Научная статья на тему 'Российский приграничный город в системе интеллектуальной безопасности'

Российский приграничный город в системе интеллектуальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / INTELLECTUAL INTERESTS / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ / INTELLIGENT THREATS AND INTELLECTUAL SECURITY / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЕЗОПАСНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ / EDUCATIONAL EXPANSION / ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / GEOPOLITICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тынянова Ольга Николаевна

В статье рассматривается современное состояние интеллектуальной безопасности и ее место и роль в системе национальной безопасности России. С учетом активного расширения экспансии в интеллектуальное пространство России со стороны сопредельных государств (создания «пятой» колонны среди управленческой элиты) в целях обеспечения интеллектуальной безопасности России, в частности, предлагается: Законодательное придание культурно-образовательным учреждениям и государственно ориентированным культурным и образовательным программам вузов РФ, прежде всего на пограничной периферии, статуса национального достояния России и ее охраняемого государством культурного наследия; Законодательное закрепление градообразующего статуса объектов культурно-образовательной инфраструктуры городов субъектов РФ; Внесение в Конституцию и Стратегию национальной безопасности Российской Федерации статьи «Интеллектуальная безопасность» с закреплением в ней за городами приграничных субъектов РФ и их культурно-образовательных учреждений статуса субъекта интеллектуальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тынянова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian border city in the safety of intellectual

This article examines the current state of intellectual security and its place and role in the national security of Russia. Against the backdrop of aggressive expansion in the expansion of the intellectual space of Russia from neighboring countries (creating a "fifth" pillar oi the administrative elite) to provide intellectual security of Russia are invited to: Giving the legislature the cultural and educational institutions and public-oncntcd cultural and educational programs of universities of the Russian Federation, especially at the periphery of the border, the status of the national heritage of Russia and its state-protected cultural heritage. Legislative consolidation of city-forming status of cultural and educational mlrastrutture of the cities of the Russian Federation, Introduction to the Constitution and the National Security Strategy of the Russian Fcdcrauoa, a separate article, "Intellectual Security" with fixing it in the cities bordering Russian regions and their cultural and educational institutions of the status of "the subject of intellectual security" and others.

Текст научной работы на тему «Российский приграничный город в системе интеллектуальной безопасности»

О.Н. Тынянова"

РОССИЙСКИЙ ПРИГРАНИЧНЫЙ ГОРОД В СИСТЕМЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Интеллектуальная безопасность является важнейшим элементом в системе национальной безопасности России. Интеллектуальная безопасность в своей основе имеет три составляющие - интеллектуальные интересы, интеллектуальные угрозы и интеллектуальную защиту. Суть интеллектуальных интересов России - развитие, сохранение и накопление интеллектуального потенциала и интеллектуальных ресурсов, а также эффективное использование и воспроизводство интеллектуальных возможностей его населения.

В качестве источника внутренней угрозы интеллектуальной безопасности государства предлагается рассматривать физические и юридические лица (включая государства), деятельность которых снижает (исключает) эффективное использование учеными своего научного интеллекта; источником внешней угрозы выступает деятельность других государств, «импортирующих» подготовленных государством высококвалифицированных специалистов и (или) умышленно занижающих (дискредитирующих) достижения научного интеллекта данного государства в мировом сообществе.

Под интеллектуальной защитой понимаются различные меры, направленные на обеспечение интеллектуальной безопасности государства. К пассивному обеспечению интеллектуальной безопасности относятся меры, связанные с предупреждением угроз интеллектуальным интересам, к активному - меры по ограничению и ликвидации последствий возникающих угроз интеллектуальным интересам. При этом, как отмечают исследователи, «состояние информационной безопасности государства определяется прежде всего его научным потенциалом и научны-

" Действительный член Международной академии информации дат политических наук.

Труды Института государства и права Российской академии наук № 3/2012

, канди-119

ми ресурсами, то есть количеством и уровнем подготовки работоспособных носителей научного интеллекта - подготовленных и работающих по своей специальности ученых и людей с высшим образованием»1.

