Научная статья на тему 'Международная программа "Балтийский университет" на пороге 20-летия'

Международная программа "Балтийский университет" на пороге 20-летия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
458
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Балтийский регион
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
программа "балтийский университет" / образовательный проект / межуниверситетское сотрудничество / устойчивое развитие / регион балтийского моря / the baltic university programme / educational project / interuniversity cooperation / sustainable development / the baltic sea region

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ионов Виктор Владимирович, Кропинова Елена Геннадьевна

Рассматривается программа «Балтийский университет» уникальный образовательный проект, организованный с целью содействия устойчивому развитию в регионе Балтийского моря. Анализируется международное межуниверситетское сотрудничество, способствующее межкультурной коммуникации студентов и преподавателей участников программы, создающее возможность проведения совместных исследований, направленных на решение общих экологических и социальных проблем в Балтийском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ионов Виктор Владимирович, Кропинова Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Baltic University Programme is a unique educational project, aiming at sustainable development of the Baltic Sea Region. International interuniversity cooperation facilitates intercultural communication between students and researchers, creates new opportunities for joint research; the project also focuses on solving ecological and social problems in the Baltic Sea region.

Текст научной работы на тему «Международная программа "Балтийский университет" на пороге 20-летия»

ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

УДК 37.014.544+65.012.6(474)

В. В. Ионов Е. Г. Кропинова

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОГРАММА «БАЛТИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» НА ПОРОГЕ 20-летия

Рассматривается программа «Балтийский университет» — уникальный образовательный проект, организованный с целью содействия устойчивому развитию в регионе Балтийского моря. Анализируется международное межуниверситетское сотрудничество, способствующее межкультурной

коммуникации студентов и преподавателей — участников программы, создающее возможность проведения совместных исследований, направленных на решение общих экологических и социальных проблем в Балтийском регионе.

The Baltic University Programme is a unique educational project, aiming at sustainable development of the Baltic Sea Region. International interuniversity cooperation facilitates intercultural communication between students and researchers, creates new opportunities for joint research; the project also focuses on solving ecological and social problems in the Baltic Sea region.

Ключевые слова: программа «Балтийский университет», образовательный проект, межуниверситетское сотрудничество, устойчивое развитие, регион Балтийского моря.

Key worlds: the Baltic University Programme, educational project, interuniversity cooperation, sustainable development, the Baltic Sea Region.

В феврале 1991 г. в г. Кальмар (Швеция). Уппсальским университетом была организована конференция по планированию необычного образовательного проекта. На нее были приглашены представители университетских и научных кругов всех стран региона Балтийского моря. В числе 33 участников этой конференции были и представители Калининградского и Ленинградского университетов, в их числе один из авторов этих строк. Идея проекта была чрезвычайно амбициозна и революционна даже для того времени, начала значительных изменений политической карты Центральной и Восточной Европы. Это — совместное создание образовательной программы университетского уровня с целью одновременного вовлечения студентов всех стран Балтийского региона (определяемого как водосборный бассейн Балтики) в решение проблем состояния его окружающей среды и, в конечном итоге, Балтийского моря как общего достояния. Процесс обучения должен был строиться построен на использовании спутникового телевидения, объединяющего тысячи слушателей из десятков участвующих университетов всех стран этой части Европы; английский язык принимался как единый способ общения в неанглоязычном регионе (позднее этот «вариант» английского назвали Baltic English). Такими были поставленные цели. Многим они казались недостижимыми, но увлеченность и энтузиазм вдохновителя, организатора и бессменного на протяжении более чем 15 лет лидера проекта — профессора Уппсальского университета Ларша Рюдена — были такими, что десятки преподавателей и специалистов в университетах разных стран региона «впряглись» в эту работу и в сентябре 1991 г. был запущен первый спутниковый телевизионный учебный курс: "Балтийское море и его окружающая среда".

Программа «Балтийский университет» — межуниверситетское сотрудничество, организованное с целью содействия устойчивому и демократическому региональному развитию в странах Балтийского бассейна. В результате многолетнего упорного труда в рамках программы ее участникам, сотрудникам и особенно ее основателю Л. Рюдену удалось создать сообщество инициативных и квалифицированных преподавателей, приверженных идеям «Балтийского университета». При их активном участии были организованы курсы, написаны книги, созданы видеофильмы и телевизионные программы. В настоящее время «Балтийский университет» — это

