Научная статья на тему 'Международный проект как инструмент нтернационализации университета'

Международный проект как инструмент нтернационализации университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
462
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЕТЕВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / МЕЖДУ-НАРОДНАЯ СЕТЕВАЯ МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА / INTERNATIONAL PROJECT / PROJECT ACTIVITY / NETWORK COOPERATION / INTERNATIONALIZATION / CROSS-BORDER COOPERATION / INTERNATIONAL NETWORK MASTER PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варламов Георгий Валерьевич

В статье рассматриваются перспективы развития международной проект-ной деятельности с целью использования международных проектов в качестве ин-струмента интернационализации университета. В работе приводятся результаты реализации международного проекта «ЕвроФакультет-Псков».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL PROJECT AS AN INSTRUMENT FOR UNIVERSITY’S INTERNATIONALIZATION

Prospects of developing international project activity to use international projects as an instrument for university’s internationalization are investigated in the article. The results of the «EuroFaculty-Pskov» project are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Международный проект как инструмент нтернационализации университета»

УДК 378:339

Г. В. Варламов

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ КАК ИНСТРУМЕНТ НТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА

В статье рассматриваются перспективы развития международной проектной деятельности с целью использования международных проектов в качестве инструмента интернационализации университета. В работе приводятся результаты реализации международного проекта «ЕвроФакультет-Псков».

Ключевые слова: международный проект, проектная деятельность, сетевое сотрудничество, интернационализация, кросс-культурные коммуникации, международная сетевая магистерская программа.

Современные условия развития университетов ставят перед ними новые задачи, в том числе и по таким актуальным на сегодняшний день направлениям как интернационализация их деятельности. Исследователи проблем международного образования выделяют следующие преимущества данного процесса: расширение доступности высшего образования, внедрения международных стандартов качества, усиление инновационного характера высшего образования, развитие международного сотрудничества, увеличение объемов академической мобильности преподавателей и студентов и др. [1].

По нашему мнению, существенный вклад в процесс интернационализации университета может внести реализация международных научно-исследовательских и образовательных проектов, так как среди других форм международного сотрудничества — развитие академической мобильности, разработка и реализация совместных образовательных программ, проведение международных научно-практических конференций и конгрессных мероприятий, подготовка совместных публикаций и др. — именно международная проектная деятельность обладает интегративным характером, сочетающих различные виды международного сотрудничества.

Исследователи в области проектного менеджмента предлагают различные определения понятия «проект», отмечая следующие основные характеристики: ограниченность во времени, направленность на достижение конкретных результатов и установленных целей, ограниченность ресурсов и др. [5].

Автор статьи согласен с результатами исследования [2], в котором отмечается, что применительно к сфере высшего образования наиболее точным является следующее определение проекта: «Проект — это временная организация, наделенная ресурсами для выполнения уникального набора работ в определенные сроки в рамках установленного бюджета и создающаяся для достижения качественно и количественно определенных целей».

Исследователи данной проблематики выделяют следующие характеристики международного проекта: целостность (функционирование проекта как системы); уникальность; инновационность; динамичность (изменение условий в пределах проектного пространства); перспективность (устойчивость проекта или значение проектных результатов для развития университета); интегративный характер; практическая направленность; устойчивое развитие проекта (его жизнеспособность после

окончания внешнего финансирования со стороны грантообразующей организации); со-финансирование (данное условие определяется требованиями грантообразующей организаций или грантовой программы); создание партнерской сети [4].

Среди основных преимуществ использования именно проектной формы в процессе интернационализации университета можно выделить следующие [3]:

- возможность привлечения дополнительных ресурсов в условиях сокращение государственного финансирования высшего образования и перехода к финансированию образовательной и научно-исследовательской деятельности на конкурсной основе;

- внедрение инновационных образовательных технологий, а также повышение качества образования в процессе разработки и реализации международных проектов;

- создание условий для максимальной реализации научно-исследовательского потенциала преподавателей в результате знакомства с передовым опытом по проблематике проекта, взаимодействия с коллегами из зарубежных университетов, установления новых профессиональных контактов;

- сетевой формат взаимодействия с партнерами, обеспечивающий гибкость и подвижность, синергетический эффект от объединения ресурсов университетов, повышение эффективности за счет использования современных и перспективных информационно коммуникационных технологий, оптимизацию расходов и др.;

- возможность повышения кросс-культурной осведомленности участников международных проектов в результате постоянного контакта с носителями другого языка и культуры и др.

