П.
1РИВЕТСТВЕННЫЕ ПИСЬМА НАШИХ АВТОРОВ И ЧИТАТЕЛЕЙ
Лидия Николаевна Антонова, член Совета Федерации Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, член Президиума Российской академии образования
ЖУРНАЛ, ВОСТРЕБОВАННЫЙ БРЕМЕНЕМ
Вот уже четверть века проблемы образования приковывают к себе пристальное внимание российского государства и общества. Политика реформирования отечественного образования сменилась политикой его модернизации, непрерывно обновляется нормативно-правовая база образовательной деятельности, появляются новые поколения образовательных стандартов, активизируется инновационный педагогический поиск, актуализируются педагогические исследования путей, способов и средств решения проблем воспитания и обучения.
В этих условиях обращение к педагогическому наследию прошлого, к урокам и опыту образования подрастающих поколений, которые накоплены в России и в мире на протяжении многих столетий, является важной предпосылкой успешного решения современных задач обновления отечественной школы, повышения качества и эффективности научно-педагогических исследований.
«Историко-педагогический журнал», первый номер которого увидел свет ровно 5 лет назад, способствует возрождению и пропаганде лучших педагогических традиций прошлого.
«Историко-педагогический журнал» поистине уникален. Он является первым и единственным в нашей стране специальным периодическим изданием, которое посвящено педагогическому прошлому. В России журнал не имел и пока не имеет аналогов.
За годы своего существования журнал стал центром объединяющих отечественных историков педагогики, общественно значимой трибуной для их выступлений, для обмена новыми идеями, для презентации результатов исследований.
На страницах журнала можно прочитать публикации как российских авторов, которые представляют многие регионы нашей необъятной Родины от Калининграда до Хабаровска, так и зарубежных авторов — из Беларуси, Италии, США, Украины. Большой интерес вызвали у педагогической общественности, опубликованные в разные годы в журнале: статьи академиков РАО Б. М. Бим-Бада и Э. Д. Днепрова, членов-корреспондентов РАО В. Г. Безрогова и М. А. Лукацкого, докторов педагогических наук, профессоров Г. Б. Корнетова, Е. Ю. Рогачевой, А. А. Романова, В. И. Смирнова, Н. П. Юдиной и многих
19
других авторитетных исследователей.
Обращение к истории педагогики позволяет нам сегодня, в частности, понять, каким образом сформировалась современная ситуация в теории и практики образования, каковы истоки существующих достижений и трудностей в сфере воспитания и обучения подрастающих поколений, какие имеющиеся подходы к решению образовательных проблем позволяли их успешно решать и почему.
Педагогическое прошлое — это неисчерпаемая кладезь педагогической мудрости, которую следует изучать самым внимательным образом. Ведь история учит и учит нас многому!
Не вызывает сомнения, что у «Историко-педагогического журнала» большое будущее. Он востребован временем, востребован современной педагогической наукой, востребован читателями.
Александр Игоревич Салов, ректор ГОУ ВО МО «Академия социального управления», кандидат педагогических наук, доцент
ИЗУЧАЯ ИСТОРИЮ ПЕДАГОГИКИ
Когда в 2011 г. Г. Б. Корнетов, В. И. Смирнов и А. В. Уткин инициировали создание «Историко-педаго-гического журнала», многим казалось, что в наше непростое время такое, казалось бы, весьма далекое от злободневных проблем издание, обречено на провал. Однако прошло 5 лет, журнал продолжает жить, развиваться, вокруг него сложился стабильный круг авторов, он востребован заинтересованными читателями.
Одна из главных проблем, которой на страницах «Историко-педаго-гического журнала» уделяется самое пристальное внимание, является проблема методологии историко-педаго-гических исследований. Этот вопрос сегодня особенно важен как в контексте необходимости повышения качества изучения педагогического прошлого, так и в связи с потребностью использования в его познании самых
разных философских, науковедческих и исторических подходов.
Наибольшее количество публикаций на страницах «Историко-пе-дагогического журнала» посвящено вопросам истории отечественной педагогики и образования. Это вполне закономерно. Сегодня интерес к российским педагогическим традициям, особенностям отечественного педагогического менталитета заметно усилился, и удовлетворить его без опоры на историко-педагогические исследования невозможно.
Особо следует отметить роль «Историко-педагогическогожурнала» в обсуждении вопроса о месте и значении историко-педагогического компонента в содержании современного педагогического образования. Авторы журнала на протяжении всех лет его издания последовательно раскрывают образовательный и развивающий
потенциал педагогического наследия прошлого в становлении педагогического мировоззрения и педагогического мышления будущих учителей и воспитателей.
Академия социального управления является давним и надежным партнером «Историко-педагогического журнала». Проводимые в Академии с 2005 г. ежегодные научные международные конференции «Историко-пе-дагогическое знание в начале III тысячелетия», а с 2013 г. еще и ежегодные Национальные форумы российских историков педагогики стали важной предпосылкой возникновения журнала, его стабильного функционирования и устойчивого развития.
«Историко-педагогический журнал» и Академия социального управ-
ления сегодня представляют, по сути, единый исследовательский центр, разрабатывающий проблемы истории педагогики, презентующий результаты исследований научной общественности, предоставляющий пространство для профессионального общения как отечественных, так и зарубежных историков педагогики.
На сайте Академии социального управления создается специальный раздел, который будет посвящен совместной деятельности Академии и «Историко-педагогическогожурнала» по развитию историко-педагогических исследований и использованию их результатов в образовательном процессе высшей школы и дополнительного профессионального образования.
Виталий Григорьевич Безрогов, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО
В НАЧАЛЕ ВТОРОГО ПЯТИЛЕТИЯ...
