ПРОБЛЕМА ЭВРИСТИКИ В ОБУЧЕНИИ ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
САДЫКОВА А.Р.
В статье рассматриваются идеи педагогической эвристики применительно к деятельности педагога высшей школы и процессу его подготовки в системе дополнительного педагогического образования.
Проблема эвристики применительно к деятельности педагога вуза может трактоваться как обсуждение метода открытия им чего-либо нового, как раздел современной психологии, раскрывающий природу мыслительных операций человека при решении различных задач - независимо от их конкретного содержания. Эвристика понимается как совокупность присущих человеку механизмов, с помощью которых «порождаются» процессы, направленные на решение творческих задач. Эвристический процесс - это процесс построения нового действия, направленного на достижение цели в новой для системы ситуации. Новая ситуация, новая цель и новое действие - таковы признаки эвристического процесса и эвристической деятельности.
Эвристическое обучение, относимое многими авторами (напр., А.В.Хуторским [1]) к ученику средней школы, вполне применимо и в процессе обучения педагогов, преподавателей. Одним из доводов в пользу этого является такой: «испытавший на себе» эвристические методы обучения педагог гораздо легче адаптирует эти идеи в учебном процессе со своими «подопечными» - во всяком случае, быстрее того педагога, которого обучали традиционно. Эта проблема стала актуальной в последние полтора десятилетия, когда на общегосударственном уровне было законодательно обозначено создание системы педагогического образования преподавателей высшей школы - в 1997 году Министерство образования утвердило пакет документов по содержанию образования в рамках специальности «преподаватель высшей школы», предполагавший 1080 часов очно-заочного обучения.
С самых первых этапов функционирования данной образовательной программы стало очевидным, что обычный студенческий вариант обучения не проходит, и необходимо внедрение в учебный процесс активно-деятельностного содержания и методов обучения, в процессе которого педагог будет не только усваивать предлагаемую информацию (пусть даже инновационного характера), не только воспроизводить сформированные умения и стратегии деятельности, транслированные ему обучающим преподавателем, но и создавать собственный, авторский продукт образовательно-методической направленности, что и является смыслом и сутью эвристического подхода.
Далее следует обратить внимание на то, что ключевой элемент эвристического обучения есть эвристическая образовательная ситуация - создание и (или) осознание таких ситуаций побуждает обучающегося и педагога принимать решения об эффективных способах своих действий.
В процессе экспериментального преподавания нами были апробированы некоторые типы создания эвристических ситуаций в образовательном процессе, к которым относится, прежде всего, фиксирование противоречия, той или иной степени несоответствия между тем, что хорошо известно обучаемым педагогам (например, из собственного практического опыта) и тем, что обозначено преподавателем ФППК в содержании лекции, семинара, спецкурса, практикума.
Вторым апробированным нами типом эвристической ситуации, создаваемой в образовательном процессе ФППК, является представление обучающимся вузовским педагогам «открытых» фрагментов педагогического знания - как теоретического, так и практического.
Результатом эвристической образовательной деятельности, как правило, являются образовательные продукты обучающихся на ФППК слушателей, относящиеся к различным образовательным областям: наукам, искусствам, техническим сферам, процессам коммуникации, общения и др. Созда-
Ideas of pedagogical heuristics focused on the professional activity of a high-school professor and his training are discussed in the article.
ние материализованного продукта удовлетворяет тем самым внутреннюю потребность в самореализации педагогов и содействует развитию их соответствующих личностных качеств: когнитивных, креативных, оргдеятельностных.
Как показал наш опыт работы, к известным методам эвристического обучения, применимым к образовательной деятельности на ФППК, относятся: методы мозговой атаки, коллективного поиска оригинальных идей, метод эвристических вопросов, эвристические игры. Само содержание педагогической науки, включающее массу “открытых" фрагментов, неоднозначных выводов и решений, требующих глубокого осмысления утверждений, обусловливает желательность использования в работе по её изучению эвристических методов.
Освоение обучающимся на ФППК педагогом технологий и приёмов эвристической педагогической деятельности инспирирует их перенос в повседневную педагогическую и учебнометодическую деятельность преподавателя, в которой рождаются его самостоятельные эвристические продукты.
Библиографический список
1. Хуторской А.В. Эвристическое обучение. Теория, методология, практика. - М., 1998.
2. Анишина Т.П., Ремезова И.И. Эвристическое образование. - М., 1992.
3. Поспелов Д.А. Философские основания эвристики. - М., 1988.
Ключевые слова: педагогическая эвристика, эвристическая образовательная ситуация, подготовка преподавателя высшей школы, эвристическое содержание образования (внутреннее, внешнее).
Keywords: pedagogical heuristics, heuristic educational situation, high school teacher training, heuristic educational content (internal, external)