Отмечая положительные аспекты реализации международных проектов, нельзя не указать и связанные с данной деятельностью риски и трудности:

- относительная пассивность профессорско-преподавательского состава и административно-управленческого персонала в вопросах инициирования, разработки и реализации международных проектов;

- недостаток опыта реализации проектов, в т. ч. и международных;

- непредсказуемость результатов проекта, вызванная как внутренними, так и внешними факторами;

- недостаточный уровень языковой подготовки потенциальных участников проектной деятельности, что существенно ограничивает их возможности участия в международных проектах;

- кадровые перестановки внутри университета, в партнёрских организациях и организационные изменения могут вносить существенные корректировки в процесс реализации проектных мероприятий и достижения запланированных результатов;

- недостаток специально подготовленных проектных менеджеров, т. е. специалистов по изучению возможностей участия университета в определенных программах, подготовке заявочных материалов, координации реализуемых совместно с зарубежными партнерами международных проектов;

- отсутствие каналов своевременного информирования участников проектной деятельности о существующих возможностях разработки и реализации потенциальных международных проектов и др.

Тем не менее, учитывая рисковую специфику международной проектной деятельности как в целом, так и на каждом отдельном этапе реализации проекта, следует понимать, что многие из вышеуказанных рисков характерны для большинства проектов и во многом зависят от конкретной ситуации.

Успех международной проектной деятельности в университете во многом определяется подходом к ее организации. На наш взгляд, необходимыми условиями, способствующими эффективной реализации текущих международных проектов и обеспечивающими разработку перспективных проектов являются:

- наличие в организационной структуре университета подразделений, отвечающих за реализацию международных проектов;

- создание системы международного проектного менеджмента, включающего: базовые подразделения университета, отвечающие за содержательные аспекты международных проектов; участников; административно-управленческие структуры, обеспечивающие эффективную реализацию международных проектов (бухгалтерия, финансовые, хозяйственные, транспортные и др. службы);

- наличие нормативной базы (положения, регламенты, инструкции и др.);

- формирование информационной среды международной проектной деятельности (создание ресурса проекта, информационная поддержка, формирование базы данных реализуемых и уже завершенных проектов, доступ к сети интернет и др.);

- подготовка проектных менеджеров и проектных команд.

Система подготовки к работе в международных проектах на методическом уровне может включать в себя несколько модулей:

- «Проектный менеджмент» (разъяснение основ проектного менеджмента, общих правил разработки и реализации международного образовательного проекта, критериев оценки его эффективности, обучение навыкам составления бюджетов проектов, особенности отчетности по различным программам);

- «Кросс-культурные коммуникации» (разъяснение отличительных особенностей взаимодействия представителей различных культур, общее знакомство с культурой той или иной страны — потенциального проектного партнера, изучение особенностей межкультурных коммуникаций);

- «Организационный» (обучение навыкам организации, проведения и участия в конференциях, семинарах и других мероприятиях международного характера как на базе университета, так и партнерских организаций, обучение правилам документооборота);

- «Языковой» (совершенствование уровня владения иностранным языком, обучение правилам деловой переписки с зарубежными партнерами).

Говоря о международной проектной деятельности Псковского государственного университета, хочется отметить, что в университете накоплен значительный практический опыт по реализации и сопровождению международных проектов в рамках программ приграничного сотрудничества, инициатив Совета Государств Балтийского моря и Совета Министров Северных стран, программ Немецкой службы академических обменов (DAAD), Шведского института и др. В настоящее время университет участвует в ряде крупных международных проектов, таких как «ЕвроФакультет-Псков» (Совет Государств Балтийского моря), «Управление природными ресурсами — перспективы в России и опыт Европейского Союза» (Эразмус +, Жан Моне), «ERANET-MUNDUS: Европейско-Российская академическая сеть» (Эразмус Мундус) и др.