В традиционных культурах воспитания, если ребенок достигал пятилетнего возраста, родители могли вздохнуть чуть более свободно: опасность умереть в младенчестве уходила в тень именно на шестом году жизни. Двадцатый номер «Историко-педаго-гического журнала» показывает, что подобный рубеж преодолен и одним из самых интереснейших российских научных журналов. Организованный не только энтузиастами нашей науки, но и высокими профессионалами своего дела, журнал с первого же выпуска задал высокую, «взрос-
лую» планку и помещаемым в нем статьям, и структуре всего издания. Открываем первый номер (благо все они доступны в электронной форме через Интернет, помимо печатного издания). Академическая структура говорит сама за себя: «Методология и методика историко-педагогичес-кого исследования», «Памятные даты истории образования и педагогики», «Обращаясь к источникам», «История отечественного образования и педагогики», «История зарубежного образования и педагогики», «Из
21
опыта региональных историко-педа-гогических исследований», «Научные дискуссии», «Исследования молодых ученых», «Обзоры и рецензии». В дальнейшем добавились «Педагогика Русского Зарубежья», «Общие проблемы историко-педагогического исследования», «Методика преподавания», «Хроника историко-педа-гогических исследований», «Обзор архивных материалов», «История школьной повседневности». Список открыт, но его имеющийся состав уже показывает и то, как тщательно журнал формирует представления своей аудитории о научном ландшафте дисциплины, и то, что он, постоянно развиваясь, обнимает все большее число важных направлений научный исследований и разработок.
При определении российской политики в области науки часто и много говорят о необходимости достижения международного уровня, но, честно говоря, нередко мало что делают для этого конкретно, ограничиваясь требованиями к ученым и сбором показателей. Ученому сообществу приходится поэтому без специальной государственной помощи решать как раз поставленную государством и в государственном масштабе проблему, решать ее, несмотря ни на что. Основание и развитие «Историко-педагогического журнала» вывело Россию на уровень мирового научного сообщества, в котором соответствующие лаборатории и научные центры по истории педагогики давно издают специализированные журналы, пользующиеся к настоящему моменту уже вполне заслуженным авторитетом. В
их числе такие издания, как African journal of historical sciences in education, American Educational History Journal; Anali za povijest odgoja/Annals for the History of Education; Annali di storia dell'educazione e delle istituzi-oni scolastiche; Bildungsgeschichte: International Journal for the Historiography of Education; Cadernos de História da Educajao; Cuadernos Chilenos de Historia de la Educación; Educació i Historia. Revista d'historia de l'educació; Encounters in Theory and History of Education/Rencontres en Théorie et Histoire de l'Éducation; HEURÍSTICA, Revista Digital de Historia de la Educación; Histoire de l'éducation; História da Educajao/ History Education Journal/ASPHE; Historia de la Educación. Anuario; Historia de la Educación Colombiana; Historia de la Educación. Revista Interuniversitaria; Historia Scholastica; Historia Social y de la Educación/ Social and Education History; Historia y Memoria de la Educación; Historical Studies in Education/Revue d'histoire de l'éducation; History of Education & Children's Literature; History of Education Quarterly; History of Education Researcher; History of Education Review; History of Education; International Journal for the History of Mathematics Education; Jahrbuch für historische Bildungsforschung; Journal of Educational Media, Memory, and Society; Journal of Historical Research in Music Education; Journal of Educational Administration and History; Journal of philosophy and history of education; Journal of the Midwest History of Education Society; Nordic Journalof
Educational History; Paedagogica Historica; Pedagógiat0rténeti Szemle; Revista Brasileña de Historia de la Educación; Revista Historia de la Educación Latinoamericana; Revista Mexicana de Historia de la Educación; Rivista di Storia dell'Educazione; Sarmiento. Anuario Galego de Historia da Educación; Science & Education. Contributions from History, Philosophy and Sociology of Science and Mathematics; Témpora. Revista de historia y sociología de la educación; ©é^ara IaTopiaçxnç EKnaiSswnç; Zeitschrift für pädagogische Historiographie и ряд 1
других .
Потребность в аналогичном журнале ощущалась и в нашей стране. В 2009-м в России появились два специализированных регулярных издания: «Историко-педагогический альманах ВЛАДИ», в новой концепции продолживший выходивший в 1990-е гг. альманах «Свободное воспитание» и выпускавшийся до 2013 года, «Историко-педагогический ежегодник» (издается до сих пор), а с 2011 года в число изданий по истории педагогической мысли и практики вошел и журнал, двадцатый выпуск которого мы сегодня отмечаем.
Трудно кратко и емко охарактеризовать содержание «Историко-педа-гогического журнала». В нем нашли отражение самые разные темы — от педагогики древнего, прежде всего, конечно, античного мира до самых разных аспектов истории образования в XX веке, от педагогики России (причем, что очень важно, глазами
1 См.: Hernández Huerta, J. L., Cagnolati, A., & of Education. Scientific Journals as Internation House, 2015.
не только российских ученых) до педагогики совсем иных стран и циви-лизационных регионов, от изучения наследия классиков до публикации актуальнейших и в наше время работ тех же самых классиков, найденных в старинных изданиях. Особое внимание уделяется в журнале наследию мировой педагогической науки, истории повседневного учительского опыта, разработкам пособий по истории образования, развитию различных педагогических учреждений и образовательных институтов. Обсуждаемые темы дают важный исторический материал и контекст для формирования самосознания современных педагогов-практиков и теоретиков, для воспитания в них профессиональной культуры, мировоззрения и системы ценностей, позволяющих оптимизировать их нелегкий труд в контексте современного образования и его проблем. В связи с этим журнал нужен и важен не только собственно историкам педагогики, но и педагогической науке и практике в целом. Его высокий научный уровень позволяет ему вносить важный вклад и в становление иерархии стандартов научно-исследовательской работы.
Будучи единственным распространяемым по подписке специализированным научным изданием именно по истории педагогики, истории педагогического наследия, практик обучения и воспитания, «Историко-педагогический журнал» занимает, без всякого преувеличения, центральное место в инфраструктуре отечественного историко-педагогического
Diestro Fernández, A. (Eds.).Connecting History Tools for a Global World. Salamanca: Fahren
..23
знания. Его выпуск вот уже шестой год стал постоянным подвигом всей редакции журнала во главе с А. В. Уткиным. От всей души поздравляю всех читателей, прошлых и будущих, всех авторов журнала, всю редакцию с двадцатикратным подвигом во имя научного знания, его совершенствования и развития в нашей стране. Надеюсь, что «запланированный подвиг» не только продолжится дальше, но и получит еще большую поддержку — читателей, писателей и даже властителей не только дум наших, но и на-
ших образовательных и научно-государственных структур. И пятилетнее дитя, уже столь не по возрасту умное и смышленое, будет и дальше развиваться, радуя всех нас здоровьем и успехами.
Спасибо большое его родителям и воспитателям, спасибо большое всем тем, кто читает сейчас эти строки, за внимание к уникальному и так нужному для актуализации нашей профессиональной культуры журналу.