всемирно известная международная региональная университетская сеть, объединяющая более 225 университетов 13 стран бассейна Балтийского моря. Программа предлагает курсы для студентов и магистрантов и осуществляет совместную научно-исследовательскую деятельность. Несколько тысяч студентов изучают разработанные курсы из года в год. Программа затрагивает общепризнанные проблемы состояния окружающей среды и устойчивого развития Балтийского региона. Деятельность программы координируется секретариатом из Университета г. Уппсала (Швеция). Региональные центры программы размещены в ведущих университетах следующих городов: Турку (Финляндия), Лодзь (Польша), Каунас (Литва), Санкт-Петербург (Россия), Калининград (Россия), Таллин (Эстония), Рига (Латвия), Копенгаген (Дания), Гамбург (Германия), Циттау/Горлиц (Германия), Минск (Беларусь), Нитра (Словакия), Львов (Украина), Острава-Поруб (Чехословакия).

С самого начала деятельности программы был сделан упор на изучение возможностей устойчивого развития в регионе Балтийского моря с акцентом на создание совместных ресурсов для целей устойчивого развития, среди которых образование занимает одно из главных мест. В настоящее время программа стала признанным мировым лидером в образовании для устойчивого развития.

На территории Российской Федерации расположено два региональных центра программы: с 1991 г. в Санкт-Петербургском государственном университете и с 1997 г. на базе КГУ (сейчас РГУ им. И. Канта).

К наиболее важным связанным с деятельностью программы достижениям российских вузов в области образования при реализации основных положений Болонского процесса относятся следующие.

1. Разработка учебных планов.

Некоторые вузы, следуя современным требованиям, вызванным ростом интереса к региональным исследованиям, усилением экологизации образования, осознанием роли межкультурных коммуникаций, провели адаптацию курсов, разработанных под эгидой программы, к местным особенностям и требованиям национальных образовательных стандартов. Это позволило включить ряд курсов в учебные планы. Например, курс «Балтийский регион» в значительном объеме представлен в специальном курсе социально-экономической географии Балтийского региона, а курс «Устойчивое развитие Балтийского региона» вошел под оригинальным названием в учебную программу, разработанную для студентов, обучающихся по специальности «Экономическая, социальная и политическая география» на факультете географии и геоэкологии РГУ им. И. Канта.

2. Работа по формированию содержания учебных дисциплин.

Несмотря на исключительную роль учебных курсов, разработанных программой «Балтийский университет», информация, содержащаяся в них, устаревает. Для поддержания жизнеспособности курсов реализуются следующие мероприятия:

— проводится модернизация курсов согласно изменяющейся социально-экономической ситуации в регионе, адаптация существующих учебно-методических пособий, перевод иностранной литературы по тематике курсов и использование имеющихся российских источников и периодики;

— преподаватели «Балтийского университета» регулярно участвуют в семинарах и школах по повышению квалификации, организуемых как программой, так и участвующими в ней вузами;

— читаются лекции преподавателями партнерских университетов, привлекаются специалисты в области изучаемых дисциплин для открытых лекций;

— ведется разработка новых спецкурсов, к которой привлекаются ведущие профессора и отраслевые специалисты.

3. Работа по введению системы зачетных единиц (кредитно-балльной системы).

Программа «Балтийский университет» одной из первых осуществила переход к системе

Единых зачетных единиц (ECTS). Каждый из курсов программы имеет определенное количество ECTS. Это дает возможность студентам «Балтийского университета» при желании продолжить обучение в партнерских вузах и получить соответствующие кредиты (особенно это популярно в Швеции и Финляндии). Количество ECTS за прослушанный курс варьирует от 7,5 до 30 — в зависимости от объема осваиваемого материала. Студентам из России предоставляется уникальная возможность набрать значительное количество ECTS уже в своих родных вузах.

4. Работа по развитию дистанционных технологий обучения.

«Балтийский университет» создавался как новая структура, активно использующая дистанционные методы обучения. Не случайно первоначально в РГУ программа была организована на базе Центра телекоммуникационного обучения. А в Санкт-Петербургском государственном университете она до сих пор пользуется возможностями и инфраструктурой центра дистанционного обучения «Феникс». Оба российских региональных центра оснащены необходимым оборудованием для проведения видео-трансляций курсов, аудио-, видео- и интернет-конференций. Курсы обеспечены печатными и электронными учебными пособиями, видеоматериалами, базой данных на CD. Активно проводится интернет-поддержка со стороны секретариата в Уппсале. Аудио- и интернет-конференции, организуемые между группами студентов разных стран, изучающими один и тот же курс программы в рамках одного и того же семестра, пользуются необычайной популярностью. Дистанционное обсуждение актуальных тем создает замечательную платформу для взаимного развития и межкультурной коммуникации; студенты совершенствуют знания иностранного языка.

