Международное научное и образовательное сотрудничество на Балтике
И.И. ЖУКОВСКИЙ, канд. политических наук, проректор по международным связям, Ю.В. БАРАНОВА, начальник отдела трансграничных исследований, НОЦ «Институт Балтийского региона»
На протяжении последних лет наш регион развивается как один из российских центров интеграции в европейское экономическое пространство, как территория, связующая экономику, политику и культуру России и зарубежной Европы.
БФУ им. И. Канта достойно представляет российскую систему образования в регионе Балтийского моря и находится на позициях активного участника процессов трансграничного сотрудничества.
Ключевые слова: БФУ им. И. Канта, Калининградская область, Балтийский регион, международное сотрудничество в образовании и науке, трансграничные проекты.
В основу стратегии развития Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта заложено понимание уникальной роли вуза в защите российских интересов, государственности и культуры в особом, эксклавном регионе России. Университет выполняет свою миссию в конкуренции с университетами Польши и Литвы, других стран Балтийского региона.
БФУ им. И. Канта является одной из ведущих академических площадок России, на базе которой происходит обсуждение и реализация политики сотрудничества российских академических и образовательных учреждений с русскими диаспорами в регионе Балтийского моря. На сегодняшний день среди представителей русскоязычных диаспор наблюдается рост интереса к получению образования в России, что обусловлено образовательной политикой стран проживания русскоязычных граждан и высокой стоимостью образования (при условии получения платного образования). Можно отметить следующие основные направления работы БФУ им. И. Канта по выстраиванию взаимодействия с русскими диаспорами.
Экспорт российских образовательных услуг. С 2005 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования» университет осуществляет подготовку специалистов по именным направлениям Рособразования (в настоящее время у нас обучается 138 человек из Латвии, Литвы, Эстонии, Молдовы, Таджикистана, Киргизии, Туркменистана). Количественные показатели приема иностранных граждан и сооте-
чественников, проживающих за рубежом, по именным направлениям Рос-образования имеют положительную динамику (с 6 чел. в 2005 г. до 55 чел. в 2009 г.). При этом особенно очевидна динамика приема иностранных граждан и соотечественников из Латвии (количество зачисленных увеличилось в 2009 г. по сравнению с 2005 г. в 8 раз) и Литвы (в 2 раза). Подготовка осуществляется по всем программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры.
В целях координации программы поддержки соотечественников, реализации информационно-представительских целей и в связи с резким увеличением количества желающих обучаться в университете 1 августа 2008 г. в Риге было создано обособленное структурное подразделение БФУ им. И. Канта - Представительство в Риге (Латвийская Республика). Рассматривается вариант открытия представительства в Берлине (Германия), которое станет инструментом содействия включению представителей русскоязычных диаспор в различные формы научно-образовательного сотрудничества с БФУ им. И. Канта.
Обучение иностранцев русскому языку. Осуществляется в рамках включенного обучения,летних школ и курсов по русскому языку как иностранному. Ежегодный контингент обучающихся - около 200 человек; по сравнению с 2000 г. количественные показатели имеют положительную динамику (число обучающихся увеличилось в 2,5 раза).
Демонстрацияроссийских инновационных технологий и решений. В рамках мероприятий по усилению российского научного присутствия в регионе Балтийского моря проводится активная работа по демонстрации инновационных научно-образовательных техноло-
гий, разработанных и произведенных в российской системе образования и науки (реализация программы участия в выставках научно-технической продукции и разработок, реализация двусторонних программ повышения квалификации и обмена профессорско-преподавательским составом).
Используя возможности высокотехнологичного оборудования, полученного РГУ им. И. Канта в ходе реализации приоритетного инновационного проекта «Образование», возможна организация совместных международных исследований в области нанотехнологий, материаловедения и др., которые будут решать задачи консолидации исследовательского сообщества в балтийском пространстве.
Поддержка и развитие интереса к русскому языку и культуре в регионе Балтийского моря. БФУ им. И. Канта выступает как центр повышения квалификации для специалистов кафедр русского языка университетов и преподавателей русского языка в школах (только в 2009 г. здесь прошли повышение квалификации более 50 учителей и преподавателей русского языка из Литвы и Польши). Ежегодно проводятся фестивали русского языка в Литве и Польше, причем наблюдается позитивная динамика количества участников и географии проведения (с 50 чел. в 2007 г. до 270 чел. в 2010 г.).
Важным элементом повышения интереса к русскому языку и культуре станет расширение проекта «Содружество» по представлению стипендий для студентов, желающих получить образование в России, и для исследователей, стремящихся повысить свою квалификацию. БФУ им. И. Канта планирует продолжить работу по проведению фестивалей русского языка и культуры в Литве, Польше и Германии.