Оксана Анатольевна Косинова, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии
высшей школы
АНО ВО «Московский гуманитарный университет»
Итак, нашему Юбиляру пять лет! Это и не много, и очень много! Объективно говоря, журнал еще очень молод., Сколько, однако, сделано за столь небольшой период времени! Двадцать номеров, четырнадцать рубрик, десятки статей, обзоров, рецензий. Журнал охватывает авторов от Калининграда до Хабаровска, от Архангельска до Ставрополя; знакомит российских историков педагогики с работами коллег из Беларуси, Украины, Италии. Думается, что столь внушительные результаты достигнуты правильной постановкой цели, ведь «Историко-педагогичес-кий журнал» — единственное в своей отрасли отечественное специализированное издание, и потребность в нем ощущалась давно.
В своей деятельности Журнал идет своим собственным путем. В тематике
публикаций, подборе историко-педа-гогических источников, представлении научных школ и новостей чувствуется собственная позиция, авторское видение не только прошлого, но и настоящего, и будущего отечественной историко-педагогической науки. И эта творческая лаборатория, возникшая вокруг данного издания, на мой взгляд, является его самой ценной чертой. Ведь быть и читателем, и автором для этого Журнала одинаково приятно и поучительно. Коллектив Журнала — живой, открытый, ищущий, а значит, у этого издания есть Будущее!
Дорогие коллеги, от всей души поздравляю вас с Днем рождения не только вашего, но и Нашего Журнала! Поздравляю с его юбилейным 20-м номером! Желаю творческих успехов, развивающего общения, хорошего настроения!
Алексей Алексеевич Романов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и педагогического образования РГУ имени С. А. Есенина, действительный член АПСН и МАНПО, главный редактор журнала «Психолого-педагогический поиск»
К ЮБИЛЕЮ «ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА»
Любой юбилей привлекателен тем, что позволяет по-новому взглянуть на многие инициативы и начинания, отношения между теми людьми, которые были вовлечены в круговорот рассматриваемых событий, оценить их творчество и результаты деятельности. Это, в свою очередь, помогает лучше понять сегодняшние реалии, а в них каждый может увидеть и себя самого сегодняшнего.
Значимость юбилея определяется не столько годами, сколько числом и масштабностью выполненных юбиляром задач. В этом плане «Историко-педагогическому журналу» есть чем гордиться. За последние годы заметна тенденция к увеличению количества журналов. По данным научной электронной библиотеки eLIBRARY. RU, на сегодняшний день зафиксировано 54352 наименования журналов, из них российских журналов 13505, в РИНЦ сейчас индексировано 5828 российских журналов, из них в открытом доступе почти 4000 журналов1. По тематике: народное образование и педагогика —195 журналов, по психологии — 176, по истории и историческим наукам — 117. Показательно, что у 31616 журналов тематика не опре-
делена2. Сотни журналов появляются и исчезают, оставаясь незамеченными и невостребованными.
«Историко-педагогический журнал» с первого номера занял достойное место среди множества педагогических изданий, у него практически не было периода взросления. Он создавался по продуманной и одобренной специалистами концепции для тех, кто интересуется историей образования и педагогической мысли, исследует процесс зарождения и развития мировой и отечественной школы, изучает и развивает науку о воспитании и образовании, готовит будущих учителей. Он также выгодно отличается от большинства журналов своим оформлением, обложкой и другими важными и нужными читателю деталями. Сразу заметно, что журнал делается группой единомышленников, которые вкладывают в него не только свой труд, но и душу, о чем свидетельствует и колонка редактора. Поэтому можно говорить о собственном характерном лице журнала, его узнаваемости и востребованности.
Важно отметить роль главного редактора Анатолия Валерьевича Уткина, имеющего базовое истори-
1 Режим доступа: http://elibrary.ru/project_free_access.asp
2 Режим доступа: http://elibrary.ru/stat_rubric_titles.asp
25
ческое образование, доктора педагогических наук, считающего ключевой проблему исторического образования и просвещения в России. Он не просто любит историю, трепетно, восхищенно и с уважением относится «к делам давно минувших дней», но и понимает, что историческое знание представляет собой бесконечную вселенную, ибо нет истории, которая бы полностью нас удовлетворяла, поскольку всякое наше построение порождает новые факты, новые проблемы и требует новых решений. Поэтому нужно добиваться единения исторической реконструкции фактов, явлений, событий, взглядов, идей и теорий с их педагогической интерпретацией, обращения к педагогическим феноменам, представляющим все многообразие тысячелетней отечественной педагогической культуры. Это также способствует осмыслению эвристического и прогностического потенциала историко-педагогических исследований, консолидации в определенной мере разрозненного историко-педа-гогического сообщества, развитию целого комплекса гуманитарных наук, которые связаны с историей нашего государства1. За свои достижения А. В. Уткин на Международной научно-практической конференции — ХХХ1 сессии Научного совета Российской академии образования по проблемам истории образования и педагогической науки «Учитель и его формирование: исторический опыт передачи образо-
ванности и культуры» (Тверь, 6—7 июня 2016 г.), имевшей, фактически, значение съезда историков педагогики, был избран в бюро Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки РАО.
Можно также смело утверждать, что журнал стал одним из главных изданий, объединяющих историков педагогики России, поддерживающих их диалог по множеству проблем историко-педагогического познания. Журнал, несомненно, соответствует лучшим традициям российской педагогической журналистики, сохраняет преемственность развития гуманистических инвариантных идей отечественной педагогики. Журнал в полной мере доказывает, что потенциал вузовской науки находит выход и применение вне зависимости от региональных границ. По мнению создателей журнала, обобщение и осмысление прогрессивных традиций отечественной педагогической мысли, учет историко-культурных и образовательных особенностей развития региональных педагогических систем являются тем духовным арсеналом, который может служить воспитанию патриотических чувств подрастающего поколения, формированию у школьников и студентов более глубокого понимания исторических истоков и перспективных путей развития малой Родины2.
Журнал находится в постоянном поиске и развитии, увеличивается число его авторов и читателей, расширя-
1 Уткин А. В. Год российской истории // Историко-педагогический журнал. 2012. № 1. С. 7-11.
2 Дорожкин Е. М. Историко-педагогические исследования в инновационном развитии региона // Историко-педагогический журнал. 2015. № 3. С. 7.