Сказанное приобретает сегодня отчетливый геополитический смысл: в рамках геополитического подхода, предполагающего, что ухудшения (геополитической) системы не происходит в случае сохранения центром силы способности удерживать в сфере своего влияния - политического, экономического, культурного - геополитическую (геоэкономическую) периферию; под (национальной) безопасностью следует, как представляется, понимать способность государства как субъекта международных отношений поддерживать уровень внутриполитической интеграции (единства) и своего геополитического (геоэкономического, геокультурного) влияния в лимитрофных зонах, обеспечивающий, как минимум, сохранение геополитического и геостратегического status-quo. Учитывая это, геополитический аспект интеллектуальной безопасности государства можно, по-видимому, определить как его возможности по обеспечению и воспроизводству понимания структуры, механизмов и динамики геополитических, геоэкономических и геокультурных процессов в качестве основы принятия и реализации геостратегических решений.

Важную роль в обеспечении интеллектуальной безопасности государства играет высшее образование и, прежде всего, университетское. Особая роль принадлежит университету в формировании и развитии городской среды вокруг него2.

В условиях изменения «миссии университета» в эпоху постмодерна, что выражается в воспроизводстве им уже не столько научно-педагогических, сколько управленческих кад-

1 Дубровин И.Р., Дубровин Е.Р. Интеллектуальная безопасность // Информационное агентство PRoAtom. URL: http://www.proatom.ru/ mod-ules.php?name=News&file=article&sid =220 (дата обращения: 12.04.12).

2 Университет способен развивать городскую среду // Официальный сайт Уральского федерального университета. URL: http://urfu.ru/ home/press/news / article / tolko-universitet-sposoben-razvit-gorodskuju-sredu (дата обращения: 12.04.12).

ров, становится возможным говорить о национальных университетах как об основном институциональном ресурсе будущего управления территориями.

Данная ситуация с особой остротой проявляется на пограничном пространстве государства, непосредственно находящемся в сфере конкурирующего влияния нескольких (сопредельных) центров силы, проявляется тем сильнее, что в ряде случаев университеты здесь становятся градообразующими структурами (таков, в частности, Северный (Арктический) федеральный университет). Так, в отношении пограничного пространства Российской Федерации можно выделить несколько зон конкурирующего геополитического влияния на университеты приграничных субъектов РФ.

В Арктическом регионе особую геополитическую активность проявляет Норвегия, делающая ставку именно на систему высшего образования: «Поскольку наиболее важным для присутствия Норвегии в Арктике, в тексте Северной стратегии Норвегии признаются отношения между нею и Россией, то норвежское государство учреждает Стипендию северных регионов для российских студентов и ученых для осуществления ими обучения и научных исследований в учебных заведениях Северной Норвегии. Поощрение получения образования, проведения научных исследований в определенной стране является давней геополитической технологией внедрения необходимых базовых ценностей в сознание студентов и исследователей».

В «Стратегии правительства Норвегии в северных регионах» содержится интересная фраза: «Используя ведущие позиции в знаниях, Норвегия должна показывать путь вперед». Путь вперед в данном случае означает «центральные позиции во всех сферах деятельности на Севере». Норвежский документ полагает «присутствие, активность и знания»... «важными ключевыми словами для норвежской стратегии на Севере».

В документе также указывается: «Знания являются сердцевиной стратегии в отношении северных регионов: поднять на новый уровень знания людей и их опыт так, чтобы мы могли показывать путь вперед, использовать уже известные возможности и открывать новые, привлекать к себе других людей, кото-

рые также хотят участвовать в этой работе, инвестировать в знания и делиться этими знаниями с другими. Внешняя политика станет одним из компонентов нашей активной работы в сфере знаний, и мы будем развивать внешнюю политику, опираясь на эти знания и тем самым увеличивая ее способность в большей мере отстаивать норвежские интересы в северных регионах»3.