Все вышеуказанные международные проекты вносят существенный вклад в процесс интернационализации Псковского государственного университета. В качестве наиболее яркой иллюстрации возможностей интернационализации университета при помощи международной проектной деятельности может выступать проект

«ЕвроФакультет-Псков», реализуемый при поддержке Совета государств Балтийского моря (СГБМ) и Министерства образования и науки Российской Федерации.

Автор статьи не ставит своей целью глубинный анализ содержательной части проекта, а планирует, обратив внимание на формальное его воплощение, привести примеры практического использования возможностей международного проекта в качестве эффективного инструмента интернационализации университета. На наш взгляд, понимание потенциала международной проектной деятельности позволит добиться более высоких показателей интернационализации университета, предусмотрев значимые для университета мероприятия в плане реализации проекта, заложив необходимые для этого ресурсы в бюджет проекта, сформировав эффективную проектную команду и др.

Целью проекта «ЕвроФакультет-Псков» является повышение конкурентоспособности экономики Псковской области посредством совершенствования структуры и содержания бакалаврских, магистерских и дополнительных образовательных программ по направлению «Экономика», приведения их в соответствие с европейскими стандартами качества и с текущими и перспективными потребностями регионального рынка труда.

Продолжительность проекта составляет семь лет и включает две фазы: с 1 января 2009 г. по 31 августа 2012 г. и с 1 сентября 2012 г. по 31 декабря 2015 г.

Основными задачами реализации первой фазы проекта «ЕвроФакультет — Псков» являлись следующие:

1. Разработка образовательных программ для подготовки бакалавров и магистров по направлению «Экономика», позволяющих сформировать у выпускников универсальные и профессиональные компетенции с учетом текущих и перспективных потребностей регионального и общеевропейского рынка труда.

2. Совершенствование учебно-методического обеспечения, позволяющего повысить эффективность всех видов учебной работы студентов путем внедрения в учебный процесс инновационных образовательных технологий.

3. Обеспечение образовательного процесса техническими и информационными ресурсами, позволяющими подготовить профессионала, способного эффективно использовать последние научно-технические достижения в профессиональной деятельности.

4. Повышение квалификации преподавателей за счет совершенствования языковой подготовки, освоения европейского опыта.

5. Повышение мобильности студентов и преподавателей в рамках учебного, научного и кросс-культурного обмена с европейскими вузами.

6. Улучшение информационного обеспечения за счет доступа студентов и преподавателей к ресурсам сети Интернет, межбиблиотечной информационной сети, организации практик с использованием информационных технологий и международного опыта.

Основными задачами второй фазы проекта являются:

1. Мониторинг рынка труда Северо-Западного Федерального округа и разработка новых бакалаврских и магистерских программ, исходя из потребностей рынка труда.

2. Разработка совместно с университетами — участниками проекта сетевой магистерской программы на английском языке «Бизнес в регионе Балтийского моря»;

3. Вклад в инновационное и региональное развитие за счёт внедрения новой годовой сетевой международной программы развития бизнеса, разработанной для государственных и муниципальных служащих, предпринимателей и представителей университетов, направленной на укрепление внешнеэкономических связей, повышение уровня конкурентоспособности экономики Псковской области и развитие международного сотрудничества.

В качестве сопутствующих задач реализации второй фазы проекта выступают: повышение квалификации преподавателей, их языковой подготовки, внедрение современных методик и технологий в учебный процесс; развитие студенческой мобильности и языковой подготовки студентов; развитие инфраструктуры для бизнес образования, а именно, предоставление доступа к высококачественным информационно-коммуникационным технологиям и улучшенным библиотечным услугам.