Одним из инструментов реализа-
ции программ повышения интереса к русскому языку и культуре является Центр общественно-политических исследований «Русская Балтика», который в своей деятельности руководствуется принципами общественной дипломатии.
Кроме того, особое значение имеет развитие совместных проектов (обладающих высоким потенциалом мультипликации результатов), направленных на качественное изменение образовательного процесса на конкретных образовательных направлениях. В данном контексте уместно вспомнить о проекте «Еврофакультет: Калининградская инициатива», который был реализован в РГУ им. И. Канта с 2000 по 2007 гг. (финансировался Советом государств Балтийского моря при поддержке МИД РФ). В 2005 г. на конференции Европейской ассоциации университетов в Глазго проект «Еврофакультет» был отмечен в качестве примера успешного продвижения принципов Болонского процесса в России. Основные цели проекта - гармонизация и интеграция российских и европейских образовательных программ и учебных планов в сфере юриспруденции и экономики. Партнерами экономического подпроекта являлись: Каунасский технический университет (Литва), Лундский университет (Швеция), Тронхеймская бизнес-школа (Норвегия), Геттингенский университет (Германия), Университет г. Рос-кильде (Дания). Партнерами юридического подпроекта были: Геттинген-ский университет (Германия), Университет г. Уппсала (Швеция), Университет г. Берген (Норвегия), Университет г. Турку (Финляндия). В рамках данного проекта проведена серьезная модернизация образовательных программ на юридическом и экономическом факультетах с целью их адаптации к тре-
бованиям европейских образовательных программ и учебных планов.
Как продолжение лучшего опыта реализации проекта «Еврофакультет» разработана концепция проекта «Балтийский правовой институт», которая была представлена на встрече с официальной делегацией Совета государств Балтийского моря в Правительстве Калининградской области в декабре 2009 г.
Важным элементом программ социально-гуманитарного цикла является работа в рамках проекта «Еи4и: Создание центра ЕС в БФУ им. И. Канта». Вследствие своего географического местоположения Калининградская область играет огромную роль во взаимоотношениях между ЕС и Россией. Понимание важности этих взаимоотношений является основным фактором, определяющим преподавательский и исследовательский профиль БФУ им. И. Канта - ведущего научного и образовательного центра Калининградской области. В целях содействия взаимодействию Европейского Союза и России Центр ЕС намерен развиваться как площадка, на которой будут со-
бираться ученые, преподаватели и студенты федерального университета и их партнеры для обсуждения вопросов, связанных с Европейским Союзом. Таким образом, будет создана интеллектуальная сеть сообщества, открытого для всех заинтересованных людей.
БФУ им. И. Канта обладает статусом важного звена научно-образовательной и социокультурной среды Балтийского региона и активно работает над его закреплением. Для этого он располагает необходимым институциональным и кадровым потенциалом. Активную роль в балтийском научно-образовательном сотрудничестве играют Институт Канта, Балтийский межрегиональный институт общественных наук и особенно Социально-гуманитарный парк, включающий пять научно-образовательных центров («Институт Балтийского региона», «Социоинструментарий», «Регион», «Архитектура, градостроительство и территориальное развитие» и «Русская Балтика»).
В регионе Балтийского моря развито трансграничное сотрудничество на макрорегиональном уровне, цель которого - повышение уровня интеграции в регионе и содействие устойчивому развитию. Оно существенно активизировалось в рамках Программы соседства «Регион Балтийского моря». В проектах Программы ЕС приняли участие 1805 организаций из 639 городов Балтийского региона. Всего было реализовано 137 проектов, при этом Евросоюзом на эти цели было выделено 149 млн. евро для стран-членов ЕС и 7,5 млн. евро - для России и Беларуси.
Среди проектов с участием Калининградской области можно особо отметить: «СЕБко: Сотрудничество между городами и сельскими территориями как двигатель регионального развития в Юго-Восточной Балтике», «Ин-
тегрированное ведение хозяйства в водосборных бассейнах (этапы 1 и 2)», «Форум Балтийских городов », «Транснациональный коридор Восток-Запад в Южной Балтике», «Балтийские ворота ПЛЮС», «Чайка: Российский компонент разработки стратегии развития еврорегиона "Балтика"», «Восточный ветер - развитие ветроэнергетики в России», «Лагомар: природное и культурное наследие в южной части Балтийского моря: вызовы и перспективы», «АГОРА - устойчивое развитие туризма в регионе Балтийского моря», а также проект «Окно: Восток-Запад», реализуемый под непосредственным руководством ВАСАБ. Из 45 проектов с участием Калининградской области 25 затрагивают вопросы пространственного планирования. Табл. 1пока-зывает смежные темы, рассматриваемые в проектах Программы соседства «Регион Балтийского моря» наряду с задачами трансграничного пространственного планирования.
