Научная статья на тему 'Еврофакультет в РГУ им. И. Канта: опыт сотрудничества вуза с Советом государств Балтийского моря'

Еврофакультет в РГУ им. И. Канта: опыт сотрудничества вуза с Советом государств Балтийского моря Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заботкина Вера Ивановна, Кукса Ирина Юрьевна

Статья посвящена реализации совместного образовательного проекта "Еврофакультет в Калининграде", инициированного Советом государств Балтийского моря и направленного на развитие учебных планов по экономике и юриспруденции и приведение их в соответствие с международными стандартами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EUROFACULTY

The article concentrates on successful implementation of a joint educational project "EuroFaculty in Kaliningrad" initiated by the Council of the Baltic Sea States and aimed at the development of the curriculum in Law and Economics and bringing it in line with international standards.

Текст научной работы на тему «Еврофакультет в РГУ им. И. Канта: опыт сотрудничества вуза с Советом государств Балтийского моря»

2006

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Международная деятельность высшей школы

№ 102

УДК 378.1

ЕВРОФАКУЛЬТЕТ В РГУ ИМ. И. КАНТА: ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА ВУЗА С СОВЕТОМ ГОСУДАРСТВ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ

В.И. ЗАБОТКИНА, И.Ю. КУКСА

Статья представлена доктором географических наук, профессором Федоровым Г.М.

Статья посвящена реализации совместного образовательного проекта "Еврофакультет в Калининграде", инициированного Советом государств Балтийского моря и направленного на развитие учебных планов по экономике и юриспруденции и приведение их в соответствие с международными стандартами.

Международное сотрудничество в сфере высшего профессионального образования является одним из приоритетных и перспективных направлений Российского государственного университета им. И. Канта. Значимость и необходимость «международного измерения» в образовательной деятельности университета обусловлены особым геополитическим положением области и участием России в Болонском процессе. Деятельность, направленная на гармонизацию российского и европейского образования, играет особую роль в обеспечении устойчивого социально-экономического развития экс-клавного региона Российской Федерации.

Появление «международного измерения» влечет за собой изменение привычных подходов к образованию, совершенствование его содержания с учетом международных и европейских требований, принципиально новую организацию учебного процесса, затрагивающую и традиционные для российских вузов управленческие структуры. Речь идет уже не о руководстве факультетом с устойчивым кадровым потенциалом, а о руководстве образовательным проектом, что фактически означает переход от структурно-функциональной, линейной, традиционной для высшей школы модели управления к проектной, нелинейной.

РГУ им. И. Канта имеет долгосрочные договоры о сотрудничестве с 38 университетами из 14 стран мира и активно участвует в международных образовательных проектах, финансируемых из средств международных организаций (ДААД, ДБУ, СИДА, СГБМ и др.) и программ Евросоюза (Темпус/Тасис.).

Самым значимым международным проектом РГУ им. И. Канта (и наиболее крупным международным образовательным проектом России в Балтийском регионе) является проект "ЕвроФакультет", реализуемый с 1 сентября 2000 года по инициативе Совета государств Балтийского моря при непосредственном участии Министерства иностранных дел РФ и при поддержке Министерства образования и науки России. Реализация проекта осуществляется в два этапа: 2000-2003 и 2004-2007 годы.

Основной целью проекта является повышение качества обучения на юридическом и экономическом факультетах Российского государственного университета им. И. Канта; гармонизация российских и международных образовательных программ и учебных планов в сфере экономики и юриспруденции.

Задачи проекта «ЕвроФакультет в Калининграде» нацелены на:

— переработку учебных планов по специальностям юридического и экономического профиля с целью увеличения объема самостоятельной работы студентов, более эффективную их подготовку к самостоятельному решению профессиональных задач;

— совершенствование методики, технологий и методов обучения, прежде всего, на основе использования информационных технологий и доступа к информационным ресурсам, включая новейшие базы данных, Интернет-источники;

— повышение квалификации преподавателей экономического и юридического факультетов РГУ им. И. Канта, стажировки преподавателей, аспирантов и студентов РГУ им. И. Канта в партнерских вузах;

— дополнительную языковую подготовку преподавателей и студентов РГУ им. И. Канта;

— совершенствование учебно-методического сопровождения образовательного процесса (включая разработку и внедрение компьютерных и традиционных учебно-методических

комплексов по дисциплинам; пополнение библиотеки РГУ им. И. Канта и переподготовку

библиотекарей).

