вторжение монографии Григория Борисовича переворачивало все наши ранее сложившиеся представления об истории педагогики. Так, собственно, и состоялось мое первое знакомство с этим замечательным ученым, которое впоследствии, к моему большому счастью, стало не только заочным, но и личным. последнее обстоятельство открыло передо мной масштабную личность оригинально видящего мир исследователя, глыбу философа-мыслителя, утонченного интеллигента, и крайне обаятельного человека» (М. В. Савин)
«Всегда остроумный, всегда смотрящий на дело с неожиданной стороны, умеющий увидеть проблему с высоты большой исторической перспективы, Григорий Борисович естественно занял в моем и, думаю, не только личном пространстве место своего рода историко-педаго-гического Диогена, строгого к своим ученикам и доброжелательного к заглядывающим к нему на разговор. Мне хорошо помнятся наши беседы, которые мы вели по разным научным вопросам, возрождая античный стиль «размышлений за пиршественным столом».
Григорий Борисович развил и утвердил цивилизационный подход к истории педагогики. Он умеет мастерски увидеть тенденции и феномены большой временной продолжительности, выступая своего рода «Фернаном Броделем+Иммануилом Валлерстайном» истории педагогики как в плане развития педагогики тех или иных цивилизаций, так и в анализе большого комплекса текстов того или иного философа образования, в анализе тех или иных понятий, важных для сквозной методологии историко-педагогических исследований.
Навыки вдохновленного скептика Диогена, думаю, очень помогают ему в этой большой работе, равно как в организации большой издательской и научно-организационной работы как в былые годы в Университете Российской академии образования, так и сейчас в Академии социального управления.
Григорий Борисович все время энергичен, бодр, весел и намного мо-
ложе своего юбилея! Равняюсь на него, радуюсь за него и поздравляю!» (В. Г. Безрогов)
«В 1992 году мне в руки попало несколько выпусков альманаха «Свободное воспитание». Я тогда начала по совету 3. И. Равкина изучение наследия Константина Николаевича Вентцеля и встретилась с известной трудностью — отсутствием каких бы то ни было опубликованных материалов о нем. Надо ли говорить, что статьи Григория Борисовича стали подспорьем в разработке новой проблемы, новой не только для меня, но и для истории педагогики 90-х.
Через два года вышла монография «Цивилизационный подход.». Это, каждый из нас знает, было новое слово в историко-педагоги-ческой методологии. Собственно, с тех пор я жду работ Григорий Борисовича. Он с щедро вбрасывает в сообщество историков педагогики идеи, которые занимают наши умы. они требуют размышления и понимания, осмысления; определяют направления научного поиска и тем самым — современное состояние истории педагогики.
Личное знакомство произошло позже — в 1998 году. Естественно, к тому времени в сознании уже сформировался образ Маститого Ученого. Авторитетного и уважаемого. Таким он и оказался. Умный, содержательный собеседник, ироничный, парадоксально мыслящий. Таким и остается». (Н. П. Юдина)
«Мне повезло, что я в свое время случайно встретила Григория Борисович Корнетова, который привил мне любовь к истории педагогики. Интересно, что схематично сформулированная на листке при первой встрече проблематика исследования до сих пор во многом является ориентиром в научном поиске. Ему можно позвонить или написать в любое время и день, и не было случая, чтобы он не подсказал, не помог, как бы он ни был занят. Но самое сильное, ценное его качество — преподавательский дар, то, как он общается со студентами. Григорий Борисович помогает им буквально во всем, начиная от выбора направления и выработки стратегии, заканчивая подбором необходимой литературы. Его курсы — одни из самых интересных и реально необходимых для научной и практической работы в дальнейшем. Григорий Борисович умеет найти подход к каждому студенту, и при необходимости даже самый сложный материал он может преподнести как можно доходчивее, не злоупотребляя трехэтажной специфической терминологией. Григорий Борисович высоко ценит любой познавательный опыт, считая, что каждый возьмет по мере сил своих. А он всегда поможет, подскажет, поведет дальше». (А. А. Германович).
«С Григорием Борисовичем можно смело пойти не только в разведку. С ним надежно, уверенно и спокойно. Являясь неординарной личностью, обладая безмерным обаянием и харизмой, Григорий Борисович с присущей только ему уникальной способностью концентрирует вокруг себя замечательных людей — умных, творческих, неравнодушных. Глыба! Человечище! Кладезь! (Н. Р. Яковлева).