Среди мезорегионов Северо-Западного федерального округа РФ наиболее активными участниками трансграничного сотрудничества в Балтийском регионе являются Санкт-Петербург и Калининградская область (участвуют в 40 и 45 проектах соответственно). Тематика проектов с участием Санкт-Петербурга и Калининградской области в целом схожа: пространственное планирование, устойчивое развитие, развитие человеческих ресурсов, информационные и телекоммуникационные технологии, транспортная инфраструктура и логистика, охрана окружающей среды, туризм и инвестиции.
Основными партнерами Санкт-Петербурга в проектах выступают организации, представляющие Южную Финляндию и землю Мекленбург-Фор-поммерн (Германия). Интенсивные связи в рамках совместной проектной
Таблица 1
Смежные темы проектов пространственного планирования в рамках Программы соседства «Регион Балтийского моря»
Тематические направления проектов Количество проектов
Транспортная инфраструктура и логистика 34
Развитие человеческих ресурсов (программы обучения, повышение квалификации и т.д.) 32
Охрана окружающей среды 26
Информационные и телекоммуникационные технологии 19
Туризм 16
Инвестиции 11
Природное, культурное и историческое наследие 8
Сельские территории и развитие сельского хозяйства 8
деятельности установлены с Латвией, Эстонией и Стокгольмом. Важнейшими партнерами для Калининградской области являются регионы Южная Швеция, Смоланд и острова, а также земля Мекленбург-Форпоммерн (Германия).
Для Калининградской области РФ наиболее широкие возможности в плане участия в процессах формирования и развития трансграничного Балтийского макрорегиона открылись в 2006 г. в рамках действия двух Программ соседства - «Регион Балтийского моря» (в том числе во взаимодействии с другими субъектами СЗФО РФ) и «Литва - Польша -Калининградская область РФ».
Отличительная особенность Калининградской области - высокая доля участия муниципалитетов в проектах Программы соседства «Регион Балтийского моря» [1]. Большая часть проектов реализована по следующим направлениям: создание устойчивых сетей коммуникации с целью лучшей пространственной интеграции; содействие созданию транснациональных организаций и возникновению транснациональных инициатив; двустороннее морское сотрудничество в регионе Балтийского моря.
Участие Калининградской области и соседних с ней регионов Литвы и Польши в проектах Программы соседства «Литва - Польша - Калининградская область РФ» позволило ученым БФУ им. И. Канта сделать научные предположения о возможности зарождения трансграничного региона на территории соседства трех стран. Были выделены признаки трансграничного региона (непрерывность территории, наличие органов управления, относительно тесные экономические, достаточно тесные социальные связи, наличие общей или скоординированной инфраструктуры, иногда - этническое сходство и наличие общего исторического прошлого) и доказано наличие каждого из этих признаков на рассматриваемой территории [2]. Наиболее активными акторами приграничного сотрудничества в Калининградской области являются: муниципальные образования «Гусевский муниципальный район», «Нестеровский район», «Озерский район», «Неманский муниципальный район» и «Краснозна-менский муниципальный район»; в Литве - Таурагский, Мариямпольский и Клайпедский регионы; в Польше -Варминьско-Мазурское воеводство. В
большинстве случаев проекты связаны с охраной окружающей среды, пропагандой и повышением эффективности использования возобновляемых источников энергии, поддержкой инициатив местных сообществ и развитием культуры, с вопросами социально-экономического характера (табл. 2).
Калининградская область и Санкт-Петербург являются активными участниками трансграничного сотрудничества на Балтике, однако потенциал их взаимодействия с другими регионами Балтийского моря, на наш взгляд, используется далеко не полностью. Более глубокое изучение трансграничной кооперации должно стать основой для формирования механизмов совершенствования политики приграничного сотрудничества на национальном уровне, определения стратегических направлений и разработки инструментов взаимовыгодной кооперации между приграничными регионами России и Евросоюза.
Изучение нашими учеными опыта многолетнего международного сотрудничества позволило сформировать круг партнеров (региональные и местные органы власти, учреждения культуры, деловые ассоциации, сети, неправительственные организации), совместно с которыми БФУ им. И. Канта принял полноценное участие в реализации проектов в рамках
Программ соседства «Регион Балтийского моря» и «Литва - Польша - Калининградская область РФ». В основном они были реализованы в рамках таких направлений, как охрана окружающей среды, развитие альтернативной энергетики, устойчивое развитие, пространственное планирование, сельско-городское партнерство, природное, культурное и историческое наследие, туризм, развитие малого и среднего бизнеса, инноваций и человеческих ресурсов. Среди перспективных разработок наших ученых следует выделить следующие:
• эволюция социальной идентичности русского населения в странах Балтийского региона; развитие межкультурных взаимодействий России и стран Балтийского региона;
• отношение населения стран Балтийского региона к соседним странам (социологический анализ);
• разработка совместной стратегии использования рекреационного потенциала зоны Куршского и Вислин-ского заливов;
• согласование стратегий территориального развития Калининградской области и приграничных территорий Литвы и Польши;
• активизация экономического сотрудничества в регионе Юго-Восточной Балтики.