Все большую активность проявляет Норвегия и в отношении Северного (Арктического) федерального университета (САФУ). Так, ряд научных и образовательных проектов реализуется совместно с Университетом Тромсе в рамках специальной программы вузов-побратимов, студенты проходят семестровое обучение в норвежском Университете Нурланда. С учетом того, что, по мнению руководителей САФУ, «Россия нуждается в специалистах и технологиях для эффективной и безопасной работы на континентальном шельфе... Сегодня здесь есть все необходимые стартовые условия для использования Архангельска в качестве базы обеспечения крупных промышленных проектов в российском Заполярье, создана сеть поставщиков для офшорной нефтегазовой промышленности»4. Иными словами, миссией САФУ является сохранение и воспроизводство ресурсно-экспортного статуса региона, политика Норвегии как основного претендента на долю российского «арктического пирога» получает здесь федеральные гарантии.

Особую роль в системе международной образовательной деятельности играют образовательные программы в рамках консорциума «Университет Арктики», в частности, междисциплинарная программа «Бакалавр циркумполярных наук» (Bachelor of Circumpolar Studies), реализующаяся в университетах восьми арктических государств и дающая, как отмечает руководство САФУ, «междисциплинарные знания о циркумполярном Севере в сравнительной перспективе». При этом планируется перевод

3 Комлева Н.А. Арктическая стратегия приарктических государств: общее и особенное // Погранология. Арктика и безопасность России в свете погранологии: Материалы постоянно действующего межведомственного научного семинара. № 4. М., 2010. С. 84-85.

4 Там же. 122

этой программы с уровня дополнительного образования на уровень бакалавриата, для чего создан консорциум, в который входит Университет Нурланда (Будо) и вузы Северо-Западного федерального округа.

Впрочем, интерес к образовательному и геополитическому пространству Севера проявляет не только Норвегия: студенты также берут отдельные курсы международной программы BCS в университетах и колледжах Канады и США, получая сертификаты за изучение отдельных курсов. В сотрудничестве с партнерами по Университету Арктики разработана совместная образовательная программа Master in Comparative Social Work in the Arctic, в рамках которой преподаватели читают лекции, а студенты обучаются в норвежском вузе. Для развития академической мобильности студентов-бакалавров в сетевом партнерстве Университета Арктики активно используются возможности стипендиальной программы «Север-к-северу». Сотни студентов федерального вуза прошли стажировку по этой программе. В 2011 г. университет начал работу по реализации международных проектов, получивших поддержку программы KolArctic: проекта «Окружающая среда прибрежных территорий, технологии и инновации в Арктике» в сотрудничестве с Университетом Тромсе (Норвегия) и проекта KolArctic IT: education, Networking, Partnership and Innovation.

В рамках обеих программ предусмотрено создание совместных образовательных курсов и проведение научных исследований. САФУ заключил 13 договоров о научном и инновационном сотрудничестве с различными компаниями стран Европы и Азии (Statoil, Французский институт нефти, Лесное общество Хелгеланда, Штокман АГ, ANDRITZ, Innovation Norway, NorTech Oulu, BIM KEMI, NORUT, Shimadzu, Tokyo-Boeki, Huawei). В 2010 г. университет заключил пять договоров с зарубежными корпорациями и технологическими кластерами, специализирующимися в сферах производства высокотехнологичного оборудования, добычи нефти и газа, экологии и совершенствования лесного природопользования, морских биоресурсов, биохимии и биотехнологий, гражданского строительства и эксплуатации инженерных сооружений в сложных климатических условиях,

энергетики, космического мониторинга Земли, информационно-коммуникационных технологий, развития арктических сообществ. Университет расширяет фокус партнерства от регионального к циркумполярному, выстраивает партнерские отношения с ведущими вузами США, Канады, Великобритании, Франции, Германии. В апреле 2011 г. федеральный университет заключил договор о партнерстве с Университетом Аляски (США). Разрабатываются проектные предложения по проведению совместных исследований с университетами Северной Каролины (США), Эдинбурга (Великобритания), с Арктическим центром Университета Версаля и Университетом Верхнего Эльзаса (Франция).

Приведем международные программы, реализующиеся в регионе при активном участии его основных геополитических игроков - Норвегии и Швеции5:

1. CETIA - Окружающая среда прибрежных территорий, технологии и инновации в Арктике (в рамках программы Kolarctic ENPI CBC). Цель: развитие экологических знаний и инновационных решений в экологии, технологии, инновациях и образовании в сфере охраны окружающей среды.