5. Работа по оптимизации учебного процесса.

В программе «Балтийский университет» большое внимание уделяется работе по оптимизации учебного процесса. В целях актуализации информации, содержащейся в учебных пособиях, учебной и научной литературе, ежегодно организуются семинары по повышению квалификации преподавателей программы с привлечением ведущих ученых и педагогов вузов Балтийского региона. Преподавателям предоставляется уникальная возможность познакомиться с современными направлениями развития науки в сфере устойчивого развития, гуманитарных и социально-экономических исследований, получить опыт в освоении передовых технологий преподавания. Обучение студентов не ограничивается аудиторными занятиями. Ежегодно для наиболее активных студентов проходят международные конференции в разных странах Балтийского региона. Всеобщее признание получила студенческая конференция, проводимая Польским национальным центром программы (на базе Технического университета г. Лодзь). Студенты не только повышают свой образовательный уровень, посещая лекции ведущих деятелей науки и образования, приглашаемых для проведения семинаров и мастер-классов, но и приобретают друзей из разных уголков Балтийского региона. Ежегодно проходят региональные конференции с участием студентов и преподавателей.

6. Другие направления.

Разрабатываются новые курсы, затрагивающие наиболее актуальные проблемы региона Балтийского моря.

Организуются летние лагеря для студентов программы.

Обсуждаются возможности международных научно-исследовательских проектов.

Подготавливаются совместные публикации.

На базе Центра программы в РГУ работает «Открытый университет», где студентам в факультативном порядке предлагаются курсы: «Окружающая среда в регионе Балтийского моря», «Водный менеджмент в регионе Балтийского моря».

С середины 1990-х гг. программа стала сотрудничать с разными общественными группами, чья деятельность связана с реализацией идеи устойчивого развития. Например, стратегический альянс был заключен с телевизионными компаниями, чтобы донести необходимую информацию до общественности; организовано взаимодействие с представителями органов власти (например, с Агентством охраны окружающей среды) и, что наиболее важно, с местными органами власти.

В 1998 г. начался проект SUPERBS, создавший сеть городов и университетов из 8 стран, поддерживающих идею устойчивого развития. Одним из результатов проекта стало создание Форума городов и университетов (the Baltic University Urban Forum — BUUF). Проект выступил одновременно и ресурсом для университетов, поскольку был нацелен в числе прочего и на университетское образование в сфере устойчивого развития общества. Он также стал информационным ресурсом для городов и населенных пунктов, поскольку были выпущены доклады и другие материалы, ставшие руководством для устойчивого городского развития. В период с 1999 по 2002 г. было реализовано в общей сложности 35 рабочих пакетов, нацеленных на устойчивое городское планирование, развитие демократических процессов и экологический менеджмент. В ходе проекта его участниками был подготовлен магистерский курс «Устойчивое развитие сообществ» (15 ECTS). В настоящее время он с успехом реализуется в ряде университетов сети программы «Балтийский университет».

В 2009 г. завершен еще один проект, инициированный программой, — «Здоровые экосистемы — устойчивое сельское хозяйство». Объектом исследования здесь стали сельские территории.

Лидер этого проекта — доктор Кристина Якобсон, новый директор программы «Балтийский университет». По названному проекту готовится к выпуску одноименный учебник, представляющий собой новый образовательный модуль по устойчивому сельскому хозяйству, землепользованию, развитию сельских территорий, здоровью экосистем и управлению ими.

Программа идет в ногу с требованиями времени. Она стала надежной образовательной платформой для реализации идей устойчивого развития. Свидетельство тому — регулярно (раз в 2 года) проводимая конференция ректоров университетов — участников программы, в ходе которой обсуждаются наиболее актуальные вопросы развития высшего образования в XXI в.

Примечательно, что сфера компетенции программы «Балтийский университет» по многим направлениям отвечает ключевым положениям, обозначенным в Стратегии ЕС в отношении Балтийского региона, утвержденной Европейским советом 26 октября 2009 г. и нацеленной на решение следующих вопросов:

— содействие условиям для создания устойчивой окружающей среды;

— повышение благосостояния жителей регионов,

— обеспечение доступности и привлекательности региона;

— обеспечение безопасности и защищенности жителей региона.

О признании программы «Балтийский университет» важным актором на международной политической арене свидетельствует ее утверждение в декабре 2009 г. в качестве стратегического партнера Совета государств Балтийского моря, что является залогом дальнейшего плодотворного сотрудничества, нацеленного на содействие устойчивому развитию Балтийского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.