Одним из наиболее важных с науч-
Таблица 2
Тематика совместных проектов в рамках Программы соседства «Литва - Польша - Калининградская область РФ»
Направление Количество проектов
Стимулирование экономического и научно-технического сотрудничества 12
Охрана окружающей среды, повышение эффективности и пропаганда использования возобновляемых источников энергии 10
Развитие индустрии приграничного туризма и отдыха, модернизация инфраструктуры, сохранение объектов культуры приграничного значения 4
Поддержка инициатив местных сообществ 14
Культурная самобытность и культурное наследие региона 5
но-образовательной и практической точек зрения является проект по формированию биполярного пространства научных исследований «Клайпеда - Калининград», в результате которого была разработана и утверждена совместная Стратегия развития системы подготовки научных кадров в Клайпедском университете и РГУ им. И. Канта, а также созданы отделы трансграничных исследований, призванные содействовать дальнейшему развитию научного сотрудничества. Данный проект способствовал установлению прочного сетевого взаимодействия между двумя ведущими вузами, расположенными на территории соседства.
Разработанный на данный момент проект «RESAREA-II: Создание трехполярного пространства научных исследований "Гданьск - Клайпеда - Калининград"» представляет собой логическое продолжение предыдущего. Он призван внести вклад в развитие новых пространственных форм экономической интеграции,
таких как международная территориально-производственная система «Трехградье - Калининград», предложенная профессором Тадеушем Пальмовским из Гданьского университета (Польша), и «Триполярная территориальная система "Трехгра-дье - Калининград - Клайпеда" », разработанная учеными БФУ на основе идей Пальмовского [3].
В других проектах Программы «Регион Балтийского моря» на 20072013 гг. и Программы приграничного сотрудничества «Литва - Польша -Россия» на 2007-2013 гг. университет планирует уделить особое внимание инновациям, ИКТ и медицине.
Международное научное и образовательное сотрудничество - важный элемент формирования добрососедских связей в регионе Балтийского моря. Приоритетным направлением развития международной деятельности БФУ им. И. Канта является интернационализация образования и науки, поиск новых форм международного сотрудничества, способствующих
гармонизации российского и европейского образования, повышению качества образовательного процесса по всему спектру образовательных программ. Активное участие университетской корпорации в процессах выстраивания сложных систем взаимоотношений и интеракций способствует формированию интегрированной научно-образовательной среды в регионе Юго-Восточной Балтики, где российское образование и наука играют весомую роль.
Литература
1. Федоров ГМ, Зверев ЮМ, Корнеевец В.С.
Россия на Балтике: 1990-2007 годы. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. С. 102-112.
2. Fedorov G.M, Korneyevets V.S. Theoretical
aspects of forming the trans-border regions. Human Resources - the Main Factor of Regional Development // Journal of Social Sciences. Klaipeda, 2010. № 2. Р. 47-49.
3. Федоров Г.М, Корнеевец В.С. Еврорегио-
ны - новый формат взаимодействия // Космополис. 2008. №2(21). С. 78-85.
ZHUKOVSKIY I, BARANOVA YU. INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL COOPERATION ON THE BALTIC
Close proximity of the Kaliningrad region to the EU countries induced that it has for years developed as one of the Russian centres of integration into the European economic space, as the territory linking economy, politics and culture of Russia and Europe. Immanuel Kant Baltic Federal University (IKBFU) is an active participant of the processes of cross-border cooperation on the Baltic and it worthily represents the Russian system of education, science and culture in the Baltic Sea region.
Keywords: IKBFU, the Kaliningrad region, the Baltic Sea region, international cooperation in education and science, cross-border projects.
А.А. ГРИБАНЬКОВА, доцент М.А. МЯМИНА, доцент
Организация научных исследований в вузе и «менеджмент знаний»
В статье рассматривается возможность использования концепций менеджмента знаний для повышения эффективности научных исследований в вузе.
Ключевые слова: организация научных исследований, менеджмент знаний, неявное и явное знание, экстернализация знаний.
Социокультурные аспекты функционирования и развития науки в академической среде, ядро которой во многих странах мира составляют вузовские исследователи, в последние годы стали предметом пристального внимания. Мировые тенденции в области организации научных исследований свидетельствуют о том, что в жизнь академического сообщества, которое долгое время оставалось относитель-
но автономным когнитивным пространством, ориентированным прежде всего на ценности познания, поиска и распространения Истины как таковой (где нет места утилитарным соображениям экономической эффективности), все больше проникают идеи рынка, коммерциализации научных результатов, конкуренции с другими исследователями (в том числе работающими за пределами академической