2. BCBU+ - Проект развития Баренцева трансграничного университета (в рамках программы Kolarctic ENPI CBC). Цель: гармонизация, расширение и интеграция магистерских программ Баренцева трансграничного университета в деятельность университетов. Разработка моделей эффективных практик сотрудничества по программам трансграничного университета.

3. Создание основы для научного сотрудничества по энергоэффективности зданий и инфраструктуры на Крайнем Севере (при поддержке Норвежского исследовательского совета). Цель: создание основы для научного сотрудничества между норвежскими и российскими партнерами в области энергоэффективности зданий и инфраструктуры.

4. Бизнес и устойчивое управление на Севере (в рамках программы Норвежского центра международного сотрудниче-

5 См.: Официальный сайт Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова. URL: http:// narfu.ru/international/international_projects (дата обращения: 12.04.2012). 124

ства в сфере высшего образования SIU). Цель: разработка магистерской программы по устойчивому управлению, академическая мобильность.

5. ColdTech - Устойчивые технологии холодного климата (при поддержке Норвежского исследовательского совета). Цель: развитие исследований, связанных со строительством, деятельностью и проживанием в экстремальных климатических условиях.

6. ASTUIS (в рамках программы Норвежского центра международного сотрудничества в сфере высшего образования SIU). Цель: разработка и внедрение магистерской программы «Развитие морских и шельфовых месторождений нефти и газа».

7. Сеть сотрудничества «Северный приграничный университет» (при поддержке Министерства образования Финляндии). Цель: создание совместной магистерской программы обучения в области инженерной экологии в рамках Баренцева трансграничного университета.

8. Создание компетенций в рамках международного курса обучения «Преодоление чрезвычайных ситуаций в Баренцевом регионе». Цель: разработка международной программы обучения ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (пожары, загрязнение нефтепродуктами).

9. Зеленое предпринимательство и инновации как компонента обучения в области управления окружающей средой (при поддержке Шведского института). Цель: внедрение принципов экологически ответственного предпринимательства и развития устойчивых связей с бизнесом в существующие программы обучения менеджменту окружающей среды.

10. NAREC - Норвежско-Российский образовательный и исследовательский консорциум для развития международного бизнеса в сфере энергетики. Цель: объединение ведущих образовательных и исследовательских учреждений Норвегии и России для расширения и развития сотрудничества в реализации исследовательских и образовательных проектов в сфере энергетики.

Сотрудничество университетов Северо-Западного федерального округа и Северной Финляндии осуществляется в рам-

ках Баренцева трансграничного университета (BCBU), куда входят два финских и семь российских университетов.

В 2009-2010 гг. началось внедрение BCBU четырех международных магистерских программ на английском языке («Сравнительная социальная работа», «Инженерная защита окружающей среды», «Циркумполярное здоровье и благополучие» и «Разработка программного обеспечения и информационных систем в глобальной информационной среде»). Выпускники помимо дополнительных знаний получают также возможность трудоустройства на международном рынке. Принято и расширяющее присутствие Финляндии, Швеции и Норвегии в геополитическом пространстве России, принципиальное решение о разработке и развитии совместных программ BCBU - образовательных, магистерских, а также научных исследований и послевузовского образования, что позволяет названным государствам контролировать не только подготовку и импорт специалистов из России, но и формирование вполне определенным образом ориентированных управленцев, готовых реализовывать интересы названных государств в трансграничных коммуникационных проектах.