ется география городов, региональных вузов и образовательных учреждений, в которых они живут и работают. К настоящему времени опубликовано почти 350 статей. Постоянными рубриками журнала являются «Памятные даты истории образования и педагогики», «Методология и методика исто-рико-педагогического исследования», «История отечественного образования и педагогики», «История зарубежного образования и педагогики», «Из опыта региональных историко-педа-гогических исследований», «Научные дискуссии», «Обращаясь к источникам», «Хроника историко-педагоги-ческих исследований», «Рецензии и обзоры», «Исследования молодых ученых» и др.
Педагогика в начале XXI века, накопив колоссальный опыт предыдущих эпох и культур, ждет новых вызовов, идущих уже из будущего, многие сигналы которого еще лишь предстоит опознать. Вот почему мы внимательно относимся к историко-педагоги-ческому наследию, помогающему нам обрести прочные основания в образовании и воспитании подрастающих поколений, осознать значение самобытных отечественных педагогических традиций, возможность и меру их преемственности, отнестись к прошлому как к пространству диалога, способствующего самоопределению сегодняшнего образования, наполняемому новыми смыслами.
В педагогике преемственность, и мы не раз говорили об этом, рассматривается как важнейшая методоло-
гическая проблема. Ее актуальность определяется аксиоматическим положением о том, что все осмысленные реформы осуществляются не столько ради изменения настоящего, сколько во имя будущего улучшения жизни. Будущее же всегда содержит в себе настоящее и уходит корнями в прошлое. Не случайно ни одна стратегическая линия построения будущего не обходится без решения проблемы меры сохранения в нем прошлого и настоящего. Этим обеспечиваются и реальность традиции, и важность ее как механизма осуществления исторической преемственности, и эвристич-ность как инструмент педагогической
рефлексии и педагогического прогно-
1
зирования .
С «Историко-педагогическим журналом» сотрудничает все большее число российских историков педагогики, коллег из ближнего и дальнего зарубежья. Повторим, что журнал имеет свое лицо, свой стиль, своих постоянных авторов, свою читательскую аудиторию, что подтверждает наличие авторитета издания.
Мы поздравляем редакционный совет журнала, главного редактора, всех коллег, заинтересованных в его издании, пусть с небольшой, но значимой, особенно в условиях нашего времени, датой! Желаем «Историко-пе-дагогическому журналу» долголетия, творческих удач, дальнейшего развития, признания и уважения научного сообщества историков педагогики и читателей, внимания и поддержки!
1 Романов А. А. Вехи журнала «Психолого-педагогический поиск». 2015. № 1(33). С. 19.
27
Виктория Константиновна Пичугина, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВО ВГСПу, заместитель главного редактора журнала «Social Behavior Research and Practice»
«БОЛЬШОМУ КОРАБЛЮ -БОЛЬШОЕ ПЛАВАНИЕ»: К ЮБИЛЕЮ «ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА»
Читатель, держащий в руках юбилейный, двадцатый номер «Историко-педагогического журнала», с уверенностью может произнести фразу, приписываемую римскому писателю Петронию: «Большому кораблю — большое плаванье». Через эту фразу традиционно искренне желают успеха амбициозным, но действительно достойным и талантливым. За пять лет существования «Историко-педагоги-ческому журналу» удавалось найти свою «тихую гавань» в беспокойном море научных страстей.
В последнее время актуальность, значимость и востребованность научного исследования, осуществляемого научным коллективом или отдельным ученым, все чаще оценивается с точки зрения публикационной активности в журналах разного уровня. Отношение к этому индикатору качества в научной среде неоднозначное. Одни ученые с подозрением относятся к растущему в геометрической прогрессии количеству журналов, совершенно неизвестных научной общественности, но в короткие сроки публикующих любые материалы. Другие же, напротив, считают это безобидным проявлением
«научной моды» и активно участвуют в гонке по наращиванию «публикационного авторитета». Стремительные изменения в научной сфере последних лет привели к тому, что современный ученый вкладывает в понятие «научная публикация» смысл, отличный от того, который вкладывал его коллега несколько лет назад. Это вынуждает многие журналы подстраиваться под окружающие реалии, стараясь во чтобы то ни стало превратиться в источник стабильной прибыли для своих учредителей. Задав вопрос члену редколлегии любого журнала: возможно ли это? — положительный ответ можно услышать лишь с оговоркой о том, что при этом нужно существенно упростить процесс рецензирования и смириться с тем, что журнал постепенно станет «научно пригодным» лишь условно. Перефразируя одну из заповедей, можно сказать, что в современных реалиях больше всего следует опасаться того, чтобы не поддаться искушению и не «сотворить себе журнала».
Многочисленные экспертизы качества научных журналов, инициируемые как министерством, так и сами-
ми учеными, ставят целью отличить истинно научное от фейкового — липового и имеющего к науке весьма отдаленное отношение. Множеству копий сломано относительно количества и качества журналов, входящих в перечень ВАК и русскоязычную базу данных Russian Science Citation Index (RSCI) на платформе Web of Science. Помимо официальных рейтингов научных журналов, существуют личные рейтинги, на основании которых исследователи размещают результаты своей работы в том или ином журнале. В личном рейтинге журналов автора данной статьи «Историко-педагоги-ческий журнал» занимает самое высокое место. Признаюсь, что на презентации первого номера журнала в 2011 году, мне казалось, что журнал такой тематики, безусловно, найдет своего читателя, но за него придется побороться. Слишком острым сейчас стал вопрос, поставленный еще в первом послании президента общества историков образования Великобритании (1998-2001) Роя Лоу: «Нужна ли нам все еще история образования: а если да, то она в центре или на периферии?». По его мнению, изменения последних лет не упрочили статуса историков педагогики, они продолжают оставаться «академическими золушками», актуальность и значимость работы которых постоянно находится под вопросом1. Отбор релевантных материалов для «Историко-педаго-гического журнала», как мне казалось, всегда будет напряженным, а их
оценка будет сопровождаться словами о том, что все это лишь для узкого круга интересующихся. Однако время развеяло все сомнения и опасения: количество статей, поступающих в редакцию «Историко-педагогического журнала» постоянно увеличивается, равно как ширится круг его читателей, среди которых не только научные работники разного уровня, но и учителя-практики, студенты и аспиранты.