«Благодаря фундаментальным, во многом пионерским трудам Г. Б. Корнетова история российской педагогики значительно преобразилась. Все смежные науки оценили ее огромные возможности, знают и используют ее просветительский, познавательный, эвристический, прогностический и, конечно, культурный потенциал.
Здравый смысл, которым, кроме огромной эрудиции, обладает Г. Б. Корнетов, широкая палитра его теоретических исследований, открытость педагогическому сообществу, понимание того, что науке свойствен коллективный характер, послужили основанием для важнейших инициатив: ежегодной Международной научной конференции «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия» и Национального форума российских историков педагогики. Этот обмен интеллектуальными мнениями и сомнениями между исследователями, болеющими душой за состояние отечественной истории педагогики, стал традиционным, существенно влияя на развитие методологии и теории истории педагогики» (Л. Э. Заварзина).
Список литературы
1. Астафьева, Е. Н. Первое постсоветское отечественное пособие по истории педагогики / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2013. — № 2.- С. 176-188.
2. Корнетов, Г. Б. Демократическая педагогика для XXI века: перспективы общественно-активных школ: Учебное пособие. — М.-Тверь: Научная книга, 2009.
— 116 с. (Библиотека демократического образования. Выпуск 3).
3. Корнетов, Г. Б. Западная педагогика XVП—XVШ вв.: Учебное пособие к курсу «История образования и педагогической мысли». — М. : УРАО, 2002. — 108 с. — (Труды кафедры педагогики, истории образования педагогической антропологии Университета РАО: Выпуск 19).
4. Корнетов, Г. Б. История педагогики: Введение в курс «История образования и педагогической мысли» / Г. Б. Корнетов. — М. : УРАО, 2002. — 268 с.
5. Корнетов, Г. Б. История педагогики. Введение в курс «История образования и педагогической мысли» / Г. Б. Корнетов. — М. : УРАО, 2003. — 296 с.
6. Корнетов, Г. Б. Общая педагогика / Г. Б. Корнетов. — М. : УРАО, 2003.
— 192 с.
7. Корнетов, Г. Б. От первобытного воспитания к гуманитарному образованию / Г. Б. Корнетов. — М. : УРАО, 2003. — 216 с.
8. Корнетов, Г. Б. Педагогика. Теория и история / Г. Б. Корнетов. — М. : УРАО, 2003. — 296 с. — (Серия: Педагогическое знание).
9. Корнетов, Г. Б. Педагогика: Учебное пособие / Г. Б. Корнетов. — М. : УРАО, 2003. - 184 с.
10. Корнетов, Г. Б. Педагогические парадигмы базовых моделей образования: Учеб. пособие / Г. Б. Корнетов. - М. : Изд-во УРАО, 2001. - 121 с.
11. Корнетов, Г. Б. Становление демократической педагогики: восхождение к общественно-активной школе: Учебное пособие / Г. Б. Корнетов. — М.-Тверь: Научная книга, 2009. — 184 с. (Библиотека демократического образования. Выпуск 2).
12. Корнетов, Г. Б. Учитель-воспитатель в пространстве демократической педагогики: Подготовка педагога для общественно-активной школы: Учебное пособие / Г. Б. Корнетов. — М.-Тверь: Научная книга, 2009. — 64 с. (Библиотека демократического образования. Выпуск 4).
13. Корнетов, Г. Б. Что такое общественно-активная школа? / Г. Б. Корнетов. — М.-Тверь: Научная книга, 2009. — 24 с. (Библиотека демократического образования. Выпуск 5).
14. Общественно-активные школы: образование ребенка как субъекта демократии: Хрестоматия / Редактор-составитель Г. Б. Корнетов. Москва — Владимир, 2007. — 232 с. (Библиотека демократического образования. Выпуск 1).
15. Романов, А. А. 100 книг Григория Корнетова: поиск и подход к предмету исследования / А. А. Романов // Психолого-педагогический поиск. — 2018. — № 1. — С. 43—55. — С. 51.
16. Теория и история педагогики, педагогическая антропология : сб. ст. / гл. ред. Г. Б. Корнетов. — М. : Изд-во УРАО, 2001. — 197 с. — (Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии / Ун-т Рос. Акад. образования; вып. 8).