В Балтийском регионе уже к концу ХХ в. сложилась система межгосударственных и межправительственных организаций и программ, которую образуют: 1) Еврофакультет - для переподготовки учителей, обучения и переподготовки специалистов в области законодательства, экономики, государственного управления; 2) Конференция ректоров Балтийских университетов (CBUR), работающая с 1990 г. в целях содействия кооперации между университетами; 3) COPERNICUS - программа для содействия кооперации между вузами, координации образования и исследований; 4) Программа «Балтийский университет» - для проведения телевизионных образовательных курсов; 5) Рабочая программа для государств Балтии и Восточной Европы, основанная в 1990 г. для технической помощи в области образования и переподготовки; 6) Балтийский летний университет - для студентов по экономике; 7) Северная кооперация в области взрослого и основного образования, работающая с 1991 г. как программа обмена учителями и студентами. Безусловным «лиде-

ром» здесь является РГУ им. И. Канта, столь существенно «выдвинувшийся» в европейское пространство, что может считаться форпостом европейского образования на российской территории: «В контексте сетевых взаимодействий РГУ им. И. Канта является членом таких международных академических объединений, как: ассоциации европейских университетов (European University Association); совета ректоров университетов Балтийского региона (the Conference of Baltic University Rectors, CBUR); сети университетов Балтийского региона (the Baltic Sea Region University Network, BSRUN)... Деятельность сети университетов Балтийского моря координируется университетом г. Турку (Финляндия); деятельность академической сети Программы «Балтийский университет» (the Baltic University Programme Network, BUP) - университетская сеть, объединяющая более 225 университетов в 14 странах бассейна Балтийского моря - координируется секретариатом в университете г. Упсала (Швеция). Ключевыми партнерами проекта объединения университетов за демократию (the Alliance of Universities for Democracy, AUDEM) и виртуального университета Балтийского региона (the Baltic Sea Virtual Campus), созданного для развития дистанционного обучения в регионе Балтийского моря, являются Любекский университет прикладных наук (Германия) и Лундский университет (Швеция). Кроме того, РГУ им. И. Канта входит в число ведущих российских вузов, активно включившихся в Болонский процесс (подписав в 2004 г. Хартию Европейских университетов). Международная проектная деятельность РГУ им. И. Канта развивается в рамках программ добрососедства и трансграничного сотрудничества ЕС: 1) Темпус/ Тасис, наиболее значимыми проектами, реализованными по данной программе, являются: «Россия и Европейский союз: инициатива по введению европейского измерения в учебные программы РГУ им. И. Канта» (2004-2007)... 2) Стипендиальные программы для студентов... -студенческие стипендии различных фондов (DBU, Deutsche Bundesstiftung Umwelt), Стипендия «Альбертина», фонд Марги и Курта Мелльгаард (Marga und Kurt Mollgaard Stiftung, Немецкий фонд академических обменов DAAD, Deutscher Akademischer Austausch Dienst); обеспечение академической мобильности в

рамках программы «Эразмус Мундус. Окно внешнего сотрудничества» (Erasmus Mundus. External Cooperation Window)»6.

На Северном Кавказе геополитическая конкуренция реализуется в рамках системы исламских университетов. Несмотря на широкие возможности получения религиозного образования внутри Республики Дагестан, часть молодежи по разным причинам предпочитает получение религиозного образования за рубежом. Наиболее популярными до сих пор среди молодых российских мусульман остаются университеты Саудовской Аравии, Сирии, Египта и Турции. Поехать на учебу можно как официально - по направлению духовных управлений мусульман, так и в частном порядке. Власти Дагестана говорят о том, что на сегодня более 1 тыс. выходцев из республики числятся студентами исламских иностранных вузов. В этом случае политические процессы в Северной Африке могут способствовать переключению потока обучающихся на Саудовскую Аравию и, как следствие, ужесточению геополитической конкуренции.

Однако наиболее масштабным по охвату российских приграничных территорий является образовательная экспансия Китая, исторически реализующего свои геополитические проекты в форме культуртрегерства. При этом все созданные на территории РФ Институты Конфуция выступают как структурные подразделения российских вузов. В ряде случаев они оформлены в виде центров дополнительного образования или в качестве учебных центров. В подавляющем большинстве случаев основное преподавание ведут китайские преподаватели, которые используют исключительно учебный материал, изданный в КНР на основе китайских образовательных стандартов. В ряде вузов вообще отсутствует российский компонент образования, при этом само ведение занятий китайскими преподавателями не может