Партнерские вузы в рамках проекта "ЕвроФакулътет в Калининграде”: Университет г. Рос-кильде (Дания), Геттингенский университет (Германия), Университет г. Берген, Тронхеймская бизнес школа (Норвегия), Каунасский технический университет (Литва), Лундский университет (Швеция), университет г. Упсала (Швеция), университет г.Турку (Финляндия).

Реализация основных целей и задач осуществлялась по следующим направлениям:

1. Работа по совершенствованию содержания учебных дисциплин (с учетом европейских требований)

В ходе деятельности по проекту «Еврофакультет» была проведена модернизация учебных программ в целях приближения их содержания к будущей профессиональной деятельности по следующим дисциплинам:

- на юридическом факультете: история отечественного государства и права; философия права; правовая информатика;

- на экономическом факультете: стратегический менеджмент; инновационный менеджмент; статистика; экономика фирмы; основы маркетинга; управление маркетингом; маркетинговые исследования; поведение потребителей; управление качеством; финансовый менеджмент и др.

Кроме того, по специальности "Юриспруденция" проведена модернизация спецкурсов и семинарских занятий по основным правовым дисциплинам.

По ряду модернизированных дисциплин подготовлены и опубликованы учебные пособия, в том числе в соавторстве с зарубежными специалистами из вузов-партнеров по проекту («Инновационный менеджмент», «Инвестиционный менеджмент», «Маркетинговые исследования», «Микроэкономика», «Высшая математика для экономистов» и др.) для студентов специальностей «Менеджмент организации», «Маркетинг», «Финансы и кредит»).

Разработаны новые спецкурсы: для студентов юридического факультета -«Международное публичное право», «Международное частное право», «Международное морское право», «Международное гуманитарное право», «Европейское право», «Защита прав человека в Европейском суде по правам человека» и др.; для студентов экономического факультета - «Мультемедийные технологии в маркетинге», «Международный маркетинг», «Интеграционный маркетинг», «Международная торговля (ВТО и ЕС)», «Финансовый менеджмент», «Инвестиционные расчеты», «Инвестиционный менеджмент» и др.

Проводятся лекции с участием преподавателей из партнерских университетов по модернизированным курсам. Совершенствуется обучение иностранным языкам (английскому, немецкому), учебные программы по иностранным языкам ориентируются на профессиональную деятельность; увеличивается количество часов в рамках учебных планов (700 часов вместо положенных 340) на изучение иностранных языков.

Внедрены новые методики преподавания общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализаций:

• практикумы по конституционному и частному праву;

• тренинги по управленческим решениям, управлению ВЭД;

• он-лайн лекции;

• интернет-курсы по правам человека совместно с университетом г. Турку (Финляндия);

• деловые игры по экономике фирмы, основам экономики (EPUS, PUMA);

• элементы методики проблемно-ориентированного обучения в малых группах, а также проектного обучения.

Разработаны учебно-методические комплексы (в т.ч. кейсы для работы в мини-группах, ситуационные и проблемные задачи, тесты). Проведены международные летние школы по европейскому праву для студентов из России (Москва, Ижевск, Санкт-Петербург, Калининград и др.), Латвии, Германии с участием профессоров из России, Финляндии, Норвегии, Швеции, Германии.

2. Работа по введению системы зачетных единиц (ECTS)

С 2003 г. в соответствии с приказом Минобразования № 2847 от 2 июля 2003 г. РГУ им. И. Канта (тогда Калининградский государственный университет) включился в эксперимент по применению системы зачетных единиц в учебном процессе. В настоящее время в эксперименте участвуют 39 вузов России.

Система зачетных единиц (БСТ8) частично внедряется по циклу дисциплин специализаций, по дисциплинам национально-регионального (вузовского) компонента и по курсам по выбору во всех циклах стандарта.

В порядке эксперимента используются элементы системы зачетных единиц в учебном процессе на юридическом факультете РГУ им. И. Канта; причем количество кредитов (зачетных единиц) за каждый предмет (его часть) из учебного плана РГУ им. И. Канта примерно соответствует количеству кредитов (зачетных единиц) за дисциплины, эквивалентные по объему часов и близкие по содержанию из учебных планов партнерских университетов. Разработаны процедуры и нормативная документация по зачету изученных в партнерских вузах дисциплин в кредитах. Планируется выдача приложения общеевропейского образца к диплому.

На экономическом факультете готовится сборник материалов, содержащий описание всех курсов учебного плана по стандарту БСТ8.

3. Создание условий для самостоятельной работы студентов

Одним из значимых результатов проекта является увеличение объема самостоятельной работы студентов: аудиторная работа теперь составляет в среднем 22-25 часов в неделю вместо 27 за счет внедрения новых образовательных технологий и достаточного учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Проведено увеличение объема часов для индивидуальной работы преподавателя со студентами, увеличено время для их самостоятельной работы.