Для реализации вышеуказанных целей и задач проекта был сформирован международный консорциум, в состав которого вошли следующие университеты: Университет г. Турку (Финляндия) — ведущий партнер, Псковский государственный университет (Россия), Университет г. Роскилде (Дания), Тронхеймская Бизнес Школа (Норвегия), Стокгольмская Школа Экономики в России (Швеция), Тартуский университет (Эстония), Латвийский университет, Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия), Европейский университет Виадрина (Германия).

Реализация проекта «ЕвроФакультет-Псков» позволила изучить передовой опыт в области разработки и реализации совместных образовательных программ, познакомиться с применяемыми в вузах-партнёрах инновационными образовательными технологиями, повысить квалификацию преподавателей университета, приобрести современное оборудование и получить доступ к международным базам данных, что обеспечивает рост конкурентоспособности ПсковГУ в целом.

Следует отметить, что все мероприятия проекта направлены на достижение стратегических целей развития международной деятельности Псковского государственного университета, которые включают: введение международного измерения в образовательный процесс и создание международной атмосферы в университете; повышение уровня интегрированности в международные образовательные и научные сети; формирование инфраструктуры и институциональных условий для мобильности студентов, преподавателей и исследователей; повышение качества совместных образовательных программ, образовательных программ для студентов по обмену, программ дополнительного образования для иностранных студентов; расширение экспорта образовательных услуг и др.

В качестве конкретных результатов проекта, послуживших драйверами процесса интернационализации в Псковском государственном университете можно выделить следующие:

- увеличение объемов выездной академической мобильности (организовано более 120 индивидуальных и групповых стажировок преподавателей и сотрудников ПсковГУ в зарубежные университеты с целью изучения европейского опыта подготовки бакалавров и магистров, совместной разработки и проведения учебных курсов, знакомства с библиотечными системами зарубежных университетов, участия во встречах рабочих групп проекта, конференциях, семинарах и т. п.);

- увеличение объемов въездной академической мобильности (организовано порядка 90 визитов представителей зарубежных университетов в ПсковГУ с целью

проведения семинаров, рабочих встреч в рамках рабочих групп проекта, мероприятий для студентов ПсковГУ, участия в защитах выпускных квалификационных работ бакалавров, магистров и дипломных проектов специалистов по направлению «Экономика»);

- разработаны инновационные образовательные программы бакалавриата по направлению «Экономика» по трем профилям («Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет и аудит», «Международный бизнес») и магистратуры «Экономика фирмы и отраслевых рынков» (на русском языке), признанные отечественными и зарубежными экспертами соответствующими европейским стандартам качества;

- разработана международная образовательная программа дополнительного образования для бизнеса, представителей власти и университетов;

- проведены 2 международных семинара по вопросам внедрения инновационных методов обучения и использования методик проведения аттестации студентов, представителей других вузов Псковской области, в которых приняло участие порядка 100 человек;

- организованы международные семинары, тренинги, ознакомительные визиты с целью изучения перспективного опыта развития и внедрения инноваций, коммерциализации инноваций, развития и поддержки студенческого предпринимательства («Неделя предпринимательства в ПсковГУ», «24-часовой конкурс бизнес-идей» и др.);

- реализован подпроект по развитию системы обеспечения качества образования в соответствии с требованиями международной системы аккредитации высших учебных заведений Европейским фондом развития менеджмента (EQUIS);

- проведены 2 международные конференции «Проблемы европеизации образования в приграничных территориях», Международная научно-практическая конференция «Конкурентоспособность регионов в контексте общенациональных и мировых социально-экономических процессов», заключительная международная конференция «На пути к современному университету», в которых приняли участие в общей сложности более 400 человек, представляющих бизнес, органы местной и региональной власти, высшие учебные заведения г. Пскова, Псковской области и других регионов Северо-Западного федерального округа, различные министерства и ведомства (выпущены сборники докладов) и др.

Отдельно хотелось бы рассмотреть вклад в процесс интернационализации университета такого комплексного результата проекта как международная сетевая программа подготовки магистров по направлению «Экономика» по профилю «Международный бизнес — Бизнес в регионе Балтийского моря», которая реализуется полностью на английском языке и соответствует российским и международным образовательным стандартам.

