Научная статья на тему 'Эвристика и послевузовское профессиональное образование'

Эвристика и послевузовское профессиональное образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВРИСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HEURISTIC STRATEGY / HIGHER SCHOOL TEACHER TRAINING / COMPLEMENTARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садыкова Альбина Рифовна, Коржуев Андрей Вячеславович

В статье обсуждаются подходы к формированию эвристических стратегий познавательной деятельности у педагогов вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Садыкова Альбина Рифовна, Коржуев Андрей Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Heuristics and post-university vocational education

Forming of heuristic strategies during the complementary training of higher school teachers is described in the article.

Текст научной работы на тему «Эвристика и послевузовское профессиональное образование»

Редакционная почта

153

программе может стать самостоятельное построение проекта решения предложенных профессиональных задач, защита исследовательской работы по методической теме, выступление студентов со своими материалами, где они должны показать умения самостоятельно работать с научно-популярной литературой, применять теоретические знания на практике. В течение всего периода обучения оценка преподавателя согласуется с самооценкой студентов. Итоговый контроль суммирует оценку по всем видам контроля.

На основании проведенного исследования нами создана методика разработки и использования профессиональных задач в системе методической подготовки студентов, которая включает: а) разнообразные по содержанию профессиональные задачи, ориентированные на методическую подготовку студентов; б) методические условия успешного решения профессиональных задач в контексте реализации системного, компетентностного, деятельностного и критериально-оценочного подходов; в) этапы решения профессиональных задач;

г) структуру занятий с применением профессиональных задач.

Итак, использование профессиональных задач в процессе методической подготовки студентов к обучению химии способствует созданию ориентировочной основы будущей деятельности преподавателя химии. Профессиональная компетентность студента проявляется именно при решении профессиональных задач, и по результатам их решения можно судить об уровне овладения студентом опытом методической деятельности.

Смоделированные на основе реальных учебных ситуаций профессиональные задачи можно использовать в процессе подготовки студентов и при повышении квалификации уже работающих учителей-практиков.

Литература

1. Компетентностный подход в педагогическом образовании / В.А. Козырев, Н.Ф. Родионова, А.П. Тряпицына и др. / Под ред. Козырева В.А. СПб., 2008.

TOLETOVA M, LYAMIN A. THE USAGE OF PROFESSIONAL BASIS FOR TEACHER STUDENT'S TRAINING

The article is dedicated to the features of the students' methodical training for teaching chemistry. The focus of the article lies on the usage of professional basis, that provides the formation of the professional competence of students. Keywords: professional basis, teacher's competence.

А.Р. САДЫКОВА, доцент ЭврИстИКа

мгуту и послевузовское

а.в. коржуев, профессор профессиональное

ММА им. Им.Сеченова образование

В статье обсуждаются подходы к формированию эвристических стратегий познавательной деятельности у педагогов вузов.

Ключевые слова: эвристический компонент деятельности, подготовка преподавателя высшей школы, дополнительное профессиональное образование.

Деятельность современного преподава- сятилетия были посвящены исследования теля высшей школы многокомпонентна и многих авторов, и все они говорят о необ-многопланова. Ее анализу в последние де- ходимости максимальной профессиональ-

154

Высшее образование в России • № 1, 2010

но-личностной реализации педагога. Иными словами, эту деятельность рассматривают в аспекте насыщения творческими, эвристическими методиками. Постараемся разобраться в том, что такое эвристика.

Выделившись в эпоху античности как метод ведения беседы, эвристика еще долгое время сохраняла скромное «прикладное» значение. Упадок античной науки привел к забвению на многие века заложенные еще натурфилософами начала эвристики. В XVI-XVII вв. труды Г. Галилея, Ф. Бэкона и других ученых возродили эвристические подходы в науке и технике. Логику инженерной эвристики разрабатывал Г.В. Лейбниц (1646-1716 гг.), ряд правил изобретательства предложил немецкий философ Х. Вольф (1679-1754 гг.), а чешский математик Б. Больцано (1781-1848 гг.) в своем труде «Наукоучение» изложил различные эвристические методы и приемы. В России разработкой теории эвристики в начале XX в. занимался инженер П.К. Энгельмей-ер, который описал эвристику в изобретательстве [1].