Редакционная политика журналов «History of Education: Journal of the History of Education Society», «Paedagogica Historica», «History of Education&Children's Literature» и др. является индикатором того, что проблемное поле современных исто-рико-педагогических наук меняется. Для предметного изучения исследователями все чаще избирается проблематика, воспринимаемая как достаточно далекая от традиционно понимаемой истории педагогики: изучается история школьной фотографии и школьного учебника, эволюция детской игрушки и школьных спортивных костюмов, педагогическая идеология античных олимпийских состязательных традиций и современных женских журналов. Разнообразие рубрик «Историко-педагогического журнала» также позволяет авторам предлагать статьи, посвященные проблемам, которые до сих пор не попадали в исследовательский фокус историков педагогики. Приоритет отдается материалам, представляющим результаты исследований, ориентированных на широкую
1 Lowe R. Do we still need history of education: is it central or peripheral? // History of Education: Journal of the History of Education Society, 2002. Vol. 31, № 6. P. 491-504, P. 496.
29
аудиторию читателей и не позволяющих истории педагогики замкнуться на себя. Перефразируя профессора Левенского университета М. Депапа, отметим, что в «Историко-педагогическом журнале» появляются только те статьи, которые не имеют ничего общего с устаревшими
представлениями об истории педагогики как дисциплине, которая задумывалась как «историческая педагогика», а не «история образования»1. Остается только пожелать этому журналу-кораблю дальнейшего большого плавания!!!
Сергей Геннадьевич Новиков, доктор педагогических наук, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой социально-гуманитарных
дисциплин
Волгоградской консерватории им. П. А. Серебрякова
«Историко-педагогический журнал» занимает достойное место в ряду отраслевых научных изданий, являя собой пространство конструктивного диалога ученых, исследующих прошлое и настоящее мирового образовательного процесса. Когда в 2011 г. я узнал о планируемом выходе первого номера этого журнала, то подумал: «Наконец-то». Его издание выглядит закономерным, поскольку каждая из исторических или педагогических наук нуждается в печатном органе, который мог бы оперативно освещать ход актуальных исследований в соответствующей предметной области. Ни один из номеров «ИПЖ» не обманул моих ожиданий. В них неизменно публикуются статьи не только высокого научного уровня, но и разнооб-
разной тематики. Редакция журнала не забывает ни памятных дат истории педагогики и образования, ни важных текущих научных событий, неизменно предоставляет страницы издания для осмысления важных сюжетов российского и мирового историко-педагогического процесса. Нельзя не заметить, что в журнале публикуются как маститые, так и молодые ученые из самых разных регионов страны. Поздравляю Редакцию с юбилеем и выражаю твердое убеждение (простите за высокий штиль), что журнал и в будущем продолжит достойно выполнять миссию соединения ученых во имя честного, неангажированного разговора о судьбах российского и мирового образования.
1 Depaepe M. How should history of education be written? Some Reflections about the Nature of the Discipline from the Perspective of the Reception of our Work // Idem. Between Educationalization and Appropriation: Selected Writings on the History of Modern Educational Systems. Leuven: University Press, 2012. P. 451-462.
Александр Николаевич Шевелев, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и андрагогики ГБУ ДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования», заместитель главного редактора журнала «Непрерывное образование»
уважаемый Анатолий валерьевич!
Редакционный Совет журнала «Непрерывное образование» ГБУ ДПО Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования в Вашем лице поздравляет редакционный коллектив «Историко-педагогического журнала» с первым пятилетним юбилеем плодотворной и творческой деятельности. Единственный в современной России, тематически ориентированный на научное изучение педагогического прошлого, Ваш журнал стал зачинателем в этом вопросе. Огромное значение, которое имеет сегодня история педагогики и образования, подтверждается наличием аналогичных изданий в зарубежных странах, большим числом и высоким качеством историко-педа-гогических исследований в отечественной педагогике, готовностью педагогического сообщества постоянно обращаться к образовательному прошлому для понимания современных реалий и прогностических перспектив развития системы образования.
Сам факт того, что это уникальное периодическое издание появилось в российской провинции, а не в столи-
цах, что именно инициатива, организационный талант и энтузиазм сотрудников журнала позволили ему стать общественным центром российского историко-педагогического сообщества, говорит о том, что потраченные усилия не пропали даром. Большую благодарность за поддержку и понимание значения историко-педагоги-ческих исследований в инновационном развитии регионов хочется выразить руководству Нижнетагильского социально-педагогического института (филиала) ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» в лице его ректора, доктора педагогических наук, профессора Евгения Михайловича Дорожкина.
Все большее число авторов из разных регионов нашей страны находит на страницах «Историко-педагогическо-го журнала» достойное и чрезвычайно ответственное поле для презентации результатов своих исследований. Это и маститые ученые, лидеры научных школ историков педагогики России, и начинающие свой путь в науку молодые исследователи, для которых публикация в «Историко-педагогическом журнале» становится ответственным экзаменом после первых тезисов в ма-
31
териалах различных конференций. Их поддержка, напутствие на этом пути связано с существованием в структуре «Историко-педагогического журнала» постоянной рубрики «Исследования молодых ученых».
Несомненным достоинством
и тематической особенностью «Историко-педагогического журнала» стали его рубрики «Памятные даты» и «Обращаясь к источникам». Их богатое содержательное наполнение, публикация текстов источников, снабженных комментариями ведущих отечественных специалистов, выполняет ориентирующую и популяризаторскую функции для историков педагогики России, не позволяя им замыкаться в «скорлупе» собственных тематически суженных исследований, позволяя постоянно совершенствовать процесс преподавания истории педагогики и образования, ориентируя на новые темы при научном руководстве аспирантами.
И все же главная заслуга коллектива «Историко-педагогическо-го журнала» состоит в объединении историков педагогики нашей страны. Того единения, которое позволяет им ощущать постоянную связь друг с другом, принадлежность к сообществу, профессиональной корпорации, соразмерять свою деятельность с
деятельностью коллег. В «Историко-педагогическом журнале» атмосфера творческого единства, стимулирования научных поисков, высокого уровня качества исследований задается значительно лучше, чем во многих полифоничных по тематике педагогических журналах, даже принадлежащих к перечню ВАК РФ. В таких журналах публикуются специалисты по совершенно разным направлениям современной педагогики, не знающие друг друга и, как правило, не способные объективно оценить научные достижения других авторов. Именно опасность превращения журнала в «сборник статей обо всем» не грозит «Историко-педагогическому журналу», объединяющему специалистов в единой тематической области изучения педагогического прошлого и представляющих корпоративное единство.