6 Клименко Н. Участие РГУ им. И. Канта в проектах трансграничного сотрудничества в сфере образования: Опыт Еврофакультета // V ежегодная международная конференция «Приграничное сотрудничество: РФ, ЕС и Норвегия» (СПб., 28-29 сентября 2009 г.). URL: http://investa.spb.ru / i_rus / act_i /207/natalia_klimenko.pdf (дата обращения: 12.04.2012). 128

быть предметом контроля, поскольку в вузе отсутствуют специалисты со знанием китайского языка. В ряде вузов отсутствуют российские преподаватели, что дает китайским гражданам возможность бесконтрольно обучать российских студентов. Институты Конфуция продвигают китайские стандарты в области не только преподавания языка, но и лингвострановедческих тематик, что, безусловно, может сформировать неадекватную оценку истории российско-китайских отношений. Таким образом, Институты Конфуция в настоящий момент являются центрами китайской культуры на территории России, имеют заметную поддержку со стороны российских вузов, что способствует распространению китайских подходов к культурным и историческим аспектам взаимодействия России и Китая.

Если же говорить о «практической геополитике» как о деятельности по формированию центрально-периферической организации геополитического пространства, то наиболее значительным из рассмотренных геополитических конкурентов оказывается именно КНР, отделения Института Конфуция которого активно действуют в «обеих столицах» России. В этом отношении конкурентами Китая являются лишь США, экспансия которых изначально ориентирована на центральные институты системы образования. Так, 5 февраля 2009 г. в Минобрнауки России под руководством заместителя министра образования и науки РФ В.В. Миклушевского состоялось обсуждение предложений компании Майкрософт по антикризисным программам переподготовки и повышения квалификации как формы содействия обеспечению занятости. «Антикризисные программы Майкрософт» для России были представлены руководителем группы маркетинга и связей с общественностью Майкрософт в России и сопровождались в целом одобрительными выступлениями представителями Корпоративного института ОАО «Газпром» и ряда вузов (МЭСИ, МГТУ им. Баумана и МТУСИ). Между тем, как справедливо отметил участвовавший в том же мероприятии профессор МГУ им. Ломоносова В.А. Сухомлин, несмотря на успешное сотрудничество МГУ (в частности, факультета ВМК) с компанией, «ознакомление с комплексным предложением Майкрософт и проектом соглашения о сотрудни-

честве между Минобрнауки и Майкрософт не может не вызывать беспокойства. Прежде всего, беспрецедентным по масштабу внедрением одной коммерческой иностранной компании (совсем не из дружественной страны) в российское образование, по существу, авральной попыткой получить безоговорочное влияние со своей продукцией и решениями во всех ключевых позициях национальной образовательной деятельности. Антикризис-ность здесь явно притянута... в целях использования конъюнктуры момента для продвижения своих интересов не через конкуренцию на ИТ-рынке... а посредством лоббирования чиновничьего гнезда российского образования, чтобы с помощью чиновников занять ключевые высоты в российском образовании для реализации коммерческой выгоды. Это как раз и называется экспансией». Показательным здесь является то, что компания Майкрософт не является образовательным учреждением и никогда образованием как таковым не занималась. Ее интересы лежат в плоскости обучения и тренинга своим продуктом их потенциальных и реальных пользователей. Для Майкрософт система образования - это, прежде всего, канал доступа к человеческим ресурсам - потенциальным своим пользователям, а также обширное поле для бизнеса посредством внедрения в образование собственных технологий. С учетом же внимания, уделяемого отечественной педагогической мыслью формированию иноязычных коммуникативных компетенций у студентов нелингвистических специальностей , речь сегодня может идти о перспективе утраты русскоязычной коммуникативной компетенции в масштабе всего российского пространства и о превращении его в ресурсную периферию иностранных игроков на российском образовательном поле.