С развитием многих наук цели, предмет и объекты эвристики становятся разнообразнее и сложнее: появляются расхождения в понимании предмета эвристики и ее основ. Перенося обсуждение в область профессиональной деятельности педагога высшей школы, отметим прежде всего, что период «полураспада» компетентности выпускника вуза, не занимающегося самообразованием, сегодня сильно сокращается. Полноценно реализовать самообразовательную готовность выпускника, обеспечивающую ему режим сохранения профессиональной адекватности требованиям тех или иных профессиональных сообществ, может лишь преподаватель, для которого эвристический компонент в деятельности -не болезненно осваиваемая необходимость, не акция, осуществляемая от случая к случаю, а имманентно присущая структуре его личности стратегия, естественный способ существования как в собственной профессии, так и в информационном социуме в

целом. Сегодня ощущение самодостаточности - и в плане усвоенных некогда фундаментальных, классических продуктов знания, и в плане выработанных и укрепленных в сознании подходов к деятельности -просто непозволительно. Характеризующийся такими качествами преподаватель обречен на стагнацию, как носитель определенного интеллектуального ракурса он очень многое теряет. Проще говоря, стимулировать студента к созданию эвристического продукта может лишь педагог с творческой «неуспокоенностью », постоянно ищущий, развивающийся и втягивающий в сферу своего влияния окружающий микросоциум [2].

Развертывание этого тезиса фокусирует внимание авторов на системе дополнительного профессионального образования педагогов высшей школы, которая в последние годы принимает все более «организованный » статус (например, с 1997 г. во многих вузах создаются специальные факультеты, осуществляющие систематическую очно-заочную подготовку слушателей по специальности дополнительного профессионального образования «Преподаватель высшей школы » - 1080 ч). При этом следует с сожалением признать факт укоренения в этой системе традиций знаниевого подхода и чрезмерной ее ориентации на информационно-сообщающий и репродуктивный типы обучения.

Не призывая к слому «до основанья» положительных тенденций, выскажем ряд соображений, вытекающих из нашего опыта работы. В качестве одного из первых шагов мы предлагаем стратегию насыщения деятельности обучающегося (преподавателя) поиском нового в известном. Это означает включение в деятельность педагога ответов на вопросы о том, какие нереализованные возможности в плане формирования у студентов значимых сегодня качеств и умений содержит тот или иной подход, парадигма, метод, прием обучения, имеющий достаточную предысторию - как в педагогической теории, так и в образователь-

Редакционная почта

155

ной практике высшей школы; и не является ли нечто общепризнанное и широко применяемое не вполне достаточным и не доведенным до логического завершения, а в ряде случаев и просто заблуждением, на которое по каким-то причинам вузовское сообщество не обращает внимания.

Например, обсуждая в числе форм организации деятельности студентов рефераты, обучающий преподаватель предлагает слушателям разложить проблему на «отрицательное» и «положительное». В результате выясняется, что данная форма работы в ряде случаев приводит к откровенной «халтуре»: содержание зачастую целиком заимствуется из Интернета или из других информационных источников, студент или слушатель системы повышения квалификации не дает себе труда даже поверхностно осмыслить «защищаемое» содержание скопированного продукта и т.п. Далее преподаватель ФППК предлагает обучающимся разработать модификацию данной формы работы, позволяющую искоренить выявленный негатив. Одним из возможных вариантов являются самостоятельные работы студентов, рассчитанные на долговременное выполнение - с поэтапным представлением преподавателю рубежного результата, с подробным его обсуждением, предполагающим отчет студента о том, что сделано, как получены те или иные промежуточные выводы, какие альтернативные пути достижения результата возможны, насколько они реализуемы практически. Такая форма работы со слушателями ФППК есть своеобразная «элементарная эвристика», начальный этап формирования полноценных эвристических стратегий.