В заключение хотелось бы пожелать «Историко-педагогическому журналу» долгих лет жизни, постоянной поддержки со стороны руководства, новых рубрик и форм представления на своих страницах новых результатов историко-педагогических исследований, материально-технического и финансового процветания и неослабевающего энтузиазма его лидеров!
Валентина Григорьевна Рындак, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой общей педагогики
Оренбургского
государственного педагогического университета.
Артур Минехатович Аллагулов, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Оренбургского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, профессор кафедры общей педагогики Оренбургского государственного педагогического университета.
уважаемые друзья и коллеги!
«Историко-педагогический журнал» — это первое научное издание, осуществляющее методологическое, теоретико-методическое и социокультурное сопровождение развития образования на основе рефлексии историко-педагогического знания. Существование данного журнала — это яркая звезда на историко-пе-дагогическом небосклоне. Благодаря подвижничеству ее главных редакторов, и в первую очередь его основателю — доктору педагогических наук, профессору Владимиру Ивановичу Смирнову, научно-педагогическое сообщество получило уникальное издание, способствующее осмыслению культурно-исторических традиций образования, выработке на этой основе собственного понимания теоретико-методологических основ современной теории и практики образования.
На наш взгляд, журнал является очень авторитетным наукоемким и профессионально ориентированным изданием. Уверены, что за пятилетний срок своего существования «Историко-педагогический журнал»
стал проводником историко-педаго-гических идей и теорий, популяризатором новых исследований, активным распространителем новаторских находок и инновационных технологий, пропагандистом передового историко-педагогического опыта.
Представленные номера характеризуются высоким научным уровнем публикаций. Материалы исследований позволяют актуализировать проблемы историко-педагогического познания, с научной точки зрения раскрывают закономерности и механизмы, влияющие на процессы развития образования и его отдельных компонентов, показывают условия, содержание, технологии модернизации образования, обобщают опыт внедрения результатов ис-торико-педагогических исследований в образовательную практику.
В целом, журнал решает важнейшую просветительскую и образовательную задачу, развивает педагогическое мышление, критичность, аналитические и прогностические навыки, формирует профессиональные компетенции, способствует осознанию требований современных образо-
33
вательных парадигм, создает условия для совершенствования качества ис-торико-педагогических исследований.
Политика журнала тесно связана с общим контекстом исследования мирового историко-педагогического процесса.
Содержательная направленность журнала отражена в диапазоне рубрик, которые охватывают все аспекты истории педагогики: памятные даты истории образования и педагогики; методология и методика историко-педагогического исследования; история отечественного образования и педагогики; история зарубежного образования и педагогики; из опыта региональных историко-педагогических исследований; педагогика русского зарубежья; научные дискуссии; методика преподавания; общие проблемы историко-педагогического исследования; исследования молодых ученых; обзор архивных материалов; обзоры и рецензии; хроника историко-педа-гогических исследований; обращаясь к источникам.
Перспектива дальнейшего развития журнала огромна, так как даль-
нейшее развитие теоретико-методологических основ образовательной политики невозможно без рефлексии теории и практики образования, выработанной в результате длительного развития отечественной педагогики и призванной решить проблемы образования в контексте сохранения отечественного национально-культурного своеобразия.
Высокий научно-теоретический уровень «Историко-педагогического журнала», его практическая направленность, актуальность и новизна рассматриваемых проблем, качество публикуемых материалов, тираж сделали его популярным и востребованным исследователями, специалистами, повышающими свой профессиональный уровень, молодыми и опытными педагогами и руководителями, преподавателями школ и вузов, студентами, родителями и всеми теми, кому небезразлична и интересна история педагогики.
Оренбургское научно-педагогическое сообщество высоко ценит научно-эвристический потенциал журнала
и желает ему процветания во благо
!
российской педагогической науки
Елена Юрьевна Рогачева, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича
и Николая Григорьевича Столетовых
ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ!
С огромной радостью хочу поздравить ректоров двух вузов: Александра Игоревича Салова и Евгения Михайловича Дорожкина, главно-
го редактора издания «Историко-педагогический журнал» Анатолия Валерьевича Уткина, весь состав редакционного совета во главе с председателем Григорием Борисовичем Корнетовым с Юбилейным 20-м
номером замечательного издания, которое стало знаковым явлением в историко-педагогическом сообществе ученых и начинающих молодых исследователей, объединившем научные школы в различных регионах страны.
На страницах «Историко-педаго-гического журнала» находят отражения публикации, связанные с памятными датами истории образования и педагогики, позволяющие осознать, что история педагогики — это не только история идей, но и история замечательных людей, творящих науку.
Очень важным предстает раздел «Методология и методика историко-педагогического исследования», материалы которого позволяют начинающим ученым формировать свою исследовательскую культуру, помогают разобраться в современном понятийном аппарате педагогической науки вообще, истории педагогики, в частности. В разделах «История отечественного образования и педагогики», «История зарубежного образования и педагогики» публикуются работы исследователей, представляющих различные регионы нашей страны, а также иностранных авторов. Для начинающих исследователей очень важным является понимание того, что такое «исторический источник», каковы пути совершенствования историко-педагогических исследований. В материалах Стенограмм международных научных конференций, которые содержит раздел «Колонка редактора», отражаются позиции известных ученых — академиков Э. Д. Днепрова и Б. М. Бим-Бада, члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук
М. А. Лукацкого, доктора педагогических наук, проф. Г. Б. Корнетова, члена- корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора В. Г. Безрогова, доктора педагогичес-кихнаук, профессора А. Н. Шевелева и многих других известных профессоров, заведующих педагогическими кафедрами в крупнейших университетах страны. Это дает возможность исследователям в области истории педагогики постоянно совершенствовать свой научный аппарат, следить за ходом научных дискуссий в историко-педагогическом сообществе.