Однако приграничные города как элемент системы интеллектуальной безопасности - это не только университеты, но и

7 См.: Вербицкая Л.А. Глобализация и интернационализация в образовании и значимость исследования иностранных языков. URL: http://rensref.ru/06/dok.php?id=0453 (дата обращения: 12.04.2012); Емельянова Н.И. Преподавание иностранных языков в вузах в условиях глобализации // Журнал «Российское право в Интернете». 2010 . № 3. 130

вся система образования и воспитания и соответствующая инфраструктура - школы и особенно библиотеки, прежде всего малых городов российского приграничья, где школьная библиотека выступает нередко в качестве единственного учреждения, предоставляющего молодежи бесплатные культурно-образовательные услуги. В числе основных проблем библиотек малых российских городов традиционно называют отсутствие государственной поддержки и, как следствие, ограниченность материальных средств, не позволяющая расширять библиотечные фонды и привлекать к работе молодых сотрудников, недостаточная степень координации и кооперации между библиотеками, трудности в развитии социального партнерства, главным образом, отсутствие взаимодействия с местными администрациями.

Между тем на фоне активного расширения экспансии в интеллектуальное пространство России со стороны сопредельных государств сокращается не только сеть библиотек приграничных регионов России - весьма настораживает заявленная на самом высоком государственном уровне в качестве метода решения социальных проблем малых городов России политика дезурбанизации страны: «Особое и очень важное направление - нормализация ситуации в моногородах. Их в России несколько сотен. Живут в них более 16 млн человек и производятся значительные объемы товаров и услуг. В ближайшие месяцы нам необходимо принять оперативные меры, чтобы не допустить резкого падения уровня жизни в моногородах. Это задача и органов власти всех уровней, и руководства предприятий. В течение полугода Правительство должно утвердить программу содействия развитию моногородов, а также принять комплексные планы для тех населенных пунктов, которые находятся в наиболее сложной ситуации. В таких городах и поселках надо создать условия для применения способностей людей в самых разных сферах и, конечно, стимулы для частных инвестиций. Если же экономических перспектив для этого нет или они по каким-либо причинам очень малы, нужно помочь людям переехать в более благоприятное для жизни и работы место, тем более что у нас достаточно

регионов, которые нуждаются в дополнительной рабочей силе (выделено мной. - О.Т.)»8.

Приоритетными с геополитической точки зрения направлениями совершенствования нормативной, институциональной и когнитивной составляющих политики в сфере интеллектуальной безопасности приграничных регионов необходимы:

законодательное придание культурно-образовательным учреждениям и государственно ориентированным культурным и образовательным программам вузов РФ, прежде всего на пограничной периферии, статуса национального достояния России и ее охраняемого государством культурного наследия;

законодательное закрепление градообразующего статуса объектов культурно-образовательной инфраструктуры городов приграничных субъектов РФ;

внесение в Концепцию и Стратегию национальной безопасности РФ отдельной статьи «Интеллектуальная безопасность» с закреплением в ней за городами приграничных субъектов РФ и их культурно-образовательных учреждений статуса субъекта интеллектуальной безопасности;

внесение в п. 1 ст. 3 Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации» дополнения: «Государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию... в образовательном процессе во всех образовательных учреждениях на территории Российской Федерации»;

создание позитивного образа российской истории, пропаганда и продвижение образцов российской культуры, увеличение (прежде всего на территории приграничных субъектов РФ) часов и объема преподавания отечественной истории, русского языка и литературы;

разработка законодательной базы, которая позволила бы упорядочить регистрацию и деятельность зарубежных университетов и иных образовательных учреждений и ИТ-структур на территории

8 Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г. // Российская газета. 2009. 13 нояб.

приграничных субъектов РФ, а также обучение их жителей в зарубежных университетах и иных учебных заведениях;

разработка законодательной базы процессов реформирования образования в Российской Федерации, «чтобы в России наука и образование считались самым ценным всенародным достоянием, которое должно быть защищено конституционно от произвола всякого рода временщиков. ...любые модернизации и преобразования в этих сферах должны быть допустимы только после получения положительных результатов полномасштабных исследований и экспериментов, подтверждающих целесообразность планируемых изменений, а также при условии высокой степени консенсуса в соответствующей профессиональной сре-

9

де» .

9 Сухомлин В.А. Полная победа инноваций над российским образованием. М., 2008. С. 32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.