Еще одной формой организации деятельности слушателей ФППК, способствующей повышению мотивации к эвристическому самовыражению, являются задания на обновление известных образовательных конструктов. Например, обсуждая проблемное обучение, инструктор ФППК предлагает слушателям не только исполь-

зовать известные и описанные приемы его реализации при обучении студентов, но и самостоятельно сконструировать «проблемный» вариант изучения какого-либо конкретного фрагмента учебного знания. Как показывает опыт работы, полезно провести в аудитории некоторые наиболее удачные проблемные занятия (предложив роль студентов обучающимся педагогам), а после окончания ролевой игры организовать обсуждение того, насколько удачно получилось реализовать задуманное.

Постепенно преподаватель ФППК может усиливать эвристический компонент в предлагаемых слушателям заданиях, а также увеличивать объемы заданий. Например, можно предложить слушателям разработать цикл занятий проблемной направленности по какой-либо теме преподаваемой ими учебной дисциплины или представить эскиз соответствующего учебного пособия для студентов. Опыт работы показывает, что формирование эвристических стратегий деятельности у педагогов вузов, обучающихся по программе «Преподаватель высшей школы», может успешно осуществляться в ходе подготовки обязательной для этой программы выпускной квалификационной работы. При этом уже в процессе формулировки и согласования ее темы нужно постараться отойти от традиционных штампов, переходящих от одного поколения взрослых «учеников» к другому, заложив в название темы значимый творческий компонент. Например: «Реализация проблемного обучения с использованием информационно-компьютерных технологий в ...» (таком-то учебном курсе); «Мотивирование к изучению непрофильных учебных дисциплин студентов со слабым исходным уровнем знаний и умений в ...» (вузе такого-то профиля); «Реструктуризация содержания ... (такой-то учебной дисциплины), обусловленная необходимостью реализации принципа культуросообразного обучения» и т.п. Изначально задавая слушателю, готовящемуся к получению диплома или сер-

156

Высшее образование в России • № 1, 2010

тификата, определенный уровень нестандартности предлагаемой для решения проблемы, педагог ФППК стимулирует напряженный интеллектуальный поиск, глубокое погружение дипломанта в соответствующее содержательное поле, организует нацеленность на конструктивное обсуждение актуальных проблем с руководителем и коллегами по учебе и другие значимые творческие корреляты.

Все это обеспечивает трансляцию сформированных в процессе дополнительного профессионального образования стратегий эвристической деятельности в повседневную практическую работу педагога вуза,

способствует формированию на кафедрах и факультетах групп педагогов эвристической ориентации, активно участвующих в создании собственных продуктов и обсуждающих аналогичные произведения своих коллег.

Литература

1. См.: Хуторской А.В. Эвристическое обу-

чение: теория, методология, практика. М.: Аспект-пресс, 1998.

2. См.: Коржуев А.В, Попков В.А. Подготов-

ка преподавателя высшей школы // Педагогика. 2000. №4.

SADYKOVA A, KORZHUEV A. HEURISTICS AND POST-UNIVERSITY VOCATIONAL EDUCATION

Forming of heuristic strategies during the complementary training of higher school teachers is described in the article.

Keywords: heuristic strategy, higher school teacher training, complementary education.

g

К сведению авторов

К публикации принимаются статьи с учетом профиля и рубрик журнала объемом до 0,5 а. л. (20 000 знаков), в отдельных случаях до 0,75 а. л. (30 000 знаков). Текстовый редактор - Word, шрифт - Times New Roman, размер шрифта - 11, интервал - 1,5. Сложные рисунки, графики и таблицы должны быть сделаны с учетом формата журнала (136 (ш) х 206 (в) мм).

К статье должны быть приложены следующие данные.

Сведения об авторах:

• фамилия, имя, отчество всех авторов полностью (на русском и английском языке);

• полное название организации - место работы каждого автора в именительном падеже, страна, город (на русском и английском языке).

• ученая степень, звание, должность;

• адрес электронной почты;

• контактный телефон.

Название статьи (не более пяти слов). Приводится на русском и английском языке.

Аннотация и ключевые слова на русском и английском языке (тексты, переведенные электронным способом, рассматриваться не будут!).

Список литературы. Общие требования и правила составления см.: http://protect.gost.ru/ document.aspx?control=7&id = 173511

Статьи принимаются по адресу: 103045, Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 6, офис 201, тел./факс: (495) 608-93-04.

Редакция журнала «Высшее образование в России».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.