Редколлегия журнала понимает под историческим источником «весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе...», а потому и старается представить в журнале материалы самого разного плана, позволяющие осмыслить предметное поле истории педагогики и образования. Очень значимым моментом в журнале является публикация архивных материалов, отрывков работ отечественных ученых, не утративших актуальности и в наше время. Специальный выпуск издания, посвященный работам молодых ученых — знак того, что большое внимание уделяется редколлегией исследованиям молодых ученых. Ведь именно им предстоит развивать дальше истори-ко-педагогическую науку, продолжать и преумножать сложившиеся традиции, проявляя к себе требователь-
35
ность и демонстрируя свои творческие начала. Немаловажными являются и публикации, позволяющие увидеть акценты в методике преподавания курса «История педагогики и образования» в различных университетах как в прошлом, так и в наши дни, что позволяет совершенствовать педагогический инструментарий всем тем, кто сегодня является преподавателем данной дисциплины. Благодатное предметное содержание позволяет применять интерактивные методы в рамках преподавания истории педагогики как на бакалавриате, так и в рамках магистерских программ, а также аспирантуры.
20 ярких номеров издания за пять лет — это немало! Ведь создание каждого номера требует немалых усилий! Вспоминаются слова американского
ученого Джона Дьюи (1859—1952)
— человека, создавшего свыше 1000 различных трудов, среди которых более 180 по педагогическим проблемам. Каждый раз, когда Джон Дьюи заканчивал свою новую книгу, он сравнивал ее с кораблем, отправлявшимся в дальнее плавание и надеявшимся прийти в пункт назначения. Однако если в штормовом море этого не удавалось сделать, философ и педагог-реформатор успокаивал себя тем, что судьба пущенного в плавание корабля уже не целиком зависит от его строителя. Кстати, некоторые статьи в «Историко-педагогическом журнале» были посвящены и его многогранному наследию. Хотелось бы пожелать нашему журналу удачной судьбы! Пусть он и впредь находит своего настоящего читателя! Долгой ему творческой жизни и талантливых авторов!!!
Любовь Эллиевна Заварзина, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной педагогики Воронежского государственного педагогического университета
С ЮБИЛЕЕМ!
Историки педагогики Воронежского государственного педагогического университета сердечно приветствуют и поздравляют единственный исторический среди педагогических и единственный педагогический среди исторических в России «Историко-педагогический журнал» с выходом из печати юбилейного 20-го номера!
Воплощенная в жизнь инициатива ученых-педагогов поистине уникаль-
на: и в дореволюционных, и в советских педагогических периодических изданиях истории педагогической мысли и образования отводилась лишь одна рубрика, а иногда обходились и без нее. Зато теперь российское истори-ко-педагогическое сообщество имеет собственный прекрасный журнал!
История — неотъемлемый атрибут духовной жизни как отдельной личности, так и всего человечества.
«В природе человека теряться, когда он не находит способа связаться с тем, что было до него и что будет после него; он тогда утрачивает всякую твердость, всякую уверенность; не руководимый ощущением непрерывной длительности, он чувствует себя заблудившимся в мире», — писал в первом «Философическом письме», полном горьких истин, великий П. Я. Чаадаев. Такими заблудившимися могли бы оказаться многие педагоги, если бы «Историко-педагогический журнал» из номера в номер не показывал, что практически все современные педагогические теории исторически обусловлены.
История педагогической мысли и образования — это прочный фундамент современной педагогической науки. История педагогической мысли и образования — это часть нашей национальной истории. История педагогической мысли и образования — это учебный предмет, делающий значительно шире кругозор будущего учителя, способствующего формированию настоящего профессионала, а не узкого ремесленника. История педагогической мысли — это важная составная часть теоретических педагогических исследований, ибо, как отмечал великий Иммануил Кант: «История без теории слепа, теория без истории пуста». История образования — это достижения образовательной практики в ретроспективе, наделенные поучающей силой. История педагогической мысли и образования — это ресурс, обладающий огромным воспитательным потенциалом.
У главного редактора «Историко-педагогического журнала», профессора Анатолия Валерьевича Уткина и его сотрудников впереди огромное поле деятельности: во-первых, каждое новое поколение по-иному, исходя из изменившихся обстоятельств и научного прогресса, воспринимает теории и деятельность педагогических авторитетов; во-вторых, многие педагогические имена для современного учительства до сих пор остаются terra incognita, так как богатое духовное наследие длительное время было ограничено идеологическими рамками; в-третьих, стала более доступной ретроспективная европейская и в целом мировая педагогическая мысль и образовательный опыт. Пожалуй, число читателей журнала значительно возрастет, если одна из его рубрик будет посвящена персоналиям науки — создателям ис-торико-педагогических концепций, поскольку источником творческой деятельности ученого является «дух, выражающийся в его личности», т. е. его личностные и биографические факторы. Возможно, сотрудникам журнала удастся привлечь зарубежных авторов, занимающихся историей российской педагогики.
Желаем «Историко-педагогичес-кому журналу» стать всероссийской кафедрой, стоя за которой любой автор может высказывать собственную точку зрения на важные вехи многотрудного исторического пути отечественного образования и поистине неисчерпаемое педагогическое наследие.
Надежда Валентиновна Карнаух, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический
университет»
исследований, определяющих важнейшие направления в развитии данной области знания.
Читателями вашего журнала являются студенты, аспиранты и преподаватели нашего университета, интересующиеся вопросами истории педагогики.
Желаем вам творческого горения, профессиональных успехов, открытия новых фактов и имен в истории педагогики, удачи во всех ваших начинаниях, стабильности и дальнейшего повышения международного рейтинга
уважаемый Анатолий Балерьевич!
От всей души поздравляем Вас и весь коллектив редакции «Историко-педагогического журнала» с выходом юбилейного 20-го номера журнала!
Вы заняты серьезным и нужным делом: ваше издание является единственным отечественным специализированным журналом по истории образования и развития педагогической мысли. За прошедшие годы немало известных ученых и начинающих исследователей имели возможность представить на страницах «Историко-педагогического журнала» результаты
журнала
Вера Петровна Бедерханова, доктор педагогических наук, профессор Кубанского государственного
университета
Андрей Александрович Остапенко, доктор педагогических наук, профессор Кубанского государственного
университета,
Екатеринодарской духовной семинарии и Высших богословских курсов Московской духовной академии
Четверть века нам твердили, что мы становимся частью Европы, нас убеждали, что очень скоро от Лиссабона до Владивостока мы будем жить по единым социальным и образовательным стандартам. Слова «инновации», «модернизация», «реформы» стали ежедневной нормой. Тьюторов, анима-
торов, фасилитаторов, омбундсменов стало чуть ли не больше, чем учителей, преподавателей и воспитателей. Компетентизация, бакалавризация, магистрантизация и болонизация заполонили и вузы, и школы. Бесконечно меняющиеся образовательные стандарты дошли уже до номера 3+ («троечка
с плюсом»). Педагогическое образование почти исчезло из университетов, а история педагогики и образования и вовсе стала экзотическим курсом по выбору. Но...