В соответствии с № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», сетевая форма реализации образовательных программ предполагает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций [6].

Миссией программы является подготовка высококвалифицированных специалистов международного уровня, способных на практике эффективно применять аналитические и исследовательские компетенции, лидерские качества, инновационные

методы и уникальные знания при разработке и реализации стратегий управления бизнесом в контексте высокой конкуренции и стремительно меняющейся среды.

В рамках программы осуществляется подготовка по дисциплинам базовой части («Бизнес-экономика» (включающая курсы микро- и макроэкономики продвинутого уровня) и «Методология исследования» (включающая как количественные, так и качественные методы) и др., а также вариативной части («Интернационализация бизнеса», «Стратегии международного бизнеса», «Финансирование международных компаний», «Международный учет и отчетность», «Методология исследования», «Среда международного бизнеса в регионе Балтийского моря» и др.).

Учитывая международный характер программы, а также особенности приграничного положения Псковской области пристальное внимание в процессе подготовки магистров уделяется формированию кросс-культурных компетенций, которые позволяют правильно воспринимать и понимать специфику иной культуры, готовят к эффективному взаимодействию с представителями других культур, повышают результативность коммуникаций и профессиональной деятельности в целом.

Учебный план программы предусматривает изучение магистрами курса «Кросс-культурные коммуникации в международном бизнесе», основными целями которого являются: знакомство с основными проблемами и закономерностями кросс-культурных коммуникаций как части международных отношений; изучение норм, правил и стилей межкультурных коммуникаций; развитие практических навыков коммуникативных компетенций.

Задачи курса, в свою очередь, включают: изучение подходов и основных этапов развития кросс-культурным коммуникаций; рассмотрение основных проблем кросс-культурных коммуникаций в современных условиях и определение перспектив их дальнейшего развития; изучение отличительных особенностей основных деловых культур; формирование представления о базовых понятиях коммуникативного процесса; развитие практических навыков коммуникаций, имеющих профессиональную значимость эффективного взаимодействия с представителями других культур; формирование культуры кросс-культурного взаимодействия.

Проведение данного курса осуществляется с активным использованием инновационных образовательных технологий, включая лекции-дискуссии, интерактивные лекции, разбор кейсов и конкретных ситуаций и др. Положительно зарекомендовала себя групповая проектная работа магистров по актуальным кросс-культурным проблемам предприятий региона.

Университеты-партнеры международного проекта «ЕвроФакультет-Псков» активно участвуют в совместной реализации курсов, модулей, отдельных тем, проводя их в формате «гостевого профессора» или с использованием специально созданной для этого инфраструктуры (видеоконференции, дистанционное обучение, использование электронных ресурсов и др.).

Интересные результаты получил проект по совместной реализации курса «Стратегии международного бизнеса», который ПсковГУ проводит с Университетом г. Турку (Финляндия), Латвийским университетом и Тартуским Университетом (Эстония). Наряду с регулярными занятиями по освоению дисциплины магистры, выступая в качестве консультантов виртуальных международных компаний, участвуют в международном командном проекте, в рамках которого решают совместно с представителями вышеуказанных университетов кейсы, разбирают деловые ситуа-

ции, выполняют творческие задания с использованием информационно-коммуникационных технологий, учатся работать в международной команде, принимают управленческие решения и др.

Таким образом, в ходе изучения данной дисциплины магистры получают академические знания с использованием инновационных методов обучения, участвуют в командной работе, сталкиваются с кросс-культурными аспектами коммуникаций, применяют современные информационно-коммуникационные технологии, совершенствуют навыки владения иностранным языком, формируя, тем самым, необходимые для современного рынка труда компетенции.

Подготовка высококвалифицированных специалистов, на наш взгляд, невозможна без изучения в рамках программ выездной академической мобильности передового мирового опыта и знакомства с компаниями, осуществляющими свою деятельность за рубежом.