В рамках проекта создан Учебный (ресурсный) центр, предоставляющий возможности для самостоятельного обучения студентов, прежде всего, с использованием новых информационных технологий; расширен библиотечный фонд: приобретено более 3000 томов научной литературы на экономическом факультете, более 1000 томов на юридическом факультете (в т.ч. на английском и немецком языках). На юридическом факультете создан читальный зал с открытым доступом, а также зал иностранной юридической литературы.

Создается языковый центр для самостоятельной работы студентов с компьютерными языковыми программами. Проведена модернизация технического оснащения на сумму свыше 3,5 млн. рублей. Оборудованы новые компьютерные классы с открытым доступом в Интернет (2 класса, 24 компьютера на юридическом факультете; 3 класса, 45 компьютеров на экономическом факультете).

4. Работа по оптимизации учебного процесса

На экономическом факультете в инициативном порядке разработана новая модель учебного плана, в котором выделен блок общей базовой экономической подготовки (2 года) для трех специальностей («Финансы и кредит», «Маркетинг», «Менеджмент организации») и блок специальной подготовки.

Осуществляется переход на многоуровневую подготовку специалистов (бакалавр-магистр, бакалавр-специалист). С 2004 г. начата подготовка бакалавров по направлению «Экономика», ведется работа по открытию магистратуры, программа которой соответствует европейским требованиям к подготовке магистров экономики.

В два раза увеличено количество курсов по выбору. Кроме того, проводятся дополнительные бесплатные курсы иностранного языка для студентов, аспирантов и преподавателей.

5. Другие направления деятельности

На регулярной основе проводятся семинары рабочих групп с участием зарубежных специалистов по основным направлениям деятельности проекта. В апреле 2002 г. в университете была проведена международная конференция “Сотрудничество государств Балтийского моря в сфере образования”, в марте 2003г. состоялся международный семинар на экономическом факультете по результатам модернизации учебных планов. 27 - 30 октября 2005 г. была организована международная научно-практическая конференция «Российское юридическое образование в XXI веке. Опыт реализации проекта СГБМ «Еврофакультет в Калининграде». Всего в рамках проекта было проведено 8 методических семинаров для преподавателей и 7 международных конференций.

Одна из главных идей проекта, получивших успешную реализацию - развитие человеческих ресурсов, кадрового потенциала факультетов. Проводятся стажировки аспирантов и преподавателей в партнерских вузах. Свыше 50 преподавателей и аспирантов прошли стажировки в партнерских вузах; более 100 студентов приняли участие в разных формах академической мобильности. Ряд выпускников университета последних лет получили в партнерских вузах степени магистров права, многие из

них в настоящее время читают в университете новые курсы (в т.ч. на двух языках), активно используют на занятиях новые методики, по которым сами обучались за рубежом.

Материалы большинства семинаров и конференций публикуются. В рамках проекта создан полиграфический центр на юридическом факультете, создается ресурсный центр на экономическом факультете.

В целом следует отметить, что основные цели проекта "Еврофакультет в Калининграде" совпадают со стратегической линией развития двух факультетов - юридического как центра юридического образования в регионе с акцентом на европейское право и экономического как центра экономического образования в регионе с акцентом на стратегии развития бизнеса в Балтийском регионе.

В настоящий момент в рамках Еврофакультета разрабатывается План стратегического развития РГУ им. И. Канта с учетом европейских подходов.

EUROFACULTY IN KALININGRAD: SUCCESSFUL COLLABORATION WITH THE COUNCIL

OF THE BALTIC SEA STATES

Zabotkina V.I., Kuksa I.U.

The article concentrates on successful implementation of a joint educational project "EuroFaculty in Kaliningrad" initiated by the Council of the Baltic Sea States and aimed at the development of the curriculum in Law and Economics and bringing it in line with international standards.

Сведения об авторах

Заботкина Вера Ивановна, окончила Калининградский государственный университет (1973), доктор филологических наук, профессор, проректор по международным связям, заведующая кафедрой Российского государственного университета им. Канта, автор более 150 научных работ, область научных интересов - прагматика, семантика, когнитивная лингвистика.

Кукса Ирина Юрьевна, окончила Калининградский государственный университет (1989), кандидат филологических наук, доцент, проректор по учебной работе, заведующая кафедрой Российского государственного университета им. И. Канта, автор около 40 научных работ, область научных интересов - проблемы языковой модальности, особенности языка и стиля СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.