...украинский майдан, возвращение Крыма, санкции, война в Сирии, слава Богу, вернули нас на грешную, но родную землю. И стало ясно, что лучше родного отечественного образования ничего нет, что традиционные ценности самые подлинные, что Европа с бородатыми девками и однополыми браками вовсе не традиционная и не христианская, а конкуренция вовсе не двигатель прогресса, а изысканная форма взаимопожирания. Стало ясно, что родная, веками выпестованная педагогика соборности, жертвенности, взаимовыручки, уважения к старшим и любви к Отечеству — самая настоящая и подлинная, а энциклопедизм и фундаментальность важнее компетентности и адаптированности. Стало очевидным, что Сухомлинский и Макаренко не устарели, а Ушинский и Рачинский вовсе не архаика. В Интернете появились предпринимате -ли, печатающие на заказ советские и дореволюционные школьные учебники: геометрию Киселева и астрономию Воронцова-Вельяминова. И спрос на эти книги растет.
Появление в далеком Нижнем Тагиле пять лет назад, когда многие ещё верили в призрачное европейское будущее, экзотического «Историко-педаго-гического журнала», который коллеги бесплатно рассылали по кафедрам университетов, было событием, по меньшей мере, странным. Копаться в прошлом, когда маячит такое светлое будущее, нелепо. Но коллеги из Нижнего Тагила
и их многочисленные авторы со всех концов России упрямо напоминали нам об Ушинском, Каптереве, Вахтерове, Сороке-Россинском, Острогорском, Демкове и других великих педагогах прошлого.
Сегодня, когда, наконец-то, лидеры нашего государства вспомнили о традиционных ценностях и достижениях отечественной педагогики прошлого и призвали нас вернуться к ним, несмотря на то что чиновники от образования их еще не услышали (они все еще долдонят, что «университеты — это драйверы рынка»), актуальность издания «Историко-педагогического журнала» многократно увеличивается. Именно такой журнал становится локомотивом импортозамещения, которое в образовании никак по-настоящему не начнется. Именно такой журнал может стать интеллектуальной основой возрождения отечественного педагогического образования.
И хоть пять лет — это еще не срок, а 20 номеров — это только начало, «Историко-педагогический журнал» — это уже имя. И ничего, что он возник не в столице и не в РАО, и ничего, что тираж пока не шестизначный. Этот журнал — подлинное событие научной жизни России. В нем престижно публиковаться самым именитым ученым.
В этот первый юбилей желаем всей команде «Историко-педагоги-ческого журнала» продолжать жить подлинной научной жизнью, продолжать кропотливый архивно-исторический поиск и ни в коем случае не поддаваться коммерциализации.
Ваши постоянные читатели и отчасти авторы.
39
Екатерина Юрьевна Ромашина, доктор педагогических наук, профессор Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н.Толстого, главный редактор студенческого научного журнала
«The Times of Sdence -Время науки»
Научные журналы занимаются очень важным делом — они моделируют пространство и время. Пространство творчества и поиска истины, честности и открытости, академической свободы и ответственности, требовательности и заинтересованности друг в друге. И время
— научного познания, профессионализма и сотрудничества. Важнее всего это для тех, кто только вступает на путь исследования Мира и Человека. Коллеги, поздравляем с юбилеем вас
— создателей особого историко-педа-гогического времени и пространства
— такого нет больше ни у кого.
Роберто Сани, директор международного журнала History of Education and Children's Literature профессор истории образования Университета Мачерата, Дорена Кароли, доктор исторических наук, профессор истории образования Университета Мачерата, Италия
Уважаемый редакционный совет «Историко-педагогического
журнала»!
Примите наши поздравления из Италии с пятилетием со дня выпуска первого номера «Историко-педагоги-ческого журнала»! Для России такой журнал является редкостью в области исследований истории образования; высокое качество Ваших научных публикаций позволяет читателям зна-
комиться с самыми актуальными результатами в области истории педагогики и истории образования.
Читатели, благодаря Вашему журналу, могут представить огромное богатство русской педагогики и педагогических практик прошлого, которые необходимо сохранить для образования учителей и всех специалистов образования. Ваш журнал позволяет раскрыть эпистемологи-
ческую базу области истории образования как самостоятельной научной дисциплины, представить на страницах издания результаты исследований творческого наследия великих русских педагогов, таких как К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. А. Сухомлинский. История русской педагогики богата традициями, идеями, оригинальными подходами в деле воспитания новых поколений. Советский Союз уже с ранних лет создал единую трудовую школу и боролся против неграмотности масс с помощью букварей, основанных на современной фонетике. Государство с заботой подходило к огромной массе беспризорных детей в 20-е — 30-е годы, что выразилось в создании экспериментальных психолого-педагогических методов воспитания и перевоспитания. Крупные теоретики сопровождают российские реформы образования до сих пор, и Ваш журнал является значительным фактором роста культурного уровня учителей, предоставляя возможность познакомиться с текстами первоисточников, работами ведущих исследователей истории педагогики и образования.
Мы знаем, сколько труда требует редакционная работа коллектива журнала, специализирующегося в области истории образования и после пяти лет со дня первого выпуска поздравляем Вас с высокими качественными результатами!
Журнал пока не индексирован в Web of Science/Scopus, но первый шаг сделан: его статьи представлены в международной библиографии International Bibliography of History of Education and Children's Literature, которая публикуется в Университете Мачетара с 2013 года, в редакции Дорены Кароли и Луиджиаурелио Поманте.
Качество, точность и отличная организация homеpage вашего журнала и open access, обеспечивают возможность публикации материалов в международных базах данных. Желаем наилучших успехов в публикации новых инновационных статей, надеемся на создание рубрики, позволяющей публиковать статьи иностранных исследователей, издаваться на русском и английском языках, а также публиковать рецензии на русские и иностранные статьи об истории образования. Было бы интересно, если на website или в конце каждого номера, читатели смогли бы найти списки новых изданий по истории образования.
Путь сотрудничества открыт перед нами... Все впереди, мы готовы на взаимодействие и обмен редакционным опытом!
С уважением, желаем долголетнего и высококачественного издания Вашего журнала!