Учебным планом программы подготовки магистров международного бизнеса предусмотрены зарубежные кратко- (1-2 недели) и долгосрочные (2-4 месяца) стажировки, совместная научно-исследовательская работа со студентами зарубежных университетов, практики в международных компаниях и др.

Так как организация долгосрочных образовательных программ требуют от любого университета значительных временных, трудовых и материальных ресурсов, широкое распространение в настоящее время получили краткосрочные международные образовательные программы, неотъемлемыми составляющими которых являются: лекционные и практические занятия; языковая подготовка; изучение кросс-культурных аспектов коммуникации; посещение предприятий в сфере международного бизнеса; организация студенческих мероприятий; культурная программа (знакомство с университетом, обзорные экскурсии, знакомство со студенческой жизнью в разных странах и др.); выдача сертификатов при успешном завершении программы.

Так, например, студенты-магистры участвовали в программах выездной академической мобильности с целью знакомства с опытом развития студенческого предпринимательства в Эстонии, Латвии и Финляндии, инновационного развития бизнеса в регионе Балтийского моря, перспектив развития экономики в приграничных территориях, посещения компаний в странах-участницах международного проекта «ЕвроФакультет-Псков», участия в международном студенческом лагере по методологии исследований и др.

Каждый участник программ академической мобильности сталкивается с необходимостью решения конкретных внутри-учебных и около-учебных ситуаций, их оценки с точки зрения кросс-культурных коммуникаций, выработки модели поведения с учетом «собственной» культуры и др., что ведет к формированию кросс-культурных компетенций. В свою очередь содержательная часть подобных программ (например, лекционные занятия с участием иностранных преподавателей, ознакомительные визиты или практики в международных компаниях) позволяет получить навыки и опыт, востребованные на современном рынке труда.

Таким образом, реализация международных проектов может служить эффективным инструментом достижения определенных показателей деятельности университета, развития отдельных направлений и форм его международной деятельности, а также интернационализации университета в целом.

Серия «Экономика, право и управление». 3/2016 Литература

1. Агранович М. Л. Интернационализация высшего образования: тенденции, стратегии, сценарии будущего / М. Л. Агранович, И. В. Аржанова, В. А. Галичин, Н. Е. Боревская, Н. В. Гороховатская, Л. И. Ефремова, Е. А. Карпухина, М. В. Ларионова, О. В. Перфильева, Д. В. Суслова, В. М. Филиппов; Национальный фонд подготовки кадров. М.: Логос,

2010. 280 с.

2. Бабенко Е. И. Проектная деятельность университета на основе стратегического анализа [Текст] / E. И. Бабенко, Е. П. Загороднова // Аге Administrandi («Искусство управления»).

2011. № 4. С. 29-35.

3. Варламов Г. В. К вопросу о развитии международной проектной деятельности университета [Текст] / Г. В. Варламов // Проблемы и перспективы европеизации образования в приграничных территориях: сборник материалов Международной конференции. Псков: Псковский государственный университет, 2013. С. 4-6.

4. Рыжкова И. В. Международный проект как инновационная форма деятельности современного университета [Текст] / И. В. Рыжкова // Инновации в образовании. 2008. № 12. С. 63-79.

5. Троцкий М. Управление проектами / М. Троцкий, Б. Груча, К. Огонек. М.: Финансы и статистика, 2006. 304 с.

6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: URL: // http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

Об авторе

Варламов Георгий Валерьевич — кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и международного бизнеса, финансово-экономический факультет, Псковский государственный университет, Россия. E-mail: varlamovgeorge@mail.ru

G.V Varlamov

INTERNATIONAL PROJECT AS AN INSTRUMENT FOR UNIVERSITY'S

INTERNATIONALIZATION

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Prospects of developing international project activity to use international projects as an instrument for university's internationalization are investigated in the article. The results of the «EuroFaculty-Pskov» project are presented in the article.

Key words: international project, project activity, network cooperation, internationalization, cross-border cooperation, international network master program.

About the authors

Varlamov Georgy Valerievich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Global Economy and International Business Department, Finance and Economics Faculty, Pskov State University, Russia. E-mail: varlamovgeorge@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.